Психомоторные психические образования. Что такое психомоторика Функции психомоторных психических образований

Один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения. На начальном этапе образования навыка осуществляется сознательная регуляция движений при непосредственном участии процессов мышления и речи. По мере овладения навыком регуляция отдельных движений переходит на неосознаваемый уровень, где ведущую роль начинают играть восприятие и ощущения, особенно кинестезические ощущения . При изменениях условий деятельности, вызывающих затруднения в выполнении движений, происходит деавтоматизация движений , переход регуляции движений с неосознаваемого уровня на уровень его сознательного регулирования (см. ). Физиологическая основа А. д. - это формирование динамических стереотипов . См. Двигательный навык . (Н. Д. Гордеева.)

Фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем. Напр., при ходьбе (ведущий уровень) А. - синергия ходьбы (см. Мышечные синергии ). А. обладает приспособительной вариативностью и пластичностью, свойственными тому уровню, на котором он реализуется, поэтому его нельзя рассматривать как стойкий стереотип. А. представляет собой не самостоятельное движение, а подсистему коррекций, не требующих своего осознания. (А. И. Назаров.)

Одинаковое развитие функций обеих рук. А. м. б. врожденной или возникнуть в результате тренировки. Амбидекстр - человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками (отсутствие правшества или левшества, леворукости ).

(от греч. а - отрицание + stasis - стояние) потеря способности стоять, которая вызывается нарушением координации мышц тела. А. - симптом обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела.

Ресурсы двигательной системы, приобретенные в прошлом опыте и отложенные в памяти человека в виде программ для двигательных штампов, умений , навыков (термин предложен А . В . Запорожцем ). (А. И. Назаров.)

Функциональная, структурная и морфологическая неоднородность развитого двигательного акта. Последний содержит когнитивные, программные, оценочные, аффективные и эффекторные компоненты. Их системная организация складывается в конкретных условиях двигательного поведения субъекта и реагирует на изменение каждой из его детерминант - двигательной задачи , окружающей ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний индивида. Это позволяет рассматривать живое движение как функциональный орган психики. (А. И. Назаров.)

Двигательный (кинестезический) анализатор полимодальная сенсорная система , осуществляющая анализ и синтез рецепторной информации о движениях и положении тела и его частей; интегрирует сигналы от проприоцепторов , кожных рецепторов, вестибулярного аппарата (см. Вестибулярная система ), зрительных и моторных центров. Д. а. тесно связан с моторными областями коры и сам участвует в поддержании постоянного тонуса (напряжения) мышц тела и координации движений. У высших животных и человека Д. а. моделирует движение, создает образ движения, которое предстоит совершить, и постоянно сличает реальный полисенсорный поток афферентных импульсов (в т. ч. и от самих мышц) с заранее созданным образом-планом движения (см. Двигательный навык ). На вопрос, где осуществляется центральная интеграция полимодальной информации и формируется образ тела и его частей, ответить категорично и однозначно не представляется возможным. Известно, что в моторной зоне коры существуют полисенсорные нейроны, но также известно, что в соматосенсорную кору приходят тактильные, проприоцептивные и вестибулярные сигналы. Как в моторной, так и соматосенсорной коре соблюдается принцип соматотопической проекции. Третья область, в которой сходятся сигналы от кожного, проприоцептивного, вестибулярного и зрительного анализаторов, - это третичные, теменно-затылочные отделы коры. Следует предостеречь от смешения понятий Д. а. и «двигательная система» (см. Двигательный аппарат ), а также от сужения понятия Д. а. до сенсорной системы, анализирующей только проприоцептивные сигналы. (Б. М.)

Система мышц, сухожилий, связанных с ними нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей (активная часть), а также подвижные звенья скелета (пассивная часть). У человека и животных пассивная часть Д. а. состоит из большого числа сочлененных звеньев, образующих кинематические цепи со многими степенями свободы. Активная часть Д. а. представляет собой сложную систему нервно-мышечных образований, в которой все элементы многократно связаны друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали и образуют гетерогенную морфологическую структуру. Изменение состояния Д. а. достигается путем соответствующей иннервации мышц (активное движение) или под влиянием внешних воздействий (пассивное движение). (А. И. Назаров.)

Двигательный аппарат - физиологическая система, за счет работы которой осуществляется построение и осуществление движения, состоящая из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей.

Освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи , основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.

Набор двигательных операций , выполняемых в определенном пространственно-временном режиме в соответствии с содержанием двигательной задачи и имеющимися в распоряжении субъекта внешними и внутренними средствами ее решения. Д. с. определяется биомеханическими свойствами кинематики тела, иннервационными ресурсами, наличным инвентарем сенсорных коррекций, а также орудием, которое применяется для выполнения действия . Д. с. «есть функция как задачи, так и ее исполнителя» (Бернштейн Н . А .). Д. с. м. б. определен a priori лишь частично, в общих чертах, доступных вербальному или образному описанию; его полное выявление субъектом происходит только в ходе упражнений и тренировки, в которой отрабатывается индивидуальный стиль движений. См. Двигательный навык . (А. И. Назаров.)

Комплекс психофизиологических функций (процессов), реализуемых двигательным аппаратом организма. Посредством Д. работают внутренние органы жизнеобеспечения, тело или отдельные его части перемещаются в пространстве, изменяется поза и мимика, регулируются функциональные состояния организма, совершается трудовая деятельность человека. Д. является основным медиатором взаимодействия индивида с внешней средой. В зависимости от характера этого взаимодействия (в его физических и психологических аспектах), определяемого как внешними, так и внутренними факторами, задается структура и динамика двигательного акта (см. также Живое движение , Построение движения , Психическая регуляция движений ). (А. И. Назаров.)

Движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые (Д. н.) совершаются бессознательно и/или автоматически, а вторые (Д. н.) носят сознательный характер, выполняются в соответствии со стоящей перед субъектом целью. Движения регулируются, как показал еще И. М. Сеченов, ощущениями проприоцептивными, отражающими особенности самих выполняемых движений, а также экстероцептивными, сигнализирующими о тех изменениях в окружающей среде, которые, напр., вызываются этими движениями.

Утрата автоматизированности двигательного действия (временная или постоянная). Причинами Д. д. м. б.: чрезмерное сбивающее влияние внешних воздействий; слишком большие произвольно допущенные вариации в движении; большие перерывы в применении навыка; частые микропаузы (особенно при необходимости длительного «врабатывания» или вхождения в работу). Ср. Дезавтоматизация , Реавтоматизация движений . (А. И. Назаров.)

Нарушение двигательных навыков и высших форм автоматизированных движений (праксиса ), в результате чего выполнение каждого звена их начинает требовать специального произвольного усилия. Д. возникает чаще при поражениях премоторных отделов коры головного мозга . Ср. Деавтоматизация движений . (Е. Д. Хомская.)

Биодинамическая структура, характерная для двигательного поведения живых организмов и по своим функциональным свойствам аналогичная морфологическому (анатомическому) органу (Н . А . Бернштейн ). Как психологическое понятие Ж. д. было введено в научный оборот Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко и стало рассматриваться как «реактивный, развивающийся функциональный орган , обладающий дифференцирующейся на детали структурой и собственной биодинамической тканью». Основные свойства: предметность (детерминация - хотя и неполная, но решающая - структуры и динамики движения предметной ситуацией, отраженной в образе действующего субъекта); реактивность (в ответ на изменение к.-л. одной своей детали Ж. д. реагирует изменением ряда др. деталей или даже всей своей структуры); способность к развитию и распаду в онтогенезе ; """ чувствительность "к ситуативным изменениям и сдвигам в функциональных состояниях индивида, а также к отдельным элементам исполнительного действия. См. Гетерогенность живого движения. (А. И. Назаров.)

Постулат о комплексной структуре реакции человека. Время реакции рассматривается как сумма длительностей отдельных стадий процесса, развертывающегося в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции. Допущение о неперекрываемости, аддитивности отдельных стадий позволило голландскому врачу Франциску Дондерсу (1818-1889) сформулировать суть т. н. метода вычитания , с помощью которого можно определять длительности отдельных стадий. Дондерс, приняв в качестве базового время простой реакции, путем последовательного вычитания временных показателей для менее сложных задач из временных показателей для более сложных получил временные характеристики стадий обнаружения , различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Дальнейшее развитие хронометрических исследований полностью дискредитировало метод вычитания как основанный на ложном допущении о неперекрываемости стадий.

Экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена нем. психологом И. Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована англ. психологом В. Е. Хиком (Hick, 1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует функцией след. вида:

Представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). (А. И. Назаров.)

Негативный эффект переноса навыков; состоит в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) др. Исследования интерференции при обучении сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от одного (ставшего привычным, «нормальным») к др. (напр., инвертированному) соотношению элементов перцептивного и моторного полей «когнитивные» компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют все прочие результаты научения. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения перцептивного и моторного полей , тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к др. См. также Забывание .

Часть действия , имеющая структуру целостного действия, но отличающаяся своей динамикой. Напр., динамический паттерн медленного равномерного движения , которое выглядит как плавное и непрерывное и таким же представляется исполняющему его субъекту, состоит из ряда волн увеличения и падения скорости, следующих друг за другом от нач. до окончания всего двигательного акта. Последний представляет собой результат усреднения ряда таких волн (квантов), а его динамика также имеет форму волны, но с др. (меньшими) значениями скоростей разгона, стабилизации и торможения. Квантовая природа характерна не только для скоростных параметров движения, но и для его чувствительности к изменениям ситуации и состояний двигательного аппарата . В отличие от единицы анализа психики, являющейся только качественной категорией и определяющейся во многом в зависимости от субъективного контекста аналитической процедуры (хотя она и опирается на объективные данные), К. п. д. имеет как качественные, так и количественные свойства, присущие действию субъекта и скорее обнаруживаемые, чем конструируемые, в результате анализа. Качественные свойства кванта определяются содержанием того параметра (или элемента) действия, к которому он относится: при чтении квантом м. б. фиксационная пауза или даже отдельный дрейф глаза во время фиксации; при выполнении движения - скоростная волна и т. п. (квантовая природа др. предметных действий пока не исследована). Количественными мерами кванта являются время (длительность), амплитуда (для действий, имеющих внешнее выражение в моторике) и производные показатели (скорость, ускорение и т. п.). Длительность кванта существенно зависит от содержания действия, характера и степени его освоения субъектом, способов реализации. Т. о., в кванте отражается вся структура и динамика действия как целостной единицы. Для исследования К. п. д. применяются методы прерывания обратной связи, измерения психологической рефрактерности (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко), фиксационного оптокинетического нистагма (Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов). (А. И. Назаров.)

Согласование во времени и пространстве работы отдельных мышечных групп, направленное на достижение определенного двигательного эффекта через преодоление, согласно Н . А . Бернштейну , избыточных степеней свободы двигательного аппарата.

Время, проходящее от нач. действия раздражителя до возникновения ответной реакции . Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе , проведения возбуждения по проводящим путям, аналитико-синтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждений, от функционального состояния н. с. и индивидуально-типологических ее особенностей.

Движения, направленные на перемещение собственного тела в пространстве (плавание, ходьба, бег, прыжки, ползание, полет и т. п.). См. также Топологическая и векторная психология .

Вся сфера двигательных функций (т. е. функций двигательного аппарата ) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. См. Движение , Поведение . Ср. Праксис .

Ответ на раздражитель мышечными движениями, в отличие от секреторных реакций, осуществляемых при посредстве желез внутренней или внешней секреции (выделение организмом химических веществ). Син. двигательная реакция.

Понятие, выражающее взаимоотношение между внешним (физическим) пространством и всей совокупностью топологических и метрических свойств моторики (Н . А . Бернштейн ). М. п. - полимодальный образ пространства, освоенного субъектом в процессе реализации движения. Основные свойства: 1) преобладание топологии над метрикой при сохранении способности к метрическим дифференцировкам; 2) существенная роль направления и относительное безразличие к положению (напр., при вычерчивании с закрытыми глазами ранее воспринимавшейся линии с заданными величиной и наклоном направление движения кончика карандаша выдерживается очень точно независимо от его амплитуды, а ошибка по длине воспроизводимого отрезка относительно велика и возрастает с увеличением амплитуды движения); 3) отсутствие право-левосторонней симметрии; 4) криволинейность (в М. п. прямые линии не отличаются от кривых); 5) отсутствие жесткой привязки координат М. п. к координатам физического пространства; в норме такая привязка осуществляется частично с помощью вестибулярной системы , а в остальных случаях путем зрительной фиксации внешнего объекта; при исключении зрительной афферентации (напр., закрывание глаз) субъект быстро теряет ориентировку во внешнем пространстве, компенсируя ее ощупывающими движениями (как у слепых); 6) относительная неустойчивость, но в пределах, сохраняющих топологию движений; особенно сильно неустойчивость возрастает после вестибулярных проб, алкогольного опьянения и др. резких изменений функциональных состояний . (А. И. Назаров.)

Собирательное обозначение характеристик двигательного аппарата человека и движении оператора в ответ на воспринимаемые сигналы. Термин «М. в.» заимствован из теории информации. М. в. - одна из характеристик человека как «канала связи». Результаты исследований движений человека используются при конструировании органов управления.

Согласованное функционирование группы мышц, участвующих в реализации движения . Благодаря М. с. движения приобретают стандартную форму, превращаясь в двигательные стереотипы, штампы. Вместе с тем эти стереотипы динамичны, они характеризуют результат движения, а не процесс его регулирования, в котором сбивающие реактивные силы могут не только преодолеваться, но и использоваться для экономии мышечной энергии иннервации. М. с. наиболее характерны для тех движений, способы выполнения которых нормированы и стандартизированы (ходьба, танец, бег, мимика, вольная гимнастика и т. д.). (А. И. Назаров.)

Улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого; соответственно различают положительный и отрицат. П. (проактивное облегчение и торможение). Нередко термин «П.» употребляется только в значении «облегчение», что, вероятно, связано с количественным преобладанием исследований этого эффекта. В еще более узком смысле «П.» понимается как ускорение процесса выработки одного навыка под влиянием приобретения др. Внешне эти навыки м. б. совершенно не похожи друг на друга (напр., езда на велосипеде и бег на коньках), но иметь при этом скрытое общее свойство (сохранение динамического равновесия), которому соответствует один и тот же автоматизм . Ср. Интерференция навыков . (А. И. Назаров.)

Фундаментальное понятие в теории строения и функционирования моторики человека, разработанной Н . А . Бернштейном . П. д. - это состав всех афферентационных ансамблей (сенсорных синтезов), которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними. П. д. - не только теоретическая конструкция; это реальный процесс, протекающий при овладении тем или иным движением (см. Двигательный навык ). П. д. реализуется несколькими уровнями, каждый из которых определяется смысловой структурой действия , двигательным составом , комплексом афферентаций, образующих сенсорный синтез, и морфологическим субстратом. Каждый уровень детерминирует не новые качества движения, а целый спектр полноценных движений (принцип уровневой контингентности движений). Различают 2 вида уровней: ведущий (он всегда один и определяется смыслом данной двигательной задачи, подчиняя себе остальные уровни) и фоновый (как правило, их несколько). Последние обслуживают фоновые (технические) компоненты движения: тонус, иннервацию и денервацию, реципрокное торможение, сложные мышечные синергии и т. п. Работа фоновых уровней обычно не осознается. См. Автоматизм , Координация движений , Принцип сенсорных коррекций , Сервомеханизм моторики . (А. И. Назаров.)

Использование для регулирования эффекторного процесса сенсорных сигналов о виде и динамике кинематической цепи, о степени и динамике растяжения (или сжатия) мышц, влияющих на ее движение. При этом сенсорные сигналы действуют не изолированно (отдельно по разным модальностям), а в виде целостных синтезов , специфических для каждого уровня построения движений . Сенсорные сигналы с периферии двигательного аппарата используются для корригирования движения при отклонении к.-л. его параметра от требуемого значения, образуя один из многочисленных контуров обратной связи в сервомеханизме моторики . Сенсорные синтезы формируются только в ходе реализации (как правило, многократной) движения, составляя его сугубо субъективный аспект, не обнаруживаемый сторонним наблюдением и не передаваемый словесным описанием. Сенсорный опыт, приобретаемый субъектом при решении двигательной задачи , откладывается в образе движения, на основе которого отрабатываются «профессиональные» характеристики последнего - плавность, точность, стабильность. П. с. к. сформулирован Н . А . Бернштейном . (А. И. Назаров.)

Одна из функций психического отражения (см. Психика ). Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если последние так или иначе отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения в рос. науке впервые была высказана И . М . Сеченовым , который отмечал, что ощущения и восприятия являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Последующие исследования подтвердили и развили эту идею, раскрыв физиологический, нейрофизиологический и психологический аспекты П. р. д.

Задержка реакции на 2-м из двух быстро след. друг за другом сигналов. Измерение П. р. используется для выявления квантов предметного действия (Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко). См. Рефрактерный период . (А. И. Назаров.)

В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений . Однако еще в период эмбрионального развития мышечная система плода начинает осуществлять адаптивные функции в виде поддержания позы наименьшего объема, экстраполяционной подготовки дыхательных движений, глотания и активизации венозного кровообращения и лимфотока (см. Пренатальное развитие , Новорожденность ).

Фундаментальная форма управления двигательным процессом, состоящая из замкнутого цикла 4 составляющих: афферентации (Aff ), центрального управления (CSS ), эфферентации (Eff ) и движущейся системы (Mot ). Впервые подробно изучено Н . А . Бернштейном , предложившим след. обобщенную модель Р. к. (рис. 8).

Период времени, в течение которого нервная и/или мышечная ткани находятся в состоянии полной невозбудимости (абсолютная рефрактерная фаза) и в последующей фазе пониженной возбудимости (относительная рефрактерная фаза). Р. п. возникает после каждого распространяющегося импульса возбуждения. В период абсолютной рефрактерной фазы раздражение любой силы не может вызвать нового импульса возбуждений, но может усилить эффект последующего стимула. Длительность Р. п. зависит от типа нервных и мышечных волокон, типа нейронов, их функционального состояния и определяет функциональную лабильность тканей. Р. п. связан с процессами восстановления поляризации клеточной мембраны, деполяризуемой при каждом возбуждении. См. Психологическая рефрактерность .

Область изучения взаимодействия сенсорных и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности. На основании сенсомоторной информации, поступающей от анализаторов , осуществляется запуск, регуляция, контроль и коррекция движений . Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации. Т. о., координация сенсорных и моторных компонентов двигательного акта, с одной стороны, придает ему целесообразно-приспособительный характер, с др. - является важнейшим условием функционирования сенсорных систем и, в конечном счете, формирования адекватного образа. Общей структурной схемой организаций сенсомоторных процессов является рефлекторное кольцо (см. Функциональная система , Реафферентации принцип ).

Модель системы управления двигательным актом, использующая принцип следящих устройств автоматического регулирования. Одна из первых моделей С. м., как и сам термин, была предложена Н . А . Бернштейном . Модель составляют 6 элементов: 1) эффектор, работа которого регулируется по тому или иному параметру; 2) задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра (Sw); 3) рецептор, воспринимающий текущие значения параметра (W) и сигнализирующий о них; 4) прибор сличения, определяющий рассогласование (ошибку) фактического и требуемого значений по величине и знаку; 5) устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные импульсы, подаваемые по обратной связи на 6) регулятор, управляющий по данному параметру функционированием эффектора. (А. И. Назаров.)

Дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым как преднамеренно, так и автоматически (напр., движения рук при ходьбе).

Один из видов операторской деятельности, в которой главную роль играет двигательный навык ручного управления. Различают 2 вида С. - компенсирующее и преследующее . В 1-м оператор воспринимает только сигнал ошибки регулирования, отображаемой на индикаторе в виде расстояния между фиксированной и подвижной метками; во 2-м он видит 2 независимых сигнала: один соответствует заданию (цель), др. - текущему состоянию параметра регулируемого объекта (курсор). При компенсирующем С. задача оператора - минимизировать ошибку, уменьшая до нуля расстояние между 2 метками. При преследующем С. он должен как можно точнее совмещать курсор с движущейся целью. Оба вида С. широко применяются в экспериментальных исследованиях навыков. (А. И. Назаров.)

Термин «психомоторика» появился в психологии благодаря И.М. Сеченову, который в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) с его помощью обозначил связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

Сегодня психомоторные явления анализируются в 3 аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов. В итоге психомоторика понимается как единство органов чувств и телесных средств действенной активности человека.

Потребность в движении – это врожденная потребность человека и животных, имеющая решающее значение для их успешной жизнедеятельности.

Так, показано, что занятия спортом снижают в 2 раза риск соматических заболеваний и в 3 раза их длительность благодаря тому, что возрастает неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям (например, холоду, перегреву, инфекциям). Гипокинезия (снижение физической нагрузки), напротив, снижает неспецифическую устойчивость организма, приводя к нарушениям в работе его различных систем и, как следствие, к серьезным заболеваниям – гипертонии, атеросклерозу, кардиосклерозу и др. По данным статистики, горожане, особенно представители умственного труда, страдают подобными заболеваниями значительно чаще, чем сельские жители. Кроме того, показано, что длительная гипокинезия может способствовать нагнетанию психического напряжения, «хронической усталости», раздражительности.

В отечественных исследованиях установлено, что чрезмерные физические нагрузки так же небезопасны для здоровья, как и их недостаток. И поэтому условием соматического благополучия человека является оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий необходимый организму уровень физической нагрузки в подходящих условиях.

В аспекте психологической проблематики обобщенное предназначение психомоторики может быть сформулировано следующим образом: психомоторика позволяет человеку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т.д.

Задача психомоторики заключается в объективации субъективной реальности. Психомоторика объединяет в единое целое «предмет – мыслящее тель», именно благодаря ей происходит обмен информацией между ними. Соответственно психомоторные процессы в зависимости от вектора «объективности-субъективности» можно условно разделить на прямые и обратные.

Прямые психомоторные процессы предполагают развитие мысли, вырастающей из предметных движений, обратные процессы позволяют мысли воплотиться в предмете посредством движения. Условность подобного разделения заключается в том, что прямые и обратные психомоторные процессы, безусловно, не могут существовать в отрыве друг от друга.

Согласно представлениям К.К. Платонова, благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах. При этом сенсомоторные реакции могут быть различными по степени сложности. Принято выделять простые и сложные сенсомоторные реакции.

Простые сенсомоторные реакции представляют собой максимально быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал (например, когда при появлении определенной фигуры на экране компьютера человек должен нажать на имеющуюся в его распоряжении кнопку). Они измеряются единственной характеристикой – временем реализации двигательного действия. Различают латентное время реакции (скрытое), то есть время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения. Скоростью простой реакции называют типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Скорость простой реакции на свет, равная в среднем 0,2 с, и на звук, равная в среднем 0,15 с, не одинакова не только у разных людей, но и одного и того же человека в различных условиях, однако колебания ее очень малы (их можно установить только с помощью электросекундомера).

Сложные сенсомоторные реакции отличаются тем, что формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Их можно увидеть, например, тогда, когда человек для ответа на определенный сигнал должен нажать определенную кнопку или на разные сигналы – разные кнопки. В итоге получается действие, осложненное выбором. Наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции – сенсомоторная координация, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений (как, например, при ходьбе по неудобной поверхности, работе за компьютером и т.д.).

Идеомоторные акты связывают представление о движении с выполнением движения. Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIIIвеке английским врачом Д. Гартли и позже разработан английским психологом В. Карпентером. Экспериментально показано, что представление о движении имеет тенденцию переходить в реальное выполнение этого движения, которое, как правило, непроизвольно, малоосознаваемо и имеет слабо выраженные пространственные характеристики.

В практике подготовке спортсменов существует понятие «идеомоторной тренировки», т.е. часть тренировочного времени отводится на то, чтобы спортсмены мысленно преодолевали дистанцию или выполняли другое спортивное задание. Дело в том, что во время идеомоторной тренировки необходимые движения осуществляются на уровне микросокращений мышц. О том, что это происходит, наглядно свидетельствуют изменения в работе организма: учащается дыхание, усиливается сердцебиение, повышается артериальное давление и т.д.

В литературе неоднократно описаны примеры осознанного использования людьми явления идеомоторики для тренировки или поддержания профессионально необходимых моторных навыков. Так, известен случай, когда пианист И. Михновский, будучи студентом консерватории, оказавшись без инструмента, полностью подготовил для исполнения «Времена года» Чайковского, разучивая это произведение только в своем воображении.

Однако явление идеомоторики может приводить и к осуществлению ошибочных движений. Начинающие водители, которые, думая о том, что «сейчас налетят на столб», частенько действительно попадают в соответствующую аварию.

Психология стресса и методы коррекции Щербатых Юрий Викторович

Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе

Основные методы оценки психомоторных реакций, применяемых при изучении психологического стресса:

Определение степени напряжения отдельных мышечных групп с помощью миограммы;

Определение степени избыточного напряжения мышц и плавности движений по показателю тремора (непроизвольного дрожания);

Определение скорости простой или сложной сенсомоторной реакции.

Из перечисленных выше поведенческих нарушений при стрессе достаточно точный количественный учет возможен в отношении степени напряжения мышц, которое определяют по выраженности тремора .

Интенсивность избыточного напряжения и непроизвольного дрожания мышц тремора определяют с помощью прибора «тремометра», представляющего собой ряд отверстий, в которые испытуемый вводит специальный щуп, соединенный со счетчиком числа касаний (рис. 13). Чем выше контроль над мышцами со стороны двигательной коры, тем меньше число касаний, и наоборот – при повышении уровня стресса отмечается дрожание рук и увеличение числа непроизвольных касаний края отверстия. Нарушение поведенческих функций у студентов во время сессии показало, что уровень тремора может являться одним из надежных показателей выраженности психологического стресса @@@@@5#####.

Рис. 13. Прибор лля измерения состояния мышечной системы человека при стрессе (тремометр).

По данным этих исследований, в норме средний показатель тремора составлял 4,7 ± 0,7 касания, а перед экзаменом этот показатель достигал 8,7 ± 1,0 касания (р < 0,001). Частотное распределение (%) количества касаний в норме и на фоне экзаменационного стресса приведено на рис. 14. По результатам предварительных исследований, выраженность тремора студентов подразделялась на пять категорий:

+ «отсутствие тремора» (0 касаний), означающий полный контроль за состоянием скелетной мускулатуры;

+ «умеренный тремор» (1-5 касаний), означающий достаточно эффективный контроль за состоянием мышц;

+ «выраженный тремор» (6-10 касаний), указывающий на то, что человек с трудом осуществляет координацию движений;

+ «сильный тремор» (11-20 касаний), когда человек не может в должной степени контролировать статическое положение мышц кисти;

+ «очень сильный тремор» (более 21 касания), свидетельствующий о практически полной невозможности удерживать руку в заданном положении.

Из диаграммы видно, что если в спокойном состоянии 11% студентов полностью контролировали свой тонус и ни разу не касались краев отверстия тремометра, то в состоянии стресса только 3% студентов сохраняли полный контроль над своей скелетной мускулатурой. Заслуживает внимания тот факт, что во время экзаменационного стресса у 35% студентов отмечался сильный и очень сильный тремор в виде дрожания руки, в результате которого они более 10 раз за 15 с касались отверстия тремометра.

Рис. 14. Распределение тремора у студентов в норме (а) и перед экзаменом (б).

Изучение корреляций между показателями мышечного тонуса и другими исследуемыми психологическими и физиологическими параметрами выявило между ними ряд связей. Так, уровень тремора в состоянии стресса положительно коррелировал с уровнем ситуативной тревожности перед экзаменом и с показателем вегетативного индекса Кердо в норме: чем выше был исходный уровень активности симпатической системы у студентов в покое и чем больше выражена у них была ситуативная тревожность перед экзаменом, тем достоверно больше дрожали у них руки в состоянии стресса.

Другим методом исследования психомоторных реакций человека является оценка его сенсомоторной реакции – времени от подачи стимула (например, загорания сигнальной лампочки определенного цвета) до реакции испытуемого (нажатия на кнопку соответствующего цвета). Сравнение скорости сенсомоторной реакции у студентов в покое и в состоянии экзаменационного стресса показало, что у одной части испытуемых стресс приводил к замедлению скорости реакции, а у другой части студентов реакция, наоборот, улучшалась (рис. 15).

Рис. 15. Частотная диаграмма распределения показателей скорости сенсомоторной реакции (СМР) в норме и в состоянии экзаменационного стресса.

Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности у обследованных студентов показало, что в первой группе студентов (у которых показатели сенсомоторной реакции ухудшались) процессы возбуждения преобладали над процессами торможения (средний коэффициент уравновешенности нервных процессов составлял 1,4), в то время как у второй группы студентов этот показатель составлял 1,1. Таким образом, при стрессе у людей с уравновешенным типом высшей нервной деятельности скорость сенсомоторной реакции возрастает, а у лиц с преобладанием процессов возбуждения над торможением в условиях стресса показатели сенсомоторной реакции ухудшаются.

Данные исследования имеют большое теоретическое значение, так как показывают, что переход стресса в дистресс или эустресс зависит не только от характеристик самого стрессора, но и от особенностей типа ВНД людей, переживающих стресс.

Другие объективные методы оценки физиологического статуса при стрессе

Кроме состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем человека уровень стресса можно оценивать по функционированию его системы терморегуляции @@@@@13, 16##### и по величине кожно-гальванической реакции (или сопротивлению кожи) @@@@@4, 7#####. Исследователи отмечают, что в процессе актуализации старого стресса (при воспоминании о психотравмирующей ситуации) происходило резкое увеличение частоты и амплитуды кожно-гальванической реакции. Следует обратить внимание также на то, что характеристики дыхания человека и показатели сопротивления кожи традиционно используют в полиграфах («детекторах лжи») для выявления эмоциональных переживаний людей, подозреваемых в совершенных преступлениях и соответственно находящихся в состоянии острого или хронического стресса @@@@@4#####.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

4.3. О специфичности стимулов и реакций при стрессе Гипотеза о специфичности стимулов и реакций при психологическом стрессе проистекают из психосоматической медицины, где принято считать, что каждый тип угрозы порождает свою собственную характерную совокупность

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ Большинство стрессовых ситуаций связано с потерями, утратой контроля над жизненными ситуациями. Но ведь эпилептоид хочет контролировать всех и все, поэтому любой, даже самый незначительный стресс бьет по болевым точкам его психики.Мгновенно

Из книги Проблема «бессознательного» автора Бассин Филипп Вениаминович

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ На первый взгляд шизоид с его сильной нервной системой, равнодушием к реальности должен быть необычайно устойчивым к стрессам и потерям.Однако давление окружающей жизни деформирует его личность, приводит к его невротизации и к еще большему

Из книги Тренинг общения за 14 дней автора Рубштейн Нина Валентиновна

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССЕ Истероид плохо переносит стрессовые ситуации.Если астеник в трудных условиях перестает жаловаться на здоровье и исторгает из своего хрупкого тела мощные потоки энергии, для того чтобы поддержать близких людей, то у истероида происходит обратная

Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования [все четыре части!] автора Анохин Петр Кузьмич

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Выражение реакций 1 Что вы чувствуете в данной ситуации к этому человеку.2 Какие слова и действия другого человека вызывают это чувство.3 Желаемый для вас выход из сложившейся ситуации.Например: «Я чувствую … в связи с тем, что и я хочу …».Если чувства в диалоге выражаются

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:+в избыточном напряжении мышц (особенно часто

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма Среди собственно физиологических методов исследования наиболее часто применяются следующие:+ регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС);+ определение показателей артериального давления (АД);+

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

17.2. Наблюдение и оценка причин действий и поступков человека Этот метод изучения мотивов связан с областью исследований в социальной психологии, названной каузальной атрибуцией (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю), что означает интерпретацию субъектом причин,

Из книги автора

Из книги автора

Лекарство С: оценка ситуации с позиции другого человека В любых отношениях нужно уметь давать и принимать. Но, чтобы правильно «дать», нужно «принять» позицию другого человека. Умение оценивать ситуацию с точки зрения собеседника – крайне важный элемент «социальной

Из книги автора

Краткий обзор лечения: оценка ситуации с позиции другого человека Показания к применению: регулярно проходите полный курс лечения. Не расстраивайтесь, если вначале эффект будет выражен слабо. Развитие необходимых навыков требует времени.Действие: восстанавливает и

Из книги автора

2.2.3. О специфичности стимулов и реакций при стрессе Гипотеза о специфичности стимулов и реакций при психологическом стрессе исходит из психосоматической медицины, где принято считать, что каждый тип угрозы порождает свою собственную характерную совокупность симптомов.

)

совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека; состояние П. отражает уровень физического и психического развития, развитие речи, особенности конституции и воспитания. Психомоторика является важным критерием оценки психического статуса, необходимым для диагностики заболевания.

Изучение характера П. как конституционального свойства личности позволяет выделить четыре основных типа: циклотимически-пикнический, шизотимический, атлетический и лабильно-инфантильный. Для циклотимически-пикнического типа характерна естественная , свободная выразительная и жестикуляция, плавная ритмичная , способность к длительным физическим нагрузкам. Шизотимический отличается неравномерностью и угловатостью движений, особенностью походки (недостаточная ритмичность, чередование чрезмерной напряженности движений и расслабленности), невыразительностью мимики и быстрой истощаемостью. Атлетическому типу свойственна подтянутость осанки, твердость походки и высокая . Лабильно-инфантильный тип характеризуется большой свойственной детям подвижностью, живой мимикой и жестикуляцией, при этом отсутствует точность движений и наблюдается повышенная истощаемость.

При различных заболеваниях, прежде всего психических, могут возникать разнообразные общие или частичные нарушения психомоторики. К ним относится двигательный , недоразвитие (моторная ), угнетение ( и акинезия), усиление () и извращение П. (). Выраженные расстройства П. возможны при психомоторном возбуждении и ступоре, при аффективных состояниях. Частным случаем нарушений П. являются навязчивые и действия, пароксизмально протекающие, обычно с сумеречным помрачением сознания, психомоторные симптомы (например, оральные автоматизмы, сноговорение, ). Выделяют также регрессивные расстройства П. в виде возврата (временного или стойкого) к формам поведения, свойственным более ранним этапам нервно-психического развития (утрата навыков опрятности, самообслуживания, ползание вместо ходьбы, двигательная расторможенность). Регрессивные расстройства П. особенно ярко выражены при некоторых реактивных психозах (например, синдроме одичания и пуэрилизме). Распад П. происходит при пресенильных и сенильных деменциях (например, болезни Альцгеймера, болезни Пика, старческом слабоумии) и других прогрессирующих органических заболеваниях головного мозга.

Библиогр .: Гуревич М.О. и Озерецкий Н.И. Психомоторика, ч. 1-2, М. - Л., 1930; Ковалев В.В. и диагностика психических заболеваний у детей и подростков, с. 25, М., 1985.

II Психомото́рика (Психо- + )

совокупность сознательно управляемых двигательных действий.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Психомоторика" в других словарях:

    Психомоторика … Орфографический словарь-справочник

    - (от греч. psyche – душа и movere – двигаться) разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, осн. духовных установок, возраста, пола и т. п. Философский энциклопедический словарьФилософская энциклопедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 моторика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПСИХОМОТОРИКА - см. Озерецкого метрическая шкала. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (психо... + лат. motor приводящий в движение) индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. психомоторика и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    - (психо + моторика) совокупность сознательно управляемых двигательных действий … Большой медицинский словарь

    Психомоторика - (психо + моторика). Совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий … Толковый словарь психиатрических терминов

    психомоторика - психомот орика, и … Русский орфографический словарь

    психомоторика - (1 ж) … Орфографический словарь русского языка

    психомоторика - и, ж. Індивідуальні особливості рухових реакцій людини, пов язані з побудовою її тіла, віком та статтю. Атлети/чна психомото/рика тип психомоторики, який характеризується підібраністю постави, твердістю ходьби та високою працездатністю.… … Український тлумачний словник

Книги

  • Этюды к обретению дирижерского мастерства. Психомоторика внутреннего исполнительства (+ DVD) , Георгий Ержемский. Последняя работа известного дирижера, доктора психологических наук, почетного академика ряда международных академий, профессора Георгия Львовича Ержемского нацелена на кардинальное решение…

Что такое психомоторика?

Педагоги психомоторной практики очень ценятся. Восхищенные родители с придыханием произносят волшебное слово «psicomotricità». Проводятся семинары, занятия в яслях и детских садах, на которые надо записываться заранее.

Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной. Занятия — это не лечение, это спонтанный игровой процесс, целью которого стоит помочь ребенку с помощью игровых упражнений развить свои интеллектуальные способности через тактильные, слуховые и визуальные стимулы, а также через самовыражение путем своего тела. Развитие координации движений способствует развитию умственных процессов. Происходит самоидентификация, развитие собственного «я» и обучение контакту с окружающим миром.

Преподаватель по психомоторике включает в себя профессиональные навыки многих специалистов — педагогов, логопедов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов вкупе с физиотерапевтами и воспитателями по физической культуре.

Немного истории. Психомоторика как научная дисциплина зародилась во Франции. В 60-70-х гг. ХХ века появилась в Италии, Испании, Бельгии и Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии. Италия была одной из первых европейских стран, где начали использовать методику психомоторики. Открылись образовательные центры, готовящие специалистов. Изначально психомоторика была коррекционной методикой, для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно занятия прелагаются и здоровым детям. Активно используется методика Бернара Окутюрье , французского педагога и методиста.

Родился он в 1934 г. недалеко от г.Тур. Его родители тоже были педагогами. Начинает он как преподаватель физкультуры, но потом увлекается изучением особенностей развития двигательных функций и психомоторикой, изучает работы А.Лапьера, Монтессори и даже Макаренко. Он занимается глухими детьми, работая в Лионе и Туре, и решает посвятить себя детями с проблемами развития. Уже 35 лет он практикует в Центре г.Тур, создав «Психомотрную практику» на основе своих наблюдений за детьми. Он тесно сотрудничает с нейропсихиатрами, психологами, занимаясь с детьми, у которых серьезные проблемы с самоидентицикацией. В 1967 г. вместе с А.Лапьерром создает «Французское Общество психомоторного воспитания и переподготовки» («Société Française d’Education et de Rééducation Psychomotrice»). Занимается также образованием преподавателей психомоторной практики.

В 1987 г. Бернар Окутюрье открывает в Брюсселе ASEFOP (Association Européene des Ecoles de Formation à la Pratique Psicomotrice - Европейския Ассоциация Образовательных Учреждений по Психомотрной Практике). Он и является ее президентом, параллельно продолжая заниматься научной работой.

Методика. Метод Бернараe Окутюрье основывается на концепции личности, выраженной как интеллектуально, эмоционально, так и физически. Эти три составляющие неразрывно связаны. Психомоторная деятельность направлена на развитие детской личности, ее созревание и выражение возможностей на двигательном, эмоциональном, межличностном и познавательном уровне. Соотношение этих областей помогает ребенку расти в гармонии со своим «я». В психомоторике используется метод «свободного» и «спонтанного» игрового процесса, во время которого ребенок открывает и завоевывает окружающий его мир.

Ребенок не играет, чтобы научиться, но учится, играя. За игрой детей наблюдает преподаватель, разделяющий с детьми их эмоции и удовольствие от игры. Педагог замечает их трудности и страхи, желания и возможности. Он не учит, а наблюдает и размышляет, «переводя» игры ребенка, его движения, перемещения в пространстве и взаимодействие с другими на язык науки.
Посредством движения, действия, спонтанной игры и сенсорно-моторной деятельности ребенок познает и открывает для себя мир предметов и людей, которые его окружают. В движении и движением он выражает свои эмоции, свою аффективную составляющую и свой фантасматический мир.

В России психомоторная практика успешно используется, в основном, как коррекционная для работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРП), аутизмом, с трудностями освоения школьной программы. Во время занятий происходит развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, которые в будущем помогут лучше подготовиться к процессу обучения.

Кто принимает участие. Дети распределяются по возрастным группам: с 10 мес до 1.5 лет, с 1.5 лет до 2-х (обычно на занятиях присутствуют родители), 2-3 года (ясельная группа), 3-6 лет (детский сад) и 7-8 лет (начальная школа). Если на первых порах детям дается бо льшая свобода действий, то в возрасте 7-8 лет они должны выполнять задания, например, найти все красные шарики, спрятанные в зале. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.

Где проводятся занятия . Для совсем маленьких устраивают «тренинги». Иногда в образовательную программу яслей и детсада входят занятия по психомоторике.

Как выглядит помещение для занятий. Для психомоторной практики создается специальное пространство: разноцветная комната, которую язык не поворачивается назвать спортзалом. Обычно на полу лежат мягкие маты, присутствует шведская стенка и мягкие геометрические фигуры большого размера — прямоугольники, кубы, пирамиды, из которых можно строить башни и домики. Занимаются дети без обуви, в специальных противоскользящих носочках.

Как проходят занятия. Каждое занятие начинается с ритуала и заканчивается ритуалом. Затем время уделяется сенсорно-моторным занятиям, эмоциональным и символическим играм. Структура занятия не меняется. Таким образом ребенок чувствует себя уверенней в рутинной обстановке.

Итак, сначала дети либо садятся в круг на пол, либо на скамеечки. Поют песню-представление, знакомясь друг с другом. Педагог объясняет, во что сегодня они будут играть, каковы правила этой игры и запреты (не делать друг другу больно, не ломать то, что построили другие). Затем приступают к сенсорно-моторным играм. Эти игры представляют собой всевозможную беготню, переставление предметов, прыжки, скачки, карабканье по лесенке. Здесь ребенок учится владеть свои телом, что особенно важно для самых маленьких: они переворачивает увлекающие их предметы, гремят шумными игрушками, катают круглые. Потом дети играют в символические игры (отождествляют себя с каким-то персонажем). Для этого используются веревочки, куски ткани, кубы.

Во время заключительного ритуала педагог подытоживает, чем занимались сегодня на занятии. Детям дают деревянные кубики, из которых они должны построить то, что пережили во время занятия. Либо построить из больших мягких кубиков башню и сломать ее, таким образом произведя выброс негативной энергии или просто пошалив. Потом детям читают историю. Сказку читают два раза. Первый раз преподаватель жестами и движениями иллюстрирует происходящее. Во второй раз дети должны сами проиллюстрировать события.

И напоследок они рисуют картинку, в которой должны выразить то, что пережили на занятии.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...