Нервные расстройства у детей: что должны знать родители. Как не пропустить психическое расстройство у ребенка и что делать в этих случаях

И психологические, и биологические, и социопсихологические факторы относятся к списку того, от чего может быть психическое расстройство в раннем возрасте. И то, как проявляется заболевание, напрямую зависит от его характера и степени воздействия раздражителя. Психическое расстройство у несовершеннолетнего пациента может вызвать генетическая предрасположенность.

Часто врачи определяют расстройство, как следствие:

  • ограниченности интеллектуальных способностей,
  • поражений головного мозга,
  • проблем внутри семьи,
  • регулярных конфликтов с близкими и сверстниками.

К серьезному психическому расстройству могут привести эмоциональные травмы. Например, случается ухудшение психоэмоционального состояния ребёнка в результате события, вызвавшего потрясение.

Симптомы

Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

  • Гиперактивность - главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
  • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
  • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве - это может быть симптомом шизофрении.

Лечить болезнь, когда она только начинается, проще. И для того чтобы вовремя определить проблему, важно также обращать внимание на:

  • Изменения в настроении ребёнка. Если на протяжении долгого времени дети находятся в состоянии грусти или тревоги, необходимо принять меры.
  • Чрезмерную эмоциональность. Повышенная острота эмоции, например, страха - тревожный симптом. Эмоциональность без обоснованной причины может также провоцировать нарушения сердечного ритма и дыхания.
  • Нетипичные поведенческие реакции. Сигналом о расстройстве психики может быть желание принести вред себе или окружающим, частые драки.

Диагностика психического растройства у ребёнка

Основой для постановки диагноза является совокупность симптомов и степень влияния расстройства на повседневную деятельность ребёнка. При необходимости диагностировать заболевание и его тип помогают смежные специалисты:

  • психологи,
  • соцработники,
  • поведенческий врач и т. д.

Работа с несовершеннолетним пациентом происходит в индивидуальном порядке с использованием утверждённой базы данных симптоматики. Анализы назначаются преимущественно при диагностике нарушений пищевого поведения. В обязательном порядке изучается клиническая картина, история заболеваний и травм, в том числе психологических, предшествующих расстройству. Точных и строгих методов, позволяющих определить психическое расстройство не существует.

Осложнения

То, чем опасно психическое расстройство, зависит от его характера. В большинстве случаев, последствия выражаются в нарушении:

  • способности к общению,
  • интеллектуальной деятельности,
  • правильной реакции на ситуации.

Часто расстройства психики у детей сопровождаются суицидальными наклонностями.

Лечение

Что можете сделать вы

Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей - всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

Задача родителей - вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей - обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

Что делает врач

В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель - выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

  • стимуляторов,
  • антидепрессантов,
  • успокоительных,
  • стабилизирующих и антипсихотических средств.

Профилактика

Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания психическое расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание психическое расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

В силу особых факторов, будь то тяжелая атмосфера в семье, генетическая предрасположенность или черепно-мозговая травма, могут возникать различные нарушения психики. Когда ребенок выходит на свет, невозможно понять, здоров он психически или нет. Физически такие дети ничем не отличаются. Нарушения проявляются позже.

Психические расстройства у детей делятся на 4 больших класса:

1) Умственная отсталость;

2) Задержки развития;

3) Синдром дефицита внимания;

4) Аутизм раннего детского возраста.

Умственная отсталость. Задержка развития

Первый вид психического расстройства у детей – или олигофрения. Психика ребенка недоразвита, наблюдается интеллектуальный дефект. Симптомы:

  • Нарушение восприятия, произвольного внимания.
  • Сужен словарный запас, речь – упрощенная и дефектированная.
  • Дети ведомы окружающей средой, а не своей мотивацией и желаниями.

Выделяют несколько стадий развития в зависимости от показателя IQ: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. В основном они различаются лишь тяжестью симптомов.

Причины возникновения подобного расстройства психики – это патология хромосомного набора, либо травма до рождения, во время родов или в начале жизни. Может быть от того, что мать пила алкоголь во время беременности, курила. Причиной умственной отсталости также может выступать инфекция, падения и травмы матери, тяжелые роды.

Задержки развития (ЗПР) выражаются в нарушениях познавательной деятельности, незрелости личности по сравнению со здоровыми сверстниками и в медленном темпе развития психики. Виды ЗПР:

1) Психически инфантилизм. Психика недоразвита, поведение руководствуется эмоциями и играми, воля слаба;

2) Задержки развития речи, чтения, счета;

3) Иные нарушения.

Ребенок отстает от своих сверстников, медленней усваивает информацию. ЗПР можно корректировать, самое главное, чтобы учителя и педагоги знали о проблеме. Ребенку с задержкой нужно больше времени, чтобы что-либо выучить, однако, при правильном подходе это возможно.

Синдром дефицита внимания. Аутизм

Психические расстройства у детей могут принимать форму дефицита внимания. Этот синдром выражается в том, что ребенок очень плохо концентрируется на задании, не может заставить себя делать одно дело долго и до конца. Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью.

Симптомы:

  • Ребенок не сидит на месте, постоянно хочет куда-нибудь бежать или начать делать другое дело, легко отвлекается.
  • Если он играет во что-нибудь, то не может дождаться, когда придет его черед. Может играть только в активные игры.
  • Много говорит, но никогда не слушает, что говорят ему. Много двигается.
  • Наследственность.
  • Травма во время родов.
  • Инфекция или вирус, распитие алкоголя во время вынашивания ребенка.

Существуют различные способы лечения и коррекции данного заболевания. Можно лечить медикаментозно, можно психологически – обучая ребенка справляться со своими импульсами.

Аутизм раннего детского возраста делится на следующие виды:

— аутизм, при котором ребенок не способен на контакт с другими детьми и взрослыми, никогда не смотрит в глаза и старается не прикасаться к людям;

— стереотипы в поведении, когда ребенок протестует против самых незначительных изменений в своей жизни и окружающем мире;

— нарушение развития речи. Речь ему нужна не для коммуникации — ребенок умеет говорить хорошо и правильно, но общаться не может.

Существуют и другие расстройства, которым могут быть подвержены дети разных возрастов. Например, маниакальные состояния, сидром Туррета и многие другие. Однако все они встречаются и у взрослых. Перечисленные выше расстройства характерны именно для детского возраста.

Заболевания психики характеризуются изменениями сознания, мышления личности. При этом значительно нарушаются поведение человека, его восприятие окружающего мира, эмоциональные реакции на происходящее. Список​ ​распространенных​ ​психических​ ​заболеваний​ ​с​ ​описанием освещает возможные причины возникновения патологий, основные их клинические проявления и методы терапии.

Агорафобия

Заболевание относится к тревожно-фобическим расстройствам. Характеризуется страхом открытого пространства, общественных мест, толпы людей. Часто фобия сопровождается вегетативной симптоматикой (тахикардия, потливость, затрудненное дыхание, боль в груди, тремор и прочее). Возможны панические атаки, которые вынуждают пациента отказываться от привычного уклада жизни из страха повторного возникновения приступа. Лечится агорафобия психотерапевтическими методами и медикаментозно.

Алкогольное​ ​слабоумие

Выступает осложнением хронического алкоголизма. На последней стадии без терапии может привести к смерти больного. Патология развивается постепенно с прогрессированием симптомов. Отмечаются нарушение памяти, в том числе ее провалы, замкнутость, утрата интеллектуальных способностей, контроля своих действий. Без медицинской помощи наблюдаются распад личности, нарушения речи, мышления, сознания. Лечение проводится в наркологических стационарах. Обязателен отказ от спиртного.

Аллотриофагия

Расстройство психики, при котором человек стремится употреблять в пищу несъедобные вещи (мел, грязь, бумагу, химические вещества и другие). Такое явление встречается у пациентов с различными психическими заболеваниями (психопатиями, шизофренией и прочее), иногда у здоровых людей (в период беременности), у детей (в возрасте 1-6 лет). Причинами патологии могут служить недостаток минералов в организме, культурные традиции, желание привлечь внимание. Лечение проводится с применением техник психотерапии.

Анорексия

Психическое расстройство, возникающее в результате нарушения функционирования пищевого центра мозга. Проявляется патологическим стремлением к похудению (даже при низком весе), отсутствием аппетита, страхом ожирения. Больной отказывается от еды, использует всевозможные способы снизить массу тела (диеты, клизмы, вызов рвоты, чрезмерную нагрузку). Наблюдаются аритмии, нарушения менструального цикла, спазмы, слабость и другие симптомы. При тяжелом течении возможны необратимые изменения в организме и смерть.

Аутизм

Детское ​психическое заболевание. Характеризуется нарушением социального взаимодействия, моторики, речевыми дисфункциями. Большинство ученых относят аутизм к наследственным​ ​психическим ​заболеваниям. Диагноз ставится на основании наблюдения за поведением ребенка. Проявления патологии: невосприимчивость больного к речи, указаниям других людей, плохой визуальный контакт с ними, отсутствие мимики, улыбок, задержка речевых навыков, отстраненность. Для лечения используются методики логопедии, поведенческой коррекции, медикаментозная терапия.

Белая​ ​горячка

Алкогольный психоз, проявляющийся нарушением поведения, беспокойством больного, зрительными, слуховыми, тактильными галлюцинациями, вследствие дисфункции обменных процессов в мозге. Причинами делирия служат резкое прерывание длительного запоя, большой разовый объем выпитого спиртного, некачественный алкоголь. У больного отмечаются тремор тела, высокая температура, бледность кожных покровов. Лечение проводится в психиатрическом стационаре, включает дезинтоксикационную терапию, прием психотропных средств, витаминов и прочее.

Болезнь​ ​Альцгеймера

Относится к неизлечимым психическим заболеваниям, характеризуется дегенерацией нервной системы, постепенной утратой умственных способностей. Патология является одной из причин слабоумия у людей пожилого возраста (старше 65 лет). Проявляется прогрессирующими нарушениями памяти, дезориентацией, апатией. На поздних стадиях наблюдаются галлюцинации, утрата самостоятельных мыслительных и двигательных способностей, иногда судороги. Возможно, оформление инвалидности по психическому заболеванию Альцгеймера пожизненно.

Болезнь​ ​Пика

Редкое​ ​психическое​ ​заболевание с преимущественной локализацией в лобно-височных долях мозга. Клинические проявления патологии проходят 3 этапа. На первом отмечается асоциальное поведение (прилюдная реализация физиологических потребностей, гиперсексуальность и подобное), снижение критики и контроля поступков, повтор слов, фраз. Вторая стадия проявляется когнитивными дисфункциями, утратой навыков чтения, письма, счета, сенсомоторной афазией. Третий этап - глубокая деменция (обездвиженность, дезориентация), приводящая к гибели человека.

Булимия

Расстройство психики, для которого характерно неконтролируемое чрезмерное потребление пищи. Больной сосредоточен на еде, диетах (срывы сопровождаются обжорством и чувством вины), своем весе, страдает приступами голода, который не может утолить. При тяжелой форме отмечаются значительные скачки веса (5-10 кг вверх и вниз), припухлость околоушной железы, усталость, выпадение зубов, раздражение в горле. Данное психическое​ ​заболевание зачастую встречается​ ​у​ ​подростков, лиц до 30 лет, преимущественно у женщин.

Галлюциноз

Расстройство психики, характеризующееся наличием у человека различных видов галлюцинаций без нарушений сознания. Они могут быть вербальными (больной слышит монолог или диалог), зрительными (видения), обонятельными (ощущение запахов), тактильными (чувство ползания под кожей или по ней насекомых, червей и прочее). Причиной патологии служат экзогенные факторы (инфекции, травмы, интоксикации), органические поражения мозга, шизофрения.

Деменция

Тяжелое​ ​психическое​ ​заболевание, для которого характерна прогрессирующая деградация когнитивной функции. Происходит постепенная утрата памяти (вплоть до полной потери), мыслительных способностей, речи. Отмечаются дезориентация, потеря контроля над поступками. Возникновение патологии характерно для лиц пожилого возраста, однако не является нормальным состоянием старения. Терапия направлена на замедление процесса распада личности, оптимизацию когнитивных функций.

Деперсонализация

Согласно медицинским справочникам и международной классификации болезней, патологию относят к невротическим расстройствам. Состояние характеризуется нарушением самосознания, отчуждением личности. Пациент воспринимает окружающий мир, свое тело, деятельность, мышление нереальным, существующим автономно от него. Могут отмечаться нарушения вкуса, слуха, болевой чувствительности и прочее. Периодические подобные ощущения не считаются патологией, однако лечение (медикаментозное и психотерапия) требуется при затяжном, упорном состоянии дереализации.

Депрессия

Серьезное​ ​психическое​ ​заболевание, для которого характерны угнетенное настроение, отсутствие радости, позитивного мышления. Помимо эмоциональных признаков депрессии (тоски, отчаяния, чувства вины и прочее), отмечаются физиологическая симптоматика (нарушение аппетита, сна, болевые и другие неприятные ощущения в теле, дисфункция пищеварения, утомляемость) и поведенческие проявления (пассивность, апатия, стремление к уединению, алкоголизм и прочее). Лечение включает медикаментозные средства и психотерапию.

Диссоциативная​ ​фуга

Острое расстройство психики, при котором больной под воздействием травмирующих происшествий внезапно отказывается от своей личности (полностью утрачивая о ней воспоминания), придумывая себе новую. Обязательно присутствует отъезд пациента из дома, при этом умственные способности, профессиональные навыки, характер сохраняются. Новая жизнь может быть краткой (несколько часов) или продолжаться длительное время (месяцы и годы). Далее происходит внезапный (редко - постепенный) возврат к прежней личности, при этом воспоминания о новой полностью утрачиваются.

Заикание

Совершение судорожных действий артикуляционной и гортанной мускулатур при произношении речи, искажая ее и затрудняя процесс выговаривания слов. Обычно заикание возникает в самом начале фраз, реже - в середине, при этом больной задерживается на одном или группе звуков. Патология может редко повторяться (приступообразно) или быть постоянной. Выделяют невротическую (у здоровых детей под воздействием стрессов) и неврозоподобную (при заболеваниях центральной нервной системы) формы болезни. В лечении применяются психотерапия, логопедические коррекции заикания, медикаментозная терапия.

Игромания

Нарушение психики, характеризующееся зависимостью от игр, стремлением к азарту. Среди видов игромании различают патологическую приверженность к азартным играм в казино, компьютерным, сетевым играм, игровым автоматам, тотализаторам, лотереям, продажам на валютных, фондовых рынках. Проявлениями патологии служат непреодолимое постоянное желание играть, больной замыкается, обманывает близких, отмечаются психические нарушения, раздражительность. Нередко данное явление приводит к депрессии.

Идиотия

Врожденное психическое заболевание, характеризующееся умственной отсталостью тяжелого течения. Наблюдается уже с первых недель жизни новорожденного, проявляется значительным прогрессирующим отставанием психомоторного развития. У пациентов отсутствуют речь и ее понимание, способности к мышлению, эмоциональным реакциям. Дети не узнают родителей, не могут овладеть примитивными навыками, вырастают абсолютно беспомощными. Зачастую патология сочетается с аномалиями физического развития ребенка. Лечение основано на симптоматической терапии.

Имбецильность

Значительное отставание умственного развития (олигофрения средней тяжести). У больных наблюдаются слабые способности к обучению (примитивная речь, однако, возможно чтение по слогам и понимание счета), плохая память, примитивное мышление. Отмечается чрезмерное проявление бессознательных инстинктов (сексуальных, к еде), асоциальное поведение. Возможно обучение навыкам самообслуживания (путем повторов), однако жить самостоятельно такие пациенты не в состоянии. Лечение основано на симптоматической терапии.

Ипохондрия

Нервно-психическое расстройство, основанное на чрезмерных переживаниях больного о своем здоровье. При этом проявления патологии могут быть сенсорными (преувеличение ощущений) или идеогенными (ложные представления об ощущениях в организме, способные вызвать в нем изменения: кашель, расстройства стула и другие). Расстройство основано на самовнушении, главной его причиной выступает невроз, иногда органические патологии. Эффективным способом лечения служит психотерапия с применением медикаментозных препаратов.

Истерия

Сложный невроз, для которого характерны состояния аффекта, выраженные эмоциональные реакции, соматовегетативные проявления. Органическое поражение центральной нервной системы отсутствует, расстройства считаются обратимыми. Больной стремится обратить на себя внимание, обладает неустойчивым настроением, могут наблюдаться нарушения двигательных функций (параличи, парезы, шаткость походки, подергивание головы). Истерический припадок сопровождается каскадом выразительных движений (падение на пол и катание по нему, вырывание волос, сучение конечностями и подобное).

Клептомания

Непреодолимое влечение к совершению кражи чужого имущества. При этом преступление совершается не с целью материального обогащения, а машинально, при сиюминутном порыве. Больной осознает незаконность и ненормальность зависимости, иногда пытается ей противостоять, действует один и не разрабатывает планов, не крадет из мести или по аналогичным мотивам. Перед кражей пациент испытывает чувство напряжения и предвкушения удовольствия, после преступления чувство эйфории какое-то время сохраняется.

Кретинизм

Патология, возникающая при дисфункции щитовидной железы, характеризуется отсталостью умственного и физического развития. Все причины кретинизма основаны на гипотиреозе. Может быть врожденной или приобретенной в процессе развития ребенка патологией. Проявляется заболевание задержкой роста тела (карликовость), зубов (и их смены), не пропорциональностью строения, недоразвитостью вторичных половых признаков. Отмечаются нарушения слуха, речи, интеллекта разной степени тяжести. Лечение заключается в пожизненном приеме гормонов.

«Культурный»​ ​шок

Негативные эмоциональные и физические реакции, спровоцированные сменой культурной среды человека. При этом столкновение с иной культурой, незнакомым местом вызывает у личности дискомфорт, дезориентацию. Состояние развивается постепенно. Сначала человеком положительно и оптимистично воспринимаются новые условия, затем наступает этап «культурного» шока с осознанием определенных проблем. Постепенно личность смиряется с обстановкой, и депрессия отступает. Последняя стадия характеризуется успешной адаптацией к новой культуре.

Мания​ ​преследования

Расстройство психики, при котором пациент ощущает слежку за собой и угрозу нанесения вреда. Преследователями выступают люди, животные, нереальные существа, неживые предметы и прочее. Патология проходит 3 этапа формирования: изначально больного беспокоит тревога, он становится замкнутым. Далее признаки приобретают большую выраженность, пациент отказывается от посещения работы, близкого окружения. На третьей стадии возникает тяжелое расстройство, сопровождается агрессией, депрессией, попытками суицида и прочее.

Мизантропия

Нарушение психики, связанное с отчуждением от общества, неприятием, ненавистью к людям. Проявляется нелюдимостью, подозрительностью, недоверием, злобой, наслаждением своим состоянием человеконенавистничества. Данное психофизиологическое свойство личности может перейти в антрофобию (страх человека). К патологии склонны люди, страдающие психопатиями, бредом преследования, после перенесенных приступов шизофрении.

Мономания

Чрезмерная навязчивая приверженность идее, субъекту. Представляет собой однопредметное помешательство, единичное расстройство психики. При этом отмечается сохранность психического здоровья у пациентов. В современных классификаторах болезней данный термин отсутствует, поскольку считается пережитком психиатрии. Иногда применяется для обозначения психоза, характеризующегося единичным расстройством (галлюцинациями или бредом).

Навязчивые​ ​состояния

Психическое заболевание, для которого характерно присутствие упорных мыслей, страхов, действий вне зависимости от воли больного. Пациент вполне осознает проблему, однако преодолеть свое состояние не может. Патология проявляется в навязчивых мыслях (абсурдных, страшных), счете (непроизвольное пересчитывание), воспоминаниях (обычно неприятных), страхах, действиях (их бессмысленный повтор), ритуалах и прочее. В лечении используются психотерапия, медикаментозные средства, физиотерапия.

Нарциссическое​ ​расстройство​ ​личности

Чрезмерное переживание личности своей значимости. Сочетается с требованием повышенного внимания к себе, восхищения. Расстройство основано на страхе провала, боязни оказаться малоценным, беззащитным. Поведение личности направлено на подтверждение собственной ценности, человек постоянно говорит о своих достоинствах, социальном, материальном статусе или умственных, физических способностях и прочее. Для коррекции расстройства требуется длительная психотерапия.

Невроз

Собирательный термин, характеризующий группу психогенных расстройств обратимого, обычно не тяжелого, течения. Основной причиной состояния выступают стресс, чрезмерные психические нагрузки. Пациенты осознают ненормальность своего состояния. Клиническими признаками патологии являются эмоциональные (перепады настроения, ранимость, раздражительность, плаксивость и прочее) и физические (дисфункции сердечной деятельности, пищеварения, тремор, головная боль, затруднение дыхания и другие) проявления.

Олигофрения

Врожденное или приобретенное в раннем возрасте умственное недоразвитие, вызванное органическим повреждением головного мозга. Является распространенной патологией, проявляется нарушениями интеллекта, речи, памяти, воли, эмоциональных реакций, двигательными дисфункциями разной степени выраженности, соматическими расстройствами. Мышление у больных остается на уровне детей младшего возраста. Способности к самообслуживанию присутствуют, но снижены.

Панические​ ​атаки

Приступ паники, сопровождающийся выраженными страхом, тревогой, вегетативной симптоматикой. Причинами патологии выступают стресс, сложные жизненные обстоятельства, хроническая усталость, употребление некоторых лекарств, психические и соматические заболевания или состояния (беременность, послеродовой период, менопауза, подростковый возраст). Помимо эмоциональных проявлений (страх, паника), присутствуют вегетативные: аритмии, тремор, затруднение дыхания, болевые ощущения в различных частях тела (груди, животе), дереализация и прочее.

Паранойя

Расстройство психики, для которого характерна чрезмерная подозрительность. Больные патологически видят заговор, злой умысел, направленные против них. При этом в иных сферах деятельности, мышления адекватность пациента сохраняется в полной мере. Паранойя может быть следствием некоторых психических заболеваний, дегенерации мозга, приема лекарств. Лечение преимущественно медикаментозное (нейролептики с антибредовым эффектом). Психотерапия малоэффективна, поскольку врач воспринимается участником заговора.

Пиромания

Нарушение психики, для которого характерна непреодолимая тяга больного к поджигательству. Поджог производится импульсивно, при отсутствии в полной мере осознания поступка. Пациент испытывает наслаждение от совершения действия и наблюдения за огнем. При этом отсутствует материальная выгода от поджога, он совершается уверенно, пироман напряжен, зациклен на теме о пожарах. При наблюдении за пламенем возможно сексуальное возбуждение. Лечение комплексное, поскольку часто пироманы имеют серьезные психические нарушения.

Психозы

Выраженное расстройство психики, сопровождается бредовыми состояниями, перепадами настроения, галлюцинациями (слуховыми, обонятельными, зрительными, тактильными, вкусовыми), возбуждением или апатией, депрессией, агрессией. При этом у пациента отсутствуют контроль за своими поступками, критика. К причинам патологии относят инфекции, алкоголизм и наркоманию, стрессы, психотравмы, возрастные изменения (старческий психоз), дисфункции центральной нервной и эндокринной системы.

Самоповреждающее​ ​поведение​ ​(Патомимия)

Нарушение психики, при котором человек намеренно наносит себе повреждения (раны, порезы, укусы, ожоги), однако их следы определяет как заболевание кожи. При этом может отмечаться тяга к травмированию кожных, слизистых покровов, повреждению ногтей, волос, губ. Часто в психиатрической практике встречается невротическая экскориация (расчесывание кожи). Для патологии характерна систематичность нанесения повреждений одним и тем же методом. Для лечения патологии используют психотерапию с применением медикаментозных средств.

Сезонная​ ​депрессия

Расстройство настроения, его угнетение, особенностью которого является сезонная периодичность патологии. Встречаются 2 формы заболевания: «зимняя» и «летняя» депрессии. Наибольшую распространенность патология приобретает в регионах с короткой продолжительностью светового дня. К проявлениям относятся подавленное настроение, усталость, ангедония, пессимизм, снижение полового влечения, мысли о суициде, смерти, вегетативная симптоматика. Лечение включает психотерапию и применение медикаментов.

Сексуальные​ ​извращения

Патологические формы полового влечения и искажение его реализации. К половым извращениям относят садизм, мазохизм, эксгибиционизм, педо-, зоофилию, гомосексуализм и прочее. При истинных перверсиях извращенный способ реализации полового влечения становится для больного единственно возможным для получения удовлетворения, полностью замещая нормальную сексуальную жизнь. Патология может формироваться при психопатиях, олигофрениях, органических поражениях центральной нервной системы и прочее.

Сенестопатия

Неприятные ощущения разного содержания и степени выраженности на поверхности тела или в области внутренних органов. Больной чувствует жжение, скручивание, пульсацию, жар, холод, жгучую боль, сверление и прочее. Обычно ощущения локализуются в области головы, реже - в животе, груди, конечностях. При этом отсутствует объективная причина, патологический процесс, который мог бы вызвать подобные чувства. Состояние обычно возникает на фоне расстройств психики (невроза, психоза, депрессии). В терапии требуется лечение основного заболевания.

Синдром​ ​отрицательного​ ​двойника

Психическое расстройство, при котором больной убежден, что его самого или близкого ему человека заменил абсолютный двойник. В первом варианте пациент утверждает, что в совершенных им плохих действиях виновата именно личность, в точности идентичная ему. Бред отрицательного двойника встречается аутоскопический (больной видит двойника) и синдром Капгра (двойник невидим). Патология часто сопровождает психические болезни (шизофрению) и неврологические заболевания.

Синдром​ ​раздраженного​ ​кишечника

Дисфункция толстого кишечника, характеризующаяся наличием симптоматики, которая беспокоит больного длительный период (более полугода). Патология проявляется болью в животе (обычно до дефекации и исчезающая после), расстройством стула (запорами, поносом или их чередованием), иногда вегетативными нарушениями. Отмечается психо-нейрогенный механизм формирования заболевания, также среди причин выделяются кишечные инфекции, гормональные колебания, висцеральная гипералгезия. Симптомы с течением времени обычно не прогрессируют, потеря массы тела не наблюдается.

Синдром​ ​хронической​ ​усталости

Постоянная, длительно продолжающаяся (более полугода) физическая и психическая усталость, которая сохраняется после сна и даже нескольких дней отдыха. Обычно начинается с инфекционного заболевания, однако наблюдается и после выздоровления. К проявлениям относятся слабость, периодические головные боли, бессонница (часто), нарушение работоспособности, возможно снижение веса, ипохондрия, депрессия. Лечение включает уменьшение нагрузки, психотерапию, методы релаксации.

Синдром​ ​эмоционального​ ​выгорания

Состояние умственного, морального и физического истощения. Основными причинами явления выступают регулярные стрессовые ситуации, однообразие действий, напряженный ритм, ощущение недооцененности, незаслуженная критика. Проявлениями состояния считаются хроническая усталость, раздражительность, слабость, мигрени, головокружения, бессонница. Лечение заключается в соблюдении режима труда и отдыха, рекомендуется взять отпуск, делать перерывы в работе.

Сосудистая​ ​деменция

Прогрессирующее снижение интеллекта и нарушение адаптации в социуме. Причиной выступает повреждение участков головного мозга при патологиях сосудов: гипертонии, атеросклерозе, инсульте и прочее. Проявляется патология нарушением познавательных способностей, памяти, контроля за поступками, ухудшением мышления, понимания обращенной речи. При сосудистой деменции отмечается сочетание когнитивных и неврологических расстройств. Прогноз заболевания зависит от выраженности поражений мозга.

Стресс​ ​и​ ​нарушение​ ​адаптации

Стрессом считаются реакции организма человека на чрезмерно сильные раздражители. При этом данное состояние может быть физиологическим и психологическим. Следует отметить, что при последнем варианте стресс вызывается как отрицательными, так и положительными эмоциями сильной степени выраженности. Нарушение адаптации наблюдается в период приспособления к меняющимся жизненным условиям под воздействием различных факторов (потеря близких, тяжелое заболевание и прочее). При этом отмечается связь между стрессом и расстройством адаптации (не более 3 месяцев).

Суицидальное​ ​поведение

Образ мыслей или действий, направленных на самоуничтожение с целью ухода от жизненных проблем. Суицидальное поведение включает 3 формы: завершенный суицид (оконченный смертью), попытку самоубийства (не завершившуюся по разным причинам), суицидальное действие (совершение действий с низкой вероятностью летальности). Последние 2 варианта зачастую становятся просьбой о помощи, а не реальным способом уйти из жизни. Больные должны находиться под постоянным контролем, лечение проводится в психиатрическом стационаре.

Сумасшествие

Термин означает тяжелое психическое заболевание (безумие). В психиатрии применяется редко, обычно используется в разговорной речи. По характеру воздействия на окружение сумасшествие может быть полезным (дар предвидения, вдохновение, экстаз и прочее) и опасным (ярость, агрессия, мания, истерия). По форме протекания патологии различают меланхолию (подавленность, апатия, душевные переживания), манию (гипервозбудимость, неоправданная эйфория, чрезмерная подвижность), истерию (реакции повышенной возбудимости, агрессивности).

Тафофилия

Расстройство влечения, характеризующееся патологическим интересом к кладбищу, его атрибутике и всему, что с этим связано: надгробиям, эпитафиям, историям о смерти, похоронам и прочее. Наблюдается различная степень тяги: от легкой заинтересованности до одержимости, проявляющейся в постоянном поиске информации, частом посещении кладбищ, похорон и так далее. В отличие от танатофилии и некрофилии, при данной патологии отсутствуют пристрастия к мертвому телу, половое возбуждение. Преимущественный интерес при тафофилии имеют погребальные обряды и их атрибутика.

Тревожность

Эмоциональная реакция организма, которая выражается озабоченностью, предчувствием неприятностей, страхом перед ними. Патологическая тревожность может возникать на фоне полного благополучия, может быть краткой по времени или являться устойчивой чертой личности. Проявляется напряжением, выраженным беспокойством, ощущением беспомощности, одиночества. Физически могут наблюдаться тахикардия, учащение дыхания, рост кровяного давления, гипервозбудимость, нарушения сна. В лечении эффективны психотерапевтические методики.

Трихотилломания

Расстройство психики, которое относится к неврозу навязчивых состояний. Проявляется тягой к вырыванию собственных волос, в некоторых случая к последующему их поеданию. Обычно появляется на фоне безделья, иногда при стрессе, чаще встречается у женщин и детей (2-6 лет). Вырывание волос сопровождается напряжением, которое затем сменяется удовлетворением. Акт выдергивания обычно производится неосознанно. В подавляющем большинстве случаев вырывание осуществляется с волосистой части головы, реже - в области ресниц, бровей и иных труднодоступных мест.

Хикикомори

Патологическое состояние, при котором личность отрекается от социальной жизни, прибегая к полной самоизоляции (в квартире, комнате) сроком более полугода. Такие люди отказываются от работы, общения с друзьями, родственниками, обычно находятся на иждивении у близких или получают пособие по безработице. Данное явление - частый признак депрессивного, обсессивно-компульсивного, аутистического расстройства. Самоизоляция развивается постепенно, при необходимости люди все же выходят во внешний мир.

Фобия

Патологический иррациональный страх, реакции на который обостряются при воздействии провоцирующих факторов. Фобии свойственно навязчивое упорное течение, при этом человек избегает пугающих объектов, видов деятельности и прочее. Патология может быть различной степени выраженности и наблюдается как при небольших невротических расстройствах, так и при серьезных психических заболеваниях (шизофрения). Лечение включает психотерапию с применением медикаментозных средств (транквилизаторы, антидепрессанты и прочее).

Шизоидное​ ​расстройство

Расстройство психики, для которого характерны необщительность, замкнутость, низкая потребность в социальной жизни, аутистические черты личности. Такие люди эмоционально холодны, отличаются слабой способностью к сопереживанию, доверительным отношениям. Расстройство проявляется в раннем детстве и наблюдается на протяжении всей жизни. Для данной личности характерно наличие необычных увлечений (научные исследования, философия, йога, индивидуальные виды спорта и прочее). Лечение включает психотерапию и социальную адаптацию.

Шизотипическое​ ​расстройство

Расстройство психики, характеризующееся аномальным поведением, нарушением мышления, схожими с симптоматикой шизофрении, однако слабовыраженной и неясной. Присутствует генетическая предрасположенность к заболеванию. Патология проявляется эмоциональными (отрешенность, равнодушие), поведенческими (неадекватные реакции) нарушениями, социальной дезадаптацией, наличием навязчивых идей, странных убеждений, деперсонализацией, дезориентацией, галлюцинациями. Лечение комплексное, включает психотерапию и прием медикаментов.

Шизофрения

Тяжелое психическое заболевание хронического течения с нарушением мыслительных процессов, эмоциональных реакций, приводящее к распаду личности. К наиболее распространенным признакам болезни относятся слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред, расстройства речи и мышления, сопровождающиеся социальной дисфункцией. Отмечаются насильственный характер слуховых галлюцинаций (внушения), скрытность больного (посвящает только близких), избранность (пациент убежден, что его выбрали для миссии). Для лечения показана медикаментозная терапия (антипсихотические препараты) с целью корректировки симптоматики.

Элективный​ ​(избирательный)​ ​мутизм

Состояние, когда у ребенка наблюдается отсутствие речи в определенных ситуациях при исправном функционировании речевого аппарата. В иных обстоятельствах и условиях дети сохраняют способность говорить и понимать обращенную речь. В редких случаях расстройство встречается у взрослых людей. Обычно для возникновения патологии характерен период адаптации к детскому саду и школе. При нормальном развитии ребенка расстройство проходит самопроизвольно к возрасту 10 лет. Наиболее эффективным лечением считаются семейная, индивидуальная и поведенческая терапия.

Энкопрез

Заболевание, для которого характерны дисфункция, бесконтрольность акта дефекации, недержание кала. Наблюдается обычно у детей, у взрослых чаще имеет органическую природу. Энкопрез часто сочетается с задержкой стула, запором. Состояние может быть вызвано не только психическими, но и соматическими патологиями. Причинами заболевания выступают незрелость контроля акта дефекации, в анамнезе часто присутствуют внутриутробная гипоксия, инфекция, родовая травма. Чаще патология встречается у детей из социально-неблагополучных семей.

Энурез

Синдром бесконтрольного, непроизвольного мочеиспускания, преимущественно в ночной период. Недержание мочи чаще встречается у детей дошкольного и раннего школьного возраста, обычно в анамнезе присутствует неврологическая патология. Синдром способствует возникновению психотравм у ребенка, развитию замкнутости, нерешительности, неврозов, конфликтов со сверстниками, что еще больше усложняет течение болезни. Цель диагностики и лечения - в устранении причины патологии, психологическая коррекция состояния.

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез - отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

    Показать всё

    Причины расстройств

    Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

    • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
    • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
    • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
    • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
    • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

    Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

    Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

    Связь расстройств и возраста

    У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

    • ранний - до трех лет;
    • дошкольный – до шестилетнего возраста;
    • младший школьный – до 10 лет;
    • школьно-пубертатный – до 17 лет.

    Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

    • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
    • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
    • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
    • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
    • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
    • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

    Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

    Виды патологий

    У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

    Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

    Умственная отсталость

    Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

    • познавательные способности и память;
    • восприятие и внимание;
    • речевые навыки;
    • контроль над инстинктивными потребностями.

    Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

    Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

    Задержка психического развития

    Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере. Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур. Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

    Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

    СДВ (Синдром дефицита внимания)

    Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

    • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
    • постоянно отвлекается;
    • импульсивен;
    • несдержан и болтлив;
    • не доводит начатое до конца.

    Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

    Аутизм

    Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

    Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

    Акселерация

    Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки. Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки. При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

    Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

    Инфантилизм

    При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера. Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания. Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

    Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

    На что обращать внимание?

    Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

    • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
    • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
    • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
    • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
    • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

    Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

    Методы лечения

    Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев. Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых. Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся. Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

    В лечении детей используются:

    • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
    • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
    • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.

    В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

    Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...