Проблема милосердия врагу во время войны аргументы. Сострадание, милосердие - аргументы. Проблема проявления милосердия на войне (ЕГЭ по русскому). Текст из ЕГЭ

Проблема проявления человечности на войне. По Б. Л. Васильеву

Борис Львович Васильев - русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, который в своих произведениях ставит важные нравственные и философские проблемы. Предложенный для анализа текст представляет собой отрывок из повести «В списках не значился» о защитнике Брестской крепости Николае Плужникове, который до последнего сражался с врагами.

В предлагаемом отрывке автор пытается понять, как вести себя на войне по отношению к пленному врагу. Раскрывая проблему проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу, писатель знакомит нас с одним военным эпизодом. Главный герой лейтенант Плужников неожиданно наткнулся на двух немцев. Реакция сработала мгновенно: он выстрелил и убил одного немца. Но затем произошла осечка, патрон заклинило. Больше всего Николая поразил тот факт, что немец не стрелял, а покорно ждал, когда русский вытащит застрявший патрон. Николай взял немца в плен и привёл в подземелье. Здесь находилась девушка Мирра, которая очень боялась, что её любимый человек застрелит пленного немца. Девушка знала немецкий язык и поняла из объяснений немца, что он рабочий, у него есть дети, он пошёл воевать не по своей воле. Позже лейтенант признался, что не смог застрелить пленного. Мирра поддержала его в этом поступке. Он отказался от расстрела пленного не только из-за любимой девушки Мирры, но он сделал это и для себя, «для своей совести, которая хотела остаться чистой».

Писатель пытается убедить своих читателей в том, что на войне не нужно терять своей человечности, нужно пощадить пленного врага, проявить милосердие.

В русской литературе есть немало примеров проявления человечности по отношению к пленённым врагам. Например, в поэме А. С. Пушкина «Полтава» Пётр Первый после знаменательной победы над шведами пригласил побеждённого противника на пир, где провозгласил тост «за учителей своих», то есть шведов, которые научили русских побеждать.

В заключение подчеркну, что милосердие к пленённому и побеждённому врагу - это национальная черта русского характера.

Текст Б.Л. Васильева

(1)Встреча произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (З)Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. (4)Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.

(5)А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни. (6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, а патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. (8)И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.

— (9)Комм, — сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.

(10)Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез в тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у длинного дощатого стола.

— (14)Ничего не понимаю, — растерянно сказал Плужников. — (15)Тарахтит.

— (16)Рабочий он, — сообразила Мирра, — видишь, руки показывает?

— (17)Дела, — озадаченно протянул Плужников. — (18)Может, он наших пленных охраняет?

(19)Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.

— (21)Пленных охраняют другие, — не очень уверенно переводила девушка. — (22)Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они — караульная команда. (24)Он — настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он — рабочий, мобилизован в апреле...

(26)Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.

— (29)Дети, — вздохнула Мирра. — (30)Детишек своих кажет.

(31)Плужников поднялся, взял автомат:

(32)Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.

(33)Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги, трясущимися руками все обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.

(36)А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд.

— (42)Шнель! (43)Шнель!

(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись, замер...

(46)Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было...

(48)В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что она стоит рядом.

— (49)3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.

(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил её щеку: она была мокрой от слёз.

— (52)Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. — (54)Она вдруг крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. — (55)Спасибо тебе, спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?

(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал, потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.

(По Б.Л. Васильеву)

Есть ли милосердию место на войне? И можно ли на войне проявить милосердие к врагу? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Н. Лялина. Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу.

В тексте автор повествует о Михаиле Ивановиче Богданове, который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром. В один из жесточайших боев Михаил Иванович сумел защитить раненых от эсэсовских автоматчиков. За мужество, проявленное при контратаке с дивизией СС он был представлен к ордену Славы комиссаром батальона. На следущий

день после боя, заметив труп немецкого солдата, лежавшего в канаве, Михаил Иванович проявил милосердие, решив похоронить немца. Автор показывает нам, что несмотря на войну, Михаил Иванович смог сохранить в себе человечность, не оставшись равнодушным к врагу. Узнав об этом случае, батальонный комиссар решил отменить представление санитара к ордену Славы. Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести, а не получить награду.

Я согласна с

позицией автора и убеждена в том, что милосердию есть место на войне. Ведь неважно, мертв ли враг или безоружен, он уже не представляет никакой опасности. Я считаю, что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок, предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата. Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведениях В. Л. Кондратьева,Сашка,.Главный герой Сашка во время немецкой атаки захватил в плен немца. По началу немец казался ему врагом, но, присмотревшись, Сашка увидел в нем обычного человека, такого же, как и он сам. Он уже не видел в нем врага. Сашка пообещал немцу жизнь, он говорил, что русские не звери, не станут убивать безоружного. Он показал немцу листовку, где говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину. Однако когда Сашка привел немца к комбату, то немец не стал ничего рассказывать, и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца. Рука Сашки не поднималась на безоружного, так похожего на него самого солдата. Несмотря ни на что, Сашка сохранил в себе человечность. Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком. В итоге комбат, проанализировав слова Сашки, решил отменить свой приказ.

Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л. Н. Толстого,Война и мир,.Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, так как понимает, что они действовали про приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться. Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит:.Мы видим, что всех солдат объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом, можно сделать вывод, что на войне необходимо появлять милосердие даже к врагу, неважно, повержен он или убит. Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества, как милосердие и человечность. Именно они позволяют ему остаться человеком.


Другие работы по этой теме:

  1. К сожалению, иногда случается так, что дети по разным причинам теряют своих родителей и становятся сиротами. Их очень жалко, ведь они обделены той лаской и...
  2. В ритме современной жизни люди все чаще забывают проявлять милосердие к нуждающимся в поддержке и сострадании. Текст Фазиля Искандера как раз и является напоминанием нам...
  3. В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему сострадания и милосердия к животным. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера...
  4. Сострадание и милосердие – вечные нравственные категории. В Библии заключены основные требования к человеку верующему: любовь к ближнему, сострадание к страдающему. Есть ли место милосердию...
  5. Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920-1993) с первого курса института был призван в армию. В 1941 г. ушел доброволь­цем в действующую армию. Через тридцать лет после окончания...
  6. Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово “война” болью отзывается в человеческих сердцах....
  7. Писательница С. Алексиевич сделала попытку решить важную задачу, связанную с сохранением памяти о подвиге, совершенном женщинами – военнослужащими, которым пришлось воевать в Великую Отечественную. Автор...

Есть ли милосердию место на войне? И можно ли на войне проявить милосердие к врагу? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Н. Лялина. Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу.

В тексте автор повествует о Михаиле Ивановиче Богданове, который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром. В один из жесточайших боёв Михаил Иванович смог защитить раненых от эсэсовских автоматчиков. За мужество, проявленное при контратаке с дивизией "Галичина", он был представлен к ордену Славы комиссаром батальона. На следующий день после боя, заметив труп немецкого солдата, лежавшего в канаве, Михаил Иванович проявил милосердие, решив похоронить немца. Автор показывает нам, что несмотря на войну, Михаил Иванович смог сохранить в себе человечность, не оставшись равнодушным к врагу. Узнав об этом случае, батальонный комиссар решил отменить представление санитара к ордену Славы.

Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести, а не получить награду.

Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что милосердию есть место на войне.Ведь неважно, мёртв ли враг или безоружен, он уже не представляет никакой опасности.Я считаю, что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок, предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата.Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведении В. Л. Кондратьева "Сашка". Главный герой, Сашка, во время немецкой атаки захватил в плен немца. По началу немец казался ему врагом, но, присмотревшись, Сашка увидел в нём обычного человека, такого же, как и он сам. Он уже не видел в нём врага. Сашка пообещал немцу жизнь, он говорил, что русские не звери, не станут убивать безоружного. Он показал немцу листовку, где говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину. Однако, когда Сашка привёл немца к комбату, то немец не стал ничего рассказывать, и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца. Рука Сашки не поднималась на безоружного, так похожего на него самого солдата. Несмотря ни на что, Сашка сохранил в себе человечность. Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком. В итоге комбат, проанализировав слова Сашки, решил отменить свой приказ.

Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир". Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, так как понимает, что они действовали по приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться.Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит: "Вам трудно, да всё же вы дома;а они-видите, до чего они дошли. - Хуже нищих последни". Мы видим, что всех солдат объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом, можно сделать вывод, что на войне необходимо проявлять милосердие даже к врагу, неважно, повержен он или убит. Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества, как милосердие и человечность. Именно они позволяют ему остаться человеком.

Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, могу сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям нужно быть хоть чуточку милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страдающего.

Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.

Миллионы советских людей лишились своих родных, близких, друзей, положили свои жизни на Алтарь Победы. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, к женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. В сердцах бойцов царило милосердие и человечность, самые благородные чувства человека.

Об этом рассказывает В.Астафьев в замечательной повести «Пастух и пастушка», в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе затмевает человеческий разум. Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно. Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.

А вот в рассказе Вячеслава Дегтева "Выбор" повествуется о другой войне, чеченской кампании, и о солдате, заброшенном в ту бесчеловечную мясорубку. Что привело его в Чечню? Одиночество, безысходность, которые чувствовал Роман после ухода жены, размена квартиры, начавшегося пьянства. Осознав, что в тихой, спокойной жизни он зачахнет, мужчина и отправляется на войну. Там он встречается с Оксаной, которая работает в полевой пекарне. Ни слова не скажет Роман понравившейся девушке, но его суровая жизнь потихоньку стала скрашиваться ее присутствием. Однажды, во время обстрела, Оксана была тяжело ранена и лишилась обеих ног. Неизвестно, что станет с ней дальше… Роман, чтобы поддержать девушку, которая еще не знает о постигшем ее горе, предлагает ей выйти за него замуж... Невероятно милосердие бойца по отношению к пострадавшей… Беззвучно плачет медсестра, наблюдая за этой картиной, плачет потому, что осознала: есть и на войне сострадание!

(1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.




Сочинение

В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.

Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.

Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.

Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.

В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.

Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.

О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...