Большая энциклопедия нефти и газа. Особенности слуховых и осязательных ощущений

Звук является объектом слухового ощущения. Он оценивается человеком субъективно. Все субъективные характеристики слухового ощущения связаны с объективными характеристиками звуковой волны. Воспринимая звуки, человек различает их по высоте, тембру, громкости.

Высота тона обусловлена, прежде всего, частотой основного тона (чем больше частота, тем более высоким воспринимается звук). В меньшей степени высота зависит от интенсивности волны (звук большей интенсивности воспринимается более низким).

Тембр звука определяется его гармоническим спектром. Различные акустические спектры соответствуют разному тембру, даже в том случае, когда основной тон у них одинаков. Тембр - это качественная характеристика звука.

Субъективной физиологической характеристикой звука также является громкость Е , которая характеризует уровень слухового ощущения. В основе измерения громкости лежит психофизический закон Вебера-Фехнера . Согласно ему

при увеличении раздражения в геометрической прогрессии ощущение этого раздражения возрастает в арифметической прогрессии . Из этого закона следует, что громкость звука

где – интенсивность звука, – интенсивность звука на пороге слышимости, – некоторый коэффициент пропорциональности, зависящий от частоты и интенсивности звука. Громкость выражается в фонах (фон). Принято считать, что на частоте 1кГц шкалы громкости и уровня интенсивности совпадают. В этом случае = 1 и 1 фон = 1 дб. Громкость на других частотах измеряют сравниванием исследуемой громкости звука с громкостью звука частотой 1 кГц.

Для нахождения соответствия между громкостью и интенсивностью звука на разных частотах пользуются кривыми равной громкости. Их строят на основании средних данных, полученных для людей с нормальным слухом. Нижняя кривая соответствует интенсивности самых слабых слышимых звуков – порогу слышимости. Для всех частот этой кривой Е = 0, для частоты 1 кГц интенсивность звука . Верхняя кривая соответствует порогу болевого ощущения.

Метод измерения остроты звука называется аудиометрией . При аудиометрии на приборе (аудиометре) определяют порог слухового ощущения на разных частотах. Полученная кривая называется спектральной характеристикой уха на пороге слышимости или аудиограммой (рис.2).

Потеря слуха в результате нарушения проведения звука или частичного поражения звуковосприятия может быть компенсирована с помощью слуховых аппаратов-усилителей. В последние годы в этой области наблюдается большой прогресс, связанный с развитием аудиологии и быстрым внедрением достижений электроакустической аппаратуры на основе микроэлектроники. Созданы миниатюрные слуховые аппараты, работающие в широком частотном диапазоне.

Однако при некоторых тяжелых формах тугоухости и глухоты слуховые аппараты не помогают больным. Это имеет место, например, когда глухота связана с поражением рецепторного аппарата улитки. В этом случае улитка не генерирует электрические сигналы при воздействии механических колебаний.

Такие поражения могут быть вызванные неправильной дозировкой лекарственных препаратов, применяемых для лечения заболеваний, совсем не связанных с лор-болезнями. В настоящее время возможна частичная реабилитация слуха и у таких больных. Для этого необходимо имплантировать электроды в улитку и подавать на них электрические сигналы, соответствующие тем, которые возникают при воздействии механического стимула. Такое протезирование основной функции улитки осуществляется с помощью кохлеарных протезов.

Тимпанометрия - метод измерения податливости звукопроводящего аппарата слуховой системы под влиянием аппаратного изменения воздушного давления в слуховом проходе.

Данный метод позволяет оценить функциональное состояние барабанной перепонки, подвижность цепи слуховых косточек, давление в среднем ухе и функцию слуховой трубы. Исследование начинается с установки зонда с надетым на него ушным вкладышем в начале наружного слухового прохода, который герметично перекрывает слуховой проход. Через зонд в слуховом проходе создается избыточное (+) или недостаточное (–) давление, а затем подается звуковая волна определенной интенсивности. Дойдя до барабанной перепонки, волна частично отражается и возвращается к зонду.

Измерение интенсивности отраженной волны позволяет судить о звукопроводящих возможностях среднего уха. Чем больше интенсивность отраженной звуковой волны, тем меньше подвижность звукопроводящей системы. Мерой механической податливости среднего уха является параметр подвижности, измеряемый в условных единицах.

В процессе исследования давление в среднем ухе изменяют от +200 до –200 дПа. При каждом значении давления определяется параметр подвижности. Результатом исследования является тимпанограмма, отражающая зависимость параметра подвижности от величины избыточного давления в слуховом проходе.

При отсутствии патологии среднего уха максимум подвижности наблюдается при отсутствии избыточного давления

(Р = 0) рис.3.

Рис. 3. Тимпанограммы при различной степени подвижности

Повышенная подвижность свидетельствует о недостаточной упругости барабанной перепонки или о вывихе слуховых косточек. Пониженная подвижность указывает на избыточную жесткость среднего уха, связанную, например, с наличием жидкости.

При патологии среднего уха вид тимпанограммы изменяется, рис. 4.

Рис. 4. Основные типы тимпанограмм при патологиях среднего уха:

а - отсутствие патологии; б - экссудативный средний отит;

в - нарушение проходимости слуховой трубы; г - атрофические изменения барабанной перепонки; д - разрыв слуховых косточек

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, т.е. продольных колебаний частиц воздуха, распространяющихся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука.

Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Строгой границы между этими группами звуков нет, так как музыкальные звуки содержат шумы, а шумы могут содержать элементы музыкальных звуков. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Основными качествами слуховых ощущений являются: а) громкость, б) высота, в) тембр, г) длительность, д) пространственное определение источника звука. Каждое из этих качеств слуховых ощущений отражает определенную сторону физической природы звука.

В ощущении громкости отражается амплитуда колебаний. Амплитудой колебаний является наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее.

Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при

непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии. Единицами измерения громкости звука являются децибелы.

Громкость обычной человеческой речи на расстоянии 1 метра составляет 16-22 децибел, шум на улице (без трамвая) -до 30 децибел, шум в котельной - 87 децибел.

В ощущении высоты звука отражается частота колебаний звуковой волны (а, следовательно, и длины ее волны). Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука.

Высота звука измеряется в герцах, т.е. в количестве колебаний звуковой волны в секунду. Чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый сигнал. Человек способен воспринимать звуковые колебания, частота которых находится в пределах от 20-20 000 герц (рис. 15), причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения.

частота в герцах

Рис. 15. Границы зоны подлинных слуховых ощущений с областями речевых и музыкальных звуков (по Р. Шошолю, 1966)

Верхняя граница слуха у детей - 22 000 герц. К старости эта граница понижается до 15 000 герц и ниже. Поэтому пожилые люди часто не слышат высоких звуков, например стрекотание кузнечиков. У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека (у собаки она доходит до 38 000 Гц.) При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли.

В ощущении тембра звука отражается форма звуковой волны. В самом простом случае форма звукового колебания будет соответствовать синусоиде. Такие звуки получили название «простых». Их можно получить только с помощью специальных приборов. Близким и простому звуку является звучание камертона -прибора, используемого для настройки музыкальных инструментов. Окружающие нас звуки состоят из различных звуковых элементов, поэтому форма их звучания, как правило, не соответствует синусоиде. Но тем не менее музыкальные звуки возникают при звуковых колебаниях, имеющих форму строгой периодической последовательности, а у шумов - наоборот.

Таким образом, сочетание простых звуков в одном сложном придает своеобразие форме звукового колебания и определяет тембр звучания. Тембр звучания зависит от степени слияния звуков. Чем проще форма звукового колебания, тем приятнее звучание. Поэтому принято выделять приятное звучание - консонанс и неприятное звучание - диссонанс.

Тембром называется то специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками (рояль, скрипка, флейта). Очень часто о тембре говорят как об «окраске» звука.

Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К.Сишор, 1935), придающему звуку человеческого голоса, скрипки большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты, интенсивности и тембра звука. Вибрато специально изучалось К.Сишором с помощью фотоэлектрических снимков. По его данным, вибрато, будучи выражением чувства в голосе, не дифференцировано для различных чувств. Вибрато играет значительную роль в музыке

и пении; оно представлено и в речи, особенно эмоциональной. Хорошее вибрато порождает впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства.

Продолжительность действия звука и временные отношения между отдельными звуками отражаются в виде той или иной длительности слуховых ощущений.

Слуховое ощущение относит звук к его источнику, звучащему в определенной среде, т.е. определяет местоположение звука. В лаборатории Павлова было обнаружено, что после рассечения мозолистого тела собаки исчезает способность определения местоположения источника звука. Таким образом, пространственная локализация звука определяется парной работой больших полушарий.

Каждое слуховое ощущение представляет собой взаимосвязь между основными качествами слуха, которые отражают взаимосвязь акустических и временно-пространственных свойств предметов и среды распространения исходящих от них звуковых волн.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, т.е. продольных колебаний частиц воздуха, распространяющихся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука.

Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Строгой границы между этими группами звуков нет, так как музыкальные звуки содержат шумы, а шумы могут содержать элементы музыкальных звуков. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Основными качествами слуховых ощущений являются: а) громкость, б) высота, в) тембр, г) длительность, д) пространственное определение источника звука. Каждое из этих качеств слуховых ощущений отражает определенную сторону физической природы звука.

В ощущении громкости отражается амплитуда колебаний. Амплитудой колебаний является наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее.

Сила звука и громкость — понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость — качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.

Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии. Единицами измерения громкости звука являются децибелы.

Громкость обычной человеческой речи на расстоянии 1 метра составляет 16-22 децибел, шум на улице (без трамвая) — до 30 децибел, шум в котельной — 87 децибел.

В ощущении высоты звука отражается частота колебаний звуковой волны (а, следовательно, и длины ее волны). Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука.

Высота звука измеряется в герцах, т.е. в количестве колебаний звуковой волны в секунду. Чем больше частота, тем более высоким кажется нам воспринимаемый сигнал. Человек способен воспринимать звуковые колебания, частота которых находится в пределах от 20-20 000 герц, причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения.

речевых и музыкальных звуков (по Р. Шошолю, 1966)

Верхняя граница слуха у детей — 22 000 герц. К старости эта граница понижается до 15 000 герц и ниже. Поэтому пожилые люди часто не слышат высоких звуков, например стрекотание кузнечиков.

У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека (у собаки она доходит до 38 000 Гц.) При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли.

В ощущении тембра звука отражается форма звуковой волны. В самом простом случае форма звукового колебания будет соответствовать синусоиде. Такие звуки получили название «простых». Их можно получить только с помощью специальных приборов. Близким и простому звуку является звучание камертона — прибора, используемого для настройки музыкальных инструментов. Окружающие нас звуки состоят из различных звуковых элементов, поэтому форма их звучания, как правило, не соответствует синусоиде. Но тем не менее музыкальные звуки возникают при звуковых колебаниях, имеющих форму строгой периодической последовательности, а у шумов — наоборот.

Таким образом, сочетание простых звуков в одном сложном придает своеобразие форме звукового колебания и определяет тембр звучания. Тембр звучания зависит от степени слияния звуков. Чем проще форма звукового колебания, тем приятнее звучание. Поэтому принято выделять приятное звучание — консонанс и неприятное звучание — диссонанс.

Тембром называется то специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками (рояль, скрипка, флейта). Очень часто о тембре говорят как об «окраске» звука.

Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К.Сишор, 1935), придающему звуку человеческого голоса, скрипки большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты, интенсивности и тембра звука. Вибрато специально изучалось К.Сишором с помощью фотоэлектрических снимков. По его данным, вибрато, будучи выражением чувства в голосе, не дифференцировано для различных чувств. Вибрато играет значительную роль в музыке и пении; оно представлено и в речи, особенно эмоциональной. Хорошее вибрато порождает впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства.

Продолжительность действия звука и временные отношения между отдельными звуками отражаются в виде той или иной длительности слуховых ощущений.

Слуховое ощущение относит звук к его источнику, звучащему в определенной среде, т.е. определяет местоположение звука. В лаборатории Павлова было обнаружено, что после рассечения мозолистого тела собаки исчезает способность определения местоположения источника звука. Таким образом, пространственная локализация звука определяется парной работой больших полушарий.

Каждое слуховое ощущение представляет собой взаимосвязь между основными качествами слуха, которые отражают взаимосвязь акустических и временно-пространственных свойств предметов и среды распространения исходящих от них звуковых волн.


Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.
Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.
Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Под амплитудой колебания разумеют наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее. Сила звука расстояния уха прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Эта сила зависит также от от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук. Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии.
Звуковые волны различаются, во-вторых, но частоте или продолжительности колебаний. Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука. Волны различного числа колебаний в 1 с или в период колебания дают звуки, различные по высоте: волны с колебаниями большой частоты (и малого периода колебаний) отражаются в виде высоких звуков, волны с колебаниями малой частоты (и большого периода колебаний) отражаются в виде низких звуков.
Звуковые волны, вызываемые звучащим телом, источником звука, различаются, в-третьих, формой колебаний, т.е. формой той периодической кривой, в которой абсциссы пропорциональны времени, а ординаты - удалениям колеблющейся точки от своего положения равновесия. Форма колебаний звуковой волны отражается в тембре звука - том специфическом качестве, которым звуки той же высоты и силы на различных инструментах (рояль, скрипка, флейта и т. д.) отличаются друг от друга.
Зависимость между формой колебания звуковой волны и тембром не однозначна. Если два тона имеют различный тембр, то можно определенно сказать, что они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Тоны могут иметь совершенно одинаковый тембр, и, однако, форма колебаний их при этом может быть различна. Другими словами, формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны.
Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах.
Кривая музыкального звука может быть разложена чисто математическим
путем по методу Фурье на отдельные, наложенные друг на друга синусоиды. Любая звуковая кривая, будучи сложным колебанием, может быть представлена как результат большего или меньшего числа синусоидальных колебаний, имеющих число колебаний в секунду, возрастающее, как ряд целых чисел 1,2,3, 4. Наиболее низкий тон, соответствующий 1, называется основным. Он имеет тот же период, как и сложный звук. Остальные простые тоны, имеющие вдвое, втрое, вчетверо и т. д. более частые колебания, называются верхними гармоническими, или частичными (парциальными), или обертонами.
Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые - периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф. Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).
В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.
Основными свойствами всякого звука являются: 1) его громкость, 2) высота и 3) тембр.
1. Громкость. Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.
Согласно закону Вебера-Фехнера, громкость некоторого звука будет пропорциональна логарифму отношения его силы J к силе того же самого звука на пороге слышимости Jо:
J
L = K log Jо
В этом равенстве К - коэффициент пропорциональности, а L выражает величину, характеризующую громкость звука, сила которого равна J; ее обычно называют уровнем звука.
Если коэффициент пропорциональности, являющийся величиной произвольной, принять равным единице, то уровень звука выразится в единицах, получивших название белов:
J
L = log J o Б
Практически оказалось более удобным пользоваться единицами, в 10 раз меньшими; эти единицы получили название децибелов. Коэффициент К при этом, очевидно, равняется 10. Таким образом:
J
L = log J o д Б
Минимальный прирост громкости, воспринимаемый человеческим ухом, равен примерно 1дБ. <...>
Известно, что закон Вебера-Фехнера теряет силу при слабых раздражениях; поэтому уровень громкости очень слабых звуков не дает количественного представления об их субъективной громкости.
Согласно новейшим работам, при определении разностного порога следует учитывать изменение высоты звуков. Для низких тонов громкость растет значительно быстрее, чем для высоких.
Количественное измерение громкости, непосредственно ощущаемой нашим слухом, не столь точно, как оценка на слух высоты тонов. Однако в музыке давно применяются динамические обозначения, служащие для практического определения величины громкости. Таковы обозначения: ррр (пиано-пианиссимо), рр (пианиссимо), р (пиано), тр (меццо-пиано), mf (меццо-форте), ff (фортиссимо), fff (форте-фортиссимо). Последовательные обозначения этой шкалы означают примерно удвоение громкости.
Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в некоторое (небольшое) число раз (в 2, 3, 4 раза). При этом удвоение громкости получается примерно как раз при прибавке около 20 дБ. Дальнейшая оценка увеличения громкости (более чем в 4 раза) уже не удается. Исследования, посвященные этому вопросу, дали результаты, резко расходящиеся с законом Вебера-Фехнера. Они показали также наличие значительных индивидуальных отличий при оценке удвоения громкостей.
При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.
Измерение громкости обычно производится в децибелах. С. Н. Ржевкин указывает, однако, что шкала децибелов не является удовлетворительной для количественной оценки натуральной громкости. Например, шум в поезде метро на полном ходу оценивается в 95 дБ, а тикание часов на расстоянии 0,5 м - в 30 дБ. Таким образом, по шкале децибелов отношение равно всего 3, в то время как для непосредственного ощущения первый шум почти неизмеримо больше второго. <...>
2. Высота. Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости. Нижняя граница слуха у человека составляет примерно 15-19 колебаний; верхняя - приблизительно 20000, причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения. Обе границы изменчивы, верхняя в особенности в зависимости от возраста; у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает. У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека; у собаки она доходит до 38 000 Гц (колебаний в секунду).
При воздействии частот выше 15 000 Гц ухо становится гораздо менее чувствительным; теряется способность различать высоту тона. При 19 000 Гц предельно слышимыми оказываются лишь звуки, в миллион раз более интенсивные, чем при 14 000 Гц. При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли. Область слухового восприятия охватывает свыше 10 октав и ограничена сверху порогом осязания, снизу порогом слышимости. Внутри этой области лежат все воспринимаемые ухом звуки различной силы и высоты. Наименьшая сила требуется для восприятия звуков от 1000 до 3000 Гц. В этой области ухо является наиболее чувствительным. На повышенную чувствительность уха в области 2000-3000 Гц указывал еще Г. Л. Ф. Гельмгольц; он объяснял это обстоятельство собственным тоном барабанной перепонки.
Величина порога различения, или разностного порога, высоты (по данным Т. Пэра, В. Штрауба, Б. М. Теплова) в средних октавах у большинства людей находится в пределах от 6 до 40 центов (цент - сотая доля темперированного полутона). У высокоодаренных в музыкальном отношении детей, обследованных Л. В. Благонадежиной, пороги оказались равны 6-21 центам.
Существует собственно два порога различения высоты: 1) порог простого различения и 2) порог направления (В. Прейер и др.). Иногда при малых различениях высоты испытуемый замечает различие в высоте, не будучи, однако, в состоянии сказать, какой из двух звуков выше.
Высота звука, как она обычно воспринимается в шумах и звуках речи, включает два различных компонента - собственно высоту и тембровую характеристику.
В звуках сложного состава изменение высоты связано с изменением некоторых тембровых свойств. Объясняется это тем, что при увеличении частоты колебаний неизбежно уменьшается число частотных тонов, доступных нашему слуховому аппарату. В шумовом и речевом слышании эти два компонента высоты не дифференцируются. Вычленение высоты в собственном смысле слова из ее тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания (Б. М. Теплов). Оно совершается в процессе исторического развития музыки как определенного вида человеческой деятельности.
Один вариант двухкомпонентной теории высоты развил Ф. Брентано, и вслед за ним, исходя из принципа октавного сходства звуков, Г. Ревеш различает качество и светлость звука. Под качеством звука он понимает такую особенность высоты звука, благодаря которой мы различаем звуки в пределах октавы. Под светлостью - такую особенность его высоты, которая отличает звуки одной октавы от звуков другой. Так, все «до» качественно тожественны, но по светлости отличны. Еще К. Штумпф подверг эту концепцию резкой критике. Конечно, октавное сходство существует (так же как и сходство квинтовое), но оно не определяет никакого компонента высоты.
М. Мак-Майер, К. Штумпф и особенно В. Келер дали другую трактовку двухкомпонентной теории высоты, различив в ней собственно высоту и тембровую характеристику высоты (светлость). Однако эти исследователи (так же как и Е. А. Мальцева) проводили различение двух компонентов высоты в чисто феноменальном плане: с одной и той же объективной характеристикой звуковой волны они соотносили два различных и отчасти даже разнородных свойства ощущения. Б. М. Теплов указал на объективную основу этого явления, заключающуюся в том, что с увеличением высоты изменяется число доступных уху частичных тонов. Поэтому различие тембровой окраски звуков различной высоты имеется в действительности лишь в сложных звуках; в простых тонах она представляет собой результат переноса.
В силу этой взаимосвязи собственно высоты и тембровой окраски не только различные инструменты отличаются по своему тембру друг от друга, но и различные по высоте звуки на том же самом инструменте отличаются друг от друга не только высотой, но и тембровой окраской. В этом сказывается взаимосвязь различных сторон звука - его звуковысотных и тембровых свойств.
3. Тембр. Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т. е. число, порядок и относительную силу входящих в его состав частичных тонов (гармонических и негармонических).
По Гельмгольцу, тембр зависит от того, какие верхние гармонические тоны примешаны к основному, и от относительной силы каждого из них.
В наших слуховых ощущениях тембр сложного звука играет очень значительную роль. Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н. А. Гарбузова, верхние натуральные призвуки, имеют большое значение также и в восприятии гармонии.
Тембр, как и гармония, отражает звук, который в акустическом своем составе является созвучием. Поскольку это созвучие воспринимается как единый звук без выделения в нем слухом акустически в него входящих частичных тонов, звуковой состав отражается в виде тембра звука. Поскольку же слух выделяет частичные тоны сложного звука, возникает восприятие гармонии. Реально в восприятии музыки имеет обычно место и одно и другое. Борьба и единство этих двух взаимопротиворечивых тенденций - анализировать звук как созвучие и воспринимать созвучие как единый звук специфической тембровой окраски - составляет существенную сторону всякого реального восприятия музыки.
Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К. Сишор), придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т. д. большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты и интенсивности звука.
Вибрато играет значительную роль в музыке и пении; оно представлено и в речи, Особенно эмоциональной. Поскольку вибрато имеется у всех народов и у детей, особенно музыкальных, встречаясь у них независимо от обучения и упражнения, оно, очевидно, является физиологически обусловленным проявлением эмоционального напряжения, способом выражения чувства.
Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств. Вокальное вибрато возникает в результате периодичности сокращения парных мышц, наблюдающейся при нервной разрядке в деятельности различных мышц, не только вокальных. Напряжение и разрядка, выражающиеся в форме пульсирования, однородны с дрожанием, вызываемым эмоциональным напряжением.
Существует хорошее и дурное вибрато. Дурное вибрато такое, в котором имеется излишек напряжения или нарушение периодичности. Хорошее вибрато является периодической пульсацией, включающей определенную высоту, интенсивность и тембр и порождающей впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства тона.
То обстоятельство, что вибрато, будучи обусловлено изменениями высоты и интенсивности звука, воспринимается как тембровая окраска, снова обнаруживает внутреннюю взаимосвязь различных сторон звука. При анализе высоты звука уже обнаружилось, что высота в ее традиционном понимании, т. е. та сторона звукового ощущения, которая определяется частотой колебаний, включав не только высоту, в собственном смысле слова, и тембровый компонент светлоты. Теперь обнаруживается, что в свою очередь в тембровой окраске - в вибрато - отражается высота, а также интенсивность звука. Различные музыкальные инструменты отличаются друг от друга тембровой характеристикой. <...>

Чувство слуха

Человек, понимающий, что слух связан с самыми глубокими сферами нашего сознания, является очень удачливым. Придавая позитивному слушанию первостепенное значение, несомненно, он способен увеличить силу своего разума.

Благодаря чувству слуха человек способен воспринимать звук посредством тонкого элемента эфира. Сложно, не правда ли9 Никто не может толком сказать, что такое эфир, не говоря уже о тонком элементе эфира. Допустим, мы знаем, что есть воздух, он проявлен. Но если я скажу, что есть тонкий элемент воздуха, это уже становится непонятным. Однако это та же самая прана. С праной мы уже разобрались: это и есть тонкий элемент воздуха. Аналогично и эфир. Есть безвоздушное пространство, его иногда также называют эфиром, но тонкий элемент эфира имеет ещё более тонкую природу. Безвоздушное пространство существует благодаря тонкому элементу эфира. Что такое вода - понятно. Огонь, земля, воздух, твёрдое, плазматическое состояние, жидкое, газообразное - всё это мы уже знаем. Но что такое тонкие элементы земли, воды, огня, воздуха и эфира мы не знаем. Это самое тонкое состояние материи, Объяснить, как они действуют можно с помощью сравнения. Всем известно, что воду без стакана не соберёшь - надо ее налить в стакан, иначе она растекается. Пользуясь этой же аналогией нетрудно понять, что для нахождения самой воды, в каком-либо месте требуется определённая сила или тонкий элемент воды. Без него вода не способна сконцентрироваться. Тонкий элемент воды это само качество воды - поддерживать жидкое состояние своего вещества. Приведём пример иллюстрирующий это. Если человек, пройдя по пустыне, высох от жажды, то напившись воды, он восстанавливает свои ткани. Однако если теоретически предположить, что у него не будет резерва тонкого элемента воды, сколько бы он не пил - воды в организме больше не станет, поскольку её негде будет разместить. Организм в последнем случае не имеет силы впитать поступающую в него воду- Сложно понять. Но, несмотря на всю сложность в понимании этого явления, оно, тем не менее, существует.

В нашей вселенной, согласно ведической космологии, существует четырнадцать уровней планетных систем. Они выстроены друг над другом, каждый уровень имеет форму диска и по описанию похож на галактику. На каждом из уровней планеты тела живых существ состоят из материи с преобладанием одного из пяти тонких элементов В зависимости от этого грубая материя также, копируя тонкую, находится с преобладанием эфира, воздуха, воды, огня, и земли, в своём строении. Вот перечень названий этих планетных систем:

Сатьялока - преобладает тонкий элемент эфира. Тела всех живых существ имеют эфирную плотность.

Тапалока - преобладает тонкий элемент воздуха. Тела всех живых существ в основном состоят из воздуха.

Джнаналока - преобладает тонкий элемент воздуха. Тела всех живых существ в основном состоят из воздуха,

Махарлока - преобладает тонкий элемент огня. Тела всех живых существ преимущественно состоят из огня.

Сварлока - преобладает тонкий элемент огня. Тела всех живых существ преимущественно состоят из огня.

Бхуварлока - преобладает - гонкий элемент воды. Тела всех живых существ преимущественно состоят из воды.

Бхурлока - тонкие элементы воды и земли, наша Земля находится на этом уровне. Тела всех живых существ состоят с преобладанием воды или земли.

Атала - преобладает тонкий элемент земли. Тела-всех живых существ имеют плотность земли

Витала -

Сутала -

Талатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли-

Расатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли.

Махатала - преобладает тонкий элемент земли. Тела всех живых существ имеют плотность земли.

Ратала - преобладает тонкий элемент земли. Тела живых существ имеют плотность земли.

Интересно в этой связи отметить, что, начиная с 8-го уровня и ниже, живые существа живут только в тонком теле, тем не менее, тонкий элемент земли там имеет максимальную плотность, Так живые существа, совершающие дурные поступки рождаются на нижних планетах. Там они отрабатывают свою плохую карму. На уровне средних планет количество наслаждений и страданий примерно выравнивается. На высших же планетах рождаются существа с хорошей кармой и испытывают счастье. Тонкий элемент земли на низших планетах вселенной имеет очень большую плотность. Живые существа там испытывают, в основном, всевозможные страдания. На нашем уровне (средних планетных систем) преобладает земля с водой, мы имеем водянисто - земляное строение. На тех планетах, где преобладает тонкий элемент воды, живые существа имеют водянистое строение, количество земли в их тканях намного меньше. Для нас не трудно понять, как тело может состоять почти из одной воды - как, например, у медузы. Но оно может также состоять с преобладанием огня, или воздуха. Есть ещё выше планеты, где тела состоят в основном из одного эфира. То есть существует пять грубых элементов и в зависимости от уровня галактики, меняется плотность организмов живых существ. На низших планетах свобода живых существ ограничена. Если подняться выше нашего уровня, постепенно, с преобладанием тонкого элемента воды увеличивается активность праны в организме. На этих планетах живые существа способны перемещаться с огромной скоростью и т. д. Ещё выше, с преобладанием тонкого элемента огня (уровень высших планетных систем), у живых существ сильно увеличиваются умственные способности; Это связано с тем, что активная деятельность ума сильно зависит от тонкого элемента огня. Там, где плотность жизненного воздуха сильно возрастает, увеличивается разумность живых существ. И на уровне увеличения эфирной плотности живут только те, кто обладает абсолютной святостью.

Мы обычно никогда не сталкивались с такими терминами и понятиями, и поэтому кажется, что все это вымысел. Однако Веды описывают, что жизнь есть даже на Солнце. Живые существа там имеют огненные тела,

Продолжим беседу о чувствах. Так вот, через тонкий элемент эфира передается звук. Мы думаем, в соответствии с исследованиями учёных, что воздух проводит звуковые волны; но на самом деле они существуют и в безвоздушном пространстве. Природа звука очень загадочна. Например, существует такое явление, как голос с неба. Это неоднократно описывается в Ведах, и исторические факты подтверждают, что некоторые люди встречались с таким феноменом. Например, так воспринимал Тору пророк Моисей. Один человек слышит, как с неба вещает голос и предсказывает какое-то событие, а все остальные нет. По идее, все должны воспринимать - звук для всех распространяются одинаково, но это не так;

Для изучения деятельности чувств необходимо учитывать, что тонкое тело ума работает в обоих направлениях, оно и воздействует, и воспринимает. Энергия ума распространяется в пространстве с огромной скоростью и связывает нас с окружающим миром, с близкими людьми. Если кто-то заговорит, то мы через слух воспринимаем не только звуковые вибрации от его голоса, но и силу ума, силу разума, эмоциональный настрой. Всё это передается тонкой энергией звука. Веды считают звук могущественной силой, так как она способна воздействовать на наш разум. Звук контактирует с самыми глубинными структурами организма, он может действовать и глубже разума. Например, простое произнесение Святых Имён Бога любым обычным человеком Веды считают духовным или если выражаться языком Вед, трансцендентным звуком, который способен контактировать даже с душой. Что же говорить о том, когда Святое Имя Бога произносится святым мудрецом, который обладает знанием, как делать это правильно. Чистая природа звука несёт в себе любовь. Когда кто-то говорит с любовью, и его чувства бескорыстны, не осквернены ложным эго, то звук проникает до глубины сознания и даёт человеку чистоту и ощущение счастья. Если же в словах есть корыстные мотивы, звук оскверняется эгоизмом, и тогда, слушая такую речь, чувствуется неудовлетворение.

С помощью звука можно вызвать дождь или прекратить его. Например, в древности существовали мудрецы, обладающие ведическим знанием о могуществе звука- Они могли с помощью определённых звуковых вибраций управлять различными процессами в природе. Мантра - это сочетание звуков, рекомендованное Ведами для воздействия на тот или иной объект, Такими знаниями могли пользоваться только брахманы (святые) и кшатрии (праведные цари), т. к. для владения мантрой нужна определенная степень чистоты ума. Это были люди с высоко развитым сознанием, которые обладали достаточной степенью нравственности и духовной силы. Если ум чист, то он легко сможет правильно воспринять вибрацию мантры, без ошибок запомнить и затем её воспроизвести- Только в этом случае мантра начинает творить поистине волшебные вещи. Что могли сделать священники с помощью звука, используя различные мантры?

Установить ту погоду, которая была необходима (вызвать дождь или прекратить его, вызвать ветер и направить его определенным образом, зажечь огонь и т. д.).

Оживить только что умершего человека.

Управлять летательными аппаратами.

Излечить любые болезни.

Получать предмет, который находится на расстоянии сотен километров.

Становиться невидимыми для окружающих.

Воздействовать на сознание животных, птиц, насекомых,

И многое другое. Описывать всё это не является целью этой книги, поэтому заинтересовавшимся я рекомендую серьёзно изучать ведические писания.

Сегодня мы являемся свидетелями сильного загрязнения тонкого тела Земли, которое произошло в результате нашей греховной деятельности. Поэтому воспользоваться этими мантрами практически невозможно. Ещё 5 тысяч лет назад общая экологическая среда энергии ума была очень чиста. Теперь становится понятно, почему об экологии ума сейчас следует заботиться не меньше; чем о природе нашей планеты. Трудности же в произнесении мантр возникают по следующим причинам:

Люди не имеют достаточной чистоты тонкого тела ума, чтобы правильно воспринять, запомнить и воспроизвести нужные звуковые вибрации.

В наши дни практически некому учить этим мантрам.

Утеряны многие руководства для подобной практики.

Хотя кое-что сохранилось. Например, ещё можно научиться доставать предметы на расстоянии, разжигать огонь, вызвать или остановить дождь.

Интересно отметить, что всё же существуют мантры, которые очищают сознание и сжигают отрицательную карму человека- К счастью, все мы можем воспользоваться этими мантрами, так как они действуют не на тонком материальном уровне, а на духовном. Душа не загрязняется при загрязнении тонкого тела ума, однако при этом начинает смотреть на мир через призму оскверненного ума. Существуют звуки, способные достичь, независимо от тонкого тела ума, непосредственно нашей духовной природы. В "Веданта-сутре" описан вид звука, имеющий духовную природу;

"Шабда (духовный звук "Вед") не имеет ничего общего с материальной природой…»

(Веданта-сутра 1.3.3.)

Духовные звуковые вибрации подробно описаны в Ведах. Повторяя Святые Имена Бога, мы создаем духовный звук, который не имеет ничего общего с материальной природой. Самое интересное то, что духовный звук может издавать с разной степенью чистоты, в зависимости от веры в Бога и чистоты сознания, любой человек. Каждое Святое Имя Бога приносит человеку неописуемое благо, тем не менее, существуют особенно могущественные мантры, которые использовали для очищения сознания великие мудрецы. Например, с помощью одной с первого взгляда простой мантры миллионы людей достигли совершенства и очистили своё сознание от всех грехов. Раньше. ещё несколько сот лет назад, она хранилась в секрете, но сейчас мы все можем начать её повторять:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

В результате своего сильного воздействия эта мантра получила название маха-мантра, что в переводе с санскрита означает "великая песнь очищения сознания".

Удивительно то, что в отличие от мантр, воздействующих на тонкое тело, овладеть которыми необычайно Трудно, получить эффект от произнесения духовной мантры может каждый человек без особого труда. Тем более, если потрудиться, то результат может превзойти все ожидания. Мне посчастливилось достаточно серьёзно, систематически, изучать этот вопрос. Так как идея сама по себе весьма привлекательна, в дальнейшем мы остановимся на этой "теме подробнее. Каждый может попробовать; даже без наставника начать повторять эту мантру и, несомненно, будет быстро очищать своё сознание. Однако для совершенствования в её произнесении нужно руководство. В Ведах описан весьма интересный факт. Оказывается, для того, чтобы полностью перевернуть свою жизнь и очиститься от грехов, достаточно всего несколько секунд с верой слушать произнесение маха-мантры от человека, который обладает чистотой сознания. Таким образом, духовное лечение намного могущественнее лечения тонкого тела, не говоря уже о простом оздоровлении организма. Однако результаты духовного лечения не будут заметны сразу так как маха-мантра влияет на самые глубинные сферы психики. Первое, что удастся заметить - произойдёт быстрое избавление от вредных привычек, появится желание действовать во всём бескорыстно и возможность без чрезмерных усилий менять себя в лучшую сторону. Всё это явно свидетельствует об очищении разума,

Итак, вернёмся к тому, что мантрами, которые влияют на тонкое тело, владели только настоящие священники. Сейчас таких людей очень мало. Хотя некоторые считаются великими факирами, но их можно легко проверить. Сможет ли такой человек с помощью звука зажечь огонь. Те древние ведические брахманы (священники) могли развести огонь с помощью слов. Они произносили определённые мантры из "Риг-Веды", и в результате загорался костёр. Современному человеку трудно в это поверить, хотя подобного рода эксперименты приводятся и в наши дни. В Африке какие-нибудь аборигены попрыгали, покричали, и загорелось. Никто не знает, как это происходит, но, тем не менее, факт остаётся фактом.

Таким образом, надо понять, что звук - одна из самых больших сил воздействия, существующих во вселенной. Чувство слуха связывает нас с произнесённым звуком. Звук могущественная сила, а чувство слуха самое глубокое и могущественное чувство из всех.

Подробнее поговорим о слушании. Оказывается, есть разница, каким ухом слушать. Правое ухо связано с волевыми центрами. Правая сторона тела - это волевая, солнечная сторона, она даёт солнечную, созидательную силу уму. Также правая сторона олицетворяет мужское начало. Когда человек слушает правым ухом, он получает решимость или способность действовать. Для изучения и детального рассмотрения информации нужно слушать правым ухом. Что же мы должны слушать _ правым ухом? Прежде всего, это наставления, связанные с изменением жизни в лучшую сторону. Волевое слушание через правое ухо даст желаемый результат. Через правое ухо приходит вера. Вера - это подсознательная связь с источником знания. При необходимости совершить волевое усилие и изменить свою жизнь лучше слушать правым ухом. При общении с сотрудниками на работе также хорошо слушать правым ухом. Если Вы хотите запомнить какую-то научную информацию, сохранить в памяти побольше всевозможных фактов, сориентироваться в ситуации, то слушайте правым ухом.

Левая сторона - чувствительная сторона. Она связана с Луной и олицетворяет женское начало. Когда человек слушает левым ухом, он получает способность любить. Любовь к Богу и духовному учителю тоже передается через левое ухо. В начале духовной жизни посвящение в Брахма - гаятри мантру даётся духовным учителем через правое ухо. Для очень возвышенных святых посвящение в Кама-гаятри мантру проводят следующим образом: наставник шепчет Гаятри мантру своему ученику на левое ухо. Так человек получает духовное посвящение, которое даёт редкий дар - любовь к Богу, Гаятри это специальная мантра, которую в отличие от маха-мантры могут произносить только зрелые в духовной практике люди. Тем не менее, маха-мантра в наш век даже более могущественна, чем Гаятри мантра и даёт возможность полюбить Бога всем. даже самым грешным людям.

При общении с женой или мужем и детьми, попробуйте их слушать левым ухом и таким образом увеличится чуткое отношение к близким. Левым ухом, таким образом, слушают для того, чтобы тоньше понять глубинный смысл исследуемого предмета. Им лучше чувствуются детали, можно более чувствительно подходить к тому, о чём идёт речь.

Однако, пока человек не очистил свой ум от грехов, он должен слушать мантры через правое ухо, и поэтому первое посвящение также даётся через правое ухо. Тем, кто только начал практиковать духовную жизнь, слушать духовного учителя нужно через правое ухо.

Человек должен выбрать, каким ухом что слушать. Обоими ушами одинаково слушать невозможно. Также, когда Вы будете изучать этот вопрос, обратите внимание на то, что каждое ухо в разное время по-разному слышит. Это зависит от движения Солнца, которое через каждые 6 часов увеличивает активность работы одного из полушарий.

Во время слушания святого человека постепенно появляется ощущение просветления сознания. В зависимости от Вашей способности слушать и дара рассказчика существуют три аспекта очищения сознания-

Первый аспект, когда, человек может испытывать во время и даже после слушания сильное счастье. Это значит, что, очевидно, у рассказчика аспект счастья был доминирующим.

Второй аспект очищения сознания, - это когда появляется понимание вечности. Как определить, что мы чувствуем вечность? В процессе такого просветления постепенно исчезает страх перед смертью и страданиями. Так постепенно начинает увеличиваться решимость в достижении поставленной цели. Сама причина страха кроется в глубинах нашей психики. Душа, имея вечную природу, не знает, что такое смерть. Она не знает, как понять то, чего у нас нет. У нас нет временности, бренности. Мы, считая себя организмом, не понимая, что тело лишь орудие для души, начинаем верить, что умрём. Духовная природа вечна. Мы слушаем что-то, например, нам говорят: "Война! Скоро война!" - появляется беспокойство, страх. Но для души нет войны. Веды говорят, что душа никогда не уничтожается ничем, не сгорает, ее невозможно уничтожить ядерным взрывом, и никаким другим оружием, её невозможно расщепить, сломать, она никогда не стареет.

В третьем случае появляется чистое знание. Чистое знание всегда рождает веру, энтузиазм, целеустремлённость и глубокое понимание смысла человеческой жизни.

Природа души имеет три основные качества: она вечна, всегда стремится к знанию и счастью. Позитивная информация увеличивает эти три аспекта, негативная уменьшает. Давайте выбирать, кого мы будем слушать, а кого нет. У каждого из нас способность к слушанию имеет индивидуальные особенности. Допустим, выходит кто-то с лекции и говорит: "Я не знаю, понял я или нет, но мне хорошо!". Это значит - в его сознании активизировался аспект счастья. Другой восклицает: "Я всё время боялся жить, а теперь не боюсь!". Он начинает в большей степени воспринимает вечность. Третий радуется: "Моя жизнь сразу же изменилась в лучшую сторону, и теперь я знаю, что мне делать" - у души увеличился контакт с аспектом знания. Однако есть и такие, кто, послушав, ничего не услышали. Уходя с лекции, такие скептики обычно говорят с досадой, что ничего интересного сказано не было и вообще всё это вымысел. Таким образом, достичь какого-то эффекта от слушания можно только в смиренном состоянии ума.

Все чувства принадлежат тонкому телу ума, т. е. тонкое тело ума имеет пять щупальцев, с помощью которых оно контактирует с внешним миром. Причём каждое чувство, в том числе и слух работает не только вовнутрь, но и по направлению к объекту. Например, у зайцев уши настраиваются на звук. Поворачиваются и настраиваются. С первого взгляда кажется, что такая настройка происходит благодаря поступающему от объекта звуку, то есть от идущего звука. Но, на самом деле, заяц часто, просто увидев объект, настраивается на него своими ушами и слушает. Даже если где-то рядом будет более сильный звук, то заяц, воспринимая тихие сигналы, игнорирует ненужные звуки. Мы способны даже на большее, так как наш ум развит сильнее, чем у животных. Например, есть люди, которые могут настроиться и услышать чей-то разговор в изолированной комнате на расстоянии нескольких километров.

Для развития такой мистической способности требуются годы специальной тренировки по системе 8-ой ступенчатой йоги.

Таким образом, звук может иметь духовную природу и действовать глубже разума, особенно если произносятся Святые Имена Бога - таково заключение Вед.

Из книги Секреты китайской медитации. автора Юй Лю Гуань

Из книги Чудо исцеления шепотом автора Матушка Стефания

Заговоры от болезней слуха От боли в ушах Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, выйду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле. В чистом поле стоит дуб. Через этот дуб летит черный ворон. У рабы (имярек) заговаривает щипоту и ломоту. Во имя

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Чувство Красоты 06.12.34 Многие пишут о величайших понятиях, но, лишенные чувства красоты, они не стесняются подводить самое высокое под скальпель или аптекарские формулы.Как величественны и прекрасны мифы древности! Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Брахмачари Свами

Из книги Крайон. 45 практик, чтобы научиться получать помощь Вселенной автора Лиман Артур

Чувство собственного достоинства – это чувство, что вы достойны любви Крайон говорит, что большинство людей, родившихся до 1989 года, не обладали врожденным чувством собственного достоинства. Но в этом нет нашей вины. Тому есть две не зависящих от нас причины.Первая

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет

Упражнение для развития слуха (2.2) Встаньте, поставив пятки и носки вместе, руки опустите вдоль тела и расслабьте, спину держите прямо, но без напряжения. Сделайте спокойный вдох через нос и спокойный выдох через нос. Плотно закройте уши большими пальцами рук, нажав на

Из книги Бессмертие. Молодым можно жить тысячи лет. Книга 2 автора Сытин Георгий Николаевич

Из книги Исцеляющие мысли от всех болезней, старости и смерти автора Сытин Георгий Николаевич

Возрождение молодого нервно-мозгового анатомо-физиологического аппарата слуха Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, Дух всесильный, я все могу. Я сейчас вливаю в тебя гигантский Божественный новорожденный заряд жизненных сил. Я сейчас вливаю в тебя гигантский

Из книги Как избавиться от порчи и сглаза. Приметы, обереги, заговоры, обряды, молитвы автора Южин Владимир Иванович

Усиление слуха Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, я сейчас в головной-спинной мозг, во все нервы, во всю нервную систему вливаю гигантский Божественный новорожденный заряд жизненных сил. Я, Дух Божий, Дух могучий исполинский, я сейчас в головной-спинной мозг, во все

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Болезни зрения и слуха Порчей можно серьезно повредить зрение и слух. Заболевшего человека нужно лечить в пустой комнате, где нет на виду ничего острого. Спросите больного, сколько времени прошло с того момента, как он ослеп, что последнее помнит из того, что видел.

Из книги Учебник по экстрасенсорике. Советы от практикующей ведуньи автора Болтенко Элина Петровна

Чувство Насчет чувства…Колдовство и сильное желание, замешанное на чувстве, – это всегда, безусловно, сильная магия. То есть речь идет о сильнейшем эмоциональном настрое.Вам следует всегда помнить, что путь к колдовству лежит через сердце. Нельзя быть сильным

Из книги Учебник по практической магии. Часть 1 автора Болтенко Элина Петровна

3. Развитие слуха Развитый слух тоже достаточно важная составляющая всеобщего физического и психического формирования мага. Мир состоит из звуков. Он создан первым звуком, помните, как сказано в Библии: «…Сначала было Слово, и слово было Бог». Поэтому словам и звукам в

Из книги автора

Урок 6. Развитие слуха (мир звуков – перенос внимания на Звук) Развитый слух – тоже достаточно важная составляющая всеобщего физического и психического развития Мага. Мир состоит из звуков. Он порожден первым звуком – помните, как в Библии: «Сначала было Слово, и слово



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...