Вложения для булгаков михаил афанасьевич. Произведения Булгакова. Список самых знаменитых произведений Михаила Булгакова Какое произведение булгаков

В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием "Грядущие перспективы".

Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".

В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР.

В 1921-1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами "Гудок" и "Рабочий", журналами "Медицинский работник", "Россия" и "Возрождение".

В литературном приложении к газете "Накануне" были опубликованы "Записки на манжетах" (1922-1923), а также рассказы писателя "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все — 1922). В 1925-1927 годах в журналах "Медицинский работник" и "Красная панорама" были опубликованы рассказы из цикла "Записки юного врача".

Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти — писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925), объединенные в сборник "Дьяволиада" (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце", более 60 лет пребывавшая в "самиздате".

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия" (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.

В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира" (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу "Бег" (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.

Пьеса "Багровый остров" (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления.

В начале 1930 года его пьеса "Кабала Святош" (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.

Пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал "Письмо правительству", прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра.

Работая во МХАТе, написал инсценировку "Мертвых душ" по Николаю Гоголю.

В феврале 1932 года "Дни Турбиных" во МХАТе были возобновлены.

В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", пьеса "Последние дни", роман "Мастер и Маргарита".

В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки "Мольера" Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор Сергей Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Борис Асафьев), "Дружба" (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы "Батум" о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.

В 1929-1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова "Мастер и Маргарита" — последнее произведение Булгакова.

Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.

Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

При жизни не увидели свет его пьесы "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич", последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Также после смерти писателя был опубликован "Театральный роман", в основу которого легли "Записки покойника".

Философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита" до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, неразмноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 году в журнале "Москва". Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 году.

Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.

В 1980-х годах Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР. Его произведения вошли в Собрание сочинений в пяти томах (1989-1990).

26 марта 2007 года в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 годах, правительством столицы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.

Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1925 году он официально вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским. В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 году. С 1 сентября 1933 года Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила обширный архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации "Театрального романа" и "Мастера и Маргариты", переиздания в полном виде "Белой гвардии", издания большинства пьес.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Булга́ков Михаи́л Афана́сьевич (3 (15) мая 1891, Киев - 10 марта 1940, Москва) - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография и творчество

Выдающийся русский советский писатель и драматург, известный также произведениями других жанров; один из самых значительных авторов советской литературыры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился на Воздвиженской улице в Киеве 3(15 мая) 1891 г. в многодетной семье (четыре дочери и трое сыновей) профессора церковной истории Киевской духовной академии. А умер в Москве, на ул. Фурманова, 10 марта 1940 г., продолжая «сколько хватает сил» править роман «Мастер и Маргарита» (1928- 1940), впитавший многие - неотделимые от судьбы - мотивы творчества, растущие из глубин мировой литературы и Библейского контекста.

Домом для М.А.Булгакова был Киев, здесь он учился в Первой киевской гимназии (1901-1909), огорчая мать приступами отроческой самостоятельности, а затем на медицинском факультете Киевского университета (1909-1916). Здесь он получил звание «лекаря с отличием» («Автобиография», 1924), а ранее, в 1913 г., повенчался с юной Т.Н. Лаппа. В родительском доме были написаны первые рассказы. Частой гостьей Булгаковых была бабушка со стороны матери - А.И. Турбина. Смерть матери, весна, май и вишневые деревья окажутся для Турбиных («Белая гвардия») символами Дома, в который нет возврата в революционную распутицу, превратившую жизнь самого Булгакова в затянувшуюся Страстную неделю, четыре дня из которой (с Великой Среды по Великую Субботу, включая Пасхальный рассвет) описаны в «Мастере и Маргарите». Те же символы - смерть героев, май, зацветающие вишни, надежда обрести дом и покой - повторятся в развязке его последнего романа. Воланд манит миражом утраченного дома, но способен лишь лишить героев Светлого Воскресения.

Послереволюционный Киев - особый хронотоп в творчестве Булгакова, в котором его герои переживают вечные коллизии любви, чести, долга пред Царем и Отечеством. Семья и дом - духовная опора, которой нет вне Киева. За его пределами Булгаков становится не столько провидцем, сколько изобретателем полных реминисценций (из Пушкина , Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского , Чехова , Мольера, «Фауста» Гете и Гуно, Гофмана, Андерсена и др.) сюжетов для героев-одиночек, словно принявших 15 капель гомеопатического раствора Ивана Васильевича («Театральный роман»), позволяющих не чувствовать, что в шутовском обличье является рок. Ад приучает жить в атмосфере апокалипсического фарса. Сверхъестественное зло парализует волю, повергая в безволие смеха, морфия или сна.

В борьбу с болезнями и «тьмой египетской» в душах людей Булгаков вступил летом 1916 г., когда, ускоренным выпуском окончил университет Св. Владимира, работал в прифронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. В 1916-1917 гг., освобожденного по болезни от призыва, Булгакова назначают доктором в земскую больницу села Никольского Смоленской губернии, затем переводят в Вязьму. Здесь, в глухой провинции, он начинает работать над «Записками юного врача», само название которых указывает на влияние не обычайно популярных «Записок врача» В.В.Вересаева (1901).

Революция застала Булгакова в Вязьме, но уже в начале 1918 г., он едет через Москву, где надеется освободиться от военной службы и пристрастия к морфию, в Киев. В родной город Булгаков прибудет в марте 1918 г. и попытается заняться частной врачебной практикой и творчеством, станет свидетелем десяти из четырнадцати переворотов («Киев-город», 1923) - причем каждая новая власть постарается призвать его на службу, - узнает о расстреле царской семьи, а в августе 1919 г., после взятия Киева генералом Деникиным, будет мобилизован в Белую гвардию и отправится на Северный Кавказ военврачом, сочиняя в поезде рассказ, опубликованный в ненайденном номере газеты.

Первой публикацией Булгакова считается газетная статья «Грядущие перспективы» (г. Грозный. 1919. - № 47. - Ноябрь.), в которой звучат нотки неприятия революции с монархических позиций.

Но в 1919 г. в душе Булгакова произошел переворот: во Владикавказе деникинцы бросили слегшего с тифом молодого писателя, и он решился сотрудничать с новой властью.

В 1920-1921 гг. Булгаков работает во владикавказском подотделе искусств, читает лекции о Пушкине и Чехове , пишет пять пьес для местного театра. Три из них будут поставлены. Но затем Булгаков, еще недавно стремившийся к постановкам в Москве , уничтожит рукописи. Уцелеют лишь написанные в соавторстве с Ю.Л.Слезкиным «Сыновья муллы». Несовершенное должно гореть. Едва ли Булгакова мог порадовать в те дни афоризм Воланда «рукописи не горят» - не горят лишь договоры с ним, которые уничтожаются не огнем, а покаянием. В отличие от своего Мастера Булгаков не писал в соавторстве с Воландом, хотя это искушение преследовало его. Творчество - всегда договор с Богом или дьяволом. Оно либо окрыляет, либо тяготит творца. Булгакова порой тяготили созданные им образы, например покончивший собой Хлудов в ранней редакции (1933 и 1934) «Бега». Максудов, автобиографический герой «Театрального романа» (1936-1939), при свете адского огня в электрической печке и отсветах болезненно-прозорливого воображения, уже явно заключает договор со своим Воландом - с управляющим материальным фондом театра Гавриилом Степановичем, призывавшим о душе подумать.

На Кавказе Булгаков продолжал мечтать об эмиграции. В дальнейшем великий Исход интеллигенции из России утратит для писателя библейское звучание и масштаб и - отчасти под влиянием эмигрантских воспоминаний Л.E. Белозерской-Булгаковой, второй жены писателя, - превратится в тараканьи бега. («Бег», 1926-1937).

В последние дни своего пребывания на Кавказе Булгаков встречается с О.Э. Мандельштамом , который, видимо, повлиял на его решение уехать в Москву.

Итак, в конце 1921 г. Булгаков оказался в столице. Устроился при помощи Н.К. Крупской секретарем в Литературный отдел Главполит-просвета при Наркомпросе. Но это Лито недолго просуществовало в нэповской Москве. В поисках заработка, в хлопотах о получении жилья Булгаков не оставлял мысли завершить начатый во Владикавказе большой роман. В трудный момент, с письмом на имя Ленина, Булгаков является на прием в Наркомпрос. И вновь, уже после смерти Ленина, молодому писателю помогает Н.К. Крупская: Булгаков (с первой женой) получает право на жилье в коммунальной квартире № 50 в доме на Садовой, распахнувшей перед ним свои двери и нравы, многократно описанные в рассказах, фельетонах, «Мастере и Маргарите».

Сменив множество профессий (конферансье, инженер...), Булгаков уже весной 1922 г. начинает печататься в «Рабочем», «Рупоре», «Железнодорожнике», «Красном журнале для вех», «Красной ниве». Становится постоянным фельетонистом газеты «Гудок», работая над «четвертой полосой» с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем и Ю. Олешей. Пишет для берлинской газеты «Накануне» (редакторы коей Ю.В. Ключников и Ю.Н. Потехин были в числе авторов сборника «Смена вех», обосновывавшего сближение эмиграции с Советской Россией). В воскресном литературном приложении к газете, выходившем под редакцией А.Н.Толстого, в 1922 г. напечатаны «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Красная корона» и «Чаша жизни» Булгакова.

Удивительно чуткий к искажениям человеческой природы, Булгаков в 1923-1925 гг. создает «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), опубликованные Н.С. Ангарским в альманахе «Недра», «Собачье сердце»(1925). (Последняя рукопись наряду с дневником была изъята при обыске квартиры Булгакова 7 мая 1926 г. и возвращена после хлопот Горького и Е.П. Пешковой, а также после попытки Булгакова демонстративно выйти из Всероссийского союза писателей.). О первых повестях Е.Замятин отозвался как о «фантастике, корнями врастающей в быт».

Метафорой преображения человеческого материала в Советской России стал эксперимент профессора Преображенского, пересадившего Шарику гипофиз человека. Не подобного ли «гомункулуса» предстоит создавать Мастеру. У Булгакова чудовищ порождает сон Сердца, а не Разума.

Знаком творческой зрелости Булгакова явился роман «Белая гвардия» (1925, 1929). В Турбиных Булгаков возрождает редкую сердечную проницательность и интуицию добра и зла - ту зрелость душевную, которая не позволяет Гражданской войне расторгнуть семейные узы. В 1926 г. в содружестве с МХАТом Булгаков пишет на основе романа пьесу «Дни Турбиных», премьера которой состоялась 5 октября 1926 i Пьесу ждал зрительский успех и разгром критики, особенно рапповской, испугавшейся «антисоветских» настроений автора. В результате в 1929 г. пьесу сняли с репертуара. Мхатовская постановка была возобновлена лишь в 1932 г. «Контрреволюционный» спектакль выдержал почти тысячу (987) представлений. Его многократно посещал Сталин .

На рубеже 20-30-х гг. в печати развернулась травля писателя, пьесы его не ставились, произведения не печатались. Средств к существованию не было. В «Письме правительству» (1930 г.) Булгаков просит предоставить ему работу или отпустить за границу. 18 апреля 1930 г. Сталин ответил телефонным звонком: Булгаков получил должность режиссера МХАТа, где проработал до 1936 г. История взаимоотношений с театром положена в основу незавершенного «Театрального романа» (1936-1939). 2 октября 1937 г. Булгаков пишет Борису Асафьеву: «За семь последних лет я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно...»

Кроме «Дней Турбиных», пьесы Булгакова либо быстро сходили со сцены («Зойкина квартира», театр Вахтангова, 1926; «Багровый остров», Московский Камерный театр, 1928; «Кабала святош (Мольер)», МХАТ, 1936; инсценировка «Мертвых душ», МХАТ, 1932), либо репетировались, но не были доведены до премьеры («Бег», 1926-1937; «Адам и Ева», 1931; «Блаженство», 1934; пьеса о молодом Сталине «Ба-тум», 1939), либо были поставлены лишь после смерти автора («Александр Пушкин», инсценировки «Полоумный Журден», «Война и мир», «Дон Кихот»). Ни одна из пьес или инсценировок Булгакова не была опубликована при его жизни. Не напечатана и написанная по заказу для задуманной Горьким серии «Жизнь замечательных людей» «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), символически разделенная на 33 главы и впервые называющая гения мастером.

В 1936-1940 гг. Булгаков работал либреттистом-консультантом в Большом театре, создавая либретто опер на музыку В.П. Соловьева-Седова, И.О. Дунаевского и др.

Взаимоотношения гения и власти стали одной из центральных тем в творчестве зрелого Булгакова. Будучи не от мира сего, творец остро чувствует враждебность мирового закона и ищет спасения у царственной Прихоти - тени Неисповедимости Божьей. Союз гения с властью превращает его в Фауста, борьба с Князем мира сего - делает его подражателем Христу. Гений Булгакова всегда на распутье, всегда между Фаустом и Христом, а последнее обращение к авторитету власти закончилось для Булгакова трагически. Во МХАТе решили поставить к 60-летию Сталина пьесу «Батум», которая была запрещена. Пресса обвинила Булгакова в желании любой ценой наладить отношения с властью. Нападки и клевета в прессе привели к обострению его болезни и смерти.

В роду М. Булгакова были священники, от которых он получил странное наследство - долг вести духовную брань. «Мастер и Маргарита» - энциклопедия искушений. Пройдя сквозь круги цензурного ада, Булгаков создает маргинальный сюжет, в котором цензурируемым текстом оказывается само Евангелие, цензором - черный богослов, «вдохновивший» Л. Толстого и Ренана.

В романе нет евангельского Христа. Создавая Га-Ноцри, Булгаков снимает антитезу Фауста и Христа: герой не борется с Князем мира сего (в мистическом и социальном смысле) и не получает от него помощи. Иешуа - преображенный автобиографический герой Мастера, воображение которого парализовано Воландом, внушающим мысль о мессианском достоинстве гения. Мастер - гений, впавший в прелесть и не столько себя уподобляющий Христу, сколько мечту о Христе - себе. Искушение видеть в себе Христа (вспомним Блока, Пастернака и Высоцкого) велико, ибо писатель одинок в нарочито уродливом социалистическом мире, бытие которого достойно осуждения даже на основании «заповедей» «отцензурированного» Евангелия, ибо в булга-ковской Москве, в отличие от Иешуа, никто не называет своего ближнего «добрым человеком». Эти слова «евангелия» тоже уловка Волан-да, создающего все новые поводы для осуждения человечества. Искушение гениев состоит в том, что они воспринимают не смерть за мир, а жизнь в падшем мире как свою Голгофу. За несколько дней до смерти Булгаков несколько раз перекрестил себя и жену и произнес, имея в виду роман: «Чтобы знали...». А сегодня, может быть, и нам предстоит узнать на страницах романа сокровенные истины, помогавшие Булгакову сохранить христианское сердце в атмосфере черной мессы 30-х гг.

«Мастер и Маргарита»

Главное произведение Булгакова и одно из художественных достижений русской и мировой лит-ры 20 века - многоплановый филосовско - фантастический роман «Мастер и Маргарита» - создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рукопись была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: «Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на многие языки придали творчествуву Булгакова «мировой резонанс» (М. Чудакова).

Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с различным уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) - эту открытость, принципиальную «неэлитарность» произведений Булгакова хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов; разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, литературные, исторические и культурные ассоциации, - вызвали широкий веер интерпретаций (от «иконоборческого» до «христианско - апологетического» и «мистического») и неутихающую по сей день полемику.

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиографическая, история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и художественно близка к совершенству, в то время как «московские» страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Булгаков размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане - мессии) и обывательства. При всей сложности роман Булгакова за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Булгаковым также предприняты попытки использования фантастических тем и сюжетов в драматургии, однако его фантастастические пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон «Адама и Евы»; «пародию на Ж. Верна « (а по сути - на весь «социалистический эксперимент») представляет пьеса «Багровый остров».

В двух пьесах Б. - «Блаженство» и «Иван Васильевич» - применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй - в прошлое; вторая повесть экранизирована («Иван Васильевич меняет профессию»).

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

Произведения Михаила Булгакова

  • Грядущие перспективы (1919)
  • Киев-город (1923)
  • Белая гвардия (1922-1924)
  • Записки на манжетах (1923)
  • Роковые яйца (1924)
  • Вьюга (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Звёздная сыпь (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 году.
  • Крещение поворотом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Полотенце с петухом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Пропавший глаз (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Тьма египетская (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 году.
  • Стальное горло (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия») (1925), в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году.
  • Зойкина квартира (пьеса), поставлена в 1926.
  • Морфий (1926)
  • Трактат о жилище. Сборник рассказов (1926)
  • Бег (1926-1928)
  • Багровый остров (1927)
  • Мастер и Маргарита (1929-1940), в СССР опубликован в 1966 году.
  • Кабала святош (1929)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (1934)
  • Последние дни (Пушкин) (пьеса в четырех действиях) (1935)
  • Иван Васильевич (1936)
  • Мольер (Кабала святош) (постановка) (1936)
  • Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году.
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь») (1939)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) - реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия - Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) - реж. Алекса́ндр Пе́трович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии 370 мин.) - реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) - реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) - реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) - реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) - реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, 500 мин.) - реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) - реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) - реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) - реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) - реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) - реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) - реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) - реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) - реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) - реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона”) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) - реж. Алексей Праздников

«Вечёрка» предлагает вам вспомнить самые известные произведения мастера литературы XX века.

«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)

В первом своём романе Булгаков описывает события Гражданской войны в конце 1918 года. Действие книги происходит в Киеве, в частности, в доме, в котором жила семья писателя в то время. Почти у всех персонажей есть прототипы - родственники, друзья и знакомые Булгаковых. Несмотря на то, что рукописи романа не сохранились, поклонники романа проследили судьбу многих прототипов персонажей и доказали почти документальную точность и реальность описываемых автором событий.

Часть книги впервые была опубликована в журнале «Россия» в 1925 году. Полностью роман был опубликован через два года во Франции. Мнения критиков разделились - советская сторона критиковала героизацию писателем классовых врагов, эмигрантская – лояльность по отношению к власти.

В 1923 году Булгаков писал: «Смею уверить, это будет такой роман, от которого небу станет жарко…». Книга послужила источником для пьесы «Дни Турбиных» и нескольких киноэкранизаций.

«Дьяволиада» (повесть, 1923)

В «повести о том, как близнецы погубили делопроизводителя» Булгаков раскрывает проблему «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в воображении делопроизводителя Короткова ассоциируется с дьявольской силой. Не сумев справиться с демонами бюрократии, уволенный с работы служащий сходит с ума. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Недра» в 1924 году.

«Роковые яйца» (повесть, 1924)

1928 год. Гениальный зоолог Владимир Ипатьевич Персиков обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы - организмы начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Есть только один минус – такие особи отличаются агрессивностью и способностью к стремительному размножению.

После того, как по всей стране проходит куриный мор, один совхоз во главе с человеком по фамилии Рокк решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур. Рокк забирает у профессора камеры-облучатели, однако, в результате ошибки, к нему вместо куриных попадают крокодильи, страусиные и змеиные яйца. Вылупившиеся пресмыкающиеся беспрестанно размножаются - сметая все на своем пути, они движутся к Москве.

Сюжет книги перекликается с написанным в 1904 году романом Герберта Уэллса «Пища богов», в котором учёные изобретают порошок, вызывающий значительный рост животных и растений. Эксперименты приводят к появлению в Англии нападающих на людей гигантских крыс и ос, позже к ним присоединяются гигантские растения, куры и люди-великаны.

По мнению филолога Бориса Соколова, прототипами профессора Персикова могли быть знаменитый биолог Александр Гурвич и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин .

В 1995 году режиссёр Сергей Ломкин снял по мотивам повести одноименный фильм, в котором задействовал персонажей из романа «Мастер и Маргарита» - кота Бегемота (Роман Мадянов) и самого Воланда (Михаил Козаков). Роль профессора Персикова с блеском исполнил Олег Янковский .

«Собачье сердце» (повесть, 1925)

1924 год. Выдающийся хирург Филипп Филиппович Преображенский достигает фантастических результатов в области практического омоложения и задумывает небывалый эксперимент - операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза. В качестве подопытного животного профессор использует бездомного пса Шарика, а донором органов становится погибший в драке вор Клим Чугункин.

Постепенно у Шарика вытягиваются конечности, выпадает шерсть, появляется речь и человеческий облик. Вскоре профессору Преображенскому придётся горько сожалеть о содеянном.

Многие булгаковеды придерживаются мнения, что писатель изобразил в книге Сталина (Шариков), Ленина (Преображенский), Троцкого (Борменталь) и Зиновьева (ассистентка Зина). Кроме того, считается, что в этой повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов.

В 1926 году, при проведении в квартире у Булгакова обыска, рукописи «Собачьего сердца» были изъяты и возвращены автору только после ходатайства Максима Горького.

В 1976 году итальянский режиссёр Альберто Латтуада снял одноименный фильм с Максом фон Зюдовым в роли профессора Преображенского, однако особой популярности он не имел. Совсем иная судьба ожидала .

Отрывок из фильма "Собачье сердце" (1988)

«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940)

Сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама, притча, миф… иногда кажется, что эта книга объединяет в себе все возможные и невозможные жанры.

Сатана, представившийся как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа.

Всех, кто входит в контакт с Воландом, преследуют наказания за свойственные им грехи: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость и т.д.

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, пребывает в сумасшедшем доме, куда его привела жёсткая критика со стороны современников-литераторов. Его любовница Маргарита мечтает только об одном - найти Мастера и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Азазелло, но для её осуществления Маргарита должна оказать Воланду одну услугу.

В первой редакции романа содержалось детальное описание примет «незнакомца» (Воланда) длиной 15 рукописных страниц. В ранних редакциях романа персонажа звали Астарот. В 1930-х годах титул «мастер» в советской публицистике и газетах прочно закрепился за Максимом Горьким.

По сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали».

При жизни автора «Мастер и Маргарита» не публиковался. Впервые он вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Роман приобрёл заметную популярность среди советской интеллигенции и вплоть до официальной публикации (в 1973 году) распространялся в перепечатанных вручную копиях. Елена Сергеевна в течение всех этих лет сумела сохранить рукопись романа.

Огромной популярностью пользовались спектакли по мотивам романа, поставленные и Валерием Беляковичем, также были сняты фильмы Анджея Вайды и Александра Петровича и телесериалы Юрия Кары и .

Отрывок из фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" (1994)

«Театральный роман» («Записки покойника») (1936-1937)

Неоконченный роман, написанный от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

Работа над книгой была начата 26 ноября 1936 года. На первой странице рукописи Булгаков обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое было дважды подчёркнуто автором.

Большинство исследователей считает роман самым смешным произведением Булгакова. Создавался он с необычайной лёгкостью: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминала, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая руки от удовольствия.

«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)

Инженер Николай Тимофеев делает в квартире в Москве машину времени. Когда к нему заходит управдом Бунша, инженер поворачивает ключ в аппарате, и стена между квартирами исчезает, обнаруживая сидящего в квартире соседа Шпака вора Жоржа Милославского. Тимофеев открывает портал во времена Москвы XVI века. Испугавшись, Иван Грозный бросается в современность, а Бунша и Милославский попадают в прошлое.

Началась эта история в 1933 году, когда Булгаков договорился с мюзик-холлом о написании «весёлой пьесы». Первый её текст назывался «Блаженство» - в нём машина времени уходила в коммунистическое будущее, а Иван Грозный появлялся лишь в эпизоде.

Для многих любимым писателем является именно Михаил Булгаков. Биография его трактуется людьми различных направлений по-разному. Причина в том, насколько соотносят те или иные исследователи его имя с оккультизмом. Интересующимся именно этим аспектом мы можем порекомендовать прочесть статью Павла Глобы. Однако в любом случае начинать ее изложение следует с детских лет, что мы и сделаем.

Родители писателя, братья и сестры

Родился Михаил Афанасьевич в г. Киеве в семье профессора богословия Афанасия Ивановича, который преподавал в духовной академии. Его мама, Варвара Михайловна Покровская, также преподавала в Карачаевской прогимназии. Оба родителя были потомственными колокольными дворянами, их деды-священники служили в Орловской губернии.

Сам Миша был в семье старшим ребенком, у него было два брата: Николай, Иван и четыре сестры: Вера, Надежда, Варвара, Елена.

Будущий писатель был худощавым, изящным, артистичным с выразительными голубыми глазами.

Образование и характер Михаила

В своем родном городе получал образование Булгаков. Биография его содержит данные об окончании в восемнадцатилетнем возрасте Первой Киевской гимназии и в двадцатипятилетнем возрасте - медицинского факультета Киевского университета. Что повлияло на формирование будущего писателя? Безвременная смерть 48-летнего отца, глупый суицид лучшего товарища Бориса Богданова из-за любви к Варе Булгаковой, сестре Михаила Афанасьевича, - все эти обстоятельства определили характер Булгакова: мнительный, подверженный неврозам.

Первая жена

В двадцать два года будущий писатель женился на своей первой супруге - Татьяне Лаппа, на год младше него. Судя по воспоминаниям Татьяны Николаевны (она прожила до 1982 г.), про этот недолгий брак можно было снимать фильм. Новобрачные умудрились до свадьбы растратить присланные их родителями деньги на фату и подвенечное платье. На венчании почему-то смеялись. Из подаренных молодоженам цветов больше всего было нарциссов. На невесте была полотняная юбка, а приехавшая и ужаснувшаяся мама успела купить ей к свадьбе блузку. Биография Булгакова по датам, таким образом, увенчалась датой свадьбы 26.04.1913 г. Однако счастью влюбленных суждено было быть недолгим: в Европе в ту пору уже запахло войной. По воспоминаниям Татьяны, Михаил не любил экономить, он не отличался расчетливостью в трате денежных средств. Для него, например, в порядке вещей было на последние деньги заказать такси. Ценные вещи часто закладывали в ломбард. Хоть молодой чете и помогал деньгами отец Татьяны, однако средства постоянно исчезали.

Врачебная практика

Судьба довольно жестоко мешала ему стать врачом, хоть и талантом, и профессиональным чутьем обладал Булгаков. Биография упоминает, что он имел несчастье заражаться опасными болезнями, занимаясь профессиональной деятельностью. Михаил Афанасьевич, желая реализоваться как специалист, вел активную врачебную деятельность. За год доктор Булгаков принял на амбулаторном приеме 15 361 больного (сорок человек в день!). У него в стационаре лечилось 211 человек. Однако, как видно, сама Судьба воспрепятствовала быть ему доктором. В 1917 г. инфицировавшись дифтерией, Михаил Афанасьевич принял сыворотку против нее. В результате получилась тяжелая аллергия. Ее мучительные симптомы он ослаблял морфием, но затем пристрастился к этому наркотику.

Выздоровление Булгакова

Исцелением Михаила Булгакова его почитатели обязаны Татьяне Лаппа, сознательно ограничивающей его в дозе. Когда он просил об инъекции дозы наркотика, то любящая супруга вкалывала ему дистиллированную воду. При этом она стоически переносила истерики мужа, хотя он однажды бросил в нее горящий примус и даже грозил ей пистолетом. Любящая супруга при этом была уверена, что стрелять он не хотел, просто ему было очень плохо…

Краткая биография Булгакова содержит в себе факт высокой любви и жертвенности. В 1918 г., именно благодаря Татьяне Лаппа, он перестал быть морфинистом. С декабря 1917 г. по март 1918 г. Булгаков живет и практикуется в Москве у своего дяди по маминой линии, успешного гинеколога Н. М. Покровского (впоследствии - прототипа профессора Преображенского из "Собачьего сердца").

Затем он вернулся в Киев, где опять начал работать врачом-венерологом. Практике помешала война. Больше он к лечебной практике не возвращался…

Первая мировая и Гражданская война

Первая мировая ознаменовала для Булгакова переезды: вначале он работал врачом вблизи линии фронта, затем был направлен работать в Смоленскую губернию, а потом в Вязьму. Во время Гражданской войны с 1919 по 1921 г. его как врача дважды мобилизовывали. Сначала - в армию Украинской Народной Республики, затем - в белогвардейские Вооруженные силы Юга России. Этот период его жизни позже нашел свое литературное отражение в цикле рассказов «Записки юного врача» (1925-1927). Один из содержащихся в нем рассказов называется «Морфий».

В 1919 г., 26 ноября, он впервые в жизни публикует статью в газете «Грозный», которая, по сути, представляла мрачные предчувствия белогвардейского офицера. Красной Армией у станции Егорлыцкой в 1921 г были разбиты передовые силы белогвардейцев - казачья конница… Его товарищи едут за кордон. Однако эмигрировать Михаилу Афанасьевичу не дает… судьба: он заболевает тифом. Во Владикавказе лечится от смертельной хвори и выздоравливает Булгаков. Биография его фиксирует переориентацию целей жизни, верх берет творческое начало.

Драматург

Михаил Афанасьевич, изможденный, в форме белого офицера, но с сорванными погонами, в Терском Наробразе работает в театральной секции подотдела искусств, в русском театре. В этот период в жизни Булгакова происходит тяжелейший кризис. Денег нет вообще. Они с Татьяной Лаппа живут, продавая отрубленные части чудом уцелевшей золотой цепочки. Булгаков принял тяжелое для себя решение - больше никогда не возвращаться к врачебной деятельности. Исстрадавшимся сердцем, в 1920 г. пишет талантливейшую пьесу «Дни Турбиных» Михаил Булгаков. Биография писателя свидетельствует о первых репрессиях против него: в том же 1920 году большевицкая комиссия его изгоняет с работы как «бывшего». Булгаков растоптан, сломлен. Затем писатель решает бежать из страны: сначала в Турцию, затем - во Францию, он переезжает из Владикавказа в Тифлис через Баку. Чтобы выжить, изменяет себе, Правде, Совести и пишет в 1921 г. комформистскую пьесу «Сыновья муллы», которую большевицкие театры Владикавказа охотно включают в свой репертуар. В конце мая 1921 г., будучи в Батуми, вызывает к себе жену Михаил Булгаков. Биография его содержит информацию о тяжелейшем кризисе в жизни писателя. Судьба жестоко мстит ему за измену совести и таланту (имеется в виду, вышеупомянутая пьеса, за которую он получил 200 000 руб. гонорара (33 серебреника). Такая ситуация повторится еще раз в его жизни).

Булгаковы в Москве

Супруги все же не эмигрируют. В августе 1921 г. Татьяна Лаппа через Одессу и Киев одна уезжает в Москву.

Вскоре, вслед за женой, Михаил Афанасьевич также возвращается в Москву (как раз в этот период расстреливают Н. Гумилева и умирает А. Блок). Их жизнь в столице сопровождают переезды, неустроенность… Непроста биография Булгакова. Краткое содержание ее последующего периода - отчаянные попытки талантливого человека реализовать себя. Михаил и Татьяна проживают в квартире (в описанной в романе «Мастер и Маргарита» - дом № 10 по ул. Большой Садовой (дом Пигита), под номером 302-бис, которую им любезно предоставил шурин филолог Земский А. М., уехавший в Киев к супруге). В доме жили скандалящие и пьющие пролетарии. Супругам было в нем неуютно, голодно, безденежно. Здесь произошел их разрыв…

В 1922 г. Михаила Афанасьевича ожидает личный удар - умирает мама. Он лихорадочно начинает работать журналистом, вкладывая свой сарказм в фельетоны.

Литературная деятельность. «Дни Турбиных» - любимая пьеса Сталина

Прожитый жизненный опыт и мысли, рожденные недюжинным интеллектом, просто рвались на бумагу. Краткая биография Булгакова фиксирует его работу фельетонистом в московских газетах ("Рабочий") и журналах ("Возрождение", "Россия", "Медицинский работник").

Жизнь, исковерканная войной, начинает налаживаться. С 1923 г. Булгаков принят в члены Союза писателей.

Булгаков в 1923 г. начинает работать над романом «Белая гвардия». Он создает свои известные произведения:

  • «Дьяволиада»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Собачье сердце».
  • «Адам и Ева»;
  • «Александр Пушкин»;
  • «Багровый остров»;
  • «Бег»;
  • «Блаженство»;
  • «Зойкина квартира»;
  • «Иван Васильевич».

А в 1925 году женится на Белозерской Любови Евгеньевне.

Состоялся он и как драматург. Уже тогда прослеживалось парадоксальное восприятие Советским государством творчества классика. Даже Иосиф Сталин по отношению к нему был противоречив и непоследователен. Он 14 раз смотрел МХАТовскую постановку "Дни Турбиных". Затем заявил, что "Булгаков - не наш". Однако в 1932 г. он повелевает ее вернуть, причем в одном-единственном театре СССР - во МХАТе, заметив, что все-таки "впечатление пьесы на коммунистов" - позитивное.

Более того, Иосиф Сталин впоследствии в своем историческом обращении 3 июля 1941 г. к народу использует фразеологию слов Турбина Алексея: «К вам обращаюсь я, друзья мои…»

В период с 1923 по 1926 г. происходит расцвет творчества писателя. На осень 1924 г. в литературных кругах Москвы считается действующим писателем № 1 Булгаков. Биография и творчество писателя неразделимо связаны. У него складывается литературная карьера, становящаяся главным делом его жизни.

Недолгий и непрочный второй брак писателя

Первая жена Татьяна Лаппа вспоминает, что, находясь в браке с ней, Михаил Афанасьевич не однажды повторял, что должен жениться трижды. Он повторял это вслед за писателем Алексеем Толстым, который считал такую семейную жизнь ключом к славе писателя. Существует поговорка: первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от черта. Согласно ли этому надуманному сценарию искусственно складывалась биография Булгакова? Интересные факты и мистерии в ней не редкость! Впрочем, вторая жена Булгакова, Белозерская, дама светская, действительно выходила замуж за обеспеченного, перспективного писателя.

Однако с новой женой душа в душу писатель прожил всего-то года три. Пока в 1928 году «на горизонте не появилась» третья супруга писателя - Елена Сергеевна Шиловская. Булгаков еще находился во втором своем официальном браке, когда завязался этот бурный роман. Свои чувства к третьей супруге писатель с большой художественной силой описал в «Мастере и Маргарите». О привязанности Михаила Афанасьевича к обретенной женщине, с которой ощущал духовную связь, говорит тот факт, что 03.10.1932 г. ЗАГС расторг его брак с Белозерской, а 04.10.1932 г. был заключен союз с Шиловской. Именно третий брак стал для писателя главным в его жизни.

Булгаков и Сталин: проигранная партия писателя

В 1928 г., вдохновленный знакомством со «своей Маргаритой» - Еленой Сергеевной Шиловской, приступает к созданию своего романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков. Краткая биография писателя, впрочем, свидетельствует о начавшемся творческом кризисе. Ему нужен простор для творчества, которого нет в СССР. Мало того, на издание и постановки Булгакова существовал запрет. Несмотря на известность, его пьесы не ставили на сценах театров.

Иосиф Виссарионович, прекрасный психолог, прекрасно знал слабые стороны личности этого талантливейшего автора: мнительность, склонность к депрессиям. Он играл с писателем, как кошка играет с мышкой, имея против него неоспоримое досье. 07.05.1926 г. на квартире Булгаковых был произведен единственный за все время обыск. В руки Сталина попали личные дневники Михаила Афанасьевича, крамольная повесть "Собачье сердце". В игре Сталина против писателя был получен такой козырь, который роковым образом обусловил катастрофу писателя Булгакова. Вот вам и ответ на вопрос: "Интересная биография Булгакова ли?" Отнюдь. До тридцати лет его взрослая жизнь была вдоволь наполнена страданиями от нищеты и неустроенности, далее действительно следовало лет шесть более-менее размеренной обеспеченной жизни, но вслед за ней последовал насильственный излом личности Булгакова, болезнь и смерть.

Отказ от выезда из СССР. Роковой звонок вождя

В июле 1929 г. писатель обращается с Письмом к Иосифу Сталину, прося выезда из СССР, а 28.03.1930 г. обращается к Советскому правительству с этой же просьбой. Разрешение не давали.

Булгаков страдал, он понимал, что его выросший талант губят. Современникам запомнилась выроненная им фраза после очередного неполученного разрешения выехать: «Меня ослепили!»

Однако то был еще не окончательный удар. А он был ожидаем... Все изменил звонок Сталина 18 апреля 1930 г. В тот момент Михаил Булгаков с третьей супругой Еленой Сергеевной, смеясь, ехали в Батум (там на месте Булгаков собирался писать пьесу о молодых годах Сталина). На станции Серпухов вошедшая в их вагон женщина объявила: «Бухгалтеру телеграмма!»

Писатель, издав невольный возглас, побледнел, а затем ее поправил: «Не бухгалтеру, а Булгакову». Он ожидал... Сталин назначил телефонный разговор на это же число - 18.04.1930 г.

Днем раньше похоронили Маяковского. Очевидно, что звонок вождя можно было в равной мере назвать и своеобразной профилактикой (он уважал Булгакова, однако все же мягко прессинговал), и хитростью: в доверительной беседе вытянуть из собеседника невыгодное обещание.

В нем Булгаков добровольно отказался ехать за рубеж, чего до конца своей жизни не мог себе простить. Это был его трагический проигрыш.

Сложнейший узел взаимоотношений связывает Сталина и Булгакова. Можно сказать, что семинарист Дждугашвили переиграл и сломил и волю, и жизнь великого писателя.

Последние годы творчества

В дальнейшем весь свой талант, все свое мастерство автор сконцентрировал на романе «Мастер и Маргарита», который писал в стол, без всякой надежды на публикацию.

Созданную о Сталине пьесу «Батум» отверг секретариат Иосифа Виссарионовича, указав на методическую ошибку писателя - превращение вождя в героя романтического.

Фактически Иосиф Виссарионович приревновал, если так можно сказать, писателя к своей же харизме. С этих пор Булгакову разрешали работать лишь как театральному режиссеру.

Кстати, Михаил Афанасьевич считается одним из лучших в истории русского театра режиссеров Гоголя и Салтыкова-Щедрина (любимых своих классиков).

Все, что он писал - негласно и предубежденно, было «непроходным». Сталин его последовательно уничтожал как писателя.

Булгаков все же писал, он отвечал на удар, как это мог сделать настоящий классик... Роман о Понтии Пилате. О всесильном самодержце, тайно боящемся.

Причем первый вариант этого романа был сожжен автором. Он назывался по-другому - «Копыто дьявола». В Москве после написания его пошли слухи, что Булгаков написал о Сталине (Иосиф Виссарионович родился с двумя сросшимися пальцами на ноге. В народе это называют копытом Сатаны). Запаниковав, автор сжег первую версию романа. Отсюда впоследствии и родилась фраза «Рукописи не горят!».

Вместо заключения

В 1939 году был написан и прочитан друзьям окончательный вариант «Мастера и Маргариты». Быть впервые изданной в сокращенном варианте этой книге судилось лишь через 33 года… Жить смертельно больному Булгакову, страдающему от почечной недостаточности, оставалось недолго...

Осенью 1939 г. его зрение критически ухудшилось: он практически ослеп. 10.03.1940 г. писателя не стало. Похоронили Михаила Булгакова 12.03.1940 г. на Новодевичьем кладбище.

Полная биография Булгакова до сих пор остается предметом споров. Причина в том, что советский, выхолощенный ее вариант, представляет читателю приукрашенную картину лояльности автора к Советской власти. Поэтому, интересуясь жизнью писателя, следует критически анализировать несколько источников.

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая 1891, Киев, Российская империя - 10 марта 1940, Москва, СССР) - русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Михаил Булгаков родился в семье доцента (с 1902 года - профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, в Киеве. В семье было семеро детей

В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 году получил диплом об утверждении "в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами".

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах. Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов. Одновременно в советской прессе началась интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году у М. Булгакова возник замысел романа о дьяволе, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных». В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1932 году на сцене МХАТа состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Опыт работы во МХАТе отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось.

В 1936г Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене исправления к последнему варианту романа «Мастер и Маргарита». Правка, однако, автором закончена не была.
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.

на основе статьи из ru.wikipedia.org



Похожие статьи