Удивительные открытия абу аз-захрави

Известный на Западе как Альбукасис, этот врач-мусульманин считался самым выдающимся средневековым хирургом в исламском мире. Многие называют его отцом современной хирургии. Его наибольший вклад в медицину – тридцатитомный труд "Kitab al-Tasrif", большая энциклопедия медицинской практики. Новаторский вклад Альбукасиса в развитие хирургических процедур и инструментов оказал существенное влияние на Восток и Запад. Некоторые из его открытий по сей день применяются в медицине. Альбукасис был первым врачом, описавшим внематочную беременность и определившим наследственную природу гемофилии.


Абу аль-Касим Халаф ибн аль-Аббас аль-Захрави родился в 936-м в г. Эль-Захра (El-Zahra), рядом с г. Кордова, Андалусия (Córdoba, Andalusia). Большую часть своей жизни он прожил в Кордове, где учился, а затем и преподавал медицину и хирургию, незадолго до своей смерти. Из истории жизни хирурга известно совсем немногое, а все из-за уничтожения Эль-Захра в ходе кастильско-андалузских конфликтов. Его имя впервые появляется в трудах Абу Мухаммада бин Хазма (Abu Muhammad bin Hazm), который ставит Альбукасиса в один ряд с величайшими врачами мавританской Испании (Spain).

Альбукасис был придворным врачом андалузского халифа Аль-Хакама II (Al-Hakam II). Все свои таланты и силы он вкладывал в развитие медицины, особенно в область хирургии. Он был специалистом в лечении заболеваний путем прижигания. Абу аль-Касим изобрел несколько устройств, используемых во время операций, для таких целей, как исследование внутренней части уретры, удаление инородных тел из горла, осмотр уха и т.д. Считается, что Альбукасис в 963-м первым описал внематочную беременность, роковой недуг тех времен.

Абу аль-Касим первый ввел в практику различные канюли и первый начал лечить бородавки при помощи каустических химикатов. Он первым опробовал двойной крючок в хирургии и поведал миру о хирургическом лечении мигрени, которое в 21-м веке серьезно заинтересовало южноафриканского хирурга Эллиота Шевела (Elliot Shevel). Альбукасис описал применение щипцов в вагинальных родах. Он представил свыше 200 хирургических инструментов, многими из которых не

пользовался ни один хирург.

Альбукасис пользовался кетгутом, саморассасывающимся хирургическим шовным материалом, для внутренних швов. В современной хирургии кетгут используется по сей день. Согласно иллюстрациям из "Kitab al-Tasrif", арабский врач также изобрел шприцы для извлечения мертвых плодов. В аптечном деле и фармакологии Абу аль-Касим был первопроходцем в подготовке лекарственных средств в режиме сублимации и дистилляции. Особый интерес представляет его труд "Liber Servitoris", где читатель не просто знакомится с различными рецептами, но и получает возможность самому изготовить "простейшие" препараты, входящие в состав комплексных.

Ясность изложения и привлекательная методика представления своих открытий помогли Альбукасису справиться с предубеждением медицинской системы Европы, долгое время с недоверием относившейся к арабской литературе. Методы Абу аль-Касима затмили труды римского медика Галена (Galen) и доминировали в медицинской Европе почти 500 лет. Интересно, что Абу аль-Касим ценил свои знания выше всех знаний античных мыслителей. Он написал: "Все те умения, что у меня есть, я извлек сам из долгого процесса чтения книг древних. Мне помогала моя жажда к познанию, пока я не выудил всю информацию. Затем всю свою жизнь я придерживался стороны опыта и практики... Я сделал знания доступным для вас и уберег их от бездны нудного многословия". Посчитав, что он достиг предела книжного знания, Альбукасис принялся добавлять к теоретической базе знаний практическую.

Биография

Абу аль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (лат. Абулькасис) родился в 936 году в городе Медина аз-Захра, неподалеку от Кордовы - столицы Кордовского халифата, расположенного на территории современной Испании.

Аз-Захрави изучал медицину в университете Кордовы. В совершенстве познать эту науку ему позволил доступ к Кордовской библиотеке, крупнейшей в средневековые времена. Он мало путешествовал и прожил большую часть своей жизнь в окрестностях Кордовы, где врачевал, в том числе при дворе правителей, и преподавал в университете. Он стал известнейшим врачом и символом арабской средневековой хирургии.

Умер он в 1010 году в родном городе.

Вклад в медицину

Он написал 30-томное иллюстрированное практическое пособие по медицине: «Руководство для того (врача), кто не в состоянии составить (таковое)», или «Книга аз-Захрави». Работа включила главы, посвященные различным отраслям медицины, в том числе хирургии, ортопедии, офтальмологии, фармакологии, одонтологии, диетологии и др. При написании он опирался на сочинения Гиппократа и Галена, но в большей степени на собственный опыт.

В первых двух книгах автор привел классификацию, клиническую картину и методы лечения 325 болезней. Он был первым врачом, описавшим геморрагическую болезнь, которая развивается у мальчиков, рожденных от здоровых матерей (гемофилию).

Замечание 1

30-ый том, посвященный хирургии («Краткое изложение (сведений) по хирургии: прижигание, рассечение, прокалывание, восстановление и экстракция») в XII веке был переведен на латынь и долгое время служил руководством для европейских хирургов.

В этом труде он отмечал, что хирург в первую очередь должен быть хорошим анатомом. Он сделал зарисовки около 200 различных хирургических инструментов, пояснил, как и когда их следует использовать. Некоторые из них стали прототипами современных инструментов.

Абулькасис описал множество техник и хирургических операций. Так, он посвятил главу лечению методом каутеризации (прижигания). Он описал инструмент, которым рекомендовал производить процедуру, а также выделил две техники: с использованием едкого вещества либо раскаленного металла. При этом среди показаний к процедуре насчитывалось более 50 различных болезней.

Во второй главе аз-Захрави описал методики лечения ран, около 100 хирургических операций, в том числе ушивание ран, перевязка сосудов, ампутации мягких тканей. В своих рукописях великий хирург изложил варианты остановки кровотечений у больного: путем прижигания, отсечения и перевязки артерии, при помощи прикладывания кровоостанавливающих средств и плотного бандажа. В книге также отмечено, что при наличии тяжелого осложнения раны – гангрены конечности – необходимо как можно раньше производить ампутацию.

Третья глава была посвящена переломам и вывихам. Считается, что именно аз-Захрави первым стал применять бинтование раны хлопковой тканью и наложение гипсовой повязки при переломе.

Арабский хирург ввел использование кишечных нитей для сшивания тканей, преимуществом которых была способность рассасываться со временем (аналог современного кетгута). Он применял трепанацию, производил латеральное камнесечение и извлечение камней из мочевого пузыря путем введения в мочеиспускательный канал специального инструмента, пункции при водянке живота, проводил операцию при паховой грыже и др. Считается, что Абулькасис также проводил родовспоможение при трудных родах.

Аз-Захрави много времени уделял лечению глазных болезней, в том числе хирургическими методами. По некоторым данным, он впервые ввел термин «катаракта ». Занимался также болезнями носа, уха и горла. Кроме того, он лечил болезни зубов, например, удалял зубной камень, исправлял прикус, изготавливал зубные протезы. Все эти умения он также описал в своем руководстве.

Замечание 2

Таким образом, труд аз-Захрави оказался связующим звеном между античной и средневековой хирургией и в течение нескольких столетий ценился как авторитетное руководство по лечению хирургических болезней человека. В Кордове и сейчас сохранилась улица, именованная в честь великого хирурга, а инструменты, которые он изобрел можно увидеть в музее Калла Хурра.

Труды Джабир ибн Хайана, Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази, Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Абулькасим)

Джабир ибн Хайян (Geber) Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз- Около 721 г. - около 815 г. 864-925 гг. Захрави (Абулькасим) 936-1035 гг.

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя - Гебер)(Рис.1) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака. Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех Аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть - принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла. Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же - ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии. В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным.

От имени легендарного арабского учёного Псевдо-Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Здесь же описывается серная кислота и «царская водка» (aqua regis), которая получалась перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу - Бекр Мухаммед Закария ар-Рази. Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно -- когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. «Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном медицины» Ибн Сины в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.

Другой энциклопедический труд ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах («Al-Kitab al-Mansuri»), посвященная правителю Хорасана Абу Са-лиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в.. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Среди многочисленных сочинений ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабо-язычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов. В нем ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широко известно ее лондонское издание 1766 г. «De variolis et morbilis or Liber de pestilentia».

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави (Рис.3). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании (Кордовский эмират) и таким образом принадлежит к арабо-испанской культуре.

Аз-Захрави жил в «золотой период» ее развития (вторая половина X в.), когда арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской -- и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге.

В цепи исторического развития хирургии аз-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и медициной европейского Возрождения (когда труды аз-Захрави были переведены на латинский и признаны в Западной Европе). Аз-Захрави блестяще оперировал. -Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и.рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. Этим отчасти объясняется тот факт, что его сочинения содержат мало ссылок на чужие работы.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты (термин аз-Захрави); он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще каутером, реже -- прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.). Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо. Однако не следует забывать, что в то время еще не знали природы воспаления и инфекционного процесса и не умели бороться с ними. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.

Энциклопедический труд аз-Захрави «Книга о представлении медицинских знаний в распоряжение тому, кому не удается их составление», широко известный как «Китаб аттасриф», содержит 30 томов, в которых обобщен опыт всей его жизни. Из них особый интерес ученых всегда вызывал тридцатый трактат, посвященный хирургии и хирургическим инструментам. Первый перевод этого грандиозного сочинения на латинский язык был сделан во второй половине XII в., сразу же он стал настольной книгой хирургов средневековой Европы, многократно переписывался и издавался и на протяжении пяти столетий был одним из основных учебников по хирургии.

Абу л-Касим аз-Захрави снискал славу крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира -- никто в ту эпоху не превзошел его в искусстве хирургии и новаторстве в ней.

Известный на Западе как Альбукасис, этот врач-мусульманин считался самым выдающимся средневековым хирургом в исламском мире. Многие называют его отцом современной хирургии. Его наибольший вклад в медицину – тридцатитомный труд "Kitab al-Tasrif", большая энциклопедия медицинской практики. Новаторский вклад Альбукасиса в развитие хирургических процедур и инструментов оказал существенное влияние на Восток и Запад. Некоторые из его открытий по сей день применяются в медицине. Альбукасис был первым врачом, описавшим внематочную беременность и определившим наследственную природу гемофилии.


Абу аль-Касим Халаф ибн аль-Аббас аль-Захрави родился в 936-м в г. Эль-Захра (El-Zahra), рядом с г. Кордова, Андалусия (Córdoba, Andalusia). Большую часть своей жизни он прожил в Кордове, где учился, а затем и преподавал медицину и хирургию, незадолго до своей смерти. Из истории жизни хирурга известно совсем немногое, а все из-за уничтожения Эль-Захра в ходе кастильско-андалузских конфликтов. Его имя впервые появляется в трудах Абу Мухаммада бин Хазма (Abu Muhammad bin Hazm), который ставит Альбукасиса в один ряд с величайшими врачами мавританской Испании (Spain).

Альбукасис был придворным врачом андалузского халифа Аль-Хакама II (Al-Hakam II). Все свои таланты и силы он вкладывал в развитие медицины, особенно в область хирургии. Он был специалистом в лечении заболеваний путем прижигания. Абу аль-Касим изобрел несколько устройств, используемых во время операций, для таких целей, как исследование внутренней части уретры, удаление инородных тел из горла, осмотр уха и т.д. Считается, что Альбукасис в 963-м первым описал внематочную беременность, роковой недуг тех времен.

Абу аль-Касим первый ввел в практику различные канюли и первый начал лечить бородавки при помощи каустических химикатов. Он первым опробовал двойной крючок в хирургии и поведал миру о хирургическом лечении мигрени, которое в 21-м веке серьезно заинтересовало южноафриканского хирурга Эллиота Шевела (Elliot Shevel). Альбукасис описал применение щипцов в вагинальных родах. Он представил свыше 200 хирургических инструментов, многими из которых не пользовался ни один хирург.

Альбукасис пользовался кетгутом, саморассасывающимся хирургическим шовным материалом, для внутренних швов. В современной хирургии кетгут используется по сей день. Согласно иллюстрациям из "Kitab al-Tasrif", арабский врач также изобрел шприцы для извлечения мертвых плодов. В аптечном деле и фармакологии Абу аль-Касим был первопроходцем в подготовке лекарственных средств в режиме сублимации и дистилляции. Особый интерес представляет его труд "Liber Servitoris", где читатель не просто знакомится с различными рецептами, но и получает возможность самому изготовить "простейшие" препараты, входящие в состав комплексных.

Ясность изложения и привлекательная методика представления своих открытий помогли Альбукасису справиться с предубеждением медицинской системы Европы, долгое время с недоверием относившейся к арабской литературе. Методы Абу аль-Касима затмили труды римского медика Галена (Galen) и доминировали в медицинской Европе почти 500 лет. Интересно, что Абу аль-Касим ценил свои знания выше всех знаний античных мыслителей. Он написал: "Все те умения, что у меня есть, я извлек сам из долгого процесса чтения книг древних. Мне помогала моя жажда к познанию, пока я не выудил всю информацию. Затем всю свою жизнь я придерживался стороны опыта и практики... Я сделал знания доступным для вас и уберег их от бездны нудного многословия". Посчитав, что он достиг предела книжного знания, Альбукасис принялся добавлять к теоретической базе знаний практическую.

Поразительно, но факт: когда педиатры в современной Европе назначают маленьким пациентам ингаляции, они, возможно, даже не догадываются, что над ними незримо витает дух благословенного Абуль-Касима аз-Захрави (963-1013 годы), более известного в Старом Свете под псевдонимом Альбукасис. А ведь именно он придумал первый в мире ингалятор. Впрочем, как и многое другое медицинское оборудование, а также приемы врачевания, лишь по недоразумению считающиеся ныне давними новациями европейских докторов.

Во имя жизни

Головы придворных табибов летели с их плеч одна за другой. И неудивительно: ни один из них не смог вытащить огромную занозу из пухлого плечика трехмесячного младенца, отпрыска главного визиря, служившего калифу Кордовы, Аль-Хакаму II. Стоило неудачливым лекарям приблизиться к малышу, сжимая угрожающего вида медицинские ножи в руках, как тот буквально впадал в истерику. В тот момент, когда сам могущественный Аль-Хакам, второй правитель мусульманской Кордовы (Испания), уже обнял своего безутешного визиря и повелел ему молиться, смирившись с неизбежным заражением крови сынишки и последующей за ним смертью, кто-то из придворных догадался послать за аз-Захрави. Далее, по мнению всех присутствующих, «свершилось чудо по воле Аллаха». Заговорив с крохотным пациентом ласковым, напевным голосом, этот табиб передал ребенку в руки хирургический инструмент, который сам же недавно изобрел. Заигравшись под наблюдением аз-Захрави со скальпелем (!), сын визиря утратил страх перед ним и вскоре позволил медику извлечь занозу. Что касается аз-Захрави, то он отказался от вознаграждения, предложенного счастливым отцом, — богато инкрустированного серебряного блюда, доверху наполненного золотом. Медик пояснил, что старался во имя жизни, а предложенная ему за то награда «слишком несправедлива по отношению к тем больным детям, чьи нищие родители не способы расплатиться за их исцеление даже черствой лепешкой».

«Пусть за меня скажут мои дела»

Знают ли люди, «сделавшие себя сами» (self-made men), что изречение, вынесенное нами в заголовок, принадлежит вовсе не Биллу Гейтсу, а исламскому врачу аз-Захрави? Между тем этот медик, служивший при дворе второго калифа Кордовы, а затем наследовавшего ему военачальника и фактического правителя мусульманской Испании аль-Мансура, жил именно так, как об этом говорил.

Жизнь того, кто однажды — посмертно — прославится в Старом Свете под именем Альбукасис, практически неизвестна современным исследователям. В отличие от медицинских разработок скромного табиба.

Принимая во внимание скупые размеры журнальной публикации, перечислим лишь некоторые из них.

Кетгут. Аз-Захрави первым из врачей предложил использовать эту нить из тканей кишечника животных для наложения внутренних швов. Тогда было ведомо, что это единственный материал, рассасываемый организмом. А вот до того как аз-Захрави революционно использовал оный, самых богатых и влиятельных пациентов на Востоке и Западе оперировали дважды. Повторно — дабы снять наложенные швы.

Щипцы для родовспоможения. Первым в мире применив таковые, Альбукасис снизил смертность младенцев и молодых матерей.

Тонзиллэктомия. Эта операция по удалению нёбных миндалин вместе с соединительной тканной капсулой известна свыше 3000 лет. Однако языкодержатель, крючки и ножницы для такого оперативного вмешательства разработаны именно аз-Захрави. И они практически в неизменном виде дошли до наших дней.

Местная и пероральная анестезия, мастэктомия у женщин с раком груди, методы дробления камней в мочевом пузыре, наиболее эффективные способы фиксации костей при ампутации конечностей — все это разработки нашего доктора.

Впрочем, достаточно перечислений. Лишь упомянув, что еще в 1918 году медицинская энциклопедия «Ат-Тасриф» (30 томов), принадлежащая перу Альбукасиса, была впервые (!) опубликована в Индии, дабы обрести тут статус официального учебника для врачей, попытаемся найти ответы на два очень важных вопроса.

Первый: был ли наш герой при всей его незаурядности неким уникумом своего времени? И второй: какова извечная цена отсутствия паблисити («раскрученности») в медицинском сообществе?

Золотой век ислама и «историческая амнезия»

Для начала зададим читателям вопрос, предлагая им проверить свою эрудицию. Где и когда был создан первый университет? И, пока вы вспоминаете, продолжим наш рассказ…

Временной «отрезок» с VIII до XIII века иногда принято называть Золотым веком ислама. Именно на него и приходятся 50 лет служения всем людям (а не только калифу и его приближенным) нашего героя. А вот затем, уже после XIII века, происходит то, что доктор наук Крейг Консидайн называет в своей одноименной статье «исторической амнезией». Поясним сущность этого явления как можно мягче и политкорректней, будучи уверены в том, что читатель поймет наш эзопов язык.

Начиная с XIII века и далее в христианском мире возникает бытовое заблуждение о «реакционности» исламской науки, как и о «невежестве, ксенофобии» ученых (да и по большей части не только их), исповедующих данную религию. А ведь это далеко не так, идет ли речь о медицине, математике, философии и т.д.

И теперь, в подтверждение сказанному, ответ на вопрос, заданный читателям: первый в мире университет был создан в 859 году в Марокко, в Фесе — старейшем из четырех имперских городов этой страны. Вероятно, многих удивит даже не тот факт, что именно здесь разработали ученые степени, лишь заимствованные намного позднее университетом Болоньи (Италия) и знаменитым Оксфордом. Во-первых, кажется невероятным по нынешним временам обстоятельство, что создали университет Аль-Карауин две женщины — мусульманки Фатима и Мириам аль-Фихри. Во-вторых, необычен межконфессиональный мир, царивший в Аль-Карауин среди христианского, мусульманского и иудейского студенчества. В-третьих, бессмертные произведения Сократа, Платона, Аристотеля изначально были переведены именно здесь, а уже потом, намного позже, были переложены на европейские языки.

«Исцелять всех, невзирая на мошну их»

«Все это прекрасно, — заявит некий скептик. — Но при чем тут, собственно, названный вами родоначальником сов-ременной хирургии аз-Захрави?»

Отвечаем. В полном соответствии с ленинской формулой о том, как «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию», все произошло и в случае с Альбукасисом. Выходцы из университета Аль-Карауин учредили в 872 году едва ли не первую в мире «светскую» (!) больницу в Каире. В этом передовом даже по нынешним меркам лечебном заведении, именуемом больницей Ахмеда ибн Тулуна, наличествовали лечебный центр, реанимационное отделение, санаторий. Здесь лечили всех, невзирая на пол и религиозные убеждения, и — впервые в мире — психически больных людей. Именно научное наследие больницы Тулуна «разбудило» в нашем докторе ученого: изучая здешние архивы, он спустя 100 лет после основания указанной лечебницы создал свой медицинский трактат, использовавшийся европейскими хирургами в качестве справочника на протяжении 500 последующих лет.

Более того. Впитав гуманистические идеи, переданные медикам больницы Тулуна выпускниками университета Аль-Карауин, родоначальник современной хирургии развернул поистине революционную агитацию уже при дворе фактического правителя всей мусульманской Испании, аль-Мансура. Надо сказать, что идеи, распространявшиеся Альбукасисом среди собратьев по медицинскому цеху, сходили ему с рук по одной причине: слишком уж хорошо лечил сей бунтарь и смутьян.

Что же за крамольные идеи проповедовал наш герой? Да вот, не угодно ли. Многие из оных идей — скажем, положа руку на сердце, — до сих пор могут счесть крамолой в тех или иных медицинских кругах. По аз-Захрави, одинаково качественно следует лечить всех (вне зависимости от конфессиональной принадлежности) — и богатых, и нищих, не прося при этом с бедняков какой-либо платы, но уделяя много личного внимания каждому пациенту, невзирая на тяжесть его мошны.

Чужие имена

Наконец, о посмертной судьбе открытий, сделанных скромным в быту и не алкавшим громкой славы аз-Захрави. Большинство «ноу-хау» выдающегося медика давным-давно присвоены его не столь щепетильными европейскими последователями. Положение Вальхера в родовспоможении и метод Кохера (при вправлении плечевого сустава) — детища именно аз-Захрави. Но, как видим, детища, носящие чужие имена.

Остается лишь с прискорбием констатировать, что чрезвычайно цельная по своей внутренней структуре медицинская энциклопедия Альбукасиса оказалась в Европе — причем веками позже — так сказать, «раздерганной на цитаты» старосветскими учеными, не вникнувшими в суть. Вот лишь два тому примера. В XII веке один из крупнейших переводчиков Средневековья, итальянец Герард Кремонский осилил лишь один раздел (посвященный хирургии) из 30 томов «Ат-Тасрифа». И только в 1519 году в Аугсбурге (Германия) был представлен на суд медиков более-менее полный перевод на латинский этого выдающегося труда (под названием Liber theoricae necnon practicae Alsaharavii — «Теоретическая и практическая книга аз-Захрави»).



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...