Выбранный план действий 2 с. Как составить план на год. Планирование жизни. Разработать систему подотчетности и контроля

Если начать досконально разбираться в том, какие факторы оказывают влияние на жизнь человека, в общем и целом, то их можно отыскать великое множество. Любая область жизни человека и каждая сфера его деятельности, конечно же, обладают рядом свойственных им особенностей, и порой то, что применимо к одному, совершенно неприменимо к другому. Но есть, несмотря на это, некие основополагающие принципы, которые являются действенными абсолютно во всём. К одним из таких принципов, а если говорить точнее, законов, которые вполне можно считать гарантами успеха в любой области, можно смело назвать умение планировать и расставлять приоритеты. Почему это так важно, мы выясним в представленном уроке тренинга по тайм-менеджменту.

Изучив данный материал, вы узнаете о том, что представляет собой планирование дел, и каковы его особенности, почему нужно и важно ежедневно осуществлять составление списков рабочих, личных и домашних дел. Кроме того, мы рассмотрим несколько эффективных методик и принципов планирования, часть которых рассчитана на каждый день, а часть имеет более перспективную направленность - на неделю, месяц, год и даже несколько лет. Этот курс нашего онлайн-тренинга будет полезен людям любых возрастов и профессий, а применять полученную информацию для достижения поставленных целей будет можно уже с первого дня.

Что такое планирование. Виды планирования. Приоритизация

Процесс планирования

Планированием называют процесс оптимального распределения ресурсов, необходимый для достижения поставленных целей и задач, а также совокупность процессов, которые связаны с их постановкой и реализацией. Планирование является неотъемлемой частью тайм-менеджмента (управления временем) и, при умелом применении, многократно повышают его эффективность.

В самой простой и официальной интерпретации планирование характеризуется следующими этапами:

  1. Этап постановки целей (задач)
  2. Этап составления плана по достижению намеченного
  3. Этап вариантного проектирования
  4. Этап выявления требуемых ресурсов, а также их источников
  5. Этап определения исполнительных лиц и брифинг
  6. Этап фиксации результатов планирования в физическом виде (план, проект, карта и т.п.)

Виды планирования

Планирование, как уже замечалось, применимо абсолютно к любой сфере жизнедеятельности, но, в зависимости от этого, оно может иметь свои особенности, что, в свою очередь, выражается в различных по его форме и содержанию видах.

Виды планирования различаются:

По обязательности

  • Директивное планирование - подразумевает обязательное исполнение поставленных задач, всегда имеет конкретного адресата и характеризуется повышенной детализацией. В качестве примера можно назвать постановку задач, связанных с решением вопросов государственной/национальной значимости, работой на предприятиях и т.д.
  • Индикативное планирование - антипод первого: не подразумевает обязательного и точного исполнения, имеет более рекомендательный и направляющий характер. Данный вид планирования широко распространён в системе макроэкономического развития различных государств.

По срокам достижения целей

  • Краткосрочное (текущее) планирование - рассчитывается на период до 1 года и может состоять из планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полгода. Самый распространённый вид планирования. Применяется, как обычными людьми в процессе каждодневной жизни, так и руководителями различных организаций.
  • Среднесрочное планирование - рассчитывается на срок от 1 года до 5 лет. Данная форма планирования распространена в деятельности государственных учреждений, фирм и предприятий, но нередко применяется и стратегически-мыслящими людьми. В некоторых случаях может совмещаться с текущим планированием, что в комплексе является скользящим планированием.
  • Долгосрочное (перспективное) планирование - рассчитывается, как правило, на несколько (5, 10, 20) лет вперёд. Чаще всего этот вид планирования применяется на крупных предприятиях с целью выполнения задач социального, экономического, научно-технологического характера и т.д.
  • Стратегическое планирование - в основном, является долгосрочным. С помощью него определяются основные направления в деятельности организаций: расширение деятельности, создание новых направлений, стимулирование рабочего процесса, изучение рынка и его сегментов, изучение спроса, особенностей целевой аудитории и т.д. Распространено в деятельности организаций.
  • Тактическое планирование - чаще всего является так же - долгосрочным. Основной его целью является создание необходимых условий для реализации возможностей, найденных посредством применения стратегического планирования. Как правило, тактическое планирование применяется при планировании экономического, социального, производственного развития организации. Распространено в деятельности организаций.
  • Оперативно-календарное планирование - завершающий этап стратегического и тактического планирования. Служит, главным образом, для реализации процесса достижения поставленных результатов. При помощи него конкретизируются все показатели, и организуется, непосредственно, работа организации. Оперативно-календарное планирование подразумевает определение времени выполнения поставленных задач, осуществление подготовки реализации процесса, ведение учёта, контроля и анализа процесса. Распространено в деятельности организаций.
  • Бизнес-планирование - служит для оценки целесообразности, актуальности и эффективности планируемых мероприятий. Составление бизнес-плана происходит очень тщательно, с учётом всевозможных показателей, возможностей, предложений и т.п. Распространено в деятельности организаций и работе бизнесменов.

Кроме рассмотренных видов планирования, учитывающих первостепенные аспекты, существуют и учитывающие второстепенные. Они, в свою очередь, различаются:

По степени охвата

  • Общее планирование - охватывает все детали контекста.
  • Частичное планирование - охватывает некоторые детали контекста.

По объектам планирования

  • Целевое планирование - подразумевает определение требуемых для достижения целей.
  • Планирование средств - подразумевает планирование необходимых для достижения результата средств (финансов, информации, персонала, оборудования и т.д.).
  • Программное планирование - подразумевает разработку необходимых для достижения результата программ.
  • Планирование действий - подразумевает определение необходимых для достижения результата действий.

По глубине

  • Агрегированное планирование - происходит с учётом общих параметров.
  • Детальное планирование - происходит с учётом всех деталей и особенностей.

По координации планов во времени

  • Последовательное планирование - подразумевает продолжительный процесс, который состоит из нескольких более мелких этапов.
  • Одновременное планирование - подразумевает единовременный непродолжительный этап.

По учёту изменения данных

  • Жёсткое планирование - подразумевает обязательное соблюдение заданных параметров.
  • Гибкое планирование - подразумевает возможность несоблюдения заданных параметров и появление новых.

По очерёдности

  • Упорядоченное планирование - подразумевает поочерёдное выполнение планов, одного за другим.
  • Скользящее планирование - подразумевает продление плана на последующий период после его завершения в текущем периоде.
  • Внеочередное планирование - подразумевает реализацию плана по мере появления в этом необходимости.

Приоритизация

Приоритизацией называется процесс расстановки приоритетов - показателя преобладания важности того или иного пункта плана над остальными. Важной приоритизация является по той причине, что среди большого количества разных нюансов и особенностей, имеются, как те, что имеют наименьшую значимость и оказывают минимальное воздействие на процесс достижения цели, так и те, которые играют в этом процессе главенствующую роль. Умение расставлять приоритеты можно назвать ещё одним показателем эффективности и действенности любого процесса планирования, т.к. акцент на самых значимых пунктах плана зачастую является решающим в вопросе, будет достигнута цель или нет.

Как видно, планирование как процесс характеризуется немалым количеством различных нюансов. Любой из видов может применяться обособленно, а может и в комплексе с другими. Главное при выборе - это учитывать все особенности вашей деятельности. Но, сколько бы видов планирования не существовало, сколько бы мы их не рассматривали, сколько бы примеров не приводили, всё это не будет иметь никакой ценности, если мы не будем понимать - зачем вообще нам нужно что-либо планировать, какие в этом есть преимущества, как это поможет нам в жизни? Именно на эти вопросы мы и постараемся дать ответы в следующем разделе.

Для чего нужно планирование?

Учитывая то, что наши тренинги посвящены методам повышения личной продуктивности, здесь и дальше в уроке мы будем рассматривать планирование применительно к деятельности именно человека, а не организаций, фирм, предприятий и т.д.

Планирование является тем фактором, который во многом определяет не только то, добьётся ли человек того, чего хочет, но и то, чего он добьётся вообще. Дело в том, что сам процесс планирования оказывает не какой-то единичный и узконаправленный эффект, а влияет комплексно, воздействуя на многие личностные показатели человека, направленность его действий и образ жизни в целом. Ниже мы перечислим лишь несколько положительных моментов планирования и преимущества, которые оно даёт.

Конкретизация цели

Как только человек начинает заниматься планированием своей деятельности, активизируется его мышление, задействуется творческий потенциал, повышается мозговая активность. Можно чего-то хотеть и «как бы» себе это представлять, при этом думая, что точно знаешь, чего хочешь. Но как только вы садитесь за составление плана и начинаете его тщательно продумывать, ваша цель из абстрактной начинает трансформироваться в конкретную. Постепенно вы начинаете представлять её в деталях, учитывать её особенности, как-то варьировать. Есть одна поговорка, в которой говорится о том, что корабль, не знающий, куда он направляется, никогда не достигнет пункта назначения. Так и человек - если он не знает, чего конкретно хочет, никогда этого и не добьётся. Планирование даёт возможность понять и осознать, чего ты хочешь на самом деле и обрести конкретную цель.

Чёткий план действий

Даже зная о том, чего мы хотим, мы можем никогда этого не достичь, если не будем знать, что нам для этого необходимо. Наши цели могут быть мега-глобальными, благими и замечательными, но они так и останутся просто картинкой того, чем мы хотим обладать и что сделать. Такое положение вещей исправляется при помощи планирования. Во-первых, оно позволяет определить конкретные шаги, которые необходимо совершить для того, чтобы достигнуть нужного результата. Во-вторых, оно помогает определить необходимые для этого ресурсы и их источники. В-третьих, оно даёт возможность поставить временные рамки. Таким образом, составив точный план, вы будете знать, что вам нужно сделать, чтобы его реализовать, кого или что для этого привлечь, и, самое главное, когда вы хотите это сделать. Планирование значительно ускоряет процесс достижения цели, т.к. представляет собой практическое руководство к действию.

Действие, а не мысли о действии

Пока у нас нет плана по реализации того, чего мы хотим, мы находимся в постоянном раздумывании на эту тему. Мы думаем о том, как мы сильно этого желаем, как хорошо было бы, если бы у нас это было, размышляем на тему того, как сейчас этого не хватает, быть может, даже представляем себя в процессе действия. Но есть одно НО - кроме размышлений мы ничего больше не делаем. А это указывает на то, что, скорее всего, на этом всё и закончится. Важно понять, что, приступая к планированию, вы уже делаете первый и самый большой шаг на пути к реализации задуманного. Одно только это уже существенно продвигает вас вперёд. А затем начинается цепная реакция: после составления плана вы начинаете выполнять конкретные действия, за первым пунктом идёт второй, за вторым - третий и т.д. Если вы сумеете привить себе привычку планировать даже самые маленькие дела, вы сразу заметите, как ваши желания начнут становиться реальностью. Здесь можно применить ещё одну поговорку: «Под лежачий камень вода не течёт». Сдвиньтесь с мёртвой точки - начните действовать. Планирование создаёт энергетический потенциал, необходимый для достижения цели.

Возможность маневрирования

Не зная конкретно, что необходимо делать, чтобы достичь поставленных результатов, мы не можем ни определить, ни скоординировать свои действия. Мы можем в общих чертах, примерно представлять себе, что нам нужно делать, но действуя без плана, мы рискуем прийти в тупик или даже ещё дальше отдалиться от цели. Когда же вы имеете план и начинаете действовать, вы можете, так сказать, в режиме онлайн управлять всем процессом: не получается так, попробуйте по-другому, не подходит одно, подумайте, чем можно это заменить. Наличие чёткого плана позволит вам совершать манёвры на своём пути, варьировать различные методы и способы. В итоге у вас будет комплексный план, который будет учитывать всевозможные нюансы и варианты развития событий. Умение планировать - это умение быть гибким и готовым к любым ситуациям.

Высокая вероятность успеха

И, пожалуй, самое важное преимущество планирования - это, пусть и не стопроцентная гарантия, но всё же огромная вероятность успеха. Как много мы видим людей, которые, желают очень немногого, но, не имея плана, так ничего и не достигают! И, в противовес им, есть огромное количество примеров людей, имеющих фантастические цели, которые, казалось бы, недостижимы, несмотря ни на что достигают их и даже больше. Первых от вторых отличает именно умение планировать и расставлять приоритеты. Определите свои цели, начинайте составлять план - через время вы увидите, что вы дошли до цели, а тысячи зевак без плана так и остались на своих местах. Планирование выведет вас в лидеры в любой области!

Наверняка, теперь вам стало гораздо понятнее, зачем нужно заниматься планированием и продумывать все свои шаги. Планированием занимаются бизнесмены и предприниматели, главы огромных корпораций, творческие люди, писатели, актёры и звёзды шоу-бизнеса, в общем, все те, кого принято называть успешными людьми. Планирование - это часть жизни и деятельности любого человека, желающего повысить свою продуктивность и достичь серьёзных результатов. Именно по этой причине, кроме того, чтобы сесть за стол, взяв ручку и листок, и начать что-либо планировать, на сегодняшний день существуют специально разработанные методики планирования, которые уже не раз доказали свою эффективность. Краткий обзор самых популярных из них мы приведём в следующем разделе.

Методики планирования

ABC планирование

Предпосылкой данного метода служит опыт, наглядно показывающий, что соотношение важных и неважных дел в процентах всегда примерно одинаково. Любые задачи, исходя из их важности, касаемо достижения поставленных результатов, должны распределяться с использованием буквенных значений ABC. Из этого следует, что первыми должны выполняться задачи, имеющие наибольшую важность и значимость (A), а затем уже все остальные (B, C). Планировать своё время, применяя данную методику, нужно, беря во внимание именно важность задач, а не требуемые для их выполнения усилия.

Методика ABC базируется на трёх основных правилах:

  • Категория A - самые важные дела. Они составляют примерно 15% всех дел, которыми вы занимаетесь, но приносят они примерно 65% результатов.
  • Категория B - важные дела. Они составляют около 20% всех ваших дел и приносят около 20% результатов.
  • Категория C - дела наименьшей важности. Они составляют примерно 65% всех ваших дел, но и приносят примерно 15% результатов.

Более подробно о данной методике вы можете узнать отсюда .

Принцип Эйзенхауэра

Эту методику предложил в своё время американский генерал Дуайт Дэйвид Эйзенхауэр. Она является отличным дополнительным измерителем для быстрого принятия наиболее важных решений. Данный принцип подразумевает расстановку приоритетов, согласно критериям важности и срочности.

Все свои дела вы должны разделить на четыре основные категории и выполнять в порядке очерёдности:

  • Категория A - самые срочные и важные дела.
  • Категория B - срочные, но не важные дела. Важно уметь отделять их по критерию важности от первой категории, иначе можно потратить на их выполнение время, оставив на самом деле важные дела на потом.
  • Категория C - не срочные, но важные дела. Здесь нужно учитывать фактор срочности: из-за того, что эти дела не являются срочными, их часто откладывают в «долгий ящик», после чего они становятся срочными, что не очень хорошо. Поэтому, их выполнением ни в коем случае нельзя пренебрегать. Такие дела, ко всему прочему, можно делегировать - поручить их выполнение кому-то ещё.
  • Категория D - не срочные и не важные дела. Нередко, такими делами человек озабочен больше всего и тратит на их выполнение большую часть времени. Научитесь точно определять дела из этой категории. Делать их нужно в последнюю очередь, когда выполнены предыдущие.

Подробнее о методе Эйзенхауэра вы можете узнать отсюда .

Правило Парето

Иногда это правило называют принципом «80 на 20». Сформулировал его итальянский экономист Вильфредо Парето. Основной его предпосылкой является то, что наименьшая часть действий приносит наибольшую часть результатов, и наоборот.

Наглядно данное правило выглядит так:

  • 20% действий = 80% результата
  • 80% действий = 20 результата
  • 20% людей владеют 80% всего капитала
  • 80% людей владеют 20% всего капитала
  • 20% клиентов приносят 80% дохода
  • 80% клиентов приносят 20% дохода
  • И т.д.

Примените данное правило к своей каждодневной деятельности, и вы увидите, что 80% всего того, что вы делаете за день - это всего лишь 20% нужного вам результата, а 20% грамотно спланированных действий на 80% приближают вас в заветной цели. Исходя их этого, запомните, что день нужно начинать именно с немногочисленных, но самых сложных, важных и срочных дел, а уже после браться за выполнение лёгких и не менее важных, но присутствующих в гораздо большем объёме. Очень удобно применять правило Парето в комплексе с методикой ABC или принципом Эйзенхауэра.

Подробнее о принципе «80 на 20» можно прочитать .

Хронометраж

Под понятием «хронометраж» имеется в виду метод, предназначенный для изучения затраченного времени. Он осуществляется посредством фиксации и замера осуществляемых действий. Основными целями хронометража являются определение того, на что тратится время, выявление «поглотителей времени», поиск резервов времени и выработка чувства времени.

Вести хронометраж довольно просто: специалисты советуют производить запись всех своих действий с точностью до 5 минут на протяжении 2-3 недель. Наглядно это выглядит примерно так:

  • 8:00-8:30 - проснулся, размялся, умылся
  • 8:30-9:00 - попил чай, включил компьютер, проверил почту
  • 9:00-9:30 - зашёл в социальную сеть
  • 9:30 - 10:00 - подготовил документы по работе
  • И т.д.

Записи можно дополнять комментариями и дополнительными параметрами. А способов вести хронометраж существует несколько:

  • На бумаге - в блокноте, тетради, записной книжке
  • Используя гаджет - мобильный телефон, электронную книгу, планшет
  • Используя диктофон
  • Используя специальное ПО на компьютере
  • Онлайн - специальные интернет-приложения
  • Диаграмма Ганта (см. ниже)

На основе полученных посредством хронометража данных вы сможете выявить важные особенности в распределении своего времени и скорректировать их. Подробнее о хронометраже читайте .

Диаграмма Ганта

Диаграмма Ганта - это метод столбчатых диаграмм, разработанный американским специалистом в области менеджмента Генри Гантом. Он применяется для иллюстрации планов и графиков работы по различным проектам. Состоит диаграмма из полос, которые ориентированы вдоль временной оси, а каждая из них отображает отдельную задачу, входящую в состав проекта. Вертикальная ось - это перечень задач. Помимо этого, на диаграмме можно отмечать различные показатели - проценты, указатели, временные метки и т.д.

Применяя диаграмму Ганта, вы сможете наглядно отследить процесс реализации проекта и эффективность выполняемых действий. Но, в любом случае, этот метод придётся дополнять другими, т.к. диаграмма не синхронизируется с датами, не отображает затраченные ресурсы и сущность производимых действий. Лучше всего применять её для небольших проектов. Сама же диаграмма нередко входит в состав различных приложений для управления проектами в качестве дополнения.

Техника SMART

Техника постановки целей SMART признана одной из лучших в мире. Она берёт своё начало в НЛП и подробно мы рассматривали её в одном из наших уроков. Здесь же мы приведём лишь краткое описание этой техники.

Само слово «SMART» является аббревиатурой, образованной из первых букв пяти слов, определяющих критерии целей. Рассмотрим их несколько подробнее.

  • Specific - цель должна быть конкретной, т.е. при её постановке вы должны обязательно отчётливо представлять себе результат, которого желаете достичь. Например, «я хочу стать специалистом в области антропологии».
  • Measurable - цель должна быть измеримой, т.е. вы должны представлять желаемый результат в количественном эквиваленте. Например, «к 2015 году я хочу зарабатывать 50 тысяч рублей ежемесячно».
  • Attainable - цель должна быть достижимой, т.е. вы должны учитывать особенности своей личности: способности, предрасположенность, талант и т.п. Например, если у вас туго с математикой и вы абсолютно не понимаете эту науку, лучше не ставить себе цель стать выдающимся математиком.
  • Relevant - цель должна соотноситься с другими вашими задачами. Например, достижение среднесрочной цели должно подспудно включать в себя достижение нескольких краткосрочных.
  • Time-bounded - цель должна быть определена во времени и иметь чётко установленные временные рамки. Например, «я хочу сбросить вес с 95 до 80 кг через полгода к такому-то месяцу».

Всё вместе это позволит вам определить необходимые действия для достижения нужного результата, учесть максимальное количество факторов и постоянно отслеживать свой прогресс. Подробнее о технике SMART написано .

Список целей и задач

Наиболее простая методика, при помощи которой можно планировать время и дела. Это просто перечень того, что нужно сделать. Такие перечни очень удобны тем, что не требуют никаких дополнительных ресурсов, как, например, ПК, мобильные приложения или использование сложных схем, но и позволяют наглядно отображать всё, что вам нужно сделать и контролировать этот процесс.

Составляется список целей и задач очень просто: можно на листке бумаги просто записывать всё, что вам требуется выполнить и когда, а по завершению выполненные пункты просто вычёркивать. А можно немного усложнить: сделать таблицу, в которой будут графы: «задача», «приоритетность», «срок выполнения», «отметка о выполнении».

Все представленные методики можно применять поодиночке или комплексно. Попробуйте все варианты - наверняка, через некоторое время вы выделите для себя наиболее удобную и подходящую, а может быть даже составите на их основе какую-то свою.

Для того чтобы упростить вам задачу при планировании своих дел и времени, в заключение урока мы хотели бы представить вашему вниманию несколько очень эффективных принципов, которые вы можете использовать в своей повседневной жизни.

Принципы планирования

  • Попробуйте все рассмотренные методики планирования и выберите наиболее подходящую для вас. Используйте её ежедневно и во всех делах.
  • Не старайтесь всё запомнить - ведите записи. Как говорится, «самый тупой карандаш лучше, чем самая острая память».
  • Если на вас навалилось много дел, не старайтесь успеть сделать всё. Потратьте время на определение наиболее важных и приоритетных, и приступайте к их выполнению. Остальное закончите позже.
  • По окончании одной недели составляйте план действий на следующую. Аналогично поступайте и в конце каждого дня.
  • Заведите привычку носить с собой блокнот и ручку или диктофон, чтобы записывать посещающие вас интересные мысли.
  • Заведите «журнал успеха», в котором вы будете ежедневно отмечать все свои успехи, пусть даже самые незначительные. Это будет поддерживать в вас постоянную мотивацию и напоминать о том, что вы на верном пути.
  • Учитесь говорить «нет». Эта способность убережёт вас от пустой траты времени, стремления к ненужным целям и общению с ненужными людьми.
  • Всегда думайте перед тем, как что-либо сделать. Взвешивайте все «за» и «против». Старайтесь не совершать необдуманных действий и поступков.
  • Всегда, когда находитесь в процессе чего-либо, вспоминайте себя, осознавайте, что вы делаете в настоящий момент. Если чувствуете, что не продвигаетесь вперёд - бросьте это занятие.
  • Посмотрите критически на себя самого: определите свои вредные привычки, отнимающие время, дела, которыми вам нравится заниматься, но которые не двигают вас к цели. Затем постепенно и поочерёдно заменяйте эти привычки и дела новыми - эффективными.
  • Определите свои основные приоритеты по жизни и живите в соответствии с ними. Так вы сможете всегда быть сконцентрированы на главном, и не будете тратить время впустую.
  • Не совершайте лишних ненужных действий, не выполняйте чужие дела. Вы должны продвигаться вперёд сами, но не позволяйте использовать себя как инструмент для достижения чужих целей, если вам самому это не в радость.
  • Регулярно и систематически выделяйте время на самосовершенствование: чтение книг, просмотр обучающих и мотивирующих видео, тренировку своих навыков и т.д.
  • Не останавливайтесь на достигнутом - добившись одной цели, ставьте другую, более серьёзную. Так вы сможете всегда быть в тонусе, будете иметь стимул и мотивацию.

Применение всех вышеперечисленных рекомендаций позволит вам быть успешным в любой области и достигать целей в кратчайшие сроки. Самое главное - это постоянная работа над собой и применение на практике полученных навыков. Чтобы всё то, что вы узнали из этого урока, начало приносить свои плоды, вам нужно сегодня же начать планировать свою дальнейшую деятельность. Начните с любого способа, тренируйтесь, оттачивайте новый навык и сделайте его привычкой. Всё в нашей жизни спланировать, конечно же, нельзя, но можно многое.

Дополнительные интересные материалы, касающиеся планирования и эффективности, вы можете найти на нашем ресурсе 4brain:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Теперь, когда логика действий выработана, допущения определены, показатели и средства проверки найдены, настало время составить перечень конкретных действий для достижения каждого промежуточного результата. Возможно, некоторые из них уже внесены в схему «начерно» в результате предыдущего обсуждения, теперь же мы подойдем к этому вопросу более основательно.

Отвечаем на вопрос: Что именно необходимо и достаточно сделать для гарантированного достижения промежуточного результата с учетом указанных показателей?

Как это сделать? Обычно действиями являются «корешки дерева целей». На Рисунке 11 предполагаемые действия – это цели 2.1.1.1, 2.1.2.1, 2.2.1, 2.3.1, 2.3.21.

В примере про двор, лишенный места для игр детей, конкретными действиями будут являться такие, как ремонт детской площадки либо постройка новой, поиск или создание охраняемой парковки для автомобилей жильцов, посадка деревьев, организация субботника с целью уборки двора, вывоз строительного мусора, изгнание алкоголиков с детской площадки и т.д.

Определяем для каждого из результатов те действия, которые приведут к его достижению, и выписываем их в графу таблицы под рассматриваемым результатом. Помещенные под результатом действия должны гарантировать достижение промежуточного результата. Если это не так, требуется добавить пропущенные операции и обсудить возможные допущения.

Однако временами не все так просто, и при более детальном рассмотрении может оказаться, что «корешок» сам по себе является достаточно сложной проблемой. Поскольку мы уже решили ранее, что она находится в нашей компетенции, мы должны провести дополнительный анализ, начиная от новой центральной проблемы – промежуточного результата.

В нашем примере «сооружение новой детской площадки» потребует ведения переговоров с ЖЭСом, получения разрешения на демонтаж старой площадки, создание проекта новой, согласование нового проекта как отвечающего нормам и безопасного для детей, «добывания» и транспортировки материалов, собственно сооружения, приема работы уполномоченными лицами, возможно контактов с санитарной службой. В целом данное действие порождает ряд других действий, требует налаживания контактов с множеством людей и планирования отдельного мини-проекта.

Если пути достижения результата неясны, следует сразу детально разобраться с вопросом и построить «дерево проблем» на несколько уровней ниже «непонятного» места либо указать в плане действий ссылку на необходимость дополнительного анализа, а позже провести детальное изучение вопроса. Возможно, потребуется обращение за консультацией к специалистам. Такое решение продемонстрирует ответственное отношение к вопросу, в отличие от «приблизительного» планирования «примерных» действий.

Таким образом, либо план действий после проведения исследований станет для проектной группы очевиден, либо она «запутается» в проблеме, что говорит о недостаточно глубоком изучении проблем на этапе анализа. В этом случае для «непонятной» для решения проблемы потребуется повторное применение метода ЛСП.

Вернемся к составляемому нами плану. Еще одно дополнение ко всему сказанному: как правило, действия указываются в таблице в порядке их выполнения – сверху вниз.

Напомним, что на любом этапе допускается переформулирование действий, разумная детализация деятельности – ведь мы составляем эффективный план действий.

КАК ПРАВИЛЬНО УКАЗАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ?

Если все участники нашей аналитической группы согласны с составленным планом действий, то можно переходить к определению необходимых ресурсов.

Напротив каждого действия необходимо указать ресурсы, которые необходимы для его осуществления. Указываются не только недостающие ресурсы, но ВСЕ те, которые понадобятся для осуществления данного действия.

Если нам необходимо выкопать большую и глубокую яму, начинающуюся у ограды, за определенный период времени («до обеда»), и у нас уже есть требующееся количество добровольцев (5 человек), а лопат только 3, то в графе, посвященной ресурсам для осуществления действия «копание ямы в период времени, верхняя граница которого – обеденный перерыв», надо указать не только недостающие 2 лопаты, но «5 человек и 5лопат». А еще лучше – вместо количества людей указать объем работы в человеко-часах.

Если для осуществления действия необходимы какие-либо ресурсы – компьютер, автомобиль, другое оборудование – на ограниченное время, скажем, 5 дней, то будет ошибкой включать полную стоимость приобретения такого оборудования в ресурсы проекта. Следует узнать цену на аренду оборудования (посмотреть предложения организаций, предлагающих такую услугу) или стоимость амортизации оборудования на этот срок (работа для бухгалтера).

Если для проведения анализа центральной проблемы нашего проекта нам требуется аренда зала на 50 мест на 3 дня, вы ведь не будете включать среднюю стоимость такого помещения на рынке недвижимости в калькуляцию проекта?

После указания ресурсов, необходимых для осуществления действий, которые приведут к достижению промежуточного результата, необходимо убедиться в том, что совокупность действий и перечисленных ресурсов в сочетании с допущениями гарантируют достижение промежуточного результата, и выбранные для него показатели будут достигнуты.

После завершения этапа описания ресурсов опять же требуется убедиться в том, что все участники обсуждения согласны с представленной схемой в целом (от действий в совокупности с допущениями – к промежуточным результатам, от промежуточных результатов в совокупности с допущениями – к цели проекта, от цели проекта в совокупности с допущениями – к общей цели). Если же это не так, необходимо продолжить работу до достижения полного согласия всех сторон с внесением необходимых изменений.


После завершения этапа планирования действий логико-структурная схема, наконец, заполнена!

Вот как приблизительно будет выглядеть логико-структурная схема для нашего примера после предварительного составления «на карточках» (см. Рисунок 18.):

Рисунок 18. Пример логико-структурной схемы – шаг 4


Если документ, в котором будет присутствовать заполненная ЛСС, предназначается для подачи заявки на получение финансирования проекта, надо учитывать, что различные грантодатели и доноры руководствуются своими собственными правилами при оценке стоимости проекта. К примеру, объем работ может переводиться в человеко-часы, а затем стоимость проекта рассчитывается по стоимости единицы потраченного времени. Практически любая организация по первому запросу предоставит требуемые стандарты, руководства по заполнению заявки, условия конкурса и иную подобную информацию, используя которую в сочетании с имеющейся логико-структурной схемой, вы легко справитесь с оформлением документов.

ЗАПОЛНЯЕМ СХЕМУ – ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Итак, чтобы составить план действий, необходимо:

1. Определить действия, которые надо выполнить для достижения каждого из промежуточных результатов: «корни дерева целей» и действия, необходимые для достижения цели проекта.

2. Определить допущения для плана действий в целом.

3. Определить набор ресурсов, необходимый и достаточный для выполнения каждого из действий.

4. Проверить логику: совокупность выполненных действий при условии предоставления ресурсов и соблюдении допущений должна гарантировать достижение промежуточного результата.

5. Убедиться, что все участники обсуждения согласны с полученной картиной. Если это не так, продолжите работу по выбору и уточнению действий для каждого из промежуточных результатов.

6. Убедиться в том, что логика проекта сохранена.

ЗАПОЛНЯЕМ СХЕМУ – ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ

Строго говоря, применение логико-структурного подхода завершается на предыдущем этапе, однако для эффективного планирования проекта важно составить календарный план работ (график мероприятий) на основе уже заполненной логико-структурной схемы.

После того, как определен план действий, мы должны установить временные рамки нашей деятельности в целом и ее отдельных этапов в частности. Также нужно установить приоритет выполнения действий: какая работа должна быть выполнена в качестве подготовительного этапа для последующих действий, а какая – для «отшлифовки» результата, каковы критические точки в выполнении нашего проекта. Необходимо определить ответственность каждого из участников на каждом из этапов выполнения проекта, чтобы четко знать, кто руководит работой на каждом из «фронтов», к кому обращаться за помощью и консультацией, кто будет нести ответственность в случае неожиданных сбоев и принимать ключевые решения. Также потребуется более подробная детализация программы действий до заданий.

Отвечаем на вопросы: Когда? Кто? Кто ответственный? Что должно быть сделано?

Наиболее часто план работ составляется в виде диаграммы Гантта (Gantt diagram).

Диаграмма Гантта названа в честь Генри Гантта (1861-1919), соратника «отца научного менеджмента» Фредерика Тейлора (1856-1915). Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (вех), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте. Диаграмма Гантта оказалась таким мощным аналитическим инструментом, что в течение почти ста лет не претерпевала изменений. И лишь в начале 1990-х для более подробного описания взаимосвязей в нее были добавлены линии связи между задачами.

Пример диаграммы Гантта представлен на Рисунке 19:

Рисунок 19. Пример диаграммы Гантта – составленного плана работ



Задачи (действия) представляются в виде отрезков на временной шкале (в данном случае это помещенный вверху таблицы календарь). Для каждой задачи (действия) может указываться состояние выполнения (на рисунке указано для действия 1 и задач 1.1 и 1.2). Для построения диаграммы, соответствующей ЛСС, мы укажем конкретные действия и отдельные задания, необходимые для их осуществления.

Диаграмма позволяет расположить задания в хронологическом порядке относительно времени начала (завершения) их выполнения либо их приоритетности.

Также указываются связи между действиями (заданиями), если выполнение какого-либо действия может начаться только после завершения другого (либо наличия определенных результатов, которые будут получены в ходе или после выполнения другого действия). На диаграмме начало выполнения действия 2 будет произведено только после выполнения действия 1, а задание 3.3 каким-то образом зависит от завершения задания 2.1.

Технические средства для создания диаграммы Гантта (или других разновидностей расписания работ) легко доступны и присутствуют во многих программных пакетах, в том числе Microsoft ® Office Visio, Microsoft ® Project. Также существует достаточное количество свободно распространяемых (freeware) программ, которые ориентированы именно на планирование и контроль процесса выполнения, в том числе на создание подобных диаграмм.

Еще один элемент – контрольные точки, или вехи. В этих точках должна быть произведена проверка – мониторинг достижения каких-то конкретных результатов, объема выполненной работы и т.д. (подробнее об оценке и мониторинге проекта мы поговорим в главе «Критерии экспертизы проекта (Project Appraisal Criteria)»). На приведенной выше диаграмме такие вехи назначены на даты 31.01.2007 и 30.04.2007, и для них также должны быть определены критерии, согласно которым будет осуществляться проверка (например, «заключены договоренности с партнерами X, Y, Z» или «подготовка к посадке деревьев завершена»). Как правило, это достижение принципиального для осуществления проекта результата либо проверка допущения.

Многие люди недооценивают важность составления планов на все случаи жизни. Пресловутый экспромт, который зачастую является следствием лени, кажется им намного более интересным, чем бумажка, на которой написано, что и как нужно делать.

Но ограниченный взгляд на план - не редкость. Кажется, будто он ограничивает свободу и делает жизнь пресной. Так ли это? Большинство и просто успешных людей четко планируют свои дни. Можно ли назвать их рабами времени, если обычный человек живет, не утруждая себя составлением списков?

Прежде, чем мы приведем советы о том, как разработать план действий, давайте выясним, зачем он вообще нужен.

Зачем нужен план действий?

Многие люди бесцельно идут по жизни, не имея четкого плана действий, а затем удивляются, куда уходит время и почему они не могут достичь своих целей. Есть несколько причин, по которым вам нужен четкий и понятный план.

Он поможет расставить приоритеты

Если вы не умеете или не хотите расставлять приоритеты, ваш начальник, друзья или близкие сделают это за вас. Именно поэтому план действий так важен: он покажет, на что нужно выделить время в первую очередь.

Он играет роль фильтра, который помогает отсеивать ненужное

Каждый день вы получаете десятки запросов от разных людей или оказываетесь в обстоятельствах, требующих однозначных ответов. Если сказать «да», это приведет к тому, что на другие дела просто не хватит времени. План действий станет своеобразным фильтром, который моментально позволит отсеивать то, что не стоит затраченных усилий.

Он поможет поддержать баланс

Как часто вы, занимаясь привычными делами изо дня в день, понимали, что слишком мало времени уделяете важным сферам своей жизни? Как часто невнимательное отношение к здоровью приводило к тому, что приходилось вкладывать в него значительные суммы денег? План действий (пусть даже на месяц) позволит заранее решить, каким областям и когда нужно .

Следуя плану, вы всегда будете знать, когда на этой неделе уже запланирован поход в спортзал.

Он позволит уделять больше времени саморазвитию

Один из приоритетов современного человека. Благодаря ему можно научиться общаться с людьми, повышать когнитивные навыки, улучшать творческое и критическое мышление. Все это даст новые возможности или, говоря финансовым языком, принесет дополнительный доход.

Если вы не планируете время для саморазвития, то старайтесь делать это хотя бы иногда. Больше читайте и осмысливайте, не останавливайтесь в своем росте.

Он помогает смотреть в будущее

Для многих будущее кажется темным и туманным, но лишь потому, что они не знают, где окажутся через несколько месяцев. План действий покажет если не конечный пункт прибытия, то хотя бы укажет правильное направление.

Он снижает уровень стресса

Не секрет, что стресс и напряжение чаще всего возникают, когда человек испытывает давление времени. Когда он работает, то переживает, что останется без отдыха, а когда отдыхает, то грызет себя мыслями о том, что мог бы работать.

Четкий план действий покажет, когда нужно работать, а когда отдыхать. Просто взглянув на него, можно успокоиться и перестать беспокоиться. Все под контролем.

Он избавит от сожалений

Вы часто жалеете о том, что жизнь идет не в ту сторону? Если это так, то это лишь потому, что не продумали, на что конкретно нужно выделять свое время.

Когда вы четко знаете, что делаете и почему, то избавляетесь от сожалений. Главное - знать, что вы все делаете правильно и прилагаете максимум усилий.

С планом действий жизнь не будет скучной, как может показаться. Она не станет предсказуемой, а лишь управляемой. Проведите над собой эксперимент, составьте план при помощи наших советов и попробуйте придерживаться его на протяжении нескольких месяцев.

Но не стоит приступать к написанию плана действий без подготовительного этапа. Чем серьезнее вы отнесетесь к нему, тем лучше будут результаты.

Подготовительный этап

У каждого человека есть цели, даже если они не записаны на бумаге, а план действий не составлен. В этом случае мы обычно надеемся на авось и на свою смекалку. Однако оказывается, что этого мало: нужно научиться не отвлекаться, заниматься одним делом за раз и много работать. Все это кажется таким людям скучным и не требующим внимания.

Амбициозные люди также ставят цели, но при этом знают, что чем она выше, тем важнее становится составление плана действий. Если для того, чтобы пойти в магазин и купить лампочку, особо планировать не нужно, то для глобальных вещей это обязательно.

Зачем нужен подготовительный этап? Разве не эффективнее просто записать на месяц и записать пошаговую инструкцию для каждой из них? Иногда это и в самом деле выход, но если мы хотим добиться больших успехов, то нужно провести серьезную предварительную работу: узнать многое о себе и своей психике, выявить свои ценности, прояснить цели и многое другое. Просто сесть и за пару минут написать план на коленке - это не вариант. Такой подход может только усугубить ситуацию.

Давайте попробуем начать с небольшой цели и составить план действий по ней. Чего бы вам хотелось достичь, скажем, в течение месяца? Когда ответ найден, задайте себе следующие вопросы:

  • Могу ли я начать работу над своей целью прямо сейчас? Как?
  • Могу ли я работать над ней как в краткосрочной (неделя), так и в долгосрочной (месяц) перспективе?
  • Эта цель находится полностью под моим контролем?
  • Какие факторы находятся под моим контролем?
  • Какие факторы вне моего контроля?
  • Что я должен сделать, чтобы взять их под свой контроль?
  • Могут ли мне помочь другие люди?
  • Что я могу предложить им взамен за их помощь?
  • Как я узнаю, что двигаюсь к своей цели в правильном направлении?
  • Как я буду измерять свой прогресс?
  • Как я узнаю, что достиг своей цели?

Помните, что это лишь подготовительный этап, наброски, которые необходимы для того, чтобы через некоторое время составить эффективный план действий.

План - это нечто измеримое, что дает вам направление. И это именно то, что дают эти вопросы. Без них есть большая вероятность, что вы споткнетесь о первое же препятствие и потеряете всю мотивацию.

Да, с планом все тоже может пойти не так. На пути обязательно встретятся проблемы и неудачи. Поэтому он должен быть гибким . Это значит, что каждый шаг потенциально должен иметь альтернативный вариант. На самом деле, не имеет значения, что именно вы делаете, если это имеет смысл в данный момент. Поэтому если сейчас не получается дозвониться нужному человеку, вы занимаетесь другими делами, имеющими отношение к главной цели.

План должен соответствовать вашим личным стандартам, ценностям и убеждениям. Нет смысла создавать план, в который вы не верите.

Важно напоминать себе о том, что любой план действий требует от вас чего-то. Например, чтобы вы приносили определенные жертвы, вкладывали усилия, отказывались от праздного времяпровождения, меняли привычки и шаблоны мышления другого. Это стоит учитывать заранее.

К примеру, если хотите составить план действий по саморазвитию, то необходимо, чтобы опыт, навыки и знания сочетались с действиями, которые вы будете предпринимать. Пожалуй, нет особого смысла читать статьи о том, как пройти собеседование на работу своей мечты, если пока что для нее нет соответствующих навыков. Вместо этого лучше изучить критическое, логическое и творческое мышление, чтобы заложить хорошую базу. Двигайтесь постепенно, не создавайте разрывов в знаниях.

Как разработать эффективный план действий

После того, как подготовительный этап завершен, осталось сделать еще несколько шагов, прежде чем вы создадите свой план действий.

Проясните свои цели

Вы уже выбрали одну небольшую цель и задали ряд вопросов, чтобы выяснить, с какими трудностями можете столкнуться и как их преодолевать.

Теперь пришло время записать все свои цели на год. Не спешите и выделите столько времени, сколько потребуется. Необязательно записывать самые мелкие, выберите 4-5 самых важных.

Ваша цель должна полностью гармонировать с вашей личностью: убеждениями, ценностями, образом жизни.

Но как можно точно понять, нужна ли вам конкретная цель? Конечно, при помощи правильных вопросов:

  • Какой цели я бы хотел достичь?
  • Каковы мои приоритеты и ценности в жизни?
  • Подходит ли эта цель моей личности?
  • Соответствует ли она моему нынешнему образу жизни?
  • Мой нынешний образ будет соответствовать цели или мешать ей?
  • Соответствует ли эта цель моим личным стандартам?
  • Противоречит ли эта цель другим моим целям?
  • Согласуется ли она с моими ожиданиями?
  • Является ли цель реальной и достижимой? Есть ли у меня сомнения по этому поводу?
  • Согласуется ли она с целью моей жизни?
  • Является ли она конгруэнтной человеку, которым я стремлюсь стать?

Некоторые люди тратят массу времени на достижение цели, которая им совсем не подходит. Они получают ненужные специальности, изучают язык, на котором не планируют разговаривать и занимаются делами, в которые не верят. Лучше учиться на их, а не на собственном опыте, потому что жизнь безжалостно проходит.

Выясните, какой результат и какие инструменты вам нужны

Прояснить цели - это первый шаг, но теперь нужно выяснить, какого результата вы хотите достичь.

Итак, у вас есть цель. Она находится на вершине высокой горы и покрыта густым туманом. Пока что нет никакого понимания, как туда добраться. Можно прямо сейчас рвануть вверх, но у вас нет необходимых ресурсов и инструментов. Такой подход может быть чрезвычайно опасным. Один ложный шаг заставит всю работу пойти насмарку.

Чтобы получить четкое понимание об этой «горе», нужно выполнить три задания.

Задание первое: визуализация будущего

Это известная методика, благодаря которой вы воображаете, что уже достигли своей цели. Чем больше деталей, тем лучше: что вы чувствуете, как это выглядит, как пахнет, как ощущается и какой вкус? Нужно поверить всеми фибрами души, что вы только что достигли цели и находитесь в победном состоянии.

Чтобы помочь себе переместиться в будущее и поверить в него, ответьте на следующие вопросы:

  • Какой цели я достиг?
  • Где я?
  • Кто находится рядом?
  • Что я вижу и слышу?
  • О чем я думаю?
  • Что чувствую?
  • Что конкретно делаю?
  • Как я поступаю?

Это приятно, потому что вам не нужно пока что забивать себе голову тем, как именно вы достигли этой цели и какие трудности преодолели. Наслаждайтесь этим состоянием и позвольте эмоциям поглотить себя.

Задание второе: обратный процесс

Обратный процесс позволит разработать надежный план действия, который поможет прийти к победе и достичь цели.

Сделайте шаг назад и спросите себя:

  • Каким был последний шаг, который я сделал, прежде чем достиг этой цели?
  • Что конкретно я сделал и о чем думал, когда совершал этот шаг?
  • Использовал ли я какие-либо ресурсы и инструменты для этого?
  • Почему я сделал именно этот шаг?
  • Столкнулся ли я с какими-то проблемами, когда предпринимал этот шаг? Если да, то с какими именно?

Сделайте еще один шаг назад. Спросите себя:

  • Каким был мой предпоследний шаг?
  • Каким был шаг, который я предпринял до предпоследнего? (третий с конца)
  • Каким был четвертый с конца шаг?

Продолжайте в том же духе, пока не доберетесь до настоящего момента. Почему этот прием работает? Вы не просто были на вершине, но и развеяли туман, который ее окружает. Вы психологически подготовились к длительному путешествию и пережили некоторые важные эмоции. Из абстрактной цель превратилась во вполне реальную и достижимую.

Задание третье: процесс экологического анализа

Это термин из области коучинга, который используется для проверки вероятных последствий при изменении. Другими словами, вы должны выяснить, какой эффект будет иметь в вашей жизни достижение этой цели.

По мере выполнения этого задания учитывайте как положительные, так и отрицательные результаты достижения цели. Думайте также о времени и усилиях, которые могут потребоваться и как это повлияет на другие области жизни.

Спросите себя:

  • На каких людях отразятся результаты того, что я достигну своей цели?
  • Могут ли они пострадать?
  • Чем я должен пожертвовать, чтобы достичь цели?
  • Каким количеством времени я буду вынужден пожертвовать? Какими ресурсами? Какими усилиями?
  • Как достижение цели повлияет на роли, которые я выполняю в своей жизни? На мои другие цели? На приоритеты?
  • Какие корректировки в свою жизнь я буду вынужден внести?
  • Каковы будут негативные и позитивные последствия?
  • Учитывая все мои ответы, я правда хочу достичь этой цели?

В некоторых случаях вы и правда можете решить, что овчинка не стоит выделки, а количество жертв и затраченного времени - это слишком много.

Определите свои ограничения

У всех из нас есть ограничения в виде времени, усилий, энергии, денег, знаний, опыта и многого другого. Важно их выявить и признаться себе в этом. Например, часто люди считают, что в сутках 48 часов, а потом внезапно выясняется, что 24, а еще и спать нужно.

Спросите себя:

  • Каковы ограничения в виде времени, которое я могу выделить на достижение своей цели?
  • Каких знаний и опыта мне не хватает?
  • Насколько я мотивирован? Насколько дисциплинирован?
  • Хватит ли мне денег, чтобы довести дело до конца?
  • Какие еще ограничения существуют?

Помните, что лучший план - реалистичный. И чем честнее будут ответы, тем более эффективным он окажется.

Однако умные люди умеют обходить ограничения. Они осведомлены о них, но при этом ищут шансы достичь своих целей иными способами. Спросите себя:

  • Как я могу преодолеть эти ограничения?
  • Как я могу получить необходимые знания?
  • Где я могу находить мотивацию и вдохновение?
  • Как я могу улучшить свою физическую и психическую выносливость?
  • Как я могу получить дополнительные несколько часов?
  • Как я могу снизить свои расходы?
  • Где я могу получить деньги, необходимые для достижения цели?
  • Как я могу использовать свое время с максимальной эффективностью?
  • Какие люди могут помочь мне?

Чем больше времени вы уделите этим вопросам, тем сильнее уверитесь: выход есть всегда. Стоит только немного напрячь свою голову, как выясняется, что мир полон возможностей, а почти любое ограничение можно сделать своим преимуществом.

Сформируйте новое мировоззрение

До и после достижения большой цели, вы - это разные личности. Хотите того или нет, но вы будете меняться в процессе. Тот, кто не захочет этого, бросит дело на половине пути и отступит. Поэтому изменение мировоззрения обязательно.

Для того, чтобы неустанно следовать своему плану действий, нужно культивировать в себе рабочее настроение, дисциплину, терпение, гибкость, настойчивость и многое другое.

Например, дисциплина нужна, чтобы придерживаться плана, несмотря ни на что. Терпение - чтобы продолжать работать при отсутствии результатов. Гибкость - чтобы изменить свой курс при возникновении непредвиденных обстоятельств. Настойчивость - чтобы продолжать экспериментировать, если предыдущие попытки были неудачными.

Кроме этого, вам нужно верить в себя, несмотря на то, что в плане этого пункта, скорее всего, не будет. Поэтому помните о том, что уверенность в себе - это топливо, которое поможет двигаться вперед в сложнейших ситуациях.

Создайте план

Можно начинать! Выделите 4-5 самых важных целей, выясните, на какой период они распространяются, и для каждой из них составьте пошаговый план действий.

Получайте обратную связь

Даже если все идет как по маслу, постоянно отслеживайте прогресс и задавайте себе вопрос: «Как можно сделать еще лучше?».

Вот еще вопросы, которые не повредит себе задавать в процессе планирования:

  • Какие решения я принял и какие действия совершил на прошлой неделе?
  • Какие результаты я получил?
  • Были ли у меня достижения? В чем именно?
  • Совершал ли я ошибки? Почему?
  • За прошлую неделю я стал ближе к своей цели?
  • Нужно ли мне внести некоторые коррективы?
  • Какие возможности я упустил? Можно ли это исправить?
  • Какие уроки я вынес?

Если что-то не работает, не впадайте в отчаяние, а задавайте правильные вопросы, которые помогут быть продуктивным. Обратная связь позволит достичь цели в несколько раз быстрее.

Желаем вам удачи!

Вы часто испытываете радость от побед? Если не слишком часто, то можно предположить, что вы не так часто достигаете нужных для себя результатов. Но все-таки я уверен, что вы желаете повысить число достигнутых целей, достигнутых результатов. Давайте же разберемся, что нужно для того, чтобы достигнуть этих самых результатов.

1. Цель

Первоначально нужна цель. Цель должна зажигать огонь внутри вас. Вы должны желать ее достижения. Если все происходит именно так, то вы непременно будете «на коне». Если же цель не зажигает, не мотивирует вас, то подумайте, действительно ли она ваша? Не навязана ли она вам извне? Родственниками, друзьями, близкими? Задумайтесь над этим. Иногда такие вещи бывают не совсем очевидны.

Допустим, что вы нашли цель, ради которой вы готовы прыгать с кровати по утрам. Она ваша и вы сильно желаете ее достичь. Что делать дальше?

2. Видение результата

Как только ваша цель определена, настоятельно рекомендую сесть и подумать, какой результат вы желаете получить. Подумать об этом – это минимум, который вы должны сделать. Будет лучше, если вы нарисуете свой результат или хотя бы пропишите его. С наглядным работать куда легче. Запомните, что когда у вас на руках есть «образ» результата, цель будет достигнута гораздо быстрее.

Итак, вы знаете свой результат. Далее вы можете его визуализировать. Например, если вы желаете заполучить новенький iPad 3 и копите на него деньги, считая каждую копейку, то можете, допустим, повесить картинку этого устройства на рабочий стол компьютера. Для чего это делается? Все просто. Во-первых, вы будете наглядно видеть, ради чего прилагаете такие большие усилия. Во-вторых, видя эту картинку, вы будете визуализировать момент, когда вы будете держать его в руках, когда будете исследовать все его возможности и т.д. И этим моментом визуализации пренебрегать не стоит. Хоть это и кажется, на первый взгляд, абсурдом, но эта техника выстреливает очень даже неплохо. Стоит также отметить, что картинки должны быть как можно реалистичнее.

Результат вы свой определили, записали, нарисовали. Что будем делать дальше

3. План действий

После того, как цель поставлена и результат известен, самое время подумать, как достигать этого результата, этой цели. Без хорошего и структурированного плана тут не обойтись. Поэтому, следующим вашим действием, должно быть именно составление подобного плана.

Рекомендую писать все максимально подробно. Допустит, хотите вы тот же самый iPad. Чтобы на него заработать вам нужна какая-то стратегия или план. Вам нужно заработать денег. Возможно, вы желаете купить его подешевле где-нибудь в зарубежном интернет-магазине. Вы можете составить подробный план, начиная с того где и как вы будете зарабатывать определенную сумму денег, которую стоит сразу определить, и заканчивая, местом приобретения этого планшетника. Расписывая все по шагам, вы будете видеть, где находитесь, что предстоит сделать, а что уже сделано (самое любимое, пожалуй). Поэтому не ленитесь потратить 15-20 минут на составления плана. Впоследствии он сэкономит вам времени куда больше. Думаю, вы не станете это отрицать.

Что же мы делаем после составления плана?

4. Выбираем активный шаг

После того, как вы составили план, вы должны выбрать активный шаг для первых пунктов. Активны шагом будет считаться такой шаг, который потребует от вас определенных физических или умственных действий (на то он и активный:)).

Допустим, вы прописали в плане заработать денег путем продажи (или перепродажи) автомобиля. Если вы присмотритесь, то это не является активным шагом. Ведь определенных действий данный пункт не предполагает. Как же выбрать это активное действие. Вам необходимо подумать, что нужно сделать для того, чтобы осуществить продажу. Наверное, активными шагами в этом пункте будут одни из этих:

1) Написать продающее объявление

2) Отремонтировать тормоза на машине

3) Оценить автомобиль и установить цену на него и т.д.

Вот это уже более конкретно, не так ли? Поэтому каждый раз, когда пишите план, после этого прописывайте активный шаг. Так вы будете знать, что вам делать и куда двигаться.

Вот так! Используя этот алгоритм, ваши цели будут достигаться гораздо эффективнее. А вы будете чувствовать радость от побед гораздо чаще, чем раньше. Помните это и обязательно используйте!

Одно точно: нет жизни, в которой нет проблем. В процессе работы над созданием космических кораблей «Аполлон» инженеры и ученые никак не могли прийти к единому решению. Ученым хотелось, чтобы весь груз корабля состоял только из аппаратуры, с помощью которой они смогут изучать космос. Для осуществления этой цели они настаивали на создании «бездефектного» корабля. В таком случае отпадет потребность в запасных частях и останется много свободного пространства для научных приборов.

Инженеры же утверждали, что достичь бездефектности невозможно. Они уверены были в необходимости дублирующих систем, которые обеспечат безопасность астронавтов. Ведь может произойти что угодно, любая из систем может неожиданно выйти из строя. В спор пришлось вступить астронавтам. Они единогласно высказались в пользу разработки и утверждения дублирующих систем. На примере этой ситуации можно убедиться в необходимости делать предположения и искать выходы из ситуации, которые как-то примирят все стороны.

Как составить план действий ?

Итак, от ответственности вы увиливать не желаете, с верной позицией и планом действий тоже все в порядке. Теперь нужно приступать к поэтапному процессу решения проблем.

Вначале необходимо идентифицировать проблему, убедиться в ее наличии. Часто случается так, что мы, приняв симптомы проблемы за нее, атакуем их, в то время как проблема продолжает существовать. Например, лидер, приказывающий работниками не расходиться по домам до последней минуты рабочего дня, не получит ответа на вопрос, а почему люди так стремятся побыстрее разбежаться? Обязанность любого дальновидного лидера взглянуть на эту проблему как на болезнь и приступить к немедленному лечению.

Не пытайтесь решать все проблемы сразу, решайте их последовательно, одну за другой. Сколько бы их не было – две или две сотни – разложите их в порядке важности, срочности и больше одной проблемы за раз не решайте. Не подходите к решению проблем с какой-либо неопределенной надеждой, только твердые факты. Вам необходима истинная картина дела, вся правда о вашем положении, даже если она неприглядна. Тогда вы точно будете знать, что должны делать, на что именно направить основные свои усилия. Но ни в коем случае не обманывайте себя.

Затем нужно определить суть самой проблемы, найти ответ на вопрос, а в чем, собственно, она состоит? Не думайте, что принять решение и устранить проблему – это одно и то же. Принять решение – это значит сделать выбор из нескольких вариантов. А проблема – это ситуация, когда ваши ожидания или надежды не оправдались, что-то нарушилось в ваших планах.

Не ищите ответы на обобщенные вопросы типа «Что же это такое происходит?», не стройте предположений. Думайте о тех вопросах, которые имеют отношение непосредственно к вашей ситуации. При этом направлять вас должны два определения: тенденция и срок. Если вы будете действовать по линии, нарисованной этими словами, то вы найдете путь к корням ваших проблем.



Похожие статьи

  • Как составить план на год

    Если начать досконально разбираться в том, какие факторы оказывают влияние на жизнь человека, в общем и целом, то их можно отыскать великое множество. Любая область жизни человека и каждая сфера его деятельности, конечно же, обладают рядом...

  • Читать о жизни успешных и

    1. Эссенциализм 3. Важные годы 4. Мечтать не вредно Бестселлер с 35-летним стажем о том, как претворять мечты в жизнь. Эта легендарная книга поможет обнаружить свои сильные стороны и скрытые таланты, а потом наметить путь к цели и...

  • Чем заменить разрыхлитель для теста в домашних условиях

    Вы замечали, что в одних рецептах дается указание на добавление в тесто соды, а в других говорится о необходимости использования пекарского порошка? Принципиальна ли разница между ними? Попробуем разобраться, чтобы в процессе выпечки...

  • Что такое сигма 0 2. Испытания на растяжение. Механические свойства металлов, сталей и сплавов. Предел пропорциональности

    При растяжении стандартных образцов с площадью поперечного се­чения F0 и рабочей (расчетной) длиной L0 строят диаграмму растяжения в координатах нагрузка - удлинение образца (рис. 2.1). На диаграмме вы­деляют три участка: упругой...

  • Сборная Кот д’Ивуара Игроки сборной кот д ивуара по футболу

    Еще каких-то полтора десятка лет тому назад о команде Кот д’Ивуара никто толком ничего не знал. Сегодня же без этой сборной трудно представить мировое первенство. История сборной Кот д’Ивуара по футболу Участие в финальной стадии...

  • Сахарный диабет — общая информация

    Сахарный диабет представляет собой такое хроническое заболевание, при котором поражению подлежит работа эндокринной системы. Сахарный диабет, симптомы которого основываются на длительном повышении концентрации в крови глюкозы и на...