Педиатрическое отделение с грудными койками. Тема: Система организации педиатрической помощи в условиях амбулаторного и стационарного лечения

Педиатрическое отделение

1.Педиатрическое отделение ГБУ РО «Тумской РБ» является структурным подразделением ГБУ РО «Тумской РБ» и предназначено для проведения профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным детям, требующим круглосуточного медицинского наблюдения с применением современных медицинских технологий в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.

Медицинскую помощь оказывают:

Заведующая педиатрическим отделением Куликова Ирина Юрьевна _ высшей _ квалификационной категории.

Медсестры: Николаева Марина Алексеевна_I_ квалификационной категории, Мачихина Татьяна Яковлевна _I_ квалификационной категории

2.Место расположения: Рязанская область, Клепиковский район, д.Снохино д.3

3. Телефон педиатрического отделения 4-06-91.

4. Обслуживаемое население: в педиатрическом отделении проводится лечение детского населения проживающего в р.п.Тума, сельском приписном участке: Алексеево, Малахово, Бусаево, а также иногородним детям, нуждающимся в стационарном лечении.

5. Мощность отделения составляет 10 коек.

Режим работы педиатрического отделения - круглосуточный.

Медицинская и лекарственная помощь детскому населению в условиях педиатрического отделения оказывается в рамках территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Рязанской области бесплатной медицинской помощью в соответствии с действующим законодательством РФ, в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, сроки госпитализации, утвержденные ТФОМС.

В педиатрическом отделении ведение установленная учетно-отчетная медицинская документация, учет коек пребывания и движения больных осуществляется в установленном порядке:

Журнал приема больных и отказов в госпитализации (ф. 001/у);

Медицинская карта стационарного больного (ф.001/у);

Статистическая карта выбывшего из стационара (ф.066/у);

Отчет о работе педиатрического отделения предоставляется по следующим формам:

Сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару (ф.30);

Отчет по стационару (ф.14).

10. Стандарты лечения больных.

11. Перечень заболеваний по нозологии

2. Цель и функции .

1. Целью педиатрического отделения ГБУ РО «Тумской РБ» является своевременное оказание квалифицированной стационарной помощи детскому населению, которым требуется круглосуточное медицинское наблюдение (легкая, средняя и тяжелая степень заболевания), совершенствование организации повышения качества оказания медицинской помощи, а также повышение экономической эффективности деятельности ЛПУ на основе внедрения и широкого использования современных медицинских технологий, диагностики, лечения и профилактики.

2. В соответствии с этой целью педиатрическое отделение осуществляет следующие функции:

2.2. оказание первой и неотложной медицинской помощи

2.3. проведение плановых лечебно-оздоровительных мероприятий диспансерным больным, нуждающимся в систематическом, динамическом наблюдении.

2.4. подбор адекватной терапии больным детям с впервые установленным диагнозом заболевания или хроническим больным при изменении степени тяжести заболевания.

2.5. проведение комплексных диагностических исследований и лечебных процедур.

3. Структура и штаты .

3.1. Руководство педиатрическим отделением ГБУ РО «Тумской РБ» осуществляет заведующий педиатрического отделения - врач педиатр назначается и увольняется главным врачом ГБУ РО «Тумской РБ» в установленном порядке.

3.2. Штаты педиатрического отделения: 0,5 ст. врача педиатр;

Лекция № 1.

План:

· Типы лечебных учреждений

· Принципы работы и устройство детской больницы

· Демографические показатели (рождаемость, заболеваемость детей и подростков, младенческая и детская смертность)

· Особенности этики и деонтологии в педиатрии

· Структура и режим работы отделений детской больницы

· Основные нормативные документы

· Специфика работы приемного отделения

· Функциональные обязанности медсестер отделений

Педиатрия – наука изучающая закономерности роста и развития здоровых детей, а так же причины развития заболеваний (этиологию), механизмы формирования заболеваний (патогенез), распознавание заболеваний (клиническая диагностика на основании опорных симптомов и синдромов заболевания, лабораторных (общеклинических и специфических) и дополнительных инструментальных методов исследования)т.е. диагностику, лечение, предупреждение заболевания – профилактику.

Медицинская помощь детям с 0 и до 18 лет оказывается ЛПУ стационарного и амбулаторного типа.

· Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений ЛПУ:

· Детская больница (стационар)

· Детская поликлиника

· Детский санаторий

Помимо этого, медицинская помощь может быть оказана детям в специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых, детских отделениях родильных домов, перинатальных центрах, консультативно-диагностических центрах, центрах и отделениях восстановительного лечения и т.д.

Для помощи детям, попавшим в ургентную ситуацию, функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Лечебно-профилактическая помощь, в основном профилактическая, оказывается также в учебно-воспитательных учреждениях, таких как дом ребенка, комплекс ясли-сад, школа, оздоровительный лагерь (в том числе и санаторного типа) и др.

В системе ЛПУ детская больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высококвалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка медицинских кадров.

Детская больница - ЛПУ для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном стационарном врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи.

Существуют различные типы детских больниц.

По профилю :

· Многопрофильные

· Специализированные

По системе организации:

· объединенные с поликлиникой

· Необъединенные

По объему деятельности:

· Больницы той или иной категории, определяемой мощностью(количеством коек)

По административной принадлежности:

· Районные

· Городские

· Клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института)

· Областные

· Республиканские детские больницы

Основная цель деятельности современной детской больницы- восстановление здоровья больного ребенка.

Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно:

· Осуществить диагностику заболевания

· Провести неотложную терапию

· Основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи)

На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие:

· Оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи

· Внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики

· Консультативная и методическая работа

В каждой детской больнице имеются:

· приемное отделение (приемный покой),

· стационар (лечебные отделения),

· лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории,

· патологоанатомическое отделение (морг),

· вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).

Работа приемного отделения (покоя ). Первая встреча заболевшего ребенка с медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача – организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.

Приемное отделение состоит из:

· вестибюля-ожидальни,

· приемно-смотровых боксов,

· изоляционных боксов на 1-2 койки,

· санитарного пропускника,

· кабинета врача,

· процедурно-перевязочной,

· лаборатории для срочных анализов,

· комнаты для медицинского персонала,

· туалета и других помещений.

Число приемно-смотровых боксов должно составлять 3% от количества коек в больнице.

Работники приемного отделения ведут:

· учет движения больных (регистрация поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших),

· проводят врачебный осмотр больного,

· оказывают экстренную медицинскую помощь,

· осуществляют направление в соответствующее отделение,

· санитарную обработку,

· изоляцию инфекционных больных.

В этом же отделении имеется справочная.

Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и новорожденных.

Реанимационное отделение обычно располагают рядом с приемным отделением, поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии. Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной терапии, которая размещается при приемном отделении.

Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без направления («самотеком»). Помимо талона (направления ) на госпитализацию, представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача школьно-дошкольного отделения. Без документов больные могут быть приняты в больницу только при неотложных состояниях .

При поступлении ребенка в больницу без ведома родителей последних немедленно извещают об этом сотрудники приемного отделения. В случае невозможности получить сведения о ребенке и его родителях поступление больного регистрируют в специальном журнале и делают заявление в милицию.

В крупных детских больницах прием больных ведет специально выделенный персонал, в небольших больницах – дежурный персонал. Прием больного ребенка ведется в строгой последовательности:

· регистрация,

· врачебный осмотр,

· необходимая лечебная помощь,

· санитарная обработка,

· перевод (транспортировка) в соответствующее отделение.

Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного», ф.003/у (истории болезни), вписывает номер страхового полиса, измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.

После осмотра ребенка медицинская сестра получает от врача рекомендации относительно характера санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в проведении гигиенической ванны или душа; при выявлении педикулеза (вшивости) или обнаружении гнид проводится соответствующая обработка волосистой части головы, белья. Исключение составляют больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний проводят санитарную обработку.

После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так называемые «плановые» больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 минут.

При массовом поступлении больных соблюдается определенный порядок очередности госпитализации: сначала оказывается помощь тяжелобольным, затем среднетяжелым и в последнюю очередь «плановым» больным, не нуждающимся в срочном лечении.

Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы – изоляторы. Заполняют «экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф. № 058/у), которое немедленно направляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Персонал приемного отделения ведет документацию:

· Журналы приема госпитализированных детей

· Отказов от госпитализации

· Количества свободных мест в отделениях

· Алфавитную книгу (для справочной службы).

Педиатрическое отделение РДКБ основано в 1990 г. и развернуто на 30 коек.

Отделение работает в сотрудничестве с Научно-консультативным отделом муковисцидоза Медико-генетического научного центра (ГУ МГНЦ) (руководитель - проф. Е.И. Кондратьева), кафедрой клинической фармакологии ГБОУ ВПО РНИМУ им Н.И. Пирогова (зав. кафедрой проф. Белоусов Ю.Б.), кафедрой госпитальной педиатрии № 1 (зав. кафедрой проф. Шумилов П.В.).

На базе отделения обучаются ординаторы и интерны этих кафедр, студенты ГБОУ ВПО РНИМУ им Н.И. Пирогова.

Большую помощь в медикаментозном обеспечении отделения оказывает Благотворительный фонд «Дети мск.ру» (руководитель Л.З. Салтыкова).

За год в отделение госпитализируется более 400 больных с муковисцидозом, врожденной патологией органов дыхания, системной дисплазией соединительной ткани в возрасте от 1 месяца до 18 лет из всех регионов РФ. Все дети госпитализируются с матерями независимо от возраста. Средняя продолжительность пребывания ребенка в стационаре составляет 15 дней. За это время, как правило, проводятся все необходимые для установления диагноза обследования и курс лечения.

Для диагностики муковисцидоза используется потовый тест двумя независимыми методиками (пилокарпиновый тест по Гибсону-Куку и тест на аппарате Нанодакт), рентгенография органов грудной клетки и придаточных пазух носа, ФВД, исследование фекальной эластазы и зондовой ДНК-диагностики.

Отделение разделено на отсеки на 2 палаты с сан. узлом и холодильником. В палатах находится одновременно не более 2-х детей с мамами. В каждой палате имеются 2 кислородных подводки, обеззараживающая воздух лампа (Аэролайф), телевизор и DVD-плеер, электрические розетки для ингаляторов.

В отделении имеется изолированный отсек для больным муковисцидозом, высевающим из мокроты B. Cepacia complex, в котором развернуто 8 коек (3 палаты и 1 бокс).

По санитарно-эпидемическим показаниям в отделении соблюдается масочный режим; питание, проведение ингаляций и кинезитерапии проводится в палатах.

В отделении работают высоко квалифицированные врачи-специалисты по лечению больных муковисцидозом, имеющие самый большой опыт ведения этих больных в стране.

Для лечения больных муковисцидозом используются новейшие технологии. Все больные получают микросферические панкреатические ферменты с рН-чувствительной оболочкой, современные пероральные и ингаляционные муколитики, курсы в\в антимикробной терапии в соответствии с результатами посева мокроты; ингаляционные антибиотики с использованием ультразвуковых и компрессорных ингаляторов ведущих мировых производителей.

При необходимости с детьми, страдающими муковисцидозом и их родителями проводятся занятия по принципам кинезитерапии профессиональными инструкторами ЛФК.

Больным оказывается любая хирургическая помощь (аденотомия, полипотомия; склеротерапия, наложение сплено-ренального или мезентерико-кавального анастомоза при циррозе печени; лобэктомия при кистозно-фиброзной дисплазии легких). Благодаря использованию современных методов лечения в отделении значительно снизилась летальность больных муковисцидозом.

Направление

Острый бронхит.

Железодефицитная анемия I степени.

В контакте с инфекционными больными не был, нарушений стула нет?*, \

■ " ".Ну* fi\

15.12.2005 г. Участковы&вШ<1^_1 1$

Рис. 4. Направление в детскую больницу

Если ребенок доставлен в отделение без родителей (авария, травма, вне­запное значительное ухудшение - англ. change for the worse - состояния здоровья), информация о госпитализации должна быть срочно передана ро­дителям больного или сообщена в милицию для их розыска (англ. search).

В детских лечебных учреждениях больших размеров имеется самостоя­тельное приемное отделение с отдельным медицинским персоналом (врачи, медсестры). В небольших детских больницах ребенка принимают по специ­альному графику дежурные врачи детского отделения или педиатры, зани­мающие должность дежурного врача в больнице, иногда участковые врачи.

ГЪиеМ бОЛЬНОГО ПрОВСДИТСЯ по с^-у ьтаму стач «ИНОМУ

обязательному плану

1. Регистрация (англ. registration) - вначале медсестра заполняет данные о больном в так называемый «журнал поступающих» или «журнал госпитали­зации» (дата, Ф.И.О., возраст ребенка, адрес, диагноз в направлении) и оформляет паспортную часть в истории болезни.

Одновременно ребенку измеряется температура, после чего он осматри­вается дежурным врачом.

Указа нные ~l-~ uii\. к нлпуигяетс :: ь том случае , если состояние больного тяжелое и требует оказания неотложной помощи (англ. first aid).

2. Осмотр врача (сбор жалоб - англ. complaint, анамнеза - англ. anam­nesis - заболевания и жизни, оценка состояния ребенка и др.) проводится приблизительно 20-30 минут в зависимости от заболевания и тяжести со­стояния ребенка. Затем врач (в нашей стране лично) все полученные дан­ные вносит в историю болезни. В конце этой записи указывается предвари­тельный (англ. preliminary) диагноз, план обследования больного и его ле­чения (перечень лекарственных препаратов и лечебных процедур).

3. После осмотра врача, в то время, когда он заполняет историю болез­ни, медсестра проводит сани гарду» и брабпгку больного:

Сначала выясняется гигиеническое состояние ребенка (осмотр шеи, ушей и всей поверхности кожи, ногтей на руках и ногах, волос);

В случае длинных ногтей их обрезают;

При диагностике педикулеза=вшивости (англ. pediculosis, lousiness) проводится соответствующая обработка;

Затем, при необходимости, по назначению врача ребенок принимает гигиеническую ванну или душ.

Внимание! В случае тяжелого состояния больного санитарная обработка проводится только л cie оказания н^.т.-."жи-."?. помаши и с р^ешен и. врача,

4. После приема ребенок транспортируется ("переводится) в соответст­вующее отделение. Вид транспортировки определяет врач в зависимости от состояния больного:

При удовлетворительном самочувствии (у него хорошее самочувст­вие - англ. he feels well) ребенок идет в отделение самостоятельно под наблюдением медсестры;

Детей первого-второго года жизни несут на руках :

Тяжелых больных медперсонал транспортирует на носилках, тележках (бытовое слово - каталка) (рис. 5), креслах-тележках;

В крайнем случае (при отсутствии тележек, лифта) и необходимости подъема на верхние этажи ребенка старшего возраста можно перене­сти на простыне (англ. sheet).

Перевод больного заканчивается сдачей истории болезни и листа назна­чений (план лечения и обследования больного) медсестре из отделения (ес­ли состояние больного нетяжелое, в вечерне-ночное время) или дежурному врачу (в дневное время, если состояние больного тяжелое в любое время су­ток). Если малыш 1 года жизни, еще передается лист питания. Кроме того, необходимым является дополнительное словесное информирование отде­ления о состоянии госпитализируемого больного.

Одновременно рассмотрим виды возможной транспортировки больного за пределами больницы:

Машина скорой помощи;

Санитарная авиация - самолет, вертолет (в горной местности, для срочной транспортировки на большие расстояния);

В экстренных (англ. special) случаях - любой дорожный транспорт. Внимание! Ест состояние больного позволяет его транспортировать.

Рис. 5. Тележка 23

Кроме указанной функции приемного отделения (прием больных и их госпитализация), в его обязанности входит еще одна функция - учет движе­ния больных в лечебном учреждении. С этой целью медперсоналом заполня­ются следующие документы:

1) журнал госпитализации (рассмотрено выше);

2) в случае отказа родителей от госпитализации данные о больном вно­сятся в специальный журнал отказа; кроме того, при отказе в ряде случаев (инфекционное заболевание, тяжелое состояние ребенка) врач приемного отделения обязан сообщить об этом участковому врачу, в школу, где учится ребенок, в детский сад;

3) журнал выписанных больных;

4) журнал перевода в другую больницу. Например: после значительного ухудшения состояния больной из небольшой городской больницы переведен в ре­анимационное отделение областной детской больницы, ребенка из кардиологи­ческого отделения в связи с развитием острого аппендицита перевели в хирур­гическое отделение и т.д.;

5) журнал смертельных случаев.

Понятно, что список больных в первом журнале должен быть равен об­щему количеству больных в 3+4+5 списках.

Лечебное отделение

На протяжении всего времени пребывания в больнице ребенок находит­ся в лечебном отделении (=стационаре). Всего отделений в больнице в зави­симости от ее размеров может быть от 1-2 до 10 и больше. В одном детском отделении могут находиться больные с разными заболеваниями, безопас­ными в контактном отношении (ревматическая лихорадка, пиелонефрит, гастрит; в том же отделении, только в отдельной палате, больные бронхи­том, пневмонией и др.). Имеются специализированные стационары, в ко­торых лечатся дети с заболеваниями одной системы (кардиологический, га­строэнтерологический, гематологический и т.д.).

Главная цель всего медицинского персонала в отделении - это оперативное обследование пациента, своевременная постановка правильного диагноза и, при возможности, полное излечение ребенка или (в случае неизлечимого заболе­вания) проведение необходимого комплекса лечебных мероприятий для больного.

Структура детского отделения

Отделение состоит из изолированных палатных (англ. ward) секций, в ко­торых для детей 1 года жизни должно быть не более 24 коек, старше года - не более 30 коек. В одной палате может находиться соответственно 1-4 и 4-6 ко­ек. Лучшими для грудных детей являются палаты-боксы, когда каждый ма­лыш имеет «собственную» палату, что предотвращает возможное инфициро-

вание других больных. Иногда в настоящее время еще по старым правилам в палатах могут быть не очень эффективные так называемые полубоксы, ког­да деревянно-стеклянные перегородки размешены только между кроватями. Гигиенические требования к палате следующие:

Расстояние между кроватями должно быть не менее 1,5 м;

У каждого ребенка должна быть личная тумбочка и шкаф для одежды;

В каждой палате должна висеть одна лампа для кварцевания;

Если рядом с палатой нет отдельного туалета, то наличие умывальни­ка с холодной и горячей водой необходимо.

В целом в состав детского отделения входят:

Кабинет заведующего отделением :

- ординаторская - комната для работы врачей;

- кабинет старшей медсестры :

- пост дежурной медсестры (рис. 6); для удобства постоянного наблю­дения он часто расположен в коридоре отделения; рядом с рабочим столом медсестры расположены больничные шкафы, в которых хра­нятся наиболее необходимые лекарственные препараты, медицин­ские инструменты;

Рис. 6. Пост дежурной медсестры

В отделении имеется медсестринская комната для внутримышечных инъекций, закапывания глаз и других медицинских процедур, в кото­рой по обязательным правилам в сейфе (англ. safe), холодильнике или в обычных шкафах хранятся лекарственные препараты и инструмен­ты для манипуляций;

- отдельна*; (!) маншлташж"нная комната для проведения внутривен­ных инъекций;

В отделении обычно имеется специальная отдельная комната для спе­цифических v*f "УПИНСКг" ТРИВгТР с "елью лечение и о бсле^пвани,! (например, для зондирования больного, осмотра ЛОР-врачом, уроло­гом, гинекологом и др.);

- кабинет физпронедур (ингаляция, электрофорез и др.);

Ст одов ая; ;

- комната отдыха дежурного врача :

- душевая:

- санузел (отдельный для медперсонала и больных).

Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим

Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим - это обширный комплекс мероприятий, выполняемый всеми сотрудниками медицинского пер­сонала, а также пациентами, целью которого является соблюдение чистоты в лечебном учпежлжт и пр»фи.тктика эпшсмий инфекционн ых заболеваний .

В состав этих мероприятий относятся следующие правила.

Как указано выше, в направлении врач обязательно должен указать дан­ные о контакте ребенка с инфекционными больными.

Собирая анамнез в приемном отделении, врач стационара обязан по­вторно выяснить вопросы этиемяолопнеского анамнеза. Тактику врача в случае положительного анамнеза Вы, студенты, уже знаете. Даже если эпидемиологический анамнез ребенка не отягощен, пациента нужно вни­мательно осмотреть еще в приемном отделении для исключения инфекци­онной патологии.

Санитарная обработка, которая первично проводится в приемном отде­лении, длится на протяжении всего времени пребывания больного в стаци­онаре. Осматривает ребенка мама, если она находится в больнице, или 1 раз в неделю это делает медсестра. Каждую неделю (англ. weekly) каждый боль­ной принимает гигиеническую ванну.

В отделении должна своевременно проводиться смена нательного и по­стельного белья. Частота замены зависит от патологии, возраста ребенка и его состояния.

Мебель и предметы общего пользования (подушка, кушетка - англ. couch) должны быть покрыты полиэтиленовой пленкой (англ. oil-cloth), кото­рая после каждого больного протирается 1% раствором хлорамина или 0,5% раствором хлорной извести 2 раза с интервалом 15 минут, а затем - чистой водой. При наличии пользуются одноразовыми пленками. Одновременно после каждого пациента меняется простыня на кушетке.

Медперсонал должен придерживаться правил при; товжапм и выдачи, а больные - приема пиши . Обычно она готовится в пищеблоке. После до­ставки в отделение ее можно содержать в отдельной комнате не более 2 ча­сов . Выдаются порции в столовую через специальное окно. Посуда после пользования подвергается специальной обработке .

Больными принимается только кипяченая вода .

Все сотрудники отделения обязаны придерживаться правил личной гигие­ны, а также каждый больной обязан выполнять все правила личной гигиены .

Одним из главных противоэпидемических мероприятий является дезин­фекция (англ. disinfection), суть которой состоит в предупреждении (англ. obstacle, impediment, hindrens) распространения возбудителей болезней в больнице и их уничтожении.

Дезинфекдид бывает:

Профилактическая;

Проводимая в эпидемическом очаге (англ. hotbed), которая делит­ся на:

Текущую;

Заключительную.

Профилактическая дезинфекция - это комплекс мероприятий для пре­ дотвращения (англ. averting, warding off) накопления и распространения побудителей зз5слс:аниЗ ъ бол ьнице. Проводится профилактическая дез­инфекция следующими способами:

1) проветривание (англ. ventilate) палат - 4 раза вдень;

2) юашсиачис (-=vлгтшфис. угод,лс сб.ту-шние) (от англ. quartz) палат - 2 раза в день по 15 минут :

3) вытряхивание (англ. shake out) на свежем воздухе или обработка пы­лесосом мягких вещей (матрацы, одеяла, портьеры и др.);

4) к комплексу профилактической дезинфекции относятся уже упомя­нутые правила соблюдения гигиены медперсоналом и больными, а также правила приготовления и выдачи пищи.

5) протирание не менее 2 раз и день (ь нскот^-уых отделениях чаше. на::п;мег. в к н 1ч. к ш"ониом - i разя р день) дд-.а. оке;;. мсГсли. игру­ шек специально приготовленными растворами, примерами которых яв­ляются: хлорная известь - мелкий порошок белого цвета, сохранять который необходимо в сухой, защищенной от света емкости (англ. capacity); таким сухим порошком проводится только обеззараживание (англ. disinfection) выделений больного :

хлорная известь в жидком виде изготавливается и применяется следу­ющим образом:

Вначале готовится 10% или 20% так называемый маточный ^освет­ленный) раствор: необходимое количество сухого порошка (напри­мер, 1 кг на 10 л 10% раствора) размешивается в небольшом количе­стве воды, затем постепенно вода доливается до необходимого объ­ема (в данном случае - до 10 л) при постоянном перемешивании до образования однородной массы. Полученный состав прикрывается крышкой;

Примерно через 1 час смесь повторно перемешивается, через 1 час - еще раз, через 1 час - еще раз; таким образом, в течение первых 3 часов смесь перемешивается еще 3 раза;

Через сутки от начала изготовления готовый осветленный раствор (в данном случае 10%) сливается и хранится не более 7 дней в эмали­рованной (англ. enamel), деревянной, металлической (защищенной от коррозии) плотно закрытой крышкой посуде;

примеры расчета количества :

500г порошка и воды до 5л= 5л 10% раствора,

2 кг порошка и воды до 10 л = Юл 20% раствора;

В работе применяется так называемый рабочий раствор - 0,5-1 %, ко­торый изготавливается необходимым разведением осветленного раствора;

примеры расчета:

1 л 10% маточного раствора + 9л воды = Юл 1% рабочего раствора, 1 л 20% маточного раствора + 19 л воды = 20 л 1% рабочего раствора, 500мл 10% осветленного раствора + воды до Юл = Юл 0,5%рабочего рас­твора;

Рабочим раствором можно пользоваться не более 24 часов;

Для обработки окон, пола, мебели, игрушек используется 0,5% рас­твор хлорной извести;

Хлорамин Б (в сухом виде - это порошок белого цвета) - для исполь­зования готовится 1% раствор постепенным перемешиванием необ­ходимого количества порошка вначале в небольшом объеме горячей воды (50-60°С), а затем добавлением воды до нужного полного объе­ма (например. 50г порошка и 5л воды); хранить раствор можно не более 5 дней; Текущая дезинфекция - это комплекс мероприятий для уменьшения ин­фицирования всего помещения возле очага инфекции. Например: в сомати­ческом отделении на 1 этаже в палате №4ребенок, находящийся на лечении по

поводу пневмонии, заболел сальмонеллезом; текущая дезинфекция должна быть проведена на территории всего I этажа. Применяются 3 вида дезинфекции :

- химическая - для обработки игрушек, мебели, окон, пола и т.д. дез­инфицирующими растворами большой концентрации - 1% раствор хлорной извести и 2% раствор хлорамина;

- физическая - кипячение предметов (посуды) в воде; эффективным является добавление в воду соды или хозяйственного мыла (10-20 г на 1 л воды);

- механическая - стирка белья, удаление пыли и грязи влажной тряпкой.

Заключительная дезинфекция - это полное уничтожение возбудителя за­болевания в самом очаге инфекции (согласно приведенному примеру, в пала­те №4 необходимо провести не текущую, а заключительную дезинфекцию). При этом используются упомянутые концентрированные жидкие дезинфи­цирующие растворы, чистый порошок. Многие предметы (обувь, книги) обрабатываются в дезинфекционных камерах.

Наличие педикулеза=вшивости (англ. lousiness) является признаком не­аккуратности, нарушения человеком правил гигиены, а также несоблюде­ния санитарно-гигиенического режима в больнице.

Осмотр на педикулез делается медсестрой уже в приемном отделении. Так как существуют вши 3 видов, то осмотру подвергаются соответствую­щие части туловища и одежда больного.

При обнаружении педикулеза врачебная тактика бывает разной в зави­симости от состояния больного:

Если ребенок чувствует себя хорошо (например, родители привели его в больницу с целью плановой несрочной операции), то его обычно отправляют домой для уничтожения вшей, после чего разрешается госпитализация;

Если ребенок нуждается (англ. need) в госпитализации, но состояние его нетяжелое, то в отдельной комнате приемного отделения прово­дится специальная обработка больного, после чего ребенок транспор­тируется в палату;

Если состояние пациента тяжелое, то сначала проводится лечение ос­новного заболевания, а обработка проводится после улучшения со­стояния больного (при этом необходимо соблюдать специальные правила для предупреждения распространения вики среди других больных - пациент находится в отдельной палате, на голове должен быть платок и т.д.).

Методика дезинсеюгА-нной обо°^"тки refjejflta ПУН "■ > ЧпРДС"г1И ИШ-виых вшей:

1) волосы можно состричь (это обычно используется у мальчиков - идеальный одномоментный способ!) или обработать голову больного одним из применяемых с такой целью растворов:

Лосьоны «Ниттифор», «Мылока», «Ланцит», специальные шампуни и др.,

10% водная мыльно-керосиновая (англ. kerosene) эмульсия (5-10 мл разводится в воде);

Карбофос - 50% (его берется 3 г на 1 л воды) и 100% (его берется 1,5 г на 1 л воды) и др.;

2) после обработки голова укутывается полиэтиленовой салфеткой, а сверху - косынкой (англ. kerchief); в таком положении ребенок находится 20-40 минут (по инструкции);

3) затем голова моется горячей водой с хозяйственным мылом;

4) следующий момент - самый скрупулезный (англ. scrupulous) - это постепенное вычесывание волос на клеенку или бумагу частой расческой (т.е. расческой с очень узкими расстояниями между зубцами) с ватой, смочен­ной 9% раствором столового уксуса (англ. vinegar);

5) обильное ополаскивание (англ. rinse, swill) головы водой. Обрезанные волосы, клеенку со вшами необходимо сжечь .

При выявлении только гнид можно применить более простой раствор: волосы обрабатываются теплым (30°С) раствором 9% столового уксуса, за­тем на 15-20 минут голова укутывается платком, после чего вычесываются волосы и моется голова.

Одежда, на которой выявлены платяные вши, пакуется в полиэтилено­вый мешок и для дезинсекции отправляется в камеру дезинфекции.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

Особенности гигиены медицинского персонала

Уверена, что Вы, уважаемые студенты» все правила личной гигиены ме­дицинского персонала знаете, потому здесь они только перечислены:

Аккуратный внешний вид;

Стандартный медицинский халат;

На голове - шапочка или косынка;

Короткая стрижка ногтей;

Специальная больничная обувь, которая легко дезинфицируется (на­пример, кожаная);

Хорошо вымытые с мылом руки;

Медицинским сестрам и врачам, занимающимся хирургическими ма­нипуляциями, запрещены часы, кольца, лак на ногтях;

По показаниям (родильное, инфекционное отделение, эпидемия гриппа и др.) одевается маска; марлевую (англ. gauze) маску необхо­димо менять каждые 4 часа; при возможности лучше пользоваться од­норазовыми стерильными масками. .

Правила гигиены пациентов детской больницы

За гигиеническим состоянием больного ребенка следят мама и медпер­сонал детской больницы.

К правилам личной гигиены больного старше I года относятся: 1) уход за соответствующими частями головы и туловища:

- умывание - 2 раза в день, утром и вечером, по показаниям (прием пи­щи в горизонтальном положении, тяжелый ребенок и др.) количество умывания необходимо увеличить;

эту, как и все другие процедуры, взрослый ребенок в нетяжелом со­стоянии выполняет сам; ребенка тяжелого состояния умывает мама или медсестра;

Чистка зубов щеткой - 2 раза в день; ребенка необходимо научить пра­вильно чистить зубы - направлять зубную щетку по зубам сверху вниз и снизу кверху спереди и сзади;

Больной ребенок должен ополоснуть (англ. rinse, swill) ротовую полость после каждого приема пищи, особенно при заболеваниях ротовой по­лости (стоматит, ангина, фарингит); рационально ополоснуть рот 1,5%-2,5% содовым (англ. baking/cooking soda) или 1% солевым рас­твором;

Ежедневно утром необходимо помыть уши ;

при наличии в слуховых проходах серной пробки (англ. earwax) ее убирает медсестра таким образом: в ухо закапывается 3-5 капель 3% раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, по­сле чего серная пробка вытягивается из уха кругообразными движе­ниями ватной турунды или жгутика (англ. plait, braid);

- глаза промываются без специального назначения 2 раза в день во вре­мя умывания;

при закисании (англ. turn sour) глаз, склеивании (англ. stick together) ресниц необходимо промыть глаза теплым чаем крепкой конпентоа-ДШ (коричневого цвета), проводя смоченную марлю, от наружного угладопереноеицм;

- носовые ходы ребенок старшего возраста обычно освобождает сам;

с такой целью малышу раннего возраста медсестра сначала вводит в носовые ходы ватную турунду, смоченную масляным раствором (ва­зелином, глицерином), затем на 2-3 минуты запрокидывает голову ребенка назад, после чего кругообразными движениями очищает но­совой ход;

ходы обрабатываются поочередно;

Индивидуальной расческой проводится ежедневный уход за волосами соответственно их длине; мыть голову необходимо не менее 1 раза в неделю :

- 1 раз в неделю обрезаются ногти :

- подмывание наружных половых органов теплой водой; девочкам с це­лью профилактики инфицирования мочеполовых путей подмывание проводится спереди назад :

- гигиенические ванны - 1 раз в неделю; продолжительность ванны на 2 году - 8-10 минут, после 2 лет - 10-20 минут;

2) обычно нательное и постельное белье меняется 1 раз в неделю , по по­требностям (больной в горизонтальном положении, после рвоты и др.) это делается необходимое количество раз;

переодевание тяжелого больного проводится в следующем порядке:

Сначала снимается рубашка с головы;

Затем - с рук;

Чистая рубашка одевается вначале на руки;

Затем - на голову и туловише;

в случае травмы или другого повреждения руки вначале снимается ру­кав со здоровой руки, потом - с больной; а одевается вначале рукав на больную, затем - на здоровую руку.

На практике применяются следующие правила и порядок 2 методов сме­ны постельного белья тяжелому больному :

а) поперек:

Простыня под ребенком скручивается в виде 2 валиков сверху от голо­вы вниз примерно до талии и снизу от ног вверх до талии;

Образовавшийся двойной валик забирается;

Чистая простыня в аналогичной Форме из 2 валиков укладывается под талию ребенка поперек туловища;

Расправляется один валик вверх, в сторону головы (рис. 6.1), другой - вниз, в сторону ног больного;

Простыня гладко выравнивается на кровати;

б) вдоль (рис. 6.2):

Больной укладывается на бок на один край кровати;

■ на освободившейся другой стороне кровати грязная простыня скру­чивается вдоль;

■ на этой же стороне кровати, но уже без грязной простыни, укладыва­ется во всю длину чистая простыня (А);

■ больной передвигается на чистую простыню (Б);

С освободившейся стороны кровати забирается грязная, после чего расправляется чистая простыня (В).

Рис. 6.1. Смена постельного белья поперек

Отличительные правила гигиены детей первого года жизни

1) уход за соответствующими частями головы и туловища:

- умывание на 1 месяце жизни проводится 1 раз в день (утром), на 2-3 месяце и далее - 2 раза в день (утром и вечером), обязательно теплой кипяченой водой : можно лицо протереть ватой. С 5-го месяца жизни ребенка можно умыть водопроводной водой (температура 18-20°С); умывает малыша мама или медсестра;

- протирать ротовую полость грудному ребенку в связи с нежностью и возможным легким травмированием слизистой оболочки нельзя;

- ушные раковины протираются во время умывания; наружные слуховые проходы очищаются сухими турундами из ваты только по показаниям :

- глаза при необходимости промываются от наружного угла к внутрен­нему углу стерильной марлей, смоченной чаем;

Для очищения в носовой ход на глубину 1 -1,5 см вводится стерильный ватный жгутик, смоченный стерильным вазелиновым маслом (в каж­дый ход отдельный жгутик), после чего оперативно кругообразным движением изнутри кнаружи ход очищается.

Внимание! К сожалению, неопытные молодые мамы с этой целью любят пользоваться спичками, что часто приводит к травмированию носовых ходов;

методики лечебных процедур на глазах, ушах, в ротовой полости и т.д. ре­бенку 1 года жизни, выполняемые только медицинской сестрой, аналогичны методикам всех возрастных групп;

- ногти , как и старшим детям, обрезаются 1 раз в неделю;

2. Пропедевтика дет. бол. с ух. за детьми

Рис. 6.2. Смена постельного белья вдоль

Чем меньше ребенок, тем чаше его необходимо подмывать , так как это делается после каждого мочеиспускания и дефекации; подмывать нужно только проточной (англ. flowing running) водой. Девочек - обязательно в направлении спереди назад . После этого кожу необхо­димо вытереть и смазать стерильным маслом (подсолнечным, специ­альным детским кремом, например «Джонсон-Беби»);

Обязательные правила гигиенической ванны :

Частота - первое купание обычно делается на 2 неделе жизни, ког- .ТвЖ 3. лет остаток путюнины и зат>.ги ■аетсл купонная:>анка (\\\): в I полугодии - каждый день, во II полугодии - через день;

Ванна проводится в определенное время - не раньше, чем через 1 час после кормления или за 40-50 минут до него, а также за 1-1,5 часа до сна. После ванны необходимым является отдых малыша на протя­жении получаса (т.е. если ребенка купают вечером и ест он послед­ний раз перед сном в 24.00, то искупать его лучше всего в 23.00);

Ванночку (пластмассовую, эмалированную) перед каждым купани­ем, особенно ребенка первых месяцев жизни, необходимо хорошо вымыть, после чего ополоснуть (англ. rinse, swill) горячей водой;

Температура воды: первый месяц - 37,5-37°С;

2-6 месяцев - 37-36,5°С; после 6 месяца - 36,5-36°С;

Продолжительность одного купания на первом году постепенно уве­личивается от 3-5 до 10 минут :

Положение ребенка:

до 6 месяцев - лежа так, чтобы голова была несколько выше туло­вища (вода не должна попасть в наружные слуховые проходы). Для этого можно подставить что-то под головную часть ванночки (есть ванночки со специальной для этого приподнятой головной ча­стью) или придерживать голову ребенка на руке. Вода наливается до уровня сосков ребенка, оставляя открытой верхнюю часть груди; после 6 месяцев - положение сидячее :

Поэтапность процедуры:

Водой, 2 раза в неделю с детским мылом, помыть всю поверхность кожи, особенно складки (на шее, между ягодицами, за ушами, в подмышечных, паховых складках и т.п.);

Приподняв ребенка над водой, сполоснуть его чистой водой из от­дельной посуды;

~ быстро завернуть малыша в пеленку и аккуратным прикосновением высушить всю кожу;

Смазать складки стерильным маслом;

~ запеленать (англ. swaddle) ребенка или, старшего возраста, одеть; 2) Внимание! В настоящее время во многих странах мира педиатры считают, что ребенка с первых дней жизни нет необходимости плотно пеленать. Наобо­рот, на малыша одевается мягкая одежда, чтобы движения его ручек и ножек были абсолютно свободными (см. «Введение в неонатологию»).

Однако эти правила, как рассказывают мне студенты из разных стран, при­няты не везде. Поэтому давайте одновременно рассмотрим общие правила пе­ленания ребенка.

Как в домашних условиях, так и в детском отделении для полного соблю­дения правил гигиены ребенок в возрасте от рождения до 3 месяцев ежеднев­но должен быть обеспечен таким необходимым комплектом чистого белья: 10-15 распашонок (англ. infant"s first vest), 20-25 тонких и 10-15 теплых пеленок (англ. swaddling clothes), 20-25 подгузников (англ. pilch) или 5-6 памперсов (англ. dipers), 2-4 косынки (англ. kerchief/neckerchief); с 2-3 месяцев в комплект белья входят: ползунки (англ. toddler), нагруднички (англ. bib); к концу I года - колготки;

Обычно пеленание ребенка проводится перед каждым кормлением, после мочеиспускания и дефекации;

При заболеваниях кожи частота пеленаний увеличивается;

- возрастные особенности пеленания и одевания ребенка :

после рождения - вначале одевается тонкая распашонка (закладыва­ется сзади на спине). Затем - теплая распашонка (закладывается спе­реди на груди) - рис. 7 А. На промежности укладывается подгузник (или укрепляется памперс). Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки - рис. 7 Б. В случае исполь­зования подгузника сзади, от поясницы до колен, укладывается поли­этиленовая клеенка (ребенок в памперсе в этом не нуждается). Окон­чательно малыш заворачивается в теплую пеленку; на 1 месяце жизни ребенок пеленается с ручками (то есть они «спрятаны» под пеленка­ми) - рис. 8 А; косынки одеваются на голову после ванны, на свежем воздухе, а также по медицинским показаниям (отит);

со 2 месяца жизни пеленание аналогично описанному методу, одна­ко ручки не прячутся и находятся поверх пеленки (рис. 8 Б);

на 3 месяце , когда малыш в дневное время не спит, на нижние ко­нечности одеваются ползунки;

на 4-5 месяце, когда у ребенка выделяется много слюны и он не ус­певает ее глотать, на шею одевается нагрудничек;

к концу I года вместо распашонки одевается рубашка, вместо пол­зунков - колготки.

ЛЕЧЕБНЫЕ ВАННЫ

Лечебные ванны выполняются по назначению врача с лечебной и профи­лактической целью.

Рис. 7. Пеленание малыша. Обозначения в тексте

По степени погружения туловища в воду ванны делятся на:

Общая - все тело находится в воде;

Местные - в воду погружается определенная часть тела:

Полуванна - в воде находится нижняя часть тела до пояса;

Сидячая - в воду погружаются таз, нижняя часть живота и верхняя часть бедер (ноги находятся вне воды);

Ручная - в воду опускаются одна или обе руки до локтей;

Ножная - в воду опускаются ноги.

По температуре воды ванны делятся на:

Горячие - 42-4СГС;

Теплые -38°С;

Индифферентные - 37°С;

Прохладные - 33-30°С;

Холодные - меньше 20°С.

Рис. 8. Конечное пеленание новорожденного (А) и ребенка со второго месяца (Б)

Продолжительность ваины зависит от ее цели и лечебного действия.

Особенности основных лечебных ванн представлены в таблице 1.

Все лечебные ванны выполняются только по назначению врача. Особое внимание уделяется больному в тяжелом состоянии, которому назначают­ся, как правило, местные ванны. В течение всей процедуры медсестра нахо­дится рядом. При малейшем ухудшении состояния больного (повышается частота дыханий, сердечных сокращений, обморочное состояние, беспо­койство) процедура прекращается и вызывается врач.

ПРОЛЕЖНИ

Пролежни (англ. bedsore) - это дистрофические изменения кожи и под­кожной клетчатки язвенно-некротического характера, возникающие у тяже-

Таблица 1

Лечебные ванны

Ванна Лечебные показания Методика процедуры Эффект ванны Длительность Частота
Крахмальная (англ. starch) Аллергический диатез, экзема Крахмал (100 г) разводится в холодной воде и вли­вается в 10 л воды t"=37-38°C Снимает зуд (англ. itch), смягчает и под­сушивает кожу 7-10 минут 10-12 еже­дневно, че­рез день
С настоем трав череды* -II- 1 ст.л. травы на 1 стакан кипятка настаивается 10 мин. Доза - 1/2-1 стакан настоя на 1 ванну -II- -II- -II-
Содовая -II- 1 ст. л. питьевой соды на 10 л волы -II- -II- -II-
С пермангана-том калия -II- 5% раствор перманганата калия наливается в воду (t"=37°C) до бледно-розового цвета Подсушивает и дезин­фицирует кожу 5-10 минут 6-8 через день
Горячая Заболевания органов дыхания воспалитель­ного генеза В течение каждой процедуры t° воды повышается от 37"С до 40"С подливанием более горячей воды. После ванны ребенка хорошо укрыть и дать теп­лое питье Повышает обмен ве­ществ, усиливает пото­отделение До 7 минут руч­ная, до 10-15 - ножная 4-6 еже­дневно
Горчичная (англ. mustard) -II- 100 г горчицы на 10 л воды -II- -II- -II-
С настоем ро­машки** -II- Соответствует методике ванны с настоем череды -//-, болеутоляющий, успокаивающий -II- -II-
Хлорилно-натриевая (со­левая) Рахит, гипотрофия $0-200 г поваренной (озерной или морской) соли на 10 л воды, t" воды I раз - 36-36,5*С, через 3-4 дня t* постепенно снижается до 35*С. После ван­ны необходимо облить ребенка пресной (англ. fresh) водой с Г° на ГС < воды в ванне Повышает тонус, улучшает обмен ве­ществ От 3 до 10 минут - увеличение на 1 минуту через 2-3 ванны 15-20 через 1-2 дня
Хвойная (англ. needle) - // -, воспаление, функциональные на­рушения нервной сис­темы 2-3 мл жидкого хвойного экстракта (или 1-2 г по­рошка) иа 10 л воды (С=36-37"С) Улучшает обмен ве­ществ, успокаивает нервную систему 7-10 минут 15-20 через день
Шалфейная*** Травмы опорно-двигательного аппарата (в старшем возрасте) 4-5 л жидкого или 200 г густого концентрата на 100 л воды (Г=35-37"С) Болеутоляющий 8-15 минут 12-18 ванн

* - лат. Bidens Iripartitea L.

" - лат. Matricaria chamomilla L.

*** - лат. Salvia officinalis L.

лых, ослабленных больных при длительном недвижимом положении (в крова­ти, на кресле). В запущенном случае некроз может возникнуть не только на мягких тканях, но и на надкостнице и костной ткани.

Развиваются пролежни обычно при плохом уходе за ребенком. Образу­ются они в результате нарушения кровообращения на тех местах, которые наиболее плотно прилегают к постели и сдавливаются, - это затылочная часть, лопатки, крестец, пятки, локти.

Пролежни возникают, если:

Ребенок лежит на неудобной кровати;

Своевременно не меняется, не разглаживается (англ. smooth out) белье;

Постельное белье не встряхивается, а при необходимости не заменя­ется чистым после кормления;

Кожа больного своевременно не моется и не обрабатывается. Пролежни имеют следующий вид (описано в порядке появления):

Бледность кожи;

Гиперемия и отек кожных покровов;

Отслаивание эпидермиса и образование пузыря (англ. bubble);

Некроз кожи;

Возможно инфицирование пролежня.

Внимание! Необходимо запомнить порядок возникновения признаков про­лежней, так как при осмотре врач должен сразу оценить, как далеко зашел процесс, и назначить соответствующее лечение.

Из указанных причин пролежней становится ясной суть их профилактики :

Чистым, мягким полотенцем (можно марлей), смоченным дезинфици­рующим раствором (одеколон, водка, полуспиртовый раствор, кам­форный спирт; 9% столовый уксусный раствор - 1 ст. л. на 300 мл во­ды) не менее 2 раз в день, при необходимости намного чаще, хорошо вы­тереть всю кожу больного. Особенно места складок, наиболее поража­ющиеся вышеупомянутые участки. После этого вытереть кожу насухо;

Своевременно:

Сменить белье;

Выровнять (т.е. устранить складки) постельное белье;

После каждого кормления стряхнуть белье, чтобы не остались крошки;

Предоставить ребенку удобную для него кровать, лучше функциональ­ную (рис. 165);

Если не противопоказано, периодически менять положение больно­го - повернуть на правый, затем на левый бок (это улучшает крово­обращение);

Эффективно под крестец подложить мешок (англ. bag) с просом (англ. millet).

Необходимая лечебная тактика

1. Возникли гиперемия и отек кожных покровов :

Аккуратный массаж сухой тканью (это улучшает местное кровообраще­ние);

УФО (ультрафиолетовое облучение) пораженного участка;

При наличии маиер апии (лат. maceratio, то есть размягчение - англ. soften - тканей) кожу необходимо обмыть холодной водой с мылом, после чего протереть спиртом или припудрить тальком (англ. talcum powder), детской пудрой, мазью типа «Левомиколь» (на водораство­римой основе) .

2. Отслоился эпидермис, образовался пузырь - место обрабатывается рас­твором бриллиантового зеленого, после чего накладывается сухая повязка.

3. Появление некроза требует хирургической манипуляции - удаляются некротические ткани, рана покрывается стерильной салфеткой с 1% рас­твором перманганата калия; повязку необходимо менять 2-3 раза в день; в дальнейшем на очищенную рану накладываются мазевые повязки (обле-пиховое масло, синтомициновая эмульсия и др.).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

В нашей стране в детском отделении работают врачи-педиатры, средний медицинский персонал (=медицинская сестра) и младший медицинский персонал (=медицинская сестра по уходу; санитарка - так раньше называ­лась эта должность).

Работа среднего и младшего медицинского персонала

Работать медицинской сестрой можно после окончания медицинского училища, а также после III курса высшего медицинского учебного заведе­ния - такие примеры Вы, студенты, конечно, уже знаете.

Однако на первом занятии мне часто задается вопрос: «Зачем нам знать ра­боту медсестры? Это же ее обязанность». На этот вопрос достаточно одного ответа: «Потому что именно к Вам, врачам, медсестры будут часто обра­щаться в случае незнания методики медицинских манипуляций, правил введения и расчета доз лекарственных препаратов и т.д. Нельзя, очень стыдно врачу не ответить правильно на вопрос коллеги более низкого профессионального уровня».

В детском отделении работает несколько медицинских сестер, выполня­ющих разные обязанности: старшая медсестра руководит работой всех ос­тальных медсестер, медсестра манипуляционная делает инъекции, посто­вая медсестра раздает лекарства, наблюдает за всеми больными, собирает анализы и т.д.; медсестра, выполняющая физпроцедуры и др.

Обычно в дневное время на работе находится больше медсестер, чем в ночное время. А экстренные ситуации, когда поступает больной в тяже­лом состоянии, возникают в отделении независимо от времени суток. По-

Ф.И.О. Андронкж Сергей История болезни № 924 от 29 мая 2004 г

Возраст больного 1 год Лечащий врач Иванова Л.В.

Лист назначений

е Внутрь Дата Манипуляции Дата Физметоды Обследова­ние ЛФК Дата назна­чения
Назна­чения От­мены Назна­чения От­мены
ВитаминС 0,025 х 3 р/день 29.05 Цефазолин 250 мгх 2 р/день в/м 29.05 Общий ана­лиз крови 29.05
Бронхосан по 5 кап. х 4 р/день 29.05 АТФ1% 0,5 мл 1 р/день в/м 29.05 Общий ана­лиз мочи 29.05
Фенкарол 0,005 х 2 р /день пос­ле еды 29.05 Противогрип­позный гамма-глобулин 1 доза в/м 29.05 30.05 Рентгено­графия ОГК 29.05
Линекс по I капе, х 3 р/день до еды (вскрыть и смешать с не­большим коли­чеством подсла­щенной воды) 29.05 ЭКГ 30.05
Консульта­ция кар­диолога 30.05
Ингаляция содовая №3 29.05
УВЧ на грудную клетку №3 30.05

Рис. 9. Лист назначений

этому каждая медсестра обязана знать и уметь выполнить все назначения лечащего или дежурного врача.

Основные обязанности среднего медицинского персонала:

1) участие в приеме больного в лечебное учреждение;

2) выполнение всех назначений врача по листу назначений (рис. 9):

- раздача больным лекарственных средств (если ребенок находится в больнице сам, медсестра должна проследить за тем, чтобы он свое­временно, правильно и обязательно принял препарат);

- закапывание глаз, носа, ушей :

- разные виды введения лекарств (внутримышечный, внутривенный, инфузионная терапия и др.);

- определение массы и длины тела детей:

- сбор материала для лабораторного обследования больного (крови, мочи, кала, мазок из носа, ротовой полости и т.д.), доставка его в ла­бораторию, своевременное получение и подклеивание в историю бо­лезни результатов анализов:

- уход , проведение многих сложных методов лечения и обследования больного (дуоденальное и желудочное зондирование, кормление ре­бенка через зонд, катетеризация мочевого пузыря, промывание желу­дочно-кишечного тракта, непрямой массаж сердца и др. - все это мы будем в скором времени учить);

- транспортировка больных на рентгенографию, спирографию и про­чие виды обследования, физпроцедуры, консультацию узких специа­листов и т.д., а также своевременное предоставление лечащему врачу результатов обследования и консультативной помощи;

- вызов на консультацию специалистов из другого отделения, больницы:

- проведение лечебных ванн , по показаниям присутствие при приеме гигиенической ванны;

- вызов машины для транспортировки больных :

3) ежедневные обязанности медсестры, выполняемые всегда без специаль­ного назначения врача:

- ведение медицинской документации (кроме истории болезни);

- измерение температуры тела утром и вечером, по некоторым показа­ниям (тяжелый пациент, больной, находящийся на инфузионной те­рапии) каждый час, иногда чаще и регистрация данных в температур­ном листе (рис. 58-60);

При некоторых заболеваниях подсчет частоты сердечных сокращений и измерение артериального давления (в ряде случаев это вносится медсестрой в историю болезни в температурном листе - рис. 60), а также подсчет частоты дыхания:

По плану (1 раз в неделю) определение массы и длины тела детей;

- утренний доклад перед медицинским персоналом отделения о состо­янии больных, особенно тяжелых, у которых появилось неожиданное ухудшение, новых госпитализированных;

4) присутствие на общем врачебном обходе, где предоставляется необхо­димая информация о состоянии всех больных отделения;

5) наблюдение за своевременным поступлением в отделение необходимых:

Лекарственных средств;

Медицинских инструментов и перевязочного материала;

Порций пищи для больных;

Комплектов чистого постельного и нательного белья;

6) соблюдение правил:

Личной гигиены;

Личной гигиены больными;

Порядка на сестринском посту;

Хранения лекарственных препаратов, к которым относятся:

2 группы лекарственных средств, которые должны храниться в спе­ циальных металлических с на_.иир.м>! «А» и «Е» сейуах (англ. sa fe) или шкаф ах. В сейфах «А» - ядовитые и наркотические. В сейфах «Б» - сильнодействующие средства;

ключ от сейфа должен находиться у одного из назначенных офици­ально сотрудников отделения (старшей медсестры, заведующего от­делением), который несет юридическую ответственность за сохра­нение и выдачу лекарства;

на внутренней стенке сейфа должен быть список всех имеющихся в нем препаратов , а также их разовые и суточные дозы для детей; для возможных экстренных случаев (в связи с опасным для жизни ребенка действием этих средств) в сейфе должен быть список препа­ратов, обладающих антагонистическим действием : все данные о получении и использовании лекарств должны своевре­менно вноситься в специальный медицинский журнал :

В других отдельных шкафах хранятся лекарственные препараты с сильным запахом (например, нашатырный спирт) и красящие ле­карства (например, метиленовая синь, йод);

Другие лечебные средства хранятся в обычных шкафах . За ними следит постовая медсестра, которая их закрывает. В каждом отделе­нии лекарства располагаются по-разному, однако в удобном для пользования порядке. На каждой полке должна быть надпись груп­пы расположенных на ней препаратов - внутренние, наружные, инъекционные и т.д., кроме того, удобно их разделить по форме вы­пуска. Например, внутренние бывают в виде таблеток, жидкостей, порошков и др.; желательно более высокие флаконы поставить по­дальше от емкостей меньшей высоты - сразу можно прочитать этикетку и т.д.;

дополнительные правила хранения лекарств :

а) необходимо соблюдать определенную температуру и влажность сре­ды, в которой находится препарат (например, некоторые лекарственные средства - сухая плазма, инсулин, травяные отвары и т.п. - нужно хранить в холодильнике при температуре от +2°С до +10°С, свежезамороженную плазму - в морозильнике в замороженном состоянии);

б) есть препараты (например, йод), которые должны находиться под оп­ределенным освещением - для этого они хранятся в специальных флако­нах из темного стекла в неосвещенном месте;

в) не превышать срок годности препарата, который одновременно с да­той изготовления всегда указан на этикетке. Кроме того, изменение нор­мального внешнего вида лекарства (помутнение - англ. dimness, хлопья - англ. flakes, изменение цвета жидкого лекарства; появление точек и нару­шение цвета таблетки; необычный запах препарата) тоже является обяза­тельным признаком того, что лекарства непригодны к пользованию; г) препараты нельзя хранить вместе с дезинфицирующими растворами;

7) при необходимости обучение детей и их родителей правилам:

Распорядка и режима дня в больнице;

Передачи и хранения продуктов;

Приема лекарственных препаратов;

Личной гигиены;

Ухода за ребенком;

8) наблюдение за работой младшего медицинского персонала:

Контроль за правилами получения и выдачи пищи, а также при необ­ходимости оказание помощи в кормлении тяжелых больных;

Наблюдение за их главной обязанностью - соблюдением чистоты и порядка в отделении.

Основные обязанности младшего медицинского персонала

Медицинская сестра по уходу должна знать частоту уборки и состав жид­кости, применяемой в разных помещениях;

Наблюдение за санитарным состоянием мебели в палате, коридоре и тд.;

Санитарная обработка больных, начиная с приемного отделения;

Помощь ребенку в соблюдении правил личной гигиены (причесыва­ние, обрезание ногтей и т.д.);

Смена постельного и нательного белья;

Профилактика пролежней;

Необходимая медицинская помощь тяжелому больному при мочеис­пускании, дефекации (например, подать судно - англ. bedpan);

Помощь медсестре при выполнении некоторых методов обследования (сбор мочи, кала; определение массы и длины тела ребенка и тд.).

Работа врача-педиатра в стационаре

В каждом детском отделении работают: заведующий отделением и леча­щие врачи.

Основные обязанности врача-педиатра детского отделения:

- прием больных (при отсутствии отдельного приемного отделения);

Ежедневный осмотр больных :

Ежедневное заполнение истории болезни:

Ежедневный просмотр и дополнение листов назначений:

- разговор с родителями больного по их просьбе в течение всего времени госпитализации, особенно при выписке (объяснение состояния ребен­ка, ознакомление с результатами обследования, советы, рекомендации);

Утром обязательное присутствие на сборе медицинского персонала отделения;

Одновременно с медсестрой выполнение некоторых сложных мани­пуляций (переливание крови; внутривенное введение плазмы, кон­трастных веществ; пункции, например, плевральной и др.);

В день выписки ребенка из больницы написание эпикриза (документ, в котором указываются диагноз, проведенное лечение, рекоменда­ции); он выдается родителям или передается в детскую поликлинику.

Медицинская документация детского отделения

История болезни С=медипинская карта стационарного больного) - см.

«Приложение №1».

Средним медицинским персоналом в истории болезни заполняются сле­дующие разделы :

Паспортная часть;

Результат осмотра на педикулез;

Результат опроса на возможные инфекционные заболевания (вирус­ный гепатит, туберкулез);

Температурный лист;

1 раз в неделю - данные о смене белья и приеме ребенком гигиени­ческих ванн.

лезни :

Результаты лабораторных и других (рентгенография, ЭКГ и др.) видов обследования;

Заключение узких специалистов (психиатр, кардиолог и др.), если консультация проводилась в другом лечебном учреждении (историю болезни ребенка за пределы больницы выносить нельзя).

Общие правила ведения и хранения истории болезни:

Запись о состоянии больного должна быть ежедневной;

Соблюдение формы и порядка написания разных разделов документа (это мы будем в дальнейшем учить по курсу пропедевтики);

После выписки ребенка из больницы история болезни сдается в ар­хив, где хранится 25 лет.

Журнал сдачи дежурств часто является и журналом движения больных . Каждый день утром в ординаторской комнате отделения собирается весь ме­дицинский персонал, который дежурил ночью, и все медицинские работни­ки, пришедшие на дневную работу. Обычно такой сбор называется «пятими­нутка». На пятиминутке вначале дежурный врач докладывает о состоянии в больнице: сколько детей было в отделении до начала дежурства и сколько утром, сколько поступило, выписано, переведено в другую больницу или от­деление, умерло или ушло самовольно (англ. unwarranted); предоставляется подробная информация о поступивших детях, состоянии тяжелых больных, возможных причинах ухудшения состояния других детей (повышение тем­пературы, нарушение стула и др.) и объем оказанной им помощи.

Затем докладывает дежурная медсестра обо всех температурящих боль­ных, настороживших (англ. prick up one"s ears) ее детях, перечисляет список несданных анализов с указанием причины, возможные особенности дачи и приема лекарств.

Эта информация особенно необходима лечащему врачу.

Например :

После распределения больных врач начинает осмотр детей с тяжелого ребенка (при отсутствии таких данных тяжелый больной может быть впервые осмотрен врачом очень поздно, что бывает опасным для жиз­ни, - например, в 12-13 часов);

Несданные анализы должны быть без задержки назначены повторно; существуют методы обследования, например, мазок на патогенную флору, результат которых приходит только через 2-3 дня; т.е. врач при отсутствии информации от медсестры узнает о несданном анализе только через несколько дней;

При самовольном уходе больного ребенка лечащий врач тут же дол­жен сообщить об этом участковому или семейному врачу.

Основные моменты этой информации заполняются в вышеуказанном журнале сдачи дежурств, ведение которого в отделениях может отличаться (пример - рис. 10).

22.03.2003

Всего больных - 28 В том числе: до 1 года - 6 до 3 лет - 10 Тяжелые больные: Боровский К, 2 года, 5 палата Федорова О., 5мес, 1 палата

Поступили Выписаны

1. Иванов А, Зг,- ОРВИ 1. Пекина А, 7мес.

2. Петровчук Ю., 5л. - Отит 2. Вашин В., Змее. - переведен в

3. Федорова О., 5м. - Пневмония реанимационное отделение

3. Соколова П., 1г. - самовольно (!)

Рис. 10. Выписка из журнала сдачи дежурств

Сестринская ТУТРЛДг f сестринский ж )?"*^- 1 »»" - в разных отделениях называется по-разному и ведется неодинаково, но наиболее удобно) - это.

документ для своевременного выполнения всех медицинских процедур специально для медсестер, ими же заполненный (рис. 11).

В тетрадь дежурная медсестра ежедневно, иногда 2 раза в день, делает следующую выписку из листа назначений (с указанием фамилии ребенка):

Внутримышечные инъекции (может быть список по группам лекарст­венных препаратов, по времени введения, по палатам и др.);

Список необходимых анализов;

Назначения на обследование и соответствующая подготовка к проце­дуре;

Перечень консультаций и т.д.

25.03.2003

Инъекции в/м
Антибиотики Витамины
Пенициллин в,
5 п. Сидоров С. - 0,5х 3 р/день 2 п. Мазур В. - 0,5мл
6 п. Петрова А. - 0,75x3 р/день Зп. Зосев К. - 0,5мл
8 п. Борисов О. - 0,25х 3 р/день 9 п. Ветрова О. - 1,0мл
Гентамицин
1 п. Майкова Т. - 40мгх 2р/день 3 п. Лесовенко С. - 0,5 мл
4 п. Лещин Ж. - 20мгх 2 р/день 9 п. Сизов Ю.- 1,0мл
Обследование
Общий анализ крови Общий анализ мочи
1 п. Лайкова Т. 1 п. Вировкин Л.
4 п. Петренко Ю. 3 п. Соколова И.
Рентгенография ОГК УЗИ сердца
5п. Сидорове. 3 п. Лесовенко С.
Рис. 11. Выписка из сестринской тетради

Стационарный журнал (рис. 12), в котором регистрируются данные о гос­питализации больных и их выписке, имеет следующие вертикальные ко­лонки:

Номер по порядку;

Номер истории болезни;

Дата госпитализации;

Фамилия, имя, отчество;

Возраст;

Кем направлен;

Диагаоз при поступлении;

Заключительный диагноз (при выписке);

Дата выписки;

Куда выписан - домой, переведен в другое отделение, смертельный слу­чай;

К/д - количество койко-дней, т.е. сколько дней больной находился в ста­ционаре {Внимание! Первый и послед­ний дни считаются как 1 день; напри­мер - поступил 2.02.2001, выписан 7.02.2001, количество койко-дней - 5).

Журнал учета инфекционных больных в пе­диатрии имеет особое значение, так как ин­фекционные заболевания (корь - лат. morbil-li, скарлатина - лат. scarlatina, коклюш - лат. pertussis и др.) наиболее распространены сре­ди детей. Такого характера заболевание раз­вивается не позднее, чем через 3 недели после контакта ребенка с инфекционным больным. Поэтому больной, обратившийся в детское отделение, например, с пневмонией, но быв­ший в контакте с инфекционным больным 7 дней назад, является опасным на протяжении еще 2 недель. Возможно, у него проявится инфекционное заболевание, а может, ребе­нок не был инфицирован - этого не знает никто. Такого ребенка нельзя класть в обыч­ную палату. Здесь врач каждый раз решает во­прос индивидуально: нетяжелого малыша можно лечить дома, тяжелого - положить в отдельную изолированную палату, при на­личии симптомов инфекционного заболева­ния - направить в инфекционную больницу.

Однако в каждом случае вся информация о таком больном вводится в названный выше журнал учета инфекционных больных .

В журнал экстренных (англ. urgency) сооб­щений записываются случаи экстренного ха­рактера, требующие срочного выяснения причины возникновения и предотвращения

Рис. 12. Выписка из стационарного журнала

(англ. averting, warding off) распространения патологии (инфекционное за­болевание, отравление, опасная реакция на прививку, лекарственные пре­параты). Информация об этих случаях срочно направляется в СЭС (сани­тарно-эпидемиологическую станцию) .

ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Существует несколько способов введения лекарственных средств:

Энтеральные - введение лекарств через желудочно-кишечный тракт:

Пероральные;

Ректальные;

- парентеральные - введение лекарств путем инъекции с повреждени­ем кожных покровов:

Внутрикожные;

Подкожные;

Внутримышечные;

Внутривенные;

Ручное нанесение препарата на кожу и слизистые оболочки;

Электрофорез;

Ингаляции.

Энтеральные способы

Пероральное (через рот=рег os) введение лекарств в педиатрии не пред­ставляет сложностей у детей старшего возраста. С этой целью, как и взрос­лым, применяются препараты в виде таблеток, драже, капсул, гранул, по­рошков и жидкостей . Назначая лекарство, врач (или медсестра) должны объяснить правила приема:

- сколько раз в день , иногда уточнить время приема (некоторые лекар­ства принимаются только утром или вечером);

- связь со временем питания - большинство лечебных средств прини­мается после приема пищи (для уменьшения их раздражающего дей­ствия на слизистую оболочку желудка), некоторые нужно употребить перед едой (иногда за 45-50 минут до приема пищи);

- возможны некоторые особенности - например, солутан необходимо запить молоком, мукалтин лучше развести в воде и добавить немного сахара.

Обычно препарат укладывается на корень языка, после чего ребенок де­лает несколько глотков воды или другой приятной для него жидкости, од­новременно с которой проглатывается лекарство.

Детям раннего возраста, особенно первых 2 лет жизни, трудно дать пре­парат per os. Насильственно это делать нельзя (П . В последнее время значи-

Рис. 13. Состав шприца и иглы. Обозначения: а - цилиндр; б - поршень; в - канюля иглы; г - игла-«бабочка»; д - конус шприца.

тельно облегчило этот способ введения из­готовление лекарств в виде приятных на вкус сиропов. В крайнем случае препарат перед употреблением необходимо измель­чить (англ. reduce to fragments), добавить немного сахара и воды или развести в при­ятной жидкости.

Методика дачи лекарства : набрать ле­карство в ложечку, ребенку придать почти вертикальное положение, закрыть нос, в ответ на что малыш раскрывает рот, и сра­зу влить в него лекарство, после чего дать запить любимым напитком.

Ректальное введение - это введение в прямую кишку свечи (англ. suppository). Методика :

Ребенок старшего возраста укладывается на бок, сгибает ноги в колен­ных и тазобедренных суставах, одной рукой медсестра раздвигает яго­дицы, другой вводит свечу острым концом вперед так, чтобы закрыл­ся anus; затем для предупреждения выскальзывания свечи на не­сколько минут необходимо сжать ягодицы возле anus"a;

Ребенка раннего возраста можно положить на спину, поднять ножки вверх, а дальше методика введения аналогична описанной.

Парентеральные способы

Для парентерального введения препарата используется шприц, состоящий кз ни -:инлца . в кошгу кот \ о го имеется конус, поршня , и иглы, которая одева­ется на шприц. Вспомните! Конец иглы, протиюположный острому концу, называется канюля - рис. 13.

D последние rain с целью :~оЬилахтики ннсУиииго ванил человека и распространения СПИДа применяются пластмассовые шприцы «Luer» одноразового пользования.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...