Приход мессии. Первый приход мессии. Качество знания определяет наш путь

Отрывок из книги рава Арье Каплана «Путеводитель по еврейской мысли»

| | | | | |

Предисловие

Приход Машиаха и следующее за ним искупление Израиля - красная нить еврейского вероучения.

В Писании мы находим два противоречивых убеждения относительно эры Машиаха. Очень много отрывков свидетельствуют, что период Машиаха будет ознаменован чудесами, например: «Видел я в ночных видениях: вот, среди облаков небесных шёл будто человек… И дана ему была власть вечная, которая никогда не прейдёт» (Даниэль 7:13-14).

Наши мудрецы утверждали, что не будет большой разницы между современным миром и эпохой Машиаха, за исключением того, что Израиль покорится другим государствам. Из этого мы учим, что искупление не придёт моментально, но шаг за шагом, естественным образом.

Тем не менее, Машиах может придти в любое время, совершенно без предупреждения. Это потому, что точные события, предшествующие эпохе Машиаха, известны только Б-гу. Не всё, что нам сегодня известно, является основополагающим условием для пришествия. Именно поэтому, пытаться вычислить дату прихода Машиаха - бессмысленно. Следует прислушаться к словам мудрецов: «Да сгниёт душа того, кто предвещает исчислить конец».

Век нанотехнологий

Традиция предсказывает, что в эпоху Машиаха человечество сделает большой рывок в технологическом прогрессе. Не будет больше болезней, как сказано через пророка: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся. Тогда поскачет, как олень, хромой, и запоёт язык немого» (Йешайя 35:5-6).


Для того, чтобы человек смог посвятить себя духовному совершенствованию, многие формы труда исчерпают себя. Множество предсказанных чудес будут наполнять эру Машиаха: виноград, ягоды которого величиной с куриное яйцо, пшеница, размером с кулак - лишь малая толика чудес. Ведь мы знаем, что это станет возможным благодаря расцвету научно-технического прогресса, который недалёк от сегодняшнего дня. Когда рав Гамлиэль говорил об этих чудесах, он упомянул, что все используемые технологии не причинят никакого ущерба природе и не внесут в неё ни единого изменения, а это намёк на высокоуровневую революцию в нанотехнологическом прогрессе. Таким образом, для производства сельскохозяйственных культур потребуется минимальное количество производственных мощностей, так что одежда или хлеб, вероятно, будут расти на деревьях. Мы погрузимся вглубь таинств жизненных процессов, и, например, сможем повлиять на деревья так, что плодоношение их не прекратится.

Всё вышеописанное было бы лишь гипотезой и «притянутым за уши» толкованием, если бы не тот факт, что наш нынешний технологический прогресс тоже был предсказан, почти точь-в-точь с совпадающей датой. Почти две тысячи лет назад в книге Зоар было написано: «В 600-м году шестого тысячелетия откроются врата высшей мудрости и истоки низшей мудрости. Мир войдёт в седьмое тысячелетие подготовленным, подобно тому как человек приготавливает себя для встречи Шаббата на заходе в пятницу. То же самое и здесь. И события этого влияния уже видны (Берешит 7:11): „В 600-м году… все источники великой бездны вскрылись“».


Мы теперь отчётливо видим предсказание, что в 5600 году (1840 г) произошёл расцвет истоков низшей мудрости, где светское знание значительно расширилось и углубилось. Хотя 1840 год не привёл к крупному научному прорыву, эта дата почти безошибочно соответствует началу настоящей научной революции.

Традиция даже предчувствовала ужасающие разрушительные силы современной технологии. Из этого мы учим, что эра Машиаха наступит в поколение, которое направлено на уничтожение самого себя.

Быстрые изменения на технологическом и социальном уровне станут результатом мощного общественного переворота. Природные катаклизмы приведут к значительным страданиям, часто называемыми «Хевлей Машиах», или муками рождения Машиаха. Если Машиах придёт со знамениями и чудесами, то можно было бы избежать всех бед. Однако, если Машиах придёт обычным образом, то скорби от мук рождения не миновать.

Еврейские потрясения

Согласно традиции, еврейский народ начнёт презирать ценности других религий в поколениях, предшествующих приходу Машиаха. Поскольку мир очень быстро меняется, то в таких изменениях родители и дети будут находиться буквально в «разных мирах», традиции и ценности, передаваемые от отца к сыну, станут главной жертвой покушения. Наши мудрецы учат нас, что ни родители, ни возраст не будут почитаемы, престарелые люди будут искать благосклонности у молодых, а домашнее хозяйство человека превратится в его врага. Возрастёт нахальство и дерзость, людей перестанут уважать, никто не захочет исправляться. Религиозные учения возненавидят, а неверующие воспользуются ими для утверждения своих прав; правительство взрастит дух безбожия, академии превратятся в места безнравственности, а благочестие очернится.


Иудаизм сильно пострадает от таких событий. Существует традиция, что еврейский народ разделится на различные группы, каждая из которых запретендует на «свою» правду, и истинный иудаизм будет сложно отличить от ложного. Этот смысл вкладывает пророчество, когда изрекает: «Истина потерпит поражение» (Йешайя 59:15).

Также было предсказано, что величайшая волна атеизма охватит весь мир. В результате, многие полностью отрекутся от иудаизма. Наши мудрецы так истолковывают пророчество: «Многие очистятся… и будут очищены. Но злодеи станут злодействовать; и не поймут злодеи всего этого, только мудрые поймут» (Даниэль 12:10). То есть, только мудрые поймут, что им дано испытание для того, чтобы укрепиться в своей вере.

Несомненно, найдутся евреи, которые останутся верными своим традициям. Другие поймут ценность иудаизма и возвратятся после блужданий. Тогда они осознают, что пали жертвой выродившегося старого порядка и больше в него не вернутся. Но их страдания усилятся, когда общество не признает их за «своих», они станут жертвой насмешек за то, что не ходят унизительными путями предмессианского периода. Вот почему пророчество предостерегает: «Удаляющийся от зла считается безумцем» (Йешайя 59:15).

Ещё нам ведает традиция, что до пришествия Машиаха произойдёт демографический взрыв.

Если же Израиль не раскается, Б-г поставит царя подобно Аману, который захочет уничтожить весь еврейский народ. Это может стать поводом для почти непостижимой карьеры Гитлера. (Возможно, имеется ввиду, что восстанет «второй» Гитлер ).

Возвращение в Израиль

Одно из наиважнейших событий в эпоху Машиаха является возвращение евреев в Землю Израиля и их расселение по уделам на земле отцов. Возвращение евреев в Землю Израиля - это предтеча эпохи Машиаха. Евреи начнут собираться в Израиле, когда объявят меру политической независимости, а по мнению одной из традиций - с разрешения других народов.


Иерусалим - самое святое место на Земле Израиля, это важный город, который должен быть восстановлен. Традиция гласит, что собрание изгнанников и восстановление Иерусалима - два важных события перед пришествием Машиаха. Согласно традиции, сначала небольшая часть изгнанных возвратится на Святую Земля, лишь затем Иерусалим возвратится под руководство евреев и будет восстановлен. А после всего, большинство евреев в мире вернутся на свою родину. Написано: «Отстраивает Б-г Иерусалим, (затем) возвращает рассеянных изгнанников» (Теhилим 147:2).

После долгого периода опустошения, земля, наконец, станет возделываться. Традиция ссылается на пророчество: «Горы Израиля, пустите ветви свои и плоды свои вознесёте народу Моему Израилю, ибо скоро придёт он» (Йехезкель 36:8).

Есть ещё не менее важная причина, почему собрание изгнанников предшествует приходу Машиаха. В одной из наших традиций, согласно наступлению эпохи Машиаха, сказано, что это и есть знак, что пророчество возвращается в еврейский народ. Кроме того, согласно заключительным словам пророка, пророк Эйлия вернётся и объявит народу весть о Машиахе, как написано: «Вот, Я посылаю к вам Эйлию - пророка перед наступлением дня Г-спода, великого и страшного» (Малахи 3:23). Это очень важная часть, потому что Машиах будет царём, а царя может помазать только пророк. Кроме того, сам Машиах будет пророком, величайшим из всех, после Моше.

Подводя итоги, скажем, что восстановление пророчества очень важно в разворачивании драмы пришествия Машиаха. Однако, оно требует ряда условий. Прежде всего, пророчество должно происходить на Земле Израиля, а не где-то в другом месте. Хотя Земля Израиля не всегда споспешествовала пророчеству во все времена. Прежде, чем пророчество может сбыться на Земле Израиля, большинство евреев мира должно заселиться на ней. Мы не предполагаем, что будет исключение из правил, но больше половины еврейского народа должны жить на земле Израиля до наступления эры Машиаха.

Храм и колена

Как мы говорили выше, самым значимым событием в эпоху Машиаха станет восстановление Святого Храма (Бейт а-Микдаш). По Маймониду, вне всякой тени сомнения, восстановление Храма непосредственно связано с личностью Машиаха. Тем не менее, с Храмом сочетаются много событий, которые должны быть установлены посредством пророчества, например, точное расположение Жертвенника. Когда Эзра восстановил храм после вавилонского пленения, согласно пророчеству, место жертвенника должно было быть раскрыто не человеком, то же самое произойдёт во время восстановления Храма в эпоху Машиаха.


Относительно завоевания Земли Израиля, Тора гласит: «Освободите землю и обитайте на ней» (Бемидбар 33:53). Многие авторитетные источники утверждают, что это повеление остаётся в силе и по сей день.

Существует традиция, что Земля Израиля будет восстановлена только посредством страданий. Вот почему мы обладаем частью этой земли сегодня.

Хотя Израиль и обладает некоторой частью политической независимости, полное собрание изгнанных евреев осуществится лишь с приходом Машиаха. Ссылаясь на подобное, пророк предвещал: «И будет в тот день: Г-сподь снова, во второй раз, (протянет) руку Свою, чтобы возвратить остаток народа Своего, который уцелеет… И подаст Он знак народам, и соберёт изгнанников Израиля, и разогнанных из Иудеи соберёт от четырёх концов земли» (Йешайя 11:11-12).

Гог и Магог

Как говорит традиция, что до пришествия Машиаха умножится великая скорбь. Из этого мы учим: «Треть мировых бедствий обрушится на поколение, предшествующее приходу Машиаха».


Есть пророчества о том, что вокруг Иерусалима разразится «война Гога и Магога». Согласно этой традиции, когда народы узнают о процветании возвратившегося еврейского народа, о восстановлении своей земли, Гог, царь Магога, организует жестокое ополчение против Иерусалима. Эта битва будет символом окончательной войны между добром и злом. В стенах Иерусалима, в конечном итоге, всё зло уничтожится.

Родословная

Машиах, о котором шла речь выше, будет прямым потомком царя Давида из колена Иеhуды. Поэтому он известен как Машиах бен Довид, или Машиах (Мессия), сын Давида. Одна из традиций ещё гласит, что предшествовать Машиаху бен Довид будет Машиах из колена Эфраим, сын Йосефа. Его знают как Машиах бен Йосеф или Машиах бен Эфраим.


Традиция не умалчивает, что враги Израиля погибнут от потомков Йосефа. Таким образом, Машиах бен Йосеф приведёт Израиль к победе в войне Гога и Магога. В этом и заключается смысл текста: «И будет дом Яакова огнём, а дом Йосефа - пламенем, а дом Эйсава - соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эйсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эйсава, ибо Г-сподь сказал (это)» (Овадья 1:18).

Относительно взаимоотношений между двумя Машиахами, - первоначальным Машиахом бен Йосеф и последним - Машиахом бен Довид, - пророк провозгласил: «Исчезнет зависть Эфраима, и враждующие с Йеhудой будут истреблены. Эфраим не будет завидовать Йеhуде, а Йеhуда не будет враждовать с Эфраимом» (Йешайя 11:13). Каждый Машиах станет исполнять своё предназначение, не соперничая друг с другом. Написано: «А ты, сын человеческий, возьми себе посох один, и напиши на нём: „Йеhуде и сынам Израиля, объединившимся с ним“. И возьми посох другой и напиши на нём: „Йосефа, посох Эфраима и всех сынов Израиля, объединившихся с ним“. И приблизь их один к другому, (как будто) у тебя посох один, и превратятся в один в руке твоей» (Йехезкель 37:16-17).

Древняя традиция предвещает нам, что первоначальный Машиах бен Йосеф сразится и убьют его в войне Гога и Магога. Весь Израиль станет скорбеть по нём: «… и будут они смотреть на Меня; (а) того, которого пронзили, оплакивать будут, как оплакивают единственного (сына), и горько плакать о нём, как горько плачут по первенцу» (Зехарья 12:10).

Перед пришествием последнего Машиаха, восстанет пророк объявить о появлении Машиаха и возвращении народа Израиля к Б-гу. Это не кто иной, как пророк Эйлия, ибо написано: «Вот, Я посылаю к вам Эйлию - пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного» (Малахи 3:23). Перед ним встанет задача - принести народу мир, обратив всех людей к Б-гу. Пророчество предвозвещает: «И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришёл Я и не поразил землю истреблением» (Малахи 3:24).

Традиция утверждает, что Эйлия раскроет себя через некоторое время, после войны Гога и Магога, сразу же перед появлением Машиаха бен Давида.

Некоторые говорят, что Эйлия является коэном, который будет служить Первосвященником в Третьем Храме во времена Машиаха.

В дамасской мечети Омейядов имам каждый день стелит новый ковер перед дверью минарета Исы бен Мариам (Иисуса, сына Марии). Здесь, по мнению магометан, должна ступить нога "великого пророка", когда он спустится с неба, положив руки на крылья двух ангелов. Мусульмане верят, что Иисус идет, дабы в страшной битве победить антихриста – Даджала. После этого, согласно Корану, он утвердит торжество ислама на всей планете.

Иудеи, с нетерпением ожидают своего Мессию – Машиаха. "Барух ата Адонай Элохейну, Мелех ха-Олам!" (Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной!), - возглашает перед раскрытым молитвенником раввин с белым покрывалом на голове. Собравшиеся в помещении иерусалимской синагоги прихожане гортанно подпевают, время от времени встают со скамеек, кланяются. На улицах странные личности суют в руки глянцевые листовки: "Король Машиах (Мессия) приходит! Мы стоим на пороге Освобождения, которое должно наступить незамедлительно. Будущий, Третий храм, которого мы ждём, уже полностью отстроен на Небесах и скоро спустится на священную гору Мориа".

Машиах якобы восстановит на холме Мориа, где Авраам хотел принести в жертву своего сына, разрушенный римлянами две тысячи лет назад иерусалимский храм. Картонные модели храма по цене всего пять шекелей уже продаются в каждой сувенирной лавке в еврейском квартале города. Произойти это должно, как верят иудеи, здесь, в Иерусалиме.

Отполированная до блеска миллионами поцелуев верующих Стена плача – все, что осталось от разрушенного в 71 году н.э. иерусалимского храма. Ежедневно, днем и ночью здесь молятся люди: традиционные иудеи в вязаных кипах, хасиды, с кудрявыми пейсами на ушах и в черных широкополых шляпах, солдаты, матери с детьми. Мужчины и женщины – отдельно, через металлическую перегородку в человеческий рост. Они просят Бога даровать Израилю мир и возродить храм, которого еврейский народ лишен уже две тысячи лет. "Место присутствия Господа" выше – за сложенной из громадных известняковых блоков стеной. Однако, ведущие туда массивные ворота охраняет наряд "голубых беретов" в черных очках, с винтовками М-16 наперевес. Дальше начинается Харам аш-Шариф, священное место мусульман.

Совсем недавно, Стена Плача в Иерусалиме неожиданно "заплакала". Во время традиционной молитвы верующие заметили, что из одного камня размером 10 на 40 см начала сочиться влага. Влага эта не переставала сочиться 96 часов. Специалисты государственной компании "Вакф", отвечающей за обслуживание исторических памятников на Храмовой горе, даже получили выговор от городских властей. Последние решили, что появление капель влаги связано с небрежностью и неполадками в системе брандспойтов. После проверки выяснилось, что брандспойты, установленные на случай беспорядков по периметру площади у Стены после второй палестинской интифады – не при чем. Тогда раввин Стены - Шмуэль Рабинович – заявил журналистам, что, по его мнению, "камни Стены начали плакать из-за сложившейся на Ближнем Востоке ситуации".В древних иудейских книгах появление воды на Стене Плача означает скорый приход Машиаха. Именно как чудо , свидетельствующее, что приход Мессии близок, восприняли многие религиозные евреи Увлажнение Стены Плача.

Когда переступаешь невысокую преграду в воротах, отделяющих дамасскую мечеть Омейядов от внешнего мира, шум многолюдного базара Хамидия, мирская суета остаются снаружи вместе с обувью. Огромное сооружение, представляющее собой странный гибрид мечети и православного храма, несомненно, главная достопримечательность Дамаска. Здесь хранится голова Иоанна Крестителя, которую отсекли по приказу царя Ирода. Это место одинаково свято как для мусульман, так и для христиан. Только мусульмане почитают пророка под именем Яхья. Десять тысяч мастеров десять лет воплощали в камне распоряжение халифа Валида бен Абд-эль-Малика: "Построить мечеть, какой не было и не будет". Она должна была символизировать могущество империи Омейядов, распростершейся от Инда до Пиреннев. Нужно сказать, замысел удался.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника размером с три футбольных поля. Только шелест длинных халатов правоверных, воркование голубей, да детский смех нарушают священный покой древней площади. Поначалу я растерялся. Никто не знает, где здесь гробница св. Иоанна Крестителя. Подсказал француз – длинноволосый парень в рваных джинсах, сидя на каменном полу,он глубокомысленно поглощал банку "Кока-колы". Присаживаюсь рядом. "Иоанн Креститель? - усмехается он, - ты бы еще спросил у них, где здесь баптистерий. Муслимы зовут его Яхья. Иди вон в те ворота под мозаикой". Кстати, насчет крещальни он, оказывается, не шутил. В восточной части бывшего храма св. Иоанна Крестителя до сих пор стоит мраморная купель с жертвенником. Правда, здесь уже 1300 лет никого не крестили.

Из двора в зал ведут 22 двери. Подхожу к центральным воротам. Фасад бывшей церкви украшает громадное мозаичное панно с изображением полноводной реки, деревьев, города. Золотая смальта играет на солнце. Изображения людей, согласно Корану – отсутствуют. Тем не менее, в эпоху средневековья благочестивая мусульманская рука замазала одно из чудес света известкой. Лишь в 1924 году, после французской оккупации Сирии, ученые расчистили шедевр, и, столетия спустя, мозаика вновь засияла первозданной красотой.

Внутренняя планировка молельного зала повторяет византийскую базилику. Два ряда колонн с коринфскими капителями делят зал на три продольных нефа. Ступаю босиком по теплому ковровому ворсу. Сейчас здесь слышится только шепот мусульманских молитв. А ведь первые семьдесят лет после захвата Дамаска арабами здесь еще звучала литургия. Мусульмане и христиане молились вместе, заняв разные концы базилики. Лишь в 705 году халиф Валид приказал перестроить православный храм в мечеть. Грандиозное сооружение Омейядов стало для мусульман третьей по значению мечетью в мире, а "кафирам" ("неверным") было предложено молиться где-нибудь в другом месте.

Зал для молитв огромен. Своды устремляются к куполу. Изящные крутые арки, опираются на ряды мощных коринфских колонн. В центре – небольшой мраморный мавзолей с зеленым куполом и такого же цвета стеклянными окнами. Это гробница св. Иоанна Крестителя, который заставил мусульман относиться к себе с глубочайшим почтением после одного случая. В 708 году, во время расчистки территории под фундамент, был случайно обнаружен подземный склеп. По местному преданию, в нем покоится голова св. Иоанна Крестителя. Халиф Валид решил тут же избавиться от христианской святыни. Однако, едва его руки коснулись черепа, на халифа нашло оцепенение - он не мог даже двинуться. Узрев в этом знак свыше, владыка повелел соорудить для реликвии специальный саркофаг и оставить его внутри новой мечети. Так у мусульман возникло нечто вроде культа св. Иоанна Крестителя. Близ гробницы на коврах всегда сидит множество "правоверных".Они молятся: перебирают четки и листают Коран. Но, как я узнал, этим людям ничего не известно о главном событии в жизни пророка Яхья – крещении Спасителя.

Внешняя стена мечети подпирает небосвод шпилями трех минаретов. Один из них, похожий, на воткнутый острием вверх восьмидесятиметровый карандаш, построен в честь "Иса бен Мариам" - "Иисуса, сына Марии". Его воздвигли в 1347 году. По местному поверью, накануне Страшного Суда Иса спустится к белому минарету, положив руки на крылья двух ангелов. Имам даже каждый день стелит новый ковер на том месте, где должна ступить Его нога. В Сунне есть описание внешнего вида Исы: "Как только вы его увидите, сразу узнаете. Он среднего роста. У него белое и доброе лицо. На нём будет белая одежда. Волосы его будут выглядеть мокрыми, даже если их не коснулась вода". Ислам и христианство переплелись в Сирии очень тесно.

Схожая картина наблюдается с иудаизмом в Израиле. Помнится, я был немало удивлен, обнаружив в почитаемой христианами пещере св. Иоанна Крестителя (пригород Иерусалима Эйн Карем) еврейский семисвечник, и раскрытую книгу Торы. Они были помещены в специальную каменную нишу рядом с алтарем. Оказалось, вместе с католиками и православными здесь молятся последователи движения "Евреи за Иисуса" или, как их еще называют "мессианские евреи". Они продолжают соблюдать иудейские законы и, в то же время, признали в Иешуа (Иисусе) Сына Божия. Это странное течение, родственное иудео-христианам первых веков, возникло всего несколько десятилетий назад, но насчитывает уже немало последователей среди евреев по всему миру.

Несмотря на репрессии, все больше людей обращаются ко Христу и в самом Израиле. Всего же, среди 15 миллионов евреев всего мира уже 332 000 являются последователями Иисуса в самых разных христианских конфессиях. Ведь, по слову апостола Павла,"весь Израиль спасется".

Точный день наступления времени мессианского Освобождения - великая тайна, не известная человеку. Это произойдет "в свое время", как было определено Творцом с начала творения. Время "конца Изгнания" ничем не обусловлено: оно не зависит от того, заслуживает ли его Израиль, как сказано: "Ради Себя, ради Себя Самого Я сделаю это…"; "Но Я поступил так ради имени Моего, чтобы не осквернилось оно в глазах народов".

И при всем при этом можно усмотреть видимое противоречие в словах пророка Йешайибеито ахишено - "в назначенное время ускорю это": "в назначенное время" означает в определенный день; "ускорю это" означает, что это может случиться раньше, прежде, чем наступит назначенное время. Это противоречие разрешается в Талмуде следующим образом: "Если они заслуживают этого, "Я ускорю это"; если нет - это наступит "в назначенное время".

Смысл этих слов очевиден: Машиах может прийти в любой день, даже до заранее назначенного срока: "Сегодня, если вы только послушаете голоса Его".

Абарбанель отмечает, что историю мира можно разделить на три периода - преждевременный, возможный и зрелый: в первом периоде Освобождение было бы преждевременным; второй период обладает потенциальной возможностью для Освобождения, все зависит только от заслуг Израиля; а третий, и последний период - время последнего срока, в нем есть точно определенный день Освобождения.

Вышесказанным можно объяснить тот факт, что многие мудрецы высчитывали конкретные сроки мессианского Освобождения, не смотря на то, что подобная практика осуждается Талмудом, дабы предотвратить разочарование, способное привести к отчаянию: люди могут сказать "раз время пришло, а Машиах не явился, он не явится никогда". Тем не менее, среди тех, кто высчитывал день наступления Освобождения, были такие великие мудрецы, как Саадия Гаон, Раши, Баалей Тосафот, Рамбам, Абарбанель, Ицхак Луриа, и т.д. Рамбам, после того как он приводит текст о запрещении подобной практики из Талмуда в своем кодексе и тщательно его разрабатывает в Игерет Тейман, сам указывает в посленем труде (гл. 3) день прихода Машиаха, о котором ему поведали его предки! Рамбан разрешает эту проблему, указывая, что запрет Талмуда относится лишь к ограниченному периоду времени, и не распространяется на современную эру "пят Машиаха".

В различных источниках объясняется, что все эти предсказания, по сути, были истинными, отражающими особенно благоприятные моменты для наступления мессианской эры. Учителя Каббалы объясняют, что все предсказанные сроки действительно осуществились, но в основном, к сожалению, лишь в духовном аспекте, не раскрывшись на явном уровне нашей реальности..

У каждого поколения есть кец , потенциальный срок прихода Освобождения, ибо, как сказано, Машиах, хоть и не раскрыт, присутствует в каждом поколении. Он готов раскрыться в любой момент. В ходе истории, предшествующей "назначенному времени" его прихода есть особо благоприятные моменты, когда можно сделать так, чтобы он пришел. Воспользуемся ли мы этим, ускорим ли мы приход Машиаха, зависит целиком и полностью только от нас.

О Мессии и его эпохе много писали мудрецы и раввины разных эпох.

Еврейская история знает немало случаев появления лжемессий. Самым известным из них был, пожалуй, Иисус, сторонники которого дали ему имя Христос, по-гречески «помазанник», «мессия», искажённое еврейское слово Машиах. Другими словами, имя Христос — всего лишь лингвистическая калька (семантическое заимствование) от еврейского «Машиах».

Христиане утверждают, будто Иисус был еврейским Машиахом. Однако у евреев совершенно иное представление о Машиахе. Посмотрим, в чём состоят главные различия.

Рамбам пишет, что Храм построит царь-Машиах, после того как укрепит свой престол

Концепция Машиаха подробно разработана еврейскими пророками. Речь идёт о еврейском лидере, обладающем исключительной мудростью, твёрдостью и силой духа. Именно он принесёт полное — физическое и духовное — избавление еврейскому народу. Кроме того, на него возложена обязанность установить на всей земле вечный мир, любовь, процветание и нравственное совершенство.

Еврейский Машиах — еврейский человек из плоти и крови, рождённый от обычных людей.

Как сказал пророк Йешаяу (11, 2), Машиаху присущ «дух мудрости и разумения, дух совета и силы, дух знания и трепета перед Ашемом». Машиах обладает развитым чувством справедливости или, по образному выражению Талмуда (В. Талмуд, Сангедрин 93 б), он «обоняет и судит». Другими словами, он способен инстинктивно понять, виновен подсудимый или нет.

Тем не менее, Машиах — это в первую очередь миротворец. Поэтому наши мудрецы учат (Дерех Эрец Зута 1): «Когда Машиах явится к Израилю, он будет открывать свои уста только ради мира. Ибо сказано (Йешаяу 52, 7): “Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир”».

Первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Одновременно он избавит мир от гнёта зла. Его усилиями будут уничтожены страдания, все формы безбожия и угнетения. Человечество достигнет вершины нравственного совершенства; все грехи против Б-га и в отношениях между людьми будут раз и навсегда истреблены. В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами.

Самое главное, еврейский Машиах приведёт к Б-гу все народы земли. Эта мысль убедительно выражена в молитве Алейну , которой завершаются все три ежедневные молитвы — шахарит , минха и маарив : «Пусть исправится мир под властью Б-га. Тогда все сыны человеческие станут взывать к Твоему Имени и все грешники земли вернутся к тебе. Признают и поймут все жители земли, что перед Тобой следует преклонять колени, лишь Твоим Именем следует клясться… И все они подчинятся Твоей Царской власти».

Такая же мысль звучит и в молитве Амида , которую читают в Рош а-Шана и Йом-Кипур: «Пусть все творения склонятся перед Тобой. Пусть они объединятся в единое общество, чтобы исполнять Твою волю с полным желанием».

Таким образом, еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. В мире наступит доселе неслыханное материальное процветание. Человек словно вернётся в райский сад, чтобы безмятежно наслаждаться плодами земли без изнурительного труда.

В эпоху Машиаха еврейский народ будет свободно жить на своей земле. Произойдёт «собирание рассеянных», и евреи вернутся в страну Израиля. Все эти события побудят другие народы признать Б-га Израиля и Его учение, заключённое в Торе. Поэтому Машиах станет царём не только над евреями, но и, в некотором роде, правителем всех наций. Ведь спасение может исходить только об Б-га, а Машиах всего лишь орудие в Его руках. Машиах — человек из плоти и крови, как все смертные. При этом он лучший представитель человечества, обладающий уникальными качествами, недостижимыми для остальных людей. Но ничего сверхъестественного в нём нет. Поднявшись на высшую ступень совершенства, Машиах останется тем не менее человеком. Поэтому можно утверждать, что царство еврейского Машиаха «от мира сего».

В эпоху Машиаха все люди объединятся,
чтобы установить «Царство Всевышнего»

Иудаизм — религия, основанная на служении одного народа Единому Б-гу. Евреи становятся как бы «проводниками», несущими свет Б-жественной правды остальным народам. Поэтому спасение Израиля должно предшествовать духовному подъёму остального человечества. Прежде чем освободить весь мир, Б-г вначале позаботится о Своём угнетённом, страдающем от изгнания и преследований народе, вернёт евреев на их землю и восстановит их особый статус.

Однако эта миссия не ограничивается Израилем. Избавление еврейства тесно связано с эмансипацией всего человечества и уничтожением зла и тирании. Таков первый шаг на пути возвращения человека к Б-гу. В эпоху Машиаха все люди объединятся «в единое общество», чтобы исполнить Б-жественный замысел и установить «Царство Всевышнего».

Э то вопросы, которые постоянно будоражили сознание молодого рабби (рабби Леопольда Коэна). Согласно талмудическим подсчётам, Мессия уже давно должен был прийти; тем не менее, было рассеяние, самый горький факт еврейской истории, который нужно учитывать. Может ли быть так, что приход Мессии прошел и обетование не было исполнено? Крайне озадаченный, ребе решил начать изучать оригинальные предсказания пророков, но сама мысль об этом наполняла его страхом, потому что, согласно учению раввинов, “Прокляты кости того, кто вычисляет время конца.” И вот так, с дрожащими руками, ожидая каждую минуту удара грома с неба, но с непреодолимым рвением, он открыл книгу Даниила и начал читать. 1

Сегодня многие могут спросить, откуда столько беспокойства вокруг Мессии? В конце концов, мы как-то приспособились жить без него уже долгое время. Действительно ли нам нужен Мессия? Возможно, это ожидание похоже на детскую веру в героя, от которого большинство нашего народа уже отказалось. Для многих Мессия кажется не более, чем древней еврейской версией Санты или Супермена. Но не будем забывать глубокие чувства, которые переживал этот «крайне озадаченный» молодой ребе. Этот леденящий страх просто выражался в одном предложении: “Может ли быть так, что приход Мессии прошел и обетование не было исполнено?”

Что ещё могло бы заставить молодого человека отбросить свои прежние страхи проклятия, которое раввины наложили на любого, кто только осмелится подсчитать время этих событий? Наверное, ещё больше страха незнания — страх узнать, что Бог мог дать обетование и нарушить его. Ведь если Священные Писания действительно предсказали, что Помазанник должен прийти в конкретное время, и Он не пришёл, какой ещё вывод можно сделать? Мессия, который никогда не придет, - это, возможно, и не такая большая проблема. Но Бог, Который излагает Свои обетования в таких мелких деталях и потом в тех же самых деталях оказывается нарушителем обетований, - это пугающе, если не трагично, вне зависимости от того, религиозный ли человек или нет.

Бог, описанный в Еврейской Библии, - по определению всезнающий, всемогущий, просто благой и заслуживающий доверия. Но что, если Бог не обладает этими качествами? Что, если Бог реален, но является лжецом и мошенником? Этот должно заставить смелого человека исследовать такую шокирующую возможность. И это именно то, что рабби Леопольд Коэн захотел сделать более ста лет назад.

Коэн был не единственным, кто осознал последствия пророчества, изложенного в девятой главе книги Даниила. Другой молодой еврей, Рахмиэль Фридланд, пытался понять значение этого отрывка и смысл временного расписания в нём. Фридланд, хорошо подкованный в Талмуде и Мишне, также признал, что потребуется определённое мужество для такого исследования:

Евреи редко изучают книгу Даниила, потому что многие последователи раввинистического иудаизма запутались, пытаясь интерпретировать загадочные “времена” Даниила. Некоторые настолько заблудились, что пришли к вере в лжемессий, и потому сторонники талмудических толкований неодобряюще смотрели на учеников, которые изучали книгу Даниила с целью вычислить время прихода Мессии. Однако, религиозные евреи знали, что эта книга открывает больше о Мессии, чем любая другая. 2

Фридланд, как и Коэн, преодолел свои страхи и неуверенность и исследовал толкование этого таинственного отрывка. Что же обнаружили эти два человека?

Первый факт: появление Мессии было фиксировано во времени.

Второй факт: это фиксированное время приходилось на тот период, когда стоял Второй Храм.

Третий факт: Мессия должен прийти из определённого рода, который можно проверить только по храмовым записям.

И наконец четвёртый поразительный факт состоит в том, что Мессия должен умереть насильственной смертью. В совокупности эти детали представляют собой наиболее сильные доказательства того, что Мессия на самом деле уже пришёл.

Первый факт: появление Мессии было фиксировано во времени

Слышали когда-нибудь родительский рефрен: “Вы получите ответ, когда придёт Мессия” ? И на вопрос “Папа, когда придёт Мессия?” - ответ “Кто знает?” ?

Но мы можем знать ответ, причем подробный. Он находится в книге Даниила. Этот пророк, который жил во времена нашего изгнания в Вавилон, получил видение, что Мессия придёт через 483 года после приказа о восстановлении Иерусалима и отстройке Храма:

“Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.” (Даниил 9:25)

“Часы” этих 69 “недель” (семилетий) начали тикать, когда Артаксеркс издал указ Неемии о восстановлении Храма и святого города Иерусалима (см. Неемия 2:1-8). Хотя были и другие указы, именно этот включал в себя и Храм, и Иерусалим. История говорит, что это событие имело место в месяце нисан (март/апрель) 444 года до н.э. (смотрите диаграмму ниже). Это означает, что Мессия должен появиться к 33 году н.э. История не знает никого другого, кроме Иешуа (Иисуса), из этого периода времени, кто бы утверждал, что он - Мессия.

Второй факт: это фиксированное время приходилось на тот период, когда стоял Второй Храм

Даниил предсказал, что после появления Мессии “город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет” (стих 26). Мы знаем, что случилось, когда римские легионы Тита пришли в Иерусалим в 70 году н.э., уничтожив и город, и Храм. Талмуд учит, что в то время люди верили, что Мессия уже пришёл. Но Его появление было сокрыто от евреев, пока они не станут более достойными Его появления. 3

Другие стихи подтверждают понимание о том, что Мессия придёт, когда Храм будет ещё стоять. Например, раввины признали, что Псалом 117 будет спет Мессии, когда Он придёт. 4

“О, Господи, спаси же (Хошиа-на! - осанна в синод. переводе Матфея 21:9 - прим. переводчика)! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня .” (Псалтырь 117:25,26)

Единственная возможность, когда они могли благословлять Мессию из дома Господня, была в то время, когда Храм ещё стоял!

Аггей, который был в Иерусалиме, когда строился Второй Храм, произнёс мессианское пророчество о том, что “слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего” (Аггей 2:9). И это же подтверждал Малахия: “…И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.” (Малахия 3:1) Еврейский учитель двенадцатого века, рабби Давид Кимхи, комментируя этот стих из книги пророка Малахии, сказал: “Господь, ангел завета - это Мессия.” 5

Согласно Даниилу, Храм не только будет стоять во время прихода Мессии, но и будет вскоре после этого разрушен. Тот Храм, Второй Храм, который был построен Ездрой и украшен Иродом, был тем местом, где Иешуа преподал большую часть Своего учения и произнёс удивительные утверждения о Себе Самом. В Новом Завете записаны жесткие слова Иисуса, обращенные к тем, которые говорили о том, как прекрасен Храм после его усовершенствования под руководством Ирода: “Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.” (Луки 21:6) Указывал ли Иисус на исполнение пророчества Даниила? Менее, чем через 40 лет состоится настолько полное уничтожение Храма, что и по сей день определить точное местоположение святилища невозможно.

Факт третий: родословная Мессии могла быть установлена только, когда стоял Храм

У прихода Мессии было ещё одно временное ограничение: оно связано с происхождением из колена Иуды. Бытие 49:10, широко известное мессианское пророчество, говорит о том, что Иуда должен сохранить свою идентичность до того момента, когда придет Шило (одно из имён Мессии).

“Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.” (Бытие 49:10)

Согласно книге Ездры (1:5-8), положение Иуды сохранялось все 70 лет вавилонского пленения. И оно осталась таким же по возвращении в землю Израиля, пока римляне не сделали Иудейское царство Римской провинцией. 6 В то время Синедрион был лишён своей власти, и, согласно Иосифу Флавию, они (члены Синедриона) “посыпали свои головы пеплом и одевались в рубища, возглашая ‘Горе нам, ибо скипетр отошёл от Иуды и Мессия не пришёл.’” 7 И хотя ещё существовало правительство провинции, примерно 50 лет спустя (в 70 н.э.) ему тоже пришёл конец.

Мессия должен был происходить не просто из колена Иуды, но именно из дома Давида: “Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой.” (Пс. 88:3,4) Это мессианское пророчество ясно говорит о потомке Давида. Доказательство такой родословной было украдено во время разрушения Храма. И хотя у нас нет Храмовых записей, у нас есть записанная родословная Иешуа Лукой и Матфеем. Они оба говорят о том, что Он был из дома Давида. Мы не знаем никого другого, кто бы жил в то время и утверждал, что Он - Мессия, происходил из колена Иуды и дома Давида, кроме Иешуа.

Четвёртый факт: Мессия должен быть “предан смерти”

Пророчество Даниила (стих 26) говорит о том, что после семи седмин и шестидесяти двух седмин Мессия должен быть “предан смерти” , но не за себя. Выражение “быть преданным смерти” значит быть убитым или умереть насильственной смертью. Некоторые мудрецы Талмуда понимают это: “В книге Даниила нам говорится о конце [времени Его появления и смерти - Раши] Мессии.”

Мысль о том, что Мессия должен умереть, не нова для иудаизма. Исаия писал о том, кто будет страдать и умрёт за грехи народа: “…Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.” (Исаия 53:8). Псалом 22 подробно описывает смерть через распятие, метод казни, не известный псалмопевцу, написавшему это за тысячу лет до распятия Иешуа.

Могло ли произойти в точности так, как предсказал Даниил? Отсчет 483 лет после указа Артаксеркса даёт 33 год н.э.. Храм был разрушен в 70 году н.э.. То есть остаётся 37 лет, в которые Мессия из колена Иудина и дома Давидова мог прийти. Мало того, Он должен был ещё и умереть в это время.

Постскриптум о раввине

Изучив эти Писания, рабби Коэн был достаточно смел, чтобы открыть экземпляр Нового Завета на иврите. Он начал с самого начала, с Евангелия от Матфея, и начал читать генеалогию Иисуса: “Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.” (Матфея 1:1) Он читал около 13 часов, а потом записал свои размышления:

“Я наконец смог увидеть, что имя Мессии было Иешуа, что Он родился в Вифлееме иудейском, что он жил в Иерусалиме и общался с мои народом, и что он пришёл именно во время, предсказанное в пророчестве Даниила.” 8

Конфликт Коэна на том не закончился. Как и для большинства евреев, идея веры в того же Мессию, которому поклоняются язычники, тревожила его. Но он вернулся в Еврейские Писания, читая 53 главу Исаии о Мессии, который должен умереть за свой народ. Потом, начав молиться, он случайно уронил Библию, которую держал, и она раскрылась на третьей главе Малахии, которая начинается с пророчества об ангеле завета, который придёт в Храм. Стих заканчивался словами: “Вот, Он пришёл, говорит Господь Саваоф.”

Ребе не мог больше отрицать, что Иешуа (Иисус) был Тем, Кому надлежало прийти. Он удовлетворял всем критериям в пророчестве Даниила. Он отвечал всем критериям в 53 главе книге Исаии, и из Малахии. Поиски Коэна были закончены.

Заключительные вопросы

Бог обещал еврейскому народу Мессию. И Он дал нам точный метод вычисления времени прихода Мессии. Почему же так много людей не хотят узнать, к чему приводят эти вычисления? Неужели нам более комфортно с неопределённостью? Подумайте об этом. Если Даниил прав и Мессия пришёл до разрушения Второго Храма, это значит, что наши раввины были неправы в течение 2000 лет. Если Даниил прав и Мессия пришёл до 70 года н.э., это означает, что мы должны принять то, что Мессия уже пришёл. И если Он уже пришёл, тогда мы должны должны вести себя с Ним как с Тем, Кто уже пришёл. Это оставляет нам довольно мало «места для манёвра» — непростое осознание для большинства из нас.

Подписывайтесь:

Возможно, поэтому некоторые выбирают агностицизм. Возможно, поэтому некоторые не хотят знать, что Бог существует, потому что такое знание обязательно отразится на их жизни. Может, поэтому многие люди довольствуются тем, что позволяют знанию о Боге оставаться неопределённым чувством, до тех пор, пока они не осознают нужду в Нём?

Однако наши неопределённые чувства относительно Бога не означают, что Бог - это неопределённое существо. Что, если Он действительно общался с нами очень особым способом? Леопольд Коэн и Рахмиэль Фридланд верили, что Бог действительно проговорил к нам особенным образом. Они рискнули следовать библейской нити в своих логических выводах. И как только они это сделали, они не смогли повернуть назад. Достаточно ли сегодня отважных, чтобы рассматривать такие варианты?

Сноски

  1. Д-р Генри Эйншпрух (Dr. Henry Einspruch, When Jews Face Christ (Когда евреи встречаются со Христом)
  2. Рахмиэль Фридланд (Rachmiel Frydland), When Being Jewish Was a Crime (Когда быть евреем было преступлением) (Nashville: Thomas Nelson Pub., 1978)
  3. Джон Анкерберг (John Ankerberg), The Case For Jesus The Messiah (Случай Мессии Иисуса) , с.1989 Chattanooga, как цитировали Франц Делитшер и Патон Глоаг (Franz Delitzsch and Paton Gloag), в своей книге Мессианство Иисуса , часть 2, с.226.
  4. Ристо Сантала (Risto Santala), Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний (Jerusalem: Keren Ahvah Meshihit, 1992), с.103.
  5. Сантала, с.102,103.
  6. Иосиф Флавий Иудейские древности 17, часть 13:1-5.
  7. Там же.
  8. ISSUES, What One Rabbi Discovered (Вопросы которые открыл один раввин) , vol. 5:1.

Автор - Сьюзан Перлман / jewsforjesus.org
Перевод - Анна Иващенко для



Похожие статьи

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...

  • Кузнецов Виктор Васильевич

    При всей известности его острых и прочных ножей в России и за рубежом, часто можно услышать вопросы: когда и где появился на свет Виктор Кузнецов? Биография кузнеца проста и замысловата одновременно. Виктор Васильевич Кузнецов родился в...