§4. слуховые ощущения. общие качества слуховых ощущений. Ощущения в жизнедеятельности человека

Чувство слуха

Человек, понимающий, что слух связан с самыми глубокими сферами нашего сознания, является очень удачливым. Придавая позитивному слушанию первостепенное значение, несомненно, он способен увеличить силу своего разума.

Благодаря чувству слуха человек способен воспринимать звук посредством тонкого элемента эфира. Сложно, не правда ли9 Никто не может толком сказать, что такое эфир, не говоря уже о тонком элементе эфира. Допустим, мы знаем, что есть воздух, он проявлен. Но если я скажу, что есть тонкий элемент воздуха, это уже становится непонятным. Однако это та же самая прана. С праной мы уже разобрались: это и есть тонкий элемент воздуха. Аналогично и эфир. Есть безвоздушное пространство, его иногда также называют эфиром, но тонкий элемент эфира имеет ещё более тонкую природу. Безвоздушное пространство существует благодаря тонкому элементу эфира. Что такое вода - понятно. Огонь, земля, воздух, твёрдое, плазматическое состояние, жидкое, газообразное - всё это мы уже знаем. Но что такое тонкие элементы земли, воды, огня, воздуха и эфира мы не знаем. Это самое тонкое состояние материи, Объяснить, как они действуют можно с помощью сравнения. Всем известно, что воду без стакана не соберёшь - надо ее налить в стакан, иначе она растекается. Пользуясь этой же аналогией нетрудно понять, что для нахождения самой воды, в каком-либо месте требуется определённая сила или тонкий элемент воды. Без него вода не способна сконцентрироваться. Тонкий элемент воды это само качество воды - поддерживать жидкое состояние своего вещества. Приведём пример иллюстрирующий это. Если человек, пройдя по пустыне, высох от жажды, то напившись воды, он восстанавливает свои ткани. Однако если теоретически предположить, что у него не будет резерва тонкого элемента воды, сколько бы он не пил - воды в организме больше не станет, поскольку её негде будет разместить. Организм в последнем случае не имеет силы впитать поступающую в него воду- Сложно понять. Но, несмотря на всю сложность в понимании этого явления, оно, тем не менее, существует.

В нашей вселенной, согласно ведической космологии, существует четырнадцать уровней планетных систем. Они выстроены друг над другом, каждый уровень имеет форму диска и по описанию похож на галактику. На каждом из уровней планеты тела живых существ состоят из материи с преобладанием одного из пяти тонких элементов В зависимости от этого грубая материя также, копируя тонкую, находится с преобладанием эфира, воздуха, воды, огня, и земли, в своём строении. Вот перечень названий этих планетных систем:

Сатьялока - преобладает тонкий элемент эфира. Тела всех живых существ имеют эфирную плотность.

Тапалока - преобладает тонкий элемент воздуха. Тела всех живых существ в основном состоят из воздуха.

Джнаналока - преобладает тонкий элемент воздуха. Тела всех живых существ в основном состоят из воздуха,

Махарлока - преобладает тонкий элемент огня. Тела всех живых существ преимущественно состоят из огня.

Сварлока - преобладает тонкий элемент огня. Тела всех живых существ преимущественно состоят из огня.

Бхуварлока - преобладает - гонкий элемент воды. Тела всех живых существ преимущественно состоят из воды.

Бхурлока - тонкие элементы воды и земли, наша Земля находится на этом уровне. Тела всех живых существ состоят с преобладанием воды или земли.

Атала - преобладает тонкий элемент земли. Тела-всех живых существ имеют плотность земли

Витала -

Сутала -

Талатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли-

Расатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли.

Махатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли.

Ратала - преобладает тонкий элемент земли. Тела живых существ имеют плотность земли.

Интересно в этой связи отметить, что, начиная с 8-го уровня и ниже, живые существа живут только в тонком теле, тем не менее, тонкий элемент земли там имеет максимальную плотность, Так живые существа, совершающие дурные поступки рождаются на нижних планетах. Там они отрабатывают свою плохую карму. На уровне средних планет количество наслаждений и страданий примерно выравнивается. На высших же планетах рождаются существа с хорошей кармой и испытывают счастье. Тонкий элемент земли на низших планетах вселенной имеет очень большую плотность. Живые существа там испытывают, в основном, всевозможные страдания. На нашем уровне (средних планетных систем) преобладает земля с водой, мы имеем водянисто - земляное строение. На тех планетах, где преобладает тонкий элемент воды, живые существа имеют водянистое строение, количество земли в их тканях намного меньше. Для нас не трудно понять, как тело может состоять почти из одной воды - как, например, у медузы. Но оно может также состоять с преобладанием огня, или воздуха. Есть ещё выше планеты, где тела состоят в основном из одного эфира. То есть существует пять грубых элементов и в зависимости от уровня галактики, меняется плотность организмов живых существ. На низших планетах свобода живых существ ограничена. Если подняться выше нашего уровня, постепенно, с преобладанием тонкого элемента воды увеличивается активность праны в организме. На этих планетах живые существа способны перемещаться с огромной скоростью и т. д. Ещё выше, с преобладанием тонкого элемента огня (уровень высших планетных систем), у живых существ сильно увеличиваются умственные способности; Это связано с тем, что активная деятельность ума сильно зависит от тонкого элемента огня. Там, где плотность жизненного воздуха сильно возрастает, увеличивается разумность живых существ. И на уровне увеличения эфирной плотности живут только те, кто обладает абсолютной святостью.

Мы обычно никогда не сталкивались с такими терминами и понятиями, и поэтому кажется, что все это вымысел. Однако Веды описывают, что жизнь есть даже на Солнце. Живые существа там имеют огненные тела,

Продолжим беседу о чувствах. Так вот, через тонкий элемент эфира передается звук. Мы думаем, в соответствии с исследованиями учёных, что воздух проводит звуковые волны; но на самом деле они существуют и в безвоздушном пространстве. Природа звука очень загадочна. Например, существует такое явление, как голос с неба. Это неоднократно описывается в Ведах, и исторические факты подтверждают, что некоторые люди встречались с таким феноменом. Например, так воспринимал Тору пророк Моисей. Один человек слышит, как с неба вещает голос и предсказывает какое-то событие, а все остальные нет. По идее, все должны воспринимать - звук для всех распространяются одинаково, но это не так;

Для изучения деятельности чувств необходимо учитывать, что тонкое тело ума работает в обоих направлениях, оно и воздействует, и воспринимает. Энергия ума распространяется в пространстве с огромной скоростью и связывает нас с окружающим миром, с близкими людьми. Если кто-то заговорит, то мы через слух воспринимаем не только звуковые вибрации от его голоса, но и силу ума, силу разума, эмоциональный настрой. Всё это передается тонкой энергией звука. Веды считают звук могущественной силой, так как она способна воздействовать на наш разум. Звук контактирует с самыми глубинными структурами организма, он может действовать и глубже разума. Например, простое произнесение Святых Имён Бога любым обычным человеком Веды считают духовным или если выражаться языком Вед, трансцендентным звуком, который способен контактировать даже с душой. Что же говорить о том, когда Святое Имя Бога произносится святым мудрецом, который обладает знанием, как делать это правильно. Чистая природа звука несёт в себе любовь. Когда кто-то говорит с любовью, и его чувства бескорыстны, не осквернены ложным эго, то звук проникает до глубины сознания и даёт человеку чистоту и ощущение счастья. Если же в словах есть корыстные мотивы, звук оскверняется эгоизмом, и тогда, слушая такую речь, чувствуется неудовлетворение.

С помощью звука можно вызвать дождь или прекратить его. Например, в древности существовали мудрецы, обладающие ведическим знанием о могуществе звука- Они могли с помощью определённых звуковых вибраций управлять различными процессами в природе. Мантра - это сочетание звуков, рекомендованное Ведами для воздействия на тот или иной объект, Такими знаниями могли пользоваться только брахманы (святые) и кшатрии (праведные цари), т. к. для владения мантрой нужна определенная степень чистоты ума. Это были люди с высоко развитым сознанием, которые обладали достаточной степенью нравственности и духовной силы. Если ум чист, то он легко сможет правильно воспринять вибрацию мантры, без ошибок запомнить и затем её воспроизвести- Только в этом случае мантра начинает творить поистине волшебные вещи. Что могли сделать священники с помощью звука, используя различные мантры?

Установить ту погоду, которая была необходима (вызвать дождь или прекратить его, вызвать ветер и направить его определенным образом, зажечь огонь и т. д.).

Оживить только что умершего человека.

Управлять летательными аппаратами.

Излечить любые болезни.

Получать предмет, который находится на расстоянии сотен километров.

Становиться невидимыми для окружающих.

Воздействовать на сознание животных, птиц, насекомых,

И многое другое. Описывать всё это не является целью этой книги, поэтому заинтересовавшимся я рекомендую серьёзно изучать ведические писания.

Сегодня мы являемся свидетелями сильного загрязнения тонкого тела Земли, которое произошло в результате нашей греховной деятельности. Поэтому воспользоваться этими мантрами практически невозможно. Ещё 5 тысяч лет назад общая экологическая среда энергии ума была очень чиста. Теперь становится понятно, почему об экологии ума сейчас следует заботиться не меньше; чем о природе нашей планеты. Трудности же в произнесении мантр возникают по следующим причинам:

Люди не имеют достаточной чистоты тонкого тела ума, чтобы правильно воспринять, запомнить и воспроизвести нужные звуковые вибрации.

В наши дни практически некому учить этим мантрам.

Утеряны многие руководства для подобной практики.

Хотя кое-что сохранилось. Например, ещё можно научиться доставать предметы на расстоянии, разжигать огонь, вызвать или остановить дождь.

Интересно отметить, что всё же существуют мантры, которые очищают сознание и сжигают отрицательную карму человека- К счастью, все мы можем воспользоваться этими мантрами, так как они действуют не на тонком материальном уровне, а на духовном. Душа не загрязняется при загрязнении тонкого тела ума, однако при этом начинает смотреть на мир через призму оскверненного ума. Существуют звуки, способные достичь, независимо от тонкого тела ума, непосредственно нашей духовной природы. В "Веданта-сутре" описан вид звука, имеющий духовную природу;

"Шабда (духовный звук "Вед") не имеет ничего общего с материальной природой…»

(Веданта-сутра 1.3.3.)

Духовные звуковые вибрации подробно описаны в Ведах. Повторяя Святые Имена Бога, мы создаем духовный звук, который не имеет ничего общего с материальной природой. Самое интересное то, что духовный звук может издавать с разной степенью чистоты, в зависимости от веры в Бога и чистоты сознания, любой человек. Каждое Святое Имя Бога приносит человеку неописуемое благо, тем не менее, существуют особенно могущественные мантры, которые использовали для очищения сознания великие мудрецы. Например, с помощью одной с первого взгляда простой мантры миллионы людей достигли совершенства и очистили своё сознание от всех грехов. Раньше. ещё несколько сот лет назад, она хранилась в секрете, но сейчас мы все можем начать её повторять:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

В результате своего сильного воздействия эта мантра получила название маха-мантра, что в переводе с санскрита означает "великая песнь очищения сознания".

Удивительно то, что в отличие от мантр, воздействующих на тонкое тело, овладеть которыми необычайно Трудно, получить эффект от произнесения духовной мантры может каждый человек без особого труда. Тем более, если потрудиться, то результат может превзойти все ожидания. Мне посчастливилось достаточно серьёзно, систематически, изучать этот вопрос. Так как идея сама по себе весьма привлекательна, в дальнейшем мы остановимся на этой "теме подробнее. Каждый может попробовать; даже без наставника начать повторять эту мантру и, несомненно, будет быстро очищать своё сознание. Однако для совершенствования в её произнесении нужно руководство. В Ведах описан весьма интересный факт. Оказывается, для того, чтобы полностью перевернуть свою жизнь и очиститься от грехов, достаточно всего несколько секунд с верой слушать произнесение маха-мантры от человека, который обладает чистотой сознания. Таким образом, духовное лечение намного могущественнее лечения тонкого тела, не говоря уже о простом оздоровлении организма. Однако результаты духовного лечения не будут заметны сразу так как маха-мантра влияет на самые глубинные сферы психики. Первое, что удастся заметить - произойдёт быстрое избавление от вредных привычек, появится желание действовать во всём бескорыстно и возможность без чрезмерных усилий менять себя в лучшую сторону. Всё это явно свидетельствует об очищении разума,

Итак, вернёмся к тому, что мантрами, которые влияют на тонкое тело, владели только настоящие священники. Сейчас таких людей очень мало. Хотя некоторые считаются великими факирами, но их можно легко проверить. Сможет ли такой человек с помощью звука зажечь огонь. Те древние ведические брахманы (священники) могли развести огонь с помощью слов. Они произносили определённые мантры из "Риг-Веды", и в результате загорался костёр. Современному человеку трудно в это поверить, хотя подобного рода эксперименты приводятся и в наши дни. В Африке какие-нибудь аборигены попрыгали, покричали, и загорелось. Никто не знает, как это происходит, но, тем не менее, факт остаётся фактом.

Таким образом, надо понять, что звук - одна из самых больших сил воздействия, существующих во вселенной. Чувство слуха связывает нас с произнесённым звуком. Звук могущественная сила, а чувство слуха самое глубокое и могущественное чувство из всех.

Подробнее поговорим о слушании. Оказывается, есть разница, каким ухом слушать. Правое ухо связано с волевыми центрами. Правая сторона тела - это волевая, солнечная сторона, она даёт солнечную, созидательную силу уму. Также правая сторона олицетворяет мужское начало. Когда человек слушает правым ухом, он получает решимость или способность действовать. Для изучения и детального рассмотрения информации нужно слушать правым ухом. Что же мы должны слушать _ правым ухом? Прежде всего, это наставления, связанные с изменением жизни в лучшую сторону. Волевое слушание через правое ухо даст желаемый результат. Через правое ухо приходит вера. Вера - это подсознательная связь с источником знания. При необходимости совершить волевое усилие и изменить свою жизнь лучше слушать правым ухом. При общении с сотрудниками на работе также хорошо слушать правым ухом. Если Вы хотите запомнить какую-то научную информацию, сохранить в памяти побольше всевозможных фактов, сориентироваться в ситуации, то слушайте правым ухом.

Левая сторона - чувствительная сторона. Она связана с Луной и олицетворяет женское начало. Когда человек слушает левым ухом, он получает способность любить. Любовь к Богу и духовному учителю тоже передается через левое ухо. В начале духовной жизни посвящение в Брахма - гаятри мантру даётся духовным учителем через правое ухо. Для очень возвышенных святых посвящение в Кама-гаятри мантру проводят следующим образом: наставник шепчет Гаятри мантру своему ученику на левое ухо. Так человек получает духовное посвящение, которое даёт редкий дар - любовь к Богу, Гаятри это специальная мантра, которую в отличие от маха-мантры могут произносить только зрелые в духовной практике люди. Тем не менее, маха-мантра в наш век даже более могущественна, чем Гаятри мантра и даёт возможность полюбить Бога всем. даже самым грешным людям.

При общении с женой или мужем и детьми, попробуйте их слушать левым ухом и таким образом увеличится чуткое отношение к близким. Левым ухом, таким образом, слушают для того, чтобы тоньше понять глубинный смысл исследуемого предмета. Им лучше чувствуются детали, можно более чувствительно подходить к тому, о чём идёт речь.

Однако, пока человек не очистил свой ум от грехов, он должен слушать мантры через правое ухо, и поэтому первое посвящение также даётся через правое ухо. Тем, кто только начал практиковать духовную жизнь, слушать духовного учителя нужно через правое ухо.

Человек должен выбрать, каким ухом что слушать. Обоими ушами одинаково слушать невозможно. Также, когда Вы будете изучать этот вопрос, обратите внимание на то, что каждое ухо в разное время по-разному слышит. Это зависит от движения Солнца, которое через каждые 6 часов увеличивает активность работы одного из полушарий.

Во время слушания святого человека постепенно появляется ощущение просветления сознания. В зависимости от Вашей способности слушать и дара рассказчика существуют три аспекта очищения сознания-

Первый аспект, когда, человек может испытывать во время и даже после слушания сильное счастье. Это значит, что, очевидно, у рассказчика аспект счастья был доминирующим.

Второй аспект очищения сознания, - это когда появляется понимание вечности. Как определить, что мы чувствуем вечность? В процессе такого просветления постепенно исчезает страх перед смертью и страданиями. Так постепенно начинает увеличиваться решимость в достижении поставленной цели. Сама причина страха кроется в глубинах нашей психики. Душа, имея вечную природу, не знает, что такое смерть. Она не знает, как понять то, чего у нас нет. У нас нет временности, бренности. Мы, считая себя организмом, не понимая, что тело лишь орудие для души, начинаем верить, что умрём. Духовная природа вечна. Мы слушаем что-то, например, нам говорят: "Война! Скоро война!" - появляется беспокойство, страх. Но для души нет войны. Веды говорят, что душа никогда не уничтожается ничем, не сгорает, ее невозможно уничтожить ядерным взрывом, и никаким другим оружием, её невозможно расщепить, сломать, она никогда не стареет.

В третьем случае появляется чистое знание. Чистое знание всегда рождает веру, энтузиазм, целеустремлённость и глубокое понимание смысла человеческой жизни.

Природа души имеет три основные качества: она вечна, всегда стремится к знанию и счастью. Позитивная информация увеличивает эти три аспекта, негативная уменьшает. Давайте выбирать, кого мы будем слушать, а кого нет. У каждого из нас способность к слушанию имеет индивидуальные особенности. Допустим, выходит кто-то с лекции и говорит: "Я не знаю, понял я или нет, но мне хорошо!". Это значит - в его сознании активизировался аспект счастья. Другой восклицает: "Я всё время боялся жить, а теперь не боюсь!". Он начинает в большей степени воспринимает вечность. Третий радуется: "Моя жизнь сразу же изменилась в лучшую сторону, и теперь я знаю, что мне делать" - у души увеличился контакт с аспектом знания. Однако есть и такие, кто, послушав, ничего не услышали. Уходя с лекции, такие скептики обычно говорят с досадой, что ничего интересного сказано не было и вообще всё это вымысел. Таким образом, достичь какого-то эффекта от слушания можно только в смиренном состоянии ума.

Все чувства принадлежат тонкому телу ума, т. е. тонкое тело ума имеет пять щупальцев, с помощью которых оно контактирует с внешним миром. Причём каждое чувство, в том числе и слух работает не только вовнутрь, но и по направлению к объекту. Например, у зайцев уши настраиваются на звук. Поворачиваются и настраиваются. С первого взгляда кажется, что такая настройка происходит благодаря поступающему от объекта звуку, то есть от идущего звука. Но, на самом деле, заяц часто, просто увидев объект, настраивается на него своими ушами и слушает. Даже если где-то рядом будет более сильный звук, то заяц, воспринимая тихие сигналы, игнорирует ненужные звуки. Мы способны даже на большее, так как наш ум развит сильнее, чем у животных. Например, есть люди, которые могут настроиться и услышать чей-то разговор в изолированной комнате на расстоянии нескольких километров.

Для развития такой мистической способности требуются годы специальной тренировки по системе 8-ой ступенчатой йоги.

Таким образом, звук может иметь духовную природу и действовать глубже разума, особенно если произносятся Святые Имена Бога - таково заключение Вед.

Из книги Секреты китайской медитации. автора Юй Лю Гуань

Из книги Чудо исцеления шепотом автора Матушка Стефания

Заговоры от болезней слуха От боли в ушах Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит дуб. Через этот дуб летит черный ворон. У рабы (имярек) заговаривает щипоту и ломоту. Во имя

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Чувство Красоты 06.12.34 Многие пишут о величайших понятиях, но, лишенные чувства красоты, они не стесняются подводить самое высокое под скальпель или аптекарские формулы.Как величественны и прекрасны мифы древности! Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Брахмачари Свами

Из книги Крайон. 45 практик, чтобы научиться получать помощь Вселенной автора Лиман Артур

Чувство собственного достоинства – это чувство, что вы достойны любви Крайон говорит, что большинство людей, родившихся до 1989 года, не обладали врожденным чувством собственного достоинства. Но в этом нет нашей вины. Тому есть две не зависящих от нас причины.Первая

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет

Упражнение для развития слуха (2.2) Встаньте, поставив пятки и носки вместе, руки опустите вдоль тела и расслабьте, спину держите прямо, но без напряжения. Сделайте спокойный вдох через нос и спокойный выдох через нос. Плотно закройте уши большими пальцами рук, нажав на

Из книги Бессмертие. Молодым можно жить тысячи лет. Книга 2 автора Сытин Георгий Николаевич

Из книги Исцеляющие мысли от всех болезней, старости и смерти автора Сытин Георгий Николаевич

Возрождение молодого нервно-мозгового анатомо-физиологического аппарата слуха Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, Дух всесильный, я все могу. Я сейчас вливаю в тебя гигантский Божественный новорожденный заряд жизненных сил. Я сейчас вливаю в тебя гигантский

Из книги Как избавиться от порчи и сглаза. Приметы, обереги, заговоры, обряды, молитвы автора Южин Владимир Иванович

Усиление слуха Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, я сейчас в головной-спинной мозг, во все нервы, во всю нервную систему вливаю гигантский Божественный новорожденный заряд жизненных сил. Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, я сейчас в головной-спинной мозг, во все

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Болезни зрения и слуха Порчей можно серьезно повредить зрение и слух. Заболевшего человека нужно лечить в пустой комнате, где нет на виду ничего острого. Спросите больного, сколько времени прошло с того момента, как он ослеп, что последнее помнит из того, что видел.

Из книги Учебник по экстрасенсорике. Советы от практикующей ведуньи автора Болтенко Элина Петровна

Чувство Насчет чувства…Колдовство и сильное желание, замешанное на чувстве, – это всегда, безусловно, сильная магия. То есть речь идет о сильнейшем эмоциональном настрое.Вам следует всегда помнить, что путь к колдовству лежит через сердце. Нельзя быть сильным

Из книги Учебник по практической магии. Часть 1 автора Болтенко Элина Петровна

3. Развитие слуха Развитый слух тоже достаточно важная составляющая всеобщего физического и психического формирования мага. Мир состоит из звуков. Он создан первым звуком, помните, как сказано в Библии: «…Сначала было Слово, и слово было Бог». Поэтому словам и звукам в

Из книги автора

Урок 6. Развитие слуха (мир звуков – перенос внимания на Звук) Развитый слух – тоже достаточно важная составляющая всеобщего физического и психического развития Мага. Мир состоит из звуков. Он порожден первым звуком – помните, как в Библии: «Сначала было Слово, и слово

Звук является объектом слухового ощущения. Он оценивается человеком субъективно. Все субъективные характеристики слухового ощущения связаны с объективными характеристиками звуковой волны. Воспринимая звуки, человек различает их по высоте, тембру, громкости.

Высота тона обусловлена, прежде всего, частотой основного тона (чем больше частота, тем более высоким воспринимается звук). В меньшей степени высота зависит от интенсивности волны (звук большей интенсивности воспринимается более низким).

Тембр звука определяется его гармоническим спектром. Различные акустические спектры соответствуют разному тембру, даже в том случае, когда основной тон у них одинаков. Тембр - это качественная характеристика звука.

Субъективной физиологической характеристикой звука также является громкость Е , которая характеризует уровень слухового ощущения. В основе измерения громкости лежит психофизический закон Вебера-Фехнера . Согласно ему

при увеличении раздражения в геометрической прогрессии ощущение этого раздражения возрастает в арифметической прогрессии . Из этого закона следует, что громкость звука

где – интенсивность звука, – интенсивность звука на пороге слышимости, – некоторый коэффициент пропорциональности, зависящий от частоты и интенсивности звука. Громкость выражается в фонах (фон). Принято считать, что на частоте 1кГц шкалы громкости и уровня интенсивности совпадают. В этом случае = 1 и 1 фон = 1 дб. Громкость на других частотах измеряют сравниванием исследуемой громкости звука с громкостью звука частотой 1 кГц.

Для нахождения соответствия между громкостью и интенсивностью звука на разных частотах пользуются кривыми равной громкости. Их строят на основании средних данных, полученных для людей с нормальным слухом. Нижняя кривая соответствует интенсивности самых слабых слышимых звуков – порогу слышимости. Для всех частот этой кривой Е = 0, для частоты 1 кГц интенсивность звука . Верхняя кривая соответствует порогу болевого ощущения.

Метод измерения остроты звука называется аудиометрией . При аудиометрии на приборе (аудиометре) определяют порог слухового ощущения на разных частотах. Полученная кривая называется спектральной характеристикой уха на пороге слышимости или аудиограммой (рис.2).

Потеря слуха в результате нарушения проведения звука или частичного поражения звуковосприятия может быть компенсирована с помощью слуховых аппаратов-усилителей. В последние годы в этой области наблюдается большой прогресс, связанный с развитием аудиологии и быстрым внедрением достижений электроакустической аппаратуры на основе микроэлектроники. Созданы миниатюрные слуховые аппараты, работающие в широком частотном диапазоне.

Однако при некоторых тяжелых формах тугоухости и глухоты слуховые аппараты не помогают больным. Это имеет место, например, когда глухота связана с поражением рецепторного аппарата улитки. В этом случае улитка не генерирует электрические сигналы при воздействии механических колебаний.

Такие поражения могут быть вызванные неправильной дозировкой лекарственных препаратов, применяемых для лечения заболеваний, совсем не связанных с лор-болезнями. В настоящее время возможна частичная реабилитация слуха и у таких больных. Для этого необходимо имплантировать электроды в улитку и подавать на них электрические сигналы, соответствующие тем, которые возникают при воздействии механического стимула. Такое протезирование основной функции улитки осуществляется с помощью кохлеарных протезов.

Тимпанометрия - метод измерения податливости звукопроводящего аппарата слуховой системы под влиянием аппаратного изменения воздушного давления в слуховом проходе.

Данный метод позволяет оценить функциональное состояние барабанной перепонки, подвижность цепи слуховых косточек, давление в среднем ухе и функцию слуховой трубы. Исследование начинается с установки зонда с надетым на него ушным вкладышем в начале наружного слухового прохода, который герметично перекрывает слуховой проход. Через зонд в слуховом проходе создается избыточное (+) или недостаточное (–) давление, а затем подается звуковая волна определенной интенсивности. Дойдя до барабанной перепонки, волна частично отражается и возвращается к зонду.

Измерение интенсивности отраженной волны позволяет судить о звукопроводящих возможностях среднего уха. Чем больше интенсивность отраженной звуковой волны, тем меньше подвижность звукопроводящей системы. Мерой механической податливости среднего уха является параметр подвижности, измеряемый в условных единицах.

В процессе исследования давление в среднем ухе изменяют от +200 до –200 дПа. При каждом значении давления определяется параметр подвижности. Результатом исследования является тимпанограмма, отражающая зависимость параметра подвижности от величины избыточного давления в слуховом проходе.

При отсутствии патологии среднего уха максимум подвижности наблюдается при отсутствии избыточного давления

(Р = 0) рис.3.

Рис. 3. Тимпанограммы при различной степени подвижности

Повышенная подвижность свидетельствует о недостаточной упругости барабанной перепонки или о вывихе слуховых косточек. Пониженная подвижность указывает на избыточную жесткость среднего уха, связанную, например, с наличием жидкости.

При патологии среднего уха вид тимпанограммы изменяется, рис. 4.

Рис. 4. Основные типы тимпанограмм при патологиях среднего уха:

а - отсутствие патологии; б - экссудативный средний отит;

в - нарушение проходимости слуховой трубы; г - атрофические изменения барабанной перепонки; д - разрыв слуховых косточек

ПРИРОДА СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия механических колебаний окружающей среды, которые преобразуются и по проводящим путям поступают в слуховые центры коры. Таким образом, слуховые ощущения - субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются колеблющимся телом и порождают собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.

ЗВУК

Звуковые волны распространяются в воздухе от колеблющегося тела. Расстояние между соседними областями уплотнения или разрежения называют длиной волны. Величину максимального сжатия или разрежения называют амплитудой волны. Интервал времени между моментами максимального сжатия или разрежения называется периодом звуковой волны. Число, показывающее, сколько длин волн «пробежало» в одну секунду, называют частотой. Частота и период - обратно пропорциональные величины. Давление звуковой волны на единицу поверхности измеряют в децибелах. В зависимости от сложности акустического сигнала, воспринимаемые звуки могут быть простыми и сложными. Простые - синусоидальные колебания, физическими характеристиками которых являются амплитуда, частота, интенсивность. Сложные представляют собой комбинацию колебаний различной формы. Диапазон воспринимаемых частот: 20 - 20000 Гц в среднем. Зависит от возраста (младенец: 1б - более 20000 Гц) и от особенностей организма. Звук по частоте ниже границ слышимости - инфразвук, выше границ - ультразвук. Нижний (верхний) звуковой порог определяется частотой и амплитудой.

Субъективные качества слуховых ощущений.

Высота тона - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от низких до высоких. Высотатона зависит от частоты и интенсивности.

Громкость - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких. Громкость зависит главным образом от интенсивности.

Объемностью называется ощущение полноты звука, в большейили меньшей степени заполняющего пространство.

Плотность - качество звука, позволяющее различать плотный,сгущенный или диффузный рассеянный звук. Звук чем выше, тем кажется плотнее. Плотность возрастает и с увеличением громкости.

Тембр. Определяется как такое качество слухового ощущения,одинаковой громкости и высоте. Тембр зависит от амплитуд гармоник сложного звука.

Гармонические колебания.

Сложность состава звуковых колебаний выражается в том, что к основной частоте, обладающей определенной амплитудой, примешиваются дополнительные колебания, имеющие меньшую амплитуду. Дополнительные колебания, частота которых превышает частоту основного колебания в кратное количество раз, называются гармониками и дают ощущение музыкального тона, т.е. создают тембральную окраску звука.

Особый класс звуков образуют щелчки, продолжающиеся иногда всего лишь тысячные доли секунды.

В музыке одновременный комплект звуков называется аккордом. Если частоты колебаний составляющих акустических сигналов кратны по частоте, то аккорд воспринимается как консонанс. (Обратное - диссонанс).

Пороги слуховых ощущений:

Нижний абсолютный

Верхний абсолютный

Порог различения.

КРИВАЯ СЛЫШИМОСТИ

Частота в герцах

Из графика видно, что на разных частотах для того, чтобы мы услышали звук, необходима разная интенсивность, на краях частотного диапазона нижний и верхний абсолютные пороги сливаются.

ТЕОРИИ СЛУХА

Периферические теории

В основе рассматриваемых теорий лежит проблема места звуковысотного различения - периферия или центр анализатора.

1. Резонансная теория Г. Гельмгольца.

Согласно этой теории отдельные волокна основной мембраны представляют собой физические резонаторы, каждый из которых настроен на определенную частоту звукового колебания. Высокочастотные раздражители вызывают колебание участков мембраны вблизи овального окна, где она наиболее узка, а низкочастотные - вблизи улитки, на участках с максимальной шириной основной мембраны. Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой из участков мембраны возбужден, а следовательно, о частоте колебания.

В пользу этой теории говорят факты хирургического удаления частей мембраны и возникающая при этом избирательная глухота. Однако невозможно найти участка мембраны, который бы отвечал за восприятие низких тонов.

2. Теория Г. Флетчера .

На звуковые волны отвечают не отдельные волокна, а пре- и эндолимфа улитки, и резонансные свойства присущи не только волокнам, а всей механической системе улитки в целом. Под действием звука колеблется вся мембрана в целом и та или иная масса жидкости. Высокие тона приводят в движение лишь небольшую массу жидкости вблизи основания улитки. Низкие - большую массу вблизи вершины улитки. Громкость определяется суммарным числом нервных импульсов, приходящих к мозгу от всех возбужденных нервных волокон основной мембраны. Нервные волокна (из эксперимента) резонируют на частоты свыше 60-70 Гц. Флетчер предположил, что восприятие более низких тонов определяется ощущением комплекса гармонических составляющих.

Теория Г. Бекеши.

Колебания перепонки овального окна передаются эндолимфе и распространяются по основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное смещение на большем или меньшем расстоянии от вершины улитки, в зависимости от частоты.

Таким образом, в этой теории было выдвинуто предположение о том, что существует принцип связи высоты звука и места воздействия.

Принцип места характерен для всех периферических теорий.

Телефонные теории или теории центрального анализатора

В основе всех этих теорий: звуковые колебания превращаются улиткой в некие синхронные волны (биоэлектрические колебания) и передаются коре, где собственно и происходит анализ высоты тона звукового колебания.

1. Теория звуковых образов И. Эвальда.

При действии звука в улитке образуются стоячие волны, длина которых определяется частотой звукового колебания. Высота тона определяется восприятием формы узора стоячих волн. Ощущению определенного тона соответствует возбуждение одной части нервных волокон, другого - другой. Анализ высоты тона осуществляется в корковых отделах мозга.

2. Теория Э. Уивера. «

В экспериментах Э. Уивера непосредственно от улитки слухового анализатора включались провода усилителя низкой частоты. Оказалось, что в диапазоне 20-1000 Гц рисунок нервной активности полностью воспроизводит частоту раздражителя. Уивером был выдвинут принцип частоты.

В настоящее время большинство исследователей считают, что высокочастотные колебания воспринимаются по принципу места, а низкочастотные - по принципу частоты. В средних частотах работают оба механизма.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Слуховая перцептивная система способна дифференцировать направление источника звука. Способность определять направление, от которого исходит звук, обусловлена биноуральным характером слуха. Биноуральный параллакс - есть различие физических параметров акустических сигналов, достигающих левого и правого уха. Эти различия связаны:

1) со временем прихода одинаковых участков волн в оба уха -фазовый биноуральный эффект;

2) со сравнительной интенсивностью волн, приходящих в обауха - амплитудный биноуральный эффект.

Локализация звука на основе фазового биноурального эффекта возможна лишь в отношении звука невысоких частот, не выше 1500 Гц. Определение направления, из которого идет звук, обусловлено разностью прихода одинаковых фаз волны к двум ушам.

Для высоких частот локализация звука совершается на основе различия громкости в одном и другом ухе. Определение направления обусловлено разностью громкостей, ощущающихся в двух ушах.

Таким образом, для низких частот особое значение имеет различие во времени прихода волн, для высоких частот - различие интенсивности.

РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

Человеческий слух, естественно, не сводим к проблеме вычленения высоты тона, а также абстрактно взятым реакциям слухового анализатора. Он неотрывен от восприятия в целом. Таким образом, говоря о феноменах восприятия музыки и речи, мы говорим не только о работе слухового анализатора, но и отводим ему роль непосредственного контакта с раздражителем. Музыкальный (неречевой) слух - способность ориентироваться вне речевых звуков, которыми являются музыкальные тоны, шумы. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи. Речевой слух - прижизненное образование, образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. Речевой слух - это фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков, которые позволяют различать слова данного языка - различительные единицы строя языка.

Каждый язык имеет свою фонематическую систему. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, другие - как несущественные. В русском языке фонемы - все гласные и их ударность. Такие признаки, как длительность гласного звука, открытость пли закрытость его, высота тона не важны для понимания русской речи. В русском языке пять гласных звуков, каждому из которых соответствуют определенные форманты (У - 250, О -500, А - 1000, Э - 2000, И - 4000 Гц). Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по звонкости, мягкости. Таким образом, смена гласных или их ударности, смена согласности по их звонкости и твердости меняют смысл русского слова. Помимо фонематического слуха, речь характеризуется интонационными компонентами, специфическими для каждого языка. Интонационная характеристика имеет много общего с музыкальным слухом.

Речевой слух формируется у ребенка в процессе его обучения и воспитания, в процессе специфической деятельности - речевой деятельности.

Музыкальный слух.

Музыкальный слух - сложное психическое явление, которое не сводится к опознанию звуков по их высоте. В музыкальном слухе слиты восприятия высоты, силы, тембра, формы, ритма и т.д. Многие отмечают, что музыкальный слух выходит не только за пределы ощущений, но и восприятия в целом, опирается на деятельность сознания человека и социально обусловлен. Таким образом, музыкальный слух понимается как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, которая неразрывно связана с памятью, воображением и другими высшими психическими процессами.

1. Абсолютный, который диагностируется с помощью возможности определять высоту тона без сравнения с камертоном. Абсолютный музыкальный слух делят на:

активный - воспроизведение звука,

пассивный - узнавание звука.

2. Относительный музыкальный слух - воспроизведение и узнавание звуков соотносительно звукоряда - прижизненное образование.

Относительный музыкальный слух разделяют на:

внешний - как способность воспроизводить мелодию;

внутренний - способность слышать и представлять мелодиюмысленно.

Музыкальный слух разделяют на:

Мелодический - восприятие простых мелодий (Дети).

Гармонический - восприятие музыкальных звуков как гармонии (Взрослые).

Музыкальный слух - явление весьма сложное, является итогом культурно-исторического развития, представляет собой своеобразную психическую способность, отличимую от простого различения у животных.

Слуховые ощущения возникают под воздействием раздражителя – звуковой волны – на орган слуха. Физический раздражитель, воспринимаемый человеком как звук, представляет собой изменение давления воздуха. Например, камертон после удара по нему начинает колебаться. Эти колебания вызывают волны сжатия (высокого давления) и разрежения (пониженного давления) воздуха, которые воспринимаются как звук. Орган слуха выполняет функцию преобразования таких изменений давления воздуха в изменения электрической активности нейронов.

По каналам наружного уха воздушное давление передается на среднее ухо. Изменение давления преобразуется в изменения механических колебаний барабанной перепонки, которая колеблется в унисон с колебаниями воздуха. Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие стадии возникновения слуховых ощущений :

  • изменения давления воздуха приводят к колебаниям барабанной перепонки (наружное и среднее ухо);
  • звуки вызывают на базилярной мембране колебательные возбуждения различной локализации, которые затем кодируются;
  • активизируются соответствующие той или иной локализации нейроны (в слуховой коре различные нейроны отвечают за разные звуковые частоты). Так как звук распространяется медленнее, чем свет, будет наблюдаться (в зависимости от направления) ощутимая разница между звуками, воспринимаемыми левым и правым ухом.

Наиболее точно природу слуховых ощущений раскрывает резонансная теория слуха Г. Гельмгольца . Все звуки, воздействующие на слуховой анализатор, принято разделять на две группы: музыкальные звуки и шумы. Если говорить о человеческой речи, то она включает звуки обеих групп. Человек ощущает звук через 175 миллисекунд (мс) после того, как тот достигнет ушной раковины. Максимальная чувствительность к данному звуку возникает еще через 200-500 мс .

Кроме того, человеку необходимо сориентироваться по отношению к источнику звука, что занимает еще 200-300 мс . В необходимости такой ориентировки легко убедиться самому. Попросите вашего знакомого закрыть глаза и ударяйте какие-либо два предмета друг о друга на разном расстоянии от его головы, но всегда строго впереди или сзади, в плоскости, проходящей через ось головы.

Иными словами, всегда на одинаковом расстоянии от правого и левого уха. Ваш знакомый не сможет точно определить направление звука: он будет казаться ему прыгающим, как кузнечик. Если же звуки будут доноситься сбоку от головы, никакой ошибки не произойдет – человек легко укажет направление звука. Вот почему, прислушиваясь, мы непроизвольно поворачиваем голову так, чтобы источник звука оказался сбоку от нас.

Наш слуховой анализатор реагирует на такие параметры звука, как высота, сила или громкость и тембр. Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны в секунду (1 колебание в секунду называют герцем , Гц) . Ухо человека ощущает звуки в пределах от 16 до 20 000 Гц . К старости верхние показатели могут снизиться до 15 000 Гц . Границы наибольшей слуховой чувствительности человека – 20 000-30 000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).

Звуки с частотой колебаний ниже 16-20 Гц (инфразвуки ) не ощущаются человеком, но могут оказывать влияние на его психическое состояние. Так, низкочастотные звуки в 6 Гц вызывают головокружение, ощущение усталости и угнетенности. Некоторые инфразвуки за счет своего избирательного воздействия способны изменять функционирование отдельных аспектов психической деятельности, например повышать внушаемость или обучаемость человека.

Колебания звуковой волны с частотой свыше 20 000 Гц называются ультразвуковыми . Животные способны чувствовать подобные звуки с частотой до 60 000-100 000 Гц .

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Единицами ее измерения служат децибелы (дБ) . За 1 дБ взята громкость звука тикающих часов на расстоянии 0,5 м от уха. С возрастом происходят изменения в звуковой чувствительности человека. Если в 30 лет для четкого восприятия речи необходима громкость в 40 дБ , то в 70 лет данный показатель должен составлять 65 дБ . В среднем оптимальный уровень громкости для человека составляет 40-50 дБ . Шум свыше 90 дБ считается вредным для нашего организма.

Тембр представляет собой специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга. Иначе его еще называют «окраской» звука. Тембр звучания определяется степенью слияния звуков. В соответствии с этим принято выделять приятное звучание – консонанс и неприятное – диссонанс .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие об ощущениях. Слуховые ощущения

2. Роль слуха в процессе познания и труда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый отдел (слуховой нерв) и корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Целью работы является изучение роли слуха в процессе познания и труда.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие об ощущениях и слуховые ощущения;

изучить роль слуха в процессе познания и труда.

1. Понятие об ощущениях. Слуховые ощущения

В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств. Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это - отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.

Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной оболочкой черепа и не вступает в непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор - это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.

Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:

1. Периферический отдел, или рецепторный (от латинского слова «реципио» - принимать), являющийся специальным преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос и кожа)

2. Проводниковый отдел, который, как показывает само название, обеспечивает проведение нервного воздействия от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных (афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу - посредством центробежных (афферентных) нервов.

3. Мозговой, или центральный отдел - высший отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет - раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс - возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое.

Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека.

Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Это осуществляется путем специального обучения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду. Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы - звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, поэтому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

2. Роль слуха в процессе познания и труда

Основным источником познания являются наши органы чувств, которые дают нам определенные представления о мире.

Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более успешного эстетического развития личности (музыка). Одна из самых значительных функций слуха для ребенка - предпосылка для успешного формирования речи. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно? логического мышления.

Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов, театральных спектаклей.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом -- получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком -- все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо -- в широком смысле -- весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv -- воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление -- такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Хороший слух необходим лицам для контроля работы часовых механизмов, при испытании моторов и различной техники. Также хороший слух необходим врачам, водителям различного вида транспорта - наземного, железнодорожного, воздушного, водного.

Полностью зависит от состояния слуховой функции работа связистов. Радиотелеграфисты, обслуживающие приборы радиосвязи и гидроакустики, занимающиеся выслушиванием подводных звуков или шумоскопией.

Они должны обладать кроме слуховой чувствительности, еще и высоким восприятием разности частоты тона. Радиотелеграфисты должны иметь ритмический слух и память на ритм. Хорошей ритмической чувствительностью считается безошибочное различие всех сигналов или не более трех ошибок. Неудовлетворительной - если различено сигналов меньше половины.

При профессиональном отборе лётчиков, парашютистов, моряков, подводников очень важно определять барофункцию уха и околоносовых пазух.

Барофункция - это способность реагировать на колебания давления внешней среды. А также иметь бинауральный слух, то есть обладать пространственным слухом и определять положение источника звука в пространстве. Это свойство основано на наличии двух симметричных половин слухового анализатора.

Заключение

слуховое ощущение

Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.

С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.

Ощущения сигнализируют нашему мозгу об эмоциональных, органических, статических, кинестетических и др. изменений нашего организм, например, о боли, ощущении голода или насыщения, изменения нашего тела в пространстве и т.д., при этом человек может испытывать как удовлетворение, так и недовольство.

Список использованной литературы

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков.- СПб.: Питер, 2003.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Наука, 1940.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 1995.

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Свойства дистантности, избирательности и предметности слуховых ощущений, их роль в жизни слепых. Определение порога слуховой чувствительности. Необходимость специальной тренировки слуховых ощущений. Зависимость слуховых ощущений от атмосферных условий.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2009

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Ощущения как основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле, отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений. Основные виды ощущений - обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Происхождение знаний из ощущений и рефлексии.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Понятие об ощущениях, их классификация и свойства (интенсивность, пространственная локализация). Анализаторы как органы чувственных ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Ощущение как простейший элемент чувственного познания и человеческого сознания. Разновидности ощущений, их значение в жизнедеятельности человека. Сущность чувствительности, ее пороги. Виды восприятия и их специфика. Отличия галлюцинаций от иллюзий.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Роль ощущения в познании человеком окружающего мира. Классификация ощущений. Чувствительность человека к звукам речи. Характерные особенности процесса ощущения человека в сравнении с ощущениями животных. Формирование психического образа при восприятии.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2008

    Основные формы мышления. Предмет психологии мышления в свете философских и психологических знаний. Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Общее представление о внимании и памяти в свете психологии познания.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие и специфические признаки ощущений, механизм их формирования и реализации, значение в жизни человека. Основные критерии для разграничения сенсорных и перцептивных процессов. Сущность, функции и виды речи, их развитие. Продуктивные методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2010

    Физиологическая основа ощущений как познавательного процесса, их классификация, отличия от восприятия и связь с воображением. Оценка влияния ощущений на познавательные процессы в жизни людей, их роль в психологическом развитии и становлении личности.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Понятие и психологическая природа ощущений, их разновидности. Характерные свойства и физиологические механизмы развития ощущений. Характеристика видов ощущений: зрительный и слуховой анализаторы, музыкальные и речевые ощущения, обоняние и вкус.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...