Ингаляционный способ введения лекарственных веществ. Введение лекарственных средств: пути. Введение лекарственных средств различными способами: преимущества и недостатки Ингаляционный путь введения преимущества и недостатки

Введение в организм лекарственных средств путем их вдыхания называется ингаляцией . Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоли.

Сестра должна обучить пациента этой процедуре, поскольку он выполняет ее, как правило, самостоятельно.

С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос.

Ингаляции лекарственного средства через рот

Обучение пациента технике ингаляции складывается из 3-х этапов:

  • получение информированного согласия на процедуру;
  • обучение технике ингаляции;
  • контроль (при необходимости) или коррекция действий пациента.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через рот

I. Подготовка к обучению

  1. Вымыть руки.

Рис. 9.16. Ингаляции лекарственного средства с помощью баллончика

II. Обучение

  1. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику.

Запомните! На распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья.

  1. Предложить пациенту на время обучения сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию сидя).
    1. сделать глубокий выдох;
    2. взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад;
    3. сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;
    4. извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
    5. сделать спокойный выдох.
  2. Предложить пациенту самостоятельно выполнить процедуру вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.

Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

III. Завершение обучения

  1. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.
  2. Вымыть руки
  3. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

Ингаляции лекарственного средства через нос

Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос

Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат.

I. Подготовка к обучению

  1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.
  2. Прочитать название лекарственного средства.
  3. Вымыть руки.

Рис. 9.17. Ингаляции лекарственного средства через нос

II. Обучение

  1. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства.
  2. Помочь пациенту сесть.
  3. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства:
    1. снять с ингалятора защитный колпачок;
    2. перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;
    3. слегка запрокинуть голову, склонить ее к правому плечу;
    4. прижать пальцем правое крыло носа к перегородке;
    5. сделайть глубокий выдох через рот;
    6. ввести кончик мундштука в левую половину носа;
    7. сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика;
    8. извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
    9. сделать спокойный выдох;
    10. при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа.
  4. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.
  5. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой с мылом и вытереть насухо.

III. Окончание процедуры

  1. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведенное место.
  2. Вымыть руки
  3. Сделайть запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

Наружный способ применения лекарственных веществ

Наружный путь введения – воздействие лекарственных средств преимущественно местно на кожу и слизистые оболочки, в глаза, нос, уши, через дыхательные пути.

Лекарственные формы : мази, эмульсии, линименты, лосьоны, желе, гели, пены, пасты, растворы, болтушки, порошки, настойки, аэрозоли.

Методы наружного введения лекарственных средств:

  • ингаляции;
  • нанесение мазей на кожу: смазывание кожи, нанесе­ние мази на раневую поверхность;
  • втирание мазей;
  • применение пластырей;
  • применение присыпок;
  • введение лекарственных веществ во влагалище (вагинальный способ введения лекарственных препаратов (per vaginum). Применяют суппозитории, растворы для спринцеваний, тампоны с лекарственными препаратами и др.);
  • закапывание капель в глаза, нос, ухо.

Преимущества: доступность, разнообразие лекарственных форм и способов их применения.

Недостатки: метод рассчитан преимущественно на местное воздействие, так как через неповреждённую кожу всасываются только жирорастворимые вещества.

К наружному способу относится ингаляционный путь введения лекарственного препарата, т.е. вдыхание лекарственного средства (на высоте вдоха). В этом случае лекарство воздействует на слизистую оболочку дыхательной системы. Для проведения ингаляции используют стационарные, портативные, карманные ингаляторы или домашние приспособления. Ингаляции чаще применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей, например ларингите (воспаление гортани), а так же бронхите, бронхиальной астме. Иногда применяют для местной анестезии (обезболивания) слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов. Вводят аэрозоли, газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан).

Преимущества ингаляционного пути введения : - действуют непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях; - лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизмененном виде, что обусловливает его высокую концентрацию в крови.
Недостатки ингаляционного пути введения : - при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг; - раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку дыхательных путей.

Карманные ингаляторы применяют при приступе бронхиальной астмы. Медсестра обучает пациента пользованию индивидуальным ингалятором.

Применение карманного индивидуального ингалятора

1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить ход и цель выполнения манипуляции, получить согласие на проведение

2. Обработать руки на социальном уровне, одеть перчатки.

3. Снять с баллончика защитный колпачок, повернув баллончик вверх дном.

4. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.

5. Сделать глубокий выдох.

6. Охватить губами мундштук баллончика, голову слегка запрокинуть назад.

7. Сделать глубокий вдох и одновременно плотно нажать на дно баллончика: в этот момент выдается доза аэрозоля.

8. Задержать дыхание на 5-10 секунд, затем вынуть мундштук баллончика изо рта и сделать медленный выдох через нос.

9. После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок.

10. Помните: чем глубже вводится доза аэрозоля, тем он эффективнее.

Более эффективными ингаляциями считаются ингаляции, осуществляемые с помощью небулайзеров . В них образуется аэрозоль – взвесь мелких частиц лекарственного вещества в воздухе («небула» - туман, облачко; лат.). Небулайзер - это более узкий подраздел ингаляторов. Используя небулайзер можно более точно воздействовать на определенные участи дыхательной системы (верхние, средние или нижние), подбирая аппарат в зависимости от размера частиц получаемого аэрозоля. Небулайзеры различаются по техническому устройству - бывают компрессионными и ультразвуковыми.

ЗАПОМНИТЕ!

При использовании лекарственного средства на кожу необходимо:

Осмотреть место нанесения лекарства, убедиться в отсутствии красноты, сыпи, припухлости, мокнутия;

Обработать теплой водой или кожным антисептиком;

Осушить полотенцем или марлевыми салфетками.

Процедура смазывания кожи

Цели: как правило, дезинфекция кожи, местное воздей­ствие лекарственного средства на кожу.

Показания: сухость кожных покровов, кожные заболе­вания.

Оснащение: мазь, стерильная стеклянная палочка или шпатель, кожный антисептик, стерильные перчатки, ем­кости с дезинфицирующим раствором для предметов ухода и перчаток.

Действие препаратов наступает быстро - через 2-3мин, что обеспечивается богатой васкуляризацией слизистой оболочки полости рта. Применяют при неотложных состояниях - нитроглицерин при приступе стенокардии, клофелин и нифедипин для купирования гипертонического криза.

Лекарственные формы: таблетки, капсулы, растворы.

Преимущества способа:

Недостатки способа:

  • частое сублингвальное применение лекарственных средств может вызывать раздражение слизистой оболочки полости рта.

Примечание: Иногда для быстрого всасывания препараты применяют за щеку (буккально) или на десну в виде пленок.

Ректальный путь введения

Лекарственные формы: растворы, свечи (суппозитории).

Лекарства оказывает резорбтивное воздействие на организм и местное воздействие на слизистую прямой кишки. Перед введением некоторых препаратов следует очистить кишечник (очистительная клизма).

Преимущества способа:

  • препараты поступает в кровоток, минуя печень, не разрушаются;
  • не раздражают слизистую желудка;
  • достаточно безопасный путь введения.

Недостатки способа:

  • требуются особые условия (уединение).

Наружный путь введения

Воздействие лекарственных средств через неповреждённую кожу или слизистую, преимущественно местно.

Лекарственные формы – болтушки, мази, эмульсии, линименты, гели, пасты, порошки, аэрозоли, растворы, пластыри.

Способы применения: нанесение, припудривание, втирание, закапывание (в глаза, нос, уши), смазывание, наложение компресса или повязки.

При воздействии лекарством на кожу:

  • предварительно осмотреть место нанесения, убедиться в отсутствии красноты, высыпаний, припухлости;
  • перед нанесением лекарства обработать кожу теплой водой или кожным антисептиком и осушить;
  • жидкие лекарственные формы наливать на марлевую салфетку (тампон);
  • мягкие (мази, гели, пасты) – втирать рукой; если лекарства раздражающего воздействия – использовать аппликатор;

При введении препарата в глаза:

  • убедиться, что лекарство стерильно и предназначено для глазной практики;
  • согреть капли до комнатной Т;
  • соблюдать меры асептики;
  • вводить осторожно, не касаясь век, ресниц, роговицы.

При введении препарата в глаза, нос, уши:

  • перед введением лекарства в нос, его следует очистить;
  • согреть капли: в нос - до комнатной Т, в уши – до Т тела.

Преимущества способа:

  • доступность, удобство;
  • разнообразие лекарственных форм и способов их применения.

При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно по-

лучить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как местного, так и системного воздействия:

Газообразные вещества (кислород, закись азота);

Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

Баллонные дозированные аэрозольные препараты в настоящее время применяют наиболее часто. При использовании такого баллончика больной должен проводить ингаляцию сидя или стоя, немного запрокинув голову, чтобы дыхательные пути распрямились и препарат достиг

бронхов. После энергичного встряхивания ингалятор следует перевернуть баллончиком вверх. Сделав глубокий выдох, в самом начале вдоха больной нажимает на баллончик (в положении ингалятора во рту или с использованием спейсера - см. ниже), продолжая после этого вдыхать как можно глубже. На высоте вдоха следует задержать дыхание на несколько секунд (чтобы частицы лекарственного средства осели на стенках бронхов) и затем спокойно выдохнуть воздух.

Спейсер представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства находятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 с (рис. 11-1). Самый простой спейсер пациент может изготовить самостоятельно из свёрнутого трубкой листа бумаги длиной около 7 см.

Преимущества использования спейсера следующие.

Снижение риска местных побочных явлений: например, кашля и кандидоза полости рта при ингаляционном использовании глюкокортикоидов.

Возможность предупреждения системного воздействия препарата (его всасывания), так как невдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.

Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.

Небулайзер. В лечении бронхиальной астмы и хронической обструкции дыхательных путей применяют небулайзер (лат. nebula - туман) - устройство для преобразования раствора лекарственного вещества в аэрозоль для доставки препарата с воздухом или кислородом непосредственно в бронхи больного (рис. 11-2). Образование аэрозоля осуществляется под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер), превращающий жидкий лекарственный препарат в туманное облачко и подающий его вместе с воздухом или кислородом, или под

влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер). Для вдыхания аэрозоля применяют лицевую маску или мундштук; при этом больной не прилагает никаких усилий.

Преимущества использования небулайзера следующие.

Возможность непрерывной подачи лекарственного препарата в течение определённого времени.

Отсутствие необходимости в синхронизации вдоха с поступлением аэрозоля, что позволяет широко применять небулайзер при лечении детей и пожилых пациентов, а также при тяжёлом приступе удушья, когда использование дозированных аэрозолей проблематично.

Возможность использования высоких доз препарата с минимальными побочными эффектами.

Паровые ингаляции.

При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора.

Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из

стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы.

Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В домашних условиях вместо ингалятора можно использовать чайник, в носик которого вводится бумажная или пластмассовая

трубка; вдох проводят через рот. В чайник помещают настои трав, 3% раствор натрия гидрокарбоната (пищевой соды) и/или натуральную минеральную воду «Боржоми».

В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной

трубке поднимается лекарство (например, раствор бензилпенициллина), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

Влажное обтирание

Оснащение: клеенка, пеленка, почкообразный лоток, теплая вода, 6%-ный столовый уксус или спирт, большая салфетка или полотенце, сменное нательное и постельное белье, перчатки.

  1. Установить доброжелательные конфиденциальные отношения.
  2. Вымять руки, осушить, надеть перчатки.
  3. Подстелить под пациента клеенку с пеленкой.
  4. Налить в лоток теплой воды (можно добавить столовую ложку столового уксуса на 1л воды или спирта).
  5. Обнажить верхнюю часть тела пациента.
  6. Смочить салфетку или часть полотенца, слегка отжав.
  7. Протереть пациента в следующей последовательности: лицо, шею, руки, спину, грудь.
  8. Вытереть сухим концом полотенца тело пациента в той же последовательности и прикрыть простыней.
  9. Обтереть таким же образом живот, бедра, ноги.
  10. Подстричь ногти на руках (при необходимости).
  11. Сменить нательное и постельное белье (при необходимости).
  12. Снять перчатки.
  13. Вымыть и осушить руки.

Постановка горчичников

Цель: достичь болеутоляющий и противовоспалительный эффект.

Оснащение: горчичники, лоток с водой (температура 40-45°С), лоток для отработанного материала, полотенце, марлевые салфетки, термометр для измерения температуры воды, часы.

Подготовка к процедуре

  1. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников. Убедиться, что нет противопоказаний: заболеваний кожи, опухолей различной этиологии, аллергических реакций на эфирные масла, гипертермии.
  2. Проверить качество горчичников. Перед применением следует проверить срок годности: пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается.
  3. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (температура 40-45°С). Для горчичных процедур нельзя применять горячую воду, так как она разрушает горчичный фермент и горчичное масло не выделится.

Выполнение процедуры

  1. Смочить горчичник в воде в течение 5 секунд каждый.
  2. Стряхнуть и приложить горчичник на нужный участок кожи горчицей вниз, сверху положить полотенце.

Места постановки горчичников:

А) круговые – на область грудной клетки, кроме грудной железы, сосков;

Б) воротниковые – на область верхнего плечевого пояса при гипертоническом кризе;

В) на область сердца – при болях в сердце у женщин – вокруг грудной железы, у мужчин – кроме сосков, а также на месте проекции боли (чаще на область грудины).

3. Укрыть пациента одеялом.

4. Держать горчичники 10-15 минут.

Окончание процедуры

  1. Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала. При повышенной чувствительности (появление нестерпимого чувства жжения на первой-второй минутах).
  2. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой, вытереть насухо. Исключить аллергическую реакцию и при ее отсутствии между горчичниками и кожей следует проложить смоченную водой и отжатую марлю. Категорически запрещается ставить горчичники на бумагу, так как при этом теряется непосредственное раздражающее действие горчичного масла на кожу.
  3. Помочь надеть белье, уложить в удобное положение.
  4. Укрыть пациента, рекомендовать постельный режим (30-60 минут).

Оксигенотерапия (подача увлажненного кислорода из кислородной подушки)

Цель: повышение кислорода в тканях.

Оснащение: кислородная подушка, содержащая 100% кислорода, воронка (мундштук); марлевая салфетка, сложенная в 4 слоя; емкость с дезраствором (3%-ный раствор хлорамина); вода питьевая или пеногаситель (антифомсилан 10%-ный или этиловый спирт 96%-ный).

Подготовка к процедуре

  1. Заполнить подушку кислородом из кислородного баллона:

Соединить резиновую трубку подушки с редуктором кислородного баллона;

Открыть вентиль на трубке подушки, затем на баллоне.

Наполнить подушку кислородом;

Зарыть вентиль на баллоне, затем на подушке;

Отсоединить резиновую трубку от редуктора баллона;

Подсоединить мундштук к трубке подушки.

2. Смочить салфетку в воде или пеногасителе. Пеногасителем служит 20%-ный этиловый спирт или антифомсилан.

3. Обернуть мундштук (воронку) влажной марлевой салфеткой.

4. Удалить мокроту изо рта и носа пациента тампоном (или электроотсосом) перед процедурой. Необходимо освободить дыхательные пути.

Выполнение процедуры

  1. Держать мундштук (воронку) у рта пациента и открыть кран на подушке. Пациент вдыхает кислородную смесь через мундштук (воронку), а вдыхает через нос. С целью уменьшения потери кислорода в момент выдоха его подача временно прекращается с помощью сжатия трубки пальцами или поворотом крана на трубке.

(Если пациент осуществляет вдох через нос, то выход – через рот!)

  1. Отрегулировать скорость подачи кислорода (4-5л в минуту). Подавать кислородную смесь, содержащую 80-100% кислорода, 15 минут, при необходимости – повторить процедуру через 10-15 минут.
  2. Надавливать на подушку и сворачивать с противоположного конца, пока кислород не выделится полностью.
  3. Менять подушку с кислородом.

Окончание процедуры

  1. Убрать кислородную подушку, отсоединить мундштук (воронку). Наблюдать за состоянием пациента.
  2. Поместить салфетку и мундштук (воронку) в дезинфицирующий раствор. В домашних условиях можно прокипятить в 2%0ном растворе питьевой соды, или протереть мундштук 70%-ным спиртом.

Диета № 11

Показания: туберкулёз лёгких, костей, лимфатических узлов, суставов при нерезком обострении или его стихании, при пониженной массе тела; истощение после инфекционных болезней, операций, травм; во всех случаях – при отсутствии поражений органов пищеварения. Разработаны варианты диеты № 11 с учётом локализации и характера туберкулёзного процесса, состояния органов пищеварения, наличия осложнений.

Цели назначения: улучшение состояния питания организма, повышение его защитных сил, усиление восстановительных процессов в поражённом органе.

Общая характеристика: диета повышенной энергетической ценности с преимущественным увеличением содержания белков, витаминов, минеральных веществ (кальций, железо и др.), умеренным увеличением количества жиров и углеводов. Кулинарная обработка и температура пищи обычные.

Химический состав и энергетическая ценность: белки 110–130 г (60% животных), жиры 100-120 г (20–25% растительных), углеводы 400-450 г; энергетическая ценность 12,6-14,2 МДж (3000-3400 ккал); натрия хлорид 15 г, свободная жидкость 1,5 л.

Режим питания: 5 раз в день; на ночь кефир.

Исключаемые продукты и блюда: очень жирные сорта мяса и птицы, бараний, говяжий и кулинарный жиры; острые и жирные соусы, торты и пирожные с большим количеством крема.

Тесты к теме « »

1. Как называется глубокое шумное редкое дыхание?

а) дыхание Чейн Стокса

б) дыхание Биота

в) стридорозное дыхание

г) дыхание Куссмауля

2. Что такое эмфизема легких?

а) повышение воздушности альвеол

б) снижение эластичности альвеолярной ткани

в) и то, и другое

3. Объясните, почему у больного во время приступа малопродуктивного кашля происходит набухание шейных вен:

а) повышается давление в малом круге кровообращения

б) развивается острая правожелудочковая сердечная недостаточность

в) развивается острая левожелудочковая сердечная недостаточность

г) нарушение венозного притока к сердцу

в результате роста внутригрудного давления

д) развивается относительная недостаточность трехстворчатого клапана

4. Объясните, почему больной "пыхтит" во время приступа малопродуктивного кашля:

а) это приводит к подключению дополнительной дыхательной мускулатуры и облегчению выдоха

б) это приводит к повышению внутрилегочного давления и уменьшению проявлений механизма раннего экспираторного закрытия бронхов

в) это приводит к улучшению отхождения мокроты

г) это способствует уменьшению бронхоспазма

д) это дурная привычка больных, желающих привлечь к себе внимание окружающих

5. КАКАЯ ЛЕГОЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ПОВЫШЕНИЕМ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ?

а) пневмония

б) плеврит

в) хронический бронхит

6. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) пневмония

б) бронхиальная астма

в) плеврит

7. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) плевриты

б) бронхиальная астма

в) пневмония

8.ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА "РЖАВАЯ МОКРОТА"?

а) бронхит

б) очаговая пневмония

в) крупозная пневмония

9. ХАРАКТЕР МОКРОТЫ У БОЛЬНЫХ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ?

а) в виде "малинового желе"

б) пенистая мокрота

в) бесцветная, вязкая

10. ПРИ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ МОЖЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ БОЧКООБРАЗНАЯ" ГРУДНАЯ КЛЕТКА?

а) хронический бронхит

б) пневмония

в) плевриты

11. КАК МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ЦВЕТ КОЖИ У ЛЕГОЧНОГО БОЛЬНОГО?

а) гиперемия

б) диффузный цианоз

в) акроцианоз

12. КАКОВА ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ В НОРМЕ

а) 30-40 дыханий в 1 минуту

б) 12-20 дыханий в 1 минуту

в) 6-8 дыханий в 1 минуту

13. ВЫБЕРИТЕ ЖАЛОБЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕГКИХ:

а) гиперестезия

б) кашель

г) отхождение мокроты

д) повышение температуры

е) судороги

ж) затруднение дыхания

з) одышка

14. ПОЧЕМУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ НЕОБХОДИМО ЗАПРОКИДЫВАТЬ ГОЛОВУ БОЛЬНОГО?

A) Для удобства оказания медицинской помощи.

Б) Чтобы создать хорошую герметизацию между ртом реаниматора и ртом (носом) пациента.

B) Чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей.

Г) В целях создания лучших условий для кровообращения.

Д) Для удобства больного.

15. КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ?

A) Во время проведения искусственного дыхания должен появляться пульс.

Б) Во время проведения искусственного вдоха грудная клетка должна расширяться, а во время пассивного выдоха - спадаться.

B) Во время проведения искусственного вдоха наблюдается «надувание» щёк больного.

Г) Во время проведения искусственного дыхания изменяется окраска кожных покровов.

Д) Всё вышеперечисленное верно.

16. ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ ПОКАЗАНЫ ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КРОМЕ:

A) обеспечения полного покоя больному;

Б) придания полусидячего положения с наклоном в больную сторону;

B) прикладывания грелки к больной стороне грудной клетки;

Г) прикладывания пузыря со льдом к больной стороне грудной клетки;

Д) введения кровоостанавливающих препаратов.

17. НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЯЕТСЯ:

A) суточная мокрота;

Б) мокрота, собранная в течение 3 сут методом флотации;

B) свежая утренняя мокрота, собранная в чистую плевательницу;

Г) свежая утренняя мокрота, собранная в чашку Петри с питательной средой;

Д) вечерняя мокрота.

Эталоны ответов к теме « Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания»

1. г 2. в 3. г 4. б 5. б,в 6. а,в 7. б 8. в 9. в 10.а 11. б 12. б 13. б,г,д,ж,з 14. в 15. б 16. в 17. в

Тесты итогового контроля.

(ситуационные задачи)

Задача №1.

В отделение поступил больной К.,41 года, слесарь. Жалобы на кашель с небольшим отделением слизисто-гной­ной мокроты, больше по утрам. Кашель беспокоит больного в течение 4 лет. Год назад перенес воспаление легких.

Курит с 20-летнего возраста по 20-25 сигарет в день.

А) Поражение плевры

Задача №2

В отделение поступил больной Л.,36 лет, рабочий. Жалобы на кашель с выделением мокроты с неприятным гни­лостным запахом (около 250-300 мл в сутки). Кашель уси­ливается в положении больного на правом боку.

При осмотре выявлены положительные симптомы "бара­банных пальцев" и "часовых стекол".

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №3

В отделение поступил больной 0., 32 лет, монтажник. Жалобы на сильные боли в правой половине грудной клетки, усаливающиеся при глубоком вдохе, на повышение темпера­туры тела до 37.9 °С. Больной лежит на правом боку, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №4

В отделение поступил больной Т.,50 лег, инженер. Жалобы на боли в правой половине грудной клетки, усили­вающиеся при дыхании, на тихий сухой кашель, сопровожда­ющийся болью в правой половине грудной клетки, на повы­шение температуры тела до 37.5° С. Положение вынужден­ное - больной лежит на правом боку, прижимая рукой пра­вую половину грудной клетки.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №5

В отделение поступил больной С, 49 лет, бухгалтер.

Жалуется на приступ удушья, возникший 2 часа назад дома, на кашель с небольшим отделением вязкой стекловидной мокроты.

ОСМОТР: Состояние тяжелое. Положение вынужденное: больной сидит в постели, опираясь на нее руками. Грудная клетка эмфизематозная. Число дыхательных движений - 14 в мин., резко за­труднен выдох. Отмечаются вы­раженный диффузный цианоз, на­бухание шейных вен.

В) Спазм мелких бронхов

Задача №6

В отделение поступил больной Н., 56 лет, рабочий. Жалобы на одышку, возникающую при физической нагрузке (подъем по лестнице, быстрая ходьба). Других жалоб нет. Одышка беспокоит больного в течение 5-6 лет. ОСМОТР: Состояние удовлетворительное. Положение актив­ное. Грудная клетка эмфизематозная. Дыхание симметрично.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №7

В отделение поступила больная К., 34 лет, преподава­тель.

Жалобы на одышку в покое, усиливающуюся при физичес­кой нагрузке, на повышение температуры до 37.9 °С, на кашель с небольшим отделением "ржавой" мокроты, на боли в правой половине грудной клетки, связанные с дыханием. При осмотре отмечаются диффузный цианоз, герпес. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Число дыхательных движений - 36 в мин.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №8

Больная Р.,68 лет доставлена в клинику с жалобами на кровотечение изо рта. Больная сидит в постели, беспо­койна. Отмечается бледность кожных покровов. С кашлем отделяется умеренное количество алой пенистой крови. Ре­акция кровяных выделений щелочная.

КАКОЙ СИМПТОМ ИМЕЕТСЯ У БОЛЬНОЙ?

Ситуационная задача №9

Пострадавший неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание отсутствует. Пульс на лучевой и сонной артериях не определяется. Действуйте!

Эталоны ответов к задачам:

1. Б

2. В

3. А

4. А

5. В

6. Б

7. А

8. Легочное кровотечение

9. Отсутствие дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что раненый мертв.

14. Список тем по УИРС:

1. Виды оксигенотерапии.

2. Виды ингаляторов и их использование.

15. Литература:

Обязательная:

1. Гребнев А.Л. , Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. М.: Изд-во «Медицина» 2006 г.

2. Ослопов В.Н., Богоявленский О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. –М.: ГОЭТАР-МЕД. 1999г

Дополнительная:

3. Басихина Т.С., Коноплева Е.Л., Кулакова Т.С. и др. /Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела. ГОУ ВУНМЦ Москва – 2003г.

4. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина, 2002

Методические разработки для студентов:

  • Lt;question1> Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии? засушливость климата, усиленный ветровой режим переувлажненность почвы
  • Средство измерения не подлежит поверке. Какой способ применим для контроля его метрологических характеристик?"6

  • Глаз - чувствительный к инфекции и травме орган. Для наружного лечения заболеваний глаз применяют глазные капли, а также глазные мази, которые можно наносить стерильной стеклянной палочкой или прямо из тюбика для индивидуального применения.

      Ингаляционный путь введения

    Ингаляционный путь введения - введение в организм лекарственных средств путём их вдыхания (через дыхательные пути – через рот, нос). Ингаляционно можно вводить в организм газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан), аэрозоли (взвесь в воздухе мельчайших частиц растворов лекарственных веществ).

    Для удобства применения лекарственных средств ингаляционным путем выпускают специальные насадки для ингаляции этих препаратов как через нос, так и через рот. Эти насадки находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

    Преимущества ингаляционного пути введения :

      Действие непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях.

      Попадание в очаг поражения минуя печень, в неизменном виде, что обусловливает высокую концентрацию лекарственного вещества.

    Недостатки ингаляционного пути введения :

    1. При резко нарушенной бронхиальной проходимости плохое проникновение лекарственного вещества непосредственно в патологический очаг.

    2. Возможность раздражения слизистой оболочки дыхательных путей лекарственными веществами.

    Введению лекарственных средств ингаляционным способом медицинская сестра должна обучить пациента, поскольку он выполняет эту процедуру, как пра­вило, самостоятельно.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

      Пути и способы введения лекарственных средств в организм.

      Правила выписывания лекарственных средств.

      Правила получения лекарственных средств.

      Правила хранения лекарственных средств.

      Правила учета лекарственных средств.

      Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств.

      Правила раздачи лекарственных средств.

      Особенности наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств.

    Литература

    Основная:

      Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 12.11.97

    330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» (с изменениями от 9 января 2001 г.).

      Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 23.08.99

    328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» (с изменениями от 9 января 2001 г.).

      Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2013г.512с: ил.- 309-339с.

      Лекция преподавателя.

    Дополнительная:

    1.Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.

    2. Интернет ресурсы: http://www.med-pravo.ru/PRICMZ/SubPric/SubR.htm#Standart



    Похожие статьи

    • Этногенез и этническая история русских

      Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

    • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

      В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

    • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

      Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

    • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

      Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

    • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

      Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

    • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

      Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...