Урок по букварю. Прощание с букварём. Обучение чтению по методике надежды жуковой VIII. Домашнее задание

ГБОУ СОШ №707, г. Москва

Учитель начальных классов Яковлева Оксана Витальевна

Урок по обучению грамоте в 1-м классе (программа Школа России)


ТЕМА: Звуки [в] и [в’], буква В, в.
ЦЕЛЬ: Познакомить со звуками [в] и [в’], буквой В, в.
ЗАДАЧИ: Обучающие: Познакомить детей с новым звуком [в] [в’], буквой В в; Обучить распознавать звуки [в] [в’]; Обучить выделять твердый и мягкий согласный звук [в] [в’].
Развивающие: Развивать умение распознавать звук и букву; Развивать речь; Развивать логическое мышление; Развивать память; Развивать способности правильно формулировать свои мысли.

Воспитательные: Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения; Воспитывать внимательность; Формировать положительное отношение к предмету, к учёбе; Формировать такие нравственные качества, как дисциплинированность, ответственность, товарищество, деликатность, вежливость, собранность; Формировать умение работать в коллективе.

Урок составила: Яковлева Оксана Витальевна

I этап. Развитие речи.
Дети рассматривают иллюстрации на стр. 72-73- Назовите героев мультфильмов, которые изображены на рисунке? (Карлсон, Гена, ослик, Винни пух, волк, заяц, пяточок, сова, чебурашка, сорока, лев)- Из каких мультфильмов эти герои? (ну погоди, Винни пух, чебурашка, лев Бонифаций)- Во играют герои? (Они играют в футбол)- Кто выполняет роль судьи? (Волк выполняет роль судьи)- Кто забивает мяч? (Гена и чебурашка забивают мяч)- Кто стоит в воротах и ловит мяч?
При составлении предложений выясняется, что Волк вратарь. Составляется предложение: Вратарь ловит мяч.
II этап. Звуковой разбор.
Вратарь ловит мячИз первого слова вратарь , выделяется твердый согласный звук [в] (показывается синяя карточка), а из второго слова ловит – мягкий согласный звук [в’] (показывается зелёная карточка). Устанавливается, что звуки [в] и [в’] произносятся звонко с участием голоса. Звуки [в] и [в’] обозначаются одной согласной буквой В,в.На доске изображение буквы В,в.
III этап. Знакомство с буквой.
На что похожа буква В?Снеговик,А с ним метелкаБуквой ВСтоят под елкой.
Вот буква ВВидна вдали –Красивая, витая.Как будто крендельИспекли,Приезжих ожидая.
Пропечатаем одну сточку заглавную букву В. Пропечатаем еще одну сточку прописную букву в.
Игра ”Узнайте звук”. Вставайте, если услышите в слове звук [в] или [в’]: дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вилка, вареник, фара, доска, игра, волк, вафли.
Игра “Твердый – мягкий” (дети хлопают в ладоши: 1 хлопок - твердый звук, 2 хлопка – мягкий звук).

Я зашел в зеленый домИ недолго пробыл в нем.Оказался этот домБыстро в городе другом (вагон)
Не ботинки, не сапожки,Но их тоже носят ножки.В них мы бегаем зимой:Утром в школу,Днем домой. (валенки)
Зазвенели ручьи,Прилетели грачи.В дом свой, улей, пчелаПервый мед принесла.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (весной)
По полу рыщет.Поёт да свищет,Деревья ломает,К земле приклоняет. (ветер)
Этот конь не есть овса,Вместо ног – два колеса.Сядь верхом и мчись на нем,Только лучше правь рулем. (велосипед)
Зверь горбатый.А нравлюсь ребятам. (верблюд)
Физминутка
IV этап. Чтение слогов слияния. (работа по учебнику)
- Читаем весь столбик: ва, ви, ву, вы, во.- Слоги с твердым согласным: ва, ву, вы, во.- Слоги с мягким согласным: ви.
V этап. Чтение слов с пометами. (работа по учебнику)
1) Чтение хором. 2) Потом чтение по “цепочке”.
Во/ва вот ло/витСла/ва тво/й ло/ви
Разбирается слого-звуковой состав слов в столбиках. Объясняется, что эти слова встретятся в рассказе.

V этап. Чтение текста
Учебник стр. 73. Читаем сначала хором. Потом каждый читает тихо для себя (жужжащее чтение)
- Вова, вот твои ворота. А тут твои ворота, Слава. Слава и Вова стали в ворота. - Лови, Вова, лови! Слава, лови! Лови!
Вопросы по тексту: - Как зовут мальчиков?- Кем были Вова и Слава?- Что сказали Вове? (прочитайте в тексте)- Что сказали Славе? (прочитайте в тексте)- Что сделали Слава и Вова? (прочитайте в тексте)- Как можно озаглавить рассказ? (вратари, футболисты)
Рисунок1 (резерв)

Кроссворд (резерв) Рисунок2
VI этап. Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?- Какими звуками она обозначается?- Что нового узнали на уроке?- Что особенно понравилось?-Что вызвало затруднение? Почему? Новую букву помещаем на ленту букв.
Источники материалов:
Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. "Русская азбука", М., Просвещение.

Урок обучения грамоте (чтения по Букварю)

Тема: «Звуки [т], [т‘]. Буква Тт »

(урок открытия «нового знания»)

(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Звуки [т], [т‘]. Буква Тт

Цель темы

Сформировать знания учащихся об изучаемой букве и звуках, которые она обозначает; умения характеризовать изученные буквы, читать слова с этими звуками.

Планируемый результат

Знание названия и образа буквы, умение характеризовать звуки, которые она обозначает; умение дифференцировать и распознавать новую букву на письме, звуки на слух; умение читать слова с этими звуками; умение работать с текстом.

Основные понятия

Буква, звук, гласный - согласный звук, твердый - мягкий звук, звонкий – глухой звук, парные согласные звуки; сонорные звуки.

Межпредметные связи

РЗВ (ориентировка в пространстве на материале заданий урока)

Музыка (работа с песней)

Организация пространства

Фронтальная работа (беседа, опрос, «мозговой штурм», работа с презентацией, чтение вслух, работа на доске)

Индивидуальная работа (на карточках, чтение про себя)

Рефлексивная деятельность (на этапе мотивации, на этапе подведения итогов)

Оборудование

Карточка № 1(этап актуализации), Карточка № 2 (закрепление и проверка усвоения);интерактивная презентация, аудиозапись (формулировка целей и задач урока); карточки-опоры; карточки и иллюстрации для работы с определениями; Букварь; магниты для рефлексии.

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

2 минуты

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

Сядьте те, кого зовут «Виктория».

Сядьте те, у кого отчество «Романович».

Сядьте те, у кого маму зовут – Ольга (Светлана).

Сядьте те, у кого темные волосы.

Сядьте те, у кого галстуки.

Сядьте те, кто ждет скорейшего наступления Нового года.

Встаньте, у кого хорошее настроение.

Встаньте те, кто хочет учиться на одни пятерки.

Сядьте те, кто будет сегодня на уроке внимательным и постарается все узнать и всему научиться!

Начинаем? (Да!)

2. Актуализация знаний.

5 минут

    Работа с карточкой. Задание № 1.

Синим карандашом закрасьте сонорные согласные (всегда звонкие). Назовите их ( м,н, л, р, й).

    Образ какой буквы у нас получился? (Буквы «Д»)

Что мы знаем об этой букве. Назовите ее соседей в алфавите? (Г, Е).

Какие звуки она обозначает? (Д-ДЬ)

Какие это звуки? (Согласные). Докажите.

Могут ли эти звуки стоять в любой части слова? (В начале и в середине, в конце не могут). Объясните.

Могут ли быть под ударением? (Нет) Объясните.

Почему эта буква живет в отдельном доме, на верхнем этаже? (Эта буква дает парные согласные звуки, они звонкие). Объясните, что значит звонкий звук. (Произносится голосом).

Верно! Молодцы!

    Работа с карточкой. Задание № 2.

Соедините парные согласные:

3. Пальчиковая гимнастика

2 минуты

Игра «Дождик, солнце, град»

4. Постановка темы урока и формулировка целей урока.

5 минут

    Презентация. Назови сказку. Вычеркни лишнего героя сказки.

1 слайд : сказка «Дюймовочка», лишний Буратино;

2 слайд : сказка «Винни-Пух и все-все-все», лишний – Пьеро

3 слайд: сказка «Гуси-лебеди», лишняя – Мальвина.

    Что общего у всех лишних героев? (Все они герои сказки «Золотой ключик или Приключение Буратино)

    Сегодня эта сказка – снова хозяйка нашей страницы Букваря, а точнее еще один персонаж этой сказки. Послушайте ее песню и назовите его.

Прослушивание «Песни черепахи Тортилы»

    Назовите хозяйку страницы. (Черепаха Тортила).

Букварь, с. 63. Какие еще иллюстрации добавил художник? (Труба, тюльпан).

Почему? Какая тема урока? (Буква Тт)

На доске появляется карточка-опора «Тт»

Что нам нужно узнать? (Какие звуки дает эта буква, какие они).

Чему нужно научиться? (Давать характеристику звукам, читать слова с этими звуками).

Верно! Приступим!

4. Усвоение новых знаний и способов действий

3 минуты

    «Мозговой штурм»:

Назовите букву! (тэ)

Назовите звуки, которые она обозначает. (т-ть) (Карточка-опора)

Дайте их характеристику. (Согласные, т – твердый, ть – мягкий).

Могут ли стоять в начале слова, в середине, в конце? Докажите. (Да, труба- тюльпан, питание – картина, пост – трость.)

Могут ли они быть под ударением? (Нет, ударение падает только на гласные звуки.)

Почему эта буква живет в отдельном доме, на нижнем этаже? (Обозначает парные согласные звуки, глухие).

Что означает «глухой» звук? (Больше шума при произнесении)

Назовите парные звуки? (д – т, дь – ть)

Все верно!

5. Физкультминутка

3 минуты

Игра «Запрещенное движение»

6. Этап включения в систему знаний и первичной проверки усвоения нового материала

7 минут

    Букварь, с. 63. Чтение столбиков:

1 ст. – чем отличаются первые 2 слова; назови общее слово.

2 ст. – назови общее слово.

3 ст. – назови общее слово.

4 ст. – назови общее, объясни.

Дополни каждый столбик своими примерами.

Прочитайте слова односложные.

Прочитайте трехсложные слова.

Прочитайте слова с мягкими согласными звуками. Объясните.

2) Если в слове услышите звук [т] – кивок головой, [т‘] – покачивание в стороны:

Тигр стих крот

Кот сток врач

Капитан температура утка

Стирка три тихий

Ток матрос

7. Закрепление полученных знаний

7 минут

    Букварь, с. 63. Работа с текстом:

Чтение текста про себя.

Какие незнакомые слова встретились в тексте? (Пассажир, застыли, трап, палуба, команда.)

Пассажир – это человек, который совершают поездку на любом виде транспорта (пароход, поезд и так далее).

Застыть – замерзнуть, в переносном – неподвижно замереть в каком-нибудь положении.

Трап – это передвижная лестница на судах (самолетах) при высадке и посадке.

Палуба – это верхняя часть судна, дощатый настил, пол.

Команда – это группа людей, которые выполняют работу вместе и сообща.

На доске карточки с этими словами и опорными словами. Соедините, объясните значения слов, используя подходящие опоры.

(Пассажир – человек, поездка. Застыть – замереть, положение. Палуба – пол, доски. Трап – лестница, посадка. Команда – группа, работа.)

Чтение текста по предложениям.

Сколько частей в тексте? (3)

О чем каждая часть? (1 –начало путешествия, 2 – на палубе, 3 – напутствие)

Что еще можно сказать в напутствие? (Счастливого пути, плаванья, путешествия!)

8. Обобщение и самоконтроль

4 минуты

    Карточка № 2.

Задание 1. Прочитайте слова.

Задание 2. В каждом слове зеленым выделителем выделите изучаемую букву (т).

крот

тигр

кот

кости

утка

Тима

    Что общего в словах первого столбика? (это все животные)

Какое слово лишнее в последнем столбике? (Тима – это имя.)

Прочитайте слова, где эта буква стоит в конце, сколько таких слов ?(2)

В середине? (2) В начале? (2)

Что общего в словах 1, 2 столбика? (В 1 – звук Т, во 2 – ТЬ).

3) Что мы узнали об этих звуках? (Ответы детей)

9. Рефлексия

2 минуты

Вы сегодня отлично потрудились.

Хлопните в ладоши те, у кого сбылось желание от начала урока: все узнать и понять на уроке. (Ученики хлопают в ладоши).

Спасибо вам за урок!

Букварь 1 класс.

Тема урока: Алфавит

Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся об алфавите; повторить написание ранее изученных букв; продолжить формирование понятия «звук-буква».

Развивающие: развивать фонематический слух; развивать у учащихся умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский.

Предполагаемые результаты:

1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый год копилку знаний,

Непременно пополнять.

У нас сегодня необычный урок.Мы с вами отправимся в путешествие по большой стране, которая называется « Букваринск ».

II. Актуализация знаний. Станция «Вспоминай»

1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд)

Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).

Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).

Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

Какие буквы могут обозначать два звука? (Е, Ё,Ю,Я)

Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е, Ё, Ю, Я,И,Ь)

Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й)

Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)

III. Изучение нового материала.

Ребята,следующая станция «Подумай». Нам нужно собрать слово. (Алфавит)

1) Как образовалось слово «алфавит».

2) Для чего нужен алфавит?

3) Где применяют алфавит?

Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». А обозначает оно то, что все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.

Работа с учебником .Чтение букв Алфавита.

- Для чего нужен алфавит?

Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).

Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).

Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).

При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. (Слайды)

Чтение стихотворения в учебнике.

IV. Закрепление.

1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд)

3.Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. (Слайд).

VI. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).

Записать по алфавиту слова. (Слайды)

Игра «Волшебный мешочек»

Из букв собрать слово. (Родина)

Звуко – буквенный анализ слова Родина. (сигнальные карточки)

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали?

Что такое алфавит?

Чем занимались на уроке?

VIII. Домашнее задание.

На самом первом уроке первокласснику нужно не просто вручить учебники. Важно провести правильное знакомство с Букварем - первой книгой ученика. Давайте попробуем разобраться, как это сделать интереснее.

Знакомство с Букварем

Каждый ученик знает зачем ему учебники, а вот первоклассник еще об этом не догадывается. Раньше ему тоже давали или дарили книги, и он листал их, ему их читали. А тут БУКВАРЬ! Это не просто книга, это больше чем книга. Букварь - первый учебник школьника.

Выступление артиста изображающего Букварь:

Здравствуйте, ребята!
Вы меня звали?
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная - Букварь:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря,
Не обойтись без букваря!

У каждого первоклассника на столе лежит его Букварь. Попросите детей взять в руки книгу. Спросите какая она. Попросите рассказать, что они видят на обложке. Может кто-то из детей сможет прочитать что написано на обложке книги.

Покажите слайды букварей, которыми пользовались родители ваших первоклассников. Скажите, что букварь - знаменитая книга которую помнят и взрослые и старые люди.

Расскажите детям, что над созданием этой книги трудился не один человек, а много - это художники, издатели, ученые, авторы.

Пусть дети посмотрят на букварь, расскажут что нарисовано на обложке и на форзаце. Спросите у учеников, похож ли букварь на другие книги.

Задайте детям вопрос о том, какая книга еще учит читать (Азбука).

Введите в урок загадки про букварь и азбуку, буквы и умение читать. Расскажите первокласснику как важно читать. Приведите стихотворение А. Барто:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста!
Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Расскажите детям, как важно беречь книги. Покажите как правильно хранить букварь, чтобы не мялись страницы и обложка. Поясните как нужно переворачивать страницы. Почему нужно носить букварь в специальной обложке.

Стихотворение про азбуку С. Михалкова:

Что случилось?
Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу.
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло -
Не прочесть её ни как!
Букву Р перевернуло -
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулось -
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!

Можно добавить в план урока стихотворения о азбуке и букваре, которые будут декламировать дети. Также обогатить урок помогут красочные плакаты и примеры разных букварей.



Похожие статьи

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...

  • Кузнецов Виктор Васильевич

    При всей известности его острых и прочных ножей в России и за рубежом, часто можно услышать вопросы: когда и где появился на свет Виктор Кузнецов? Биография кузнеца проста и замысловата одновременно. Виктор Васильевич Кузнецов родился в...