Детские дидактические игры 5 6 лет. Дидактические игры для детей дошкольного возраста (5–7 лет). Игры для средней группы

Дидактические игры для старших дошкольников

Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 "Восход"
Описание: предлагаю дидактические игры нравственно-патриотического направления для детей дошкольного возраста. Данная работа будет интересна педагогам ДОУ, родителям.

Дидактическая игра "Мой посёлок Новостройка"

Возраст детей: 5 - 7 лет
Игровая задача: назови и расскажи о предприятиях и организациях нашего посёлка.
Дидактическая задача:
- формировать представления детей о родном посёлке, его достопримечательностях;
- расширить знания детей о взаимосвязи между предприятиями (организациями) и профессиями посёлка;
- развивать память, внимание, мышление, речь;
- воспитывать любовь к родному краю.
Правила и описание игры: в игре могут принять участие до 5 человек.


Ребёнок бросает кубик, находит соответствующую цифру, самостоятельно рассказывает об изображенном предприятии (организации)и подбирает соответствующие фотографии.


При полном ответе зачисляется 5 баллов. Если у игрока возникают трудности помогают остальные участники игры - им зачисляется по 2 балла. Побеждает тот, кто набрал 10 баллов.
Награждение победителя: медаль "Лучший знаток родного края".

Лото "Мой город Шахтёрск"

Возраст детей: 4 - 7 лет
Игровая задача: кто быстрее заполнит игровое поле и расскажет о любом из изображенном предмете.
Дидактическая задача:
- закрепить знания детей о достопримечательностями родного города, их местонахождении;
- обобщить знания о традициях, обычаях родного народа;
- развивать память, внимание, речь, восприятие.
Правила и описание игры: играют 4 человека.





У каждого участника большое игровое поле, маленькие карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает карточку, тот кто находит данное изображение у себя на игровом поле должен назвать предмет и рассказать про него. После этого ведущий отдаёт карточку игроку, он накрывает данный предмет на игровом поле.
Если никто из игроков не находит данный предмет на игровом поле, карточка остаётся у ведущего. Если игрок затрудняется рассказать о предмете - карточка также остается у ведущего. Игра заканчивается, когда один из игроков соберет все карточки своего игрового поля.
Награждение : победитель садится на стул в центре круга, а остальные участники игры дарят ему комплименты.

Игра «Нанизывание».

Цель : развивать мелкую моторику.

макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

Игра «Раскрась правильно».

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

Игра «Бумажные поделки».

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

Описание : предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

Игра «Театр теней».

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

Игра «Чем не Золушка?».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Буква растет».

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги, карандаш.

Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Игра «Путешествие по городу».

Цель : развивать внимание, наблюдательность.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями жителей города (мамы с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты), людей разных профессий (водители, почтальоны, строители, маляры), видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), зданий, украшений города (почта, магазин (посудный, книжный), фонтан, сквер, скульптура).

Описание : картинки раскладываются в разных местах комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это «путешественники». Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшений. По сигналу водящего «путешественники» идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут возвращения, наблюдая за ними. Возвратившись на свои места, «путешественники» ставят на подставки картинки. Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и поставили свои картинки правильно.

Игра «Что изменилось?».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек.

Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

Игра «Будь внимателен!».

Цель : развивать активное внимание.

Описание : дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «заичик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

Игра «Слушай хлопок!»

Цель: развивать активное внимание.

Описание : дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка - возобновить ходьбу.

Игра «Четыре стихии».

Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Описание : играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Нарисуй фигуру».

Цель : развивать память.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

Описание : детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

Игра «Лес, море».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

Описание : бросить мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.

Игра «Раскрась правильно».

Цель: развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

Описание : написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым.

Игра «Я покажу, а ты отгадай».

Цель : развивать внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание: предложить ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, загадали медвежонка. Нужно пройти по комнате, имитируя косолапую походку медведя, показать, как зверь спит и «сосет» лапу.

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель : развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание : детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия : 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание : предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы : какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание : разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель : развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано».

Цели : развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

Что бывает низким (высоким)?

Что бывает красным (белым, желтым)?

Что бывает длинным (коротким)?

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: детям предложить закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия : 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание : воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель : активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель : развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель : развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели : развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание : воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

У меня нарядный фартук.

У меня рабочий фартук.

Он белого цвета в красный горошек.

А мой - темно-синего цвета.

Мой украшен кружевными оборками.

А мой - красной лентой.

У этого фартука по бокам два кармана.

А у этого - один большой на груди.

На этих карманах - узор из цветов.

А на этом нарисованы инструменты.

В этом фартуке накрывают на стол.

А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели : активизировать словарь; развивать внимание.

Описание : дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель : развивать фонематический слух.

Описание : воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель : развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л"]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель

Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель : развивать умение делить слова на слоги.

Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Игры по математике для детей старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель : закреплять умение различать предметы по цвету.

Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия : набор геометрических фигур.

Описание : играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели : закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель : закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия : полоски бумаги.

Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель : закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с числами.

Описание : дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шут- ку, отгадать загадку и др.).

Екатерина Елаева
Дидактические игры для детей 5–6 лет

КАРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ

1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

3. «МОЁ ОБЛАКО» .

4. «НАСЕКОМЫЕ» .

5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» .

6. «ДА ИЛИ НЕТ» .

7. «ЦВЕТЫ» .

8. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ» .

9. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ» .

10. «ОХОТНИК» .

11. «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» .

12. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

13. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

14. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ» .

15. «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом) .

16. «НАЙДИ ПАРУ» .

17. «ЛЕСНИК» .

18.«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I

19. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II

20. «ПРИДУМАЙ САМ» .

21. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ» .

22. «ПТИЦЫ» .

23. «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные) .

24. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»

25. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» .

26. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» .

27. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

28. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

29. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

30. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)

31. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

32.«ХОРОШО – ПЛОХО» .

33. «ДОБРЫЕ СЛОВА» .

34. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА» .

35. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ» .

36. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»

37. «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»

38. «ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»

39. «МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»

40. «ЧТО ЗА ЧЕМ?»

41. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ» .

42. «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ» .

1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»

Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры . Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат.

Растения : вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.

2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры .Воспитатель называет время года : «Осень» . Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

3. «МОЁ ОБЛАКО» .

Цель. Развивать воображение, образное восприятие природы.

Ход игры . Дети садятся на одеяла или на корточки, рассматривают небо и плывущие облака. Воспитатель предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они могут плыть.

4. «НАСЕКОМЫЕ» .

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры . Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч,следующий отвечает : «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.

5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» .

Цель. Закреплять знания о многообразии птиц.

Ход игры . Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.) .

6. «ДА ИЛИ НЕТ» .

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени .

Ход игры . Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет» .

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

7. «ЦВЕТЫ» .

Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.

Ход игры . Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.

8. «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ» .

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры . Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук,движениями : стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы) ; идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники) .

9. «ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ» .

Цель. Учить детей сравнивать предметы , узнавать предметы по описанию.

Ход игры . Один ребёнок загадывает животных, а другие должны отгадать их по описанию.

10. «ОХОТНИК» .

Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры . Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро» , «пруд» ). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте,он произносит такие слова : «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …» . Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит : «Зайцем» , делает второй шаг и называет ещё одно животное и т. д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера» , «пруда» ) или прошёл дальше.

11. «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» .

детей о живой и неживой природе.

Ход игры . «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч) . Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель) .

12. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию.

Ход игры . Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

13. «ЧТО ЭТО ЗА ПТИЦА?»

Цель. Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

Ход игры .Дети делятся на две группы : одна группа описывает птицу (или загадывает загадки, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

14. «УЗНАЙ, ЧЕЙ ЛИСТ» .

Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

Ход игры . Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

15. «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (с мячом) .

Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры . Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить : иней летом (не бывает) ; снег зимой (бывает) ; мороз летом (не бывает) ; капель летом (не бывает) .

16. «НАЙДИ ПАРУ» .

Цель. Развивать у детей мышление , сообразительность.

Ход игры . Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит : «Подул ветер. Все листочки разлетелись» . Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог даёт команду : «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

17. «ЛЕСНИК» .

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников (ствол, листья, плоды и семена) .

Ход игры . Выбирается «лесник» , остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собрать семена для новых посадок. «Лесник» говорит : «На моём участке растёт много берёз (тополей, клёнов, давайте наберём семян». «Лесник» может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику» . Выигрывает тот , кто больше набрал семян и не ошибся.

18. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» I

детей о том

Ход игры . «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч.Тот отвечает : «Машина» . После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос : «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.

19. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» II

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том , что сделано человеком, а что дёт человеку природа.

Ход игры . Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч.Он заранее договаривается с детьми : педагог называет предметы,а дети отвечают одним словом : «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит : «Машина!» , ребёнок отвечает : «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.

20. «ПРИДУМАЙ САМ» (вариант 1)

Цель. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.

Ход игры .Предложить детям опорные слова : осень, листопад, снег, снежинки. Попросить детей придумать предложения из 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

(вариант 2)

Ход игры . Воспитатель назначает ведущего и задаёт тему : «Времена года» , «Одежда» , «Цветы» , «Лес» . Ребёнок придумывает слова и говорит их всем остальным,например : «Цветы, насекомые, раскрылись» . Дети должны придумать как можно больше предложений, чтобы в них звучали эти слова.

21. «КТО ГДЕ ЖИВЁТ» .

Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники) .

Ход игры . Дети будут «белочками» и «зайчиками» , а один ребёнок – «лисой» . «Белочки» и «зайчики» бегают по поляне.По сигналу : «Опасность – лиса!» - «белочки» бегут к дереву, «Зайцы» - к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.

22. «ПТИЦЫ» .

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры . Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.

23. «НЕ ЗЕВАЙ!» (птицы зимующие, перелётные) .

Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

Ход игры . Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить : как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры .

24. «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА» (вариант 1) .

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры . Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию.Педагог говорит : «Цветы!» и бросает мяч ребёнку.Он отвечает : «Ромашка, василёк, мак» .

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды . Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая, в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

25. «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» .

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том , что сделано руками человека, а что – природой.

Ход игры . «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос : «Что создано природой?» Дети отвечают.

26. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» .

Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры . Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение : «Я надела тёплую шубу, потому что…» . Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

27. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года .

Ход игры . Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.

28. «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель. Учить детей находить неточности в тексте.

Ход игры .Воспитатель говорит : «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

29. «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход игры . Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

30. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры .Воспитатель говорит детям : «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими.Я сейчас буду называть растения вперемешку : дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.Например : берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т. д.

31. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ» .

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры . Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза) ; красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.

32. «ХОРОШО – ПЛОХО» .

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры . Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

33. «ДОБРЫЕ СЛОВА» .

Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

Ход игры .Педагог говорит : «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят. Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле. товарищу и т. д.

34. «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА ПТИЦА» .

Цель. Учить описывать птицу и узнавать по описанию.

Ход игры . Воспитатель предлагает одному ребёнку описать птицу или загадать загадку о ней. Другие дети должны отгадать, что это за птица.

35. «ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ» .

Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.

Ход игры .Водящий описывает любое растение в следующем порядке : форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.

36. «ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»

Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения) ; развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Ход игры . Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да» , если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет» , если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.

37. «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»

Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Ход игры . Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать меру и беречь природу.Например : «Что будет, если сорвать все цветы?. уничтожить бабочек?»

38. «ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»

Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.

Ход игры . Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать , что растёт в лесу.Воспитатель говорит : «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов.Другим детям педагог говорит : «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.

39. «МАГАЗИН «ЦВЕТЫ»

Цель. Учить детей группировать растения по месту произрастания; описывать их внешний вид.

Ход игры . Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы сделать покупку, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растёт. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его, затем выдать покупку.

40. «ЧТО ЗА ЧЕМ?»

Цель. Учить называть времена года и соответствующие месяцы.

Ход игры . Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.

41. «НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ» .

Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.

Ход игры . Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.

42. «ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ» .

Цель. Закреплять знания детей о насекомых .

Ход игры . Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог.Например : начало слова ко… Дети подбирают слова (комар) . Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок , набравший больше фишек.

Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

МБДОУ Бакалинский детский сад «Радуга»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Выполнила: воспитатель старшей группы

Алчинова С.Н.

2018 год

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка, и поэтому рассматривается педагогической наукой как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные, игры с песком, подвижные.

Игра занимает существенное место в жизни ребенка дошкольного возраста, оказывает значительное влияние на его развитие и выступает основным видом деятельности.

Во всем многообразии игры ребенка возможно выделить два принципиально отличающихся друг от друга вида – сюжетную игру и игру с правилами. Оба вида игр обладают своим специфическим развивающим значением, и важнейшей задачей практического педагога и родителей является создание условий, способствующих их развитию. Особенность игр с правилами заключается в том, что они аккумулируют все другие типы игр, становятся доминирующей игровой формой в старшем дошкольном возрасте. В этих играх ребенок как бы обыгрывает роль взрослого человека с постепенным усложнением условий игры. Игры с правилами возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией, их содержанием является правило и задача. Мотив этих игр содержится в самом процессе игры, но уже опосредован конкретной задачей.

Игры с правилами подразделяют на дидактические и подвижные. Дидактические игры – это обучающие игры. Цель этих игр – формирование познавательной активности ребенка посредством решения дидактических задач. Каждая дидактическая игра имеет задачу, игровые действия и игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В зависимости от используемого материала выделяют игры с предметами (игрушками, природными материалами и другие), настольно-печатные и словесные.

Вашему вниманию я представляю многофункциональное развивающее пособие «Разноцветная семейка».

Дидактические задачи этого пособия:

  1. Развивать мелкую моторику
  2. Развивать сенсорное восприятие.
  3. Развивать пространственную ориентировку.
  4. Способствовать развитию качественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  5. Развивать навыки слогового анализа.
  6. Развивать навыки звукового анализа.
  7. Обогащать словарный запас.
  8. Способствовать совершенствованию лексико-грамматических конструкций (согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными).
  9. Развивать связную речь.

Варианты игр

«СОБЕРИ ГУСЕНИЦУ»

Цель: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, умение различать и называть цвета.

  • Собери гусеницу какого-либо цвета, соединяя брюшки. Гусеницу какого цвета ты собрал?

«ДЛИННАЯ И КОРОТКАЯ»

Цель: закреплять представления о длине и цвете, пополнять словарный запас («самая длинная», «самая короткая»).

  • Найди и покажи самую длинную (короткую) гусеницу. Какого она цвета?

«А НУ-КА, ПОСЧИТАЙ»

Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

  • Возьми всех гусениц и разложи их по порядку от самой короткой до самой длинной. Посчитай, сколько всего гусениц. Попробуй посчитать в обратном направлении.

«ПОСМОТРИ И ЗАПОМНИ»

  • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Внимательно посмотри на них одну минуту. Закрой глаза. Попробуй назвать по порядку, гусеницы каких цветов лежат на столе. Открой глаза и проверь.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель: закреплять навык порядкового счета, развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

  • Выложи перед собой пять гусениц слева направо. Посмотри внимательно на них одну минуту. Закрой глаза. Открой глаза и посмотри, что изменилось. Гусеницы какого цвета не стало? Гусеница какого цвета появилась?

«СОБИРАЙ И НАЗЫВАЙ»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие, память, мышление, речь, умение различать цвета.

  • Положи перед собой красную, желтую, синюю, розовую и зеленую гусениц. Какие гусеницы лежат слева от розовой гусеницы, а какие-справа? Гусеница какого цвета лежит между желтой гусеницей и розовой? (И т. п.)

«СЛЫШУ - СОБИРАЮ»

Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику.

  • Собирай гусеницу из брюшек, когда услышишь звук: один звук – одно брюшко. Собираем красную гусеницу, если заданный звук гласный; зеленую гусеницу – если звук мягкий согласный; синюю гусеницу – если звук твердый согласный

«КАРТИНКИ ДЛЯ ГУСЕНИЦ»

Цель: побуждать дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

  • Собери синюю и зеленую гусениц. Раздай им картинки.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, МЕСТО ЗВУКА НАЗОВИ»

Цель: побуждать определять место звука в слове (начало, середина, конец).

  • Ребенок берет картинку, определяет место звука в слове.
  • Взрослый предлагает три схемы из брюшек гусениц. Ребенок раскладывает картинки под схемами в соответствии с местоположением данного звука.

«СОСТАВЬ СХЕМУ»

Цель: закреплять навыки звукового анализа, умение различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости, развивать мелкую моторику.

  • Составь звуковую схему слова. Определить согласные, глухие или звонкие, подобрать нужные брюшки. Посчитать, сколько звуков в слове.

«РАЗ, ДВА, ТРИ – СЛОВА НА СЛОГИ ПОДЕЛИ»

Цель: развивать мелкую моторику, слоговой анализ, умение определять ударный слог.

  • Дети делят слова на слоги и собирают схемы из брюшек. При знакомстве детей с ударением дополнительно используем желтую гусеницу, ее брюшки со знаком ударения – ударные слоги.

«ПОСЧИТАЙ»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

  • Посчитай гусениц. Посчитай брюшки гусениц.

«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

  • Гусеница какая? Голова какая? Брюшко какое?

«А НУ – КА РАССКАЖИ»

Цель: развивать связную речь, фантазию, творческое воображение.

  • Возьми гусеницу, которая нравится тебе больше всех. Дай ей имя и расскажи о ней.

В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Я предлагаю использовать в качестве игровых приемов ребусы.

« Ребус- загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» (С.И. Ожегов). Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задачи. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, тренирует зрительную память, внимание и правописание.




Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...