Четыре главных вопроса о группах здоровья детей-сирот. Классификация групп здоровья при диспансеризации взрослых и детей

Наверняка многим из нас доводилось слышать фразу: “У вашего ребенка 3 группа здоровья, - или, - данный человек второй группы ”. Однако мало кто задумывался о том, что же это за группа, и что она означает.

Что это такое?

Что же подразумевается под термином группы здоровья?

Группа здоровья - условный термин, совокупность различных показателей внутренней среды организма, позволяющая судить о состоянии его здоровья и своевременно предугадать и принять соответствующие меры по оказанию необходимой медицинской помощи.

Она выставляется в результате прохождения плановых профосмотров. У детей за ее определение отвечает участковый педиатр, у взрослых - терапевт.

Решение принимается сугубо врачом в результате анализа частоты обращаемости за медицинской помощью, исходя из наличия сопутствующих заболеваний, тяжести состояния.

Со временем состояние организма может изменяться, что требует ежегодного обследования с целью уточнения группы.

У детей выделяется 5 групп здоровья, в то время как группы здоровья взрослых - 3. На основании чего же можно определить, насколько здоров ребенок, и какие критерии обязательно следует учитывать?

Критерии здоровья

Определение группы происходит согласно утвержденным Всемирной организацией здравоохранения критериям.

Медицинские группы здоровья определяются по следующим признакам:


Группа здоровья определяется исходя из всех вышеуказанных признаков. Обычно для ее определения используется совокупность полученных данных, но сама степень выставляется по наиболее тяжелой патологии. Например, ребенок может быть здоров по всем параметрам, но после перенесенной травмы имеет значительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате этого ему будет выставлена пятая группа.

Первая группа

Данная группа здоровья обычно выставляется детям, не имеющим никаких отклонений со стороны здоровья, без врожденных пороков или дефектов развития. Такие дети имеют соответствующее своему возрасту физическое и духовное здоровье и развитие. Выставляется детям до 17 лет включительно (после этого состояние группы здоровья характеризуется по критериям, присущим взрослому человеку).

Проходят медосмотры такие дети в установленные сроки и согласно нормативным документам в полном объеме.

У взрослых же первая группа выставляется лицам, у которых в результате комплексного врачебного обследования не выявлено никаких патологий со стороны здоровья, отсутствуют хронические заболевания. Такие люди не нуждаются в диспансерном наблюдении. Кроме того, у данных людей отсутствуют факторы риска, либо их влияние крайне незначительно.

Вторая группа

2 группа здоровья у детей является наиболее распространенной. К ней относятся, так же как и в первой группе, здоровые дети, однако с наличием риска развития хронических заболеваний. Условно у детей младшего возраста данная группа подразделяется на подкатегории “А” и “Б”.

Для детей подкатегории "А" характерно наличие отягощенного биологического анамнеза (хронические заболевания у родителей, имеющие высокий риск наследования), социального (неблагополучная семья), но по всем остальным критериям они ничем не отличаются от здоровых детей.

Подгруппа Б характеризуется наличием “риска”: часто болеющие дети, дети, имеющие аномалии или отклонения в физиологическом развитии.

2 группа здоровья у взрослых проявляется высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистого заболевания, сопровождающегося наличием факторов риска и относительно положительными результатами обследования (не установлено ни одно хроническое заболевание).

Третья группа

Она объединяет детей, у которых имеется документально подтвержденное наличие хронической патологии в стадии компенсации (редкие обострения, нетяжелое течение заболевания в момент обострения, достаточно быстрое развитие ремиссии, наличие функциональных отклонений только в одной системе органов).

Кроме того, в данную группу относят и тех детей, у которых имеются некоторые физические недостатки или нарушения, возникшие вследствие проведенных операций или перенесенных травм, в результате которых у ребенка имеется некоторое затруднение в деятельности, однако не ограничивающее их обучение или повседневную деятельность.

У взрослых же определение третьей группы здоровья обычно означает, что имеются предпосылки или достоверные данные о наличии хронического процесса, сопутствующие факторы риска, обуславливающие развитие патологии и значительно влияющие на жизнедеятельность, а также значительный риск развития тяжелых сопутствующих заболеваний. Лица данной группы подлежат диспансерному наблюдению и нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.

Четвертая группа здоровья

Ее выставляют детям, имеющим тяжелую хроническую патологию или врожденный анатомический дефект, находящийся в стадии субкомпенсации (т.е. пораженный орган или их система способны оказывать влияние и на другие системы органов). Характерны частые обострения основного заболевания, сопровождающиеся ухудшением самочувствия в остром периоде и сохранением такового в период ремиссии в течение долгого времени. Немаловажным является и наличие ограничения в обучении и труде (отличается от третьей степени затруднениями больше в области быта, чем обучения), а также в самообслуживании.

Такие дети нуждаются в поддерживающей терапии, практически постоянном контроле со стороны родственников. При своевременно принятых мерах по устранению недостатков возможно улучшение состояния и перевод ребенка в 3 или во вторую группу.

При ухудшении состояния ребенок переводится в 5 группу.

Группа инвалидности

Такое название носит пятая, самая тяжелая группа здоровья у детей. Ее характерными признаками является наличие тяжелого хронического заболевания в состоянии декомпенсации, редкими периодами ремиссии и довольно частыми обострениями. Периоды ухудшения состояния протекают довольно тяжело, что значительно сказывается на состоянии ребенка.

У этих детей имеется значительное нарушение трудоспособности и быта, что предусматривает постоянный контроль за их состоянием со стороны опекуна, лечение в течение длительного времени, зачастую не приносящее результатов.

Переход из пятой группы здоровья детей в другие осуществляется довольно редко (только в результате перенесенных операций с благоприятным исходом).

В данной группе находятся дети-инвалиды. Обучение и восстановление их социальной функции происходит в специализированных учреждениях.

Поведение с представителями различных категорий

1-3 группы здоровья детей практически не требуют вмешательства извне, помимо принятия показанных препаратов или процедур по основному заболеванию. Такие люди и дети могут самостоятельно себя обслуживать. Кроме того, у них не утрачена способность к познанию и обучению, что также способствует их скорейшему выздоровлению, реабилитации и переходу из текущей группы в первую.

Что касается представителей четвертой и пятой групп, то здесь все обстоит значительно сложнее. Данным детям необходим патронаж со стороны медицинских работников, постоянный уход и помощь в обучении.

Организуются и специальные реабилитационные группы для детей, у которых имеется 4 или 5 группа здоровья. Занятия построены таким образом, что дети общаются с другими страдающими детьми, выполняют упражнения, способствующие улучшению состояния. Немаловажным является и фактор доверия, которое складывается между врачом и пациентами.

В медицинской карточке, которую заводят на каждого ребенка, указываются все известные о нём соответствующие данные. Достаточно часто родители обращают внимание на графу «Группа здоровья», в которой проставлены какие-то цифры (с буквами или без). Группа здоровья у ребенка может быть от первой до пятой и это зависит от целого ряда обстоятельств. Нередкой бывает ситуация, когда указана группа здоровья 2А у новорожденного и молодые мамы не знают, что это означает. Врачи тоже могут объяснять всё туманными терминами, хотя ребенок является фактически здоровым и нормально развивающимся.

Порядка шестидесяти процентов всех рожденных детей сейчас относят ко второй группе здоровья. Критерии, по которым врачи определяют принадлежность к той или иной группе, различны, но по большей части унифицированы и вы самостоятельно сможете в этом разобраться без особого труда.

Врач определяет примерную группу здоровья ребенка еще с до его рождения. Благодаря УЗИ и другим современным технологиям, включая биохимический анализ, можно получить достаточно подробное представление о том, каким скорее всего родиться ребенок.

После рождения младенец оценивается по таким критериям, как физическое, психическое и нервное развитие. Все указанные критерии включают в себя готовность организма благополучно и стойко противостоять различным неблагоприятным факторам.

Кроме того, важными критериями при определении группы заболевания являются хронические заболевания, которые могут как быть, так и не быть у ребенка. Врач проводит полноценный медицинский осмотр ребенка и, ориентируясь на полученные данные, а также на результаты анализов, делает соответствующие выводы, причисляя кроху к той или иной группе здоровья.

Тут важно понимать, что при проставлении значения в графу здоровья медицинской карточки ребенка, доктор руководствуется не тем, чтобы все критерии были вместе, а обращает внимание на определенные критические факторы. Если по одному из вышеперечисленных критериев всё достаточно серьезно, то решение о группе здоровья будет принято именно такое, а не какое-то другое. По сути, фактическое отношение ребенка к той или иной группе здоровья ни несет за собой никаких проблем ни сейчас, ни в будущем. Эти отметки ставятся для других врачей, которые в течении жизни ребенка будут принимать указанные факторы и на их основе ставить диагнозы, назначать лекарственные препараты, проводить операции и обследования.

Нет смысла настаивать на том, чтобы доктор отнес ребенка к какой-то другой группе здоровья, так как это не понесет за собой никакой практической пользы. Наоборот, нужно настаивать на наиболее точном определении группы здоровья, чтобы впоследствии ребенок смогут обслуживаться другими врачами наиболее квалифицированно.

Собственно, это всё, что можно сказать по данному вопросу. Вас не должно волновать то, к какой группе здоровья отнесет доктор вашего ребенка. Но вот сама группа должна вызывать у вас внимание, так как только таким образом можно скорректировать с педиатром свои действия по уходу за ребенком, обеспечив ему плодотворное развитие, совершенствование и хорошее здоровье.

Почитать в сравнительной таблице о том, по каким факторам определяются другие группы здоровья и сравнить с 2А вы можете в соответствующих статьях. Получить же подробную консультацию по выращиванию ребенка с такой группой здоровья можно будет у вашего участкового врача.

Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

1 критерий - наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

2 критерий - развитие в физическом плане.

3 критерий - нервно-психическое развитие.

4 критерий - сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

5 критерий - состояние органов и систем.

6 критерий - есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

Характеристики 2 группы здоровья

Нужно понимать, что группа здоровья - это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней. Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем. Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в но и сопровождает его всю жизнь.

Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

2-А - это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

Генетические факторы - это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

Биологические факторы - это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

2-Б - это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

Многоплодная беременность.

Незрелость переношен, недоношенность.

Поражение ЦНС.

Гипотрофия 1 степени.

Инфицирование в утробе матери.

Небольшой вес при рождении.

Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

Присутствие аномалий в конституции.

Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

Частые заболевания, в том числе респираторные.

Нарушения функций ЖКТ - отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

2 группа здоровья у ребенка - это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения. Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже. Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей - это профилактический осмотр, который проводят медики.

Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

В 3 года (перед поступлением в детский сад);

В 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

В 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

В 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

В 14-15 лет.

Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически. Школьникам можно заниматься но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков. Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

Задачи школьников, имеющих 2 группу здоровья:

Укрепление и улучшение здоровья;

Улучшение физического развития;

Освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

Улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

Закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

Формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

Воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

Освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

Соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

Заключение

Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка - это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.

Появление на свет долгожданного малыша оставляет позади многие тревоги, которые испытывали родители в течение беременности. Но теперь появляются новые волнения, в том числе связанные со здоровьем ребенка, его состоянием и развитием.

Абсолютных гарантий, что новорождённый будет здоров, сегодня не могут дать ни строгие следования рекомендациям врачей во время беременности, ни плановые УЗИ и регулярные анализы.

Состояние здоровья новорожденного

Сразу после рождения, еще в родильном доме малышу ставят первые оценки его состояния. Это уже известная всем шкала Апгар, порой пугающая молодых родителей. Баллы от 0 до 2 выставляются на основании нескольких показателей состояния малыша в момент рождения, а затем суммируются. Всего показателей пять:

  • цвет и оттенок кожных покровов;
  • сердцебиение и пульс;
  • проявление рефлексов;
  • тонус мышц;
  • дыхание.

В большинстве случаев новорожденные получают от 7 до 10 баллов. Если эти цифры ниже, то молодые родители проявляют обеспокоенность состоянием новорожденного и его здоровьем.

Однако баллы ниже средних показателей по шкале Апгар показывают лишь состояние новорожденного в момент рождения и указывают на необходимость проведения каких-либо срочных медицинских процедур. Количество полученных по этой системе баллов не дает оценки интеллектуального потенциала или дальнейшего развития и здоровья малыша.

Большинство здоровых детей рождаются с весом от трех до четырех с половиной килограммов и с коэффициентом «рост-вес» в пределах 60-80%.

Срок рождения ребенка

К показателям здоровья новорожденного относят срок его рождения. Так, у ребенка, рожденного в срок, организм развит полностью и готов к самостоятельному существованию. Недоношенные дети, рожденные раньше положенного срока, адаптируются к внешнему миру сложнее, поскольку их организм еще должен «дозреть» до состояния рожденного в срок, но уже вне материнской утробы.

Но это не значит, что все дети, рожденные раньше положенного срока, имеют в дальнейшем проблемы со здоровьем.

Период рождения малыша определяется сроком гестации. Гестационный возраст, или гестационный срок – это количество полных недель, прошедших с момента зачатия до появления ребенка на свет.

С учетом данного показателя ребенок, рожденный в срок, называется доношенным, а рожденный раньше установленного срока, – недоношенным. Кроме этого, бывают и переношенные дети.

Нормальным гестационным возрастом принято считать срок 37-42 недели. Рожденные в этот период малыши являются доношенными, их вес, как правило, более 2,5 кг, а рост составляет не менее 47 см. Организм таких деток развит полностью и готов к рождению и существованию вне материнского тела.

Недоношенными считают младенцев, рожденных на 22-37 неделе беременности, то есть раньше гестационного срока. Вес таких детей менее 2,5 кг, а рост не превышает 45 см.

Недоношенных деток в зависимости от срока рождения разделяют на:

Здоровье ребенка зависит не только от срока его рождения, но и от многих других факторов.

После выписки из роддома обязательным является регулярное посещение педиатра, или участкового врача детской поликлиники. Первый визит к нему должен состояться, когда ребенку исполнится 1 месяц.

Врач осмотрит малыша, проведет необходимые измерения, проверит анализы, обменную карту из роддома, проведет беседу с родителями. После этого педиатр оставит в карточке запись с указанием группы здоровья ребенка. Эта цифра вызывает обеспокоенность и массу вопросов у родителей.

Что влияет на группу здоровья новорожденных, что означает сама цифра, для чего она нужна?

Группа здоровья новорожденного говорит о состоянии его здоровья. Она определяется по ряду факторов и присваивается на основании совокупности данных, которые собирает и анализирует участковый врач.

Заключения докторов узких специальностей, возможные врожденные отклонения, склонности к каким-либо заболеваниям дают педиатру основания определить группу здоровья ребенка, которая, впрочем, может меняться с течением времени в лучшую или худшую сторону.

Для эффективного предупреждения недугов и отклонений, успешного лечения ребенка у педиатра и других врачей необходимо правильно определить группу здоровья у новорожденного. Это помогает предотвратить возникновение осложнений при лечении детей, а также своевременно и верно наметить профилактику заболеваний.

Группа здоровья, определенная врачом на первичном патронаже, может быть изменена уже к концу третьего года жизни ребенка. Участковый врач анализирует динамику физического и психологического развития малыша, состояние его здоровья и на основании ряда критериев может изменить группу здоровья.

Критерии для присвоения группы здоровья

Существует шесть критериев, которые используют медики при отнесении ребенка к одной из пяти групп здоровья.

Первый критерий - это особенности онтогенеза, или развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез.

Второй критерий, определяющий здоровье, - это уровень физического развития и степень его гармоничности.

Третий критерий - уровень нервно-психического развития.

Четвертый критерий - уровень резистентности организма.

Пятый критерий - уровень функционального состояния.

Шестой критерий - наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

I критерий - ранний онтогенез. Для оценки раннего онтогенеза педиатру необходимо собрать данные о семье ребенка.

Это, прежде всего, родословная с составлением генеалогического анамнеза, в котором указывается количество близких родственников с отметкой о сроке жизни и причинах смерти, а также наследственные и хронические заболевания. Эти данные нужны для выявления предрасположенности ребенка к тем или иным болезням.

Немаловажным фактором является и протекание беременности, ведь любые осложнения и неблагоприятные факторы в период вынашивания могли оказать негативное воздействие на здоровье ребенка.

II критерий - физическое развитие. Основными показателями физического развития ребенка являются биометрические данные, которые снимает педиатр при каждом осмотре в первые месяцы жизни малыша.

Это масса, рост, объемы головы и грудной клетки. Полученные цифры врач сравнивает с данными центильной шкалы.

На основе анализа их соотношения педиатр и определяет уровень физического развития, который измеряется в центилях:

  • очень низкий – показатель до трех центилей;
  • низкий – от 3 до 10 центилей;
  • сниженный – от 10 до 25 центилей;
  • средний – от 25 до 75 центилей;
  • повышенный уровень – от 75 до 90 центилей;
  • высокий и очень высокий – свыше 90 центилей.

III критерий – нервно-психическое развитие. Педиатр оценивает умения ребенка, способность к общению, уровень развития речи.

Врач отталкивается от данных, которые приведены в специальных таблицах, где указаны показатели нормального уровня. Сравнивая полученные данные с нормой, врач делает вывод об уровне нервно-психического развития ребенка.

Стоит отметить, что наличие каких-либо отклонений не является патологией

IV критерий – резистентность, или устойчивость детского организма к факторам внешней среды, к различного рода заболеваниям.

Оценка этого критерия производится на основании ИОЗ (индекса частоты острых заболеваний) и формируется по количеству перенесенных за год болезней. Подразделяется на сниженный, низкий, очень низкий.

Если ребенок более 4 раз за год болел ОРЗ, его считают часто болеющим.

V критерий рассматривается с точки зрения поведения ребенка, его функционального состояния. Эти факторы являются важными показателями развития малыша и могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях в его здоровье.

У детей до года рассматривают эмоциональное состояние в целом: насколько ребенок весел и не капризен. Дети постарше, от 2 до 6 лет, уже характеризуются настроением. Учитывается, как ребенок спит, есть ли у него аппетит, насколько он активен.

Важным показателем является наличие вредных привычек (например, сосание пальца).

VI критерий – нарушения здоровья и хронические заболевания.

Врожденные пороки и отклонения могут проявиться сразу при рождении малыша или дать о себе знать в течение первого года жизни ребенка.

Хронические заболевания могут появиться в результате перенесенных болезней, а могут возникнуть при рождении. Дети с подобными заболеваниями обычно находятся на постоянном диспансерном учете у педиатра.

Когда все данные собраны, проведены все необходимые исследования, педиатр анализирует получившуюся картину и принимает решение по отнесению ребенка к одной из пяти групп здоровья. В дальнейшем это позволяет участковому врачу и узким специалистам легче ориентироваться в состоянии здоровья ребенка.

Источник: https://2poloski.com/gruppy-zdorovya-novorozhdennyx/

Группа здоровья 2 у ребенка – что это обозначает

После осмотра ребёнка у педиатра, врач может поставить отметку о состоянии его здоровья. На основании этой информации определяют степень допустимых нагрузок во время обучения.

Довольно часто родители не знают, что значит группа здоровья 2 у ребенка, по каким критериям она определяется. Разберёмся в причинах появления такой отметки, чтобы вы не волновались понапрасну.

Критерии оценки здоровья

Каждый малыш должен полноценно развиваться, для чего специалисты исследуют его здоровье.

С помощью периодических диагностик можно вовремя определить начало болезни, не допустить перетекания её в хроническую стадию.

На основании всех проверок педиатр делает отметку, благодаря которой грудничок может быть взят под особое наблюдение. К основным параметрам оценки относятся следующие критерии:

  • существуют ли аномалии в развитии;
  • физическое развитие, его степень;
  • уровень развития нервной и психической системы;
  • сопротивляемость болезням;
  • общий анализ внутренних систем и функций;
  • наследственность и хронические заболевания.

По статистике, к первой группе здоровья в России зачислено всего лишь 10% детей. Кроме того, на одном из женских форумов молодая мама рассказала, как спрашивала врача, почему дочке проставлена вторая группа. Педиатр ответил, что такое сейчас всем ставят - лучше перестраховаться, чем недосмотреть.

Как определяется тип группы

Факторы, прогнозирующие вторую и ниже группу после рождения.

Есть три группы факторов, по которым можно предварительно узнать группы здоровья новорожденных: биологические, генетические, социальные.

К биологическим факторам относят следующие отклонения во время беременности:

  • неправильное расположение в утробе;
  • патологии плаценты;
  • отклонения по времени прохождении родов;
  • неестественные роды;
  • длительное нахождение в утробе после того, как отошли воды и другие.

Отдельно выделяются генетические проблемы, могущие передаваться из поколение в поколение.

Ряд специалистов ставит их в первые ряды первичных причин болезней.

К генетическим факторам относят наличие родственников с передаваемыми через поколения болезнями:

  • аллергия;
  • сахарный диабет;
  • сердечные заболевания и другие.

К социальным факторам относят следующие отрицательные явления у родителей новорожденных детей:

  • алкоголизм;
  • их курение;
  • хронические заболевания матери;
  • половые инфекции;
  • длительная работа на вредных предприятиях;
  • несвоевременная беременность;
  • угроза выкидыша или преждевременных родов;
  • несоблюдения назначенного врачом режима во время беременности.

Есть ряд абсолютных критериев, по которым ребенку поставят ту или иную группу здоровья.

Факторы, из-за которых наверняка отнесут ко второй группе.

К ним относятся как особенности внутриутробного развития, так и отдельные патологические состояния.

На основании следующий заключений педиатр обязан внести отметку о второй группе здоровья:

  • многоплодная беременность у мамы;
  • раннее или запоздалое появление на свет;
  • повреждение нервной системы в утробе;
  • инфицирование плода;
  • отклонения в массы тела от рекомендованной после рождения;
  • все стадии проявления рахита;
  • наследственные аномалии;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой (аритмия, шумы, стабильное пониженное или повышенное давление);
  • инвалидность по зрению;
  • пониженный гемоглобин;
  • более четырёх случаев острого респираторного заболевания в год;
  • плохой аппетит, колики в животе;
  • проба Манту положительная;
  • во время периода после излечения от болезни Боткина, пневмонии и других острых заболеваний;
  • во время периода после перенесения срочных хирургических операций.

В основном ко второй группе здоровья относятся дети, у которых могут развиваться хронические болезни.

Подгруппы «А» и «Б»

Самых маленьких детей из второй группы делят на несколько подгрупп.

2-А - устанавливается для детей, которые живут в неудовлетворительных условиях для их развития или имеют плохую наследственность.

2-Б - к этой подгруппе зачисляют всех, кто немного отклоняются от рекомендованных жизненных показателей, часто болеющий младенец.

В младшем школьном возрасте их состояние может не улучшиться до перенесения в первую группу. Тогда, основываясь на осмотре специалистов, делается медицинское заключение о распределении в основную или подготовительную группу для физических нагрузок.

Основная группа состоит из детей с заболеваниями, которые не влияют на возможность ходить. А также к ней относят ребят с небольшими отклонениями в весе, кожной аллергией или незначительным повреждением работы внутренних органов.

Специальная подготовительная группа (СПГ) состоит из отстающих в развитии детей из-за слабого здоровья и детей, сразу после острого заболевания или перетекания его в хроническую стадию.

Занятия в такой группе могут помочь нормализовать состояний школьников. Для них разработана программа с меньшим количеством нагрузок и сниженными нормативами.

Если ребёнок из такой группы устанет во время занятий, его с пониманием посадят отдохнуть.

Пересмотр состояния здоровья

Если вам нужна информация о том, что у вашего ребёнка 2 группа здоровья, вы можете найти её у медсестры детской поликлиники, это не врачебная тайна. Вам придётся брать справку для его зачисления в специальную группу на физкультуре. Только не ограждайте совсем малыша от спорта, это навредит ему, ведь для него специально разработаны лечащие упражнения.

Из-за риска патологий за группой установлен внимательный медицинский надсмотр. Педиатры практикуют определение группы здоровья путём проведения регулярного осмотра его состояния. Ребёнок может переходить из одной группу в другую благодаря тому, как изменится его характеристика.

На протяжении периода от трёх до семи лет отношение к группе здоровья пересматривается в следующем возрасте:

  • три года или до принятия в детский садик;
  • пять-шесть лет или до принятия в начальные классы;
  • восемь лет или во время окончания первого класса;
  • десять лет или при смене начальной школы на среднюю;
  • двенадцать лет;
  • четырнадцать-пятнадцать лет.

Если после прохождения осмотров выяснится, что жизненные показатели соответствуют показателям групп, выделенных Минздравом России, его туда зачисляют и ставят отметку.

Комплекс упражнений

Для того чтобы не подвергать здоровье школьников риску, классы нужно делить на три части: специальную, подготовительную и основную. На практике педагоги, особенно в маленьких городах, редко обращают на это внимание.

В лучшем случае вашему ребёнку дадут распечатку с комплексом упражнений и посадят на лавку, «чтобы не мешал». В худшем - будут заставлять заниматься с основной группой.

На всякий случай лично проконтролируйте соответствие проведения уроков рекомендациям терапевта или педиатра, делающих заключение.

Для ребёнка важно постепенно осваивать нужные навыки. Этот комплекс упражнений исключают запрещённые движения (они определяются индивидуально), физическая нагрузка равномерно распределяется.

Во второй группе здоровья у детей ничего страшного просто нельзя много нервничать и, соответственно, проходить тесты на уроках. А также противопоказано участвовать в спортивных конкурсах или олимпиадах.

Этим можно заниматься дома в спокойной и привычной обстановке.

В идеале - купить ребенку спортивный комплекс, используя который он сможет получать дозированную нагрузку в спокойной домашней обстановке.

  • улучшение физического развития;
  • формирование живого интереса к регулярному выполнению лечащих упражнений;
  • освоение значимых двигательных качеств, навыков, умений;
  • закаливание для лучшего противостояния болезням;
  • укрепление здоровья;
  • тренировка силы воли;
  • убеждение в необходимости соблюдения здорового образа жизни;
  • заучивание необходимых упражнений для улучшения адаптации организма к функционированию;
  • закрепление привычки чередования режимов труда и отдыха, получения полноценного питания по распорядку, соблюдения личной гигиены.

Успешное освоение и выполнение этих задач поможет не только улучшить состояние организма, но и адаптироваться к взрослой жизни.

Заключение

Если вы узнали, что группа здоровья у ребенка не первая, перестаньте паниковать и тем более не считайте его неполноценным. Эти детки ничем не отличаются от остальных, придерживаются такого же распорядка дня, как и все.

Единственное, что это может обозначать - необходимость проявления заботы и внимания к их здоровью, во избежание неприятных последствий. Нужно относиться к нему со всех любовью, на которую вы способны.

Терпения вам в воспитании маленького чуда.

Источник: https://DeteyLechenie.ru/pro-zdorove-detej/gruppa-zdorovya-2.html

Группа здоровья у новорожденных

Здоровье новорожденного малыша, наверное, самое главное, что волнует молодых родителей после его появления на свет.

Но, как можно определить, здоровым ли родился малыш, или у него есть какие-либо отклонения? Ведь даже регулярный контроль беременности с помощью УЗИ не может гарантировать, что ребенок абсолютно здоров.

Проблемы могут возникнуть и во время родов, что тоже отразится на здоровье ребенка. Что понимают врачи, под словосочетанием «здоровый новорожденный», и в каких случаях здоровье малыша ставится под сомнение?

Здоровый новорожденный

У медиков существуют определенные критерии, по которым они оценивают здоровье новорожденного. Так, здоровый новорожденный - это малыш, который родился от практически здоровой матери, роды и сама беременность прошли без осложнений, а при рождении ребенок получил оценку не ниже 8-10 по шкале Апгар.

Здоровый новорожденный должен весить 3-4,5 кг, а коэффициент роста и веса составляет 60-80%. Допустимая убыль массы тела в период первичной адаптации в роддоме не должна превышать 6-8% от массы тела при рождении.

От всех этих факторов зависит здоровье новорожденного в дальнейшем, поскольку малыш сможет полноценно развиваться.

Нужно также разделять доношенных и недоношенных малышей. Дело в том, что когда малыш рождается точно в срок, все его органы и системы уже готовы к иным условиям жизни, вне материнского тела.

Для недоношенных детей этот период проходит сложнее, поскольку им нужно сначала «дорасти» до состояния «доношенности».

Это, однако, не означает, что недоношенный ребенок будет иметь какие-либо проблемы со здоровьем в дальнейшем.

Доношенный или недоношенный?

В зависимости от срока беременности на момент родов новорожденные делятся на:

  • Доношенных. Такие малыши рождаются на сроке 38-40 недель. Масса тела ребенка составляет не менее 2,501 кг, а рост не менее 47 см. Такие малыши полностью соответствуют тому возрасту, когда их организм уже готов к переходу в автономный режим существования.
  • Недоношенных. Это дети, рожденные на сроке менее 38 недель. Масса тела у них, как правило, не превышает 2,500 кг, а рост меньше 47 см. В зависимости от того, насколько раньше положенного срока родился малыш, новорожденные считаются зрелыми, незрелыми, а также страдающими внутриутробной гипотрофией. Степень недоношенности определяется в соответствии со сроком, когда произошли роды: в 35-37 недель, 32-34 недели, 29-31 недели, менее 29 недель.
  • Переношенных. Такие малыши рождаются на сроке более 42 недель и имеют явные признаки перенашиваемой беременности.

Группы здоровья у новорожденных

Поскольку здоровье новорожденных определяется по определенным критериям, было принято решение выделять группы здоровья у новорожденных, для того, чтобы быстрее ориентироваться в состоянии здоровья новорожденного. На сегодняшний день выделяют 5 групп здоровья у новорожденных.

  • К 1 группе относятся здоровые малыши, рожденные от здоровых матерей.
  • Группа здоровья 2 у новорожденных разделяется на две подгруппы.

Группа 2 «А». К ней относятся дети, родившиеся от матерей с узким тазом, имеющие физиологическую незрелость, недоношенность или переношенность 1 степени, отечный синдром и токсическую эритему.

Группа 2 «Б». В нее входят малыши, матери которых имеют отягощенный анамнез, в котором указаны сердечнососудистые заболевания, заболевания органов дыхания, мочевыделительной и эндокринной системы.

Также сюда относятся дети, перенесшие сложные роды, в процессе которых, например, использовались щипцы, либо малыш находился в ягодичном предлежании.

Многоплодная беременность, задержка внутриутробного развития, переношенность 2 степени, различные анатомические аномалии дают право специалистам отнести ребенка к этой подгруппе.

Группа здоровья 2 у новорожденных достаточно распространена, поскольку сегодня все больше малышей рождается с теми или иными нарушениями. Однако группа 2 здоровья у новорожденных не говорит о необратимых нарушениях в здоровье новорожденного. Такие дети со временем вполне могут стать здоровыми взрослыми.

  • Группа 3. К ней относятся дети, перенесшие среднюю или тяжелую асфиксию, родовую травму, страдающие недоношенностью 3 степени, которым производилась катетеризация пупочной ранки, перенесшие внутриутробную инфекцию и пр.
  • Группа 4 и группа 5. Сюда относятся дети с врожденными пороками внутриутробного развития, у которых присутствуют признаки выраженной декомпенсации.

Как происходит наблюдение за здоровьем новорожденных?

После выписки из роддома, новорожденного берут на учет в местной поликлинике для того, чтобы контролировать рост и развитие малыша. В зависимости от группы здоровья, к которой принадлежит ребенок, наблюдение за ним ведется в соответствии с определенным графиком:

  • Осмотр новорожденных 1 группы проводится в течение первых 2 дней после выписки из роддома, затем на 14, 21 и 30 день жизни. После чего малыш посещает поликлинику каждый месяц до 1 года.
  • Наблюдение за детьми из 2 группы проводится по тому же графику, что и наблюдение за детьми 1 группы.
  • Дети из 3 группы осматриваются в течение первых суток после выписки, а затем каждые 5 дней до достижения ребенком месячного возраста. Затем ребенка переводят под наблюдение узкого специалиста совместно с педиатром.
  • Малыши, относящиеся к 4 и 5 группам здоровья, осматриваются в первые сутки после выписки, затем в течение первого месяца осмотр проводится 2 раза в неделю, а по достижению малышом месячного возраста, его также переводят по контроль специалиста по основному заболеванию.

Посещение ребенка врачом и медсестрой в первый месяц жизни является важным условием для поддержания здоровья новорожденного и выявления патологий.

Поэтому, если вы замечаете, что интерес со стороны медицинского учреждения к вам после выписки из роддома недостаточный, обязательно обратитесь к руководству для выяснения ситуации, тем более, если ваш малыш относится к той или иной группе здоровья.

Источник: http://www.wjtoday.ru/gruppa-zdorovya-u-novorozhdennyx/

Группа здоровья 2 у ребенка

Нередко родители могут обнаружить запись в карточке ребенка, которая относит его к той или иной группе здоровья. Чаще всего ребенка относят ко второй группе здоровья (около 60%), но по каким критериям ребенка причисляют ко 2 группе здоровья, знают не все. Сегодня мы попытается в этом разобраться.

Как определить группу здоровья ребенка?

Группу здоровья определяют исходя из оценки уровня физического и нервно-психического развития, которые включают степень готовности организма противостоять неблагоприятным факторам, наличие или отсутствие хронических заболеваний.

При отнесении детей к определенной группе здоровья не обязательно, чтобы дети имели отклонения по всем критериям здоровья. Группа здоровья определяется по наличию самого ярко выраженного или тяжелого отклонения, или группы критериев.

Группа здоровья определяется врачом после заключения медицинского осмотра и сбора необходимых анализов.

Что значит 2 группа здоровья?

Ко 2 группе здоровья относятся здоровые дети, которые подвержены «риску» развития хронических заболеваний. В раннем детстве детей 2 группы разделяют на подгруппы.

  1. Группа здоровья 2-А у ребенка, включает «угрожаемых детей», у которых есть неблагоприятная наследственность или неудовлетворительные условия проживания, что может напрямую влиять на их физическое и психическое здоровье.
  2. Группа здоровья 2-Б у ребенка, объединяет детей, которые имеют некоторые функциональные и морфологические отклонения: например, дети с аномальными конструкциями, часто болеющие дети.

Ребенка дошкольного и младшего школьного возраста относят ко 2 группе здоровья при наличии следующих критериев:

  • многоплодная беременность;
  • недоношенность или переношеннсоть;
  • внутриутробное поражение центральной нервной системы;
  • перинатальное ифицирование;
  • низкая масса тела при рождении;
  • избыточная масса тела при рождении;
  • рахит на начальной стадии или остаточные явления;
  • дефицит массы тела (гипотрофия) 1-й степени;
  • избыток массы тела (гипертрофия) 1-й или 2-й степени;
  • аномалии конституции (экссудативно-катаральный или нервно-артрический диатезы);
  • функциональные изменения сердечнососудистой системы (шумы, склонность к повышению или понижению артериального давления, аритмия);
  • частые острые респираторные заболевания (более 4-6 раз в год);
  • пониженный гемоглобин;
  • дисфункция желудочно-кишечного тракта (нарушение аппетита, боли в животе);
  • переход отрицательной пробы Манту в положительный;
  • состояние после перенесения острого инфекционного заболевания (пневмония, болезнь Боткина и др.);
  • состояние после перенесения неотложных хирургических операций.

Что такое основная и подготовительная группы здоровья?

На основании медицинского заключения детей младшего школьного возраста 2 группы определяют в основную или подготовительную группу здоровья.

К 2-й основной группе здоровья относят детей, которые имеют некоторые заболевания, не влияющие на двигательную активность, а также школьников, у которых незначительные функциональные изменения не мешают нормальному физическому развитию. К примеру, школьники с умеренно выраженной избыточной массой тела, нарушениями работы некоторых внутренних органов или с кожно-аллергическими реакциями.

Детям, относящимся к данной группе, разрешается заниматься физическими упражнениями в полном объеме согласно учебной программе физического воспитания. Также таким школьникам рекомендованы занятия в спортивных кружках и секциях.

Ко 2-й подготовительной группе здоровья причисляют детей, которые имеют некоторое отставание в физическом развитии ввиду отклонений состояния здоровья.

В подготовительную группу относят детей, которые недавно перенесли острые заболевания, а также тех, у кого болезнь перешла в хроническую форму.

Занятия в специальной группе здоровья направлены на то, чтобы повысить физическую подготовку детей до нормального уровня.

Программа физической подготовки для таких детей должна быть ограничена, в частности детям из подготовительной группы противопоказаны большие объемы физических нагрузок.

Что будет, если намочить Манту? Пожалуй, каждому из нас в детстве делали прививку Манту, предупреждая о том, что ее ни в коем случае нельзя мочить. И мы мужественно выдерживали этот запрет в течение 3 дней. Однако мало кто знает, почему ее нельзя мочить и что может случиться, если вода все-таки попала на прививку. Определение группы здоровья у ребенка – комплексная оценка всех параметров развития, включающая особенности физического, психологического, умственного состояния, наследственности, склонности к каким-либо заболеваниям и наличия патологий.
Проблемы параметров ребенка и соответствие их общепринятым нормам беспокоят всех родителей. Мы постоянно измеряем и взвешиваем малышей, особенно в первые годы жизни. В нашей статье мы поговорим о весе двухлетнего ребенка. Бактерии в моче у ребенка Показатели анализа мочи помогают врачам диагностировать многие детские заболевания. В нашей статье мы расскажем, что значит обнаружение бактерий в моче у ребенка и насколько оно опасно.

Источник: https://womanadvice.ru/gruppa-zdorovya-2-u-rebenka

2 группа здоровья у ребенка: что это означает? Алгоритм определения групп здоровья у детей

Судя по состоянию здоровья ребенка, который только что появился на свет, его относят к определенной группе здоровья. Именно этот показатель будет решающим при определении физической нагрузки детей в детском саду и школе.

Для того чтобы следить за здоровьем и развитием детей, проводят:

– Углубленное исследование. Во время него оценивается состояние здоровья ребенка в периоды эпикриза с последующими рекомендациями специалистов для дальнейшего полноценного развития малыша.

– Выявление на ранних стадиях различных заболеваний и оздоровление ребенка, целью которого является предотвращение формирования хронического заболевания.

Педиатр определяет группу здоровья, принимая во внимание все осмотры специалистов.

Выделяют несколько критериев для того, чтобы оценить состояние здоровья ребенка:

1 критерий – наблюдаются ли отклонения в раннем онтогенезе.

2 критерий – развитие в физическом плане.

3 критерий – нервно-психическое развитие.

4 критерий – сопротивляемость организма различным болезненным факторам.

5 критерий – состояние органов и систем.

6 критерий – есть ли хронические болезни или врожденные заболевания.

Таким образом, определение группы здоровья происходит, исходя из перечисленных выше критериев. Итак, у ребенка 2 группа здоровья. Что это означает?

Характеристики 2 группы здоровья

Нужно понимать, что группа здоровья – это не что иное, как состояние здоровья ребенка и предрасположенность его к различным заболеваниям, а также присутствие врожденных болезней.

Ко 2 группе здоровья принадлежат дети, у которых наблюдаются незначительные проблемы со здоровьем.

Они, как правило, чаще болеют, например, ОРЗ, может присутствовать лишний вес или вероятность возникновения аллергии.

2 группа здоровья у новорожденных бывает чаще всего. Потому что в настоящее время полностью здоровых детей не рождается, даже если мать не страдает никакими заболеваниями. Отношение человека к той или иной группе здоровья устанавливается не только в родильном доме, но и сопровождает его всю жизнь.

Выделяют еще две подгруппы среди детей, которых отнесли ко 2 группе

2-А – это дети, которые имеют биологические, генетические и социальные факторы для развития заболеваний, но они здоровы по остальным критериям.

Генетические факторы – это наличие родственников с различными заболеваниями, которые могут передаваться из поколения в поколение. Например, сахарный диабет, заболевания сердца, аллергия и прочие.

Биологические факторы – это отклонения, которые возникли в период беременности и родов у матери. Это быстрые или наоборот долгие роды, кесарево сечение, длительное нахождение плода без околоплодных вод, патологии плаценты, неправильное расположение плода и так далее.

К социальным факторам относятся курение, алкоголизм родителей, работа родителей на вредном производстве, заболевания матери хронического характера, слишком ранняя или поздняя беременность. Наличие инфекций, которые могут передаваться половым путем, угроза преждевременных родов или выкидыша у матери. Плохое питание в период беременности и нарушение общего режима.

2-Б – это дети, которые имеют морфологические и функциональные изменения. Новорожденные, которые относятся к этой подгруппе, перенесли какое-либо заболевание в первые дни или часы жизни и после выписки из роддома у них еще сохраняются какие-то отклонения. Такие малыши часто болеют, присутствуют аномалии конституции и другие отклонения в здоровье.

При выписке из роддома указывается группа риска, и, судя по ней, педиатр должен составить план наблюдений, обследований, проводить профилактические мероприятия (закаливание, прививки). При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Наблюдать за детьми, которые принадлежат к подгруппе 2-Б необходимо в домашних условиях до трех месяцев.

Итак, что такое группа здоровья 2, и как можно отнести детей раннего возраста и дошкольников к ней?

Выделяют ряд отклонений, по которым можно судить о состоянии здоровья ребенка:

Многоплодная беременность.

Незрелость плода, плод переношен, недоношенность.

Поражение ЦНС.

Гипотрофия 1 степени.

Инфицирование в утробе матери.

Небольшой вес при рождении.

Избыточный вес при рождении (4 кг и более).

Начальный период рахита, 1 степень рахита и его остаточные явления.

Присутствие аномалий в конституции.

Изменения, которые касаются сердечно-сосудистой системы, изменение артериального давления, пульса.

Частые заболевания, в том числе респираторные.

Нарушения функций ЖКТ – отсутствие аппетита, боли в животе и прочее.

2 группа здоровья у ребенка – это еще не показатель того, все отклонения должны присутствовать в медицинской карте. Достаточно всего одного или нескольких. По самому тяжелому отклонению определяется группа здоровья.

Все родители легко могут узнать, к какой группе здоровья относится их ребенок. Этой информацией владеет каждый участковый врач, и даже медсестра сможет дать пояснения. Ведь группа здоровья ребенка не является врачебной тайной.

Наблюдение за здоровьем детей в детских учреждениях

Информация о детях со 2 гр. здоровья обязательно должна быть у медсестры детского учреждения.

Если ребенок принадлежит к этой группе, то на уроках физкультуры ему предлагается специально разработанный для таких детей комплекс упражнений. Нагрузки для них должны быть ниже.

Но это совсем не означает отказ от занятий спортом. Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то таким детям часто назначают занятия лечебной физкультурой.

Ко всему прочему необходимо медицинское наблюдение за детьми, которые относятся к этой группе. Так как у них возможен высокий риск развития различных патологий. Основной метод, который позволяет получить оценку состояния здоровья детей – это профилактический осмотр, который проводят медики.

Существует также алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет. Детей осматривают:

– в 3 года (перед поступлением в детский сад);

– в 5 с половиной или 6 лет (за год до начальной школы);

– в 8 лет, когда ребенок заканчивает 1 класс школы;

– в 10 лет, когда ребенок переходит в среднюю школу;

– в 12 лет;

– в 14-15 лет.

Если в результате осмотра показатели здоровья ребенка имеют отношение к выделенным Министерством здравоохранения РФ классам и группам болезней, то его относят к определенной группе здоровья.

Занятия физкультурой с детьми 2 группы здоровья

Для того чтобы уроки физкультуры проходили эффективно и без риска для здоровья школьников, последних относят к одной из трех групп (основная, подготовительная и специальная). Деление производит педиатр или терапевт в конце учебного года, но окончательный вердикт специалист выносит только после повторного осмотра перед началом следующего учебного года.

Если у ребенка 2 группа здоровья по физкультуре, то он относится к подготовительной медицинской группе. Это практически здоровые дети, но имеющие те или иные отклонения, слабо подготовленные физически.

Школьникам можно заниматься физической культурой, но с условием постепенного усвоения необходимых двигательных умений и навыков.

Соблюдается дозировка физической нагрузки, исключаются противопоказанные движения.

Если имеется 2 группа здоровья у ребенка, то тогда ему запрещено выполнять тестовые задания на уроках и участвовать в спортивных мероприятиях. Но специалисты настоятельно рекомендуют проводить дополнительные занятия физкультурой дома или в школе.

Задачи физического воспитания школьников, имеющих 2 группу здоровья:

– укрепление и улучшение здоровья;

– улучшение физического развития;

– освоение важных двигательных навыков, качеств и умений;

– улучшение адаптации организма к физическим нагрузкам;

– закаливание и увеличение сопротивляемости организма к болезням;

– формирование интереса к постоянным занятиям физической культурой, развитие волевых качеств;

– воспитание положительного отношения к ЗОЖ;

– освоение комплекса упражнений, которые благоприятно воздействуют на состояние организма ребенка, принимая во внимание имеющееся заболевание;

– соблюдение правильного режима отдыха и труда, гигиены, полноценного питания.

Заключение

Таким образом, 2 группа здоровья у ребенка – это не приговор. Не стоит считать его неполноценным или неизлечимо больным. Принадлежность ребенка к этой группе означает, что ему необходим чуткий уход, нужно постоянно следить за состоянием его здоровья, дабы избежать неприятных последствий.

Дети с такой группой здоровья ведут обычный образ жизни и прекрасно развиваются, они ни чем не отличаются от других малышей.

  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

    В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

    Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

    Характер функционирования основных функциональных систем организма;

    Степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

    Уровень физического развития и степень его гармоничности.

    Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

    1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

    2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

    3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

    4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

    5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

    Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

    Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

    После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

    Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

    На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

    К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

    К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

    К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

    К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

    Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

    К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

    Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

    В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

    Таблица 13

    Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

    Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

    Таблица 14

    Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

    Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

    Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

    Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

    Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

    Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

    Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

    Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.



    Похожие статьи

    • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

      Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

    • Этногенез и этническая история русских

      Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

    • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

      В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

    • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

      Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

    • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

      Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

    • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

      Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...