Слоговые схемы слов образец. Как научить младшего школьника составлять схемы слов

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
Слова состоят из звуков.
Звук - то, что мы слышим и произносим.
Буква - то, что пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков : А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв - десять: шесть - А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я - ЙА, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ, Ё - ЙО)
- в начале слова (яма, юла);
- после гласного звука (маяк, за-юшка);
- после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).
В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я - А. Ю - У, Е - Э, Ё - О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:
- глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ;
- звонкие согласные звуки - голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
- согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
- всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
- всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква - это знак звука.

Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить, ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению - слияние двух букв в слог.

Знание букв без чувства звуков - это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их складывать, если предварительно не знакомятся со звуками.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности каждого звука в нем.

Так, при анализе слова жук ребенок должен произнести его три раза: жжжук, жууук, жуК. Затем можно построить модель слова из квадратиков. Ячейки соответствует звукам.

Гласные звуки

Звуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Такие звуки есть в словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э], кит-[и], дым-[ы]. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, нужно "проверить" все звуки, произнося их, и наблюдая, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

Гласный звук в модели слова закрашивается красным цветом.

Согласные звуки

Звуки, при образовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то "мешает", - губы, зубы, язык, называются согласными. Твердый согласный звук будем обозначать синим цветом, а мягкий согласный звук - зеленым.

ЛУНА ЛИСА ЮЛА ГУСИ
[л ][у ][н ][а ] [ль ][и ][с ][а ] [й ][у ][л ][а ] [г ][у ][сь ][и ]

Ударные гласные звуки

После того как дети научатся различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить их с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Вслед за ударным слогом дети знакомятся с ударным гласным звуком. Над ударным звуком ставится косая черта.

Пример звукового анализа слова ГУСИ

[г ][у ][сь ][и ]

Назовите гласные звуки. ([у ], [и ])
Сколько слогов в слове? (Два)
Назовите их. (ГУ-СИ)
Назовите ударный слог.(ГУ)
Произнесите слово с ударением.(ГУУУСИ)
В ударном слоге протяжно произносится гласный звук.(УУУ)
Читаем слово с ударением, ведя указкой под схемой.
Взрослый произносит ГУСИИИ.
Какой звук выделен? (И)
Как правильно сказать? ГУУУСИ.
Гласный звук в ударном слоге называется ударным, который произносится более протяжно.
Какой согласный звук мягкий? [сь ]

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают вправила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Ольга Гордеева

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове .

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики .

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :

ддд-ом – первый звук Д – он согласный , звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

д – ооо – м - второй звук О - он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

до –ммм - третий звук М – он согласный , звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука , 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М .

Гласный звук О .

Назовем звуки по порядку : Д О М.

Напишем слово буквами :ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный , глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь , И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

Буквы, обозначающие звонкие звуки :

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки :

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий . Если «не звенит» - глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух :

МЕЛЬ – звук ль мягкий .

МЕЛ – звук л твердый .

КОТ – звук К твердый .

КИТ – звук Кь мягкий .

Родители могут проконтролировать следующим образом :

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук .

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук .

Звуков Е ,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ - говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э , О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова .



Как правильно сделать фонетический разбор слова?

– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.

Памятка

План фонетического разбора

  1. Записать слово орфографически правильно.
  2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
  3. Отметить возможности переноса слова по слогам.
  4. Фонетическая транскрипция слова.
  5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
  6. Подсчитать количество букв и звуков.
  7. Отметить случаи, если звук не соответствует букве.

Образцы фонетического разбора слов :

Я очень люблю есть морковь.

Фонетический разбор слова люблю:

  1. люблю
  2. люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
  3. люб-лю
  4. [л"убл"у]
  5. Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и безударный;
    Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
    Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
    Ю – [у] – гласный и ударный
  6. В слове 5 букв и 5 звуков.

Фонетический разбор слова морковь:

  1. морковь
  2. мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
  3. Перенос: мор-ковь
  4. [маркоф"]
  5. М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    О – [а] – гласный и безударный.
    Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
    К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
    О – [о] – гласный и ударный.
    В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
    Ь —————————–
  6. В слове 7 букв и 6 звуков.
  7. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

Видео про фонетическую транскрипцию

Полезные советы:

  • Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
  • Важно всегда проверять транскрипцию.
  • Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
  • Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.

Возможно, вам также понадобится

орфографию с орфоэпией

1-ая часть. Звуковой анализ.

В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.

Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы "столкнем" орфографию с орфоэпией , тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.

Пропуски букв, их замена, искажение слов, ошибки при написании слов с орфограммами – все это результаты слабой работы по звуко-буквенному анализу слова. В "Букваре" с первых уроков обучения грамоте мы параллельно разбираем как звуковую, так и буквенную модель (схему) слова. Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков.

Анализируйте! Сравнивайте! Делайте вывод! Постоянно обращайте внимание детей на слова, написание которых расходится с произношением (она, оно, они).

Следите, чтобы при произнесении звуков дети их не "тянули" ("мэ", "вэ"), а произносили четко и кратко [м], [в] – звук, как щелчок.

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа. Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки – это то, что мы слышим и произносим . Буквы мы видим и пишем. Буквы служат для обозначения звука.

Для звукового анализа используются специальные символы звуков – цветные кружочки или квадратики (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова – это первый звук, с него слово начинается. Конец слова – это самый последний звук. Середина слова – это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове "аист". Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове "шарик". Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)


Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки – красным, согласные твёрдые - синим, согласные мягкие – зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова "лиса" (выделяем последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л"] – согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] – согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А – звук [А] – гласный, обозначаем красным цветом.

Назови все звуки в слове ЛИСА [Л"], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.


Консультация для родителей по подготовке детей к обучению грамоте

«Звуковой анализ слова».

Здравствуйте, уважаемые родители ! Предлагаю поговорить о подготовке детей к обучению грамоте , а именно о проведении звукового анализа слов .
Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка .

Каждый из нас улыбнется, вспомнив «народное» правило русского языка: «как слышится, так и пишется» . Действительно, если ребенок не произносит звук правильно , вряд ли стоит рассчитывать на то, что он правильно напишет его в тетрадке в недалеком будущем.

Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, т. е. слышать звуки в слове .

Это навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх , как: «Назови первый звук в слове » , «Подбери словечко » , «Поймай звук » , «Определи позицию звука в слове » , «Найди место картинке» и др.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове : выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделением каждого звука . Так, при анализе слова «ЖУК» ребёнок должен произнести его три раза: «ЖЖук» , «жУУк» , «жуК» .

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление , оно должно быть понятно, материально представлено.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова : в слове «дом» три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать , а под домом - схема этого слова : ребёнок уже знает, что слова состоят из звуков .

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове . "Сколько клеточек?" - "Три". - "А сколько звуков в слове ?" - "Тоже три". - "Давай будем эти звуки искать . Произнеси слово дом так , чтобы я услышала в нем первый звук ". Это наш ребенок уже умеет - научился на первом этапе обучения . "д-дом", -старательно произносит малыш. - "Какой первый звук ?" - "Д". - "Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук ?" - "Д".

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «дом» , в которой первая клеточка уже закрыта. Можно двигаться дальше.

"Давай теперь произнесем слово «дом» так, чтобы услышать в нем второй звук , первый д - мы уже знаем". Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним «до-о-ом» .

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова : нужно произносить слово и одновременно вести пальцем по схеме и надолго остановить его на второй клеточке. Палец держим на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете «до-о-ом» . "Какой же второй звук в этом слове ?" - "О!" - "Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой !" Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

"Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове «дом» . Давай найдем последний звук в этом слове . Произнеси слово «дом» так, чтобы слышался последний звук ".

И снова вы ведете пальцем по уже почти заполненной схеме слова и произносите : "дом-м-м". "Какой последний звук в слове дом-м-м ?" - "М-м", - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова .

Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру "Кто внимательный". "А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук , а ты будешь снимать его обозначение со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, обозначение звука «д » (фишка синего цвета)

Для данного вида анализа ребёнку предлагаются слова из трех звуков : мак, дом, сыр, кот, кит, шар, жук, лук, лес, рак.

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов , учим его вслушиваться в слово , слышать звуки , его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так , как они слышатся в слове .

Особенно важным этот вид работы со звуками является для детей с нарушениями речи. Если вы видите, что со звуковым анализом слова ребёнок не справляется, то возвращайтесь к играм по развитию фонематического слуха.

В процессе анализа з-х звуковых слов напомните ребёнку о наличии в языке гласных и согласных звуков . Сначала предложите ему найти в слове гласный звук и заменить нейтральную фишку на красную.

Затем вспомните о том, что согласные звуки бывают мягкие и твёрдые: твёрдые звуки обозначаем синими фишками, а мягкие – зелёными. Таким образом, теперь при составлении схем слов ребёнок будет пользоваться фишками трёх цветов.

Все характеристики звуков даются УСТНО (записывать не надо) . Если ребёнок захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то (попросить бабушку или дедушку «отгадать» , что это за «таинственные квадраты» ).



Похожие статьи

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...

  • Кузнецов Виктор Васильевич

    При всей известности его острых и прочных ножей в России и за рубежом, часто можно услышать вопросы: когда и где появился на свет Виктор Кузнецов? Биография кузнеца проста и замысловата одновременно. Виктор Васильевич Кузнецов родился в...