Инвалид и человек с ограниченными физическими возможностями. В чем разница? Дети –инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные
Наиболее результативным способом организации обучения детей-инвалидов в домашних условиях выступает дистанционная форма, которая предусматривает применение передовых информационно-коммуникационных технологий.
В рамках учебного процесса, который может быть реализован в удаленном режиме, для каждого ученика может быть сформирован специальный адаптированный под его индивидуальные особенности здоровья и образовательные потребности (планы на дальнейшее обучение и получение желаемой профессии).
ОВЗ?
Она встречается достаточно часто и означает ограниченность возможностей здоровья. Соответственно, дети с ОВЗ - это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
В рамках образовательного аспекта можно сформулировать более узкое определение. Дети с ОВЗ - это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Право на образование выступает приоритетным социально-культурным правом для каждого человека ввиду того, что оно воспринимается в качестве сферы жизни общества, наиболее существенно влияющей на процесс развития людей.
В современных условиях именно такая категория граждан, как дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкивается с проблемами (правовыми, финансовыми, организационно-техническими и социальными) касаемо возможности его реализации. В связи с актуальность и остроту приобретает изучение конституционно-правового механизма, обеспечивающего право на образование.
Обучение детей с ОВЗ посредством дистанционных форм позволяет обеспечить каждого ребенка высококачественным образованием независимо от конкретного места обучения. Получение знаний с помощью информационной компьютерной среды предоставляет ребенку возможность приобрести соответствующие профессиональные навыки, необходимые ему в дальнейшем и для работы, и для достойного существования в целом.
На практике неоднократно было доказано, что обучение посредством дистанционных делает доступным получение детьми с ограниченными возможностями здоровья соответствующего образования, а также полное освоение ими базовой общеобразовательной программы среднего общего образования.
Преимущества дистанционного обучения
Здесь сетевой учитель и тьютор (преподаватель-консультант) сможет проводить уроки с помощью специальной которая используется в качестве механизма индивидуализации учебного процесса посредством разнообразных индивидуально-ориентированных моделей организации и учебного плана, и урока (в зависимости от образовательных потребностей и возможностей данной категории учащихся).
Первостепенной задачей образования здесь выступает сохранность индивидуальности ребенка, а также создание подходящих условий для его самовыражения. Это может быть достигнуто благодаря дифференцированному обучению, учитывающему степень усвоения школьником знаний, темп его деятельности и развитость тех или иных навыков и умений.
Какие условия требуется создать в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ?
Они должны гарантировать такие возможности, как:
1. Достижение запланированных результатов в отношении освоения всеми обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
2. Применение и обычных, и специфических оценочных шкал академических достижений детей с ОВЗ, которые соответствуют их образовательным потребностям.
3. Адекватность оценки темпов изменчивости жизненной компетенции каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья наряду с остальными учащимися, а также родителями (либо законными представителями) и работниками школы.
4. Индивидуализация образовательного процесса касаемо детей с ОВЗ.
5. Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
6. Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков, клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику, используя при этом возможности существующих образовательных учреждений дополнительного обучения.
7. Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, и научно-техническое творчество.
8. Вовлечение детей с ОВЗ, родителей и педагогических работников в процесс разработки основной образовательной программы начального общего образования, а также в проектирование внутренней социальной среды и формирование индивидуальных маршрутов обучения.
9. Использование в рамках образовательного процесса передовых, научно обоснованных коррекционных технологий, которые ориентированы на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
10. Взаимодействие в одном образовательном пространстве и общеобразовательной, и специальной школы, которое позволит продуктивно использовать многолетний педагогический опыт касаемо обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применить созданные специально для этого ресурсы.
Итак, потребуется разработка индивидуальной программы для детей с ОВЗ, в которую обязательно должны быть вовлечены их родители. Именно таким образом они осознают степень своей ответственности касаемо качества жизни своего ребенка не только в семье, но и в школе.
ДЦП у детей: причины
Их около 50-ти. Однако они все уходят корнями в неблагоприятное протекание беременности и последующих родов.
К наиболее значимым (вызывающим серьезные негативные последствия) относятся:
1. Острое кислородное голодание в процессе родов (к примеру, по причине тугого обвития пуповиной, преждевременного отслаивания плаценты и др.) либо уже после рождения менее 37 недель беременности или с весом меньше 2-х кг). Особо опасными признаются преждевременные роды с применением кесарева сечения.
2. Присутствие внутриутробных инфекций (цитомегаловирус, токсоплазмоз, краснуха и др.).
3. Тяжелая степень гемолитической болезни новорожденных (иммунологическая несовместимость крови матери и плода).
4. Ряд воздействующих на центральную нервную систему преимущественно на ранних сроках беременности (к примеру, прием запрещенных лекарственных средств, включая гормональные контрацептивы, облучение радиацией и др.).
И это только несколько негативных факторов, которые могут вызвать ДЦП у детей и нанести существенный вред здоровью ребенка.
Характеристика детей с нарушением зрения
Как уже было расшифровано выше, дети с ОВЗ - это категория лиц с определенного рода нарушениями. В данном случае - зрительной функции.
По результатам исследования данной категории детей, были выявлены следующие тенденции динамики конкретных зрительных заболеваний:
1. Значительно увеличилось количество детей с остаточным зрением (до 90%). Их них:
- полностью незрячие - 3-4%;
- со светоощущением - 7%;
- с визусом более 0,06 - 10%.
2. Возрос процент сложных комплексных зрительных заболеваний. При этом лишь несколько случаев связаны с нарушением зрения, которые характеризуются единичным поражением его функции. Многочисленные исследования в этой области подтвердили, что большинство дошкольников имеют 2-3 глазных заболевания.
3. Рост числа дефектов, которые сопутствуют зрительному заболеванию. Как правило, они связаны с нарушением деятельности ЦНС.
Интеграция детей-инвалидов в ДОУ
Это процесс обучения детей с ОВЗ в рамках общеобразовательного учреждения общего типа. Этому вопросу уделяется на сегодняшний день весьма существенное внимание.
Интегрированное обучение подразумевает тот факт, что дети с ОВЗ в ДОУ должны овладеть теми же навыками, умениями и знаниями и в тот же срок, что и нормально развивающиеся.
Именно считается наиболее благоприятным для интеграции детей-инвалидов в коллектив их сверстников с нормальным развитием.
Обучение детей-инвалидов в школе
Они принимаются туда после получения соответствующего заключения педагогической и медико-психологической комиссии, в котором обязательно должно быть указано, что данный ребенок может пройти обучение в рамках общеобразовательной школы.
Там же содержится информация касаемо психологических и педагогических особенностей развития конкретной личности, а также результаты диагностики по этим направлениям. Затем соответствующие рекомендации относительно сопровождающей работы группируются в портфолио ученика.
Известным фактом выступает то, что переход из ДОУ в стены начальной школы является весьма кризисным, поэтому первостепенной задачей деятельности службы сопровождения выступает профилактическая работа с детьми с ОВЗ касаемо предупреждения проблем адаптационного периода.
С чем могут столкнуться дети-инвалиды в процессе перехода из ДОУ в школу?
К проблемам адаптационного периода относятся:
- личностные (высокая степень тревожности, неуверенность в своих силах, низкий уровень учебной мотивации, неадекватная самооценка);
- социально-психологические (ряд проблем социальной дезадаптации);
- познавательные (внимание, мышление, память, восприятие и т. д.).
Основные направления деятельности службы сопровождения
Дети с ОВЗ в школе должны получать в течение всего обучения поддержку по следующим направлениям:
- Диагностические мероприятия касаемо эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности ученика.
- Проведение аналитической работы.
- Организационные мероприятия (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, большие и малые педсоветы, обучающие семинары, совещания вместе с родителями учащихся, педагогами и представителями администрации).
- Консультативная работа с учениками и их родителями, а также педагогами.
- Профилактические мероприятия (реализация программ, нацеленных на решение вопросов касаемо межличностного взаимодействия).
- Систематическое проведение коррекционно-развивающих мероприятий (индивидуальные и групповые семинары с трудно адаптируемыми учениками).
Классификация рассматриваемой категории лиц по А. Р. Маллеру
Она основана на определенном характере нарушения, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть:
- глухими;
- слабослышащими;
- позднооглохшими;
- незрячими;
- слабовидящими;
- с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- с нарушением интеллекта;
- с задержкой психического развития;
- с тяжелой степенью нарушения речи;
- со сложными комплексными недостатками развития.
Шесть видов дизонтогенеза В. В. Лебединского
Как уже упоминалось ранее, дети с ОВЗ - это категория лиц с определенными нарушениями. Так, первой разновидностью такого дизонтогенеза выступает психическое недоразвитие. Его типичная модель - умственная отсталость.
Второй вид - задержанное развитие, представленное полиформной группой, имеющей различные вариации (инфантилизм, нарушение школьных навыков, недоразвитость высших корковых функций и др.).
К третьему виду относят поврежденное психическое развитие (изначально нормальное, а впоследствии нарушенное по причине травм либо заболеваний ЦНС).
Четвертый - дефицитарное развитие, представляющее собой различные вариации психофизического, но при условии серьезных нарушений либо зрения, либо опорно-двигательного аппарата, либо слуха.
Пятый вид представляет искаженное развитие, характеризующееся сочетанием вышеперечисленных видов.
Шестой - нарушение в процессе формирования личности. При этом типичной моделью выступают разнообразные формы психопатии.
Сущность деятельности по поддержанию детей-инвалидов в домах-интернатах
Коррекционно-развивающаяся работа с детьми с ОВЗ - это помощь в их психологическом и социальном развитии (формирование образов позитивно-социального поведения и ознакомление с культурой общества, обучение навыкам и умениям повседневной деятельности).
Структура воспитания и обучения детей с нарушениями развития сформирована так, чтобы в каждом возрастном периоде были обеспечены и общеобразовательные, и специфические коррекционные задачи.
На что должен быть сделан акцент в деятельности по поддержанию рассматриваемой категории лиц?
Дети с ограниченными возможностями по-своему уникальны, поэтому коррекционная помощь должна быть максимально индивидуализирована. Здесь требуется кропотливая, терпеливая и целенаправленная работа. Педагоги должны четко представлять, какую методику обучения лучше всего применить к конкретному ученику, как помочь ему справиться с возникшими в ходе обучения трудностями, связанными преимущественно с его болезнью.
Работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста подразумевает вовлечение их в специально разработанную образовательно-развивающую среду, а также организацию их должного квалифицированного обучения, которое должно учитывать их возрастные и психофизические особенности.
Итак, напоследок следует еще раз напомнить расшифровку рассмотренного нами понятия. Дети с ограниченными возможностями - категория лиц, характеризующихся какими-либо нарушениями (психическими или физическими), которая требуется специально организованного подхода к процессу обучения.
Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Низкая активность зрительного восприятия; Психомоторика характеризуется: нарушением активности; трудностями переключения, координации и автоматизации движений; наличием синкинезий; выраженной быстрой истощаемостью. Особенности памяти: низкая активность и целенаправленность; замедленная скорость; сниженные объем, точность и прочность запоминаем Мыслительную деятельность характеризует: низкий уровень мотивации познавательной деятельности; недостаточность организованности и целенаправленности; выраженная быстрая истощаемость, импульсивность; большое количество ошибок.
Психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Саморегуляция в деятельности нарушена. Этому способствуют личностные особенности: неадекватная самооценка; слабость познавательных интересов; неадекватный уровень притязаний и мотивации. Самоконтроль сформирован недостаточно, что проявляется в: отсутствии потребности и навыка самопроверки; неосознании допущенных ошибок. Внимание характеризуется: неустойчивостью; слабостью распределения и концентрации; плохим переключением и быстрой истощаемостью.
Основные причины повышенного эмоционального напряжения детей с ограниченными возможностями: 1. Недостаточные коммуникативные навыки (неумение общаться со сверстниками и затруднения в общении со взрослым-учителем); 2. Повышенная тревожность, связанная с желанием полностью соответствовать требованиям учителя; 3. Высокий уровень притязаний; 4. Повышенная рефлексивность поведения; 5. Ошибочная педагогическая тактика учителя и/или родителей (поощрение конкуренции, сравнение и сопоставительное оценивание учащихся).
Тактика поведения с детьми с ОВЗ Дети, скрывающие свою инвалидность от других У детей явно сформировано негативное самоотношение и неприятие факта своей инвалидности Сопровождающему(кл. руководитель, психолог, учитель-предметник, родитель), необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Снять чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванное чувством своей ущербности; Подготовить к вероятности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения; Сформировать толерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья и внешности, способностей; Помочь пережить факт психологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.); Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; Стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего; Поддержать ребенка в стремлении к обретению смысла своей жизни, достижению конкретных и реальных жизненных перспектив.
Дети, не скрывающие свою инвалидность Для этой группы характерно несколько вариантов поведения: 1.Манипулирование окружающими посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие, государство. Пожалейте меня, сам же я ничего не могу и ни на что не способен». Сопровождающему(кл. руководитель, психолог, учитель-предметник, родитель), необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Формировать субъективность ребенка, воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку; Научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные программы, оценивать и контролировать результаты своих действий; Создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных результатах, культивировать потребность самопомощи, самообслуживания; Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации; Запустить внутренние механизмы саморазвития ребенка, развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.
Дети, не знающие о своей инвалидности С представителями данной категории детей сопровождающему необходимо: Создать атмосферу безопасного самопознания; Подготовить, в зависимости от возраста ребенка и особенностей его личности, к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится; Не фиксировать, «не привязывать» его к факту состояния здоровья в процессе дальнейшей с ним коррекционно-развивающей деятельности, рассмотреть возможности идти на разумный риск; Определив «точки роста», перспективы его развития с учетом особенностей дефекта, целенаправленно создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах; Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по Л.С.Выготскому).
10 общих правил этикета при общении с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ 1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю. 2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом. 3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя. 4.Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите. 5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми. 6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. 7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника 8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову. 9.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко. 10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся (42):
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).
Социокультурный статус ребенка во многом определяется как наследственными биологическими факторами, так и социальной средой жизни ребенка. Процесс развития личности характеризуется единством и взаимодействием системы биологических и социокультурных факторов. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов; быстроту образования, прочность и динамичность условных связей...). От этих индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности (в дальнейшем - ВНД) зависят способности к овладению социальным опытом, познанию действительности, то есть биологические факторы создают предпосылки психического развития человека.
Очевидно, что слепота и глухота есть факторы биологические, а не социальные. “Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями” (19). Сложность структуры атипичного развития заключается в наличии первичного дефекта , вызванного биологическим фактором, и вторичных нарушений , возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Так, повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом , а наступившая, как следствие немота - вторичным дефектом . Такой ребенок сможет овладеть речью только в условиях специального обучения и воспитания при максимальном использовании сохранных анализаторов: зрения, кинестетических ощущений, тактильно-вибрационной чувствительности.
Интеллектуальная недостаточность, возникшая в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического машления, связной речи), которые становятся заметными в процессе социокультурного развития ребенка. Третичные недостатки - недосформированность психических свойств личности умственно отсталого ребенка проявляются в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенная или заниженная самооценка, негативизм, невротическое поведение. Принципиальным моментом является то, что вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляя его, если не проводится целенаправленная и систематизированная коррекционно-реабилитационная работа.
Важной закономерностью является соотношение первичного и вторичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский писал: “Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию . Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым , более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших , или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом” (17). Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем дальше разведены между собой первичный дефект биологического происхождения и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем более эффективна коррекция и компенсация последнего с помощью психолого-педагогических и социокультурных средств.
В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.
Данная положительная оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения и воспитания с опорой на позитивные возможности детей. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции. Функции нарушенного анализатора заменяются интенсивным использованием функционального потенциала сохранных систем. Глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы. Для слепого ведущими становятся слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Учитывая конкретность мышления умственно отсталых детей и относительно сохранные резервы восприятия, в учебном процессе предпочтение отдается наглядному материалу, предметно-практической деятельности.
Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора (39, 42, 53).
1.Вид (тип) нарушения.
2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.
Контрольные вопросы и задания к теме:
1. Перечислите основные категории аномальных (нетипичных) детей.
2. В чем заключается сложность структуры атипичного развития?
3. Какие факторы оказывают влияние на психофизическое развитие ребенка со специальными образовательными потребностями?
4. Законспектируйте главу №1 учебного пособия "Коррекционная педагогика" / Под редакцией Б.П. Пузанова. - М., 1999.
Литература к теме:
1. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 1987.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 185с.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т.5. - С.291.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1970.
5. "Дорога-это то, как ты идешь по ней..."/Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. - Саратов, 1996.
6. Дробинская А.О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе) // Дефектология. - 1996. - №5.
7. Изучение аномальных школьников / Под ред. А.Д. Виноградова. - Л., 1981.
8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 98с.
9. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969. - 230с.
10. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 1985.
11. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.
12. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. - М.: Межд. педагог. академия, 1995.
Главная проблема современного общества - восприятие людей с ограниченными возможностями как неполноценных. И пока данная проблема существует, инвалидам очень трудно находиться в общественных местах.
Практический каждый человек знает про людей с ОВЗ. Что это такое, вернее, кто такие? Сейчас в нашей стране не стесняются говорить об этом, проявляя сочувствие к немного отличающимся от основной массы индивидуумам. Однако каждому из нас нужно осознать, что взрослые и дети с ограничениями вполне могут обучаться и жить в социуме, как и все остальные. Главное - максимально в этом им помочь. Данная статья расскажет обо всех трудностях и возможностях, связанных с понятием ОВЗ.
Что это такое
Ограниченные возможности здоровья: о чем в данном случае идет речь? В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие люди не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью.
Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.
Между тем реакция окружающих на данное заболевание = это одно, а сами дети с такими ограничениями каким образом ощущают себя? Опытные психологи утверждают, что для ребенка это, в первую очередь, сложный психологический барьер. Дети с ОВЗ могут считать себя обузой или ненужными этому миру. Хотя это далеко не так. И основная задача каждого представителя современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять это.
Люди с ОВЗ
Понятно, что ограниченные возможности здоровья бывают не только у детей, но и у взрослых. И если дети не всегда понимают свои недуги в силу возраста, то взрослый человек способен их реально оценивать. Взрослый человек способен воспринимать себя таким, какой он есть. И важно дать ему понять, что он ничем не отличается от других, несмотря на его проблемы со здоровьем.
Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.
Виды ограничений
ОВЗ - расшифровка, вызывающая иногда панику у людей. Они сразу представляют себе «овощ», с которым абсолютно невозможно взаимодействовать. Даже опытные педагоги порой отнекиваются от работы с такими детьми. Однако зачастую всё далеко не так плохо и ужасно. С такими людьми вполне можно вести процесс обучения, работы и какой-либо иной деятельности.
Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.
Атмосфера в семье
Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются именно теми, которые необходимо наблюдать постоянно. Именно в таких семьях большое внимание должно уделяться не только самому ребёнку, но всем членам семьи. Точнее, важно понимать, в каких условиях растёт и воспитывается особенный ребёнок, какие отношения друг с другом в семье, как сами родственники относятся к больному ребёнку.
Ведь в некоторых случаях недуг ребёнка может усугубляться из-за того, что в семье происходят какие-то негативные вещи. Дети с ОВЗ требуют, в первую очередь, особого ухода и заботы от своих родителей. Семья, в которой царит благотворная атмосфера, способна не просто помогать ребёнку, но и существенно повлиять на устранение недуга или ослабления его действия. Там же, где нет взаимопомощи и понимания членов семьи, может лишь стать хуже положение больного ребёнка.
Школа для детей с ОВЗ
Ещё один немаловажный аспект, который влияет на необычного ребёнка - это школа. Как известно, именно там дети проявляют себя по-разному. Каждый ребёнок по-своему уникален, имеет характер, увлечения, взгляды и манеру общения, поведения. И для детей с недугом там тоже имеется место. Именно по этой причине существует ФГОС ОВЗ. Федеральный Государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ - это определённые рекомендации для педагогов, которые призваны помочь в работе.
Эти стандарты включают в себя подробные примеры учебных планов, рекомендации по обучению детей с ограничениями, требования к профессиональной квалификации самих педагогов. На основании этих рекомендаций дети получают образование наравне со всеми. Таким образом, ФГОС ОВЗ является вспомогательным действенным стандартом, а не методом утяжеления работы педагогов в образовательном процессе. Однако некоторым это может казаться иначе.
Специальная программа
В свою очередь, педагоги на основании данного стандарта разрабатывают учебный план. Включают в него всевозможные аспекты. Не только сами педагоги, но и вышестоящее руководство учебного заведения должно контролировать процесс обучения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ может быть разработана в различных видах.
Естественно, многое зависит от того, какой именно недуг у ребёнка, в чём причины его болезни. Поэтому педагог должен составить подробную характеристику ученика, где укажет всю необходимую информацию. Необходимо изучить заключения медицинских комиссий, сведения о семье, о порядке протекания заболевания или отклонения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ складывается из многих этапов, именно поэтому необходимы подробные сведения о ребёнке.
Далее составляется подробный учебный план с расставлением всех задач и целей. Учитываются специальные условия, при которых ученик получает образование. Программа также направлена не только на образование, но и на коррекционную составляющую, и на воспитательную.
Задачи обучения
Обучение детей с ОВЗ требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов. Безусловно, к таким детям необходим индивидуальный подход: важно понимать их и быть терпимым в процессу обучения. Расширять пространство образовательной среды возможно только в том случае, если на ребёнка не давить, не позволять ему закрываться, чувствовать себя неуклюжим или ненужным. Важно своевременно поощрять ученика за его успехи в учёбе.
Обучение детей с ОВЗ должно строиться таким образом, чтобы развивались их навыки чтения и письма. Необходимо осуществлять непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы дети не утомлялись, ведь как известно, ограниченные возможности могут отнимать немало сил у ребёнка, как физических, так и психологических. При этом очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовал и с другими учениками, был частью коллектива, а не отдельным звеном.
Сопроводительный процесс
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья выбирает одной из главенствующих задач процесс взаимодействия с другими школьниками. На протяжении всего обучения ребёнка, сопровождающий должен оказывать разностороннюю помощь не только в развитии, воспитании и обучении, но и в социальном становлении личности. Сопровождающим может являться не только педагог, но и психолог, дефектолог, социальный педагог или иной специалист. Определяющим фактором является именно наличие специального образования у сопровождающего.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также помощь в обучении при взаимодействии с другими педагогами, родителями. Деятельность такого специалиста направлена на развитие памяти, внимания, речевых и практических навыков ребёнка. Стоит задавать такой темп в процессе обучения, который будет наиболее привычен ученику, позволит ему не просто воспринимать информацию, но и развивать её и свои навыки, качества, умения.
Задачи учителя
Естественно, что процесс обучения является не всегда лёгким для обычных детей, а для больных он ещё более сложен. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ): расшифровка этой аббревиатуры даёт достаточно обширную информацию людям, если они не являются специалистами или просто никогда её не слышали. Учителя, психологи и другие работники зачастую сталкиваются с подобными детьми.
К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями постоянно возрастает. На это влияет ряд определённых факторов, начиная от наследственности родителей и заканчивая ошибками, допущенными врачами. Помимо этого, на рост числа детей с ОВЗ оказывает воздействие стремительное развитие промышленности, приводящее к экологическим проблемам, которые сказываются впоследствии на всем обществе.
Радует только то, что современная сфера образования старается разработать всё более профессиональные методики обучения, которыми могут пользоваться дети с ОВЗ. Школа старается не только дать знания и умения ученикам, но и повлиять на развитие его природного потенциала, на умение адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.
Есть ли будущее после школы
Существует мнение, что маленькие дети обычно проще воспринимают нездоровых ребят, чем это происходит у взрослых. Это утверждение по-своему верно потому, что в младшем возрасте проявление толерантности происходит само собой, так как у детей вовсе не существует каких-либо барьеров в общении. Поэтому важно интегрировать ребёнка с ОВЗ в процесс обучения в раннем возрасте.
Даже в детских садах воспитатели знают об ОВЗ, что это такое, и как работать с такими детьми. Если раньше практиковалось формирование отдельных групп, в которых обучались дети с нарушениями, то сейчас пытаются организоватьучебно-воспитательный процесс совместно с обычными ребятами. Это касается и детских садов, и школ. Всем понятно, что ученик по окончании школы должен идти дальше, в университет, среднееспециальное учебное заведение, чтобы приобрести профессиональные навыки, которые должны помочь ему в дальнейшем будущем.
И действительно, в университетах также создаются условия для обучения ребят с ОВЗ. Вузы охотно принимают таких людей в ряды студентов. Многие из них способны плодотворно обучаться и выдавать очень хорошие результаты. Это, конечно же, зависит и от того, как был ранее организован процесс обучения в школе. Дети с ОВЗ - обычные дети. Просто их здоровье немного хуже, и совсем не по их вине. Современный мир всё больше предоставляет широкие возможности для личностной реализации таких детей, разрабатывает принципиально новую модель отношения общества к ним, создавая новые условия развития и становления.
Понимание обычных людей
Таким образом учебный процесс стоит строить и осуществлять, основываясь на многих аспектах. Дети с ОВЗ отличаются не только от здоровых детей, но и друг от друга. У них разные заболевания, в разных формах и с различными перспективами выздоровления. Одним можно помочь с помощью операций, реабилитации, оздоровительных программ, другим помочь невозможно или есть средства немного исправить состояние здоровья. Несомненно, каждый из них по-своему переживает, выражает эмоции, испытывает какие-либо чувства. Но все они очень чувствительны к окружающему их миру и людям.
Те, кто знает про ОВЗ, что это такое, стремятся бескорыстно помогать больным людям, оказывать поддержку и понимать их. И пусть не всегда это специально обученные специалисты, не профессиональные психологи, а обычные люди, они так же способны внушать больному ребёнку веру в лучшее. Порой это поднимает настроение и влияет на чувства ребёнка намного больше, чем профессиональное сопровождение или обучение.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
|
|
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). |
Нарушения слуха.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Нарушения речи.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Нарушения зрения.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»),так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость.
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
Множественные нарушения.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Похожие статьи
-
Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками
Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...
-
Этногенез и этническая история русских
Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...
-
Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)
В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...
-
Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта
Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии
Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...
-
Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком
Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...