Медицинское обслуживание в школе
В соответствии со Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038) приказываю:
1. Настоящий порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
3. Несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в виде:
4. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
5. Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся).
6. При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
7. В структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
9. Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
10. В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации.
13. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся.
14. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.
15. Дополнительные виды и объемы медицинской помощи обучающимся, оказание медицинской помощи на иных условиях, чем предусмотрено настоящим Порядком, организуются и осуществляются образовательной организацией с соблюдением требований Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
17. При наличии показаний врачи-педиатры, врачи-специалисты, фельдшеры отделения медицинской помощи обучающимся направляют несовершеннолетнего в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний.
При наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю.
Весы медицинские | ||
Ростомер или антропометр | ||
Тонометр с возрастными манжетами | ||
Стетофонендоскоп | ||
Секундомер | ||
Сантиметровая лента |
по требованию |
|
Динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) | ||
Плантограф | ||
Термометр медицинский |
по требованию |
|
Оториноскоп с набором воронок | ||
Шпатель металлический или одноразовый |
по требованию |
|
Анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) 1 |
1 комплект |
|
Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма 1 |
1 комплект |
|
Холодильник | ||
Бактерицидный облучатель воздуха, в том числе переносной |
рассчитывается с учетом площади помещения и типа облучателя |
|
Шприц одноразовый с иглами (комплект 100 шт.) | ||
Лоток медицинский почкообразный | ||
Аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой | ||
Перчатки медицинские |
по требованию |
|
Комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» | ||
Аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) | ||
Грелка медицинская | ||
Пузырь для льда | ||
Жгут кровоостанавливающий резиновый | ||
Травматологическая укладка, включающая: |
1 комплект |
|
шины пневматические (детские и взрослые) | ||
вакуумный матрас | ||
фиксатор ключицы | ||
воротник Шанца (2 размера) | ||
жгут кровоостанавливающий | ||
перчатки | ||
бинт стерильный | ||
салфетки стерильные | ||
гелевый охлаждающе-согревающий пакет | ||
лейкопластырь 2 см – 1 шт., 5 см – 1 шт. | ||
Зонды желудочные разных размеров | ||
Перевязочный материал: бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран |
по требованию |
|
Термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов | ||
Дозаторы для мыла, бумажные полотенца, антисептик для обработки рук |
по требованию |
|
Спирт этиловый |
0,5 мл на инъекцию |
|
Салфетки спиртовые из мягкого материала для обработки инъекционного поля |
по требованию |
|
Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи 2 |
1 комплект |
|
Дезинфицирующие средства |
по требованию |
|
Ведро с педальной крышкой | ||
Емкость для дезинфицирующих средств |
по требованию |
|
Емкость – непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин |
по требованию |
|
Стол рабочий | ||
Ширма медицинская | ||
Шкаф медицинский для хранения лекарственных средств | ||
Шкаф для хранения медицинской документации | ||
Стол медицинский | ||
Столик инструментальный | ||
Столик манипуляционный | ||
Лампа настольная | ||
Бикс большой | ||
Бикс малый | ||
Персональный компьютер |
1 комплект |
|
1 комплект |
||
Калькулятор | ||
Сейф для хранения медикаментов | ||
Халат медицинский | ||
по требованию |
||
Коврик (1 м x 1,5 м) | ||
Комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни |
по числу учебных классов |
2 Посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи комплектуется по отдельным синдромам с описью и инструкцией по применению.
Одним из приоритетных направлений в работе школы является охрана здоровья обучающихся. Учитывая, что школа является местом массового скопления детей с различными особенностями здоровья, то и медицинское обеспечение обязательно должно быть организовано в каждой школе Почти в каждой школе работают врачи, медицинские сестры, дети проходят осмотр у врача-стоматолога. В ситуации, когда нужна медицинская помощь, учитель отправляет ребенка к медсестре. Особую категорию составляют дети, которые посещают школу, находясь на домашнем обучении или обучающиеся с ОВЗ. Возникают вопросы, связанные с организацией медицинского обслуживания в школе. Как должна проходить диспансеризация обучающегося? Какую помощь может оказать врач или медсестра. Как реагировать, если медсестры нет, а помощь ребенку требуется?
Приведенные ниже документы регламентируют вопросы охраны здоровья учащегося, правила прохождения осмотров, компетенцию школьной медицинской сестры и врача:
Приходя в школу, ребенок должен пройти предварительный медицинский осмотр. По результатам осмотра при поступлении в образовательную организацию определяется соответствие требований к обучению поступающего в школу. На основании предварительного осмотра врач определяет группу здоровья несовершеннолетнего, группу для занятий физкультурой, оформляет медицинскую карту ребенка, поступающего в образовательное учреждение. Медицинская карта ребенка для образовательного учреждения оформляется в 1 экземпляре и выдается родителю/законному представителю (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них» № 1346н. ). Данные из медицинской карты вносятся в классный журнал.
В целях охраны здоровья обучающегося образовательное учреждение создает условия для:
- оказания первой медико-санитарной помощи;
- прохождения периодических и медицинских осмотров и диспансеризации;
- безопасного пребывания в образовательной организации;
- профилактики несчастных случаев на перемене, во время образовательного процесса, внеурочной деятельности и т. д.;
- проведения санитарно-противоэпидемиологических и профилактических мероприятий (ст.41 Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ).
Школа предоставляет помещение медицинской организации, для осуществления деятельности врача и медицинской сестры.
Порядок прохождения периодических медицинских осмотров (диспансеризации)
Прохождение детьми периодических осмотров (диспансеризации) проводится ежегодно в отношении детей, которые учатся по очной форме обучения (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них " № 1346н .). Такой осмотр проводится на основании поименных списков детей с указанием фамилии, имени, отчества, возраста несовершеннолетнего, полного наименования медицинской организации, в которой несовершеннолетний получает первичную медико-санитарную помощь. Медицинская организация вносит сведения о прохождении ребенком периодического осмотра в историю развития ребенка и медицинскую карту для образовательных учреждений с указанием состояния здоровья ребенка, заключения о наличии/отсутствии медицинских противопоказаний к продолжению учебы. Периодический осмотр детей может проходит и в образовательном учреждении. В этом случае данные осмотра вносятся в медицинскую карту ребенка для образовательного учреждения.
Обязанности деятельности врача, медицинской сестры, детского врача стоматолога описаны в Методических рекомендациях по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. N 207-ВС). Отдельно стоит отметить, что существует Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143, который также определяет основные положения о правилах медицинского обеспечения.
Данные документы регламентируют деятельность, полномочия, обязанности, требования к квалификации врача и медсестры в пределах образовательного учреждения.
Стоит привести выдержку об обязанностях врача-педиатра и медицинской сестры в школе.
Врач-педиатр обязан:
— оказывать неотложную и скорую медицинскую помощь;
— своевременно организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры (врачебные и специализированные) обучающихся, давать комплексное заключение о состоянии здоровья обучающихся;
— организовывать и проводить профилактические мероприятия по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;
— организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению основных стоматологических заболеваний;
— организовывать и проводить иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
— проводить амбулаторный прием обучающихся;
— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм;
— предоставлять родителям или иным законным представителям несовершеннолетнего, по результатам профилактических осмотров, выписку из медицинской карты ребенка, содержащую комплексное заключение о состоянии здоровья;
— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях обучающимся, и проводить их после получения разрешения;
— по результатам профилактических осмотров выявлять обучающихся, нуждающихся по состоянию здоровья в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и материалы на них представлять на рассмотрение соответствующих комиссий;
— вести утвержденные формы учетной и отчетной медицинской документации; и т. д.
Медицинская сестра обязана:
— оказывать скорую медицинскую помощь;
— информировать родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятий обучающимся, и проводить их после получения разрешения;
— совместно с врачом, организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры обучающихся (врачебный, специализированный);
— проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
— отвечать за хранение медикаментов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, следить за сохранением этикеток на флаконах, за сроками использования лекарственных средств;
— осуществлять контроль за организацией питания;
— проводить работу по учету и анализу всех случаев травм; и т. д.
Рекомендуется также оформлять лист здоровья, в который вносятся сведения о группе здоровья, антропометрических данных, группе занятий по физической культуре, состоянии здоровья (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).
Таким образом, полномочия и спектр работы медицинских работников в школе достаточно большой. Если есть согласие родителей на медицинское вмешательство, то ребенку в школе могут сделать прививку, дать необходимое направление к специалистам и т. д. Обучающиеся допускаются к занятиям после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189).
Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?
1.Ребенок обязательно должен обратиться к классному руководителю за помощью, сказать, что плохо себя чувствует.
2. Учитель должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).
3. Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь.
Заботиться о здоровье ребенка, пока он находится в школе, должны классный руководитель, медсестра, школьный врач. Работники школы не имеют права игнорировать жалобы на здоровье учащегося, поэтому ребенок всегда получит необходимую помощь.
Похожие статьи
-
Этногенез и этническая история русских
Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...
-
Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)
В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...
-
Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта
Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...
-
Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии
Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...
-
Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком
Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...
-
Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал
Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...