Психологическая реабилитация инвалидов. Курсовая работа: Психологическая реабилитация

Проблема помощи больным и инвалидам в их социализации, возращении или доступном приближении к образу жизни и труду здоровых граждан является сложной, требует междисциплинар­ного подхода, увязывающего компетенции и знания специалис­тов в области медицины, педагогики, психологии, социальной работы. Рассмотрим те аспекты этой проблемной области, разра­ботка которых соприкасается с опытом, накопленным в психоло­гии труда.

Инвалид - человек с хроническими дефекта­ми трудоспособности.

Такого рода дефекты могут быть обратимы­ми, временными, в таком случае общество устанавливает для че­ловека статус инвалида на определенный срок, достаточный для восстановления здоровья и трудоспособности. Статус инвалидно­сти присваивается врачами в процессе врачебно-трудовой экспер­тизы:

первая группа инвалидности предполагает, что человек не способен даже к труду по самообслуживанию;

вторая группа ин­валидности устанавливается для лиц, имеющих серьезные заболе­вания, но способных передвигаться, выполнять несложные тру­довые действия, но неспособных к профессиональному труду;

третья группа инвалиднос­ти позволяет работать в доступных видах труда, если заболевание или травма, приведшие к потери трудоспособности, затрагивают частные функции организма, не снижающие общую трудоспособность.

Например, в результате длительного труда с нарушениями правил гигиены и охраны труда у работника развивается профессиональное заболе­вание (вибрационная болезнь). В порядке профилактики дальней­шего развития болезненных проявлений заболевшему рекоменду­ют освоить другую профессию и сменить вид труда и во время переобучения выплачивают пенсию. Психологи, занимающиеся консультированием в области профессионального самоопределе­ния, могут столкнуться с такого рода ситуациями, поэтому им полезна осведомленность в области профессиональной патологии, они должны знать о социальных службах, компетенции врачей профпатологов для объединения усилий и успешной совместной деятельности.

В 30 - 80-е гг. XX в. в нашей стране сложилась система социаль­ного обеспечения: дома престарелых, дома инвалидов, психонев­рологические интернаты. Здесь живут и люди с нулевой трудоспо­собностью, кстати, самыми тяжелыми среди инвалидов, страда­ющих психическими заболеваниями, оказываются больные ши­зофренией.

По оценкам экспертов ООН, инвалиды в настоящее время со­ставляют 10 % от общей численности населения. В России отмеча­ется тенденция к увеличению числа инвалидов. Так, на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 8,9 млн. инвалидов, на 1 января 1999 г. – более 9,6 млн. Растет число детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста. Показателем реабилитации инвалидов является улучшение их ста­туса (отмена инвалидности или снижение степени инвалидности) при повторном медицинском освидетельствовании, но уровень реабилитации пока низок – 2,3 %. Первые места среди инвалидов занимают люди, страдающие болезнями сердечно-сосудистой системы, злокачественными новообразова­ниями, а также пострадавшие от несчастных случаев. Повышается уровень инвалидности в связи с психическими расстройствами, туберкулезом. В целях совершенствования социальной помощи больным и инвалидам в России разрабатываются федеральные программы социальной поддержки инвалидов (1995 - 1999, 2000 - 2005 гг.), определяющие государственную политику в этой облас­ти. Так, в стране действуют службы медико-социальной эксперти­зы, но необходимо развертывание и совершенствование не толь­ко диагностики, но и мероприятий по преодолению дефектов здоровья, реабилитационных программ. В нашей стране имеется 42 учебных заведения, осуществляющих профессиональное обу­чение инвалидов, но им предлагаются обычно профессии, по которым трудно найти работу, или уровень подготовки не обес­печивает конкурентоспособности выпускников на рынке труда. В стране принят Федеральный закон «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации», согласно которому в 1996 г. было разработано и утверждено Примерное положение об индивиду­альной программе реабилитации инвалидов. Такого рода програм­му подготавливают работники медико-социальных центров на ос­нове медицинского освидетельствования больного, и программа реализуется при его согласии.


РЕАБИЛИТАЦИЯ(позднелат. rehabilitatio) – 1) восстановление в правах; 2) восстановление доброго имени, прежней репутации; 3) мед. р. инвалидов – восстановление трудоспособности инвалидов, достигаемое различными методами лечения, а также применением специальных приспособлений.

РЕАБИЛИТАЦИЯпроцесс, цель которого – предупредить развитие инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалидам в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности в рамках существующего заболевания или телесного недуга.

Таким образом, целями реабилитации являются:

1. Предупреждение развития инвалидности в период лечения заболеваний.

2. Помощь инвалидам в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности в рамках существующего заболевания или телесного недуга.

Выделяют три основных вида реабилитации соматичес­ки, психически больных индивидов и инвалидов.

Медицинская реабилитация связана с восстановлением трудоспособности человека посредством лечебных воздей­ствий.

предполагает возвраще­ние больного к трудовой деятельности с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособности. В ряде слу­чаев профессиональная реабилитация включает профессио­нальную ориентацию личности, принимающую во внимание образовавшиеся в результате заболевания или инвалиднос­ти ограничения, и переквалификацию в случае вынужден­ной смены вида профессиональной деятельности.

Социальная реабилитация позволяет адаптировать инди­вида к изменившимся в результате заболевания условиям его семейной и общественной жизни, предотвратить социальную изоляцию и связанные с ней формы девиантного поведения. В случае длительного пребывания человека в условиях кли­ники социальная адаптация означает ресоциализацию лич­ности, восстановление контактов с окружающими людьми, формирование активной социальной позиции.

Социально-трудовая реабилитация основывается на сле­дующих основных принципах:

Психолог опирается на сохраненные сенсорные и мотор­ные функции и задействует компенсаторные механизмы и возможности индивида;

Организм человека понимается как соматопсихологичес-кое единство, учитываются целостная реакция личности на болезнь или инвалидизацию и индивидуальные способы совладания с болезнью;

Тяжелое соматическое или психическое заболевание, приводящее к снижению или потере трудоспособности и ограничению социальных взаимодействий, субъективно переживается как психологический кризис, связанный с невозможностью реализацией личностью своего жизнен­ного замысла. Психологическая реабилитация призвана помочь индивидууму найти или построить новые жизненные смыслы и раскрыть возможности и перспективы их реализации.

Задачей любого вида реабилитации, а в особенности пси­хологической, является создание равновесия между психи­кой человека и окружающей средой, повышение уровня адаптивности личности.

При отсутствии возможности проводить реабилитацию нередко развиваются дополнительные психические рас­стройства, не связанные непосредственно с основным забо­леванием и представляющие собой форму психологической дезадаптации. Эти вторичные нарушения усугубляют про­фессиональную и социальную ограниченность и изоляцию больного. Наиболее распространенными являются следу­ющие ТИПы ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ дезадаптации :

ü формирование комплекса неполноценности, связанно­го с переживанием больным своей отличности от других, обусловленной заболеванием или инвалидностью, что при­водит к социальной изоляции и поведенческим девиациям;

ü формирование психопатологических проявлений невро­тического уровня возможно на любом этапе соматического за­болевания, однако чаще всего эти проявления определяют состояние человека после стабилизации или редукции основ­ных симптомов. От 13% до 50% всех соматических больных и инвалидов страдают вторичной невротической патологией. Наиболее распространены невротические расстройства с не­врастенической, истерической или обсессивно-фобической симптоматикой. При длительном течении соматического за­болевания или стойкой инвалидизации наблюдаются стаби­лизация невротической симптоматики, формирование невро­зов и невротических развитии личности;

ü развитие депрессивных проявлений и суицидальное по­ведение при тяжелых соматических заболеваниях и необра­тимой инвалидности связано с переживанием личностью потери трудоспособности, социальной изоляцией, невозмож­ностью реализации жизненных планов и замыслов. Большое значение в развитии депрессивных проявлений имеют лич­ностные, и в первую очередь характерологические, особен­ности больного. При наличии склонности к депрессивным реакциям психологу, осуществляющему реабилитирующие мероприятия, следует уделить особое внимание профилак­тике суицидального поведения.

Программа индивидуальной реабилитации инвалидов включает среди прочего оценку реабилитационного потенциала личности, характеризую­щего состояние физического развития, психофизиологическую выносливость, эмоциональную устойчивость; оценивается уровень развития профессионально важных знаний, навыков и умений; особенности личности (социально-экономический и социально-психологический статус, направленность личности, круг интере­сов, уровень притязаний).

Медики и психологи составляют реабилитационно-экспертное заключение , в котором определяется реабилитационный потенци­ал личности (высокий, удовлетворительный или низкий) и на­мечается план и направление реабилитационных воздействий по развитию/восстановлению способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации в пространстве, общению, самокон­тролю поведения, обучению, трудовой деятельности. При этом отмечаются ограниченные формы активности личности, сохран­ные или компенсированные, и подлежащие развитию/восстанов­лению.

Индивидуальная программа содержит три направления реаби­литации:

Вид реабилитации Направления
Медицинская реабилитация - изготовление протезов; - информирование по вопросам медицинской помощи; - восстановительная терапия нарушенных функций (мас­саж, лечебная физкультура, трудотерапия и психотерапия)
Социальная реабилитация - помощь в социально-бытовой адаптации (осна­щение техническими средствами ориентировки в пространстве); - психологическая помощь семье инвалида; - мероприятия в об­ласти психотерапии, психокоррекции и консультировании
Профессиональная реабилитация - профориентация (ин­формирование о видах труда, профконсультирование); - профот­бор и профподбор; - обучение и переобучение; - организационная помощь в создании рабочего места для инвалида; - помощь в про­изводственной адаптации

Психологические основы реабилитации. Принципы, этапы, методы.

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитация – система госуд-ых мед-их, ψ-ких, педагогических и т. д. мер, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности. Т. е., это меры, способствующие раннему возвращению в общество и к общественно полезному труду. Ψ- кая реабилитация есть гуманизирующий фактор медицины.

Принципы:

1. единство биологических и психосоциальных методов воздействия.

2.принцип партнерства. Апелляция к личности.

3. разносторонности приводимых воздействий, направленных на разные стороны жизнедеятельности больного: ψие, семейные, социальные.

Основа системы реаб.– перестройка системы отношений личностей и приспособление индивидуума к основным сторонам жизнедеятельности.

4.принцип ступенчатости

Этапы реабилитации.

1. восстановительное лечение. Задачи – устранение или смягчение проявлений болезни, предупреждение формирования дефекта, инвалидизации; усиление компенсаторных механизмов, восстановление нарушенных функций и социальных связей. Характеризуется применением сочетания биологических методов лечения с различными психосоциальными воздействиями. Лечение средой, занятостью, психотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия.

2. реадаптация. Задачи: приспособление больного к условиям внешней среды – жизни и трудовой деятельности. Преобладают психосоциальные воздействия, среди коих на первом месте – стимуляция социальной активности. Психотерапия проводится как с больным, так и с родственниками.

3. собственно реабилитация. Задача – восстановление в правах, в индивидуальной и общественной ценности больного; восстановление доболезненных отношение с социальной средой.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)

· механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия.)

· массаж,

· традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),

· трудотерапия,

· психотерапия,

· логопедическая помощь,

· лечебная физкультура,

· реконструктивная хирургия,

· протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

· санаторно-курортное лечение,

· технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),

· информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации

· другие мероприятия, услуги, технические средства.

Психотерапия в работе медицинской сестры

Психотерапия – это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, соматического состояния и повышения эффективности применения других методов лечения. Основным «инструментом» психотерапии является слово (имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску).

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ

Психологические факторы и методы психической реабилитации

Психологический аспект реабилитации имеет у многих больных и инвалидов не меньшее значение, чем физический. Так, например, почти в половине случаев психические изменения и психические факторы являются основной причиной, препятствующей возвращению человека к труду после перенесенного инфаркта миокарда.

Это вызвано, прежде всего, тем, что течение инфаркта миокарда часто сопровождается психическими нарушениями. Депрессия, «уход в болезнь», страх перед физическим напряжением, уверенность в том, что возвращение на работу может причинить вред сердцу, - все эти психические изменения могут свести на нет усилия кардиолога и методиста по лечебной физкультуре, стать непреодолимым препятствием для восстановления трудоспособности и решения вопросов трудоустройства.

Однако и при нормальном психическом состоянии особенности личности больного (инвалида), ее установка, характер психологической реакции па болезнь (инвалидность) существенным образом влияют на отношение к врачебным рекомендациям и во многом определяют уровень социальной активности после болезни или инвалидности.

В свою очередь, психические нарушения оказывают неблагоприятное воздействие на течение основного заболевания, нарушают функционирование различных органов.

Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных (инвалидов):

· характер динамики основного болезненного процесса;

· длительность постельного режима и сроков пребывания в стационаре;

· характер инвалидности;

· психогенное влияние медицинского персонала, семьи, других больных или инвалидов, друзей, родственников;

· начало возвращения к трудовой деятельности.

Учет этих факторов и устранение тех из них, которые оказывают отрицательное воздействие, могут оказаться действенным средством психогигиены и психопрофилактики.

Основные методы психической реабилитации:

· различные психотерапевтические воздействия (аутотренинг, гипноз и др.);

· психогигиена;

· психопрофилактика;

· в некоторых случаях – лекарственные препараты психотропного действия;

· благожелательная обстановка в семье и коллективе;

· эстетотерапия;

· физические тренировки;

· лечение трудом (трудотерапия).

Трудовая деятельность имеет важное значение для сохранения и укрепления психики больного (инвалида). Так, изучались показатели психического состояния неработающих и работающих инвалидов, у которых до инфаркта миокарда психические нарушения не выявлялись. Разница оказалась разительной. Если среди неработающих инвалидов число лиц с психическими нарушениями составило 90,3%, то среди работающих инвалидов - лишь 13,3%.

Большое значение в психической реабилитации имеет благожелательная обстановка в семье и коллективе, в том числе и юмор, живительные свойства которого всегда высоко ценились.

2. Психологические аспекты реабилитации лиц с ограниченными возможностями и пожилых

Процесс инвалидизации, как результат хронического заболевания, или приобретение статуса инвалида, как итог чрезвычайной ситуации, ставят человека в особые жизненные обстоятельства, создают особую объективную социальную ситуацию и определяют качество его жизни. При этом особенности социальной ситуации развития, в которой оказывается инвалид, могут менять весь стиль его жизни: его жизненные установки, планы на будущее, его жизненную позицию по отношению к различным важным для больного обстоятельствам и к самому себе. Немаловажным условием компенсации является стабильное психоэмоциональное состояние человека и его ближайшего окружения. А в условиях социально-экономического кризиса в нашей стране высока частота отказа родственников от ухода за инвалидами, что создает угрозу их социальной депривации*.

Эта ситуация нередко требует реализации длительного восстановительного лечения с применением современных реабилитационных технологий. Реабилитация - это комплекс медицинских, социальных, психологических, педагогических и правовых мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и трудоспособности пациентов. Понятие «реабилитация» применительно к инвалидам и пожилым гражданам основывается на решении проблем, связанных с проведением восстановительного лечения, которые становятся ведущими, первичными в едином реабилитационном процессе. За ними далее следуют психологические, педагогические и социальные проблемы. Учитывая то, что восстановительное лечение - это единый медико-психолого-социально-педагогический процесс, который включает в себя, помимо комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, психологическую коррекцию и социальную адаптацию, направленные на формирование у клиента адекватного осознания себя в ситуации болезни, активное привлечение семьи, всех ее членов к процессу реабилитации. И это, прежде всего, - обучение родственников проведению отдельных мероприятий медико-психологического характера и социализации больного.

Несмотря на многочисленные исследования по проблеме старения и инвалидности, недостаточно полно изучены принципы комплексного подхода в реабилитации граждан с ограниченными возможностями и пожилых, оценки ее эффективности, с учетом основного диагноза, возраста и пола гражданина, психологических характеристик личности больного, особенностей семейных, культурологических и бытовых характеристик, а также социального статуса семьи.

Известно, что смена социального статуса человека в процессе инвалидизации способна негативно влиять на процесс формирования личностного комфорта клиента и успешность коррекционной работы с ним в рамках комплексной реабилитации. Вследствие болезни и инвалидности у человека возможно формирование психологических и эмоциональных расстройств, которые способны оказывать негативное влияние на течение заболевания. Возникает так называемый «замкнутый круг» патологических взаимовлияний.

Известно, что наиболее слабое звено в длительном реабилитационном процессе инвалидов – сложность реализации должного контроля состояния больного и эффективности терапии. Вместе с тем хронический характер заболеваний, постоянная угроза обострений диктуют необходимость регулярного контроля эффективности проводимого восстановительного лечения.

Клиническая картина хронического заболевания с ее постоянными приступами, ограничениями, страхом является для больных мощным психологическим воздействием, которое вторично способно вызывать высокую тревожность, выраженные элементы депрессии. Последнее проявляется пассивностью, отсутствием интереса к окружающему миру, нежеланием активно влиять на формирование установок с целью мотивации на успешность, в том числе и контролировать течение болезни, нежелание что-либо делать по самореабилитации.

По данным ряда исследователей (Grant MacEwan Colledge (Канада) в редакции проф. Перфильевой Г.М., 2001) согласно Stuart и Laraia (1998), тревога представляет собой смутные опасения, связанные с ощущением неуверенности и беспомощности. Это эмоциональное состояние не направлено на конкретный объект, оно субъективно и выражается в отношениях человека с окружающими. Тревога появляется при возникновении угрозы индивидуальности, самооценке или идентичности личности.

Тревога может быть обусловлена проблемами, связанными с самой личностью (внутренние конфликты, столкновение противоречивых ценностей, разочарование) или с окружающей ее обстановкой (угроза войны, инфляция).

Тревога - это смутное чувство неуверенности и беззащитности. Она может быть связана со страхом наказания, осуждения, потери любви, дружбы, изоляции или физической немощи.

Выделяют 4 уровня тревоги:



Что вызывает тревогу?

Тревога может возникнуть при постановке нового или неожиданного диагноза, а также, если гражданин недостаточно информирован о своей болезни и ее проявлениях; испытывает неудобство или боль при проведении лечебных и диагностических процедур или операций; не может оплатить стоимость лечения или беспокоится из-за неразрешенных семейных проблем. Одного только ожидания результатов исследования или болезненной процедуры достаточно, чтобы вызвать тревогу у большинства людей.

На фоне тревоги у человека учащаются пульс, дыхание, повышается артериальное давление (АД), сужаются периферические сосуды и появляется сухость во рту. Специалисту по социальной работе следует знать, что, несмотря на тревогу, некоторые люди могут казаться хладнокровными, спокойными, выдержанными. Другие же становятся раздраженными, агрессивными, угрожают персоналу или отказываются сотрудничать.


Похожая информация.


Лекция №1

«Общие основы реабилитации»

преподаватель Рыжикова Л.И.
Термин «реабилитация» от латинского происхождения (ге-повторное, возобновленное действия, противодействия, (habilis- удобный, приспособленный) по определению ВОЗ, реабилитация - это комбинированное и координированное применение социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения его трудоспособности. Мощным импульсом для развития, лечебной физкультуры и трудотерапии явились в начале прошлого века I мировая война, затем II мировая война завершила формирование новой дисциплины, занимающейся восстановительным лечением - реабилитацией.

Восстановлением статуса личности занимается реабилитация реабилитация - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методиках опирается прежде всего на личность больного, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции, а также его социальные связи. Это завершающий этап общего лечебного процесса, где важно оценить эффективность лечения, действия на организм.

Сохранение здоровья людей является важнейшей задачей любого государства. В настоящее в России резко ухудшается здоровье трудоспособного населения. Ежегодно из-за болезни не выходит на работу 3 млн.человек, а 20-25 млн.человек на работе находятся в пред- или пост- болезненном состоянии. Более 70% трудового населения к пенсионному возрасту страдает от различных заболеваний, следует учесть, что граждане России уходят на пенсию на 5-10 лет раньше, чем в развитых странах . Поэтому главной целью системы здравоохранения в России является повышение уровня и качества здоровья населения.

Оценка современного состояния и тенденций здоровья населения свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к ухудшению качества жизни населения, существенным ограничением в реализации им биологических и социальных функций. Понятие качества жизни включает физическое здоровье, его психологический статус, уровень независимости, характерные черты окружающей среды.

Весь комплекс мероприятий реабилитации подразделяется на:


  1. медицинскую реабилитацию, использующую различные методы медикаментозной терапии , физиотерапии, лечебной физкультуры, лечебное питание, хирургическую коррекцию и т.д.

  2. психологическую реабилитацию , включающую мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациентов сознательного активного участия в реабилитационном процессе.

  3. профессиональную реабилитацию , основными задачами которой является восстановление соответствующих профессиональных навыков или переобучение пациентов, решения вопросов их трудоустройства.

  4. социальную реабилитацию, включающую разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно-правовых актов, гарантирующих инвалидам отдельные социальные права и льготы.
В последние годы появилось понятия «экстренная реабилитация» - комплекс мероприятий, направленный на скорейшее восстановление нарушенных психосоматических функций у людей, работающих в зоне или очаге чрезвычайной ситуации, на профилактику у них различных заболеваний.

ЭТАПЫ И ЗАДАЧИ

К этапам медицинской и психологической реабилитации относятся:

этап экстренной реабилитации - поддержание или восстановление работоспособности спецконтингентов в зоне и очаге чрезвычайной ситуации .

стационарный (госпитальный) этап - проводится восстановительная терапия в больнице, госпитале или других лечебных учреждениях.

санаторный - реадаптация в соответствующих санаторно-курортных учреждениях, амбулаторно-поликлинический этап - продолжение или завершение реабилитационных мероприятий в поликлинике или диспансере.

Задачи медицинской и психологической реабилитации определяются её этапом на стационарном (госпитальном) этапе - это выработать наиболее рациональную программу с обеспечением ее преемственности на последующих этапах. Определение адекватности лечебно - двигательного режима; изучение психологического состояния пациента и его отношения к своему заболеванию; формирование у пациента и его родственников адекватного представления о болезни или травме; разъяснение пациенту необходимости соблюдать режим двигательной активности на всем протяжении стационарного периода реабилитации (одно из важнейших условий профилактики осложнений).

Основными задачами санаторного этапа является дальнейшее повышение работоспособности пациентов путем осуществления программы физической реабилитации с использованием природных преформированных физических факторов, подготовка пациентов к профессиональной деятельности, предупреждение прогрессирования заболеваний, его обострений путем проведения на фоне курортного лечения медикаментозной терапии.

К основным задачам амбулаторно-поликлинического этапа реабилитации относятся: диспансерное динамическое наблюдение, проведение вторичной профилактики; рациональное трудоустройство пациентов

Задачи этапа экстренной реабилитацци (за ним будущее) -передовая позиция медицинской и психологической реабилитации и ее задачи актуальные и значимые прогнозирования и анализ возможных патологических состояний в соответствующих ситуациях; разработка методик дифференцированного применения средств, позволяющих предупредить возникновения патологии и быстро ликвидировать появившиеся нарушения.

Реабилитационные мероприятия являются неотъемлемой составной частью лечебного процесса с первых дней заболевания.

Медицинская реабилитация объединяет в себе 3 направления воздействия на человека. Каждое из них, как самостоятельно, так и вместе с другими обеспечивает восстановление здоровья:


  1. медикаментозное направление - использует эффект одного или нескольких лекарственных веществ в определенном взаимодополняющем наборе.

  2. немедикаментозное направление - объединяет различные виды физического воздействия: рефлексотерапии, лечебная физкультура с успехом применяется почти при всех видах патологии. Она оказывает не только общетренирующее, но и специальное терапевтическое действие, стимулируя адаптацию к физической нагрузке. Особое место занимает санаторно-курортное лечение. На курортах изменяются все виды лечения немедикаментозного с использованием природных курортных лечебных факторов климата, бальнео и грязелечение.

  3. инструментальное направление :
эндоскопические санации интратрахеальными заливками лекарственных препаратов

проведение лучевой терапии через эндоскоп

плазма и лимфорез

ультразвуковой фонофорез и другие

В связи с этим в настоящее время эффективность и экономичность различных методов лечения целесообразно оценивать не только по критериям выживаемости и продолжительности жизни, но и по показателям качества жизни, все чаще применяемым на практики входящим в специальные методики.

Реабилитация тесно связана с медицинским , социологическим и философским понятием качества жизни. Реабилитация по мнению ВОЗ может оказать очень положительное воздействие на качество жизни.

Общие показания к проведению медицинской реабилитации:

1.Значительно сниженные функциональные способности организма.

3.Особая подверженность воздействиям внешней среды.

4.Нарушение социальных отношений.

5.Нарушение трудовых отношений.

Общие противопоказания к проведению медицинской реабилитации:

1.Сопутствующие острые воспалительные заболевания.

2.Острые инфекционные заболевания.

3.Острые заболевания в периоде декомпенсации.

4.Онкологические заболевания.

5.Психологические и неврологические заболевания ЦНС и расстройства интеллекта.

В процессе психологической реабилитации психолог четко определяет цели и основные задачи реабилитации. Особое значение, по нашему мнению, психологическая реабилитация приобретает в детском возрасте, ведь именно для этого возраста характерен интенсивное развитие психических познавательных и эмоционально-волевых процессов. Чем раньше будет обнаружен тот или иной дефект, тем эффективнее пройдут реабилитационные мероприятия.

Рассматривая основные задачи психологической реабилитации необходимо отметить общую систематизацию задач В. И. Лубовский в рамках специальной психологии, который объединил эти задачи по научному содержанию и практической направленностью. Первая группа задач - общенаучные теоретические задачи, которые касаются проблем развития психики аномального ребенка:

Раскрытие закономерностей развития и проявление психики общих для нормальных и аномальных детей;

Раскрытие общих закономерностей развития, которые свойственны всем аномальным детям;

Раскрытие специфических закономерностей развития и проявлений психики различных групп аномальных детей;

Установление зависимости развития и проявлений психики от характера, механизмов и степени выраженности аномалии.

Вторая группа задач - изучение аномалии формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у разных групп аномальных детей, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

Третья группа задач - выявление путей компенсации дефекта и развития психики в целом.

Четвертая группа задач - разработка научных основ, методов и средств обучения различных групп аномальных детей, теоретическое обоснование конкретных путей их обучения.

Одним из направлений психологической помощи детям с нарушениями в развитии является психологическая коррекция. По мнению И. И. Мамайчук , формулируя задачи психологической коррекции, целесообразно выделить три основных психокоррекционных блоки, которые взаимосвязаны. Это диагностический, собственно коррекционных и прогностический блок.

В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. Диагностика психического развития ребенка включает в себя:

o всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;

o анализ мотивационно-потребностно сферы ребенка и членов его семьи;

o анализ развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций.

Диагностика социальной среды требует анализа неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности, и социальную адаптацию.

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

o коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления ее микросоциальной запущенности;

o помощь ребенку или подростку в решении психотравмирующих ситуаций;

o формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

o повышение социального статуса ребенка в коллективе;

o развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

o формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей

o развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

o формирование адекватных родительских установок на болезнь и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционных процесс;

o создание в детском коллективе, где учится ребенок с особыми потребностями, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие задачи:

o проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности в целом;

o определение динамики этих изменений.

Общей целью при работе с детьми с ограниченными возможностями является восстановление и развитие познавательных и эмоционально-волевых процессов, обеспечение максимально полной психологической адаптации личности в обществе. Отметим некоторые задачи психологической реабилитации, которые могут быть поставлены в соответствии с нарушенных функций организма детей.

И. И. Мамайчук психологическую помощь детям и подросткам с церебральным параличом рассматривает как сложную систему реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепления социальной позиции личности больного с ДЦП, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые отвечают психическим и физическим возможностям больного ребенка. Важное значение имеет решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на физический дефект, длительное пребывание в стационаре и хирургическое лечение. Эффективность психологической помощи детям с церебральным параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики. Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП раннего и дошкольного возраста, ученые С. П. Дуванова, Т. Ф. Пушкина, Н. Б. Трофимова, Н. М. Трофимова считают следующие:

o развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

o стимуляция сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция этих нарушений;

o развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

o формирование математических представлений;

o развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев, подготовка к овладению письмом;

o воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

o стимуляция сенсорных функций организма;

o формирование языкового, предметно-действенного и игрового общения у детей с окружающими;

o психологическая адаптация к изменившимся условиям; Психолого-педагогическая реабилитация детей с психическими расстройствами, по мнению Л. Нижник и А. Сагирова , осуществляется на базе динамического функциональной связи между сохраненными элементами личности и медико-педагогическим воздействием. На начальном этапе планирования коррекционной работы необходимо включить в действие компенсаторные механизмы, дифференцировать расстройства психических функций от сохраненного ядра личности. Формы и средства утечки обусловлены характером психических изменений и степени выраженности патологических поступков. Необходимо учитывать основные индивидуальные особенности, структуру личности, патологические изменения у больного ребенка:

o какие основные патологические изменения у больного ребенка;

o какие основные расстройства психики у больного ребенка, подлежащих исправлению путем проведения психологической и воспитательной работы;

o на которых положительных сторонах личности такого ребенка и остаточных возможностях возможно строить влияние;

o которые сдерживающие факторы - психологические и воспитательные средства -могут быть самыми в процессе корректирующей работы с каждым ребенком;

o динамическое проследить состояния психических процессов в ходе психолого-педагогической реабилитации;

o необходимость в длительном проведении упражнений не только в отношении нарушенных функций, но и всей личности.

Также они считают, что при решении вопроса организации, выбора средств и форм воздействия необходимо учитывать особенности реактивности детей с психическими расстройствами, их измененную психику. Строя коррекционную работу, необходимо учитывать факторы:

1. Включение в учебные и педагогические общие занятия происходит медленно, приспособления детей к тому или иному виду деятельности требует длительного времени.

2. Учебные занятия проводятся в двух направлениях. С одной стороны, они осуществляются как форма для получения знаний, с другой, сам учебный процесс и учебные формы направляют, развивают, корректируют процессы мышления, внимания, направляют поведение.

3. Работа по исправлению нарушений индивидуализирован для каждого ребенка и каждой группы заболевания .

Многолетний опыт работы М. М.Ильинои и И. И.Мамайчук показывает, что правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии влияют на динамику их умственного и личностного развития. Они рассматривают психологическую помощь детям и подросткам детям с проблемами в развитии, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), как сложную систему клинико-психолого-педагогических воздействий, включающих в себя как общие, так и частные задачи. К общим задачам относят:

o развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые соответствуют ее физическим и психическим возможностям;

o укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в коллективе сверстников и в семье;

o формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР.

Большое значение имеет также решение частных задач:

o устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект;

o диагностика и коррекция стиля семейного воспитания;

o предотвращения развития госпитализма или его последствий и прочее.

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями интеллекта и психическими заболеваниями являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной сферы;

o психологическая диагностика и развитие эмоционально-волевой сферы личности;

o формирование положительных черт личности и развитие коммуникативной сферы личности.

Рассматривая задачи психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха такие ученые как Т. Г. Богданова, Л. С. Вы-готский, Т. В. Розанова, И. М. Соловьев, Н. Д. Ярмаченко и другие обращают внимание на своеобразие психического развития детей с недостатками слуховой функции и установления путей компенсации нарушений различной сложности. Основы психологической реабилитации детей с нарушениями функций слуха базируются на раскрытии задач, которые ставит перед собой сурдопсихология. Ряд авторов, Н. М. Тро-фимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина выделяют следующие задачи:

o выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом;

o изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности;

o разработать методы психодиагностики и психокоррекции соответствующих нарушений;

o изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями слуха являются:

o развитие коммуникативной сферы личности;

o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

o формирование положительных черт личности;

o установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.

Задача психологической реабилитации с детьми с нарушениями функций зрения опираются на основной задачей тифлопсихологии - изучение психики слепых и слабовидящих. Эта задача должна решаться в целом ряде аспектов:

o раскрытие основных закономерностей развития и проявлений психики, свойственных как лицам, нормально видят, так и лицам с дефектами зрения;

o раскрытие специфических закономерностей психических явлений, присущих только слепым и слабовидящим;

o установление зависимости развития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта

o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений;

o теоретическое обоснование педагогических воздействий (методов и средств обучения и воспитания) на детей с аномалиями зрительного анализатора .

Кроме этих задач, ведущий ученый А. Г. Литвак считает, что основной задачей реабилитационной работы с целью интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая адаптация (в пиздноослипших - реинтеграция).

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями зрения являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;

o формирование адекватной самооценки и уровня притязаний;

o формирование положительных черт личности;

o установление возможностей компенсации нарушений за счет интенсификации работы других анализаторов;

o формирование "чувства препятствия";

o выявление путей и механизмов компенсации и коррекции вторичных отклонений.

В основе эффективной реабилитации онкологического больного, как отмечает С. А. Мисяк, лежат творчество, духовность, они не только восстанавливают его здоровье, но и обеспечивают ей эволюционный путь развития. Предупреждение дальнейшего развития опухолевого процесса - тяжелая для достижения цель - как для больного, так и для врачей, социальных работников. Но именно творческий и духовный аспекты позволяют упростить цель, условно разбив ее на несколько фрагментов. Пациенту необходимо помочь определить стратегию своего развития - конструктивную, связанную с восстановлением телесного здоровья и развитием психологического здоровья, со стремлением к гуманистическим целей, формированием духовной культуры .

Задачами психологической реабилитации в работе с детьми с нарушениями работы внутренних органов являются:

o психологическая диагностика и коррекция познавательной, эмоционально-волевой сфер личности;

o снятия конфликтных эмоциональных состояний;

o снятия психического травматизма в связи с лечебными процедурами (операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое лечение;

o психологическая адаптация к изменившимся условиям.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...