Люди с ограниченными возможностями: условия труда. Количество созданных специальных рабочих мест для инвалидов

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Если организация подпадает под квоту службы занятости, у нее появляется обязанность выделить рабочие места для инвалидов. Причем год назад в законодательство были внесены поправки, ужесточившие ответственность работодателей в этой сфере. И если бухгалтеру приходится выполнять еще и обязанности кадровика, то бо´ ль -шая часть работы по организации специальных рабочих мест ложится на него. Органы занятости уведомлять надо, затраты на оборудование специальных рабочих мест учесть надо, возместить их из бюджета надо.

Свои пояснения на эту тему дал редакции представитель Федеральной службы по труду и занятости.

Работодатели обязаны отражать сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов в локальном нормативном акте и сообщать об этом в службу занятост ип. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 ; п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . Иван Иванович, как вы считаете, это должен быть отдельный ЛНА? Или можно включить нормы о выделении рабочих мест для инвалидов в правила внутреннего трудового распорядка и в должностные инструкции по таким рабочим местам?

И.И. Шкловец: Наличие рабочих мест для инвалидов можно предусмотреть в штатном расписании. А можно и в любом другом акте работодателя, изданном в произвольной форме. К примеру, это может быть локальный нормативный акт, утверждающий перечень мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Среди таких мероприятий могут быть разработка перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает инвалиду возможность работать.

В должностной инструкции прописывать выделение рабочих мест для инвалидов не нужно, поскольку должностная инструкция - это не локальный нормативный акт. А правила внутреннего трудового распорядка - не совсем подходящий для этих вопросов локальный акт, так как в нем отражаются вопросы, касающиеся всех или большинства работников, а не только инвалидов.

Какие конкретно сведения о рабочих местах для инвалидов надо отражать в локальном нормативном акте?

И.И. Шкловец: Если это штатное расписание, в нем отражается наименование должности, структурного подразделения, количество штатных единиц, условия оплаты труда. В отдельной графе «Примечание» можно сделать пометку о том, что это рабочее место предназначено именно для инвалида.

В локальном акте, предусматривающем перечень мероприятий по оснащению таких рабочих мест, указываются сведения об оборудовании этих мест.

Если характер работы на таких рабочих местах предполагает какие-то особенности или требования, они отражаются в отдельном акте.

Предположим, организации установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 3 человек. Обязан ли работодатель заранее выделить конкретные рабочие места (например, по одному в бухгалтерии, отделе кадров, технической службе, закрепить за ними статус «инвалидных») и не занимать их никем, пока инвалиды не будут приняты на работу?

Или он может отчитываться перед службой занятости лишь о количестве вакантных мест, а инвалидов брать на работу исходя из текущей ситуации - например, всех троих в бухгалтерию?

И.И. Шкловец: Работодатель сам, исходя из специфики и характера своей деятельности, определяет, на каких должностях будут трудиться инвалиды. Однако сведения о таких рабочих местах, имеющихся и выделенных для приема на работу либо специально создаваемых, он обязан в установленный срок, то есть ежемесячно, подавать в службу занятости.

Исходя из этих сведений, служба занятости направляет для трудоустройства кандидатов из числа инвалидов. Когда направленный службой занятости кандидат предъявит работодателю свои дополнительные документы (медицинские заключения, индивидуальную программу реабилитации (ИПР)), работодатель решит, принять ли его на имеющееся рабочее место, или не принять, или дооснастить рабочее место с учетом требований законодательства и рекомендаций ИПР, а потом принять.

Не исключается прием всех работников в одно структурное подразделение.

А можно ли отказать в приеме на работу конкретного инвалида по причине, например, его недостаточной профессиональной квалификации?

И.И. Шкловец: Да, но при этом работодатель обязан известить службу занятости о том, принял ли он инвалида на работу или отказал ему в трудоустройстве. Если инвалид был направлен к работодателю службой занятости, он предъявляет работодателю свое направление.

В этом направлении работодатель должен сделать пометку, принял ли он этого кандидата на работу или нет.

Если в приеме на работу отказано, служба занятости направит нового кандидата.

Должны ли рабочие места для инвалидов оставаться свободными, пока служба занятости не направит своих кандидатов? Или работодатель имеет право сам, без направления службы занятости принять на это рабочее место инвалида?

И.И. Шкловец: На рабочие места, выделенные или созданные для приема на работу инвалидов, работодатель вправе принимать граждан как по направлению органов службы занятости, так и самостоятельно. Но если работодатель принял на работу инвалида самостоятельно, он обязан известить об этом службу занятости.

А можно ли, не дождавшись направления службы занятости, принять на это рабочее место не инвалида?

И.И. Шкловец: Если работодатель принял на квотированное рабочее место не инвалида, он не выполнил требование закона, так как обязан квотировать рабочие места именно для инвалидов.

Региональные власти вправе устанавливать в рамках «инвалидной» квоты минимальное количество специальных рабочих мест, то есть мест, требующих особого оборудовани яст. 22 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . При этом определено, что оснащать специальные рабочие места работодатель должен индивидуально для конкретного инвалида либо для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушени яп. 2 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . Каким образом тогда работодатель может отразить создание специального рабочего места в ЛНА и отчитаться об этом в службу занятости? Ведь он не может знать заранее специфику нарушений у инвалида, которого к нему направят?

И.И. Шкловец: Не всегда удается принять направленного службой занятости кандидата для трудоустройства на готовое выделенное рабочее место. Ведь у этого кандидата могут быть особые функциональные ограничения, противопоказания или рекомендации.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя.

Для того чтобы обеспечить занятость таких людей, региональным властям предоставлено право устанавливать минимальное количество рабочих мест, требующих специального оснащения. В таких случаях рабочие места создаются, как правило, под конкретных кандидатов либо под группу таких лиц с заранее известными ограничениями их функциональности.

И если работодатель планирует создать специализированное рабочее место, ему не обойтись без информации от службы занятости о конкретных кандидатах. Это могут быть слабовидящие, слабослышащие или имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата кандидаты.

Надо издать локальный нормативный акт, в котором предусматривается создание таких мест с указанием в нем перечня мероприятий, оборудования, требований к содержанию таких рабочих мест. Работодатель должен выявить потребности инвалида, связанные с оснащением рабочего места, проанализировать его ИПР, вид выполняемой работы, уровень механизации и автоматизации рабочего места и т. п.

После создания такого рабочего места направленный службой занятости кандидат может быть принят на работу. Обычно работодателю не приходится ждать, это происходит сразу, так как кандидаты уже известны.

Вправе ли работодатель отказаться оборудовать специальное рабочее место для конкретного инвалида, если к тому есть объективные препятствия? Так, инвалиду, передвигающемуся на коляске, надо обеспечить возможность подъезда к рабочему мест уп. 10 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . А в здании, допустим, нет лифта и его невозможно оборудовать.

И.И. Шкловец: Если органом исполнительной власти региона принят нормативный правовой акт о квотировании минимального количества специальных рабочих мест, он подлежит исполнению. Но, как правило, на стадии подготовки таких актов в рамках трехсторонних отношений анализируется ситуация на рынке труда и все вопросы можно рассматривать заранее. Если порядок трудоустройства на специализированные рабочие места в таком акте детально не прописан, вопросы трудоустройства конкретных инвалидов работодатель решает непосредственно со службой занятости.

Могу посоветовать работодателям активно взаимодействовать со службой занятости, обращаться туда за разъяснениями. И тогда вряд ли к вам будут предъявлены требования, которые невозможно исполнить.

Кроме того, не исключается возможность частичной компенсации затрат работодателя на создание рабочих мест для инвалидов за счет средств соответствующих бюджетов. Порядок такой компенсации устанавливается нормативными актами региональных органов власти.

У работодателей нередко возникают проблемы с пониманием рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. К примеру, в ИПР может быть написано, что инвалиду разрешается труд 1- 2 класс априложение 2 к СП 2.2.9.2510-09, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 № 30 . Означает ли это, что инвалиду разрешена любая работа, кроме вредной? Или все же есть какие-то другие ограничения?

Людей с ограниченными возможностями в России чаще всего называют инвалидами, это устоявшийся термин, который употребляется и в нормативных законодательных актах. Одним из способов реабилитации инвалидов является их трудоустройство. Государство предоставляет работодателям определенные льготы в отношении работников-инвалидов, такие как, например, пониженные тарифы страховых взносов с выплат в пользу этой категории работников. При этом к условиям труда инвалидов предъявляются определенные требования. Каковы основные правовые положения, регулирующие трудовые отношения инвалидов? На какие моменты надо обратить особое внимание работодателям, у которых трудятся люди с ограниченными возможностями?

Правовое регулирование труда инвалидов

Правовое регулирование труда инвалидов осуществляется, главным образом, в соответствии с нормами ТК РФ и Федерального закона от 24.11.1995 № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181‑ФЗ) .

Согласно ст. 1 Федерального закона № 181‑ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» . Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации - данные документы подтверждают наличие у лица инвалидности, в том числе для работодателя.

Государство призвано осуществлять социальную защиту инвалидов, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Реабилитация инвалидов

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Обеспечение занятости инвалидов

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

Установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

Резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

Стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

Создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

Создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

Организации обучения инвалидов новым профессиям.

Что касается установления квоты для приема на работу инвалидов, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов (ст. 21 Федерального закона № 181‑ФЗ ).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов представляют собой рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо-устройства инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

Создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

Предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Обратите внимание:

Статья 5.42. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Так, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.

На «упрощенцев» нормы о квотировании рабочих мест для инвалидов не распространяются, так как согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не могут применять УСНО организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке , устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек.

Что касается возможности применения данного специального налогового режима, хотелось бы отметить, что ограничение по доле участия других организаций в 25% не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов , если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25% (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ). Таким образом, организации, учрежденные общественными организациями инвалидов, при выполнении указанных условий могут применять УСНО в соответствии с гл. 26.2 НК РФ .

К сведению:

Если сотрудник стал инвалидом, уже будучи принятым на работу, работодатель обязан перевести его на работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением. Отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему согласно медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы являются в силу п. 8 ст. 77 ТК РФ основанием для расторжения трудового договора.

Условия труда инвалидов

Независимо от наличия обязанности по выполнению квот в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе «упрощенцев», трудятся люди с ограниченными возможностями. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Обратите внимание:

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время (ст. 96 ТК РФ ).

Привлечение к сверхурочной работе инвалидов возможно также только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ ). Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом они должны быть также под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Кроме того, в соответствии со ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней (ст. 23 Федерального закона № 181‑ФЗ ).

Таким образом, действующее трудовое законодательство и Федеральный закон № 181‑ФЗ устанавливают инвалидам ряд льгот в отношении исполнения трудовых обязанностей.

Охрана труда инвалидов

Обязанности работодателя по организации охраны труда инвалидов

Охрана труда инвалидов осуществляется на основании Санитарных правил СП 2.2.9.2510‑09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» , утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 , которые действуют с 15 августа 2009 года.

Профессиональный отбор инвалидов основывается на классификациях нарушений основных функций организма человека и основных категорий жизнедеятельности, устанавливаемых Правительством РФ. Определение соответствия условий труда лиц со сниженной трудоспособностью (инвалидов) действующему санитарному законодательству осуществляется организациями и учреждениями Роспотребнадзором.

Согласно действующей нормативной базе работодатель обеспечивает:

Создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством , общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов;

Подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья;

Разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

Трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы;

Организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

Составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

Производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов;

Наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

Принятие необходимых мер в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.

При трудоустройстве инвалидов обеспечивается соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительно сохранять профессию при облегченном режиме труда. Конкретные меры по облегчению труда осуществляются работодателем на основании рекомендаций территориальных органов Роспотребнадзора и лечебно-профилактического учреждения.

Специальные требования к организации производства для инвалидов

Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. При проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством РФ.

Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего

и/или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:

Физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);

Химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);

Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);

Физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;

Нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.

Объемно-планировочные и конструктивные решения производственных помещений, зданий и сооружений, вновь строящихся и реконструируемых предприятий, отдельных производственных цехов и участков, на которых используется труд инвалидов, принимаются в соответствии с действующим санитарным законодательством .

Согласно действующим санитарным нормам производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения следует размещать в одно- и двухэтажных зданиях. При размещении производственных помещений выше второго этажа предусматриваются тихоходные пассажирские лифты. Вспомогательные, специальные и санитарно-бытовые помещения располагают в одном здании с производственными цехами или соединяют с ним теплым переходом.

Обратите внимание:

Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена.

На предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м на одного работника, но не менее 12 кв. м в зависимости от группы производственных процессов. Расстояние от производственных помещений до помещений для отдыха не должно превышать 75 м. Рекомендовано организовывать на предприятиях столовые, буфеты, комнаты приема пищи с обеспечением работников горячим питанием. Кроме того, на таких предприятиях должен быть оборудован здравпункт, включающий кабинет врача, процедурный кабинет и помещение, в котором могут находиться инвалиды в случае резкого ухудшения здоровья.

Особые требования предъявляются к расстановке оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов, она должна обеспечивать безопасность и комфортность труда. Расстановка станков, оборудования и мебели на рабочем месте, предназначенном для труда инвалида, пользующегося для передвижения креслом-коляской, должна обеспечивать возможность подъезда и разворота инвалидной коляски, а на рабочем месте слепого и слабовидящего - возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. Для удобного нахождения своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. Оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы) должны соответствовать антропометрическим данным исполнителя.

Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, регуляторов, электровыключателей и т. п. не должны выступать за плоскость закрепляемого элемента.

Специальные требования установлены к освещению рабочих мест людей с ограниченными возможностями. При организации искусственного освещения рабочего места инвалида следует учитывать требования безопасных и благоприятных условий труда. При выборе рациональных источников света следует учитывать светоотдачу источника, цвет света, при установке - светораспределение, обеспечивающее образование контрастов на объекте зрительного наблюдения и ослабляющее отраженную блесткость. Установка светильников должна обеспечивать рациональное светораспределение: наилучшая направленность света, увеличивающая контрасты и ослабляющая блесткость, достигается, когда свет падает на рабочее место главным образом сбоку, наискось и сзади.

Для инвалидов по зрению, например, установлены особые требования к освещению рабочего места. Искусственное освещение рабочей зоны и рабочих мест инвалидов с остаточным зрением следует организовывать наиболее тщательно, предусматривая общее и местное освещение. Местное освещение должно осуществляться лампами накаливания. Шкафы или стеллажи, входящие в оборудование рабочего места инвалида с остаточным зрением, должны быть с вмонтированными светильниками с автоматическим включением при открывании дверей шкафа. Местное освещение должно быть стабильным (исключающим мерцание), регулируемым по яркости и спектру в зависимости от заболевания глаз. Уровень освещенности на рабочей плоскости устанавливается в зависимости от характера работы и особенностей инвалидности.

Специальные требования к условиям труда установлены в зависимости от вида заболевания, приведшего к инвалидности. Так, например, рабочие места инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний при их расположении в непосредственной близости от окон должны быть защищены от перегрева в летнее время солнцезащитными устройствами. Таким же образом расположенные рабочие места для инвалидов с заболеваниями органов зрения должны быть защищены от слепимости специальными солнцезащитными устройствами. Данное правило не распространяется на окна, ориентированные на северную сторону, а также на окна, ориентированные на западную четверть горизонта, при работе инвалидов только в первой половине дня.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает специальные требования к организации условий труда инвалидов в зависимости от имеющихся заболеваний.

В заключение хотелось бы отметить, что государство осуществляет социальную защиту людей с ограниченными возможностями, для чего предусмотрена система экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей профессиональной самореализации.

Работодатели обязаны обеспечить инвалидам специальные условия труда, выполняя при этом установленные действующим законодательством требования. Это непростая задача для работодателя, как и выполнение всех норм действующего трудового законодательства по отношению к данной категории работников, но в этом и заключается социальная ответственность общества.

Создание специального рабочего места для инвалида. Предприятию с 1 января 2017 года установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалида, в связи с этим возникает ряд вопросов: 1. правомерно ли считать специальным рабочим местом, рабочее место на котором уже работает инвалид, при условии создания на этом рабочем месте дополнительных специальных условий труда под ИПР инвалида?2. правомерно ли считать созданием специальных условий труда инвалида - выполнение следующих мероприятий (приобретение удобного кресла, стола под рост работника, большего размера монитора, изменение рабочего пространства в кабинете, приобретение дивана, установка обогревателя, приобретение тонометра и аптечки, введение дополнительных перерывов), при том условии, что в рекомендациях ИПР указано "ограничено трудоспособен, может выполнять легкие виды труда: вахтер, сторож, либо с использованием профессиональных навыков в кабинетных условиях с ограничением времени работы и объема работы", группа инвалидности - 3, степень ограничения к трудовой деятельности - 1, в разделе Прогнозируемый результат - создание специального рабочего места не подчеркнуто как нужное. На текущий момент работник и так работает у нас сторожем.3. Если эти действия являются неправомерными и не будут являться мероприятиями по созданию спецрабместа, то какой порядок действий следует предпринять и какие будут рекомендации, чтобы избежать штрафов за неисполнения квоты по спецместу, так как уже февраль?

Ответ

Ответ на вопрос:

Оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

Работодатель оборудует специальное рабочее место индивидуально для каждого конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности.

Оборудование специальных рабочих мест включает в себя следующие этапы:

анализ потребностей инвалида в оснащении специального рабочего места на основе сведений, содержащихся в , в соответствии с характером труда инвалида, его трудовыми функциями, технологическими, психологическими и метеорологическими особенностями выполнения трудовых функций на специальном рабочем месте;

формирование перечня мероприятий, направленных на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая разработку перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает реализацию инвалидом его трудовых функций;

реализацию перечня мероприятий, направленных на оснащение специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая приобретение, монтаж и настройку основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования.

При этом оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не должно мешать выполнению трудовых функций других сотрудников.

Об этом говорится в пунктах и Основных требований к оснащению рабочих мест, утвержденных .

Требования к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов применяют в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, а также с учетом должности, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.

Таким образом

1. Да, правомерно, если данное рабочее место отнести к квоте для инвалидов. Работодатель самостоятельно определяет порядок выделения рабочих мест под квоту.

2. Если ИПРА не регламентирует особенности организации рабочего места сотрудника-инвалида, то нужно следовать , утвержденных .

В описанной ситуации из представленного текста можно сделать вывод, что работнику должен быть предоставлен легкий труд или труд в кабинетных условиях.

Легкий труд – это когда не выполняют:

тяжелые работы;

работу в ночное время;

сверхурочную работу;

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Что такое легкий труд

Однозначного ответа на этот вопрос закон не дает.

Вместе с тем, Трудовой кодекс РФ устанавливает дополнительные гарантии отдельным категориям сотрудников, в частности тем, которых нужно перевести по состоянию здоровья на легкий труд ( ). Эта статья таким сотрудникам гарантирует ограничение на привлечение их к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда, работам в ночное время, а также сверхурочным работам. Таким образом, легкий труд – это когда не выполняют:

тяжелые работы;

работы с вредными и (или) опасными условиями труда;

работу в ночное время;

сверхурочную работу;

иную работу, которая связана с ограничениями, установленными для сотрудника законом либо медицинским заключением.

Перечень тяжелых, вредных и опасных работ определяют, в частности, постановления Правительства РФ и . Определить условия труда как вредные или опасные может также .

Иван Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. Ситуация: Как принять и организовать работу сотрудников-инвалидов

Особенности труда инвалидов

Какие особенности предусмотрены для сотрудников-инвалидов

Законодательство предусматривает специальные нормы, обеспечивающие особую охрану труда по сравнению с общими трудовыми нормами. Эти льготы необходимы для безопасной организации рабочего процесса людей с ограниченными возможностями и их реабилитации.

Все особенности можно разделить на несколько групп:

При этом какая бы то ни было дискриминация сотрудников по причине инвалидности запрещена. Сотрудники-инвалиды пользуются трудовыми правами в полном объеме, в том числе правом использования своих способностей к труду без дискриминации ( ).

Внимание: за нарушения в организации работы с инвалидами, в том числе за несоблюдение норм охраны труда инвалидов, предусмотрена ( , ст. , КоАП РФ, ).

Квотирование рабочих мест

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

 не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;

 не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально – не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения ( ). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Условия труда

Какие условия труда организация должна обеспечить сотрудникам-инвалидам

Инвалидам, принятым на работу, работодатель должен обеспечить допустимые ( ). Допустимые условия работы инвалидов должны отвечать требованиям:

Помимо этого сотрудникам-инвалидам гарантируют:

 запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости (как в государственном, так и в частном секторе), сохранения работы, продвижения по работе;

 защита прав на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда;

 обеспечение реализации трудовых прав, включая право на профессиональные объединения;

 доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному и непрерывному обучению;

 обеспечение разумного приспособления рабочего места;

 поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу.

Такие гарантии установлены Конвенции о правах инвалидов.

Внимание: если работодатель не обеспечивает закрепленные законодательством санитарные нормы для инвалидов, это является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. За это нарушение предусмотрена административная ответственность.

При проверке сотрудники Роспотребнадзора могут оштрафовать:

 должностное лицо организации (например, руководителя) на сумму от 500 до 1000 руб.;

 организацию – от 10 000 до 20 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

 предпринимателя – от 500 до 1000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Программа реабилитации инвалида содержит обязательный раздел о профессиональной реабилитации или абилитации, который касается условий труда и включает:

 содействие в трудоустройстве;

Такой вывод можно сделать из , утвержденного .

Целью выполнения раздела о профессиональной реабилитации является:

 адаптация на прежнем рабочем месте;

 адаптация на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда;

 получение новой профессии (специальности);

 подбор подходящего рабочего места;

 создание специального рабочего места.

Исключением является сокращение численности или штата сотрудников. В этом случае, при равной производительности труда и квалификации, помимо других категорий сотрудников, предпочтение в оставлении на работе отдается сотрудникам, которые получили в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание. Об этом сказано в статьи 179 Трудового кодекса РФ.

Нина Ковязина

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Евгения Ильина,

эксперт Системы Кадры

Признать утратившими силу: Закон Московской области N 63/99-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»; Закон Московской области N 86/2000-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»; Закон Московской области N 55/2002-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области»; Закон Московской области N 165/2004-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области». Губернатор Московской областиБ.В.

Статья 22. специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

К инвалидам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся гражданеРоссийской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории города Москвы, признанные в установленном порядке инвалидами, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида рекомендации к труду. 1.6. В среднесписочную численность работников организации включаются состоящие в штатеработники, за исключением внешних совместителей и лиц, выполняющих работы илиоказывающих услуги по гражданско-правовым договорам. 1.7. Инвалидам, работающим в Организации, работодатель создает необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
1.8. Перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов утверждается приказом Организации по мере их создания. 2.

О рабочих местах для инвалидов сообщайте ежемесячно

Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.Итак, согласно п.

Города москвы

Ответственность работодателей Действующим законодательством не предусмотрена замена обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов финансовыми обязательствами по организации таких мест у других работодателей либо в общественных объединениях. Такая практика существовала, однако, 10 августа 2005 г. по делу N 5-Г05-45 Верховный Суд Российской Федерации признал подобные положения законов противоречащими законодательству – по своим характеристикам такой платеж обладает признаками налога, не предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. Спорным остается вопрос, по невыполнению квоты в случае, если работники-инвалиды не трудоустроились на выделенные рабочие места при их наличии, ведь подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в обязанности работодателя.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Статья 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Кодексом об административных правонарушениях города Москвы предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Проверки работодателей на предмет исполнения требований ФЗ «О занятости населения» проводятся регулярно, прокуратура подает соответствующие иски в суд.

Квотирование рабочих мест (берг о.)

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.Конкретный размер квоты устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.Например, в г. Санкт-Петербурге отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов регулируются Законом г. Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г.

Сколько из квотируемых мест должно быть специальных?

Для трудоустройства инвалидов выделить следующие рабочие места: № п/п Наименование рабочего места(должности) Особенности оборудованиярабочего места дляорганизации трудаинвалида 1 Кассир Эргономика для лиц сограниченнымивозможностями всоответствии синдивидуальной программойреабилитации 2 Менеджер Эргономика для лиц сограниченнымивозможностями всоответствии синдивидуальной программойреабилитации 2. Начальнику отдела кадров Е.С. Громовой обеспечить прием на указанные рабочие места 2инвалидов, в том числе направленных службой занятости, в соответствии с установленнойквотой. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Основание:

  • записка-расчет руководителя отдела кадров Е.Э. Громовой от 05.02.2014 № 5.

Директор А.В. Львов С приказом ознакомлены: Главный бухгалтер05.02.2014 А.С. Глебова Руководитель отдела кадров05.02.2014 Е.Э.

Отчетность по квотированию может отличаться от региона к региону, и, обычно, включает в себя следующие отчеты:

  • Информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов Информация о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
  • Отчеты о выполнении квот
  • Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов.

Различные виды отчетов предоставляются – ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. В Москве часть отчетности можно подавать по электронной почте. Конкретный перечень обязанностей по отчетности необходимо отслеживать в территориальном подразделении центра занятости населения.

ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования. Таким образом, специальное рабочее место - это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид. На основании пп. «а» п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Важно

Эффективным инструментом такого вмешательства является обязательное квотирование рабочих мест для инвалидов. Квотирование – это дополнительная мера по занятости населения, цель которой обеспечение дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту инвалидов. Работодатель в установленном законом порядке резервирует рабочие места для целевого приема на работу работников, имеющих статус инвалида.


В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — №181-ФЗ) работодатель обязан создавать и оснащать (оборудовать) специальные рабочие места для инвалидов. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (статья 22 N 181-ФЗ).
Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.10 Положения N 742-ПП).Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г.


Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения г.


Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г.

Работодатель обязан оборудовать рабочее место как специальное рабочее место для инвалида только в том случае, если характер нарушенных функций и ограничений его жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации данного инвалида требует специального оснащения (оборудования).Обоснование: В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее — Закон N 181-ФЗ) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Например, на территории Ленинградской области Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.06.2006 N 195 "О создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" установлено минимальное количество специальных рабочих мест в зависимости от установленной квоты, а на территории Московской области Распоряжением Мособлтруда от 28.12.2012 N 70-р "Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" — в зависимости от численности работников организации. Однако необходимо отметить, что согласно ст. 22 Закона N 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности установлены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 N 685н (далее — Требования). На основании п. п. 2, 3 Требований оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, при этом учитываются такие факторы, как характер нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, профессия (должность), характер труда, выполняемые инвалидом трудовые функции. Кроме того, термин "создание специального рабочего места для инвалида" раскрыт в п. 3.1 ГОСТ Р 52874-2007 "Рабочее место для инвалидов по зрению специальное. Порядок разработки и сопровождения" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 552-ст) (далее — ГОСТ), согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду. Согласно п. 6.1.4 ГОСТ подбор инвалида, для которого создается специальное рабочее место, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования. Таким образом, специальное рабочее место — это конкретное рабочее место, оборудованное с учетом тех нарушений, которые имеет конкретный инвалид. На основании пп. "а" п. 2 Требований установлено, что анализ потребностей инвалида в оснащении (оборудовании) специального рабочего места осуществляется на основе сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. То есть для того чтобы работодатель оценил необходимость организации специального рабочего места, необходима индивидуальная программа реабилитации и
нвалида. Есть судебное дело, где суд делает аналогичный вывод (см. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу N 33-8097/2013), который заключается в следующем. Организация специального рабочего места носит строго индивидуальный характер. В отсутствие волеизъявления инвалида, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места, на обращение в службу занятости либо непосредственно к работодателю по вопросу трудоустройства, на работодателя не может быть возложена ответственность за отсутствие организации специального рабочего места. Кроме того, не всегда характер нарушения здоровья инвалида требует специального оснащения рабочего места. Если должность является вакантной, то организовать специальное рабочее место можно только в том случае, если на него будет принят инвалид, чьи индивидуальные особенности требуют выделения специального рабочего места. Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм можно сделать вывод о том, что оборудовать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида можно только в том случае, если работающему на данном рабочем месте (принимаемому на данное рабочее место) инвалиду требуется специальное оснащение рабочего места в силу его индивидуальных особенностей.

Работодатель выделяет рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой. Обязан ли работодатель оборудовать указанные рабочие места как специальные рабочие места для инвалидов?



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...