У ребенка не развивается мозг. Влияние окружающей среды на формирование мозга. Своевременное развитие речи

Знаете ли вы, что ежедневное взаимодействие с ребенком непосредственно влияет на развитие его головного мозга ?

Когда ваш ребенок развивается, в его мозге образуются крошечные электрические соединения, синапсы.

С помощью них передаются сигналы от нервных клеток к мозгу и обратно. Чем их больше, тем лучше работает человеческий мозг.

Первый год жизни является наиболее важным в развитии мозга.
. Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем больше образовывается синапсов у него в мозгу.
. Создание этих синапсов практически завершено к трем годам жизни ребенка.
. Младенцы предпочитают высоко контрастные книги и фотографии. Вот, почему им интересны яркие книги с четкими изображениями.
. Не только вы хотите, чтобы малыш развивался. Он сам тянется к знаниям!
. Среда, в которой воспитывается ваш ребенок, играет огромную роль в развитии его мозга.
. Визуальная стимуляция играет важную роль в развитии любопытства вашего ребенка, концентрации и внимания.
. В то время, как игрушки и книги - отличные стимуляторы, простое общение между вами и вашим ребенком, это лучший способ, чтобы помочь его мозгу развиваться!

Помощь развитию мозга младенца

Есть простые и интересные занятия, которыми вы можете стимулировать развитие мозга вашего ребенка.

Читайте! Читайте! Читайте! Так вы не только учите ребенка нужным словам, но и стимулируете его познавать мир. Чтение является очень важным, и оно должно было начаться, как только ребенок родился, если не раньше!
. Разговаривайте со своим ребенком каждый день, постоянно. Выясняйте, что он сегодня видел, повторяйте незнакомые слова, говорите с ним о том, что он делал и что делали вы.
. Реагируйте на потребности ребенка как можно быстрее! Когда вы это делаете, вы учите его значению общения не только устного, но и эмоционального.
. Детям нужно, чтобы их любили и обнимали. Тратьте как можно больше времени на объятия, дарите ему как можно больше любви и ласки. Ваша любовь научит его любить других. Это сделает его уверенным и заставит его чувствовать себя в безопасности в мире, который его окружает.
. Ходите с ребенком не только на прогулку. расширяйте его кругозор. Берите его с собой в магазины, библиотеки, на выставки.
. Играйте с ребенком. Пойте вместе с ним детские песни, придумывайте простые игры, чтобы он мог за вами повторять. Дети любят подражать.
. Давайте вашему ребенку возможность исследовать пространство вокруг. Пусть отходит от вас на улице на безопасное расстояние. Наденьте ему резиновые сапоги и идите мерить лужи. Конечно, всегда хочется держать ребенка в безопасности, но не нужно постоянно кричать ему: «Нет!!» Ребенок - исследователь. так дайте же ему хотя бы некоторую свободу.

Этапы развития детского мозга

. С рождения до 8 месяцев: ребенок учится реагировать на раздражители вокруг него.
. С восьми до десяти месяцев дети начинают сохранять конкретные воспоминания о том, как выполнить определенное действие.
. Десять месяцев - год: ребенок отвечает вам высоким, певучим голосом.
. От года до полутора лет его память будет расширяться.
. От полутора до двух лет ребенок запоминает лица людей, которых часто видит.
. С двух до трех лет ребенок осознает себя в огромном мире и уже владеет огромным багажом эмоций.

Да, ваш малыш растет как на дрожжах! Помогайте ему развиваться и учитесь вместе с ним каждый день!

Константин Моканов


Головной мозг ребенка начинает активно развиваться еще во время его внутриутробного развития. Около 70% всего каркаса мозга формируется еще до рождения малыша, и лишь остальные 30% после. Первый год жизни является временем самых пиковых изменений. Никогда больше человек не испытает столько перемен, сколько приходится на первые 12 месяцев жизни. Большие изменения претерпевает и головной мозг ребенка.

Мозговая ткань закладывается еще в самом начале беременности, на первых ее неделях. Это период зарождения нейронов – нервных клеток, которые и осуществляют передачу сигналов. Уже после второго месяца развития внутри утробы, начинает происходить дифференцировка и разделение мозга на функциональные части. К концу беременности формируется кора головного мозга, которая по своему уровню развития и функциональных возможностей может сравниться с корой взрослого.

Формируясь, детский головной мозг проходит несколько стадий:

  • Внутриутробную;
  • Младенческую, которая имеет две подгруппы. Первая из которых соответствует возрасту 1-8 недели и ознаменована формированием функций визуализации. Ее нарушение приводит к слабому развитию нейронов;
  • Детских лет;
  • Юношества.

Каждая из стадий уникальна. На любой из них мозг претерпевает большие изменения. А значит детский возраст требует особенно трепетного и бережного отношения к ребенку ввиду того, что негативное влияние может стать причиной проблем с развитием мозга малыша.

Образуясь, мозг проходит строго определенные этапы. Изначально, вся нервная система представлена лишь пластинкой, которая шаг за шагом становится трубкой. Эта трубка дает начало мозговым пузырям. В начале их образуется 2, но постепенно число доходит до 5. Каждый пузырь – прообраз важных структур мозга взрослого. Так или иначе, первым развивается ствол мозга, переходящий в спинной, в последнюю очередь преобразования касаются коры мозга.

Образование каждого из пузырей – ответственный момент в период беременности. Ведь в будущем именно прообразы этих пузырей будут отвечать за все жизненно важные функции человеческого тела. Пузырь, дающий начало мозговому стволу, отвечает за регуляцию температуры и артериального давления, системы дыхания. Над ним располагается средний мозг, который контролирует сон и аппетит, а также двигательную активность.

Позади ствола находится мозжечок, ответственный за равновесие и координацию, а также за скорость мысли. А центральная частьлимбическая система, отвечает за память и способность к приспособлению, эмоциональные переживания. Кора – самый эволюционно развитый участок мозга, покрывает ее сверху. Толщиной она не превышает 5 мм и осуществляет регуляцию процесса принятия решений, мышления и речи. Именно в коре сосредоточена большая часть нейронов – около 80% от общего их числа.

Образование нейронной сети детского мозга

Ввиду того, что ребенок рождается с практически сформированным головным мозгом, период его взросления сопряжен лишь с усовершенствованием исходных возможностей. Буквально каждую минуту в мозге создаются новые связи между нейронами. Словно мостики, они прокладываются между нервными клетками, что обуславливает овладение новыми навыками, получение знаний, усвоение информации. Особенно сильно укрепляется связь между ними во время первых 3 лет жизни. В итоге, в возрасте 3 лет, дети имеют мозг немного меньше объемом, нежели взрослый. Так, они отличаются массой всего на 15%.

Изначально ребенку дарован огромный запас нейронов. Их количество превышает примерно в 20 раз численность всего населения земного шара. Нейронов в человеческом мозге в 10 раз больше, чем звезд в Млечном пути. Они являются не чем иным, как ядром мозга. Связи нейронов между собой столь многообразны и многолики, что каждый из них способен связываться с 15000 себе подобных. Именно эти связи обуславливают базу мыслей человека, его разума, сознания и воспоминаний. Так, трехлетний малыш имеет около 1000 триллионов нейронных соединений.

После достижения ребенком возраста 3 лет, темп развития его мозга снижает свои обороты. Его физиологическое формирование оканчивается к возрасту 6 лет. Именно поэтому возраст 6-7 лет служит отправной точкой для школы. Ребенок физиологически становится способен к усвоению информации, адекватной мыслительной деятельности, подобной взрослой.

Влияние среды на развитие мозга ребенка

Однако стабильное развитие головного мозга требует создания определенных условий. Окружающая среда, наполненная положительными эмоциями и спокойствием, располагает к своевременному и гармоничному развитию. В таких условиях у ребенка будет легче происходить стимуляция и активизация процессов развития мозговой ткани. Первые годы жизни малыша служат ему трамплином для зарождения будущей базы приспособленности к жизни, формированию разнообразных навыков.

Задача родителей заключается не только в заботе о физическом состоянии ребенка, но и в обеспечении помощи в формировании гармоничной мозговой деятельности малыша. Благоприятными являются стимуляции с помощью различных звуков и изображений, запахов и прикосновений. Согласно исследованию научного сообщества, проведенного в 2008 году, к факторам, негативно влияющим на развитие головного мозга малыша, относят:

  • Уровень образования мамы ребенка ниже среднего;
  • Неполный состав семьи, в которой один из родителей погиб или между ними произошел развод;
  • Психические проблемы у одного из родителей или близких родственников;
  • Низкий уровень жизни семьи, бедность и нищета, нехватка денежных средств на вещи первой необходимости;
  • Жестокость или равнодушие со стороны взрослых по отношению к детям.

Если развитие ребенка сопряжено с одним или несколькими перечисленными факторами, формирование его мозга подергается некоторым деформациям и может идти с отставанием. В случае если ребенок находится в условиях жизни, сочетающим все факторы, его мозг развивается на 50-70% ниже, нежели у сверстников. Разница между ребенком, развивающимся в нормальных условиях и малышом, чье детство обременено негативными факторами, отражается на его способности к словарному выражению своих мыслей.

У таких деток, как правило, очень бедный словарный запас. Зачастую, асоциальный образ жизни родителей, приводит к тому, что малыш отстает в умственном развитии. Редко, уже в возрасте 3 лет, ребенок способен понять, что окружающая его домашняя обстановка ненормальна. Такие малыши стремятся заполнить дефицит необходимого развития общением со сверстниками в детском саду или на улице.

Немаловажную роль в формировании мозга малыша и его психики во время беременности и грудного вскармливания ребенка играет правильное питание и образ жизни матери. Поэтому так важно маме питаться полезными и известными продуктами, богатыми белками, жирами, углеводами, витаминами и минералами. Необходимо придерживаться строгой диеты, предложенной врачом, чтобы питание мамы не сказывалось отрицательно на ребенке.

Образ жизни особенно сильно влияет на образование мозговой ткани ребенка. Вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, негативно воздействуют на строящийся головной мозг малыша. Его клетки испытывают угнетение, в результате чего развиваются неадекватно. Такие детки часто отстают в умственном развитии и имеют аномалии.

Факты о развитии головного мозга малышей

Обобщая вышесказанное, можно привести несколько любопытных фактов относительно развития детского мозга:

  • На первом году жизни, головной мозг деток увеличивает свои размеры примерно в 2 разаи достигает веса около 1 кг, в то время как взрослый мозг весит около полутора килограмм;
  • Вес головного мозга растет благодаря образованиюи укреплению связей между нейронами. А новые связи образуются в момент получения нового опыта ребенком. При чем важно, чтобы этот опыт был закреплен, и ребенок повторил его вновь;
  • Мозг новорожденного малыша имеет около 150-200 миллиардов нейронов, а головной мозг взрослого может похвалиться суммой, меньше примерно в 2 раза. Эти нейроны или объединяются в соединения или отмирают из-за ненадобности;
  • Новорожденный имеет более развитое миндалевидное тело, отвечающее за эмоции, по сравнению с его лобной долей, занимающейся рассуждениями. Из-за этого младенцы способны лишь показывать свои эмоции, но не управлять ими. Именно этот факт и говорит о том, что детям свойственно часто реагировать на ситуации слезами и криком. Также это служит объяснением того, почему важно вначале развить эмоциональную сферу ребенка и органы чувств, а только затем заниматься развитием его интеллектуальных возможностей;
  • Во время первых 6 месяцев жизни происходит самое активное формирование новых связей между нейронами. Более всего это влияет на цветовосприятие, первичные навыки ранней социализации, а также обоняние;
  • Самыми прочными являются нейронные связи обоих полушарий. А ползание – это самый лучший путь, чтобы синхронизировать оба полушария. По мере взросления ребенка такими средствами может стать игра на музыкальных инструментах, а также плавание;
  • Масса мозжечка новорожденного младенца составляет около 21–23 грамм. Интенсивно эта часть мозга растетв период между 5 и 11 месяцем жизни, в момент, когда малыш только учится сидеть и ходить. Так, в годик мозжечок ребенка составляет порядка 85 –95 грамм, а в 15 лет достигает около 150;
  • Занятие физической активностью увеличивает скорость химических реакций в гиппокампе, а также количество нервных клеток, что позволяет овладевать когнитивными навыками;
  • Самыми плодотворными в плане развития мозга ребенка являются первые три года его жизни. Ведь именно в этот период детки легко усваивают родной язык. Более позднее обучение менее эффективно, так темпы усвоения нового материала снижают обороты. Но это не значит, что до 3 лет только и нужно развивать способности малыша. На всем протяжении его взросления это необходимое условие для полноценного формирования мозга;
  • Момент беседы, с еще не умеющим разговаривать малышом, закладывает его основы владения языком.

Современный мир, полный статистических данных, методик, направленных на улучшение и совершенствование, позволяет составить наилучший план для развития своего ребенка. Стоит лишь прислушаться к врачам, поинтересоваться дополнительной литературой и развитие головного мозга малыша уже не представится такой трудной задачей. Следует помнить, что заложенный при зачатии геном – не полностью определяет развитие мозга. Стимулируйте своего ребенка, заинтересовывайте ко всему новому, создавайте условия для нормальной жизни, и, конечно, не забывайте позволять ему быть ребенком и радоваться детству.

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: )
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: );
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: );
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: ).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.


К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?


Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма - 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: ). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет», делать массаж.


Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур - важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Эта статья призвана помочь родителям в понимании развития мозга ребенка и их важной роли в стимулировании развития мозга путем взаимодействия.


Факт - Большинство клеток мозга формируются до рождения, но большое количество связей между клетками появляются в младенчестве и раннем детстве.

Миф - Развитие мозга полностью зависит от генов, с которыми Вы рождаетесь.

Факт - Опыт и взаимодействие с окружающей средой являются наиболее важными факторами для развития мозга ребенка.

Миф - Мозг ребенка, который начинает ходить, менее активен, чем мозг студента колледжа.

Факт - Мозг трехлетнего ребенка в два раза более активен, чем мозг взрослого человека.

Миф - Разговаривать с младенцем не так важно, т.к. он или она не может понять, что Вы говорите.

Факт - Разговаривая с маленькими детьми, Вы закладываете основу овладения языком во время ранних критических периодов развития, когда обучение легче всего дается ребенку.

Миф - Детям необходима специальная помощь и определенные обучающие игрушки для развития их мыслительных способностей.

Факт - Больше всего детям необходима любовь , забота и новые впечатления, а не специальное внимание или дорогостоящие игрушки. Разговоры, пение, игры и чтение - ключевые виды деятельности для развития мозга ребенка.

Как развивается головной мозг ребёнка

На раннее развитие мозга влияет ряд факторов. Эти важные факторы включают наследственность , пищу и питательность , чуткость родителей, ежедневный опыт, физическую активность и любовь. В частности, родителям следует знать о важности здоровой и питательной пищи, выражения любви, ухода, предоставления интересных и разнообразных занятий каждый день и позитивной и чуткой ответной реакции.

В прошлом, некоторые ученые думали, что развитие мозга было определено генетически, а рост мозга происходил по предопределенному пути. Сейчас мы знаем, что ранний опыт влияет на развитие мозга и воздействует на соединение мозговых связей. Мозг ребенка - незавершенная работа . Внешний мир формирует развитие мозга через опыт, который ребенок накапливает при помощи чувств - зрения, слуха, осязания и вкуса. На пример:

  • Запах кожи матери (обоняние)
  • Голос отца (слух)
  • Видение лица или яркой игрушки (зрение)
  • Чувство легкого прикосновения (осязание)
  • Питье молока (вкус)

Опыт, собранный с помощью этих пяти чувств, помогает построить связи, которые необходимы для развития мозга. Ранний опыт имеет решающее влияние на построение мозга.

К трем годам мозг ребенка формирует коло 1 тыс. трлн. соединений - почти в два раза больше чем у взрослых людей. Мозг ребенка очень плотный и останется таким на протяжении первых десяти лет. Начиная примерно с 11 лет, мозг ребенка начинает избавляться от дополнительных соединений. Этот процесс называется «сокращением», при котором мозг избавляется от запутанного клубка «проводов».

Оставшиеся «провода» более сильные и значительные. Взаимодействие, в котором участвуют родители и окружающая среда является стимулятором роста и упорядочивания этих соединений в мозге.

Синапсы в мозге ребенка укрепляются через повторяющийся опыт и поэтому соединения сформированы так, что отражают структуру обучения ребенка. Если связи не используются, они исключаются, основываясь на принципе «используй или теряй». Действия, которые Вы совершаете один раз, плохие или хорошие, с небольшой вероятностью будут влиять на развитие мозга.

При постоянном использовании связи в первые годы жизни, она становится постоянной. Например, когда взрослые люди повторяют слова и фразы при разговоре с детьми, младенцы учатся понимать речь и укрепляют языковые связи в мозге.

Строение головного мозга

Мы узнали, как мозг развивается на клеточном уровне, с нейронами и связями. Но также полезно понимать различные части мозга как целые и как они функционируют и развиваются.

Мозг формируется последовательно снизу вверх или от самой сложной части (мозгового ствола) к наиболее сложной области (коре головного мозга).

Основные элементы человеческого мозга включают следующие:

  1. Мозговой ствол находится у основания черепа и контролирует наиболее важные жизненные функции, включая артериальное давление и температуру тела.
  2. Средний мозг находится на верху мозгового ствола и контролирует двигательную деятельность, аппетит и сон .
  3. Мозжечок находится за мозговым стволом и координирует движения и равновесие .
  4. Лимбическая система является центральной частью мозга и контролирует эмоции , приспособление и память .
  5. Кора головного мозга является верхним слоем мозга, ее глубина составляет две десятикопеечные монеты, помещенные друг на друга. Кора головного мозга является «исполнительной ветвью» мозга, которая регулирует процесс принятия решений и контролирует мышление , рассуждение и речь.

В мозговой коре содержится 80% нейронов мозга. Она является наименее развитой частью мозга на момент рождения и поэтому продолжает развиваться в подростковом возрасте и даже после. Кора головного мозга является более чувствительной к впечатлениям, чем другие части мозга.

Строение мозга похоже на конструкцию дома. Дом строится от фундамента вверх, различные части выполняют различные функции. Также как и с мозгом, после построения дома Вы можете продолжать изменять его, украшать. Но, если Вам нужно переносить стену или добавить окно, это будет сложнее и дороже, чем при строительстве дома.

Критические периоды развития

Развитие мозга происходит волнами, когда разные части мозга становятся действующими «стройплощадками» в разные промежутки времени. Способность мозга реагировать на впечатления предоставляет возможность для развития мозга ребенка.

Обучение продолжается на протяжении всей жизни. Однако, наиболее благоприятное время или «окна возможностей» существуют, когда мозг представляет собой «супергубку», впитывая новую информацию легче, чем в другое время и развиваясь быстрее. Этот период наиболее плодотворен в течение первых трех лет жизни ребенка и продолжается на протяжении раннего детства и подросткового периода. Например, маленькие дети учат грамматику и значение своего родного языка путем простого взаимодействия с окружающей средой.

В то время как позднее обучение возможно, оно действительно происходит медленнее и сложнее. На протяжении всей жизни могут появляться некоторые улучшения в большинстве навыков. Однако, важно предоставлять детям лучшие возможности для обучения и роста во время периодов, когда их разум наиболее готов воспринимать информацию.

Развитие зрения и слуха

Наиболее благоприятным временем для развития слуха и зрения или способности ребенка обучаться видеть и слышать является период от рождения до 4-5 лет. Развитие этих чувств очень важно, т.к. они позволяют детям, особенно младенцам, воспринимать и взаимодействовать с миром вокруг них. В течение первых нескольких месяцев, в особенности, младенцам следует видеть формы, цвета, объекты на различных расстояниях и в движении, чтобы мозг узнавал, как нужно смотреть. Младенцам также следует слышать различные звуки, чтобы их мозг мог научиться обрабатывать информацию и отвечать после восприятия услышанного.

Развитие языковых навыков

Наиболее благоприятным временем для развития языковых навыков и обучения речи являются первые 10 лет жизни ребенка. Дети учат язык на протяжении всего этого периода. Однако, более результативно обучение языковым навыкам проходит на протяжении нескольких первых лет жизни. Детям необходимо постоянно слышать, как Вы разговариваете, поете и читаете им в течение ранних лет. Отвечайте на их лепет и попытки говорить.

Физическое и двигательное развитие

Наиболее благоприятным временем для физического и двигательного развития у детей являются первые 12 лет жизни. Дети становятся физически готовыми для различных аспектов двигательного развития в различные периоды. Двигательные навыки, такие как ходьба , часто развиваются быстрее, чем навыки мелкой моторики, например рисование карандашом.

Детям необходимо несколько лет для развития навыков координации, чтобы играть с мячом и даже в подростковом возрасте происходит совершенствование таких навыков. Родителям следует наблюдать за двигательным развитием ребенка, т.к. у каждого ребенка развитие происходит с определенной скоростью.

Эмоциональное и социальное развитие

Наиболее благоприятным временем для эмоционального и социального развития ребенка являются 12 первых лет жизни. Различающиеся аспекты эмоционального и социального развития, которые объединяются в более высокие способности, такие как восприятие других, сочувствие и доверие, очень важны в различные периоды. Например, эмоциональное развитие лучше всего происходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, когда у маленького ребенка формируются привязанности к родителям. Такое развитие обеспечивает основу для других аспектов эмоционального развития, которое возникает во время взросления детей.

Эмоциональное восприятие очень важно для успешности в жизни. Часть мозга, которая регулирует эмоции, миндалевидная железа , формируется изначально, основываясь на впечатлениях и формах эмоциональных связей мозга. Воспитание в раннем возрасте очень важно для формирования сочувствия, счастья, оптимизма и жизнерадостности.

Социальное развитие, которое включает само-сознательность и способность ребенка взаимодействовать с другими, также формируется в несколько этапов. Например, мозг двухлетнего ребенка не настолько развит, чтобы понимать, как нужно делиться игрушками, поэтому эта социальная способность лучше развита у детей старше 3-х лет. Попытки родителей воспитывать и сопровождать ребенка помогут заложить хороший фундамент для социального и эмоционального развития.

Выводы

Развитие мозга ребенка является ключевым для его будущего. Хотя, «первые годы длятся вечно» с точки зрения стремительного развития мозга маленьких детей, первые годы жизни ребенка проходят очень быстро. Поэтому дотрагивайтесь, говорите, читайте, улыбайтесь, пойте, считайте и играйте с Вашими детьми. Это не только приносит вам хорошее настроение . Это помогает мозгу ребенка развиваться и воспитывать потенциал ребенка.

Дети начинают развиваться с первого дня появления на свет, постепенно день за днем учатся. Ключевую роль в становлении ребенка, как личности, играет развитие мозга ребенка. Именно от правильного процесса совершенствования мозга зависит, начнет ли он ходить, говорить, будет ли хорошо учиться, сможет ли заниматься спортом.

Ученые на протяжении нескольких столетий изучают онтогенез мозга, но до конца этот процесс ещё не изучен. Ежегодно проводятся различные исследования, в большинстве стран имеются институты мозга. Этот орган самый загадочный и самый важный у любого человека. К нему приковано внимание множества специалистов биологов, хирургов, невропатологов, иммунологов и многих других. Каждый из них находит проблемы и вопросы для изучения. Многие проблемные вопросы исследуются группами специалистов разных направлений.

Этапы развития мозга

Формирования головного мозга начинается у эмбриона с 2 недели. В утробе матери у плода формируются основные отделы мозга: нервная трубка, полушария, мозжечок и другие. К рождению головной мозг ребенка достигает веса 300-400 гр. У взрослых его масса достигает 1100-1300.

Выделяются основные этапы развития мозга у детей, первый этап который длится от рождения до 1,5 лет, формирует стволовые структуры. На этом этапе мозг младенца учиться различать и реагировать на ежедневные потребности, такие как еда, сон, безопасность. Формируется сенсорное восприятие, настраивается вестибулярный аппарат. Малыш учится различать запахи, вкусы, звуки.

С 1,5 лет до 4-х происходит становление лимбической системы. В этот период младенец учится эмоциям, у него появляются воображение и память, получает свои первые навыки. Учится самостоятельно выполнять различные действия.

С 4-х до 7-ми лет происходит рост правого полушария, отвечающего за образное мышление, то есть позволяет дошкольнику воспринимать мир во всем его многообразии, как единое целое. Он учится эмоциям, совершенствует внешнюю речь, начинает мыслить образами.

С 7-ми до 9-ти лет происходит становление логики, за которую отвечает левое полушарие. В этот период школьник начинает детально обрабатывать информацию, совершенствует все свои навыки. У детей начинается период школьной жизни, где формируются первые представления о системности мира вокруг.

Полезно узнать: Продолговатый мозг, за какие функции отвечает и при каких заболеваниях страдает

В 8 лет проходит важный период в формировании организма. Формируется лобная доля, отвечающая за социальное поведение и самоконтроль, оформляется внутренняя речь.

С 9-ти до 12-ти лет формируется мозолистое тело отвечающее за комплексную обработку информации.

В период с 12 до 16 лет в организме подростка происходит гормональный всплеск, который влияет на весь организм. Он формируется как личность, получает представление о себе как о части общества, проходит один из важнейших периодов социализации.

Как развивать мозг ребенка правильно?


Большинство родителей очень пекутся о правильном и всестороннем развитии своего малыша. Каждая семья мечтает о здоровых и умных детях. Для правильного формирования мозговых функций у отпрыска важно соблюдать простые правила.

На правильное и своевременное развитие, прежде всего, влияет окружающая действительность. Родители и близкие люди должны с самого рождения принимать участие в воспитании и обучении чада, расширении его кругозора.

С рождения до 1,5 лет дети познают мир благодаря звукам, вкусам, тактильным ощущениям. В этот период важно совершенствовать мелкую моторику рук, которая поможет малышу скорее заговорить и научиться выполнять элементарные действия, например, держать ложку в руках.

У ребенка формируется речь, поэтому важно постоянно начиная с рождения говорить с ним, постепенно обрабатывая в своем подсознании звуки, он научится связывать их в образы, а потом станет говорить сам.

С 1,5 до 4-х лет малыш учиться получать, обрабатывать и проявлять эмоции. В этот период очень важен тесный эмоциональный контакт с родителями. Исследования доказали, что отсутствие тесного общения с родителями в этот период, формирует у детей неправильную эмоциональную картину мира. Дети, которым не досталось положительных эмоций и любви в детстве становятся агрессивными или пассивными взрослыми, не умеющими любить, сопереживать, у них формируются неправильные эмоции.

Полезно узнать: Белое вещество головного мозга: строение, функции

В период с 4-х до 7-ми лет происходит формирование образного мышления. Именно в этот период важно интенсивно заниматься с дошкольником: читать ему, учить его рисовать, петь, танцевать, читать, играть в интеллектуальные игры. Все это позволит ему научиться формировать целостные образы, запоминать и воспроизводить их.

С 7-ми до 9-ти лет у малыша формируется логика. Он начинает самостоятельно делать умозаключения, основываясь на информации полученной вербально и не вербально. Родителям в этот период нужно не полагаться на школу, а самим принимать участие в формировании логического мышления у малыша. Для этого можно просто задавать своему сыну или дочке задачки из жизни, и спрашивать как бы он поступил в той, или иной ситуации. Узнавать у него, почему его выбор именно такой, при необходимости помогать и корректировать. важно, чтобы малыш сам научился понимать логику происходящих в жизни процессов и научился их анализировать.

При формировании лобной доли, которое обычно заканчивается в 8 лет, ребенок становится частью социума. Его мир расширяется вместе с кругом общения и он определяет для себя рамки поведения в обществе. В это время важно, чтобы семья своим примером показывала, как себя нужно вести в обществе. Если мать хамит, кричит и ругается, скорее всего, её ребенок будет вести себя так же, потому что будет считать это поведение нормой.

С 9-ти до 12-ти лет школьник учится обрабатывать информацию в комплексе. То есть, именно в это время он учится получать комплексные знания и использует для этого различные способы. Родители должны контролировать, чтобы ученик не за циклевался на одном источнике информации и всячески обучать его. Если любит животных, то должен читать о них, смотреть видео, общаться с ними (гладить, кормить и т.д.). То есть получать информацию об интересующем предмете из разных источников. Это даст ему возможность в будущем правильно реагировать на различные ситуации и оценивать их всесторонне.

Полезно узнать: Извилины и борозды находящиеся в головном мозге: строение, функции и описание

С 12 лет начинается гормональный всплеск, часто его называют переходным периодом. Большинство детей в это время плохо ладят с родителями, в семье возникают конфликты и недопонимание. Главное в этот период не потерять связь с подростком и если нет возможности справиться с ситуацией самостоятельно, лучше обратиться к психологам.

к содержанию ^

Аномалии в развитии мозга


В настоящее время выявлено более 30-ти возможных отклонений в онтогенезе мозга. Каждое из них вызывает отклонения в созревании, некоторые приводят к смерти.

60% аномалий развивается во внутриутробном периоде. Современная диагностика позволяет определить большинство отклонений у плода ещё до момента рождения.

Такие аномалии могут спровоцировать как наследственные факторы, так и влияние окружающей среды на организм матери и дитя. Образ жизни матери играет немаловажную роль в этой проблеме. Курение, злоупотребление алкоголем, наркотическая зависимость, принятие сильнодействующих препаратов, всё это отражается на здоровье плода.

Сбои в прогрессе могут возникнуть и на любом из этапов взросления. Они могут быть спровоцированы травмами, стрессами, проблемами со здоровьем, экологией и другими факторами.

Известны случаи, когда после сильного стресса дети переставали говорить или понимать речь. Травмы головы нарушали циклы зрительной, слуховой поведенческой деятельности, и дети становились, не восприимчивы к обучению и многие другие.

При малейших признаках отклонений, родителям стоит показывать своего отпрыска врачам. В наше время медицина сделала значительный прорыв и многие отклонения сейчас можно корректировать и избавляться от них.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...