Св. апостол и архидиакон Стефан – первомученик от жидов за Христа. Святой апостол первомученик и архидиакон стефан

Сам Стефан, носивший греческое имя (др.-греч. Στέφανος , «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1-4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла . Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна , приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает . В говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки о Страстях Христовых и мученичестве Стефана
Евангелие от Луки Деяния Апостолов

Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69-71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его .

Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56-58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями .

Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают .

(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего .

Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух .

(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой .

Важной параллелью к истории Стефана является также Евангелие от Марка :

И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый .

Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворённый» (др.-греч. χειροποίητος ), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна () речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле ()), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (). Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом .

Интерпретации

Конфликт «евреев» и «эллинистов»

Согласно широко распространённой среди библеистов и историков христианства точке зрения, то, что в представлено как временный конфликт из-за непорядка в управлении общиной, могло быть симптомом «первого конфессионального раскола в церковной истории» . Многие исследователи видят в семи служителях вождей «эллинистов», не столько подчинённых, сколько противостоящих Двенадцати . Исходя из особенностей речи Стефана, можно предположить, что при её написании Лука опирался на источник, довольно точно передававший взгляды «эллинистов». В то же время, христиане из «евреев» (то есть, говорившей по-арамейски коренной иерусалимской общины) оставались, по всей видимости, строгими приверженцами храмового культа. На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (), во время гонений «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев». Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства . Впрочем, некоторые исследователи ставят под сомнение общепринятую теорию о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев». Историчность рассказа Луки о самом Стефане также подвергается сомнению. По словам одного из исследователей, «мы почти ничего не знаем о Стефане за исключением самого факта мученичества» .

Самарянское влияние

Церковное почитание св. Стефана

День памяти

Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти св. Стефана, содержатся в Надгробном Слове в память Василия Великого , написанном его братом Григорием Нисским (381 г.) , «Апостольских установлениях » (называют не только день памяти святого Стефана, но и включают его имя в молитву на поставление диакона ) и сирийском месяцеслове конца IV в. , указывающем дату 26 декабря , следующий день после Рождества Христова : «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа - Стефан. Вчера Христос облёкся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа ». Эта же дата упоминается в ранних армянских и латинских источниках. Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы , и в VII веке почтение памяти св. Стефана было перенесено на третий день праздников, 27 декабря . Византийская традиция сохранилась в православии, в то время как западные церкви по-прежнему придерживаются исконной даты 26 декабря .

Отдельные празднования установлены по случаю обретения и перенесения мощей св. Стефана:

Почитание мощей

Обретение мощей

Распространение культа мощей св. Стефана

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля или г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов . Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем пятисот иудеев. Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности , в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей .

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика» . Раки с частичками мощей святого (memoriae ) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников , приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum ; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина ). Августин посвятил ряд проповедей самому́ святому (Sermones 314-319) и чудесным исцелениям (Sermones 320-324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием» . Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией , супругой Феодосия II , и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия , построенной сестрой императора Пульхерией . В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана , в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана . Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

Гробница святых Стефана и Лаврентия в крипте базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Рим)

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии , связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме , Арле , Флоренции , Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь - платок, освящённый явлением святого в Бордо - использовалась епископом этого города Бертрамом (ум. 585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей . Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

Некоторые храмы, посвящённые св. Стефану

В списке приведены как действующие, так и известные из письменных или археологических источников храмы

Св. Стефан в христианской литературе

Основным источником сведений о Стефане является книга Деяний Апостолов. В других книгах Нового Завета Стефан не упоминается. Многим исследователям представляется особенно удивительным, что имя Стефана не встречается у апостола Павла, чьё присутствие при убийстве святого упоминается у Луки, и чьи послания во многом близки в своём богословии отдельным положениям речи Стефана на суде. Отсутствует имя Стефана и в писаниях апостольских мужей и ранних христианских апокрифах . В литературе II-III вв. имя первомученика встречается чрезвычайно редко. Среди немногочисленных авторов, упоминающих о Стефане: Евсевий Кесарийский в описании секты николаитов , получившей своё название по имени одного из шестерых товарищей Стефана («Церковная история», 3.29.1), и в сохранённом Евсевием рассказе о мучениках Лиона и Вены , бравших за образец поведение первомученика перед лицом насильственой смерти («Церковная история», 5.2.5); Ириней Лионский («Опровержение ересей», 3.12.10 , 3.12.13 , 4.15.1), чей рассказ целиком основан на книге Деяний; Тертуллиан , приводящий Стефана как образец терпения («О терпении», 14.1) .

Начиная с IV века упоминания о Стефане в трудах отцов церкви становятся более частыми. В частности, имя первомученика встречается у Афраата , сирийского писателя первой половины IV в., и его младшего современника Ефрема Сирина , составившего комментарий на книгу Деяний. Этот комментарий, сохранившийся в армянском переводе и в целом опирающийся на новозаветный текст, содержит однако два утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, не вошедшим в канонический библейский текст. Ефрем пишет, что Стефана опасались из-за его знаний, а также упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом. Позднее, это предание найдёт отражение во многих текстах, сближающих Стефана с Гамалиилом.

Другой комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках, был составлен александрийским богословом IV века Дидимом Слепцом. Примерно в то же время Григорий Нисский написал две проповеди-энкомия , посвящённые св. Стефану. Началом V века датируются «Беседы на книгу Деяний апостолов» Иоанна Златоуста . Златоуст так объясняет причину, побудившую его заняться толкованием именно этой книги Священного Писания:

Многие не знают даже и того, что эта книга существует, - (не знают) ни самой книги, ни того, кто её написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился за­няться этим произведением, чтобы и научить незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и остава­лось в неизвестности (Беседа I, 1).

Это свидетельство Златоуста о малоизвестности книги Деяний может быть напрямую связано с тем фактом, что св. Стефан столь редко упоминается в литературе первых веков христианства.

Рассказы из книги «О Граде Божием» о чудесах от мощей св. Стефана вошли позднее в средневековые жития святых, в частности, в «Золотую легенду » Якова Ворагинского .

Св. Стефан в искусстве

Иллюстрация к Библии в картинах Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Стефан обычно изображается молодым, безбородым, с тонкими чертами лица, облачённым в диаконский далматик , стихарь и орарь . На самых ранних изображениях, таких как мозаика церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме (VI в.), Стефан одет только в диаконское облачение поздней античности : тунику с белым верхом. На ранних изображениях Стефан держит в руках пальмовую ветвь мученика и Евангелие. Позже к этим атрибутам прибавляются камни, лежащие на голове, плечах, в складках одежды, в руках, на книге или у ног святого. Иногда камни обагрены кровью. На некоторых изображениях Стефан держит кадило . Существуют также изображения Стефана в группе семерых служителей. На западе, прежде всего в Риме, Стефана часто изображали вместе с другим диаконом и мучеником: св. Лаврентием (например, на фресках церкви Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, IX в., фрески в капелла Никколина в Ватикане) .

См. также

  • Санту-Эштеван (порт. Santo Estêvão - Стефан Первомученик) - название районов (фрегезий) в Португалии.

Примечания

  1. Последние два именования не имеют оснований в Новом Завете и закрепились за Стефаном в позднем церковном предании.
  2. В тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , диаконэйн ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία , диакониа ) слова». Из Посланий апостола Павла к Филиппийцам () и 1-го к Тимофею () известно, что в церкви апостольских времён уже существовали диаконы, но в тексте Деяний нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле этого слова, в каком его употребляет апостол Павел (Еп. Кассиан, стр. 185).
  3. Лука представляет эти слова как лжесвидетельство, но, возможно, обвинители не прибегали к услугам лжесвидетелей. Из речи Стефана видно, что его проповедь действительно могла восприниматься ортодоксальными иудеями как богохульство.
  4. Подробный разбор основных положений речи Стефана дан в Moessner, D. "The Christ Must Suffer: New Light on the Jesus-Peter, Stephen, Paul Parallels in Luke-Acts", Novum Testamentum, , 28, 1986, pp. 220-256. Там же рассматриваются параллели между повествованиями Луки об Иисусе, Стефане, Петре и Павле.
  5. Левинская, стр. 242: «Похоже, это был один из самых ранних титулов Иисуса, которыми пользовались христиане в Иерусалиме». Ср. Деян , ; Иак ; 1 Ин ; Лк ; Мф , . По-видимому, Стефан видел в Иисусе «пророка, подобного Моисею» () и восстановителя истинного Моисеева Закона.
  6. За исключением этих слов Стефана, словосочетание „сын человеческий“ (имеющее сильные эсхатологические и апокалиптические коннотации) употребляется в Новом Завете лишь самим Иисусом.
  7. Согласно Мишне, записанной позже, но, вероятно, отражающей судебную практику времён Стефана, одежду должен был снять осуждённый, а не свидетели. Первый свидетель сбрасывал осуждённого на камни с высоты, вдвое превышающей человеческий рост. Если тот оставался жив, второй свидетель ударял его камнем в область сердца, и только после этого, если осуждённый ещё подавал признаки жизни, его забрасывали камнями (Левинская, стр. 247-248). См. трактат Санхедрин , : правила и установления, касающиеся казни каменованием (Jewish Virtual Library , на английском языке).
  8. «И, сказав сие, почил» (). Для описания насильственной смерти Лука использует неожиданный глагол, переводимый как «упокоиться», «почить», «уснуть».
  9. По существующей конвенции автора Евангелия от Луки и Деяний называют Лукой, хотя традиционное отождествление со спутником апостола Павла остаётся спорным (Левинская, стр. 13-19).
  10. Стих отсутствует в ряде важнейших рукописей и, по мнению большинства текстологов , является вставкой, внесённой в текст Евангелия на ранней стадии его передачи. Тем не менее, эти слова вполне могут восходить к ранней устной традиции. Таким образом, этой параллели с рассказом о Стефане в оригинальном тексте Луки скорее всего не было (Metzger, B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament , Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994, p. 154).
  11. См. также Мк ; Мф , .
  12. Данн, стр. 113, 137, 298.
  13. Haenchen, E. The Book of Acts as Source Material for the History of Early Christianity , In: Keck, L. E., Martyn, J. L. (eds) Studies in Luke-Acts , Nashville: Abingdon, 1966, p. 264.
  14. См., в частности, Hengel, M. Between Jesus and Paul: Studies in the Earliest Christianity , Philadelphia: Fortress Press, 1983.
  15. Данн, стр. 295-301.
  16. Hill, C. G. Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church , Minneapolis: Fortress, 1992.
  17. In Basilium Fratrem : Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому (английский перевод, с комментарием).
  18. Апостольские постановления
  19. Григорий Нисский Похвальное слово св. Стефану
  20. Bovon, pp. 285-286.
  21. См. св. Димитрия Ростовского . См. также рассказ Димитрия Ростовского о .
  22. Epistola ad omnem ecclesiam, de revelatione corporis Stephani martyris ("Revelatio Sancti Stephani", Revue des Etudes Byzantines , 4, 1946, pp. 178-217).
  23. Некоторые исследователи видят в том факте, что мощи были найдены именно в разгар пелагианских споров на проходящем неподалёку в Диосполе (Лидда, современный Лод) соборе, нечто большее, чем простое совпадение. Обладание святыми мощами уже стало к этому времени эффективным способом повышения социального и духовного статуса и авторитета, так что иерусалимский епископ Иоанн вполне мог рассчитывать на помощь обретённых реликвий в решении конкретных насущных задач (Hunt, E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire A.D. 312-460 , Oxford: Clarendon Press, 1982).
  24. Clark, pp. 141-142; Bovon, p. 287.
  25. Epistola Severi ad omnem ecclesiam, de virtutibus ad judaeorum conversionem in Minoricensi insula factis in praesentia reliquiarum Sancti Stephani , Patrologia Latina, vol. 41, pp. 821-834. В течение многих лет это письмо, самая ранняя рукопись которого датируется X в. , считалось подделкой VII в. , написанной в поддержку антииудейской политики вестготских королей. Однако недавнее исследование Скота Брэдбери (Severus of Minorca: Letter on the Conversion of the Jews , ed. and trans. Scott Bradbury, Oxford: Clarendon Press, 1996) доказывает подлинность письма.
  26. Орозий не назван в письме по имени, но из других источников следует, что речь идёт именно о нём.
  27. Сомнения в этом выражены, в частности, в рецензии на упомянутую книгу Скота Брэдбери (Speculum , 73, 1998, pp. 1167-1169). Автор рецензии B. Bachrach видит в послании скорее инструкцию по массовому обращению, чем рассказ о реальном историческом событии. По его мнению, епископ Север вряд ли имел возможность применить силу по отношению к богатой и процветающей еврейской общине острова.
  28. Hunt, E. D. "St. Stephen in Minorca: an Episode in Jewish-Christian Relations in the Early 5th Century A.D.", The Journal of Theological Studies , 33, 1982, pp. 106-123. См. также Браун, стр. 118-119.
  29. De miraculis Sancti Stephani Protomartyris , Patrologia Latina, vol. 41, pp. 833-854.
  30. Epistola 29 . В обычае пировать у memoriae мучеников Августин видел возрождение языческих обрядов. О развитии взглядов Августина на культ мучеников см. Браун, стр. 38-50, 91-92.
  31. Sermo CCCXXII , Patrologia Latina, vol. 38, pp. 1443-1445.
  32. De civitate Dei XXII (английский перевод).
  33. Марцеллин, «Хроникон», г. 439. Византийский историк IX века Феофан Исповедник упоминает в Хронографии , что ещё в 428 г. (вариант датировки: 421 г.) иерусалимский епископ передал в Константинополь десницу св. Стефана в благодарность за щедрость императора Феодосия II и Пульхерии. Это сообщение Феофана не находит подтверждения в ранних источниках. Сообщение Анастасия Библиотекаря о переносе мощей св. Стефана, состоявшемся в правление Константина, малодостоверно (Clark, p. 143).
  34. В книге болландиста Ипполита Делеэ «Истоки культа мучеников» (Hippolyte Delehaye, Les origines du culte des martyrs , Brussels: Societe de Bollandistes, 1933) св. Стефан упоминается чаще других святых. Сколь либо полное перечисление мест поклонения мощам Стефана, от поздней античности до наших дней, в рамках этой статьи невозможно.
  35. Одна из серий фресок базилики Св. Лаврентия изображает легендарную историю о несостоявшемся обмене мощей Стефана на мощи Лаврентия (см. Augustus J. C. Hare, Walks in Rome , pp. - .).
  36. «История франков», кн. 2:6 . Важным источником сведений о культе св. Стефана является также книга Григория Турского «О славе мучеников» (De gloria martyrum , Patrologia Latina, vol. 71, pp. 734-737.). Из этой и других книг Григория известно о поклонении мощам Стефана в

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана - книга Деяний святых Апостолов.

Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти.

Служение и мученичество

Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей» (Деян 6:1).

anonimous , Public Domain

Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке.

Сам Стефан, носивший греческое имя (др. -греч. Στέφανος, «венок»), скорее всего, также происходил из диаспоры.

Как видно из Деян 6:8, деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры (Деян 6:9). Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона (Деян 7:2-53) позволяет сделать предположение о том, что именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян 6:13).


unnown , Public Domain

Речь Стефана - самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний - представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля. Стефан начинает рассказ с выхода из Месопотамии и, через историю Иосифа и , доходит до строительства .

Gunnar Bach Pedersen , Public Domain

Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:

  • истинный пророк и законодатель Моисей - , сделавший (Деян 7:39-41);
  • , которому было запрещено строить Храм (2 Цар 7) - Соломон, построивший Храм;
  • Скиния - .

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи (Ис 66:1-2, Деян 7:49-50), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворённых храмах живёт» (Деян 7:48). Эпитет «рукотворённый» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством. По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), начавшегося с ареста Стефана.

По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия.

В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея (Деян 7:37) и пророков (Деян 7:52), Праведника, Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию:

«вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян 7:55-57).


ajnj% Sailko , Public Domain

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1-4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла.


Julius Schnorr von Carolsfeld (1794–1872) , Public Domain

Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна 18:31, приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает. В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки о Страстях Христовых и мученичестве Стефана

Евангелие от Луки Деяния Апостолов

Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69-71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое ещё нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его .

Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56-58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями .

Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают .

(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего .

Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух .

(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой .

Важной параллелью к истории Стефана является также Евангелие от Марка 14:57-58:

«И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворённый, и через три дня воздвигну другой, нерукотворённый».

Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворённый» (др. -греч. χειροποίητος), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна (Ин 2:19) речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле (Ин 2:21)), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (Деян 6:14).

Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом.

Почитание мощей

Обретение мощей

Мощи св. Стефана были обретены почти через четыре века после его смерти, в 415 г. История их нахождения описана палестинским священником Лукианом в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана». Лукиан сообщает, что место погребения ему указал в ночных видениях Гамалиил, похоронивший Стефана на собственном земельном участке неподалёку от Иерусалима, в Кафар-Гамале («веси Гамалиила»).


Карло Сарачени (1579–1620) , Public Domain

По рассказу Лукиана, при открытии могилы воздух наполнился благоуханием, словно в раю, и в округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека.

Мощи были перенесены в Сионскую церковь в Иерусалиме, однако часть праха и несколько костей Лукиан передал находившемуся тогда в Палестине испанскому священнику Авиту, который отправил их, вместе с латинским переводом письма Лукиана, бражскому епископу Балхонию.

Вёз реликвии Павел Орозий, возвращавшийся на запад после Диоспольского Собора 415 г., на котором рассматривались обвинения против Пелагия. Однако до Браги Орозий не добрался из-за шедшей тогда в Испании войны.

В результате, часть привезённых Орозием реликвий оказалась на Менорке, часть - в североафриканском городе Узалисе, а впоследствии и в нескольких соседних городах.

Распространение культа мощей св. Стефана

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля 417 или 418 г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов.

Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем 500 иудеев.

Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности, в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей.

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика». Раки с частичками мощей святого (memoriae) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников, приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина). Августин посвятил ряд проповедей самому́ святому (Sermones 314-319) и чудесным исцелениям (Sermones 320-324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием». Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией, супругой Феодосия II, и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия, построенной сестрой императора Пульхерией. В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана, в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана. Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

  • Базилика Св. Лаврентия в Риме (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). Останки св. Стефана, лежащие вместе с мощами св. Лаврентия под алтарём этой церкви, были привезены из Константинополя папой Пелагием II в конце VI века.
  • Анкона, где, согласно Августину, хранился локоть святого.
  • Часовня Св. Стефана в Меце. Как сообщает Григорий Турский, в разрушенном гуннами в 451 г. городе лишь эта часовня осталась нетронутой благодаря заступничеству святого.
  • В Испании: город Оссет рядом с Севильей; епископат Медина Сидония.

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии, связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме, Арле, Флоренции, Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь - платок, освящённый явлением святого в Бордо - использовалась епископом этого города Бертрамом (ум. 585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей. Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

  • в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
  • в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика (до локтя);
  • в афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

28.08.2013 2 4112


Христианство известно тем, что за время его существования образовалось большое количество легендарных и реальных защитников веры, которые были канонизированы и причислены к лику святых. Почти все святые и мученики приняли насильственную смерть от рук язычников или иноверцев. Первым в ряду христианских мучеников стоит архидиакон из Иерусалима Стефан.

Осмерти мученика Стефана нам известно куда больше, нежели о его рождении и жизни. По противоречивым сведениям, Стефан происходил из «эллинистов», то есть из евреев, живших за пределами Иудеи.

Знаменитый родственник

О Стефане принято говорить, что он приходился родственником Савлу - гонителю христиан, а позже знаменитому апостолу Павлу. Савл, как мы знаем, был родом из киликийского города Таре, происходил из колена Вениаминова и родился в семье фарисеев, имел римское гражданство. Очевидно, что и Стефан принадлежал к тому же еврейскому роду и тоже имел римское гражданство, а если учесть возраст Савла и Стефана, то они могли приходиться друг другу кузенами или дядей и племянником.

Во всяком случае, Стефан тоже был из вполне обеспеченной семьи еврейского священника, родился 25 ноября 10 года до нашей эры, рос послушным и любознательным мальчиком и получил достойное образование. Родным языком он считал греческий. В Житиях также упоминается, что Стефан отправился в странствие по Палестине и завязал знакомство с Иоанном Крестителем, а потом услышал проповеди Иисуса и ими увлекся, и это настолько не понравилось его отцу, правоверному иудею, что тот выгнал Стефана из дома.

С этой поры Стефан странствовал за Иисусом и даже был с тем в момент казни, стоя в отдалении и беззвучно плача. Вообще, если верить Деяниям апостолов, казнь Иисуса оказала на Стефана такое воздействие, что свою дальнейшую жизнь он тесно связал с зарождающейся христианской церковью и с Иерусалимом. Во всяком случае, он жил в общине евреев, вернувшихся на землю предков из греческих городов. Этих евреев называли «эллинистами», поскольку родным для них был греческий язык. Кроме «эллинистов» в Иерусалиме жили также и «местные» христиане.

Между двумя общинами шла постоянная и ожесточенная война. Ссорились, видно, из-за любого пустяка. Ссорились так, что апостолам пришлось ввести в протоцеркви христиан посты диаконов, которым вменялось следить за неотложными бытовыми надобностями в пище или средствах и за тем, чтобы не возникало скандалов и ссор. Всего диаконов назначили семь, Стефан - как главный среди них - назывался архидиаконом. Эту должность он занял по праву, поскольку по своей природе был миротворцем. И с его помощью порядок среди христиан стал восстанавливаться, но тут скандал возник между самим Стефаном и иудаистами. И для архидиакона он завершился смертью.

Побитый камнями

Стефана обвинили в том, что он богохульствовал в иудейском храме. Причем обвинителями оказались не иерусалимские евреи, а «эллинисты», то есть представители диаспоры, осевшие в Иерусалиме. Что же такого сказал Стефан, что его тут же потащили в суд? А он просто повторил слова Иисуса о храме, который тот обещал построить в три дня, и Стефан вдобавок еще пояснил, что речь идет о «нерукотворенном» храме, чем смертельно оскорбил иудеев, поскольку признал, что синагога - храм «рукотворенный».

В то время «рукотворенным» храмом было принято именовать языческие капища и идолов. Конечно, для христианина Стефана синагога была рукотворенным храмом хотя бы потому, что была возведена из камня. И он мог теперь сколько угодно доказывать, что имел в виду под «нерукотворенным» храмом «храм духа», - его слова, да еще произнесенные в синагоге, звучали святотатственно.

Стефан решил все мирно урегулировать. Он, как ученый человек, начал свою защиту с пересказа всей истории еврейского народа и дошел от Авраама до Соломона. Да еще попутно помянул пророка Исайю и его высказывание, что Всевышний не в рукотворенных храмах живет. Эффект от такой защиты был обратным. Стефана должны были признать виновным. Но это не значило, что его должны были казнить. Его могли просто изгнать из Иерусалима.

Тем более что случай со Стефаном был в ряду противостояния двух вер не первым и не последним. Многие христиане тайно завидовали богатству и мощи синагог, поскольку сами храмов еще не имели. Но Стефан, очевидно, впадал иногда в религиозный экстаз. И вот, стоя перед судом, он вдруг вскинул руки и стал всем рассказывать, что видит перед своими глазами: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».

Этого было достаточно. Мало того, что он назвал синагогу капищем, попутно обвинил самих судей в убийстве Праведника (Иисуса), так еще и озвучил собственное нечестивое видение, то есть осквернил своими словами слух всех собравшихся. Суд не успел вынести никакого решения - ни справедливого, ни несправедливого. Толпа верующих, и до этого-то зажимавшая уши, чтобы не слушать Стефана, теперь взревела, схватила несчастного, выволокла прочь из храма и забила камнями в долине Иосафатовой за городом.



Хотя суд мог назначить таковую казнь, и это было явлением традиционным, но убийство Стефана было стихийным проявлением ненависти. Впрочем, ненавистью этой толпы умело управлял молодой человек, который еще не стал апостолом - некто Савл. Именно в сцене казни Стефана впервые и появляется в Новом Завете будущий апостол Павел - родственник, который, вероятно, весьма недолюбливал Стефана. Уж не Савл ли и был инициатором этого трагического судебного разбирательства?

Становление святым

Тело убитого Стефана оставили на месте казни, надеясь, что природа и дикие звери быстро сделают свое дело. Но тело и через день оставалось нетронутым, и это был признак праведности. При жизни со Стефаном дружил иудей Гамалиил, который понемногу присматривался к христианству. Узнав о смерти друга, он послал своих людей забрать его тело и похоронить на своей земле, не убоявшись даже обвинений в сочувствии христианам, на которых после этой казни обрушились гонения правоверных евреев.

Посланные за телом принесли мертвого Стефана, Гамалиил отнес друга в пещеру и положил его в гроб. Позже он принял христианскую веру и завещал похоронить себя рядом со Стефаном. В той же пещере удостоились погребения его друг Никодим, тайно исповедовавший христианство, и сын Гамалиила. Все это произошло в первом веке нашей эры. И только в пятом столетии набирающей силы христианской церкви срочно потребовались святые и мученики. Тут-то и вспомнили о Стефане, который по праву должен был занять среди них первое место.

Где эта могила - не знал никто, пока однажды, в 415 году, пресвитеру Лукиану из церкви, расположенной рядом с этой пещерой, не открылось видение. Среди ночи он услышал голос, который ему и сообщил, что могила первого мученика находится совсем недалеко и нужно бы мощи этого мученика отдать церкви. Голос также сообщил, что он и есть Гамалиил, учитель и друг апостола Павла.

Услышав про апостола Павла, Лукиан медлить не стал. Он срочно отправился в Иерусалим и сообщил все архиепископу, а тот велел извлечь святые мощи и перенести их в Сионскую церковь. Позже часть мощей Стефана из этой церкви была перевезена императрицей Евдокией в Константинополь, где и находилась долгое время. Евдокия велела для хранения мощей в Иерусалиме построить церковь, посвященную мученику, - базилику Святого Стефана.

Другую часть забрал в Испанию Павел Орозий, христианский теолог, но до Испании он так и не добрался, и мощи оказались разбросаны по разным городам Северной Африки, где с тех пор утвердился культ святого Стефана. В Средние века мощи святого растащили по кусочкам. Где оказался локоть, где палец, где ступня, где десница, а в Бурже под алтарем кафедрального собора хранится даже сосуд с кровью Стефана. Палец святого оказался даже в нашей Киево-Печерской лавре. Никто не считал, сколько частей тела архидиакона Стефана стали святыми реликвиями. Но можем вас заверить - их намного больше, чем положено иметь человеческому телу.

Николай КОТОМКИН

» (Деян 6:13) . Речь Стефана - самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний - представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля . Стефан начинает рассказ с выхода Авраама из Месопотамии и, через историю Иосифа и Моисея , доходит до строительства Соломоном Иерусалимского Храма . Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений:

  • истинный пророк и законодатель Моисей - Аарон , сделавший золотого тельца (Деян 7:39-41);
  • Давид, которому было запрещено строить Храм (2 Цар 7) - Соломон, построивший Храм;
  • Скиния - Храм.

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи (Ис 66:1-2, Деян 7:49-50), чтобы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живёт» (Деян 7:48). Эпитет «рукотворенный» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством . По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), начавшегося с ареста Стефана. По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея (Деян 7:37) и пророков (Деян 7:52), Праведника , Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию : «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого , стоящего одесную Бога». Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян 7:55-57).

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне (Санхедрин 6:1-4), что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла . Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна 18:31, приводить его в исполнение без санкции римской власти.

Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает . В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.

Параллели со Страстями Христовыми

Параллели между рассказами Луки о Страстях Христовых и мученичестве Стефана
Евангелие от Луки Деяния Апостолов

Синедрион прекращает судебное заседание после слов Иисуса (22:69-71): Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией . И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его .

Заседание Синедриона прерывается после слов Стефана (7:56-58): вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога . Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями .

Молитва о прощении (23:34): Отче! прости им, ибо не знают, что делают .

(7:60): И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего .

Последние слова перед смертью (23:46): Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой . И, сие сказав, испустил дух .

(7:59): и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой .

И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный .

Здесь по отношению к Храму употреблено то же слово «рукотворенный» (др.-греч. χειροποίητος ), что и в речи Стефана. Эти слова представлены как лжесвидетельсто, но у Иоанна (Ин 2:19) речение, говорящее о разрушении Храма (хотя и трактуемое Иоанном в иносказательном смысле (Ин 2:21)), принадлежит уже самому Иисусу. Обвинение, предъявленное Стефану, также приписывает ему слова о будущем разрушении Храма Иисусом (Деян 6:14). Вполне возможно, что Стефан в своей критике Храма действительно опирался на слова о Храме, приписываемые или принадлежащие Иисусу и понимаемые как суд над Храмом .

Интерпретации

Конфликт «евреев» и «эллинистов»

Согласно широко распространённой среди библеистов и историков христианства точке зрения, то, что в Деян 6:1 представлено как временный конфликт из-за непорядка в управлении общиной, могло быть симптомом «первого конфессионального раскола в церковной истории» . Многие исследователи видят в семи служителях вождей «эллинистов», не столько подчинённых, сколько противостоящих Двенадцати . Исходя из особенностей речи Стефана, можно предположить, что при её написании Лука опирался на источник, довольно точно передававший взгляды «эллинистов». В то же время, христиане из «еврееев» (то есть, говорившей по-арамейски коренной иерусалимской общины) оставались, по всей видимости, строгими приверженцами храмового культа. На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (Деян 8:1), во время гонений «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев». Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства . Впрочем, некоторые исследователи ставят под сомнение общепринятую теорию о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев». Историчность рассказа Луки о самом Стефане также подвергается сомнению. По словам одного из исследователей, «мы почти ничего не знаем о Стефане за исключением самого факта мученичества» .

Самарянское влияние

Церковное почитание св. Стефана

День памяти

Первые упоминания о церковном празднике, посвящённом памяти св. Стефана, содержатся в Надгробном Слове в память Василия Великого , написанном его братом Григорием Нисским (381 г.) , «Апостольских установлениях» и сирийском месяцеслове конца IV в. , указывающем дату 26 декабря , следующий день после Рождества Христова : «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа - Стефан. Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа ». Эта же дата упоминается в ранних армянских и латинских источниках. Позднее, в Византии 26 декабря стало днём празднования Собора Пресвятой Богородицы , и в VII веке почтение памяти св. Стефана было перенесено на третий день праздников, 27 декабря . Византийская традиция сохранилась в православии, в то время как западные церкви по-прежнему придерживаются исконной даты 26 декабря .

Отдельные празднования установлены по случаю обретения и перенесения мощей св. Стефана:

Почитание мощей

Обретение мощей

Распространение культа мощей св. Стефана

Из «Послания ко всем Церквам» епископа Менорки Севера известно, что в начале февраля или г. Орозий высадился на этом острове, но не сумел перебраться в Испанию и был вынужден отправиться в Северную Африку, оставив реликвии в одном из меноркских храмов . Как следует из послания Севера, прибытие мощей на остров спровоцировало серьёзный конфликт между христианской и иудейской общинами, приведший, в частности, к сожжению местной синагоги. Результатом этих событий и обретённого патроната св. Стефана стало массовое обращение более чем пятисот иудеев. Независимо от того, насколько рассказ Севера соответствует действительности , в нём можно видеть свидетельство развития внутри культа св. Стефана (убитого, в отличие от большинства христианских мучеников, не римлянами, а иудеями) антисемитской составляющей .

Часть привезённых реликвий оказалась в 418 г. в североафриканском Узалисе, епископом которого был друг св. Августина Эводий. Прибытие мощей в город и последовавшие за этим многочисленные чудесные исцеления описаны в составленной по указанию Эводия книге «О Чудесах св. Стефана Первомученика» . Раки с частичками мощей святого (memoriae ) были со временем установлены и в соседних городах, в том числе в Карфагене и Гиппоне (425 г.). Августин, епископ гиппонский, когда-то настороженно относившийся к поклонению останкам мучеников , приветствовал и укреплял культ св. Стефана. По его настоянию записывались и делались общественным достоянием рассказы о чудесных исцелениях от мощей (т. н. libelli miraculorum ; пример такого отчёта сохранён в одной из проповедей Августина ). Августин посвятил ряд проповедей самому́ святому (Sermones 314-319) и чудесным исцелениям (Sermones 320-324); о чудесах от мощей святого рассказывается также в последней книге трактата «О Граде Божием» . Археологические находки подтверждают широкое распространение культа первомученика в Северной Африке. Та небольшая часть мощей Стефана, которую Орозий увёз на запад, прославилась своей чудодейственностью больше, чем мощи, перенесённые в Сионскую церковь в Иерусалиме.

Часть остававшихся в Сионской церкви мощей св. Стефана была перевезена в 439 г. в Константинополь императрицей Евдокией , супругой Феодосия II , и помещена, возможно позднее, в церкви Св. Лаврентия , построенной сестрой императора Пульхерией . В самом Иерусалиме, на предполагаемом месте мученичества (за северными воротами города), Евдокией была построена базилика Св. Стефана , в которую также была перенесена часть реликвий. «Житие св. Мелании младшей» также сообщает о принадлежавших этой святой мощах Стефана, которые она поместила в 438 г. в построенном ей мартирии на Масличной горе (см. ниже).

Многочисленные источники подтверждают быстрое и широкое распространение культа мощей св. Стефана . Среди мест поклонения мощам святого, упоминаемых в раннесредневековых источниках:

Помимо собственно мощей почитались и т. н. контактные реликвии , связанные со св. Стефаном. В разное время, в Сионской церкви в Иерусалиме , Арле , Флоренции , Соборе Парижской Богоматери и других местах демонстрировались камни, которыми был побит Стефан. Чудесные явления святого также приводили к возникновению новых реликвий. Одна из таких святынь - платок, освящённый явлением святого в Бордо - использовалась епископом этого города Бертрамом (ум. 585 г.) как источник контактных реликвий для новых церквей . Наконец, уже упомянутая книга «О Чудесах св. Стефана Первомученика» рассказывает о нерукотворном образе Стефана, изображающем победу святого над демоном.

Известно о нахождении мощей св. Стефана в следующих православных монастырях:

Некоторые храмы, посвящённые св. Стефану

В списке приведены как действующие, так и известные из письменных или археологических источников храмы

  • Кафедральный собор Буржа , под алтарём которого хранится сосуд с кровью святого
  • Церковь Св. Стефана в Несебре (Свети Стефан )
  • Кафедральный собор Вены (Stephansdom )
  • Базилика Св. Стефана в Будапеште (Базилика св. Иштвана )
  • Кафедральный собор Пассау

Св. Стефан в христианской литературе

Основным источником сведений о Стефане является книга Деяний Апостолов. В других книгах Нового Завета Стефан не упоминается. Многим исследователям представляется особенно удивительным, что имя Стефана не встречается у апостола Павла, чьё присутствие при убийстве святого упоминается у Луки, и чьи послания во многом близки в своём богословии отдельным положениям речи Стефана на суде. Отсутствует имя Стефана и в писаниях апостольских мужей и ранних христианских апокрифах . В литературе II-III вв. имя первомученика встречается чрезвычайно редко. Среди немногочисленных авторов, упоминающих о Стефане: Евсевий Кесарийский в описании секты николаитов , получившей своё название по имени одного из шестерых товарищей Стефана («Церковная история», 3.29.1), и в сохранённом Евсевием рассказе о мучениках Лиона и Вены , бравших за образец поведение первомученика перед лицом насильственой смерти («Церковная история», 5.2.5); Ириней Лионский («Опровержение ересей», 3.12.10 , 3.12.13 , 4.15.1), чей рассказ целиком основан на книге Деяний; Тертуллиан , приводящий Стефана как образец терпения («О терпении», 14.1) .

Начиная с IV века упоминания о Стефане в трудах отцов церкви становятся более частыми. В частности, имя первомученика встречается у Афраата, сирийского писателя первой половины IV в., и его младшего современника Ефрема Сирина , составившего комментарий на книгу Деяний. Этот комментарий, сохранившийся в армянском переводе и в целом опирающийся на новозаветный текст, содержит однако два утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, не вошедшим в канонический библейский текст. Ефрем пишет, что Стефана опасались из-за его знаний, а также упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом. Позднее, это предание найдёт отражение во многих текстах, сближающих Стефана с Гамалиилом.

Другой комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках, был составлен александрийским богословом IV века Дидимом Слепцом. Примерно в то же время Григорий Нисский написал две проповеди-энкомия , посвящённые св. Стефану. Началом V века датируются «Беседы на книгу Деяний апостолов» Иоанна Златоуста . Златоуст так объясняет причину, побудившую его заняться толкованием именно этой книги Священного Писания:

Многие не знают даже и того, что эта книга существует, - (не знают) ни самой книги, ни того, кто её написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился за­няться этим произведением, чтобы и научить незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и остава­лось в неизвестности (Беседа I, 1).

Это свидетельство Златоуста о малоизвестности книги Деяний может быть напрямую связано с тем фактом, что св. Стефан столь редко упоминается в литературе первых веков христианства.

Рассказы из книги «О Граде Божием» о чудесах от мощей св. Стефана вошли позднее в средневековые жития святых, в частности, в «Золотую легенду » Якова Ворагинского .

Св. Стефан в искусстве

Стефан обычно изображается молодым, безбородым, с тонкими чертами лица, облачённым в диаконский далматик , стихарь и орарь . На самых ранних изображениях, таких как мозаика церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме (VI в.), Стефан одет только в диаконское облачение поздней античности : тунику с белым верхом. На ранних изображениях Стефан держит в руках пальмовую ветвь мученика и Евангелие. Позже к этим атрибутам прибавляются камни, лежащие на голове, плечах, в складках одежды, в руках, на книге или у ног святого. Иногда камни обагрены кровью. На некоторых изображениях Стефан держит кадило . Существуют также изображения Стефана в группе семерых служителей. На западе, прежде всего в Риме, Стефана часто изображали вместе с другим диаконом и мучеником: св. Лаврентием (например, на фресках церкви Сан-Винченцо-аль-Вольтурно, IX в., фрески в капелла Никколина в Ватикане) .

Литература

  • Джеймс Д. Данн Единство и многообразие в Новом Завете. - М.: ББИ, 1999. - ISBN 5-89647-014-2
  • Епископ Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское поколение . - М.: ПСТБИ, 2003. - ISBN 5-7429-0106-2
  • И. А. Левинская Деяния Апостолов. Главы I-VIII: Историко-филологический комментарий. - М.: ББИ, 1999. - ISBN 5-89647-033-9
  • П. Браун Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. - М.: РОССПЭН, 2004. - ISBN 5-8243-0563-3
  • François Bovon "The Dossier on Stephen, the First Martyr", Harvard Theological Review , 96, 2003, pp. 279-315 (начало статьи можно прочесть )
  • Elizabeth A. Clark "Claims on the Bones of Saint Stephen: The Partisans of Melania and Eudocia", Church History , 51, 1982, pp. 141-156
  • См. также книги и статьи, упомянутые в примечаниях

Примечания

  1. Последние два именования не имеют оснований в Новом Завете и закрепились за Стефаном в позднем церковном предании.
  2. В тексте книги Деяний слово «диакон» не употребляется. Сказано лишь, что семеро были поставлены «пещись (др.-греч. διακονεῖν , диаконэйн ) о столах», в то время как апостолы оставили за собой «служение (διακονία , диакониа ) слова». Из Посланий апостола Павла к Филиппийцам (1:1) и 1-го к Тимофею (3:8) известно, что в церкви апостольских времён уже существовали диаконы, но в тексте Деяний нет никаких указаний на то, что семеро были диаконами в том же смысле этого слова, в каком его употребляет апостол Павел (Еп. Кассиан, стр. 185).
  3. Лука представляет эти слова как лжесвидетельство, но, возможно, обвинители не прибегали к услугам лжесвидетелей. Из речи Стефана видно, что его проповедь действительно могла восприниматься ортодоксальными иудеями как богохульство.
  4. Подробный разбор основных положений речи Стефана дан в Moessner, D. "The Christ Must Suffer: New Light on the Jesus-Peter, Stephen, Paul Parallels in Luke-Acts", Novum Testamentum, , 28, 1986, pp. 220-256. Там же рассматриваются параллели между повествованиями Луки об Иисусе, Стефане, Петре и Павле.
  5. Левинская, стр. 242: «Похоже, это был один из самых ранних титулов Иисуса, которыми пользовались христиане в Иерусалиме». Ср. Деян 3:14, 22:14; Иак 5:6; 1 Ин 2:1; Лк 23:47; Мф 27:19, 24. По-видимому, Стефан видел в Иисусе «пророка, подобного Моисею» (Втор 18:15-18) и восстановителя истинного Моисеева Закона.
  6. За исключением этих слов Стефана, словосочетание „сын человеческий“ (имеющее сильные эсхатологические и апокалиптические коннотации) употребляется в Новом Завете лишь самим Иисусом.
  7. Согласно Мишне, записанной позже, но, вероятно, отражающей судебную практику времён Стефана, одежду должен был снять осуждённый, а не свидетели. Первый свидетель сбрасывал осуждённого на камни с высоты, вдвое превышающей человеческий рост. Если тот оставался жив, второй свидетель ударял его камнем в область сердца, и только после этого, если осуждённый ещё подавал признаки жизни, его забрасывали камнями (Левинская, стр. 247-248). См. трактат Санхедрин , : правила и установления, касающиеся казни каменованием (Jewish Virtual Library , на английском языке).
  8. «И, сказав сие, почил» (Деян 7:60). Для описания насильственной смерти Лука использует неожиданный глагол, переводимый как «упокоиться», «почить», «уснуть».
  9. По существующей конвенции автора Евангелия от Луки и Деяний называют Лукой, хотя традиционное отождествление со спутником апостола Павла остаётся спорным (Левинская, стр. 13-19).
  10. Стих отсутствует в ряде важнейших рукописей и, по мнению большинства текстологов , является вставкой, внесённой в текст Евангелия на ранней стадии его передачи. Тем не менее, эти слова вполне могут восходить к ранней устной традиции. Таким образом, этой параллели с рассказом о Стефане в оригинальном тексте Луки скорее всего не было (Metzger, B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament , Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1994, p. 154).
  11. См. также Мк 15:29; Мф 26:61, 27:40.
  12. Данн, стр. 113, 137, 298.
  13. Haenchen, E. The Book of Acts as Source Material for the History of Early Christianity , In: Keck, L. E., Martyn, J. L. (eds) Studies in Luke-Acts , Nashville: Abingdon, 1966, p. 264.
  14. См., в частности, Hengel, M. Between Jesus and Paul: Studies in the Earliest Christianity , Philadelphia: Fortress Press, 1983.
  15. Данн, стр. 295-301.
  16. Hill, C. G. Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church , Minneapolis: Fortress, 1992.
  17. In Basilium Fratrem : Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому (английский перевод, с комментарием).
  18. Григорий Нисский Похвальное слово св. Стефану
  19. Bovon, pp. 285-286.
  20. См. Жития Святых св. Димитрия Ростовского . См. также рассказ Димитрия Ростовского о страдании святого первомученика и архидиакона Стефана .
  21. Epistola ad omnem ecclesiam, de revelatione corporis Stephani martyris ("Revelatio Sancti Stephani", Revue des Etudes Byzantines , 4, 1946, pp. 178-217).
  22. Некоторые исследователи видят в том факте, что мощи были найдены именно в разгар пелагианских споров на проходящем неподалёку в Диосполе (Лидда, современный Лод) соборе, нечто большее, чем простое совпадение. Обладание святыми мощами уже стало к этому времени эффективным способом повышения социального и духовного статуса и авторитета, так что иерусалимский епископ Иоанн вполне мог рассчитывать на помощь обретённых реликвий в решении конкретных насущных задач (Hunt, E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire A.D. 312-460 , Oxford: Clarendon Press, 1982).
  23. Clark, pp. 141-142; Bovon, p. 287.
  24. Epistola Severi ad omnem ecclesiam, de virtutibus ad judaeorum conversionem in Minoricensi insula factis in praesentia reliquiarum Sancti Stephani , Patrologia Latina, vol. 41, pp. 821-834. В течение многих лет это письмо, самая ранняя рукопись которого датируется X в. , считалось подделкой VII в. , написанной в поддержку антииудейской политики вестготских королей. Однако недавнее исследование Скота Брэдбери (Severus of Minorca: Letter on the Conversion of the Jews , ed. and trans. Scott Bradbury, Oxford: Clarendon Press, 1996) доказывает подлинность письма.
  25. Орозий не назван в письме по имени, но из других источников следует, что речь идёт именно о нём.
  26. Сомнения в этом выражены, в частности, в рецензии на упомянутую книгу Скота Брэдбери (Speculum , 73, 1998, pp. 1167-1169). Автор рецензии B. Bachrach видит в послании скорее инструкцию по массовому обращению, чем рассказ о реальном историческом событии. По его мнению, епископ Север вряд ли имел возможность применить силу по отношению к богатой и процветающей еврейской общине острова.
  27. Hunt, E. D. "St. Stephen in Minorca: an Episode in Jewish-Christian Relations in the Early 5th Century A.D.", The Journal of Theological Studies , 33, 1982, pp. 106-123. См. также Браун, стр. 118-119.
  28. De miraculis Sancti Stephani Protomartyris , Patrologia Latina, vol. 41, pp. 833-854.
  29. Epistola 29 . В обычае пировать у memoriae мучеников Августин видел возрождение языческих обрядов. О развитии взглядов Августина на культ мучеников см. Браун, стр. 38-50, 91-92.
  30. Sermo CCCXXII , Patrologia Latina, vol. 38, pp. 1443-1445.
  31. De civitate Dei XXII (английский перевод).
  32. Марцеллин, «Хроникон», г. 439. Византийский историк IX века Феофан Исповедник упоминает в Хронографии , что ещё в 428 г. (вариант датировки: 421 г.) иерусалимский епископ передал в Константинополь десницу св. Стефана в благодарность за щедрость императора Феодосия II и Пульхерии. Это сообщение Феофана не находит подтверждения в ранних источниках. Сообщение Анастасия Библиотекаря о переносе мощей св. Стефана, состоявшемся в правление Константина, малодостоверно (Clark, p. 143).
  33. В книге болландиста Ипполита Делеэ «Истоки культа мучеников» (Hippolyte Delehaye, Les origines du culte des martyrs , Brussels: Societe de Bollandistes, 1933) св. Стефан упоминается чаще других святых. Сколь либо полное перечисление мест поклонения мощам Стефана, от поздней античности до наших дней, в рамках этой статьи невозможно.

Апостол, первомученик и архидиакон Стефан
(ок. 34 г.).
Святой Стефан.
Первомученик Стефан.
Архидиакон Стефан.
День святого Стефана
Обретение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана (415)


*
(память его 2/15 августа, 15 /28 сентября и 27 декабря/9 января).

архидиакон Стефан
Святой первомученик архидиакон Стефан

==========
Обретение мощей первомученика Стефана

28 сентября церковь празднует обретение мощей
первомученика архидиакона Стефана

http://www.abc-people.com/shop/stephen_archdeacon.htm#003
*
==========================

==========
Молитва первомученику архидиакону Стефану

О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане!

Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков.
*
====

Икона Святого Первомученника Стефана

=====
Тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Тропарь, глас 4:
Подвигом добрым подвизался еси первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.
Ин тропарь, глас 4:
Царским венцем венчася твой верх от страданий, яже претерпел еси по Христе Бозе, мучеников первострадельче Стефане: ты бо иудейское обличивый неистовство, видел еси твоего Cпаca одесную Отца, Того убо моли о душах наших.
Ин тропарь, глас 3:
Апостолом совсельник и страстотерпцем первострадалец, Христов служитель, прехвальне Стефане, первее бо совершив мучения течение, безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. Темже, яко апостола и страдальца верховнаго чтуще тя, молим: моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Кондак, глас 6:
Первый сеялся еси на земли Небесным Делателем, всехвальне Стефане, первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, первый от Него победы венцем увязлся еси на небесех, страдальцев начало, венечниче мучеников, первострадальне.
Ин кондак, глас 3:
Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше; вчера Царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается: Того ради и скончавается первомученик и Божественный Стефан.
Величание
Величаем тя, страстотерпче святый первомучениче архидиаконе Стефане, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
*
=====================

=====================================
Народные приметы и поговорки на Стефанов день

«Дождись Степана - станешь паном»,- говорили когда-то люди сердобольные тем, кто не имел своего хозяйства или оно по какой-то причине в упадок приходило. Дело в том, что день святого апостола первомученика и архидиакона Стефана считался одним из основных годовых сроков для найма батраков.

А на севере России в это время проходили выборы пастухов, с которыми принято было заключать договоры, в том числе и об оплате, которая крестьянам порой «в копеечку выливалась».

Хороший пастух в те времена «в цене был», слывя человеком солидным и уважаемым. Поэтому деревенские хозяйки с удовольствием отдавали в подпаски своих подрастающих сыновей, говоря им при этом: «В пастухи наймешься - вся деревня в долгу».

Во все времена любящие матери, заботясь о будущем своих детей, желали им здоровья, счастья и благополучия. Но, к сожалению, жизнь не всегда складывается так, как того бы хотелось. Недаром говорят: «Человек предполагает, а Господь располагает». И, видно, не только на земле судьбы людские решаются.

Этот день считается одним из основных годовых сроков для найма батраков. «На святой Степан каждый себе пан» - работник «припомнит все обиды от хозяина, выскажет свое неудовольствие, сведет расчеты и волен или заключить снова договор или нарушить прежний».

На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой с хмельными напитками за счет пастуха (еду приносили наниматели).

Наем пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим - хозяином леса или с его детьми.

В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живет с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую».

Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.

Во многих лесных районах ценилось не столько устное знание пастухом заговоров, сколько наличие у него рукописного «отпуска» - тетрадки, листа бумаги с записанными текстами пастушеских заговоров:

«И емлю я, раб божий (имярек), тридесять булатныя за-мыки, замыкаю ворота тридевятью булатными замками от чернаго зверя широколапа, и от насыльнаго, и от опракидня, и перехожего, и от пакосника, волка рыскучага, и от волчицы, и от всякия змии скорбии, и от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы не ходил бы в мою поскотину черной звер широколапой, насылнои и опрокидень, и перехожей пакосник волк рыскучей, и волчица, и всякая змия и скорбия, и всякой злой и лихо человек в день и в нош и по всякой час, в утре рано и ввечере в поздо, отныне и во веки веков. Аминь. И сколь жарко и ярко горят огни горяшия, тол бы жарко и ярко горело у скота сердце и печень, у всякой скотины по поскотине, о дружка по дружке и по мне, рабу божий (имярек). Где меня, раба божия (имярек), увидят, и голос и трубу трубами в рог играючи, в поля или за полем, в лугах и за лугами, в горах и за горами, или в ручиях и верь-тепах, или в мелких проточинах, или в темных лесах, и шли бы ко мне, рабу божию (имяреку), со всех четырех сторон безотворотно и безотпятно, на мой голос и на мою трубу, и в рог играючи, по всякой день, по всякой час, по утру рано, вечеру поздно, отныне и во веки веков. Аминь...»

В приведенном фрагменте из северного рукописного «отпуска» не случайно несколько раз упоминается рог, труба. Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну приходилось делать инструменты заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» - выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т. д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент.

Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, а «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.

Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. «Батожок изготовляли из рябины, на нем делали зарубки по количеству ног скота в стаде», от него зависел удой. В день первого выгона скота «пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов».

Пастух рад лету, а сир привету.

Разживемся - в пастухи наймемся, все село - в долгу.

В пастухи наймешься - вся деревня в долгу.

Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/

*
==================



Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Πρωτομάρτυρα Στεφάνου
Первомученик Стефан. Икона. Византия. XIII век. 96,8 х 63,8. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).
Первомученик Стефан. Икона. Москва. Середина XVI в.

Архидиакон Стефан. XVI в.


Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...