Гендерная принадлежность. Формирование гендерной принадлежности у дошкольников. Гендерная принадлежность – что это такое? Исследования в данной области

Чем различаются половая принадлежность и гендерная?

Какова взаимосвязь между гендерной идентичностью и гендерной ролью?

Формирование гендерной идентичности

Что в большей степени - биологические факторы или процесс социального научения - определяет наше ощущение гендерной идентичности? Как лучше всего "лечить" интерсексуальных детей, рожденных с амбивалентными наружными половыми органами?

Транссексуализм и трансгендеризм

Каковы причины транссексуализма и чем данное явление отличается от трансгендеризма? Какова взаимосвязь между отклонениями гендерной идентичности и сексуальной ориентацией?

Гендерные роли

Какова роль родителей, сверстников, школы и учебников, телевидения и религии в процессе социализации гендерных ролей? Каково влияние гендерно-ролевых ожиданий на нашу сексуальность?

"С самого раннего детства меня начали обучать адекватным формам гендерного поведения. Помню, как я думала: какая несправедливость, что мне ежедневно приходится делать уборку, тогда как обязанности моего брата ограничиваются выносом мусора. Когда я спрашивала маму, почему, та отвечала: "Потому что он - мальчик, и это мужская работа, а ты девочка и должна выполнять женскую работу"." (Из авторских архивов)

Прочитайте следующее предложение и заполните пробелы:

В данном обществе _____ является доминирующим, бесстрастным, управляющим партнером, тогда как _____ является воспринимающим и эмоционально зависимым лицом.

Если вы полагаете, что первый пробел следует заполнить словом мужчина , а второй - словом женщина , то вы ошибаетесь. В данном обществе, а именно в обществе чамбули в Новой Гвинее традиционные паттерны мужского и женского поведения диаметрально противоположны стереотипным паттернам, характерным для США (Mead, 1963). (Открывающая же данную главу цитата служит типичной иллюстрацией американских гендерно-ролевых стереотипов.) Резкий контраст между ожиданиями в отношении мужчин и женщин, господствующими в племени чамбули и в американском обществе, ставит перед нами ряд принципиальных вопросов. Что входит в понятия мужественности и женственности? Как могут ожидания и представления, касающиеся обоих полов, столь сильно различаться в зависимости от культуры? Являются ли гендерные формы поведения результатом воспитания и существует ли биологический базис поведенческих различий между мужчинами и женщинами? Какое влияние оказывают гендерно-ролевые ожидания на сексуальные отношения полов? Рассмотрению этих и других вопросов и посвящена данная глава.

Мужчина и женщина, мужественность и женственность.

На протяжении многих веков люди полагали, что мы являемся мужчинами либо женщинами по факту рождения и начинаем делать то, что свойственно делать мужчинам либо женщинам, в результате естественного биологического роста. Единственное казавшееся необходимым объяснение сводилось к указанию на то, что "природа берет свое". Данная точка зрения отличалась простотой, придающей миру видимость порядка. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что процесс формирования нашей "мужественности" или "женственности" является значительно более сложным. Во многих же отношениях наше поведение, как в сексуальном, так и в более широком смысле, определяется именно этим аспектом нашей индивидуальности. Эта поражающая воображение сложность и является основным предметом нашего дальнейшего обсуждения. Но сначала полезно будет определиться с некоторыми важными терминами.

Половая и гендерная принадлежность.

Многие авторы используют термины "пол" и "гендер" как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное специфическое значение. Пол указывает на нашу биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин. Биологический пол характеризуется двумя аспектами: генетическим полом , определяющимся нашими половыми хромосомами, и анатомическим полом , включающим очевидные физические различия между мужчинами и женщинами. Понятие гендер охватывает круг специфических психосоциальных значений, дополняющих понятие биологической мужественности и женственности. Таким образом, если наш пол определяется различными физическими атрибутами (хромосомами, наличием пениса или вульвы и т. д.) то наш гендер включает и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Иными словами, наша гендерная принадлежность характеризует нашу "мужественность" или "женственность". В данной главе мы будем использовать термины маскулинность (мужественность) и фемининность (женственность) для характеристики форм поведения, типичных для мужчин или для женщин. Одним из нежелательных аспектов использования подобных ярлыков служит то, что они могут ограничивать спектр форм поведения, демонстрируя которые люди чувствуют себя комфортно. Так, мужчина может воздерживаться от проявлений заботы, боясь показаться женоподобным, а женщина может избегать уверенного поведения из опасения походить на мужчину. В наши намерения отнюдь не входит укрепление стереотипов, ассоциирующихся с подобными ярлыками. Однако мы считаем необходимым использовать эти термины при обсуждении гендерных вопросов.

Пол. Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин.

Гендер. Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.

Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и на основании половой принадлежности делаем предположения относительно их наиболее вероятного поведения. Иными словами, мы делаем гендерные предположения . Для большинства людей гендерные предположения составляют важный элемент повседневных социальных контактов. Мы разделяем людей на принадлежащих либо нашему, либо другому полу. (Мы избегаем термина противоположный пол , поскольку считаем, что его использование преувеличивает различия между мужчинами и женщинами.) Многие из нас испытывают трудности, общаясь с лицами, в гендерной принадлежности которых мы не вполне уверены. Не будучи убеждены, что правильно идентифицировали гендерную принадлежность своего собеседника, мы испытываем замешательство и неловкость.

Гендерные предположения. Предположения о наиболее вероятном характере поведения людей, которые мы делаем на основании их половой принадлежности.

Гендерная идентичность и гендерные роли.

Под гендерной идентичностью понимается субъективное ощущение человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Большинство людей уже в течение первых лет жизни начинают осознавать себя представителями мужского либо женского пола. Однако нет никакой гарантии в том, что гендерная идентичность человека будет совпадать с его биологическим полом. Так, некоторые люди испытывают значительные неудобства, пытаясь идентифицировать себя как мужчину или женщину. Мы рассмотрим этот вопрос более подробно на следующих страницах этой главы.

Гендерная идентичность. Психологическое ощущение себя мужчиной либо женщиной.

Термином гендерная роль (иногда используется термин половая роль ) обозначается совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми (адекватными) для представителей того или иного пола. Гендерные роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, рассматривающееся как социально приемлемое для мужчины, называется маскулинным, а для женщины - фемининным. В дальнейшем обсуждении, используя термины маскулинный и фемининный , мы будем иметь в виду именно эти социализированные представления.

Гендерная роль. Совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола.

Гендерно-ролевые ожидания являются культурно обусловленными и варьируют от одного общества к другому. Так, в обществе чамбули проявления эмоциональности со стороны мужчин считаются вполне нормальными. Американское же общество придерживается несколько иных взглядов по данному вопросу. Поцелуй в щеку считается женской формой поведения, а потому рассматривается как неприемлемый между мужчинами в американском обществе. В то же время такое поведение не противоречит мужским ролевым ожиданиям во многих европейских и восточных культурах.

Помимо особенностей культуры наши представления о "мужественности" и "женственности" определяются также и исторической эпохой, в контексте которой рассматриваются соответствующие формы поведения. Так, если бы в американской семье 50-х годов отец оставался дома и заботился о своих детях дошкольного возраста, пока его жена совершала деловые поездки, его поведение, вероятно, послужило бы поводом для крайнего удивления, если не для насмешек. Сегодня молодые пары значительно чаще распределяют между собой домашние обязанности. Они исходят скорее из практических соображений, чем из предвзятых представлений о том, как "должны" вести себя мужчины и женщины. Современный этап развития нашего общества в большей степени, чем какой-либо другой период его истории, является периодом пересмотра мужских и женских ролей. Многие из тех, кто воспитывался под влиянием жестких гендерно-ролевых стереотипов, сегодня испытывают на себе последствия своего воспитания и стремятся освободиться от его сдерживающих механизмов. Тот факт, что мы принимаем участие в этом историческом процессе, может вызывать у нас и восхищение и замешательство. Далее в этой главе (а также и в последующих главах этой книги) мы будем обсуждать влияние как традиционных, так и новых гендерных ролей. Но сначала давайте рассмотрим процесс, посредством которого формируется наша гендерная идентичность.

Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] Бутовская Марина Львовна

Гормональные нарушения и половая принадлежность

Несовпадение генетического и внешнего морфологического пола могут иметь место и по ряду других причин. Типичный случай такого рода известен под названием синдрома андрогенной нечувствительности. Эта аномалия сопряжена с нечувствительностью к тестостерону на клеточном уровне. В результате у эмбриона с нормальным мужским генотипом XV и с развитыми семенниками формируются женские наружные половые органы. Такой индивид не только внешне выглядит как женщина, но и ведет себя по-женски. Имеющиеся в наличии полноценные семенники не оказывают никакого влияния на жизнь и активность ребенка. До наступления периода созревания и родители, и сам ребенок не испытывают ни малейшего дискомфорта. Однако в пубертатный период у девочки не приходят месячные, родители начинают бить тревогу и обращаются к врачу. Если опытный врач устанавливает истинную причину данной аномалии, то производится хирургическая операция: семенники удаляются, и в дальнейшем девушка продолжает вести нормальный образ жизни, свойственный ее полу, не испытывая проблем с гендерной идентичностью. К сожалению, такая женщина оказывается бесплодной. По данным Мани и Эрхарта 80% индивидуумов с синдромом андрогенной нечувствительности имеют исключительно гетеросексуальную ориентацию и ни один не демонстрировал лесбийских предрасположенностей во взрослом состоянии. Таким образом, несмотря на мужской генотип XV, мужчины развиваются в женщин. Они демонстрируют чувствительность к феминизирующему влиянию эстрогенов, секретируемых семенниками в период полового созревания. Из-за этого у таких мужчин развиваются грудь и женские формы тела.

Еще более редкая и чрезвычайно любопытная, в русле наших рассуждений о роли природы и воспитания, генетическая аномалия носит название дефицита 5-альфа редуктазы. Именно этот случай мы имели в виду, говоря, что внешний морфологический пол человека в редких случаях может самопроизвольно меняться на противоположный под действием внутренней гормональной активности. Аномалия описана всего для нескольких семей, проживающих в Доминиканской Республике (18 случаев) и в Папуа Новой Гвинее (несколько случаев). Мутация проявляется только у мужчин и только при условии, что индивид наследует две копии рецессивного гена, что ведет к нарушению нормальных процессов метаболизма тестостерона. В результате у плода не происходит преобразование первичного тестостерона в д и гидротестостерон. Хотя развитие семенников происходит, они не опускаются в мошонку, а остаются внутри тела. Внешние половые органы такого новорожденного ребенка больше напоминают женские. Не удивительно поэтому, что родители и окружающие видят в нем девочку и воспитывают соответствующе. Правда, такие девочки ведут себя неподобающим, с точки зрения гендерных стереотипов, образом. Они почти всегда растут сорванцами, стремятся к повышенной двигательной активности, силовым играм и конкурентности, редко интересуются играми в куклы и дочки-матери и предпочитают играть с мальчиками, несмотря на уговоры и запреты огорченных родителей.

В период полового созревания д и гидротестостерон теряет свою ведущую значимость в качестве полового гормона, и его место занимает тестостерон. А его воздействие на клетки организма у лиц с данным синдромом протекает совершенно нормальным образом. Поэтому в организме «девочки» начинают Проходить бурные перестройки: вырастает пенис, семенники смешаются вниз в сформировавшуюся мошонку, происходит рост волосяного покрова по мужскому типу, голос становится более низкий, расширяются плечи, изменяется характер жироотложения. Любопытно, что в дальнейшем юноша не испытывает никаких проблем не только с половой, но и с гендерной идентичностью. Он обзаводится семьей и может иметь здоровых детей.

Если рассматривать гендерную идентичность целиком и полностью как продукт социализации и воспитания, то оказывается совершенно непонятным, почему в случаях данного синдрома индивид способен легко и безболезненно сменить свою идентичность на противоположную. Если же обратиться к другой версии, предложенной биологами, то подобное явление оказывается более понятным. Вероятно, определенное влияние на формирование гендерной идентичности играют половые гормоны: тестостерон оказывает существенное необратимое влияние на мозг плода в утробе матери и способствует окончательному выбору гендерной идентичности в период полового созревания.

Определенные морфологические нарушения в выраженности внешних половых признаков зафиксированы при приеме ряда медикаментов беременными женщинами. Лабораторные эксперименты на макаках резусах показали, что при высоких дозах в организме матери вещества под названием тестостерон пропионат, у женского плода происходит выраженная маскулинизация в строении тела. Детеныши самки появляются на свет с развитыми пенисами (Рис. 5.2).

Рис. 5.2. Самочка резус с развитым пенисом, появившимся под влиянием тестостерон-пропионата, который вводили в организм самки-матери в период беременности. (Дано по Dixon. 1998).

Таким образом, рассмотренные примеры наглядно доказывают, что внешний вид бывает обманчив: человек может внешне выглядеть как мужчина или как женщина, но с точки зрения классификации Дж. Мани он может не являться ни тем, ни другим. Разумеется, его гендерная принадлежность может быть вполне однозначной: мужской или женской. Кроме того, в современном обществе такой индивид может причислять себя к третьему полу.

Из книги Половой вопрос автора Форель Август

Из книги Разведение собак автора Хармар Хиллери

Глава XV Половая этика или половая мораль Не легко указать разграничивающую линию между моралью и правом. Прежнее представление о праве, в связи со взглядом на судебную кару, как на искупление, должно было обеспечить более правильное определение этих разграничивающих

Из книги Здоровье Вашей собаки автора Баранов Анатолий

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Половая зрелость Половая зрелость у собак наступает гораздо раньше, чем завершается формирование организма, необходимое для воспроизведения полноценного потомства. Суки достигают половой зрелости обычно в 6-8-месячном возрасте, кобели в возрасте 12-16 месяцев. В это

Из книги Физиология размножения и репродуктивная патология собак автора Дюльгер Георгий Петрович

Половая жизнь Дарвина Ни один поведенческий акт не влияет на передачу генов непосредственнее секса. И никакие проявления человеческой психики не являются более тесно связанными с эволюцией, чем те состояния души, которые ведут к сексу: грубая похоть, мечтательная

Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

1.5. ПОЛОВАЯ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ Половая зрелость - это возраст, начиная с которого самцы и самки способны участвовать в процессе полового размножения: продуцировать соответствующие половые клетки (спермии, ооциты) и спариваться. Половая активность у самок носит

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Глава 11. ПОЛОВАЯ СТЕРИЛИЗАЦИЯ Термином «половая стерилизация» обозначают хирургические операции на половых органах или иные воздействия, направленные на искусственное нарушение способности животных воспроизводить потомство. Собак стерилизуют по врачебным

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

8.3.1. Половая структура популяций Соотношение особей по полу и особенно доля размножающихся самок в популяции имеют большое значение для дальнейшего роста ее численности. У большинства видов пол будущей особи определяется в момент оплодотворения в результате

Из книги Экология автора Митчелл Пол

Половая зрелость суки Как у кобелей, общим правилом в отношении сук является то, что мелкие породы созревают более быстро, чем крупные, хотя у некоторых сук течка может начаться уже в 6 месяцев. Сука, у которой течка началась так рано, еще ни психически, ни физически не

Из книги Зачем нужны мужчины автора Малахова Лилия Петровна

Гормональные механизмы определения пола Начальные этапы развития половых желез одинаковы у самцов и самок. На раннем периоде эмбриогенеза, вскоре после имплантации, из эктодермы возникают зародышевые половые клетки, так называемые гоноциты. Посредством амебоидных

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы текстом] автора

Половая система суки Половой аппарат как суки состоит из парных яичников, яйцепроводов (маточных труб), матки, влагалища и наружных половых органов. Рис. 6. Половые органы суки: А - матка половозрелой суки; Б - матка беременной суки; В - матка неполовозрелой суки; 1 -

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

НАРУШЕНИЯ Когда в 1987 году сильный ураган, пронесшийся над Англией, вырвал с корнями 15 миллионов деревьев, эта катастрофа была объявлена национальным бедствием. Но многочисленные посадки новых деревьев были в основном не нужными, поскольку леса восстанавливаются

Из книги Теория адекватного питания и трофология [таблицы картинками] автора Уголев Александр Михайлович

Гормональные забавы С греческого языка слово «гормон» переводится как «передающий», «побуждающий к чему-либо». Гормоны были открыты в 1902 году английскими физиологами, профессорами Лондонского университета Уильямом Мэддоком Бейлиссом и Эрнестом Генри Старлингом. Еще

Из книги автора

Из книги автора

Регуляция по механизму отрицательной обратной связи и гормональные влияния на поведение Если гормон тормозит активность центров, которые стимулируют его синтез и секрецию, такая обратная связь называется отрицательной. Если повышение секреции гормона ведет к

Из книги автора

7.4. Некоторые гормональные эффекты при экспериментальных и клинических нарушениях тонкой кишки В начале 80-х годов появилось много публикаций, в которых сообщалось, что переход от голодного состояния к сытому сопровождается, изменением уровня ряда кишечных и других

Многие авторы используют термины «пол» и «гендер» как синонимы. Однако каждый из этих терминов имеет собственное специфическое значение. Пол Указывает на нашу биологическую принадлежность к числу мужчин или женщин. Биологический пол характеризуется двумя аспектами: Генетическим полом , определяющимся нашими половыми хромосомами, и Анатомическим полом , включающим очевидные физические различия между мужчинами и женщинами. Понятие Гендер Охватывает круг специфических психосоциальных значений, дополняющих понятие биологической мужественности и женственности. Таким образом, если наш пол определяется различными физическими атрибутами (хромосомами, наличием пениса или вульвы и т. д.) то наш гендер включает психологические и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Иными словами, наша гендерная принадлежность характеризует нашу «мужественность» или «женственность». В данной главе мы будем использовать термины Маскулинность (мужественность) и Фемининность (женственность) для характеристики форм поведения, типичных для мужчин или для женщин. Одним из нежелательных аспектов использования подобных ярлыков служит то, что они могут ограничивать спектр форм поведения, демонстрируя которые люди чувствуют себя комфортно. Так, мужчина может воздерживаться от проявлений заботы, боясь показаться женоподобным, а женщина может избегать уверенного поведения из опасения походить на мужчину. В наши намерения отнюдь не входит укрепление стереотипов, ассоциирующихся с подобными ярлыками. Однако мы считаем необходимым использовать эти термины при обсуждении гендерных вопросов.

Пол. Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин.

Гендер. Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом.

Встречая людей впервые, мы сразу обращаем внимание на их пол и на основании половой принадлежности делаем предположения относительно их наиболее вероятного поведения. Иными словами, мы делаем Гендерные предположения . Для большинства людей гендерные предположения составляют важный элемент повседневных социальных контактов. Мы разделяем людей на принадлежащих либо нашему, либо другому полу. (Мы избегаем термина Противоположный пол , поскольку считаем, что его использование преувеличивает различия между мужчинами и женщинами.) Многие из нас испытывают трудности, общаясь с лицами, в гендерной принадлежности которых мы не вполне уверены. Не будучи убеждены, что правильно идентифицировали гендерную принадлежность своего собеседника, мы испытываем замешательство и неловкость.

Ваш сын проявляет интерес к косметике и одежде для девочек?
Когда такие особенности поведения проявляются у детей среднего подросткового возраста, их родители зачастую начинают ощущать беспокойство, у них возникает много вопросов: является ли поведение моего ребенка аномальным? Должен ли я постараться изменить его? Нуждается ли мой ребенок в помощи специалистов?
На самом деле некоторые отличительные особенности пола ребенка начинают развиваться задолго до наступления среднего подросткового возраста. Осознание ребенком своего пола - будь то мальчик или девочка - приходит уже в первый год жизни. Зачастую это начинается уже в возрасте 8-10 месяцев, когда младенец впервые обнаруживает свои половые органы. После этого в возрасте от одного до двух лет дети приходят к пониманию физических различий между мальчиками и девочками; до трех лет по мере обретения ребенком определенного представления о самом себе он уже может твердо сказать, мальчик он или девочка. К четырем годам определение ребенком отличительных особенностей своего" пола становится стабильным, и он точно знает, что всегда будет мальчиком или девочкой.
В это же время дети узнают отличительные особенности поведения людей того или иного пола - делают вещи, «которые должны делать мальчики» или «которые должны делать девочки». Еще до трехлетнего возраста дети способны различать игрушки, которые обычно отождествляются с мальчиками или девочками (машинки или куклы). К трем годам они уже больше знают о действиях, интересах и занятиях мальчиков и девочек; многие из них начинают играть с детьми того же пола. Вы наверняка замечали, что ваша дочь предпочитает играть с куклами, печь пирожки и играть в домик. А сын, наоборот, играет в более энергичные и активные игры, проявляет интерес к игрушечным солдатикам и машинкам. Такие отличительные особенности поведения, включая игрушки, которыми играют дети, и игры, в которых они принимают участие, зависят от того, как ребенка воспитывают и какие надежды на него возлагают.
В среднем подростковом возрасте отличительные особенности пола продолжают сильно проявляться не только в предпочтениях ребенка играть с детьми одного с ним пола, но и в его желании вести себя, выглядеть и иметь вещи такие же, как у его сверстников того же пола. В этот период вы заметите, как ваш ребенок выражает свою половую принадлежность при помощи особенностей поведения того или иного пола (а начали проявляться они уже в дошкольные годы):

  1. Через его или ее игрушки, выбор игр, домашние задания и роли в семье. Чаще всего мальчики предпочитают играть в игры, «типичные для мальчиков», с характерными мужскими признаками, в то время как девочки предпочитают занятия, «типичные для девочек», с характерными женскими особенностями.
  2. Через поведение в обществе, которое отражает степень агрессивности, доминирования, подчинения и мягкости характера.
  3. Через манеру и способ выражения поведенческих и физических жестов и мимики, а также других невербальных действий, которые свойственны мужчинам или женщинам.
  4. Через социальные взаимоотношения, включая пол выбираемых ребенком друзей и людей, которым он старается подражать. В начальной школе дети по-прежнему подвержены большему влиянию со стороны других детей одного с ними пола: мальчики больше играют с мальчиками, а девочки - с девочками. В ранние школьные годы мальчики часто выражают сильную нелюбовь к девочкам и наоборот - вероятно, это служит средством укрепления их личностных отличительных особенностей.

Поведение ребенка с явным проявлением отличительных особенностей его пола скорее всего сильно обусловлено отождествлением его с мужчинами и женщинами, которые присутствуют в его жизни. Все дети приобретают характерные черты мужчин и женщин, которые их окружают, включая эти особенности в собственные индивидуальные характеристики и системы ценностей. Помимо этого на них оказывают влияние герои телевизионных передач и спортивных мероприятий, а также взрослые, принимающие участие в других родах деятельности их жизни. Спустя некоторое время совместное действие всех этих влияний может оказаться определяющим для закрепления многих мужских или женских качеств. Вероятно, наиболее значимым фактором является тонкость взаимоотношений каждого ребенка с его отцом и матерью, а также особенности поведения родителей по отношению друг к другу и к ребенку, которые оказывают влияние на его или ее проявление особенностей поведения, свойственных его/ее полу.

Стереотипы полового поведения ребенка

Стереотипы характерных особенностей мужского и женского поведения занимают прочное место в нашем обществе, и когда склонности и интересы ребенка отличаются от принятых форм поведения, он часто подвергается насмешкам и дискриминации.
Беспокойство вас как родителя по поводу того, как вашего подростка принимает общество, вполне объяснимо. Вы стараетесь научить его, как следует вести себя в обществе, чтобы он мог выбирать правильные действия, являясь членом данной культуры, даже если в некоторых случаях они противоречат его интересам и способностям. Тем не менее вам следует правильно оценивать свои благие намерения, направленные на подчинение его определенным нормам, и не забывать о том, что ребенок должен при этом чувствовать себя комфортно и оставаться в ладу с самим собой. Даже если он не соответствует принятым стереотипам - к примеру, если ваш сын не проявляет особых успехов в спорте либо же абсолютно им не интересуется, - всегда имеется множество различных возможностей и сфер для проявления способностей. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, и в некоторых случаях они могут не соответствовать ожиданиям со стороны окружающего общества либо его самого. Тем не менее они по-прежнему могут служить источником его настоящего и будущего успеха и уверенности.
Заметим не без иронии, что стереотипы со временем эволюционируют. На протяжении последних нескольких десятилетий наблюдается волна происходящих изменений в половых ролях и поведении. Сегодня от женщин ждут проявления большей самоуверенности и «феминизма», чем проявляли их мамы и бабушки. От мужчин общество ожидает проявления мягкости, большего сострадания и более «феминистической» позиции.
Таким образом, не пытайтесь заставить своего ребенка соответствовать принятым на данный момент или традиционным формам полового поведения, а вместо этого помогите ему развить собственный уникальный потенциал. Не уделяйте слишком много внимания и беспокойства тому, соответствуют ли интересы и сильные стороны ребенка социальным ролям, определенным обществом на данный момент. Дайте ему возможность проявить себя по-своему.

Когда происходит смешение отличительных особенностей полов

Временами у детей наблюдается смешение половых ролей. К примеру, мальчики не только перестают проявлять интерес к спорту, но и отождествляют себя с женским полом. Таким же образом некоторые девочки проявляют у себя больше мужских черт.
В результате возникновения противоречий в половой принадлежности дети могут отрицать различие полов. Вместо того чтобы учиться принимать себя таким, какой он есть на самом деле, ребенок может выражать неприязнь к той части себя, из-за которой он и является мальчиком или девочкой.
В самых крайних случаях мальчик может вести себя более женственно, и у него будет проявляться одна из следующих характеристик.

  • Он хочет быть девочкой.
  • Он хочет вырасти женщиной.
  • Он проявляет повышенный интерес к женским родам занятий, включая игры с куклами или игры, где он выступает в роли девочки или женщины.
  • Он проявляется повышенный интерес к косметике, ювелирным изделиям или одежде для девочек, ему нравится надевать на себя предметы одежды для девочек.
  • Его излюбленными друзьями являются девочки.
  • В редких случаях он может носить одежду противоположного пола и на самом деле считать себя девочкой.

Мальчики с проявлением женских черт в некоторых случаях подвергаются насмешкам, сверстники дразнят их, называя гомосексуалистами, и избегают их. Такое неприятие мальчика может только усиливаться по мере его взросления. В результате мальчики замыкаются в себе, становятся неуверенными или подавленными и начинают бороться со своей самооценкой и социальными взаимоотношениями.
С другой стороны, девочек, отождествляющих себя с мальчиками, называют сорванцами. Как правило, они сталкиваются с меньшим количеством насмешек и сложностей в отношениях со сверстниками, чем женоподобные мальчики. Для многих девочек некоторая доля озорства является естественной линией поведения, направленной на формирование здоровой подростковой половой индивидуальности. Тем не менее в редких случаях у девочек проявляются следующие характерные черты.

  • Они изъявляют желание быть мальчиком.
  • Они предпочитают дружить и общаться с мальчиками.
  • Во время игр с вымышленными героями и событиями они предпочитают мужские роли.

Эти характерные черты служат причиной возникновения противоречий или смешений полов и взаимоотношений со сверстниками одного с ними пола. Вероятные причины этих вариаций гипотетические и противоречивые. Результаты исследований доказывают, что определенную роль в смешении характерных особенностей полов играют как биологические факторы, так и социальные навыки.
Влияние семьи и родителей также может способствовать смешению полов. Исследования семейных отношений показывают, что у женоподобных мальчиков очень тесные взаимоотношения с матерями и холодные с отцами. Результаты исследований наводят на мысль, что матери некоторых женоподобных мальчиков сами способствуют и поддерживают «женственный» род занятий своих сыновей.
Родители таких детей часто задают вопрос, повлияет ли смешение поведения на сексуальные предпочтения и ориентацию позже, то есть станет ли их ребенок гомосексуалистом. Долгосрочные исследования свидетельствуют о том, что некоторые (но отнюдь не все) женственные мальчики и девочки-сорванцы на самом деле становятся бисексуалами или гомосексуалистами в более позднем подростковом и взрослом возрасте.

Что делать?

Если у вашего ребенка среднего подросткового возраста проявляются нарушения и смешение определений полов, поговорите с ним или с ней напрямую о поведении мальчиков и девочек, мужчин и женщин. К примеру, поговорите с ребенком о характерных манерах или поведении, которые могут вызвать реакцию окружающих-, и вместе с ним определите более подходящие действия. Чуткий диалог может помочь вашему ребенку лучше понять свое поведение и то, почему оно вызывает такую реакцию со стороны сверстников. Если вы поддержите ребенка, это укрепит его самооценку и поможет ему противостоять давлению со стороны сверстников и общества, с которым ему приходится сталкиваться.
Помимо приложения ваших собственных усилий поговорите с педиатром, который может посоветовать вам обратиться за консультацией к детскому психиатру или психологу, чтобы помочь подростку преодолеть подростковое половое смешение и внутренний конфликт. Консультация специалиста в области психического здоровья может потребоваться в том случае, если существуют вопросы в отождествлении полов, в особенности если присутствует хотя бы один из следующих моментов:

  • ребенок отказывается принимать свой биологический пол;
  • ребенок играет с детьми только противоположного пола;
  • в школе ребенок социально изолирован и/или его дразнят или высмеивают сверстники.

Профессиональное вмешательство на ранней стадии может оказать помощь ребенку с признаками полового смешения. Тем не менее существует слишком мало доказательств того, что психологическая помощь действительно может оказать влияние на половое отождествление в среднем подростковом возрасте.
Наше общество продолжает двигаться в направлении разрушения многих стереотипов, определяющих и ограничивающих наше поведение, создавая атмосферу более широкого полового равенства и сбалансированности. Необходимость или желание получить профессиональную помощь должно быть лишь в некоторой мере обусловлено определенным дискомфортом внутри семьи - гораздо в большей степени социальным дискомфортом самого ребенка.

Сексуальная ориентация ребенка

Сексуальная ориентация ребенка - область, которая может вызывать беспокойство некоторых родителей. Интересы и поведение ребенка в среднем подростковом возрасте могут вызывать обеспокоенность со стороны матери и отца в отношении существующей вероятности того, что их ребенок гомосексуалист. Они могут без повода наказывать ребенка или обращаться за помощью к специалисту для того, чтобы убедиться, что их ребенок станет гетеросексуальным.
Тем не менее это такое время, когда первостепенным для ребенка являются одобрение и поддержка. Физическое и эмоциональное тяготение человека к лицам того же или противоположного пола - явление биологического порядка. Результаты некоторых последних исследований свидетельствуют о том, что головной мозг гомосексуального мужчины - в особенности количество тканей в области гипоталамуса - отличается от мозга гетеросексуального мужчины. Только в редких случаях, если таковые вообще могут случиться, сексуальная ориентация обусловлена личным опытом и окружающей средой.
Сексуальная ориентация вашего ребенка на самом деле твердо проявится к среднему возрасту. Но поскольку возможности проверить и выявить сексуальную ориентацию практически не существует, она может оставаться незамеченной остальными членами семьи до юношеского и более старшего возраста. Между тем помните о том, что многие дети пробуют различные формы взаимоотношений со своими сверстниками, которые могут быть перепутаны с гетеросексуальной или гомосексуальной ориентацией.
Самой большой сложностью для детей и родителей-гомосексуалистов является социальное давление, требующее от них гетеросексуального поведения, а также дискриминация, с которой им, вероятно, приходится сталкиваться из-за их сексуальной ориентации. Это может стать причиной изолированности от сверстников и даже семьи, из-за чего сильно пострадают их самооценка и уверенность в себе. Существенная часть попыток подросткового суицида связана с вопросами смешения полов и осознанным неприятием юноши или девушки с гомосексуальной ориентацией.
Сексуальную ориентацию изменить невозможно. Гетеросексуальность или гомосексуальность ребенка прочно укореняется, являясь его частью. Самая важная роль вас как родителя заключается в том, чтобы показать ребенку свое понимание, уважение и поддержку. Неосуждающий подход позволит вам добиться доверия ребенка и лучшего положения, благодаря которому вы сможете помочь ему справиться с этим непростым периодом его жизни. Вы должны оказать ребенку свою помощь и поддержку вне зависимости от его сексуальной ориентации.

Принадлежность и гендерная психология сейчас у всех на слуху. Так что же такое гендер? намного шире, чем простая принадлежность индивида к определенному полу. Биологический пол субъекта не подлежит изменениям на протяжении всей его жизни (за исключением случаев хирургического вмешательства). Гендер же представляет собой, скорее, которая имеет свойства меняться в ходе развития общества, а также неодинакова у различных культур и сообществ.

Определение

Так что же такое гендер? Определение данного понятия заключается в описании всего поведенческого комплекса, который характеризует субъект как мужчину или как женщину. Следует отметить, что физиологические аспекты здесь играют второстепенную роль. В первую очередь гендер - это социально обусловленная модель человека, определяющая его положение в обществе. В понятие гендера входит совокупность культурных и социальных норм, предписываемых человеку обществом в зависимости от физиологического пола. Другими словами, гендер - это то, какими чертами должен обладать человек как мужчина или как женщина.

Таким образом, гендерные роли определяются характеристиками общества, в котором живет человек. Следует также отметить, что биологический мужчина может вовсе не иметь гендерной принадлежности к мужчинам, так же как и женщина.

Проблема гендерной идентичности

Каким же образом происходит гендерное становление человека в обществе, как он ассимилирует полоролевые характеристики, какие проблемы возникают, если этого не происходит? Становление или конструирование половой идентификации субъекта на протяжении жизни - в этом заключается проблема гендера как В процессе проходит через ряд стадий конструирования гендерной идентичности. Первая - это собственно половая идентичность. Субъект осознает свою биологическую принадлежность к определенному полу, осознает свое тело. На второй стадии происходит обучение и принятие социальных ролей, свойственных полу в данном обществе. И, наконец, на третьей стадии осуществляется завершение структуры гендера личности; человек воспринимает себя как часть социальной структуры, выстраивает соответствующие отношения между полами. Таким образом, гендер - это функционирования общества, с его помощью выстраиваются определенные отношения, создается система социальных стереотипов и т.п.

Понятие о гендере в общественном представлении

Наверняка многие слышали такие высказывания, как "настоящий мужчина должен...", "женщине пристало..." и т.д. Это система социальных стереотипов относительно гендерной принадлежности. В современном мире установления равноправия полов, разрушения института брака и семьи человек дезориентирован, он не знает, какие роли присущи определенному гендеру. Происходит смешение, отторжение многими людьми предписываемых архаичным обществом гендерных ролей. Таким образом, в современном мире гендер - это довольно размытое понятие, которое с течением времени должно, несомненно, измениться под запросы общества.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...