Сложноподчиненные предложения примеры со схемами. Конспект урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненное предложение" (8 класс) В данном случае можно составить предложение

Разделы: Русский язык

  • совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: создание проекта урока для 8-го класса;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к искусству, умение работать в команде.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-презентация мини-проектов.

Оборудование: компьютер, фото-картины.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Мотивация. Постановка темы и целей урока.

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике для составления проекта урока русского языка “Виды сложноподчинённых предложений”для ваших младших товарищей.

– Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны сегодня вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы, ведь у вас надежная поддержка.

(Выступление восьмиклассников)

Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”– известная притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

– Друзья, все в ваших руках!

3. Актуализация опорных знаний.

– Проверим, готовы ли мы к работе.

  1. Какие предложения называются простыми? (8-му классу)
  2. Какие предложения называются сложными? (8-му классу)
  3. Какие предложения называются бессоюзными? (8-му классу)
  4. Какие предложения называются союзными? (9-му классу)
  5. На какие группы делятся союзные предложения?
  6. Какие предложения называются сложносочиненными?
  7. Какие предложения называются сложноподчиненными?
  8. Назовите союзы, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  9. Назовите союзные слова, которые служат для связи простых предложений в составе СПП.
  10. Какие слова употребляются и как союзы, и как союзные слова?
  11. Как различать подчинительные союзы и союзные слова?
  12. Что используется в главном предложении для выделения содержания придаточного?
  13. Какие группы сложноподчиненных предложений знаете?

– Я рада вашим ответам, друзья.

4. Защита мини-проектов.

– У вас на партах лежат незаполненные страницы справочной тетради, по мере работы ведите записи. Последняя страница практическая, постарайтесь слушать внимательно, чтобы выполнить предстоящие задания.

– Ребятам 9-го класса было дано задание создать мини-проекты, чтобы в доступной форме изложить вам материал.

– Предоставляется слово ребятам 9-го класса, которые расскажут нам подробнее о видах СПП.

– Предлагаю занять место у доски и предоставить ваши проекты.

1 страница – “СПП с придаточным определительным”.

(Учащиеся подготовили сообщение с презентацией по данной теме).

– Любознательным девчонкам и мальчишкам! Хотите разбираться в СПП? Мы поможем вам!

– Внимание! 1 страница– СПП с придаточным определительным!

– Придаточные определительные относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая признак. Отвечают на вопросы: какой? который? чей?

– “Воздух был полон свежести, которая бывает после грозы”. Анализ предложения.

– Присоединяются союзными словами какой, который, чей, где, когда, кто, что и др.

– “Мы любим дом, где любят нас”. Анализ предложения.

– Определяемое существительное в главной части может иметь при себе указательные слова такой, тот.

– “Петя поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы. (Л.Н.Толстой)”. Анализ предложения.

– Придаточные определительные всегда располагаются после определяемого слова.

– “Из лесного оврага, на дне которого бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С.Т.Аксаков)”

– СПП с придаточными определительными делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее.

– Такие предложения необходимо использовать в текстах – описаниях.

– Перед вами фото-картины, опишем их, используя СПП с придаточными определительными.

– “На картинах изображены зимние пейзажи, которые вызывают у нас чувства легкости, одухотворённости и ощущение небольшого морозца”.

– “Изображены деревья, которые спрятались под толстым слоем снега”.

– Предлагаем вам составить СПП с придаточными определительными по данным картинам и записать их.

(Эксперты с учителем подходят и помогают, лучшие варианты зачитываются)

Учитель: – Спасибо, ребята, вам удалось своим проектом дать понятие о СПП с придаточными определительными.

2 страница – СПП с придаточным изъяснительным.

– Внимание! 2 страница – СПП с придаточным изъяснительным

(Исполняется песня на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что вы больны не мной”)

“Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня – не зная сами!-
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше негулянье под луной,
За солнце не у нас над головами,-
За то, что Вы, увы, больны не мной
За то, что я, увы, больна не вами”.

– Почему Вика исполнила эту песню?

– Верно, состоит из СПП с придаточными изъяснительными.

– Изъяснительные придаточные предложения относятся к словам со значением речи, мысли, чувства (глаголу, наречию, отглагольному существительному, краткой форме прилагательного) в главной части, уточняя или поясняя смысл этих слов, отвечают на вопросы косвенных падежей, которые ставятся от поясняемого слова в главной части.

– “Дети чувствуют, кто их любит”. “Я был уверен, что виною всему было самовольное моё отсутствие из Оренбурга. (А.С.Пушкин)”. Анализ предложений.

– Присоединяются союзами: что, чтобы, как будто, как, присоединяются союзными словами: кто, что, где, когда, куда и др. и союзом – частицей ли.

– “Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. (А.С.Пушкин) Она не знала, куда ей идти. (А.И.Куприн)”. Анализ предложений.

– В главной части может быть указательное слово то в разных формах.

– “Он говорил о лете и о том, что быть поэтом женщине – нелепость. (А.А.Ахматова)”

– Придаточные изъяснительные располагаются после поясняемого слова, реже – перед ним.

– “Что он дурной человек, я не могу сказать… (А.П.Чехов)”. Анализ предложения.

– Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.

– “К.Г. Паустовский писал: “Слова у Пришвина цветут, сверкают”. “ К.Г. Паустовский писал, что слова у Пришвина цветут, сверкают”.

– Задание: Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью, используя СПП с придаточными изъяснительными.

– Внимание, предложение 1 группе (8-му классу): Вика: “Я люблю петь и танцевать”.

– Внимание, предложение 2 группе: Вета: “Какая замечательная сегодня погода!”

Внимание, предложение 3 группе: Нуркен: “Вы меня любите?”

(Зачитываются лучшие предложения.)

– Нуркен: Так любите или нет?

Учитель: Я довольна вашим проектом, молодцы!

3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным.

– Внимание, 3 страница – СПП с придаточным обстоятельственным!

– СПП с придаточными обстоятельственными имеют значения обстоятельства и делятся на группы: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

– Нам стало интересно найти такие предложения в художественной литературе.

– Учитель нам посоветовал рассмотреть роман “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова.

– Почемучка: Почему именно этот роман?

– Мы недавно изучили его.

1) “И лицо её стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку. Он бежал так, как раньше не бегал”

– Предложения имеют значение образа действия и степени.

– Почемучка: На какие вопросы отвечают?

– Как? Каким образом? В какой степени?

2) “Он едет туда, где никто не бывал”

– Почемучка: Это легко! Ребята, что обозначает? На какой вопрос отвечает?

– К придаточным места от главной части можно задать вопросы: Где? Куда? Откуда?

3) – Почемучка: “Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь”

– Ребята, догадайтесь сами. (СПП с придаточным времени)

– Верно, вопросы когда? с какого времени? как долго?

4) “Грушницкий споткнулся, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали”

– Придаточное условия.

– Почемучка: приведите свой пример.

5) “ Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов, потому что дамы на водах ещё верят нападениям черкесов среди белого дня”

– Придаточное причины.

6) “Я дал ей слово познакомиться с Лиговскими и волочиться за княжной, чтобы отвлечь от неё внимание”

– Почемучка: Знаю, знаю, а вы догадались?

7) “Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа”

– СПП с придаточным сравнения, отвечает на вопрос как?

8) “Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признаётся”

– СПП с придаточным уступки, отвечает на вопрос вопреки чему? Несмотря на что?

9) “Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти”

– Можно поставить вопрос что из этого следует?

– Задание: зачитываем предложения, вы определяете вид придаточных обстоятельственных устно.

  1. Куда ни взглянешь, всюду холмы.
  2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.
  3. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
  4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
  5. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя.
  6. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.
  7. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
  8. Он бежал так, как раньше не бегал.
  9. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

Учитель: Молодцы, ребята, вам удалось дать основное представление об этом виде СПП. Присаживайтесь.

4 страница – “Практическая”.

Учитель: Откроем последнюю практическую страницу, на которой увидим задания. Проверим и закрепим наши знания. Должны выполнять правильно и быстро. Работаем группами.

– Два ученика выполняют самостоятельно синтаксический разбор предложений, остальные работают на своих страницах вместе с учителем.

1) Укажи номер СПП с придаточным определительным.Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Воздух так чист что видна каждая ветка.
  2. Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи.
  3. Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня.

2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему.

  1. Письмо что ты мне написала меня обрадовало.
  2. Нет истины где нет любви.
  3. Недаром говорится что дело мастера боится.

3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.

  1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
  2. Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды.
  3. Куда ни оглянись всюду рожь густая.

(На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения, один на месте.)

1) Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.

(Проверка разборов)

Резервное задание: составьте по схемам предложения.

(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).

[…сущ. ], (которая…).

(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).

[…, (когда),… ].

(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).

Чтоб (…), .

(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).

Хотя (…).

Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.

[…, (как ни),…].

Преподнесение домашнего задания.

– Найти и выписать предложения на каждый вид СПП из поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”.

Оценивание.

– Вы сегодня молодцы!

Подведение итогов.

– Я довольна работой! Считаю, что эту тему усвоили.

– А ваше мнение, ребята? Воспользуйтесь любой формой.

  1. Главным для меня на уроке было то, …
  2. Теперь я буду знать, что …
  3. Меня огорчило то, что …
  4. Я рад, что…
  5. Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Сегодня мы последовали этому мудрейшему совету?

Задание1. Дайте определение:

Сложноподчиненным называется предложение __________________________

______________________________________________________________________.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложноподчиненное предложение перед вами. Выберите вариант ответа: 1) простое предложение; 2) сложноподчиненное предложение.

1вариант Ответ
Дальние горы к..зались как(бы) выреза..ными из (разно)цветного к..ртона (Пауст.).
Посмотри как тихо поз..лоту август ра..сыпа..т на п..лях (Дуд.).
Л..са на дальних (косо)горах как ж..лто(красный) лис..й мех (Бун.).
Все б..резы на дожде как (бы) радос..но плач..т (Пришв.).
На дворе гнулась и м..талась акация как(бу..то) с..рдитый ветер тр..пал ее за волосы (А.Н.Т.).
(Кое)где пад..ли как(бу..то) син..е пол..сы отд..ле..ых д..ждей (Кор.)
В..сною и летом как(бы) под..лив на участки просторы тундры полярные совы в..дут уед..нен..ую ст..р..жевую жиз(?)нь (С.-М.).
В з..ркальных окнах пылало только что поднявш..еся со..нце (Пауст.).
Сегодня день такой что (в)пору про все (не)взгоды п..забыть (М.А.).
Свет луны как наро..но пр..туш..н (Акм.).
2 вариант Ответ
Старайся дать уму как можно больше пищ.. (Л.Т.).
Я д..вно соб..рался написать о том как пишут(?)ся книги (Пауст.).
Люди пон..мают талант как заг..товле..ое от р..ждения счастье (Пришв.).
Андерсен всю свою жизнь умел рад..ват(?)ся хотя детство его (не)давало для этого (ни)каких осн..ваний (Пауст.).
Комната в которой они оч..тились п..ходила скорее на рабочий к..бинет чем на гости..ую (Т.).
Блажен кто веру..т т..пло ему на свет.. (Гр.).
Пр..глян..т день как(будто) (по)неволе и скро..т(?)ся за край окружных гор (П.).
Было сп..койно и тихо как после бури (Ф.).
Сте..ые часы в соседней комнат.. только что мя..ко и глухо пр..били один ра.. (Марш.).
Готов я пр..знат..ся что нынче сильней из птиц перелетных люблю жур..влей (Шв.).

Задание 3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите место придаточного предложения по отношению к главному. Выберите вариант ответа: 1) перед главным предложением; 2) в середине главного предложения; 3) после главного предложения.



1 вариант Ответ
Когда шуршат в овраг.. л..пухи и никнет гроз..ь р..бины (ж..лто) красной сл..гаю я в..селые стихи (Цвет.).
Ран..ей зимою как только вып..дет сне.. зал..гают в берлоге медведи (С.-М.).
(В)новь я пос..тил тот уголок земли где я пр..вел изгнан..иком два года (не)заметных (П.).
Кто землю леле..т того земля ж..ле..т (Посл.).
Под утро когда буря спала Алексей услыш..л отд..ле..ые звуки боя (Пол.).
Чем дальше мы продв..гались тем глуше ст..новилось (во)круг (Т.).
В мор.. когда гибн..т к..рабль все пас..ажиры с..дят(?)ся в ло..ку (Пришв.).
И в жизни люди соб..рают(?)ся вместе потому что в од..ноч(?)ку (не)возможно сп..стись (Пришв.).
Когда..десь цветы соб..рают в..сною осколки на склонах в..дны (Долм.).
Пусть молодость знает какою ц..ною добились мы этой весны (Долм.).
2 вариант Ответ
В звон.. каждого дня так я счас..лив что нет мне покоя! (Ванш.).
Тот кто вид..л хоть однажды этот край и эту гладь тот поч(?)ти березк.. каждой но..ку рад поц..ловать (Ес.).
Сознание того что чудес..ное было рядом с нами пр..ход..т слишком поз..но (Бл.).
Когда на душе горе то т..жело без людей (Ч.).
Кто самого себя (не)ув..жает того без сомнения и другие уважать (не)будут (Н.Карамз.).
Тот кто жил для вещей все т..ряет с последн..м дыханьем (Шеф.).
Тот кто жил для людей после смерт.. живет средь живых (Шеф.).
Суме..т сер..це заг..рет(?)ся когда потребу..т стр..на (А.Б.).
Человеку чтоб р..сти нужен свет и горяч..я жизнь (Кетл.).
Пока есть в нас кровь и юность буд..м верны буду(?)щ..му (Бл.).

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное.

1 вариант Ответ
Я ост..новился в гости..ице где ост..навл..вались все прие..жие (Л.).
Нет у меня такой м..чты в которой (не)живеш.. и ты (М.А.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар (Т.).
Мне пок..залось что в тон.. его чу..ствует(?)ся какая(то) (не)ловкость (Кор.).
Иной раз нар..дит..ся такой день что рад..сти (не)обереш..ся (Пауст.).
Отец осторожно прош..л в детск..ю п..см..трел спят(ли) мальчишки (Кат.).
Любой уголок з..мли где ты встр..чаеш.. друзей ст..новит..ся р..дным (Як.).
Проснувшись я долго (не)мог сообр..зить где я (Кор.).
От деревн.. где я жил в то лето до озера было двадцать к..лометров (Пауст.).
Ш..гаеш.. и вид..ш.. как быстро и много с..кретов тебе открыва..т д..р..га (С.См.).
2 вариант Ответ
Нет (н..)чего м..лей земли которая тебя взр..стила (Баук.).
На обрыв.. что возвышался..зади в светл..м небе ч..рнела од..нокая ск..мья (Бун.).
Пр..бл..жение вечера тем и пр..крас(?)но что пр..дает густ..ту краскам и (не)обыч(?)н..ю ле..кость воздушным пр..странствам (Пауст.).
Ковш Большой Медвед..ц.. стоит на крыш.. дома что (на)против (Як.).
К..залось что город устал от з..мы (Гран.).
(Не)(в)д..леке от дом..ка где жил писатель рос огромный тополь (Пауст.).
Песча..ая дорога ведет к мост..ку под которым с..чит(?)ся и журчит (не)вид..мая реч(?)ка (Кор.).
Я считаю что лес пр..красное выр..жение силы пр..роды и самый яркий образ..ик ее совершенства (Пауст.).
По старым охотам знаю какими пр..крас..ными могут быть последни.. деньки осени (Пришв.).
Мне пр..помнил..сь нынче с..бака что была моей юности друг (Ес.).

Задание 5. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения: 1) придаточное определительное; 2) придаточное изъяснительное; 3) придаточное образа действия и степени.

1 вариант Ответ
Нужно читать и уважать только те книги которые учат пон..мать смысл жиз(?)ни пон..мать желания людей и исти..ые мотивы их поступков (М.Г.).
День был так радос..но заполнен трудом что от этого ст..новилось радос..но жить (В.Инб.).
Мы разве помним по в..сне о том что осень п..дойдет? (М.А.).
Крыльц.. и вход в зал штурмовали так что туда ввалились люди с выпуче..ыми глазами без шапок (А.Н.Т.).
Те кто (не)попали на представление (не)долго гор..вали (А.Н.Т.).
Надо жить и поступать так как (будто) на тебя смотр..т следу(?)щее поколение (Св.).
Человеку который сам (н..)чего (не)знает (н..) о (чем) и ра..сказывать людям (Б.Горб.).
Телегин чу..ствовал как кровь зал..вает ему лицо (А.Н.Т.).
Бывает (же) так что пр..стане.т к тебе одно слово и (не)д..ет покоя (Пауст.).
Говорят что человеку время от врем..н.. полезно пожить в од..ноч..стве (Пауст.).
2 вариант Ответ
Спасибо тебе весна что ты ч..ста и чес..на полна надежд и стремлений! (Н.Асеев.).
Кусты местами были так ч..сты что сост..вляли (не)проходимый лес (Гонч.).
Метели что лом..тся в дверц.. с дороги меня (не)соб..ют (Фат.).
Вода была так мутна что тень пар..хода л..жала на ней как на глин.. (Кат.).
И вер..т(?)ся и чуд..т(?)ся и слыш..т(?)ся что лес тебя пр..ветствует (бе..)слов (С.См.).
А туман до того зат..пляет окрес..ности что хоть ло..ку бери и плыви по нему (С.См.).
А прямо к реч(?)к.. возле брода такие краски зал..гли что перед гением пр..роды бл..днеют гении земли (С.См.).
Ран..ей в..сной в половодье река до того переп..лняет..ся водой что уже (н..)куда пр..н..мать в себя воду пр..токов (Пришв.).
Вы зна..те что обл..ка это соверше..о точ(?)ные с..гналы о погод..! (Пауст.).
Воздух так чист что в..дна кажд..я ветка (В.Инб.).

Задание 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) образа действия и степени; 4) сравнительное.

1 вариант Ответ
Душа во мне зам..талась как зв..рек в клетк.. (Наг.).
Мальч..к открыл глаза и долго слуш..л как вывод..т свои серебристые трели (не)вид..мый п..вец (Як.).
Жизнь теченье свое изм..нила как р..ка изм..няет русло (Н.).
Большой поэт почти всегда вид..т мир глазами ребенка как (будто) вид..т его действительно в первый раз (Пауст.).
Любовь к людям это ведь и есть те крылья на которых человек подн..мает(?)ся выше всего (М.Г.).
Сколько раз я уже убеждался что (н..)что хорош..е (не)повторяет(?)ся (Пауст.).
Вспышка была так с..льна что на мгн..вение осл..пила его (Фад.).
Жур..вли л..тели быстро-быстро и кр..чали грус..но как(будто) звали с собой (Ч.).
Закружилась л..ства золотая в роз..ватой воде на пруду словно бабоч..к ле..кая стая с зам..раньем л..тит на зв..зду (Ес.).
Мое первое впеч..тление было столь сильным и чистым что (не)нуждалось в подкреплени.. (Наг.).
2 вариант Ответ
Мне пок..залось что (с)прав.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Тени обл..ков ст..новятся св..тлее точно омылись в..дою реки (М.Г.).
И сер..це (по)старому б..ет(?)ся как билось в д..лекие дни (Ес.).
Старик говорил с увл..чением как(будто) изл..вал перед прое..жим свою душу (Ч.).
(В)скоре я увид..л как из(за) крайних дв..ров хутора выш..л на дорогу мужчина (Шол.).
Стало мне (в)друг хорошо на душе как(будто) де..ство мое вернулось (Пришв.).
На уроках всегда бывало так тихо что одни г..лоса уч..телей зан..мавшихся в разных комнатах разд..вались по всему пансиону (Кор.).
Я вдруг почу..ствовал себя таким счас..ливым что даже сер..це к..льнуло (Шер.).
В думах (не)пр..вычно т..желых Метелица (не)замет..л как выехал в д..лину (Фат.).
Слова сами собой л..жились в том поря..к.. который сейчас был единстве..о нужен (Пауст.).

Задание 7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели.

1 вариант Ответ
Вн..мательно сл..жу как золотом п..стреют в л..щинах и в п..лях дубовые л..са (Бун.).
Была светл..я ноч.. когда со..нце на севере за нами подгляд..вает (Пришв.)
Когда сне.. тихо опуска..т..ся самому хоч..т..ся быть еще тише (Пришв.).
Там где р..стет мож..евельник з..мою обыч(?)но держ..т(?)ся тетерева (С.-М.).
Я вернусь когда ра..кин..т ветки (по)весе..ему наш белый сад (Ес.).
Лес (не)высокой ч..ртой в..днелся на той ст..роне (от)куда мы пр..шли вчера (Каз.).
Я поб..гу пока (не)рас..вело (Фад.).
Как только сойдет в л..су сне.. н..бухают на б..резах см..листые душ..стые по(?)ки (С.-М.).
Среди густых бере.. и елей л..жит земля где я ж..ву (С. См.).
Старые лист(?)я легли в перегной что(бы) мол..дые шумели (Вс.Рожд.).
2 вариант Ответ
Трудись мой ум! Трудись пока я жив! (Вин.).
Гриша уже переж..л пери..д безудержного наивного стихотворчества когда рад..вало соч..тание любых слов (Кетл.).
Еще я люблю когда передо мной ст..ят цве..ы пускай самые скромные (В.Инб.).
Когда шумит жестокая война на нежн..сть повышает..ся ц..на (М.А.).
Дож..ву(ль) до осен.. такой что(б) в моей душе настали то(же) с..нева и яс(?)ность и покой (М.А.).
Шумит (в)дали пшеница там где были к..выли (Фат.).
Как только к..телок с водой пр..крыл бе..покойное пламя небо снов.. открыл..сь (Пришв.).
Один среди своих вл..дений что(б) только время пров..дить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить (П.).
Как я счас..лив созн..вать что пон..маю теперь п..сенку любой птиц.. следы всех зв..руш..к много(много) знаю (во)круг.
После того как я бросил курить у меня (не)быва..т мрач(?)н.. и тр..вожн.. настр..ения (Ч.).
3 вариант Ответ
Что(бы) ..делать что(нибудь) великое нужно все силы души устр..мить в одну точ(?)ку (Л.Т.).
По складу своего х..рактера я бол..ше склонен вид..ть все луч(?)шее в людях и имен..о это изобр..жать что(бы) был перед глазами людей хоть какой(нибудь) обр..зец (Фад.).
Едва р..дела ночи мгла Людмила к вод..паду шла умыт(?)ся хладн..ю струей (П.).
Куда (н..)огл..нусь (по)всюду рож.. густая (Майк.).
(Ни)какой городской ш..фер (не)поед..т там где мы с Петей прох..дили т..ж..лую школу езды (Пришв.).
Лес в который мы вступили был чрезвычайно стар.
Мне по..залось что справ.. кто(то) смотр..т (Вер.).
Ах, какая мес..ность вдруг ра..п..хнулась перед нами когда мы мин..вали лес! (Гонч.).
Пр..красное пр..красно (от)того что есть и безобразное на свет.. (Сельв.).
Пробуждают(?)ся клены от сна что(б) как бабоч(?)ки лист(?)я захлопали (Заб.).
4 вариант Ответ
Нет такой лошад.. что(бы) (не)спотыкалась (Пословица).
Ист..млен(?)а полдневым зноем в н..мой т..ске земля ждала что(б) ноч.. прохладой и покоем хоть миг забвения дала (Бун.).
Стаи птиц прол..тали над поездом и и..чезли (в)дали где ветер к..чал тр..ву (Пауст.).
Со..нце еще согр..вало в..рхушки сосен когда мы д..шли до места (Каз.).
Как человек оз..ряет те места где он ж..вет! (Пауст.).
Вечерн..я з..ря нач..нает(?)ся когда со..нце уже з..йдет за край земли (Пауст.).
Для того что(бы) попасть к перелеску и на кладбище надо было бы перейти (не)большое поле (Гайд.).
С осен.. когда пруды нач..нали покрыват(?)ся пленкой мы с (не)терпением сл..дили за их зам..рзанием (Кор.).
Пора пр..нят(?)ся мне за дело что(б) озорливая душа уже (по)зрелому запела (Ес.).
(Не)хочу я что(б) ты пр..творялася и к улыбк.. себя пр..нуждала (бы) (А.К.Т.).

Задание 8. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы; раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Определите вид придаточного предложения, выберите вариант ответа: 1) определительное; 2) изъяснительное; 3) места; 4) времени; 5) цели; 6) сравнительное; 7) условия; 8) причины; 9) уступительное; 10) следствия.

1 вариант Ответ
Надо верить в возможность счаст..я что(бы) быть счас..ливым (Л.Т.).
Так много счастья все (от)того что связан я с людьми с пр…родой с миром напр..ж..н..ой связ..ю (Луг.).
Сколько раз пытался я ускорить время что н..сло меня (в)перед (Марш.).
Если я дерево то вы мои корни и моя крона одновреме..о (Тург.).
Все сады, сады так что д..мов (не)видно (Гонч.).
Детство Лермонтова было грус..ное хотя он был окруж..н з..ботой и любовью (Бл.).
На дерев..ях л..жали пуш..стые хлопья точ(?)но сад опять ра..пустился бел..ми лист(?)ями (Кор.).
Пусть хл..ба х..роши а пашню (с)нов.. паши (Пословица).
Приятель мой и пров..дник еще спали когда я проснулся и (по)тихоньку выш..л из дома (Каз.).
Есть (по)всюду хорошие люди где есть небо з..мля и в..да (Ош.).
2 вариант Ответ
Я замет..л что у Петрова отсу..ствует чу..ство страха (Долм).
Если буря шумит на свет.. как в тепле ус..деть могу? (Сурк.).
Но страшен миг когда стремлен..я нет (Бун.).
Что(бы) понять тайну рус..кого народа его велич..е нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое (А.Н.Т.).
М..як заж..г свой красный огонь хотя было еще св..тло (Пауст.).
Петя (ни)когда (не)предпол..гал что город такой большой (В.Кат.).
Как (н..) дробите жизнь она всегда едина (Бел.).
Как пр..красна жизнь между прочим и потому что человек может пут..шествовать (Гонч.).
Память у него была басн..словная так что он перед..вал м..лейшие детали прои..шествия (Гонч.).
Близкое присутствие моря возвр..тило миру свеж..сть и ч..стоту как будто(бы) сразу..дуло с пар..хода и пас..ажиров всю пыль (В.Кат.).
3 вариант Ответ
I Звезды бились и св..ркали серебря..ой ч..шуей как б..ет(?)ся в с..тях пойма..ая камса (Пауст.).
Соловей весе..ей ноч..ю на черемух.. поет потому что в нашей рощ.. ран..ше всех она цв..тет (Фат.).
Небо часто обл..ч(?)но так что мы (не)можем вид..ть (н..)восх..ждения (н..)зах..ждения со..нца (Гонч.).
Елоч(?)ка х..р..ша если одна р..стет (Пришв.).
..дание института к..шело как мур..вейник хотя лекции еще (не)нач..нались (Кор.).
Я выр..с там где мой отец и дед бр..дили ро..ко у ч..жих поместий (Исак.).
Хотя наступила зима река возле деревн..(не) замерзла.
Бер..гите старых людей без которых (не)было (б) вас! (Тат.).
Никита пош..л кругом двора п..см..треть что там делает(?)ся (А.Н.Т.).
Когда в товарищ..х соглас..я нет (не)прочитать им и «Квартет» (А.Барто.).

Задание 9.

1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.

4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.

Задание 10. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) Дедушка пошел в отведенную ему комнату, откуда и не выходил до утра следующего дня.

2) Не зная, куда от тоски и скуки деваться в доме, я вышел на улицу.

3) Куда ни взглянешь, всюду золотые, багряные краски осени.

4) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

Задание 11. В каком сложноподчиненном предложении придаточное не является определительным?

1) У самого закоренелого человека бывают минуты, когда загнанная совесть повернется, как острый камень, и вызовет боль.

2) Из его рассказов Самгин выносил впечатление, что дядя Миша предлагает звать народ на помощь интеллигенции.

3) Было слышно, что вдали по улице быстро идут люди и тащат что-то тяжелое.

4) Отдаленный гул вдруг проник в тенистое ущелье, где ехали путники.

Задание 12. В каком сложноподчиненном предложении придаточное определительное?

1) В русской зиме столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет.

2) Я утешал себя мыслью, что вдали от моря это изучение было бы не так увлекательно.

3) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это, прежде всего, чувство меры.

4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух, что сбивает нас с ног после чада душных рассказов.

Задание 13. В каком сложноподчиненном предложении нет придаточного определительного?

1) Настала минута, когда я понял всю цену этих слов.

2) Волны звучат так, точно просят пустить их погреться к костру.

3) Пред ними стелется равнина, где ели изредка взошли…

4) Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать.

Задание 14. В каком сложноподчиненном предложении придаточное изъяснительное?

1) Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.

3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.

4) Пыль на улицах такая едкая, что глазам больно.

Задание 15. В каком сложноподчиненном предложении придаточное меры и степени?

1) И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями голосов.

2) Маша так дружелюбно и крепко стиснула ему руку, что у него сердце забилось от радости.

3) Наиболее вероятно, что известные нам кометы живут и путешествуют только в пределах нашей Солнечной системы.

4) Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь.

Задание 16. В каком сложноподчиненном предложении придаточное причины?

1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.

2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.

3) Было так темно, что Варя с трудом различала дорогу.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

Задание 17. В составе какого сложноподчиненного предложения нет придаточного изъяснительного? (Знаки препинания не расставлены).

1) Известно что слоны в диковинку у нас.

2) Чтоб музыкантом быть так надобно терпенье.

3) Вполне понятно, что самые различные чувства и настроения человека передает музыка.

4) Что волки жадны всякий знает.

Задание 18. В каком сложноподчиненном предложении придаточное цели?

1) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.

2) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копье стальное взял он в руки.

3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.

4) Если за день ничему не научишься, значит весь день шел назад.

Задание 19. Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) И долго буду тем любезен я народу что чувства добрые я лирой пробуждал что в мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал (П.). ______________________________________________________

2) Я схватил бумаги и поскорее унес их боясь чтоб штабс-капитан не раскаялся (Л.).____________________________________________________________

3) Чичиков объяснил ей что это бумага не такого рода что она назначена для совершения крепостей, а не для просьб (Г.)._______________________________

4) Ей показалось что она давно знает эту девушку и любит ее хорошей жалостливой любовью матери (М.Г.).________________________________________

5) Шалый долго рассказывал о неполадках в колхозе о том что оставалось невидимым для Давыдова что тщательно скрывалось от него стараниями Якова Лукича (Шол.). _______________________________________________________

6) Чичиков взглянул и увидел точно что на нем не было ни цепочки ни часов. Ему даже показалось, что и один бакенбард у него был меньше и не так густ как другой (Г.). _______________________________________________________

7) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая ибо со мной чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествии по Кавказу (Л.). ______________________________________________________________________

8) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтоб успеть до ночи забраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни (Л.). ______________________________________________________________________

9) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица (Л.).___________________________________________________________________

10) Положили цепи под колеса вместо тормозов чтобы они не раскатывались взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (Л.).____________________________________________________________________

11) Я стал на углу площадки крепко упершись левой ногой в камень и наклоняясь немного вперед чтобы в случае легкой раны не опрокинуться назад (Л.)._____________________________________________________________________

12) Он закидывает голову назад когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой ибо правой опирается на костыль (Л.). ___________________________

Задание 20. Расставьте недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Выделите главные и придаточные части. Составьте схемы предложений.

1) Я лежал на диване устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок когда Вернер вошел в мою комнату (Л.). _____________________________________

2) И когда последним медвежковато шагая подошел Ипполит Шалый и сдержанно посмеиваясь, смущенный всеобщим вниманием издали протянул черную раздавленную работой огромную руку Нагульнов шагнул ему навстречу крепко обнял широкие сутулые плечи старого кузнеца (Шол.). _________________________

3) С тех пор как я живу и действую судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм как будто без меня никто не мог бы ни умереть ни прийти в отчаяние (Л.). ___________________________________________________________

4) Грушницкий споткнулся; ветка за которую он уцепился изломалась и он скатился бы вниз на спине если бы его секунданты не поддержали (Л.)._____________________________________________________________________

5) В его кабинете лежала всегда какая-то книга заложенная закладкой на четырнадцатой странице которую он постоянно читал вот уже два года (Г.)._____________________________________________________________________

6) Бричка въехавши во двор остановилась перед небольшим домиком который за темнотой было трудно рассмотреть (Г.). ____________________________

7) Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели один другому в глаза в которых видны были навернувшиеся слезы (Г.).____________________________________________________________________

8) Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя (Г.)._____________________________________________________________________

9) Он раздумывал над тем куда положить всю эту силу молодости только раз в жизни бывающую в человеке (Л.Т.).___________________________________

10) Уезжая из Москвы он находился в том счастливом, молодом настроении духа когда осознав прежние ошибки юноша вдруг скажет себе что все это было не то (Т.Т.)._________________________________________________________________

Задание 21. А) Образуйте из данных предложений сложноподчиненные, ставя придаточные предложения после определяемых слов главного предложения. Составьте схемы предложений.

1) Берег был низкий, илистый (где остановилась машина). ______________

2) В доме затихла музыка (что напротив). ____________________________

3) (Где равнины соприкасаются с горами) границы обозначены чрезвычайно резко.______________________________________________________

4) (Куда я прибыл) штаб полка маскировался руинами. _________________

5) Рыбы поймали такое множество и поэтому послали за телегой (какого не ожидали). ____________________________________________________________

6) Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба и пригревало изрядно (по которому двигались перистые облачка).____________________________

Б) Замените обособленные члены предложения придаточными определительными предложениями.

1) Воздух, с утра холодный и влажный, постепенно прогрелся.

2) Из-за тучи, неподвижно застывшей на горизонте, поднималась луна.

3) Снег, не тающий даже летом, покрывал горные вершины.______________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Мой дед, опытный охотник, ходил на медведя один.__________________

________________________________________________________________________

5) Облака, подгоняемые легким ветерком, плывут по лазури неба.________

________________________________________________________________________

В) Исправьте данные предложения, заменяя одно из придаточных обособленным определением. Запишите исправленные предложения, составьте их схемы.

1) Мы отыскивали родник, который находился в лощине, которая начиналась за деревней. ___________________________________________________

________________________________________________________________________

2) Луна, которая виднелась из-за крыш, освещала улицы, которые были пустынными и безлюдными._______________________________________________

________________________________________________________________________

3) Сосна, под которой мы расположились, одиноко возвышалась среди поля, которое было засеяно гречихой.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Г) Перестройте простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные слова синонимичными придаточными изъяснительными предложениями. Составьте схемы предложений.

1) Художник с восхищением наблюдал за красивым полетом птицы .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Приятно было смотреть на плавное течение воды в реке .______________

________________________________________________________________________

3) Сообщи нам о дне приезда . ______________________________________

________________________________________________________________________

4) Пассажир спросил дежурного по вокзалу о времени прибытия поезда .

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Наши лыжники показали способность вырвать победу на финише .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 22. Добавьте к главным предложениям придаточные цели, расставьте знаки препинания.

1) Надо хорошо учиться __________________________________________

_______________________________________________________________________

2) К старому учителю часто заходили его бывшие ученики для того ______

________________________________________________________________________

3) Я решил поступить в колледж с той целью _______________________

______________________________________________________________________

4) Мои друзья отправились на Дальний Восток с тем ___________________

_____________________________________________________________________

Задание 23. Вставьте вместо точек указательные слова, определите виды придаточных, расставьте запятые, составьте на полях схемы.

Задание 24. Используя знания, полученные при изучении сложноподчиненных предложений, напишите свои размышления на тему: «Чем меня привлекает моя будущая профессия».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Проверочная работа по русскому языку по теме

«Сложноподчинённое предложение»

8 класс

Вариант 1.

А. Барин смотрел на сад, и ему уже не хотелось уезжать отсюда.

Б. Открыли входную дверь, и с улицы повеяло запахом весны.

В. Конец зимы, и на деревьях без умолку кричат птицы.

Г. Он пригласил в гости товарища, который жил недалеко от него.

2. Найдите

А. Михаил Сергеевич даже не представлял, сколько сил отнимет болезнь.

Б. В саду красовались прекрасные цветы и кустарники, красивые деревья плодовые и хвойные.

В. Не то снег пошёл, не то кто-то разорвал перьевую подушку.

Г. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега полые холмы.

3. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Всё произошло в мае когда деревья уже нарядились листвой.

Б. Дворник не рассказывал об этом случае никому, потому что ему никто бы не поверил.

В. Где нет любви к своему делу, там нет и критики.

Г. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.

4. Укажите предложение, где допущена ошибка в постановке знаков препинания .

А. Мария вбежала в коридор, где были разбросаны игрушки Феденьки.

Б. В том месте где зашло солнце, ещё рдели багряные полосы.

В. Теперь необычайная тишина стоит там, где раньше гремела война.

Г. Я отдыхал в роще, где красиво пел соловей.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Каждый надеялся(1) что(2) свернув на восток (3) товарищи большую часть пути пройдут по суровой местности(4) где не встретится ни одного поселения(5) и выйдут к южным склонам горного хребта.

А 1,3, Б 1,3,5 В 1,2,3,4. Г 1,2,4,5

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сегодня каждый слушает радио (1) смотрит телевизор (2) читает печатные издания(3) чтобы узнать всё (4) что происходит в нашем обществе (5) нашей стране.

А 1,2,3, Б 2,3,4, В3,4,5, Г 1,2,3,4,5

7. Укажите предложение с придаточным места.

А. В том саду, где маялись от солнца мелкие зверьки, пытались выжить и растения.

Б. Они не знали, где останутся на выходные.

В. Мы мечтали уйти туда, где можно спокойно поговорить наедине.

8. Найдите среди данных предложений сложноподчинённое с придаточным места.

А. Он поведал, где прошло детство брата.

Б. Он поспешил туда, где прошло детство брата.

В. Он побывал в городе, где прошло детство брата.

9. Укажите предложение с параллельным подчинением .

А. И потому, что я готовился все дни, я прошепчу, что всё на свете повторимо.

Б. Не думали они, что я в непроглядном тумане, в быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас страшный поток.

В. Мечталось мне, что сердце ярче вспоминает деревню, где под музыку сверчков я встретил тебя.

10. Укажите предложение, соответствующее данной схеме [ ,(), ]

А. Старик дошёл до нижнего пруда, куда врезался овраг, и повернул к деревне.

Б. Вот тот пригорок, где я недавно отдыхал.

В. Открыв глаза, я не смел подумать даже, где я, и долго-долго надо мной кружили птицы.

11. Укажите предложение, соответствующее данной схеме

, (), (), ()

А. Солнечным утром, когда пели птицы, когда ещё не просохла роса на кустарниках, вся команда прибежала встречать Гальку.

Б. В жизни девочки есть дни, которые ничто не радует из подаренных свертков, которые так ярко бросаются в глаза.

В. Мы отправились в путешествие, когда пошел теплый дождь, выглянуло из-за туч солнце.

12. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощь союзного слова.

А. Мирон исполнил так, как требовалось по закону.

Б. Пишу на фантике, потому что нет визитки.

В. С тех пор как я тебя нашел, прошло не меньше века.

13. Укажите предложение, в котором придаточное присоединено к главному с помощью союзного слова.

А. В город мы попали вместе, что было всем понятно.

Б. Дожди размыли дорогу, так что дальше пришлось идти пешком.

В. Свет был очень тусклый, так что пришлось включить лампу.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

г

а

а

б

в

г

в

б

а

а

а

б

а

Вариант 2

1.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Не соседи говорят о человеке, а те, кто с ним живет

Б. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

В. Их было очень много, все хотели пить.

Г. Кофе подали на веранде, где еще догорали последние лучи солнца.

2.Найдите сложноподчинённое предложение

А. Он то поднимался вверх, то начинал спускаться, то выбегал из дома.

Б. К утру совсем потеплело, зато в квартире стало заметно холоднее.

В. По вибрации пола можно было догадаться, едет машина или нет.

Г. Чем больше он слышал, что она пела, тем быстрее ему хотелось сбежать.

3. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания.

А. Наконец все знали, что Тамара не могла играть и, что недостаток это ничем нельзя было исправить.

Б. Скоро ты поймешь, сколько горя она тебе принесет.

В. Санки катились с горки словно, имели сзади огромный мотор.

Г. Ты не думай, что я шучу.

4. Укажите предложения, где допущена ошибка в расстановке знаков препинания .

А. Мы совсем не помнили где сестра, оставила свою шубу и туфли.

Б. Как ни старался сторож, огурцы исчезали с поля всё чаще.

В. Все понимали, как Санька страдал в последние дни.

Г. Мари часто провожала сиротку до школьного забора, где всегда встречала подружка.

5. Укажите предложение, в котором на месте всех цифр должны стоять запятые.

А. Смысл задания заключался в том (1) чтобы все вовремя прибежали к столбу (2) окрашенному красной лентой (3) и поставили флаг на место.

Б. Мы с тобой еще не знали (1) мама (2) и папа с Таней будут ждать до вечера.

В. Снег падал крупными хлопьями (1) поэтому нам очень хотелось (2) чтобы он не заканчивался.

Г. Пес жалобно посмотрел на хозяина(1) который стоял (2) не двигаясь (3) и начал жалобно (4) во весь голос скулить.

6. Укажите цифры в каждом предложении, на месте которых должны стоять запятые.

А. А я утверждал ( 1 ) что все вместе ( 2 ) должны покупать продукты.

Б. Оттуда ( 1 ) где до этого теплился огонек ( 2 ) веяло совсем не добром ( 3 ) и заботой.

В. Трясясь все больше ( 1 ) при одной мысли ( 2 ) что они не вернутся ( 3 ) Василий понимал ( 4 ) всю опасность операции.

Г. Мишка долго не мог заснуть (1) потому что в мечтах приходила она (2) и манила мысль в те моменты совсем в другую сторону.

7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Только на сегодня было заказано меню, когда приезжали на целую неделю.

Б. Мы проснулись ровно в тот момент, когда все уже собирались по домам.

В. Ты знаешь, сколько времени?

8 . Укажите сложноподчинённое предложение с придаточны м времени .

А. Человек живет ровно столько, сколько ему отмерил Бог.

Б. Ты спроси, как долго он будет меня изводить.

В. Машка знала, как долго продлится наказание.

9 . Укажите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением.

А. В то время проходили солдаты, поэтому в деревне было шумно, а собаки лаяли все разом.

Б. Мы знали, как больно было расставаться, как слезы капали из глаз.

В. Самой большой ошибкой в своей жизни она считала момент, когда поступила в колледж и стала заниматься этим делом.

10.Укажите предложения, соответствующие схемам:

1. , (что), (что) и ().

2. , (которая), (как будто).

А.Когда я вспомню, что это случилось на моем веку и что нынче дожил я до царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения.

Б. Он вдруг перестал думать о войне, которая уже с год грозила государству, как будто опасности вовсе не было.

В. Пьер подумал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается и что Пьер должен прийти на помощь ему.

Г. Я был твердо убежден, что всех трех профессоров чрезвычайно занимал вопрос, выдержу ли я экзамен.

11. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ,(), ].

А) Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких-нибудь глупостей.

Б) Чтоб избавиться от них, он закрыл глаза.

В) Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шепот.

12. Укажите предложение, соответствующее схеме:

, (когда…), (где).

А) Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.

Б) Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски.

В) Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.

Г) Никогда не следует одному бродить по тем местам, где вы были вдвоем.

Ответы.

1-В 2-Б

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.



Похожие статьи

  • Конспект урока по русскому языку на тему "Сложноподчиненное предложение" (8 класс) В данном случае можно составить предложение

    Разделы: Русский язык совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений; 1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы:...

  • Значение слова «распространить

    Слова в русском языке имеет 2 значения: лексическое и грамматическое. Если второй тип является абстрактным, то первый носит индивидуальный характер. В данной статье мы приведём основные типы лексических значений слова. Лексическое значение...

  • Обломов подробное содержание

    Состоит из четырех частей и сегодня мы рассмотрим содержание 4 части Обломова, чтобы можно было без проблем сделать также анализ 4 части романа, который задают на уроке литературы.Для того, чтобы можно было сделать пересказ и его 4 части,...

  • Постоянные и непостоянные признаки прилагательного

    Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой. какая. какое. какие. чей. чья. чьё. чьи. и обозначает признак предмета. Синтаксическая функция: в предложении является определением и именной частью...

  • Модели бюджетного планирования

    Арендный блок 1. Виды бюджетных моделей. Преимущества, недостатки бюджетных моделей 2. Факторы, ограничивающие применение различных бюджетных моделей Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, выделяют...

  • Конфигуратор для 1с учет компьютеров и оргтехники

    Рост бизнеса многих компаний часто сопровождается увеличением количества и расширением парка используемого оборудования. В результате задача организации оперативного учета оборудования становится для таких компаний очень актуальной. Для...