Основные показатели здоровья…. Способ оценки общего состояния здоровья человека

Наш организм- это очень сложная система. Концентрация гемоглобина, уровень сахара, холестерина, кровяного давления…
Для того, чтобы оставаться здоровым человеком и хорошо себя чувствовать эти основные показатели здоровья требуют нашего постоянного контроля!
Это не займет много времени, а пользу окажет неоценимую. Даже, если исследования выявят небольшие отклонения от нормы, то будет возможность вовремя заняться профилактикой и предотвратить развитие недугов.

Мы все такие разные, а нужно нащупать какую-то основу, на которой можно было бы построить систему, которую можно было бы применить для каждого.
Ту опорную точку, из которой любой человек, проделав какой-то ряд мероприятий, мог бы разобраться, что в его организме не так, ну или всё так. Брать сразу весь организм за основу просто невозможно из-за сложности его функционирования. Но в нашем организме есть 12 взаимозависимых систем, каждая из которых, при нормальном функционировании, характеризуется неким количественным показателем, который прописан генетически, то есть дан нам природой. Эти показатели являются константами, то есть основные показатели состояния здоровья не меняются при условиях нормальной работы, а их изменение говорит о том, что в организме что-то не так и тут же ведет за собой сбой всех сопутствующих систем.

Человек- огромная самоорганизующаяся система, причем каждый человек уникален: у нас разная молекула ДНК, разная внешность, разное внутреннее содержание, разная энергетика, но как биологический вид что-то нас объединяет. И это те самые константы. То есть, основные показатели здоровья, какие-то из них количественные, а какие-то качественные. Всего их 12, и каждый из них характеризует какую-то определенную систему. Вот на них мы и можем опираться контролируя их и восстанавливая.

Итак, теперь данные констант:

  1. Артериальное давление.
    Идеальным АД, к которому необходимо стремиться, тренируясь для укрепления здоровья, является 110/70 мм рт. ст.; АД 120/80 также считается хорошим. Эти показатели АД желательно сохранять всю жизнь. Принятые нормы повышения АД (а также массы тела) в связи со старением организма следует считать неприемлемыми. Во всяком случае, эти нормы пригодны только для лиц, ведущих нездоровый образ жизни или нарушающих основные закономерности тренировки для укрепления здоровья. Лишь в этом случае показатели АД и массы тела с возрастом увеличиваются. Но такие отклонения нельзя принимать за нормальные. Обследования лиц старших возрастных групп, длительное время постоянно занимающихся циклическими физическими упражнениями, выявили, что показатели их АД лежат, как правило, в пределах 115-125/75-80 мм рт. ст.
  2. Число дыхательных движений . Должно быть равно 16 в 1 минуту. При беге 26, прилегли - 14, но в среднем - 16. Это ритм поглощения кислорода из воздуха.
  3. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое. Этот показа­тель позволяет оценить работу сердца. При частом пульсе нетрени­рованное сердце совершает за 1 сутки 14 тыс. «лишних» сокращений и быстрее изнашивается. Чем реже ЧСС в покое, тем мощней сердечная мышца. В этом случае сердце работает в более экономичном режиме: за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются. 78 ударов в одну минуту. Этот показатель состояния организма- основа оптимальной скорости продвижения кислорода от легких к органам.
    Чем медленнее пульс – тем длиннее жизнь!
    Ели ваш пульс ниже 70 ударов в минуту – бвть вам долгожителем!
  4. Гемоглобин - 130 мг/л. Это показатель количества кислорода в нашем организме, также является основой хорошего состояния здоровья. Если гемоглобин падает, человек может жить некоторое время, но сразу увеличивается число сердечных сокращений, число дыхательных движений, разрушается артериальное давление, потому что отклонение любого из параметров ведет за собой разрушение всей гармонии.
  5. Билирубин - 21 мкмоль/л. Показатель токсичности крови по переработанному количеству мертвых эритроцитов. Каждый день у нас умирает 300 миллиардов эритроцитов и они должны быть расщеплены, выведены, переработаны и снова синтезированы. Количество билирубина говорит о том, как идет этот процесс.
  6. Моча . Каждый день должно выделяться полтора литра мочи, определенных качественных свойств: удельный вес 1020 и кислотностью 5.5. Если колеблется количество, качество и т. д. значит выделительная система почек работает со сбоями.
  7. Росто-весовой индекс. При оценке уровня здоровья вместо жизненного показателя можно использовать росто-весовой индекс,
    показатель которого также свидетельствует о жизнеспособности человека. Росто-весовой индекс определяется путём вычитания из роста (в см) массы тела (в кг). Любое изменение индекса в возрасте свыше 18-20 лет свидетельствует о начинающихся нарушениях в обменных процессах организма и о необходимости принятия срочных мер для стабилизации росто-весового индекса в оптимальных границах. Для расчёта нормальной массы тела недопустимо делать поправки на возраст (особенно после 30 лет), которые рекомендуются некоторыми авторами. Ориентирование на такую «исправленную» массу тела приводит к снижению уровня здоровья и к «нормальным болезням старости».
  8. Сахар крови - 5.5 млмоль/л. Этот показатель состояния организма определяет запас оперативной энергии на каждый день и безусловно является основой здорового организма. Из этого сахара печень образует гликоген, на котором человек работает.
  9. PH. Кислотно-щелочное равновесие крови - 7.43- жизнь в щелочной среде 7.1- смерть от острой сердечно-сосудистой недостаточности. 90 % продуктов, которые мы едим и пьём кислые. Ощелачивание идет за счет вытаскивания из организма н/з щелочных материалов. Идет забор кальция из костно-мышечной системы, калия, магния и натрия.
  10. Количество лейкоцитов - 4.5 тыс* 10 в девятой степени. Это показатель поддержания нашей индивидуальности. Этот показатель состояния здоровья- основа сохранения нашей индивидуальности. При таком значении все вирусы, грибы, бактерии будут уничтожены. Если количество лейкоцитов повышается, то нападение уже произошло и мы защищаемся. Если понижается, значит мы уже проигрываем эту войну, организм истощен и не в силах вырабатывать необходимое количество для защиты.
  11. Температура тела . Считается, что нормальная температура тела - это 36,6 0 С . Тем не менее, каждый орган человеческого организма имеет свою нормальную температуру. Температура печени - 39 0 С , у почек и желудка - немного ниже. Более того, разные участки поверхности кожи имеют тоже неодинаковую температуру: самая низкая температура наблюдается у ступней и ладоней - 24 -28 0 С , самая высокая - в подмышечной ямке - 36,3-36,9 0 С , температура в прямой кишке - 37,3-37,7 0 С , а температура в полости рта - 36,8-37,3 0 С .
  12. Холестерин. Менее 200мг/дл- нормальный уровень холестерина;
    200 - 239 мг/дл- максимально допустимое значение,
    240 мг/дл и выше- слишком высокий уровень холестерина в крови.
    Примечание: мг / дл = миллиграмм на децилитр - это единица измерения, используемая, чтобы описать, сколько вещества содержится в определённом объеме крови.

Теперь Вы знаете, что является основными показателями здоровья. Они измерены, зафиксированы, на них ориентируются врачи, но эти константы не для врачей, они для Вас. Вы сами должны их знать. Восстановить Вам 12 констант не сможет ни один врач. Это образ жизни, образ мысли, образ действий.

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

Здоровье отдельного человека (индивидуума);

Здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

Здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.

I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Известный хирург, пропагандист здорового образа жизни, академик Н.А. Амосов говорит: «Народ здоров, если здорово общество».

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «...человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».

Резюмируя данную лекцию, можно сказать, что основа здорового образа жизни, стиль жизни и жизненные мотивации каждого человека в конечном счете определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни.

Еще по теме Оценка состояния здоровья:

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
  3. Оценка общественного здоровья населения и анализ состояния здоровья
  4. Здоровье населения как интегральный критерий оценки состояния окружающей среды
  5. Способы оценки состояния нервной системы и уровня психического здоровья человека
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО НАРУШЕНИЙ

Ребенка невозможно. Ведь здесь должны быть учтены не только физические параметры, по и Ребенок должен развиваться гармонично, а это во многом зависит от условий, в которых он проживает: здесь важна и психологическая обстановка в семье, и финансовое положение родителей, и даже уровень их образования.

Оценка ребенка - важное мероприятие, по результатам которого определяется к которой он принадлежит. В свою очередь знание группы здоровья позволяет определить физическую нагрузку, которая подходит данному ребенку, и меры профилактики заболеваний, которым он подвержен.

Такая оценка направлена на своевременное выявление и устранение имеющихся патологий, ведь только так можно добиться улучшения здоровья нации.

Критерии оценки здоровья

Состояние здоровья ребенка определяется многими критериями, разделенными на 2 группы: определяющие и характеризующие.

К определяющим относят генеологический, социальный и биологический анамнез.

Параметры социального анамнеза:

  • Полнота семьи.
  • Уровень образования семьи.
  • Жилищно-бытовые условия семьи.
  • Психологический климат.
  • Материальное обеспечение.
  • Уровень санитарно-гигиенических условий.

Параметры биологического анамнеза:

  • Как протекала беременность.
  • Как протекали роды.
  • Каково было здоровье ребенка после рождения.

Генеологический анамнез определяется по каждому заболеванию, насколько вся семья предрасположена к каким-либо патологиям.

Все эти параметры врач должен выяснить на первой встрече, а далее приступить к критериям, характеризующим состояние здоровья ребенка:

  • Состояние и психики.
  • Функционирование внутренних органов и систем (пульс, давление, и т. д.)
  • Наличие (или отсутствие) пороков и аномалий развития.

После изучения и осмотра по всем пунктам врач дает заключение, определяя, к какой группе здоровья относится ребенок.

Всего существует 4 группы

В первую группу включаются здоровые дети, не имеющие каких-либо отклонений или минимальные пороки развития (строение ушной раковины, аномалии ногтей, стигмы и т. п.), которые не могут повлиять на состояние его здоровья.

Ко второй А группе относят тех, кто имеет минимальные риски по развитию и формированию хронических заболеваний, т. е. у них отягощен социальный, гинеологический или биологический анамнез. Например, алкоголизм у родителей, профессиональные вредные факторы или аномалии течения беременности.

При наличии функциональных отклонений, но отсутствии каких-либо хронических процессов в организме детей включают во вторую В группу.

К третьей группе принадлежат дети с хроническими заболеваниями, а к четвертой - дети-инвалиды.

На основании длительного наблюдения группа здоровья может меняться, хотя часто этого делать не стоит (только по прошествии 9 месяцев). Основанием к переводу может служить улучшение функциональных показателей, излечение от острого заболевания, снятие с учета по поводу хронического заболевания.

Диагностика состояния здоровья необходима для того, чтобы каждому ребенку были даны эффективные и необходимые рекомендации по здоровому образу жизни. Так, дети первой группы нуждаются лишь в профилактических рекомендациях. Они должны соблюдать хорошо питаться и закаляться. Дети второй группы уже нуждаются в оздоровительных мероприятиях для того, чтобы их состояние здоровья улучшилось, и они могло бы перейти в первую группу. Дети из третьей и четвертой группы здоровья обычно находятся под наблюдением врачей и получают необходимое лечение в зависимости от имеющейся патологии.

здоровье население заболевание

В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье).

Индивидуальное здоровье -- здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье -- здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье -- такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П.Лисицин).

Потенциал общественного здоровья -- мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья -- соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели общественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; обеспеченность населения безопасным водоснабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг); уровень детской смертности и средней продолжительности жизни; уровень грамотности взрослого населения; доля ВВП на душу населения.

В международной практике для описания общественного здоровья традиционно используют:

  • 1. комплекс демографических показателей: рождаемость, смертность (общую, детскую, перинатальную, младенческую, повозрастную), среднюю продолжительность предстоящей жизни;
  • 2. показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хронических неспецифических заболеваний, отдельных видов заболеваний, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. д.);
  • 3. показатели инвалидности (общей, детской, повозрасной, по причинам);
  • 4. уровень физического развития.

Здоровье населения -- здоровье людей, живущих на определенной территории.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:

I. Медицинские.

II. Социального благополучия -- демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи.

III. Психического благополучия -- заболеваемость психическимирасстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.

К медицинским показателям здоровья населения относятся: медико-демографические, заболеваемости и распространения болезней (болезненность), инвалидности и инвалидизации, физического развития населения.

Медико-демографические показатели, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни, брачность, плодовитость -- и показатели механического движения населения (миграция населения): эмиграцию, иммиграцию.

Показатели естественного движения населения. Рождаемость и смертность населения исчисляется на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Рождение и смерть регистрируются на специальных бланках «Акт о рождении», «Акт о смерти», которые, в свою очередь, составляются на основании «Справки о рождении» и «Врачебном свидетельстве о смерти».

Показатель (коэффициент) рождаемости -- число рождений в год, приходящихся на 1000 чел.:

Средний показатель рождаемости -- 20-30 детей на 1000 чел.

Показатель (коэффициент) общей смертности -- число умерших в год на 1000 чел.:

Средний показатель смертности 13...16 умерших на 1000 чел. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей есть явление патологическое.

Детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

Уровни детской смертности в течение 1-го года жизни также неравномерны: наиболее высокая смертность приходится на 1-й месяц жизни, а в 1-м месяце -- на 1-ю неделю.

Особое внимание уделяется следующим показателям детской смертности (на 1000 чел.):

Термин «перинатальная смертность» означает смертность вокруг родов. Различают антанатальную смертность (до родов), интранатальную смертность (в родах), постнатальную смертность (после родов), неонатальную (в течение 1-го месяца жизни) и раннюю неонатальную (в течение 1-й недели жизни) смертности. Антанатальная и интранатальная смертности составляют мертворождаемость.

Основными причинами перинатальной смертности являются родовые травмы, врожденная аномалия развития, асфиксия и т. д. На уровень перинатальной смертности влияют следующие факторы: социально-биологические (возраст матери, ее состояние во время беременности, наличие абортов в анамнезе, число предыдущих родов и т. д.), социально-экономические (условия труда беременной, материальное положение, семейное положение, уровень и качество медицинской помощи беременным и новорожденным).

На показатели детской смертности, как показали исследования, влияют следующие группы факторов: социально-экономические и определяемый ими образ жизни, политика в области здравоохранения, охрана здоровья женщин и детей, специфические методы борьбы с детской смертностью, следующие из ее медико-социальных причин.

Младенческая смертность является важнейшим показателем здоровья населения(смертность детей в возрасте до 1 года, рассчитываемая на 1000 рожденных живыми в течение одного года). Она определяет большую половину детской смертности, влияет на все демографические показатели. Низкий показатель младенческой смертности составляет 5... 15 детей на 1000 чел. населения, средний -- 16...30, высокий -- 30...60 и более.

Естественный прирост населения -- разность между рождаемостью и смертностью населения из расчета на 1000 чел. населения. В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.

Средняя продолжительность предстоящей жизни -- число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся или числу сверстников определенного возраста, если предположить, что на всем протяжении их жизни смертность будет такой же, как в год исчисления. Как следует из определения, этот показатель рассчитывается по данным возрастной смертности с применением специальных таблиц смертности и статистических методик исчисления. В настоящее время высоким показателем считается 65...75 лет и более, средним 50...65 лет и низким 40...50 лет.

Показателем постарения населения является доля лиц 60 лет и старше. Высоким постарением населения считается, если такая возрастная категория составляет 20% населения и более, умеренным постарением -- 5...10%, низким -- 3...5%.

Показатели механического движения населения. Механическое движение населения -- передвижение (миграция) отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. К сожалению, за последние годы в пределах отечества вследствие социально-экономической нестабильности, межнациональных конфликтов миграционные процессы приняли стихийный характер, стали все более распространенными. Механическое движение населения оказывает большое влияние на санитарное состояние общества. Вследствие передвижения значительных масс людей создается возможность распространения инфекций. Мигранты являются одним из основных объектов социальной работы.

Показатели заболеваемости. Различают собственно заболеваемость -- вновь возникшее заболевание в данном году и распространенность заболевания (болезненность) -- заболевания, вновь возникшие в данном году и перешедшие из предыдущего года на данный момент. Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой трудоспособности, инфекционная заболеваемость и т. д. Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных группах по возрасту, полу, профессии и т. д.

Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100 000 чел. населения.

Заболеваемость имеет важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений: листков нетрудоспособности; карт больных, выбывших из стационара; статистических талонов для регистрации уточненных диагнозов; экстренных извещений об инфекционных заболеваниях; свидетельств о смерти и т. д. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.

Существуют методы изучения заболеваемости по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров и причинам смерти.

В настоящее время происходит преобразование структуры смертности и заболеваемости: если в прошлом наиболее распространенными заболеваниями были инфекционные (именно они составляли главную причину смертности населения), то сейчас преобладают неинфекционные, т. е. хронически протекающие заболевания -- сердечно-сосудистые, онкологические, травмы, нейропсихические, эндокринные заболевания. Это связано с достижениями медицины в борьбе с массовыми инфекционными заболеваниями: вакцинацией, мерами по охране труда и внешней среды (ликвидация природных очагов малярии, чумы и т. д.), санитарным просвещением и т. д.

На первом месте по причинам смерти стоят сердечно-сосудистые заболевания, затем онкологические заболевания, и, наконец, травмы. В нашей стране сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин инвалидности.

Изменению характера заболеваемости способствует быстрое изменение образа жизни, приводящее к нарушению адаптации человека в окружающей среде. Возникла теория болезней цивилизации. Хронические неэпидемические болезни возникают потому, что цивилизация (в частности, урбанизация) приводит к бурному нарастанию темпов жизни, вырывает человека из привычных для него условий жизни, к которым он приспосабливался в течение многих поколений, и человек остается беззащитным перед темпами и ритмами современной жизни. В результате биологические ритмы человека, его способности к адаптации перестают соответствовать ритмам социальным, т. е. современные заболевания, например сердечно-сосудистые, сторонники теории болезней цивилизации рассматривают как выражение неприспособленности к среде существования. Одна из важнейших задач социального работника -- совершенствование медико-социальной адаптации, иными словами, косвенным образом деятельность социальных работников способствует снижению заболеваемости хроническими неэпидемическими заболеваниями.

Показатели инвалидности. Инвалидность -- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Показатели инвалидности выявляются путем регистрации данных медико-социальной экспертизы.

Показатели физического развития. Физическое развитие -- показатель роста и формирования организма -- зависит не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие обследуемых выявляется путем антропометрических и физиометрических измерений роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастно-половой группы. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.

Уровень физического развития тесно связан с климатогеографическими условиями и различными этническими группами, для чего создаются местные стандарты. Массовые из года в год повторяющиеся медицинские наблюдения позволяют судить об изменениях физического развития, а следовательно, и об изменениях здоровья населения.

Ускоренные темпы физического развития называются акселерацией. Акселерация наблюдается уже в период внутриутробного развития плода. В дальнейшем продолжается ускорение темпов роста массы тела, раннее половое созревание, раннее окостенение скелета. Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма более старшего возраста, на проявление заболеваний в старшем возрасте. Есть предположение, что акселерация способствует вероятности развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и т. д.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1.Оценка и самооценка физического здоровья

тестирование здоровье физический

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» - это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» - это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предложенная Г. Л. Апанасенко, - один из подходов, позволяющих осуществить это. Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреждению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. В качестве первого направления работы эта система предусматривает диагностический этап - скрининг уровня здоровья людей. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерв организма - glavsovet.ru), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (если исчерпаны резервные возможности) развиваются сначала эндогенные факторы риска, а затем и хронические соматические заболевания. Этот порог охарактеризован количественно по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья.

Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Очевидно, количественная оценка функциональных резервов организма весьма затруднительна. Предложены два пути исследования резервных возможностей организма: один связан с определением диапазона функций органа, системы органов и целостного организма при воздействии на организм тестирующих нагрузок, а второй - с исследованиями способности организма человека совершать работу в условиях нарушения гомеостазиса (определение допустимых степеней гетеростазиса).

Учитывая, что при любом функциональном тестировании организма мобилизуется лишь часть физиологических резервов, прямое определение потенциально имеющихся физиологических резервов невозможно - glavsovet.ru. Однако поскольку изменения функций физиологических систем взаимосвязаны механизмами нейрогуморальной регуляции, для оценки функциональных резервов адаптации организма используются косвенные методы в виде дозированных и предельных физических нагрузок с регистрацией различных показателей функционального состояния организма (частота сердечных сокращений, потребление кислорода, секреция гормонов, биопотенциалы головного мозга и т.д.). Такой подход позволяет количественно оценить реальный вклад тех или иных физиологических резервов в формирование физического состояния организма, а поскольку подсистема физиологических резервов является центральной в системе резервов адаптации и от ее функции зависит работа других подсистем, это позволяет приблизиться к оценке возможности мобилизации системы функциональных резервов адаптации организма в целом.

К методам оценки функциональных резервов организма, составляющих основу физического здоровья, относят различные функциональные пробы. По мнению исследователей, для выявления диапазона функциональных резервов организма человека должны применяться интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки.

Оценка уровня гибкости

Ниже приведены несколько тестов для оценки уровня гибкости, которые хоть и не покажут филигранную точность, но помогут представить общую картину вашего спортивного здоровья.

Плечевые суставы 1:

Сядьте на стул спиной к партнеру, положив, сцепленные в замок руки, на затылок. Разведите локти в стороны, сильно сведя лопатки. Теперь пусть партнер, упираясь вам в спину корпусом или коленом, плавно и аккуратно потянет ваши локти назад. Когда почувствуете среднюю степень дискомфорта, остановитесь и зафиксируйте результат.

Хорошо: локти прошли линию плеч.

Отлично: плечевые кости расположены под прямым углом другу к другу.

Плечевые суставы 2

Лягте на край обычной скамьи (как в тренажерных залах) так, чтобы ваши плечи чуть-чуть свисали по краям. Ноги согните и поставьте ступнями на скамью. Сильно и жестко прижмите поясницу к скамье. Не отрывая спины от скамьи, не допуская прогиба в позвоночнике, поднимите прямые руки перед собой и медленно опустите их за голову как можно дальше. Руки прямые, в локтях не сгибать! Для увеличения точности возьмите в руки легкую палку.

Хорошо: обе ладони прошли ниже плоскости скамьи.

Отлично: оба локтя прошли ниже плоскости скамьи.

Вращатели плеча:

Сядьте на стул боком к зеркалу. Разведите руки в стороны и согните в локтях под 90 градусов. Не меняя угла сгиба в локтях, разверните руки вверх и назад, стараясь отвести ладони как можно дальше за голову. Теперь максимально разверните руки в другую сторону, опустив их вниз.

Хорошо: ладони поравнялись с уровнем головы в верхней точке и осевой линией корпуса в нижней. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Отлично: ладони прошли вертикальную линию, проходящую вдоль корпуса и головы в обеих точках. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Сгибатели бедра:

Лягте на скамью так, чтобы таз оказался на самом крае скамьи. Одна прямая нога свешивается со скамьи, вторую согнуть в колене и руками потянуть к себе, полностью прижав к груди. Одновременно пробуйте опустить прямую ногу (в колене не сгибать!!!) к полу.

Хорошо: колено прямой ноги поравнялось с плоскостью скамьи.

Отлично: колено прямой ноги прошло плоскость скамьи.

Разгибатели бедра:

Сядьте на скамью, положив одну ногу на нее. Корпусом развернитесь в сторону прямой ноги, носок приведите в нейтральное положение - не натягивайте на себя и не оттягивайте от себя. С идеально прямой спиной наклонитесь вперед.

Хорошо: пальцы рук касаются пятки прямой ноги.

Отлично: пальцы держаться за пятку прямой ноги, локти касаются скамьи.

Приводящие бедра:

Встаньте на колени и руками примите позу Сфинкса, положив локти и ладони на пол перед собой, направив их вперед. Теперь разведите колени, как можно шире. Не двигайте таз вперед или назад, при взгляде сверху ваши бедра должны представлять сплошную линию. Голени согнуты под прямым углом по отношению к бедрам. Также можно попробовать вариант, когда руки ставите на фитбол.

Хорошо: бедра располагаются чуть больше прямого углу относительно друг друга (100 -- 110 градусов).

Отлично: бедра под углом 130-150 градусов относительно друг друга.

Snatch-тест:

Этот тест самый сложный, так как зависит не только от гибкости суставов, но и от многих других факторов. На взгляд многих тренеров-методистов его идеальное выполнение свидетельствует о великолепной гибкости тех регионов тела, хорошее состояние которых в первую очередь отвечает за отсутствие спортивных травм у людей, занимающихся силовым тренингом.

Встаньте прямо, ноги поставьте чуть шире бедер и немного разверните ступни в стороны. В руки возьмите палку максимально широким хватом. Поднимите ее над головой, отведя чуть далее за осевую линию корпуса, сведите лопатки и в этом положении глубоко присядьте вниз.

Хорошо: неполный присед, при этом спина прямая, палка не сместилась вперед, ощущается легкий дискомфорт в районе тазобедренных суставов и низа спины.

Отлично: полный присед, прогнутая в пояснице спина, палка не сместилась вперед, отсутствуют дискомфортные ощущения в пояснице, легкое напряжение в середине спины.

Оценка быстроты реакции

Известно, что возраст оказывает прямое воздействие на скорость реакции. Так, реакция пожилых людей по сравнению с молодыми медленнее. Каков механизм реакции человека на внешнее воздействие? Происходит раскодирование перцептивной (поступающей через органы чувств) информации, активизация памяти, принятие решения, выбор ответа (реакции) и исполнение ответа. Конечно, редко удается просчитать количество времени, затрачиваемого накаждую ступень процесса.Для того чтобы улучшить скорость реакции до уровня, скажем, ниндзя, необходимо две вещи: тренировать мышцы, чтобы быстро сокращались их волокна, и увеличить скорость активизации и общения нейронов мозга. Последнее можно представить как повышение скорости работы процессора компьютера. Это будет промежуток времени между посылом сигнала из мозга и получения его мышцами. Если вы будете тренироваться и контролировать результаты, это поможет вам в любом аспекте вашей жизни -- особенно в те моменты, от которых будет зависеть ваша жизнь.Следует натренировать мышечные волокна сжиматься быстрее. Для этого отлично подойдут упражнения с «реактивными» движениями. Обычно все реакции связаны с руками. Именно на увеличение скорости реакции рук вам следует обратить внимание. Помогут в этом отжимания схлопками. С их помощью вы сможете тренировать скорость реакции ваших рук.Немаловажно также увеличить скорость умственных сигналов для ускорения трансмиссии нейропередатчиков. Это можно сделать с помощью некоторых упражнений, развивающих скорость хватки и блокировки (защиты). В боевых искусствах тренер особое внимание уделяет умению ученика выставлять защиту против нападения. Это действие должно дойти до уровня автоматизма, стать бессознательным. Можно тренироваться смячом: резко ударить его об стену, а затем поймать. Особенно хорошо, если стена неровная и таким образом вам будет сложно просчитать траекторию отскока.Для улучшения реакции очень важно развивать умение замечать объекты периферийным зрением. Попросите друга, чтобы он неожиданно напал на вас сзади или сбоку. Полезны в этом плане компьютерные игры -- обычные 2D или 3D. В Интернете можно найти массу игр, направленных на тренировку рефлексов.

Для того чтобы проверить скорость реакции, вам понадобится помощь друга и линейка. Попросите друга держать линейку прямо перед вами, примерно на уровне солнечного сплетения. Выдолжны стоять с опущенными вдоль тела руками. Затем он должен отпустить ее без предупреждения. Успеете ли вы поймать ее прежде, чем она упадет напол? Если успели, не все так плохо. Теперь посмотрите на расстояние, которое пролетела линейка до того, как вы ее поймали. Регулярно тренируйте скорость реакции, чтобы сократить ее падение до минимума.

Тест на психическое состояние

Предназначен для интегральной экспресс-оценки психического состояния в ходе массовых психопрофилактических (скрининговых) и индивидуальных обследований. Разработан в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Гурвич И. Н., 1992).

Выполнение теста занимает 10--15 минут. Бланки обрабатываются работником среднего медицинского персонала или другим специально проинструктированным лицом. Обработка сводится к подсчету общей суммы набранных обследуемым баллов и занимает не более одной минуты.

Инструкция: В данной анкете представлены явления, которыми, как правило, психика человека отвечает на трудные жизненные ситуации. Внимательно прочитайте и оцените по следующей шкале то, насколько каждое из этих явлений представлено в Вашей жизни:

4 -- есть и было всегда;

3 -- есть уже длительное время;

2 -- появилось в последнее время;

1 -- было в прошлом, но сейчас нет;

0 -- нет и не было.

1. Бессонница, расстройства сна.

2. Ощущение, что окружающие люди относятся к Вам недоброжелательно.

3. Головные боли.

4. Изменение настроения без видимых причин.

5. Боязнь темноты.

6. Чувство, что Вы стали хуже других людей.

7. Плаксивость, склонность к слезам.

8. Ощущение комка в горле.

9. Боязнь высоты.

10. Быстрая утомляемость, чувство усталости.

11. Неуверенность в себе, в своих силах.

12. Сильное чувство вины.

13. Опасение по поводу возможного возникновения тяжелого заболевания.

14. Боязнь находиться одному в помещении или на улице.

15. Опасение покраснеть на людях.

16. Трудности в общении с людьми.

17. Беспричинный, необоснованный страх за себя, за других людей, боязнь каких-либо ситуаций.

18. Дрожание рук, ног, всего тела.

19. Невозможность сдерживать проявления своих чувств.

20. Сниженное, плохое или подавленное настроение.

21. Учащенное сердцебиение.

22. Беспричинная, необоснованная тревога, предчувствие, что может произойти что-то неприятное.

23. Безразличие ко всему происходящему.

24. Повышенная раздражительность, вспыльчивость.

25. Повышенная потливость.

26. Чувство общей слабости, вялости.

Тест позволяет распределить обследуемых на пять групп (уровней) психического здоровья:

I группа, здоровые -- сумма баллов менее 10;

II группа, практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками -- 11--20 баллов;

III группа, практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками (предпатология) --21--30 баллов;

IV группа, легкая патология -- 31--40 баллов;

V группа с существенными признаками патологии -- более 40 баллов.

Заключение

Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов - социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон - 24-30%, на режим питания - 10-16%, на суммарное воздействие других факторе - 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.

Список использованной литературы

1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.

2. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. - 224 с.

3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение различных определений здоровья человека - отсутствие болезней: состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Формирование культуры здоровья. Навыки эксплуатации технических средств обучения и бытовых приборов с ЭМИ.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Профилактика заболеваний и укрепление физического и психического здоровья как основы здорового образа жизни человека. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание организма. Польза для здоровья прогулок на свежем воздухе. Нарушение режима питания.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Факторы, определяющие состояние здоровья, показатели физического развития в основе определения его уровня. Программа формирования культуры здоровья. Знания и навыки эксплуатации технических средств обучения, бытовых приборов с электромагнитным излучением.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Здоровье как состояние физического, духовного, социального благополучия. Кератин как основа ногтевой пластинки. Основные разновидности форм пластинок, их цвет. Профилактика и коррекция здоровья по состоянию ногтей. Общие правила ухаживания за ногтями.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Описание типового проекта детского комбината. Характеристика служебно-бытовых помещений. Гигиеническая оценка сетки занятий детей. Микроклимат помещений и световой режим. Гигиеническая оценка режима дня. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2009

    Здоровье как естественное состояние организма. Изучение отличительных признаков нравственного, психического и физического здоровья человека. Составление распорядка дня, правильного питания, избавление от вредных привычек. Посещение спортивных секций.

    дипломная работа , добавлен 28.10.2014

    Понятие здоровья и здорового образа жизни, характеристика его составляющих: требования к правильному питанию, признаки психического здоровья, виды закаливания, режим труда и отдыха, необходимость физической активности и отказа от вредных привычек.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Определение сущности здоровья, его основные виды: соматическое, физическое, психическое. Влияние генетических факторов, состояния окружающей среды и медицинского обеспечения на показатели здоровья. Позитивная роль закаливания, личной гигиены и спорта.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Значение физической культуры для человека. Закаливание как своеобразная тренировка терморегуляторных процессов организма. Значение воздушных ванн для укрепления здоровья. Этапы закаливания водой. Польза инсоляции и правила принятия солнечных ванн.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...