Тексты для повторения всех форм глагола. Тексты для повторения всех форм глагола В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня

Основные приемы и методы

изучения орфографии

по теме «Наречие»

в 7 классе.

Подготовила В. В. Вечернова,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №1

г.Геленджика

Краснодарского края

2006

Изучение наречий – одна из сложных тем школьного курса. Я считаю, особые трудности в изучении данной темы вызывает орфография наречий: различение суффиксов –А, - О на конце наречий; слитное и раздельное написание (т.к. написание многих наречий не подчиняется общим правилам) и прочее. Темой «Наречие» заканчивается изучение самостоятельных частей речи, многих правил орфографии. Поэтому представляется возможным обобщить орфографические правила, выявить общее в правописании Ь после шипящих, О- Е после шипящих, НЕ с разными частями речи, Н и НН в самостоятельных частях речи.

При изучении этой темы я использую различные орфографические задания:

словарные диктанты;

диктанты с дополнительными заданиями;

выборочные изложения;

контрольно- тренировочные упражнения;

игры…

В конце темы провожу урок-семинар - зачет по теме «Наречие», рассчитанный на два часа.

Вот некоторые формы работы, используемые мною при изучении данной

темы:

    Рассказываю о происхождении термина «наречие» и других наречий.

    Слово «Наречие» встречается уже в старославянском переводе грамматики Иоанна Дамаскина; в « Грамматике» М.В.Ломоносова сказано, что наречие служит « для краткого изображения обстоятельств» (1755 г.).

Предлагаю отрывки из книги Э. Вартатьяна « Из жизни слов»:

« На всю Ивановскую»;

из истории слова ВДРЕБЕЗГИ, уж, настежь, дотла.

Составьте предложения с этими наречиями:

как?

Стекло разбилось вдребезги...

3.При подготовке к сочинению- описанию действий по картине С.Григорьева « Вратарь» составляем рабочие материалы:

слегка согнувшись, отставив ногу назад, внезапно притормаживая, живо реагируя, резко рванувшись с места, напряженно следя, оценивающе глядя, заинтересованно наблюдая, ежедневно приходя, сидящие справа и слева.

4. Говоря о способах образования наречий, даю такое задание:

Запишите следующие наречия, правильно расставьте ударение, прочитайте наречия вслух.

мельком, бегом , добела, донельзя, донизу, досуха, досыта, кругом, тотчас , остро.

Измените место ударения в выделенных словах, произнесите.

Составьте предложения, в которых бы эти омонимы различались.

Домашнее задание.

Прослушайте информационные передачи и радио. Запишите слова, которые вы произносите не так, как дикторы.

5.Как произносятся наречия КОНЕЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО?

Пример:

Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все

вам скучно,

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Какое слово подсказывает правильное звучание наречия СКУЧНО?

6.Комментированное письмо.

Чтобы стать грамотным, нужно, во-первых, изучить грамматические и орфографические правила, во- вторых, эти правила в процессе изучения закрепить упражнениями, в- третьих, изученное систематически повторять.

Объясните постановку знаков препинания, правописание наречий.

7. Найдите ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните наречия как члены предложения.

Обратно идет дождь.

(Н...) б...рись за это дело вперед меня.

Ра...режь хлеб напополам.Я приеду к тебе днями.

Охотник сильно расстроился.

8.Вспоминая, что наречие – неизменяемая часть речи, даю такое задание:

Подбери наречия с корнями ВВЕРХ, ПЕРЕД, ПРАВ,ЛЕВ,

Разберите их по составу:

вверх, сверху, вверху, впереди, вперед, справа, вправо, направо.

9.Выборочный диктант.

Выписать наречия с тем словом, от которого ставим вопрос, чтобы определить значение наречия.

Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

А гром вдали гремит раскатом.

10. Словарно-орфографический диктант с объяснением и проговариванием.

Прикоснуться невзначай, медленно пробираться, прескверный характер, неожиданное приключение, немеркнущий свет, вязаный костюм, связанный шарф, почищенная посуда, нерасчищенная дорожка, не мог прилежно заниматься.

11.Определение наречий в форме сравнительной степени и отличие их от форм степени сравнения прилагательных - одна из трудных тем. Можно

по этой теме предложить следующие задания:

а) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Обозначьте все орфограммы в предложении.

Какие однокоренные слова встретились?

печальные+сущ. печально+глаг.

Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения.

Печальные поляны- печальнее

более печальные

печальнейшие

самые печальные

печальнее всех

Образуйте сравнительную степень от наречия.

льет печально - печальнее

более печально

печальнее всего

печальнее всех

б) Сочинение – миниатюра « Мой друг и я», употребив прилагательные и наречия в сравнительной степени.

Мой друг-Дима Попандопуло. Он талантливее меня, музыкальнее, грамотнее, начитаннее. Но зато быстрее решаю задачи, лучше играю в шахматы. И Дима, и я много читаем и умеем интереснее всех рассказывать. Он больше любит подвижные игры, а я спокойные. Мы во многом разные, но очень любим друг друга.

в) Сгруппируйте данные сочетания слов на основе выделенных слов: с наречиями, с прилагательными.

Замесить гуще, каша была гуще, копать глубже, озеро стало глубже, идти увереннее, голос стал увереннее, шаги стали осторожнее, раздается реже, отец моложе, выглядеть моложе, наша река многоводнее, стать многоводнее, брат выше, рыгнул выше.

12). К уроку развития речи - описание трудового процесса, я выдрала такой текст для анализа. Попутно повторяем типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Сбор колосков.

В поле ребята разбрелись по сторонам и разделились. Мальчики в одном конце, а девочки кучкой вместе. Ребята собирали колоски сначала себе в корзины, а потом сносили в общие кучи. Работали они по-разному.

Таня наклоняется, как заведенная. Все боится, как бы ни сказали, что она хуже других. А Нюра присядет на корточки и быстро, чистенько все вокруг себя подбирает, словно метелочкой подметает. А потом на шаг и снова так же. Женя и Аня ходят рядком, собирают полоски в одну корзинку и о чем-то своем беседуют. Маня успела уже и песенку выдумать и поет на все поле. Мальчики с криком и гиканьем мечутся, будто без толку, по всему полю. А все-таки корзинки у них быстро наполняются.

Высоко поднялось солнце; высоки стали кучи собранных колосков. А ребята что-то слишком гнутся, слишком долго не распрямляются - устали.

Решили отдохнуть и пообедать. Пока ребята жуют, Лена высыпает из одного колоска зерна на ладонь, пересчитывает их и рассказывает ребятам, сколько колосьев остается в поле, сколько на фронте можно накормить душистым хлебом.

Перед глазами ребят вагоны, поезда с зерном, ковриги хлеба, бойцы за обедом. Ребята поражены. И каждый чувствует, что он помогает стране. Саша вскакивает на ноги.

За работу!

И с удвоенной энергией наклоняются ребята к земле, и растут, растут кучи колосков.

Вопросы и задания.

а) Какова тема текста и его основная мысль?

Сначала, потом, уже, пока - указывает на последовательность действий.

Быстро, чистенько, без толку, низко, долго-характерные движения во время работы.

Высоко - результат труда.

д) Есть ли в тексте сравнения?

е) Составьте план.

1. Организация работы.

2.Работали по-разному.

3.Решили пообедать и отдохнуть.

4. Перед глазами ребят поезда с зерном.

5. С удвоенной энергией.

ж) Домашнее задание. Составить словосочетания к сочинению « Как я готовлю уроки».

13. При изучении слитного или раздельного написания НЕ с наречиями и другими частями речи; НЕ-НИ в наречиях можно предложить такие задания:

а) Заполни таблицу.

Слитное написание

Раздельное написание

(Не) дружелюбно, враждебно; (не) легкий,(не) вежливость, (не) дюжинный; (не) дорогой, а дешевый; (не) вредно, а безвредно;(не) доверчивость,(не) узнаваемо измениться, (не) замеченная ошибка, трава (не) скошена, (не) исправленная вовремя ошибка; (не) высоко, а низко.

б) Выпишите слова по вариантам (1 вариант- с НЕ, 2 вариант – с НИ).

Н...отк`уда, н...чем, н...какой, н...чуть, н`...куда, н...ког`о, н...чег`о, н...как, н...ч`ем, н`...откуда, н...кий, н...ск`олько, н...кем, н...мало, н...ким, н...куд`а, н...ког`о, н`... (о) чем, н... (о) ч`ем.

в)Подберите к данным наречиям синонимы (синоним – наречие с НЕ).

Мелко-неглубоко

внезапно – неожиданно

тихо- неслышно

близко- недалеко

тяжело-нелегко

срочно - немедленно

свободно - непринужденно

спокойно - невозмутимо

встревоженно - неспокойно

г) Записать и запомнить.

Всегда слитно: неподалеку, невдомек, невзначай, ненароком, невдалеке.

Всегда раздельно: не сразу, не вдруг, не везде, не всегда, не хуже.

д) Почему данные примеры записаны в два столбика?

Немного лет тому назад;

Немало стран я перевидел;

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

Народу было не много, а совсем мало;

Ваше задание меня нимало не затруднит;

Он дал мне книгу не даром.

14. Перед изучением Н и НН в наречиях разумно вспомнить Н и НН в суффиксах других частей речи:

а) Работа с перфокартой:

радиофицированный класс, местность пустынна, песчаный берег, оборудованный кабинет, небо облачно, жеванный лист, раненый боец, желанный друг, переплетенный журнал.

б) Самостоятельная работа по вариантам:

I вариант. II вариант

ветреный день безветренная погода

деревянная скамья стеклянная веранда

карманный фонарик искуственный цветок

оловянный жучок раненый перевозчик

французский язык матросский костюм

украшенный сапожок слышимые песни

вязаные перчатки дремлющая собачонка

увлекаемый ветром листик грушевый сучок

скачущая лошадка едва различимый шепот

еле слышимый шорох священная война

в) Письмо наизусть - эффективный прием закрепления темы, часто используется мною на уроке. Здесь можно использовать такое задание:

Восстанови текст:

Веселым треском

Трещит...(затопленная печь)

Напрсно ждал Наполеон...

(Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля).

И медлят поминутно спицы...

(В твоих наморщенных руках).

Из темного леса навстречу ему...

(Идет вдохновенный кудесник).

г) Выпишите в левый столбик наречия с НН, а в правый с Н.

Медленно, откровенно, пристойно, невиданно, радостно, повзводно, искренне, изолированно, поздно, неожиданно, увлеченно, ежедневно, загрязнено, самокритично, бесследно, двусмысленно.

д) Составьте предложения, в которых одно из слов будет наречием, другое – кратким причастием.

огорченно – огорчен`о

удивленно – удивлен`о

совершенно– совершен`о

15. При изучении букв О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- можно предложить следующие задания, которые сформулируют умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно ее писать:

а) Запоминание и различение наречий, оканчивающихся на -А, О-.

Издалека – далекий

докрасна - красный

слева – левый

рассеянно - рассеянный

начисто - чистый

бесполезно – бесполезный

Составьте с одним из них предложение с деепричастным оборотом.

б) Выписать в один столбик наречия на –О, в другой – на –А.

Ветер снова усилился. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. Небо было раскалено почти добела. Серое небо предвещало дождь надолго. Посмотри-ка вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум.

в) Работа с карточками. (О-А).

Вправ.., запрост.., докрасн.., набел.., добел.., насух.., начист.., налев.., доверчив.., сгоряч.., искос...

16.Буквы О-Е после шипящих - правило нетрудное, как у других частей речи. Исключение: еще. Здесь можно выполнить следующие задания:

а) Подобрать к глаголам наречия, отвечающие на вопрос КАК?. О или Е на конце после шипящих.

Выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать, всматриваться.

Слова для справок : блестяще, убеждающее, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

б) Закончи предложение.

Куй железо, пока... (горячо).

Мягко стелет, да... (жестко спать).

Словами туда-сюда, а дело... (никуда).

в) Работа с перфокартами.

Вставить нужную букву (О-Е-Ё)

...........

17. При изучении темы « Дефис в наречиях» уместно вспомнить дефисное написание в разных частях речи.

а) Добавьте свои примеры:

сущ.: юго- запад, пол- лимона...

прил.: выпукло- вогнутый, темно-синий...

мест.: кто-то, что-либо, кое- кто...

б)Коллективное составление таблицы.

по- +-ому, -ему

по- +-и

во-,в- + -их, -ых

кое-

То, -либо, -нибудь

тихо-тихо

в) Составьте предложения со словами:

по- осеннему, по осеннему.

Я иду по осеннему лесу, любуясь красками осени.

В лесу по - осеннему свежо и опрятно.

18. При изучении Ь после шипящих на конце наречий можно дать объяснительный словарный диктант, в котором собраны примеры правописания Ь после шипящих на конце разных частей речи.

Помощь, стеречь, много груш, товарищ, горяч, увлечься, спрячь, съежишься, камыш, гонишь, дичь, привлечь, съешьте, плющ, улыбнешься, свеж, мимо рощ, пахуч, луч, брешь, хорош.

б) Исправьте ошибки:

Мише (на) глаза попалась записка(,) оставле...ая Костей(:) « Еш картошку на печьке».

в) Образуйте от данных слов однокоренные наречия:

скакать- вскачь

сплошной – сплошь

терпеть – невтерпеж

ничком – навзничь

махнуть – наотмашь

муж – замуж.

г) Самая трудная тема при изучении наречий – слитное и раздельное написание наречий.

Познакомьтесь с происхождением наречий:

дотла – слияние предлога ДО - с формой Р.п. ед.ч. тло - почва, пол,

основание;

невзначай – корень тот же, что и в слове ЧАС, ОТЧАЯТЬСЯ;

невмоготу – могота – сила, мочь от не в моготу;

наружу – на + В.п. ед.ч. сущ. ружь –вид;

исподволь – из-под + Р.п. ед.ч. от воля, из-под воли, И на конце утрачено.

Эти слова заносятся на карточку « Словарь наречий». Туда же добавляются и другие наречия:

вообще – в общем

впотьмах – в потемках...

б) Составление таблицы.

слитно раздельно

Ую (вкрутую) в открытую

в, на + собират. числит. на боковую

(вдвое, надвое) на мировую

наречия с корнями + собират. числит.

вдали виднеется - в дали моря,

начать сначала- с начала урока,

идти наудачу - на удачу случайную.

Иногда в таких случаях помогает ударение:

в`овремя – во вр`емя,

п`онизу – по н`изу

н`абок –на б`ок

д`осмерти – до см`ерти,

нав`еки – на век`а.

г) После заучивания словарных слов повожу словарный диктант.

19.На уроне повторения даю следующие задания:

а) Разобрать слова по составу:

по – летнему, точь - в - точь, кое – где, наотмашь, сгоряча, некогда,

неуклюже.

б) Морфологический разбор наречия:

делать вручную

в) Проверочная работа.

Идти вглубь, слышно издалека, закрыть вплотную, по – лисьи хитер, по – новому петь, волей – неволей, выйти замуж, настежь распахнуть, нигде, некогда, насилу убежал.

г)Подобрать к данным наречиям синонимы или фразеологизмы:

близко (рукой подать, не за горами)

давно (при царе Горохе)дружно (душа в душу)

далеко (за тридевять земель)

искренне (от чистого сердца)

мало (кот наплакал)

20. Контрольный диктант.

Встреча в лесу.

Старый лесник налег на весла. Невдалеке что-то тяжелое грохнулось вперед. В камыши испуганно, припадая на задние ноги, заходил лось. Не заметив опасности, великан обессилено упал в заросли и жалобно застонал.

Иван Максимович понял, что зверь был ранен. Огромная голова лося возвышалась над камышом. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога, лось был немолодой. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где-то на берегу. Охотник решил защитить зверя.

Медленно тянулась ночь. Изредка моросил дождь. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

Когда поднялась заря, охотника разбудил всплеск. Это вставал во весь рост отдохнувший лось. Человек свистнул, и лось, откинув нВ спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

Грамматические задания:

1.Указать способ образования данных слов: испуганно, изредка, припадая.

2.Разобрать по составу: обессилено, прислушиваясь, отдохнувший.

3. Морфологический разбор наречия невдалеке (грохнулось).

4. Определить лексическое значение слова БРАКОНЬЕР.

21.В заключение всей темы провожу урок – семинар – зачет по теме

« Наречие – интересная часть речи».

Оборудование: опорные конспекты, таблица, словарик, вопросы...

Вопросы:

    Каков секрет названия наречия?

    Изменяются ли наречия?

    Как образуются наречия?

4.Какие случаи правописания наречий для вас оказались самыми трудными?

    Замените наречия фразеологизмами:

сильно краснеть - до корней волос

крепко спит - как убитый

быстро скакать - во весь опор

быстро бежать- во весь дух

громко кричать - во все горло

хорошо знать - как свои пять пальцев

тесно - яблоку негде упасть

темно - хоть глаз выколи

мало - кот наплакал.

    По картине написать как можно больше наречий, необходимых для более полного описания.

Составление таблицы по теме «Наречие»

После вечерней охотничьей зорьки старый лесник Иван Максимович, забрав в лодку трофеи, поехал к месту ночлега. Над уснувшим приволжским озером выглянула луна, огляделась и спряталась в облаках. На ветру пошумливали камыши, порой взлетали потревоженные одинокие утки. Но стрелять уже было нельзя: сгущалась темнота.

Над полуугасшей полоской зари чернели сосны и березы на приблизившемся берегу. О корни их мягко плескалась вода. Лесник гнал лодку в бухточку. В ней всегда тихо, тут он и переночует.

Всю жизнь Иван Максимович охотился только на уток. Но нынче у него появились счеты с одним сохатым. Зимой повадился этот великан в сосновый молодняк, который пятнадцать лет назад лесник своими руками сажал. Лесник видел в этой молоди будущий лес, а лось облюбовал его как корм. С жадностью поедал он вершинки. Для него, видно, не было ничего вкуснее их, нежных, сочных, духовитых. В иных местах так были обезглавлены сосенки, будто с косой тут прошлись. И лесник все время подумывал о своем обидчике. Давно созрело и решение: как только получит лицензию, пойдет «на вы».

Но сейчас - отдыхать. На берегу он сварит крякву, подкрепится, чтобы утром еще пострелять. Надо беречь время: отпуск на исходе.

Он налег на весла. Но что это? Невдалеке что-то тяжелое грохнулось в воду и, шумно дыша, двинулось вперед. Да это же, это… лось! Иван Максимович мгновенно остановил лодку, замер. Вот он, легок на помине!

Лось заходил в камыши испуганно, припадая на передние ноги. Остановился в каких-нибудь двадцати - тридцати шагах от лодки. Шумно втянув воздух, он поднял ветвистую голову, прислушался. Иван Максимович затаил дыхание. Если зверь услышит запах человека - уйдет. Но ветер дул в обратную сторону.

Не заметив опасности, великан обессиленно упал в камыши и застонал, протяжно, жалобно. Иван Максимович понял: лось был ранен. Не иначе на него нападали браконьеры. Где-нибудь там, на берегу, и притаились.

«Дохозяйничался! - в первую минуту позлорадствовал лесник. - Может, мне и добить тебя? Не будешь больше вредить…»

Но, прислушавшись к стону лося, он подумал: добивать беспомощного, попавшего в беду, да такого красавца?

Подержав недолго ружье, Иван Максимович положил его в лодку. Пусть зверь отдышится, залижет раны. По-видимому, лось услышал стук, когда охотник клал ружье, и вскинул голову, насторожился. Если лось вдруг бросится сейчас вперед, то попадет в трясину, а если на берег, то в руки браконьеров.

Иван Максимович притих. Он не спускал с лося глаз. Огромная голова зверя возвышалась над камышом. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога, похожие на корону, а на ветру трепетала черная борода. Лось был немолодой, ему, наверное, пришлось выдержать не один бой с другими самцами и не раз уходить от врага. Жить! Надо жить!

А посадки? Если опять будет портить молодняк? Лесник качнул головой: об этом потом подумаем.

Он поглядел на берег. Как теперь попасть туда? С утра Иван Максимович не ел и не мог не думать о еде. Подождать, пока лось успокоится, и тогда ехать? А если объявится преследователь?

Нет, он не может оставить лося. Раненый зверь теперь на его попечении. Пусть набирается сил и уходит отсюда до утра.

От долгого неподвижного сиденья у лесника заболела спина, онемела неловко положенная нога. Но он не смел пошевелиться. Хотелось курить. Может, папироса заглушит голод. Но нельзя и закурить.

Он сидел так же неподвижно, как неподвижно возвышалась над камышом лосиная голова. Казалось, они соревновались, кто дольше пробудет в неподвижности.

Лось не вытерпел, заворочался и снова застонал. Только в это время Иван Максимович удобнее устроился в лодке.

Вскоре небо сплошь заволокло облаками. Ветер затих. Лось стал реже вздыхать.

Приходят в себя, - с облегчением подумал Иван Максимович.

Но тишина стояла недолго. Закрапал дождь, мелкий, осенний. «А это кстати», - обрадовался охотник. Под шум дождя он хотел податься к берегу. Но только взмахнул веслами, как лось тревожно встрепенулся. Пришлось опустить весла.

…Медленно, долго текла ночь. Надоедливо моросил дождь. Иван Максимович весь вымок. Стало холодно.. Особенно холодили струйки, стекавшие за воротник с отвисших краев кепки. Несмотря на холод, перед утром он все же задремал. Но когда занялась заря, положив первые румяна на озеро, он проснулся. Вернее, его разбудил всплеск. Это вставал во весь огромный рост отдохнувший лось.

Поднявшись, лось обернулся к свету зари, втягивая широкими ноздрями свежий воздух. Сейчас он был похож на монумент, высеченный из розового гранита. Сильный, красивый!

Иван Максимович свистнул. Лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши к берегу, там он нырнул в лес и скрылся.

Иван Максимович взялся за весла.

Может, остановимся в том углу, Павел Павлыч? - сбавляя ход моторки, кивнул Николай на блеснувший впереди чешуйчатый клин полоя, врезавшийся в низкий камышовый берег.

Сулоев, не по сезону тепло одетый в ватные штаны, стеганку и меховую шапку, массивный, похожий на глыбу, пошевелился и, придерживая на коленях тугой рюкзак, закачал головой:

Не годится. Я ж говорил: основная дичь в Жарках. Туда и двигай! - Он перекинул через сиденье ноги и раскрыл рюкзак. - Не скоро мы туда доберемся, давай-ка закусим.

Николай отказался. Он снова погнал моторку. А Сулоев, жмуря от стеклянной россыпи брызг маленькие, с припухшими веками глаза, стал извлекать из мешка снедь. Потом появилась фляжка в чехле. Приложившись к ней, он поморщился, сунул в рот огурец и, с хрустом пережевывая его, подмигнул:

Калории. Без них, батенька, нельзя в нашей бурной жизни.

Николай Мальцев мало знал своего шефа. Прошел всего месяц с небольшим, как Сулоев приехал на лесопункт и занял должность начальника. За это время близко он виделся с ним только один раз, когда получал премию. Было это вечером в клубе. Поздно вернувшись из третьего рейса и разгрузив на нижнем складе свой лесовоз, Николай, усталый, пропахший бензином и хвоей, пошел домой, но на половине пути его окликнул посыльный: «В клубе тебя ждут, иди!» - «Это еще зачем?» - «Начальство зовет!» Пришел, а там полно народу. Он попятился было к дверям: неудобно в рабочей одежде. Но начальник, сидевший за красным столом на сцене, крикнул через зал:

Проходи, чего там!..

И вручил ему пакет с деньгами. Руку пожал и даже по плечу похлопал.

После этого Николай не встречался с Сулоевым, но зато слышал, что о нем говорили шоферы. Один радовался, что начальник списал с него пережог горючего, велел только побольше давать кубов. Другой хвалился: «А с меня ни копейки не взыскал за поломку заднего моста, только поругал и тоже велел кубы выставлять». Считали его добряком. Многие шоферы к нему шли с просьбами.

Шофером Николай работал пятый год. И все на Сосновском лесопункте, ближайшем к Волжскому морю. У него и отец жил здесь и тоже был шофером. Николай смутно помнил отца, но по рассказам матери он представлял себе, какой это был сильный и честный человек, как все уважали его в поселке. Николаю хотелось быть во всем похожим на него, даже внешне. Такой же, как у отца, был у него вихрастый чуб, такая же узкая щетка усов темнела на суховатом смуглом лице. Только ростом, как говаривала мать, он был немного меньше бати и чуточку поуже в плечах.

…Шум мотора изредка вспугивал уток, они стайками поднимались с воды вдалеке от лодки и, набирая высоту, летели в сторону.

Видишь, не допускают, а в Жарках не пугливые, - кивал Сулоев, заканчивая еду. - Там знаешь сколько набьем? Десятками будем считать.

Куда же столько? - возразил Николай.

Найдем куда… Какой же охотник без азарта? Вот подожди, скоро чертить полетит. С севера. В Жарках тучи ее соберутся.

Положив в рюкзак остатки еды, Сулоев облизнулся.

Вариант 1

В каком слове четыре звука?
1) пьёшь 2) вёл 3) моют 4) ёлка

1) тр…нированный, пол…жить

2) отв…нтить, посв…щать

3) в…негрет, л…теть

4) отр…сль, мол…ко

1) распр…деление, пр…образование

2) …десь, бе…словесный

3) прип…рошить, отр…стать

4) сел…дь, от…езд

1) нет задач…, моеш…, блин…чик

2) пишеш……, плющ…, читает…ся

3) пригож…, прос…ба, помощ…ник

4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он

1) р…сти, р…списание, предл…гать

2) обд…раю, выр…сли, зап…рать

3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть

4) зап…реть, насл…диться, под…рить

1) блес…нул 2) чес….ный 3) словес…ный 4) ужас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?

1) душ…й, плеч…м, ключ…м

2) ш…л, под луч…м, камыш…м

3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й

4) овц…й, отсеч…м, кольц…м

1) отдыхать в санатори…

2) бегать по дорожк…

1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т

2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит

3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, ключ…го кустарника

4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м

1) моет…ся, береч…

2) слышит…ся, улыбает…ся

3) стереч…, смеёт…ся

4) береч…ся, записат…ся

1) заб…ру, зам…р, отт…рает

2) обт…реть, расст…лил, выт…рла

3) отп…реть, соб…ратели, бл…стеть

4) заж…гают, зад…рать, отп…раюсь

1) пиш…шь, завис…л, строч…ли

2) кле…ть, терп…шь, отмет…лся

3) наде…мся, ненавид…ли, водолаз всплыва…т

4) чита…м, ка…лся, выйд…шь

1) они терп…т 3) они бре…т

2) они дыш…т 4) они гон…т

1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.

3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.

4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.

1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.

2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.

3) Ты обязательно напиши письмо.

4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.

Мы пошли туда, где росла на опушке ароматная земляника.

1) повествовательное

2) сложное

3) состоит из двух простых предложений

4) грамматическая основа первого предложения – мы пошли; второго – росла на опушке

1) Я (не)хотела идти домой.

2) Мы (не)могли проехать туда, где были заросли малины.

3) Он (не)писал статью в газету.

4) Мама (не)годовала потому, что я разбил чашку.

А. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога

Б. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.

В. Огромная голова лося возвышалась над камышом.

Г. Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись поло льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошили зима землю снежной шубкой. 4) От дыхает земля, набирает силу.

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.

Вариант 2

В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) плывёшь 2) сельдь 3) лечиться 4) оцепить

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ар…мат, отр…сль

2) нас…лить, зал…жить

3) раскр…шить, нас…рить

4) прил…жу, перел…мить

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) пост…рать, оп…реться

2) пр…красный, пр…сесть

3) ро…пись, и…бежать

4) зап…рать, обж…гать

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?

1) скрипуч…, косич…ка, павил…он

2) стереч…, задач…, матер…ю

3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся

4) прос…ба, могуч…, отреж…

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?

1) вып…чка, заб…раться, выг…рать

2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена

3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть

4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?

1) извес…ный 2) ужас…ный 3) соглас…ный 4) опас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква е или ё?

1) уч..ный, ключ…м, стереж…м

2) саранч…й, ш…фёр, над плащ…м

3) печ…нка, зеркальц…м, над страниц…й

4) с карандаш…м, плеч…м, нож…м

8. Укажите существительное с окончанием –е?

1) стоять возле акаци …

2) возле коллекци…

3) пройти по дорог…

4) в тетрад…

9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?

1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м

2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м

3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле

4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

10. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?

1) крадёт…ся, улыбат…ся

2) стрич…, моет…ся

3) опасает…ся, подстрич…

4) копат…ся, учит…ся

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1) ст…лить, бл…стательный, подж…гать

2) ж…чь, выд…рал, зап…рал

3) бл…стят, оп…рся, изм…рять

4) прим…рение, заб…ру, вы…реть

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1) верт…шь, терп…шь, посе…шь

2) слыш…шь, увид…шь, ед…м

3) пиш…шь, накле…м, собака куса…т

4) обид…т, раскрас…т, прикле…ть

13. В каком глаголе пишется окончание –ют?

1) они повес…т 3) они просмотр…т

2) они стел…т 4) они бормоч…т

14. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).

1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.

2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.

4) В домах горел свет и веселились люди.

15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.

2) Вы знали о случившемся?

3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.

4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.

16. Найди ошибку в характеристике предложения.

Бабушка испекла пирог и поставила его на стол, чтобы он остыл.

1) повествовательное

2) сложное

3) состоит из двух предложений, связанных при помощи интонации

4) грамматическая основа первого предложения – бабушка испекла и поставила,; второго – он остыл.

17. В каком примере «не» пишется слитно?

1) Я (не)мог купить новый автомобиль.

2) Все старались говорить тихо, потому что мне (не)здоровилось.

3) Спортсмены (не) будут участвовать в соревнованиях.

4) Ему (не)нравится, когда кто – то разговаривает громко.

18. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?

А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.

Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом про летит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

19. Определите стиль речи данного отрывка.

1) научный 3) художественный

2) публицистический 4) разговорный

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3 - го предложения.

_____________________________________________________________

21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

_________________________________________________________________

Лось

Лось - самый могучий зверь из семейства оленей. Живет он в смешанных лесах вблизи рек, озер и болот. У него большие лопатообразные рога, горбатый, отвислый нос, очень чуткие уши и короткий хвост. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, лось силен, быстр, подвижен.

Длинные крепкие ноги помогают ему преодолевать лесные завалы и буреломы. К водопою он идет осторожно, то и дело прислушиваясь к звукам и шорохам. При ходьбе его широкие копыта раздваиваются и не дают могучему зверю увязнуть и провалиться в топких болотах.

Лоси с удовольствием гложут осиновую кору, щиплют ивняк по берегам рек, осоку, мох. В мелких речных заводях он едят листву и корешки водных растений.

Великан-лось миролюбив, но если на него внезапно нападут волки, то он грозно фыркает, бьет их тяжелыми копытами и поддевает рогами.

Весной у лосихи родятся один или два длинноногих оранжевых лосенка. Пока мать кормит их молоком, беззащитные малыши следуют за ней по пятам. К осени лосята подрастут и будут жевать траву и искать грибы на опушке леса.

А. Барков

РУЧНЫЕ ЛОСИ

Несколько лет назад юным биологам Московского зоопарка был поручен уход за двумя лосями-сосунками, только что пойманными в лесах Кировской области. Лосят поили молоком из рожков, и дввочки-юннатки заботились о них не хуже опытных нянек.

Когда эти лоси подросли, юннаты стали приучать их к уздечке и упряжке. Приручить лосей оказалось делом нетрудным: они были удивительно податливы. Оказалось, что выросшие в зоопарке лоси очень спокойны и не боятся уличного шума больших городов. Только однажды запряжённые в санки лосята вдруг понесли, оборвали постромки и смяли своих растерявшихся, воспитательниц.

В другом случае лосей испугал... обыкновенный заяц беляк. Дело в том, что на воле заяц жалобно кричит только тогда, когда на него нападает враг, например, страшная рысь или другой хищный зверь. Весь животный мир воспринимает заячий крик как сигнал о надвигающейся опасности. Так случилось и в этот раз: кто-то из юных биологов поднял зайца за уши и задние ноги, чтобы пересадить в другую клетку; заяц закричал. Лоси услышали этот сигнал издали и понеслись подальше от «опасного» места. Что заставило молодых лосей остерегаться заячьего крика, которого они никогда не слыхали? Врождённый рефлекс, переданный по наследству. Вообще же лось чрезвычайно спокоен и очень скоро становится ручным.

В селе Афанасьеве Горьковской области колхозники как-то поймали молодого лося и предложили его Московскому зоопарку. В ожидании приёмщика, приезд которого задержался, колхозники отвели лосю стойло в конюшне и заботливо за ним ухаживали. Вскоре лось так свыкся с новым своим положением, что стал свободно разгуливать по сельским улицам, всегда возвращаясь в отведённое ему помещение. Попытка выгнать лося в лес не увенчалась успехом: через полчаса он вновь вернулся в селение и сам вошёл в своё стойло.

Другой приручённый лось жил на Оби, в районе Демьянки. Там на нём перевозили грузы, а иногда он, неся на спине груз, ходил с охотниками в лес, где и ночевал вместе с людьми у костров.

Такая лёгкость приручения лося представляет большой интерес. Лось - крупное скороспелое животное, обладающее к тому же огромной силой. Его мясо по вкусу и питательности не уступает коровьему. Кстати, корова приносит по одному телёнку, а лоси чаще всего приносят их по два.

Но приручённый лось был бы очень полезен не только как мясное животное, - его с успехом можно использовать и для перевозки грузов или обслуживания населения в таёжной полосе. В тайге мало травы, которая необходима лошадям, нет и ягеля, которым питаются олени, мало проезжих дорог. Зато там сколько угодно молодых древесных побегов, а они-то и составляют основную пищу лосей. Благодаря длинным ногам лось не завязает в трясине и легко одолевает глубокие снега, а бегает он быстрее рысистой лошади. Летом лось мало страдает от москитов, комаров и слепней, так как в его коже возникает весной масса потовых желёзок, пропадающих к зиме.

Насекомые дышат брюшком через поры, расположенные по бокам сегментов. Если эти дыхальца замазываются бурым жиро-потом, обильно смазывающим шерсть лося, то кровососы погибают от удушения.

П. Мантейфель

В лес по рога

В начале зимы лоси сбрасывают рога. Рога у них отпадают, как сухие сучки от дерева. Не нужны они больше лосям; бои осенние кончились, к чему теперь лишнюю тяжесть носить всю зиму. А к осени, к новым турнирам, новые рога вырастут, еще больше и крепче старых.

Там, где много в лесах лосей, можно весной ходить в лес по рога, как ходят в лес по грибы и по ягоды. Красивые и большие рога попадаются иногда. На стену повесить - залюбуются все.

Н. Сладков

Лось

Первыми его заметили дети.

Лось, лось на дороге! - закричали они и бросились к нему.

Лось шел из лесу в село. Увидев детей, бежавших навстречу, он остановился. Не испугался, не повернул назад и не убежал, а остался стоять, пока его не окружила шумная ватага.

Ой, он плачет! - всплеснула ладонями Даша, и ребята, увидев слезы в больших печальных глазах лося, притихли.

Да он ранен! - воскликнул Максим. - Вон у него какая щепа в лопатке!

От охотников, от волков ли, преследовавших его, спасался лось, неизвестно; только, убегая от гибели, он загнал себе под кожу на лопатке щепу величиной с ладонь. От боли лось плакал.

Он пришел за помощью, - сказал Костя. - Надо позвать ветеринарного фельдшера Иван Иваныча... Охраняйте его тут от собак, а я сбегаю за Иван Иванычем.

Костя побежал и вскоре вернулся с Иваном Ивановичем.

Тот осмотрел рану и покачал головой:

Ну и угораздило же тебя, беднягу!

Что - не помочь? - с тревогой смотрел на Ивана Ивановича Костя.

Можно попробовать, - ответил фельдшер. - Да стерпит ли сам лось-то... - Стерпит, стерпит! - закричали ребята. - Он затем и пришел к людям...

Иван Иванович положил на землю свой чемоданчик, открыл. Из желтой резиновой «груши» он прыснул на рану марганцовкой; потом, с опаской косясь на громадные рога, слегка дернул щепу. Лось стерпел боль; только вскинул голову. Щепа подалась, и Иван Иванович, дернув сильней, вынул ее совсем.

Лось стоял - и только по дрожи, пробегавшей по его телу, можно было догадаться, как трудно ему терпеть боль.

Иван Иванович еще раз прыснул на рану из резиновой спринцовки - для дезинфекции, чтоб рана не загноилась, - и сказал:

Ай да молодчина - стерпел боль нестерпимую!

Ай да умница! - похвалила лося Даша. - Догадался ведь прийти за помощью к людям...

У лося дрогнули большие губы, точно он хотел произнести что-то в ответ. Осторожно ступив, он шумно, облегченно вздохнул и, поворотив к опушке, медленно пошел в лес.

Дети долго шли за ним. Оглянувшись в последний раз, лось вошел в густой подлесок и скрылся из виду.

Л. Нечаев. «Ноев Ковчег»

Про кабана и лося

В последние годы кабанов стало больше в наших лесах. Поэтому увидеть их следы не так уж трудно. Тяжёлые коротконогие кабаны избегают мест с глубоким снегом. Если снег глубже 30—40 сантиметров, это для них уже плохо. Иногда можно наблюдать, как кабаны по таким трудным участкам пробираются гуськом. Впереди самый большой, самый сильный прокладывает дорогу, а за ним идут все остальные. Летом кабаны кормятся по ночам, а днём отлёживаются прямо на земле в густых зарослях. Зимой наоборот. Ночами греются в своих убежищах. Не на снегу лежат, а на специально натасканных ветках, сухих листьях, хвое, траве. Если очень холодно, залегают в эти «гнёзда» группами и плотнее друг к другу прижимаются. А кормятся днём. Едят веточки, из-под снега выкапывают жёлуди, орехи, зелёную травку. Если мышь попадётся, полёвка, насекомые какие-нибудь в лесной подстилке, всё съедают...

Мощный лосиный след трудно с чем-либо перепутать. Лось действительно лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Летом добывать её несложно. А вот зимой... Медленно (особенно по глубокому снегу) бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретят поваленную осину, обгладывают кору. Весь этот корм малопитательный. Учёные подсчитали: за сутки лось может съесть больше 1700 веточек!

Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли — для лося неважно: он живет по собственному расписанию.

Плешаков

Хитрость

Наши домашние питомцы тоже частенько беззастенчиво обманывают нас. Один любитель собак был убежден, что они приобретают эту привычку, подражая нам, людям. Это представление ошибочно. Просто мы постоянно общаемся со своими питомцами и имеем возможность обнаружить обман. Подсмотреть, как обманывают друг друга дикие звери, удается редко. Вот какими притворщиками могут быть лоси.

Во время войны, когда охотники ушли на фронт, в некоторых северных областях европейской части нашей страны поголовье лосей значительно возросло. Вслед за этим увеличилась и численность волков, которые не ограничивались нападением на диких копытных и были не прочь совершать набеги на хлева. Пришлось организовать отстрел волков.

Одна из охотничьих бригад, вызванная в Вологодскую область, сразу же отправилась в луга на разведку. Вскоре охотники обнаружили следы небольшого лосиного стада, на которое напали волки. По следам на снегу охотники определили, что волков было пять: два матерых и три молодых зверя. Видимо, это была семья.

Сначала волки не очень спешили, но вскоре им удалось отбить от стада лосенка, и тогда они увеличили темп. Следы рассказали, как дальше разворачивались события. Через некоторое время на помощь малышу кинулся взрослый лось. Он бросился наперерез волкам, видимо, хотел преградить им путь, но вдруг сильно захромал и, пробежав несколько десятков метров, остановился на трех ногах у могучей сосны.

Волков соблазнила возможность получить больший запас мяса, и они, бросив лосенка, окружили взрослого. Снег вокруг сосны был весь истоптан, видно было, что сохатый, стоя задом к сосне, успешно отбивался и ранил, хотя и не очень сильно, одного из волков. По следам трудно было определить, сколько времени длилась схватка, но, видимо, долго. А потом лось внезапно прорвал кольцо окружения и большими прыжками понесся вдогонку за стадом, не обнаруживая и намека на хромоту. Совершенно очевидно, что это была тактическая хитрость.

Б. Сергеев, доктор биологических наук

Интернет-журнал «В мире животных» Николая Дроздова. Рубрика «Живая азбука» буква «Л»

ЛОСЬ

Рога лося очень тяжелые! Однажды я нашел в тайге лосиный рог с двадцатью отростками. До лагеря мне надо было возвращаться по лесу и болоту около тридцати километров. Подержал я этот рекордный рог в руках и положил на землю. Груза и так «под завязку», и дотащить такой рог до лагеря было невозможно. До сих пор вспоминаю этот красавец-рог!

Если рог в лесу лежит, вы думаете, что-то случилось с его хозяином? Не беспокойтесь - все в порядке! У лося, как и у других оленей, рога отрастают каждый год. Сначала они мягкие, а потом твердеют. Рога нужны самцам для турнирных боев во время гона - так у них называются лосиные свадьбы. Проходят эти турниры с августа по ноябрь. А в декабре громадные рога у лосей сами отваливаются! Представляете, какое облегчение!

Но ведь у лося есть враги - это медведи и волки. Зимой, когда лосям трудно бегать по глубокому снегу, волки стаями охотятся на них. А медведь-шатун, который не уснул на зиму, преследует лося в одиночку. Рога пригодились бы лосю для защиты? Нет. Оказывается, у лося главное оружие защиты - не рога, а передние ноги. Вы знаете, что лошадь брыкается задними ногами, и к ней лучше сзади не подходить. А вот к лосю лучше не подходить спереди - он бьет передней ногой как копьем. Копыта острые, волка насквозь прошибают, да и медведю не поздоровится.

Но если лось ручной, его не только погладить можно, но и верхом на нем прокатиться! Конечно, повидать ручного лося в тайге не просто, а вот мне повезло! Я был в далеком таежном заповеднике на реке Печоре. И там есть уникальная лосиная ферма. Когда у ручной лосихи родится лосенок, сотрудница заповедника начинает ухаживать за ним, кормит его из бутылочки. И лосенок считает ее своей матерью. Любит ее преданно, ни на шаг не отходит. И даже когда взрослым станет, спустя несколько лет встретив ее, сразу узнаёт свою «мать» - по голосу и по запаху. Зрение у лосей слабое, хотя глаза очень большие и красивые.

Так вот на этой ферме я не только гладил лосей, но и ездил на них верхом, а потом и на санях, запряженных лосем. Никакого сравнения с лошадью! Лось несет всадника через болото, бурелом и валежник - только смотри сам не свались, а уж лось принесет тебя куда нужно!

Лосенок

Лосенок, какой смешной! Губы толстые, ноги длинные и тонкие — кажется, что они вот-вот переломятся.

Но лосёнок уже бегает за лосихой. Пока лосиха-мама кормит его молоком, но скоро лосёнок научится жевать траву, осиновые листочки, грибы.

Г. Снегирев

Ушастик

Я взял свою удочку и пошёл к реке. Было раннее утро. Солнце ещё не нагрело старую корягу, откуда я всегда удил.

Река в этом месте была порожиста, неспокойна. Сильный поток грохотал и искрился водяной пылью. Торчащие из воды каменные глыбы покрывались белыми хлопьями пены.

Здесь, в шумном потоке, хорошо ловилась форель - красивая рыба с весёлыми красными пятнышками по бокам. Не успел я размотать леску, как вдруг сквозь шум реки послышался крик. Крик, полный отчаяния.

„Что это?" - вздрогнул я и глянул вверх по реке. Быстрое течение несло прямо на пороги что-то тёмное, живое.

И тут в потоке я разглядел два больших уха. И глаза, широко раскрытые; они словно просили: „Помогите, помогите!".

Это был ещё совсем маленький лосёнок . Не рассчитала, верно, лосиха силы детёныша, сама перешла реку, а лосёнка подхватило течением.

Лосёнка несло и крутило. Ушастая голова то выныривала, то снова скрывалась в бурлящей воде. Ещё немного, и лосёнок погибнет. Что было делать?

Но тут лосёнка подхватило волной и выкинуло на большой плоский камень. Камень стоял посередине реки, в брызги, разбивая набегавшую воду.

Лосёнок лежал на мокром камне, вытянув передние ножки, и не шевелился.

Держись, малыш! - крикнул я.

И скорей побежал к дяде Архипу. У него была крепкая лодка, и он хорошо знал всё опасные места на реке.

Скоро мы были на берегу.

Лосёнок потряхивал головой и пытался встать, но слабые ноги не держались на скользком камне. Лосёнок тревожно следил за нами.

Ловко правя лодкой, дядя Архип медленно приближался к камню, а я всё думал: хоть бы лосёнок не прыгнул от нас в воду.

Но лосёнок будто ждал нас. Когда лодка стукнулась бортом о камень, он весь подался вперед, и мы втащили его.

Дядя Архип грёб, а я гладил дрожащего лосёнка, успокаивал его. Он был неуклюжий, на высоких светлых ножках и очень забавный.

На берегу, заслышав далёкий зов лосихи-матери, лосёнок вздохнул глубоко и радостно фыркнул.

Дядя Архип ласково потрепал ухо лосёнка и легонько подтолкнул его:

Ну, беги, малыш! Ищи мать.

Лосёнок дёрнул маленьким хвостиком и неуверенно заковылял к лесу.

Где-то совсем рядом вновь затрубила лосиха. Улыбнулся дядя Архип доброй улыбкой и сказал:

Зовёт своего ушастика. Сынок ведь...

Н. Мендельсон

Встреча в ночи

Старый лесник налёг на вёсла. Невдалеке что-то тяжёлое грохнулось в воду и двинулось вперёд. В камыши испуганно, припадая на передние ноги, заходил лось. Не заметив опасности, великан обессилено упал в заросли и жалобно застонал.

Иван Максимович понял, что зверь был ранен. Огромная голова лося возвышалась над камышом. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога. Лось был немолодой. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где-то на берегу. Охотник решил защитить зверя.

Медленно тянулась ночь. Изредка моросил дождь. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск. Это вставал во весь рост, отдохнувший лось. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

По К. Абатурову

Неожиданное купание

Возвращаясь с охоты, я набрел на лесное озерцо и решил на берегу немного отдохнуть. Я уселся на стволе дерева. Тишина была необыкновенная.

Но вот из чащи за озером послышался треск. Из лесу выскочил лось и большими скачками понесся ко мне. Я поднялся с дерева и только тогда увидел, что на спине у него распластался какой-то пятнистый зверь. Лось со всего размаха прыгнул в воду и скрылся с головой. Когда он показался из воды, на спине уже не было зверя. Охотницей была крупная рысь. Она быстро приплыла к берегу и скрылась в лесу.

Лось переплыл озеро, вышел из воды, постоял, оглянулся назад и спокойно пошел в лес. Видно, он не раз спасался в озере от хищников!

Н. Никольский

На лесной дороге

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины.

Выбежал из лесу лось.

Смело перебегает широкую наезженную дорогу.

Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.

Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.

Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

И. Соколов-Микитов

Лоська. Первое знакомство

С самого утра все не ладилось. Скисло молоко, не привезли вовремя мяса. Голодный молодняк пищал на разные голоса, а тут еще принесли лосенка. До этого я выкармливала волчат, лисят, выдр и многих других зверей. Лосят же совсем не знала, что с ним теперь делать. И вот он стоит передо мной, такой маленький, желтенький, похожий на теленочка, с большими, как у осла, ушами, с вытянутой мордой и совсем-совсем незнакомый. Поместила я его в загон.

Загон был большой, удобный, с маленьким домиком, где лосенок мог укрыться от дождя. Первое мое с ним знакомство оказалось не из удачных. Как только я вошла, малыш насторожил большие четкие уши и отбежал. Напрасно я его звала, манила молоком - лосенок от меня бегал и никак не хотел подходить. Пришлось отложить знакомство до следующего раза.

На другой день, сильно проголодавшись за ночь, мой новый питомец оказался сговорчивей. Запах теплого молока из бутылки раздражал аппетит. Лосенок вертелся около меня, жалобно кричал, взять же соску сначала не решался. Тогда я пустилась на хитрость: села на корточки, вытянула руку с бутылкой и сидела тихонько, не шевелясь. Обычно это очень помогает. Человек становится как будто меньше, не так страшен, и зверь подходит смелей. Подошел и лосенок. Подошел осторожно, ступая на самые кончики копытцев, смешно вытягивая шею. Понюбхал соску, лизнул и вдруг, забрав почти все горлышко бутылки в рот, вкусно зачмокал. В молоке забулькали пузырьки. Я давно встала, а Лоська все пил и пил.

В следующую кормежку он подошел смелей, дал погладить свою мордашку, а к концу дня подбегал уже сам.

Друзья (стр.154)

Вообще Лоська привык ко мне очень скоро. Уже через несколько дней ходил за мной, как за матерью, и без меня скучал: бродил из угла в угол, протяжно кричал и все смотрел в ту сторону, откуда я обычно появлялась. Зрение у Лоськи было плохое. Если я надевала незнакомое ему платье, он долго приглядывался и принюхивался, прежде чем узнавал меня. Зато чутье и слух у него были хорошее. Стоило ему издалека услышать мой голос, как он бросился навстречу, ласкался. Ласкался Лоська очень трогательно: клал мне на плечо голову и нежно пощипывал губами щеку. В такие минуты я готова была сделать ему все, все на свете и любила его, как ни одно животное.

Не было дня, что бы я пришла своему любимцу без гостинцев. Делилась с ним завтраком и обедом. Чего он только не ел: конфеты, сахар, пирожки и бутерброды. Одним словом, все, что получал из моих рук.

Помню, один раз он заболел. С каждым днем ему становилось все хуже, а он ничего не хотел принимать. Лекарство закатывали в хлебном шарике, разбавляли молоком, но чутье у лося хорошее, и обмануть его не удалось. Тогда дать лекарство взялась я. Не прятала его, не старалась даже отбить запах - просто вылила его на хлеб и стала упрашивать Лоську, съесть. Долго не соглашался Лоська. Нюхал, фыркал, отворачивался. Несколько раз брал в рот, выбрасывал. И все-таки съел. А из чужих рук не брал даже корм. Возможно, потому что я готовила ему всегда сама. Выбирала еду по его лосиному вкусу. Его вкус взял не всякий. Маленьким он очень любил морковку, сухари. Когда же подрос, он стал, есть овес, отруби, хлеб. Сена не ел совсем. Ел сушеные ветки осины или дуба. К концу зимы их обычно не хватало, но для Лоськи они всегда были в запасе.

В. Чаплина. Четвероногие друзья. Симферополь, 1964

Лосенко Сашка

Сашка сначала был маленьким, легким и рыжим. Таким легким, что его свободно поднимал восьмилетний Игорь. Худенькое ребристое Сашкино туловище еле держалось на тонких и прямых, как палки, ногах.

Когда Сашка вслед за ребятами вошел первый раз во двор дома, где жили Юрка и Вовка Егоровы, ему был, оказал далеко не радушный прием: собака Джек ощетинилась, залаяла зло и неистово и все пыталась сорваться с цепи. Куры закудахтали, замахали крыльями, давая тем самым понять, что или они уйдут со двора, или пусть убирается непрошеный гость. Даже добродушная с виду хавронья захрюкала как-то недовольно.

Бабушка Мария Васильевна, услышав переполох во дворе, поспешила выйти на крыльцо. Увидев внучат своих, на руках у которых было какое-то маленькое животное, бабушка замахала руками:

Опять какую-нибудь собаку подобрали на дороге?! Отнесите сейчас же, где была!

Да это ж не собака, бабушка! - закричали наперебой Юрка и Вовка. - Это лосенок. Он у озера в кустах лежал. Подошли к нему, погладили, а он за нами и пополз. Одна нога у него повреждена, мы ему имя придумали - Сашка.

На шум вышел отец — Иван Алексеевич Егоров, здешний председатель колхоза.

Лосенок? Как же он от лосихи отстал? А может, она на время отошла от теленка. Вот счастье, что вас не увидела.

Мы, папка, от него побежали, а он за нами ползет. До железнодорожной насыпи полз, а там ему трудно стало. Мы на руки его и взяли.

Сашку оставили во дворе. Бабушка Мария Васильевна поворчала, но пошла все-таки и купила соску, сварила манную кашу, Иван Алексеевич отправился договариваться с охотниками о том, как «прописать» лосенка на время.

Юрка. Вовка и братишка их - Игорек стали мастерить для Сашки жилье на террасе.

Но ночью лосенок с террасы сбежал и улегся спать на открытом возвышенном месте двора. Джек ворчал и громыхал цепью, а гость чутко водил длинными ушами.

У Сашки был хороший аппетит. Вскоре он только за завтраком, кроме веток осины, стал, есть кашу или похлебку. Завтракая или обедая, он не жадничал. Около него вертелись куры и, забыв о первом своем недовольстве, растаскивали кашу и хлеб. К осине они были равнодушны. Свинья хавронья в такие минуты тоже подлизывалась к лосенку, нежно похрюкивая и покручивая хвостиком. Сашка делился обедом и с ней. Даже Джек со временем привык к новому жильцу, и хотя особых признаков дружбы не выказывал, но уже не ершился и не рычал, как прежде.

Но искренне и бескорыстно дружили с Сашкой ребята, особенно Игорь. Когда взрослые уходили на работу, во дворе Егоровых становилось шумно. За веселый, любопытный нрав теленка любили и взрослые.

Сашка очень быстро рос. А быстрее всего росли у него ноги. К концу лета Игорь, уже не сгибаясь, мог пройти у него под брюхом. Лосенок похорошел. Нога у него зажила, рыжая шерсть вылезла, вместо нее появилась блестящая темноватая, на шее обозначился загривок.

Однажды Сашка перемахнул через полутораметровую изгородь и очутился на улице. Неизвестно, что бы он сделал дальше, если б не испугался проходящей машины и не вернулся снова во двор.

В другой раз бычок забрался в огород, открыв мордой крючок на дверке. Поел ягоды на шиповнике, обглодал деревья и съел семенные огурцы.

Бабушка заохала. А Иван Алексеевич в этот день долго говорил с охотоведом по телефону:

Пора в заповедник, на лосиную ферму. Там он не пропадет. Пристанет к стаду.

Грузовая машина забрала Сашку солнечным утром и повезла в лес. Лосенок стоял в кузове спокойно, как будто чувствуя, что его везут в родную стихию. Бабушка Мария Васильевна и Игорь печально смотрели вслед. Вовка поехал провожать найденыша вместе с егерями. Юрки не было: уехал учиться в город.

На лесной поляне Сашку осторожно по сходням свели с машины. Вовка в последний раз кормил его хлебом. Лосенку прикрепили к уху алюминиевое кольцо с номером, на шею повесили колокольчик и хлопнули по спине. Сашка окинул грустным взглядом Вовку, егерей и пошел быстрыми шагами в лес, хватая на пути листья с кустов орешника.

: тест на два варианта.

Задания теста составлены по пройденным темам 1 четверти: «Повторение», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография». Всего 22 вопроса.

Цель : проверить усвоение изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю: Согласно:

Директор ЦО № 47 Зав. каф. словесности

Тютрина Н. Г. / _______ Борознёнок С. В./_____

«___»____________2014 «__»___________2014

Контрольная работа за 1 четверть

по русскому языку (тест)

для 6 , Г, Д, Е классов

Составитель:

Владимирова Е.Ю.

г. Иркутск

2013-2014 уч.год

Пояснительная записка

Форма проведения контрольной работы : тест на два варианта.

Задания теста составлены по пройденным темам 1 четверти: «Повторение», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография». Всего 22 вопроса.

Цель : проверить усвоение изученного материала.

Тест оценивается одной оценкой. За правильный ответ – 1 балл

Оценка «5» - 21-22 балла.

Оценка «4» - 18-20 баллов

Оценка «3» - 11-17 баллов

Оценка «2» - меньше 17баллов

Ответы 1 вариант:

1. За тридевять земель

2. До корней волос

3. то корки до корки

4. как рыба в воде

Ответы 2 вариант:

1. в час по чайной ложке

2. рукой подать.

3. куры не клюют.

4. кожа да кости.

I четверть.

Вариант 1

1)вьюга 2) ехать 3)съесть 4) ель


1) тр…нированный, пол…жить
2) отв…нтить, посв…щать
3) в…негрет, л…теть
4) отр…сль, мол…ко

3. В каком слове в окончании нужно писать и?

1) в рощ… 2) корм…т 3) блиста…т 4) бледне…т


1) нет задач…, моеш…, блин…чик
2) пишеш……, плющ…, читает…ся
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник
4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он


1) р…сти, р…списание, предл…гать
2) обд…раю, выр…сли, зап…рать
3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть
4) зап…реть, насл…диться, под…рить

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) душ…й, плеч…м, ключ…м
2) ш…л, под луч…м, камыш…м
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й
4) овц…й, отсеч…м, кольц…м


1) отдыхать в санатори…
2) бегать по дорожк…
3) прийти к акаци…
4) прочитать в объявлени…

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?
1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т
2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит
3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, колюч…го кустарника
4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м


1) моет…ся, береч…
2) слышит…ся, улыбает…ся
3) стереч…, смеёт…ся
4) береч…ся, записат…ся

1) Без нитки и иголки и шубы не сшить.

2) Век долог, да час короток.

1) вода 2) колба 3) думать 4) длинный

1) ланиты 2) кафтан 3) ветрило 4) чело

13. Какое слово образовано приставочным способом?

1) потемнеть 2) пригородный 3) сотрудник 4) разведка

1) ледокол 2) сокурсник 3) Поволжье 4) столовая

15. Каким способом образовано слово выход?

Змей Горыныч унес царевну далеко-

Миша сильно покраснел-

Я прочитал журнал до конца -

Рита чувствует себя на катке прекрасно -


1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.
3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.
4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.


1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.
2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.
3) Ты обязательно напиши письмо.
4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.


А . При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога
Б . Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.
В . Огромная голова лося возвышалась над камышом.
Г . Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошила зима землю снежной шубкой. 4) Отдыхает земля, набирает силу.


1) научный 2) публицистический 3) художественный 4) разговорный




Контрольная работа по русскому языку, 6 класс.

I четверть.

Фамилия, имя ученика_________________________ Дата _______

Вариант 2

1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?

1)съехать 2)вьюн 3)съёмка 4)мель

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ар…мат, отр…сль
2) нас…лить, зал…жить
3) раскр…шить, нас…рить
4) прил…жу, перел…мить

3. В каком слове в окончании нужно писать е?

1) к ладон… 2) вид…т 3) держ…т 4) бледне…т

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) скрипуч…, косич…ка, павил…он
2) стереч…, задач…, матер…ю
3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся
4) прос…ба, могуч…, отреж…

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) вып…чка, заб…раться, выг…рать
2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена
3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть
4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква ё(е)?
1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м
2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м
3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле
4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

7. Укажите существительное с окончанием –е?
1) стоять возле акаци …
2) возле коллекци…
3) пройти по дорог…
4) в тетрад…

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) уб…ру, зам…р, расст…лается

2) зам…реть, подст…лил, выт…рла

3) выт…рла, изб…рать, бл…стеть

4) разж…гать, выд…рать, вып…рает

9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) крадёт…ся, улыбат…ся
2) стрич…, моет…ся
3) опасает…ся, подстрич…
4) копат…ся, учит…ся

10. В какой пословице все слова, кроме служебных, существительные ?

1) Не строй семь церквей – пристрой семь детей.

2) Наживной рубль дорог, даровой рубль дёшев.

3) Перьями сокол, да умом тетерев.

4) Ворона соколом не бывает.


11. Какое слово не является общеупотребительным?

1) тубус 2) земля 3) говорить 4) птица

12. Какое слово является историзмом?

1) рыбарь 2) глас 3) треуголка 4) очи

13. Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) берёзовый 2) неприятный 3) безвольный 4) согласие

14. Какое слово образовано суффиксально- приставочным способом?

1) сотрудник 2) проходная 3) соучастие 4) юннат

15. Каким способом образовано слово вывод?

1) приставочным 2) суффиксальным 3) бессуффиксным 4) переход из одной части речи в другую

16. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:

Петя работал очень медленно -

До города было недалеко -

Денег у купца много -

Маша сильно похудела -

17. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.
2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.
3) Вот прилетела большая сова и подала голос.
4) В домах горел свет и веселились люди.

18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.
2) Вы знали о случившемся?
3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.
4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.

19. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А . Это вставал во весь рост отдохнувший лось.
Б . Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.
В . Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.
Г . Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

20. Определите стиль речи данного отрывка.
1) научный 2) художественный 3) публицистический 4) разговорный

21. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.
_____________________________________________________________

22. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.
_________________________________________________________________




Похожие статьи

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...

  • Кузнецов Виктор Васильевич

    При всей известности его острых и прочных ножей в России и за рубежом, часто можно услышать вопросы: когда и где появился на свет Виктор Кузнецов? Биография кузнеца проста и замысловата одновременно. Виктор Васильевич Кузнецов родился в...