Современные условия реализации валютной политики. Валютная политика российской федерации. Основные направления валютной политики в России

Валютная политика - относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение эко­номического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддер­жание равновесия платежного баланса. Юридически валютная по­литика оформляется валютным законодательством, которое регу­лирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и опе­ративное руководство со стороны соответствующих государствен­ных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в зависи­мости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структур­ных, долговременных изменений в национальном валютном меха­низме, другой - повседневное, оперативное регулирование теку­щей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, кото­рая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыноч­ной экономики, а с другой - структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это пред­полагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валют­ного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по теку­щим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального ва­лютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертиру­емости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью проти­водействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, упра­вление международными ликвидными (золото-валютными) резер­вами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.

В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной по­литики. Конечная цель - оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кре­дитоспособности, укрепление рубля.

Таблица 10.4

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(млрд долл. США)

Показатели

1994

1995

1996

1997

1998 (первое полуго­дие)

I. Счет текущих операций

12,0

1. Товары в том числе

17,8

20,8

23,0

17,6

экспорт

67,8

82,6

90,5

89,0

36,5

импорт

50,0

61,8

67,5

71,4

34,4

2. Услуги

3. Оплата труда

4. Доходы от инвестиций

5. Текущие трансферты

II. Счет операций с капита­лом (трансферты капита­ла)

III. Финансовый счет

10,9

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

45,4

3. Прочие инвестиции

11,7

15,9

-^2,5

4. Резервные активы

10,4

5. Поправка к резервным ак­тивам*

IV. Чистые ошибки и про­пуски

Общее сальдо

* Данная поправка обусловлена тем, что в России в состав резервных активов включены активы Минфина, что противоречит методологии Руководства МВФ по составлению платежного баланса.

Платежный баланс России состоит из двух основных разделов: текущие операции и операции с капиталом и финансовыми инст­рументами. Поскольку сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а сальдо должно равняться нулю, то показатели этих двух счетов теоретически должны уравновеши­ваться. Однако на практике это недостижимо, и поэтому вводится балансирующая статья «Ошибки и пропуски». В российском пла­тежном балансе этот показатель составляет 7-9% экспорта, что много даже по меркам развивающихся стран. К тому же подлинные масштабы ошибок и пропусков всегда остаются неизвестны, поскольку неучтенные кредитовые и дебетовые операции могут взаимно уравновешиваться.Чем больше размер ошибок и пропу­сков, тем менее адекватно платежный баланс отражает междуна­родные экономические операции страны. Большой показатель ошибок и пропусков в российском платежном балансе обусловлен как несовершенством учета операций по текущим и капитальным статьям, так и скрытыми формами «бегства» капитала. Поэтому статья «Ошибки и пропуски» обычно имеет знак минус, что свиде­тельствует об увеличении активов за рубежом.

В России до 1996 г. включительно баланс текущих операций сводился крупным активным сальдо, которое в 1997 г. значительно уменьшилось, а в 1998 г. оно стало отрицательным. Вопрос о том, какое сальдо наиболее подходит в тот или иной момент для страны, зависит от конкретных обстоятельств. Положительное сальдо игра­ет роль стабилизирующего фактора в отношении валютного рынка. Оно позволяет при прочих равных условиях поддерживать более либеральный режим валютных операций. Именно по этой причине резиденты в России с 1992 г. имеют возможность свободно поку­пать валюту, несмотря на серьезные экономические трудности. Однако развивающиеся страны нередко в течение многих лет и де­сятилетий имели отрицательное сальдо по текущим операциям, выступая в качестве нетто-импортера капитала и тем самым под­держивая высокий уровень капиталовложений.

Для страны, выступающей в качестве нетто-экспортера капита­ла, важно, в каких формах вывозятся ресурсы. Если в результате создается «вторая экономика» за рубежом, компании получают высокие прибыли и переводят их к месту дислокации материнской компании, то такой экспорт капитала можно признать эффектив­ным. Однако подобный экспорт капитала из России незначителен. Осуществляется он в основном нефтяными компаниями и Газпромом, возможности которых из-за падения цен на нефть и газ в конце 90-х годов также ограничены. Зато крупное отрицательное сальдо по статье «Ошибки и пропуски» свидетельствует о громад­ных масштабах «бегства» капитала, которое не дает притока в страну доходов от этих активов. Накопленные населением на­личные доллары (50-80 млрд долл.) являются, по существу, беспроцентным кредитом, предоставленным российским населени­ем федеральной резервной системе США.

Отрицательное сальдо баланса текущих операций в 1998 г. в России было обусловлено следующими обстоятельствами: завы­шенный курс рубля, что сдерживало экспорт и стимулировало импорт товаров; снижение цен на основные экспортные товары, особенно на нефть; возросшие платежи по обслуживанию внеш­него долга. Центральный банк РФ после массированных валют­ных интервенций оказался не в состоянии поддерживать валютный курс в рамках установленного коридора. Был введен режим свобо­дно плавающего валютного курса, в результате курс рубля резко упал. Тем самым экспортные отрасли получили дополнительный стимул, а импортные закупки снизились. Государство провело реструктуризацию внутреннего долга (ГКО-ОФЗ) для нерезиден­тов, переговоры об урегулировании внешнего долга. Однако низ­кий уровень цен на основные товары российского экспорта со­хранялся, дискриминационный режим на западных рынках в от­ношении российских товаров продолжает действовать.

Состояние внешней торговли имеет для покрытия пассивного сальдо по «невидимым операциям» платежного баланса России решающее значение.

Экспорт России упал до минимального уровня в 41 млрд долл. в 1992 г. Но после этого он до 1996 г. включительно увеличивался и достиг 90 млрд долл. В 1997 г. экспорт незначительно сократил­ся, а в первом полугодии 1998 г. снизился на 13% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, хотя в физичес­ком выражении он вырос. Сокращение экспортной выручки обус­ловлено исключительно снижением цен.

Резкое падение цен сырьевых товаров периодически происхо­дит на мировом рынке. На неэнергетические сырьевые товары оно имело место в начале 80-х годов, на энергетические - в середине того десятилетия. В послевоенный период происходит ухудшение условий торговли сырьем по сравнению с обработанными товара­ми (измеряется соотношением индексов соответствующих цен). Поэтому многие страны стремятся отойти от сырьевой структуры экспорта, увеличивая в его составе промышленные изделия. Одна­ко сырьевая специализация российского экспорта продолжает со­храняться.

В первом полугодии 1998 г. в российском экспорте на мине­ральные продукты приходилось 45,7%, в том числе на топливо-энергетические товары - 44,3%. Хотя в 1991 г. первый показатель был еще выше - 52%. В качестве положительных сдвигов можно отметить увеличение доли вывозимых черных и цветных металлов с 14 до 21%, поскольку эти товары прошли первичную стадию обработки и в них содержится добавленной стоимости больше, чем в сырье. Вывоз химической продукции повысился с 6,6 до 7,8%, древесины и изделий из нее - с 3,9 до 4,9%. Экспорт машин и оборудования остался на уровне 10%. В промежуточные годы он падал до 6%, а своего максимального уровня достиг в 1990 г. - 17,6%.

Импорт товаров имел устойчивую тенденцию к росту вплоть до девальвации рубля в августе 1998 г. Этому способствовали открытие российского рынка, введение конвертируемости рубля по текущим операциям, повышение реального (с поправкой на инфляцию) курса рубля.

Рост импорта позволил наполнить рынок товаров, способст­вовал спаду производства, усилению зависимости от импортных поставок. Импортозависимость в середине 1998 г. составила по мясу 68%, по подсолнечному маслу - 34%, по маслу сливочно­му - 31%. Количество ввезенных в первом полугодии 1998 г. легковых автомобилей было лишь на четверть меньше, чем про­изводство внутри страны. На продовольственные товары прихо­дилось 26% общего объема импорта. На машины и оборудование, несмотря на инвестиционный кризис, - около 33%.

Наиболее крупными импортерами российских товаров в 1998 г. были Украина (9%), Германия (8%), Белоруссия и США (по 7%), Китай, Италия, Индонезия (по 5%). Россия закупала товары глав­ным образом в Германии (12%), Белоруссии (10%), США и Укра­ины (по 8%). Значительная часть (примерно 50%) российского импорта осуществляется в форме неорганизованного («челночно­го») бизнеса. Однако девальвация рубля в августе 1998 г. нанесла существенный удар по этому виду внешней торговли.

Баланс услуг складывается с отрицательным сальдо. Подав­ляющая часть импорта услуг приходится на «путешествия» (около 50%) и транспорт (около 20%). Введение конвертируемости рубля, повышение его реального курса, упрощение процедуры выезда за границу стимулировали развитие зарубежного туризма. Однако прием иностранных туристов в Россию ограничен из-за неразвито­сти инфраструктуры. В отличие от товарного импорта импорт услуг не имеет широкой ниши на российском рынке. На 100 долл. произ­водимых в стране услуг приходится около 8 долл. импортных услуг.

Баланс оплаты труда складывается из доходов, переводимых за рубеж временно занятыми в российской экономике нерезиден­тами, в основном гражданами СНГ, и доходов, переводимых в Россию россиянами, работающими за рубежом. Эта статья в российском платежном балансе традиционно имеет отрицатель­ное сальдо, что нетипично для страны со средним уровнем до­ходов на душу населения и более характерно для развитых стран, привлекающих для выполнения непрестижных видов работ ино­странных рабочих из развивающихся стран.

К текущим трансфертам относятся односторонние операции, когда одна сторона предоставляет другой стороне товар, услуги без оплаты. Эти товарные и другие потоки отражаются в соответ­ствующих статьях платежного баланса. Но поскольку любая сдел­ка должна иметь как кредитовую, так и дебетовую проводку, то все односторонние операции суммируются и находят отражение в данной статье. По ней проходят взносы в международные ор­ганизации, выделение или получение гуманитарной помощи, госу­дарственные субсидии. Получение ресурсов в подобной форме - это удел страны с низким уровнем доходов, а также государств, переживающих кризис. Потоки помощи на односторонней основе в Россию достигали больших размеров в 1992-1993 гг., затем масштабы резко сократились, однако в 1998 г. в связи с обострени­ем кризиса вновь возникла необходимость привлечения гумани­тарной и иных видов помощи.

Одной из основных причин нестабильности платежного баланса являются растущие выплаты доходов на инвестиции, процентов по государственному долгу, расходы по обслуживанию долга частных российских банков и компаний. С 1994 по 1997 г. отрицательное сальдо по статье «Доходы от инвестиций» увеличилось почти в 5 раз. В первом полугодии 1998 г. сумма доходов, подлежащих выплате по данной статье, составила 8 млрд против 6 млрд долл. в соответствующем периоде предыдущего года. В 1994 г. активное сальдо торгового баланса в 10 раз превышало пассивное сальдо операций по обслуживанию внешнего долга. В первом полугодии 1998 г. сложилась противоположная ситуация: отрицательный итог по доходам на инвестиции вдвое превысил положительное сальдо торгового баланса. Этим обстоятельством, наряду с бюджетным кризисам, был обусловлен объявленный правительством 17 августа 1998 г. отказ производить платежи по ГКО/ОФЗ.

Счет операций с капиталом включает в основном трансферты (переводы) и по сути не отличается от рассмотренных текущих трансфертов. Однако трансферты капиталов приводят к изменени­ям активов или обязательств донора и получателя. В российском платежном балансе эти операции обусловлены главным образом миграцией населения. Другой типичный пример трансферта капи­тала - это безвозмездное финансирование правительством Герма­нии строительства жилья для российских военнослужащих. Однако в 1997 г. эти обязательства со стороны Германии были выполнены. С 1995 г. трансферты капитала имеют отрицательное сальдо.

В финансовом счете активы и обязательства классифицируются по функциональному признаку: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочие инвестиции, резервные активы (централизован­ные золото-валютные резервы). Иногда границы между этими груп­пами достаточно условны. Прежде всего это относится к прямым и портфельным инвестициям. Прямое (стратегическое) инвестиро­вание преследует цель оказания воздействия на процесс управления компанией. Это достигается участием в ее капитале. Все другие операции между инвестором и компанией (предоставление кредита, услуг) также классифицируются как прямые инвестиции. К пор­тфельным инвестициям относят долевые и долговые ценные бума­ги, которые приобретаются для извлечения прибыли. Поскольку намерения инвесторов не всегда очевидны, то в статистике исполь­зуется условный критерий. В России под прямым инвестором име­ется в виду нерезидент, который владеет 10% и более обычных акций. Все другие инвестиции в ценные бумаги рассматриваются как портфельные.

В качестве получателей портфельных инвестиций выступают не только компании, но и государственные институты (центральные и местные органы власти). В России федеральное правительство в 1996 г. - первой половине 1998 г. выступало в качестве активного эмитента ценных бумаг, которые приобретались нерезидентами.

Финансовые потоки, не связанные с прямым и портфельнь1м инвестированием, а также движением централизованных резервов, включаются в статью «Прочие активы». Наиболее важные из них- долгосрочные кредиты, полученные Россией. К прочим инвестициям относится и баланс движения наличной иностранной валюты. В 1997 г. было ввезено наличной валюты на 43,2 млрд долл., вывезено (банками, эмигрантами, туристами, по каналам нерегистрируемой торговли) 29,7 млрд долл. Прирост наличной валюты у резидентов составил 13,5 млрд долл., в банковском секторе - 0,1 млрд долл. Остальная часть пришлась на сектор нефинансовых предприятий и сектор домашних хозяйств (население). Аналогичная картина на­блюдалась и в предыдущие годы, что обусловило накопление у населе­ния крупных сумм в долларах, а также долларизацию экономики.

Несмотря на меры правительства и ЦБ РФ по усилению валют­ного контроля за внешнеторговыми операциями, включая их пас­портизацию, объем задолженности по своевременно не поступи­вшей экспортной выручке и непогашенным импортным авансам остается большим (в 1995 г. - около 5 млрд долл., в 1996 г. - почти 10 млрд, в 1997 г. - 11 млрд долл.).

Статья «Резервные активы (централизованные золото-валютные резервы)» отражает состояние международной валютной ликвид­ности государства. Увеличение резервов обозначается знаком «ми­нус», поскольку связано с увеличением зарубежных активов ЦБ РФ и оттоком ресурсов из страны. Эти резервы не имеют устойчивой тенденции к росту или уменьшению, зависят от конъюнктурных внешних факторов, состояния внутренней экономики, валютного рынка, валютной и кредитно-денежной политики ЦБ РФ. Благодаря росту централизованных резервов укрепляется валютная ликвид­ность страны, но одновременно разбухает денежная база. Считается, что в условиях переходной экономики централизованные резервы должны быть эквивалентны по крайней мере 3-месячному объему импорта. В благоприятные периоды ЦБ РФ удавалось поддержи­вать их на таком и даже более высоком уровне. Однако, как свидетельствует мировой, в том числе российский опыт, в кризисных условиях даже крупные валютные резервы недостаточны для под­держания курса национальной валюты путем валютных интервен­ций. И тогда для выравнивания платежного баланса проводится девальвация, вводятся или усиливаются валютные ограничения.

Таким образом, в России до 1996 г. включительно платежный баланс складывался в целом благоприятно, несмотря на огромное «бегство» капитала из страны. В 1997 г. усилилась напряженность платежного баланса, резко сократилось положительное сальдо по текущим операциям, а в 1998 г. оно стало отрицательным. Как показывает мировой опыт, при структурном неравновесии платеж­ного баланса образуется «валютный разрыв» (острая нехватка валюты). Для его преодоления необходимы подъем национальной экономики России, уменьшение зависимости от импорта товаров, стимулирование экспорта, эффективные меры по сдерживанию «бегства» капитала. При этом важно использовать мировую прак­тику регулирования платежного баланса рыночными и государст­венными методами.

К содержанию книги:

Актуальность темы исследования. В сложившейся экономической ситуации, особую актуальность приобретают вопросы валютной политики России и дальнейшей судьба экономики страны в целом.

Валютные отношения это важный элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами подобных отношений выступают государства, предприятия, а так же физические лица, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность.

Валютная политика служит инструментом объединения мировой и национальных экономик. С помощью валютной политики формируются и развиваются мирохозяйственные связи между странами. Валютная политика должна быть направлена на защиту от неэквивалентного обмена товаров по экспортно-импортным операциям. Влияние валютной политики проявляется в денежных операциях, денежном курсе и других составляющих валютной системы страны. Валютная политика суверенного государства строится его правительством, центральным банком и регулирующими финансовую деятельность органами.

Предметом исследования является валютная политика. Объектом исследования – валютная политика России на современном этапе.

Цель данной работы заключается в анализе валютной политики современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Дать определение валютной политики

2) Рассказать о валютной политике России с 1992 года и проанализировать ее

3) Рассказать о валютном курсе рубля в условиях экономических санкций

4)Рассказать о современной валютной политике Центрального Банка Российской Федерации

5) Рассказать о перспективах валютной политики России и о возможных последствиях

6) Раскрыть пути совершенствования валютной политики РФ


Экономические санкции – это меры воздействия одного государства или группы государств на экономику другой страны в целях ухудшения ее положения в мировом сообществе. Таким образом, государства-акционеры своими действиями и мерами ограничивают экономические возможности другой стороны. Естественно, что последствия носят отрицательный характер, тем самым подрывая экономическое развитие государства. Таким образом, санкции применяются с целью добиться социальных и экономических изменений, выгодных в первую очередь тому государству, который вводит санкции против другой страны.

Санкции проявляются главным образом ограничительными мерами, а именно введением квот или отменой на экспорт/импорт товаров, финансовыми ограничителями.

Санкции и ответные меры оказали серьезное влияние на экономику по трем разным каналам. Во-первых, они вызвали усиление волатильности на валютном рынке и существенное обесценение национальной валюты. Масштабный отток капитала привел к ухудшению состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и сокращению чистых международных резервов. Во второй половине 2014 года доверие к рублю стало снижаться в ожидании обесценения рубля, а снижение цен на нефть в конечном итоге привело к тому, что в 2014 году рубль обесценился почти вдвое по отношению к доллару. Однако ослабление курса рубля не привело к увеличению нефтяного экспорта. Несмотря на некоторый импульс, обусловленный замещающим производством в обрабатывающих отраслях, его потенциал, по всей видимости, невелик с учетом ограниченных резервных мощностей и структурных ограничений.

Заметным последствием от введения санкций против России стало резкое повышение курса рубля по отношению к доллару. Как видно из рисунка 4, это повышение произошло в тот самый момент, когда были введены санкции Евросоюза.

Рисунок 4. Курс рубля по отношению к доллару

Обесценение рубля привело к ускорению инфляции. К февралю 2015 года продовольственная инфляция достигла 23,3%, увеличив и без того высокое инфляционное давление, обусловленное обесценением рубля.

Санкции были применены против конкретных секторов экономики. Санкции негативно сказались на экономическом состоянии государства. Они повлияли не только на валютный курс, но и на динамику внешнеторгового оборота со странами запада.

На рисунке 5 показана динамика экспорта и импорта в 2012-2015 годах в миллиардах долларов. Из графика видно, что санкции негативно сказались на общей динамике экспорта и импорта товаров. Видно, что экспорт и импорт имеют тенденцию к снижению, начиная с 2013 года. Экспорт в 2015 году снизился на 34 млрд. долл. Импорт снизился на 6 млрд. долл.

Рисунок 5. Общая динамика экспорта и импорта РФ, в млрд. долл.

В следующей главе мы рассмотрим валютную политику Центрального Банка России.

Таким образом, Банк России «напрягает» финансовую систему России, в отличие от ФРС, которая политикой количественного смягчения значительно уменьшила риски в банковской системеСША. Банк России не смог справиться с кризисными явлениями 2014 года, поэтому падению рубля во многом поспособствовала непродуманная денежно-кредитная политика со стороны государства.


Кроме того, Центральный Банк осуществлял мероприятия по установлению контроля за работой органов управления банков касательно вопросов о размере кредитования иностранной валюты и предоставления гарантий. Результатом этого стало назначение на руководящ0ие посты банков уполномоченных представителей Центрального Банка России.

В целях обеспечения доступа банковского кредитования по национальной валюте для ведущих экономических секторов (сельское хозяйство, машиностроение) Центральный Банк осуществлял ряд соглашений с подконтрольными банками. В соответствии с установленными требованиями Банк России обязывался компенсировать размер убытков по кредитам в национальной валюте, предоставленным организациям, утратившим по тем или иным причинам банковскую лицензию.

Положительными результатами политики государства по сдерживанию валютно-финансового кризиса являются: предоставление возможности российским инвесторам занимать денежные средства в отечественном Внешэкономбанке; предоставление возможности для полного удовлетворения кредиторских требований; установление обязанности, а также по соглашению компенсации размеров убытков по кредитам в национальной валюте (Центральному Банку в отношении отраслевых предприятий, потерявших банковскую лицензию). На основании этого можно перечислить наиболее эффективные направления антикризисных мероприятий:

Обеспечение доступа банковского кредитования по национальной валюте для ведущих секторов реальной экономики.

В рамках данных ориентиров первостепенные меры по преодолению валютно-финансового кризиса должны быть направлены на поддержание и укрепление именно банковской системы страны. Исходя из этого в условиях существования кризиса к основным направлениям валютной политики Правительства РФ по оздоровлению и развитию национальной валютно-финансовой системы в целом наближайшие годы можно отнести следующие:

1. Оптимизация валютно-финансовой сети, сопряженная с внедрением новых методов финансирования. Предполагается разработка различных вариантов валютно-финансовых расчетов при участии Центрального Банка и подвластных ему банковских структур, осуществление синтеза с уже имеющимися и, как итог, выбор наиболее оптимальных, позволяющих повысить значимость рубля как национальной валюты и извлекать максимум дохода при их использовании в процессе осуществления валютно-финансовых операций.

2. Усиление значения валютного планирования. Подразумевается прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости элементов национальной банковской системы и обеспечение валютно-финансового процесса необходимой поддержкой со стороны государства.

3. Содействие обеспечению общей макроэкономической сбалансированности. Мероприятия по повышению значимости рубля как национальной денежной единицы и преодолению ключевых проблем российского валютного рынка окажут профилактическое воздействие на уровень инфляции в стране и положительно отразятся на реформировании системы финансовой поддержки регионов.

Соответствие валютно-финансовой политики страны трем указанным положениям обуславливает ее определенные перспективы, непосредственно взаимосвязанные с развитием как валютного рынка страны, так и всей российской национальной экономики:

1. Основным движущим моментом валютно-финансовой стратегии государства станет укрепление рубля, повышение доверия к национальным банковским и финансово-кредитным институтам. Произойдет постепенный отход Центрального Банка от невмешательства в отношения на валютном рынке.

2. Потребуется создание надежных финансовых технологий по увеличению объема денежной массы в национальной валюте. От этого будет зависеть национальная валютная безопасность страны.

3. Возникнет необходимость осуществления ряда мер по увеличению сбережений и инвестиций в национальной валюте. Разрешение иностранным банкам привлекать денежные средства населения России станет возможным лишь при условии соблюдения коротких сроков возврата кредита.

4. При усилении инвестиционной валютно-финансовой политики произойдут серьезные изменения в структуре банковской системы. Возможно окончательное обособление инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой, что приведет к созданию группы инвестиционных банков.

5. Благодаря целесообразной валютно-финансовой политике государства, направленной на регулирование валютного курса и содействие достижению макроэкономической стабильности в целом, станет возможным привлекать граждан в процессы обсуждения и принятия конкретных валютно-финансовых решений.

Таким образом, исследование влияния финансового кризиса на валютный рынок России позволило оценить данное явление как исключительно негативное. Выражаясь в нарушении национального платежного баланса, в снижении значимости рубля и установлении господства иностранной валюты, кризис создает трудности для предприятий и банков страны в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности и способствует их разорению. Это отражается на доходах всего населения страны и неуклонно ведет к возникновению нового витка общенационального кризиса, сопоставимого с дефолтом 1998 года. Изучение антикризисных мероприятий, осуществляемых государством в лице Минфина и Центрального Банка с конца 1990-х гг. по настоящее время, позволило выделить наиболее эффективные ориентиры для государственного воздействия на валютный рынок:

Поддержка отечественных инвесторов в процессе осуществления внешних валютно-кредитных операций;

Профилактика банкротств финансовых организаций;

В условиях воздействия валютно-финансового кризиса сформулированные направления и перспективы валютной политики Правительства РФ на ближайшие годы напрямую связаны с поддержанием, укреплением и развитием банковской системы страны. Именно Центральный Банк и система подвластных ему элементов по-прежнему остаются основными регуляторами всей национальной валютной системы России и ситуации на валютном рынке, выполняющем в национальной экономике роль конвертатора иностранной валюты на национальную и зависящем от соотношения между ними.

3.2 Пути совершенствования валютной политики России

Россия в глобальный мировой финансовый и экономический кризис вступила с моделью денежно-кредитной политики, де-факто направленной на таргетированиекурса национальной валюты и одновременное обуздание темпов инфляции, в свою очередь которое осуществлялось при помощи мер бюджетно-налоговой политики.

Известно, что поддержание курса рубля в кризисный период привело к значительным тратам валютных резервов Банка России: за промежуток с сентября 2008 года по январь 2009 года объем чистых продаж долларов США достигли 177,5 млрд долларов США, а евро – 23,5 млрд евро. В то же время Центральный банк России оказывал содействие в значительных объемах банковской системе страны, одним из первостепенных инструментов которой стали возродившиеся операции репо. За период с сентября 2008 года по февраль 2009 года были осуществлены операции прямого репо (разных сроков) на общую сумму 28,7 трлн. рублей.

Преимущества режима таргетирования инфляции, получивший популяризацию в развитых государствах, для стран с формирующимися рынками следует отметить неочевидны. Кроме того, обострилась его критика и в самих развитых странах.Данная критика заключалась в том, что инфляционное таргетирование не принимает во внимание образование пузырей на финансовых рынках и может спровоцировать излишнюю жесткую реакцию центрального банка в случае экзогенных ценовых шоков.Для группы стран с зарождающимися рынками переход к таргетированию инфляции знаменует снижение внимания денежных властей к динамике курса валюты, вплоть до его перехода к режиму свободного плавания. Справедливости ради отметим, что по состоянию на конец апреля 2014 г. среди стран с формирующимися рынками, применяющих режим таргетирования инфляции, лишь в трех (Польша, Чехия и Мексика) действовал режим свободно плавающего валютного курса. Ряд стран (Чехия, Армения, Гватемала, Доминиканская Республика) сочетали инфляционноетаргетирование с различными видами таргетирования валютного курса. Одновременно валютный курс в этих странах играет особую роль. Связана она с ограничением возможностей заимствований во внутренней валюте как на внешних рынках, так отчасти и на внутренних. Также связана данная роль с долларизацией активов и воздействиемдинамики курса валюты на инфляцию. Помимо этого, странам с переходнойэкономикой сложнее детерминировать наиболее оптимальные темпы инфляции.

С учетом имеющегося экономического положения нам представляется важным выделить некоторые лежащие в основе позиции, затрагивающиеперспективы проведения денежно-кредитной политики в условиях кризисного состояния экономической конъюнктуры.

1. Представляется необходимым смягчение денежно-кредитной политики,хоть мы при сем не призываем к кардинальному снижению процентной ставки или не лимитированному наращиванию кредитования банковского сектора. Представляются нужными постепенное снижение ставки рефинансирования на несколько п.п. и наряду с этим наращивание объемов предоставления ликвидности банковской системе. Наряду с этим вряд ли целесообразно вводить селективные инструменты денежно-кредитной политики, предназначенные для масштабного кредитование отдельных секторов экономики.

2. Для экономики России важную роль играет регулирование валютного курса по тем же выше отмеченным причинам, что и для остальных стран с формирующимися рынками. Свидетельством тому, в числе прочего, служат риски для финансовой стабильности, образующиеся при резком падении курса валюты. В условиях современной экономической конъюнктуры возврат к явному таргетированию курса валюты (к примеру, в форме валютного коридора) едва ли представляется возможным, однако неявное содействие обеспечению стабильности валютного курса необходимо.

3. Всплывает вопрос относительно ныне действующего в Российской Федерации режима денежно-кредитной политики. Российская экономика очевидно не готова переходу к режиму инфляционноготаргетирования. Помимо этого, заявленная Банком России чрезмерно амбициозная цель – достижение на уровне 4% темпа инфляции на 2017 год1 либо не будет достигнута (тем самым очередной раз подорвав доверие к Банку России), либо ценой ее достижения послужит углубление экономического спада. С нашей точки зрения, в современных условиях российской конъюнктуры, стоящим перед экономикой России задачам представляются ограниченно дискреционная политика, направленная на прослеживание динамики различных макроэкономических показателей (динамики валютного курса,экономического роста, процентных ставок, инфляции и др.).2

4. Как выше отмечалось, в целях расширения свободы маневра имеет место целесообразность введения Центральным банком РФ отдельных ограниченийтрансграничного движения капиталов. В период волатильности на валютном рынке является разумным возврат к обязательной репатриации и 100%-ной продаже экспортной валютной выручки, а также введение лицензирования операций по вывозу капитала. Помимо того, видится целесообразным активизация деятельности по более активному использованию регулирования открытой валютной позиции, установление более высоких нормативов резервных требований к пассивам в иностранной валюте внутри страны и привлекаемым из-за рубежа, а также следует ввести постоянный налог на трансграничные финансовые трансферты (операции) (налог Тобина) и др. Отдельной важной задачей введения подобных ограничений является борьба с процессами долларизации национальной экономики.


Заключение

В современном мире непрерывно происходит процесс глобализации в различных его проявлениях, что стимулирует национальные экономики к взаимодействию и взаимовлиянию. Это выражается в денежно-кредитной и валютной политике государств, которые неразрывно связаны между собой. Одной из главных направлений валютной политики многих государств является обеспечение устойчивости национальной валюты.

На сегодняшний день, экономика России переживает не лучшие времена, введение санкций, падение курса рубля, отток капитала, все это крайне негативно сказывается на дальнейшем развитии.

Для воздействия на национальную экономику в целях обеспечения ее устойчивости при внешних дестабилизирующих воздействиях необходимо предусмотреть такие аспекты политики, которые позволят национальной валюте адекватно реагировать на изменения, но при этом уполномочить соответствующие органы власти совершать определенные меры, противодействующие спекулятивным или иным попыткам обвала либо обесценения рубля. Для этого Банк России анализирует современное экономическое положение и его перспективы для составления сложного всеохватывающего комплекса мер эффективной политики. Так же перед государством стоит сложная задача по решению проблемы недостатка финансирования производственных мощностей страны, которые могут обеспечить вышеупомянутую стабильность экономики.

Подводя итог, необходимо отметить, что экономика нашей страны, чтобы полноценно взаимодействовать с другими участниками международных отношений, должна быть готова к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка и иным факторам. Для этого правительственным органам и различным институциональным единицам необходимо использовать многогранную валютную политику с целью минимизации возможных рисков и усиления положения страны на транснациональном уровне.

1. Данные Центрального Банка России. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа:#"#">http :// www . gks . ru

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.

4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 15.07.2002.– № 28. ст.2790

5. Советова Н.П. Структурно-сопоставимая оценка инновационного потенциала региона // Проблемы современной экономики. – 2014. - №2 (50). – С.254-257.

6. Пять причин влияющих на курс рубля / Е. Беляков, С. Ручко // Комсомольская правда, - 2015. – июль, №28.

7. Шевченко Л.М. Комплексная оценка устойчивости национальной финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2013, № 45.- С. 23 – 31.

8. Кнобель А., Фиранчу А. Динамика производства и внешней торговли России // Экономическое развитие России. – 2016. - №4. – С. 478-481.

9. Самарин Н.В. Регулирование экономической безопасности (региональный аспект) // Вестник Томского государственного университета, 2015. – №3 (31).– с. 155

10. Вальц О. В.,Бейкова К. В. Влияние мирового финансового кризиса на ВВП России // Труды X Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2013. 445 с.

11. ЛамешковА. К., Ламешкова Е. А. Эволюция валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации // Символ науки. 2015. № 11-1. С. 131–134.

12. Гринберг Р.С. (2015). Из кризиса не выйти без смены модели экономической политики (интервью) // Вестник Института экономики Российской академии наук. №1. С. 7–9.

13. Головнин М.Ю. (2010). Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. №1. С. 4–20.

14. Некипелов А.Д. (2015). О ресурсном проклятии и его влиянии на тактику и стратегию экономического развития // Журнал Новой экономической ассоциации. №2. С. 205–210. Некипелов А.Д..


Пять причин влияющих на курс рубля / Е. Беляков, С. Ручко // Комсомольская правда, - 2015. – июль, №28.

Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru

Данные Центрального Банка России. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 22.11.2016 г.)

Кнобель А., Фиранчу А. Динамика производства и внешней торговли России // Экономическое развитие России. – 2016. - №4. – С. 478-481.

Шевченко Л.М. Комплексная оценка устойчивости национальной финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2013, № 45.- С. 23 – 31.

Валютная политика РФ - комплекс мероприятий, проводимых Российским государством и ЦБ в сфере валютных отношений и денежного обращения с целью воздействия на экономику страны и покупательную способность рубля. Валютная политика - не цель, а средство проведения экономических реформ в РФ.

Регулируется от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового фин-эк кризиса и выйти на устойчивый рост.

В соответствии с Основными направлениями ДКП ЦБ РФ 2011-2013 целью вал политики в предстоящий 3 летний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формир на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины. (сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.)

Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке (в качестве интервенций в 2010 банк скупал ин валюту, т.е. понижал курс) , повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли % политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.

% политика предполагает постепенное сужение коридора % ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и % ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит гос бюджета, действия Правительства РФ по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования

27.12.11 ЦБ были реализованы следующие изменения параметров механизма курсовой политики: проведено симметричное расширение с 5 до 6 рублей операционного интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины (сумма €0,45 и $0,55 ), используемого для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса; снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с $600 млн до $500 млн .

Политика на основе модели инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процесс курсообразования. При таргетировании инфляции ЦБ реагирует на ускорение ценовой динамики повышением краткосрочной ставки процента. Это приводит к притоку в страну иностранного капитала, в основном спекулятивного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает национальный экспорт и увеличивается импорт.


В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса ЦБ РФ планирует продолжить использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. Бивалютная корзина – операционный ориентир курсовой политики ЦБ РФ. Корзина рассчитывается на основе курса рубля к доллару и евро. Корзина включает 55% рублевого эквивалента доллара и 45 % рублевого эквивалента евро. Нижняя и верхняя границы данной бивалютной корзины установлены ЦБ России на уровнях 32 – 38 рублей.

Отмечается, что высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики рубля.

В 2011-2013 годах основными факторами изменения курса рубля будут баланс внешнеторговых операций и динамика трансграничных потоков капитала при растущей роли последних. В настоящее время сохранение положительного сальдо внешнеторговых операций создает условия для укрепления национальной валюты, однако по мере выравнивания торгового баланса значение данного фактора будет снижаться.

В 2011 инфляция стала самой низкой за последние 20 лет - 6,1%. Официальный прогноз по инфляции в РФ на 2012 год составляет 5-6% и пока не менялся.

Также ЦБ в 2012 г. планирует организовать мероприятия по включению российского рубля в число расчетных валют системы CLS, который сделает его более конвертируемым (Включение валюты в эту систему позволяет производить международные расчеты, минуя перерасчёт в другие валюты.)

Формально рубль стал СКВ еще 1.07.2006 года , когда были приняты поправки в закон "О валютном регулировании". С этого момента резиденты и нерезиденты получили возможность без ограничений продавать, покупать и переводить рубли из страны в страну. Однако, на практике иностранцы особо не спешили обзавестись рублями: стоимость рубля по отношению к американскому доллару, евро или йене слишком нестабильна и зависит от цен на сырье на мировом рынке. Идея продавать товар за рубли так и осталась нереализованной.

Конвертируемость рубля почти на 100% зависит от экономики страны, а рубль это валюта которая сильно зависит от цен на сырье. Если ЦБ будет меньше вмешиваться в курсообразование, то российской валюте, которая привязана к нефтяной цене, потенциально грозит большая нестабильность. + у рубля плохая кредитная история (несколько раз он был девальвирован) и является довольно рискованной валютой. За август-сентябрь 2011 года рубль ослаб на 11% и наблюдалось бегство резидентов от рубля, чем обусловливалось снижения рублевых вкладов и рост вкладо в ин валюте.

В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство - итальянское валютное бюро.

Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

Регулирование валютного курса (механизм его установления,

поддержки уровня);

  • - управление официальными валютными резервами;
  • - валютное регулирование и валютный контроль;
  • - международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.

Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции и, в той или иной степени, практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением - центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • - приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • - исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • - единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • - единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • - обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведение государственной валютной политики страны.

Глава 9 Федерального закона «О Банке России» предусматривает разграничение полномочий ЦБР в области международной и внешнеэкономической деятельности. В частности ЦБР представляет интересы Российской Фе-дерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, в международных банках и иных международно-финансовых организациях. Причем в статье 51 специально оговорено, что Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, осуществляет ак-кредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.

Валютная политика любой страны представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых российским государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежной единицы. Это всецело относится и к России. Валютная политика выполняет роль переходного моста на стыке национальной и мировой экономики, превращаясь в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции России в мирохозяйственные связи. Целями валютной политики Российской Федерации в период перехода от командно-административной экономики к рыночным отношениям являются:

  • - прекращение так называемой «всеобщей долларизации всей страны»;
  • - поддержание стабильности национальной валюты - российского рубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению к валютам других государств;
  • - создание предпосылок для введения полной конвертируемости рубля.

Валютную политику по форме и по существу нельзя отделить от всего круга проблем внешнеэкономических связей. Например, валютный курс напрямую связан с движением товаров, услуг и капиталов, что находит свое кон-кретное обобщающее выражение в платежном балансе страны. Следовательно, внешнеэкономическое регулирование в ходе перехода страны к рыночным преобразованиям структурно переплетается с важнейшими целями валютной политики.

Основное направление валютной политики, как составной части экономической стратегии страны в переходный период, можно проследить, в первую очередь, на примере либерализации условий внешнеэкономической деятельности страны. В «Программе углубления экономических реформ» российским правительством были опре-делены следующие конкретные цели либерализации условий внешнеэкономической деятельности:

  • - отход от количественных ограничений во внешней торговле и переход к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;
  • - сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен,

последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированного импортного тарифа;

  • - переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;
  • - поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.

В рабочей программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации «Развитие реформ и стабилизации российской экономики были выдвинуты следующие задачи:

  • - либерализация рынков, в первую очередь, валютного и внешнеторгового;
  • - ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному курсу;
  • - расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном рынке.

Для достижения перечисленных выше задач предполагалось:

  • - резко ограничить, а затем полностью прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок;
  • - снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары

и ликвидировать централизованный экспорт;

Отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей

и регионов от продажи экспортной выручки;

Отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.

Эффективность указанных специфических мер валютной политики увязывалась в обязательном порядке в сочетании с такими направлениями экономической политики государства, как:

  • - проведение жесткой денежно-кредитной политики и снижение темпов инфляции;
  • - достижение процентной ставкой по банковским ссудам положительного уровня;
  • - повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечивающее более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением и размещением СКВ;
  • - расширение производства конкурентоспособной на внешнем

рынке продукции и развитие импортозамещающих производств;

Улучшение платежного баланса страны.

Такая стратегия получила название «валютная шоковая терапия» по аналогии с «шоковой терапией». Сторонники данного варианта курсовой политики полагали, что быстрое введение конвертируемости российского рубля можно обеспечить либо значительным понижением валютного курса, фиксируя его на существенно низком уровне (т.е. используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курса национальной валюты на основе спроса и предложения на свободном рынке. Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, равно как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы в крайне нестабильном положении. Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии следующих основных вариантов осуществления курсовой политики:

  • - «свободно плавающие» валютные курсы;
  • - регулируемое «плавание» валют;
  • - постоянно фиксированные курсы.

Россия выбрала смешанный вариант: проведение умеренной политики регулируемого «плавания» при непрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных операций, ускорения либо задержки ва-лютных платежей, степени доверия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.

В России было допущено с самого начала реформ хождение сильной мировой резервной валюты -- доллара США. В других странах, напротив, предпринимались меры, направленные на максимальное ограничение хождения иностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.

Россия, после введения внутренней конвертируемости, открыла по форме и по существу доступ к долларовым накоплениям и расчетам в иностранной валюте. Данное обстоятельство привело к «всеобщей долларизации всей страны».

Обращение на территории России иностранной валюты ведет к ослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банка России «О прекращении на территории Российской Федерации расче-тов в иностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. В результате российский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.

Одна из важнейших функций ЦБ -- поддержание устойчивости курса рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень важным экономическим параметром для российских предприятий.

В конце 2003 г. ЦБР прекратил активную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировки доллара снизились.

Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в валютной политике, означающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль за инфляцией и выравнивание доходности валютных и-рублевых инструментов. При превышении номинальной рублевой доходности над валютной это достигается двумя способами -- либо ускорить девальвацию рубля и повысить доходность валютных инструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор был сделан в пользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом, рынку задан четкий ориентир возможной девальвации рубля.

Несмотря на положительные стороны крепкого рубля, в частности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая политика ЦБР таит в себе риски, которые не следует недооценивать. В условиях унификации и изменения регулируемых тарифов после 2003 г. правительство не сможет и дальше сдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР может оказаться дискредитированной, а сам банк столкивается с еще большими проблемами.

Валютные отношения одновременно регулируются на уровне государства и рынка. На рыночное регулирование влияет востребованность той или иной денежной единицы на валютной бирже. На основе спроса и предложения формируется курс валюты. Однако, если он сильно колеблется, это плохо сказывается на экономике, как конкретного государства, так и глобальной экономике в целом. Чтобы устранить негативные последствия от резких скачков валютного курса существует регулирование на уровне государства.

Валютную политику можно разделить на текущую и долгосрочную (или структурную).

  • Текущая предназначена для нормальной работы денежных механизмов в стране и за ее пределами.
  • Долгосрочная включает целый набор мероприятий, разработанных для изменения последовательности ведения мировых расчетов, режима денежных курсов, международных платежных средств и т. д. Долгосрочная политика реализуется посредством денежных реформ, переговоров и договоренностей между финансистами разных государств.

Способы реализации

Осуществлять такую политику помогает ряд финансовых инструментов:
  • ограничений;
  • резервов;
  • субсидирования;
  • интервенции.
Например, чтобы стабилизировать курс национальной валюты внедряются денежные ограничения и контроль. За нарушения законодательства в экономической сфере предусмотрена административная и уголовная ответственность. Именно поэтому, ограничительные меры, как правило, эффективны.

Кто проводит валютную политику

Валютную политику планируют и осуществляют различные государственные и международные структуры:
  • правительство государства;
  • особые финансовые органы;
  • мировые валютные организации;
  • центробанки.

Задачи

Задачи валютной политики зависят от конкретного государства и экономической ситуации. Если недавно произошел валютный кризис, все силы будут брошены на его преодоление. В случаях, когда у национальной валюты шаткое положение, основные силы будут направлены на ее укрепление.

Важно отметить, что полностью независимой валютной политики нет ни в одной стране мира. Это связано с глобализацией мировой экономики и процессами интеграции.

Формы валютной политики

Можно выделить две формы валютной политики: дисконтную и девизную.
  • Дисконтная используется для воздействия на экономику страны и на межгосударственные экономические связи.
  • Девизная политика необходима для регулирования курса национальной денежной единицы посредством покупок и продаж иностранной валюты, а также для применения валютных ограничений.


Похожие статьи