Шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) - Шкала инсульта Национального института здоровья. Приложение Г4. Шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) - Шкала инсульта Национального института здоровья Nihss 1 балл

Шкала инсульта Национального института здоровья / шкала инсульта / NIH Stroke Scale

Разработана американским Национальным Институтом Здоровья (National Institutes of Health Stroke Scale - NIH Stroke Scale) T.Brott et al, 1989, J.Biller et al, 1990.

Используется для объективизации состояния пациента с ишемическим инсультом при поступлении, в динамике процесса и исхода инсульта к 21 суткам нахождения в стационаре.

Шкала содержит 15 пунктов, которые характеризуют основные функции, чаще всего нарушающиеся вследствие церебрального инсульта. Оценкафункций производится в баллах. Шкала отличается очевидной простотой, заполнение ее требует не более 5-10 минут, дисциплинирует врача в плане необходимости всестороннего исследования неврологического статуса, позволяет регистрировать динамику состояния пациента в остромпериоде заболевания. Внутренняя согласованность и ретестовая надежность шкалы подтверждена рядом исследований (Goldstein J.C. et al 1989).Отсутствие изменений в неврологическом статусе предусматривается как 0 баллов, смерть больного - 31 балл.

Определение значений баллов шкалы

Сознание: уровень
бодрствования

0 - Ясное
1 - Оглушение (заторможен, сонлив, но
реагирует даже на незначительный стимул -
команду, вопрос)
2 - Сопор (требует повторной, сильной
или болезненной стимуляции для того, чтобы
совершить движение или стать на время
доступным контакту)
3 - Кома (речевому контакту недоступен,
отвечает на раздражения лишь рефлекторными
двигательными или вегетативными реакциями)

Сознание: ответы на
вопросы
Просят больного назвать
месяц года и свой возраст

0 - Правильные ответы на оба вопроса
1 - Правильный ответ на один вопрос
2 - Неправильные ответы на оба вопроса

Сознание: выполнение
инструкций (просят
больного закрыть и
открыть глаза, сжать
пальцы в кулак и разжать)

0 - Выполняет обе команды правильно
1 - Выполняет одну команду правильно
2 - Обе команды выполняет неправильно

Движения глазных яблок
(слежение за движением
пальца)

0 - Норма
1 - Частичный паралич взора (но нет
фиксированной девиации глазных яблок)
2 - Фиксированная девиация глазных яблок

Поля зрения (исследуют с
помощью движений
пальцами, которые
исследователь выполняет
одновременно с обеих
сторон)

0 - Нет нарушений
1 - Частичная гемианопсия
2 - Полная гемианопсия

лицевой
мускулатуры

0 - Нет
1 - Легкий (асимметрия)
2 - Умеренно выраженный (полный или почти
полный паралич нижней группы мимических мышц)
3 - Полный (отсутствие движений в верхней
и нижней группах мимических мышц)

Движения в руке на
стороне пареза
Руку просят удержать в
течение 10 с в положении
90° в плечевом суставе,
если больной
сидит, и в положении
сгибания 45°, если
больной лежит

0 - Рука не опускается
1 - Больной вначале удерживает руку в
заданном положении, затем рука начинает
опускаться
2 - Рука начинает падать сразу, но больной все

3 - Рука сразу падает, больной совершенно не
4 - Нет активных движений

Движения в ноге на
стороне пареза
Лежащего на спине
больного просят удержать
в течение 5 с согнутую в
тазобедренном суставе
ногу, поднятую под углом
30°

0 - Нога в течение 5 секунд не опускается
1 - Больной вначале удерживает ногу в
заданном положении, затем нога начинает
опускаться
2 - Нога начинает падать сразу, но больной все
же несколько удерживает ее против силы тяжести
3 - Нога сразу падает, больной совершенно не
может преодолеть силу тяжести
4 - Нет активных движений

Атаксия в конечностях ПНП
и ПКП (атаксия
оценивается в баллах лишь
в том случае, когда она
непропорциональна степени
пареза;
при полном
параличе кодируется
буквой "Н")

0 - Нет
1 - Имеется или в верхней, или в нижней
конечности
2 - Имеется и в верхней, и в нижней конечности

Чувствительность
Исследуется при помощи
булавки, учитываются
только нарушения

0 - Норма
1 - Незначительно снижена
2 - Значительно снижена

Игнорирование (neglect,
англ.)

0 - Не игнорирует
1 - Частично игнорирует зрительные, тактильные
или слуховые раздражения
2 - Полностью игнорирует раздражения более
одной одальности

Дизартрия

0 - Нормальная артикуляция
1 - Легкая или умеренная дизартрия (произносит
невнятно некоторые слова)
2 - Выраженная дизартрия (произносит слова
почти невразумительно или хуже)

0 - Нет
1 - Легкая или умеренная (ошибки в названии,
парафазии)
2 - Грубая
3 - Тотальная

(NIHSS, NATIONAL INSTITUTES OF HEALTH STROKE SCALE BROTT T., ADAMS H.P., 1989)

Проводится для определения уровня неврологического дефицита после инсульта. Высокая оценка соответствует более тяжелому инсульту, даже если он не вы-является при ранней нейровизуализации. Эта шкала применяется в большинстве клинических исследований, также она необходима для оценки состояния пациентов после тромболизиса или антикоагулянтной терапии. Оценка по данной шкале должна проводиться для всех пациентов с инсультом. Последующая оценка поможет оценить изменение состояния пациента.

Уровень сознания Оценка

В сознании, четко отвечает на вопросы

Сонлив, но реагирует даже на минимальный стимул – команду, вопрос

Реакция только в виде двигательных или вегетативных рефлексов или полная арефлексия

Уровень сознания: ответы на вопросы.

Пациента просят назвать месяц года и свой возраст

0
1
2

Уровень сознания: выполнение команд. пациента просят закрыть глаза и сжать кулак

Правильные ответы на оба вопроса или наличие языкового барьера

0

Правильный ответ на один вопрос

1

Неправильные ответы на оба вопроса или не может ответить

2

Движения глазных яблок

Полный объем движений

0

Частичный паралич взора или изолированный паралич

1

Фиксированная девиация глазных яблок или полный паралич взора, непреодолимый с помощью приема «глаз куклы».

2

Поля зрения: исследуется в каждом поле с помощью движений пальцами, которые исследователь выполняет одновременно с обеих сторон.

Норма или давняя слепота

0

Асимметрия или частичная гемианопсия

1

Полная гемианопсия

2

Билатеральная гемианопсия или кома

3

Паралич лицевой мускулатуры

Нет или седация

0

Минимальный (только сглаженность носогубной складки)

1

Частичный (нижняя половина лица)

2

Полный (вовлечена вся половина лица) или кома

3

Д вижения в левой руке: пациент удерживает вытянутую руку под углом 90°

0
1
2
3

Нет движений

4

Д вижения в правой руке: пациент удерживает вытянутую руку под углом 90°

Пациент удерживает руку под углом 90° в течение 10 секунд, отек или ампутация

0

Пациент вначале удерживает руку в заданном положении, рука начинает опускаться до истечения 10 секунд

1

Пациент не удерживает руку в заданном положении в течение 10 секунд, но все же несколько удерживает ее против силы тяжести

2

Рука падает сразу, пациент не может преодолеть силу тяжести

3

Нет движений

4

Движения в левой ноге: пациент поднимает ногу на 30° в течение 5 секунд

0
1
2
3

Нет движений

4

Движения в правой ноге: пациент поднимает ногу на 30° в течение 5 секунд

Пациент удерживает ногу в заданном положении в течение 5 секунд, отек или ампутация

0

Нога опускается до промежуточного положения к концу 5 секунды

1

Нога падает в течение 5 секунд, но пациент все же несколько удерживает ее против силы тяжести

2

Нога падает сразу, пациент не может преодолеть силу тяжести

3

Нет движений

4

ИТОГ:

Речь: оценивается при назывании стандартных картинок оценка

Нормальная

0

Легкие или средней степени тяжести ошибки в назывании, подборе слов или парафазии

1

Тяжелая: полная афазия Брока (моторная) или Вернике (сенсорная)

2

Мутизм, или тотальная афазия, или кома

3

Дизартрия

0

Легкая или средней степени невнятность речи, пациента можно понять

1

Выраженная дизартрия (речь невнятная, неразборчивая)

2

А таксия в конечностях: пальценосовая и пяточно-коленная пробы

Нет (нет движений в конечностях), невозможно оценить

0

Атаксия имеется в одной конечности

1

Атаксия в двух конечностях

2

Чувствительность: исследуется с помощью булавки. если уровень сознания снижен, оценивается только при наличии гримасы или асимметричного отдергивания

Нормальная, седация или ампутация

0

Легкая и умеренная. Пациент чувствует укол менее остро, но осоз-нает прикосновение

1

Значительная или полная утрата чувствительности, не осознает прикосновения

2

Синдром «отрицания» (игнорирование)

Нет или седация

0

Зрительное, тактильное или слуховое игнорирование половины пространства

1

Глубокое игнорирование половины пространства по двум и более модальностям

2

ИТОГ:

Чтобы оценить степень тяжести неврологических симптомов в период острого ишемического , применяется шкала NIHSS. Благодаря тесту врачам удается адекватно оценить состояние поступившего человека, что необходимо для оказания грамотной первой помощи и определения курса лечения.

Что это за шкала?

Международная шкала NIHSS была представлена американским Национальным Институтом Здоровья (National Institutes of Health Stroke Scale). Она используется для объективной оценки состояния больного, который поступил в госпиталь с ишемическим инсультом. Тест проводится в динамике процесса и после 21 дня нахождения в стационаре.

Шкала состоит из последовательных 15 тестов, за выполнение каждого из которых ставятся баллы от 0 до 4. Каждое исследование позволяет оценить состояние основных функций, которые чаще всего страдают при церебральном инсульте. Тест простой, поэтому на его прохождение потребуется не более 5-10 минут.

Результаты теста помогают врачу оценить неврологический статус пациента и определить динамику его общего состояния на острой фазе болезни.

Тесты шкалы

Как упоминалось ранее, их всего 15. Каждое исследование рассмотрим далее.

Уровень бодрствования

Чем бодрее реагирует человек, тем меньший балл ему ставится. Максимальная же оценка возможна только в случае комы или полного отсутствия реакций и рефлексов. Так, балл зависит от реакции человека:

  • 0 – бодрствует и демонстрирует активную реакцию;
  • 1 – реагирует слегка заторможено или ощущает сонливость, но полностью реагирует даже на незначительные раздражители;
  • 2 – находится в бессознательном состоянии или требуется более агрессивное воздействие, чтобы он проявил реакцию;
  • 3 – полностью игнорирует внешние раздражители (может быть связано с комой).

Способность ответить на вопросы

Доктор просит пациента уточнить свой возраст и текущий месяц года. От полноты и четкости ответов зависит балл:

  • 0 – дал правильные ответы на 2 вопроса;
  • 1 – ответил корректно один раз;
  • 2 – не ответил на оба вопроса.

Нужно учитывать, что ответы пациент должен давать точные в цифрах. Врач фиксирует только первый произнесенный ответ.

Выполнение команд

Доктор предлагает пациенту выполнить ряд действие – зажмурить и открыть глаза, сложить пальцы в кулак и разжать. Если какую-либо команду больной не может выполнить по тем или иным причинам, например, в связи с инвалидностью, нужно дать другую команду. Если больной не реагирует на речь, можно своим примером показать, что от него требуется. Оценивается первая попытки выполнить команду:

  • 0 – оба действия выполнены успешно;
  • 1 – выполнено только 1 действие;
  • 2 – оба действия выполнены частично или вовсе не выполнены.

Реагирование глазных яблок

Нужно попросить пациента проследить глазами за движениями пальца:

  • 0 – нормальная реакция;
  • 1 – частичный паралич глазных яблок, но отсутствует их фиксированная девиация;
  • 2 – полный паралич с фиксированной девиацией глазных яблок.

Поле зрения

Тест проводится с помощью конфронтации и подсчета количества пальцев, причем как с периферии, так и с центра глаз:

  • 0 – не зафиксированы нарушения;
  • 1 – есть асимметрия или частичная 2-сторонняя слепота в половине поле зрения;
  • 2 – полная .

Лицевая мускулатура

Определяется, как «работает» лицевой нерв:

  • 0 – не зафиксировано каких-либо нарушений;
  • 1 – имеется небольшая лицевая асимметрия;
  • 2 – лицевые мышцы парализованы умеренно;
  • 3 – лицевые мышцы полностью парализованы.

Сила рук

Важно отметить, что данный тест проводится для каждой руки отдельно, поэтому выставляются две оценки. В рамках данного задания доктор просит больного разомкнуть руку, а после согнуть под углом в 90 (сидя) или 45 (лежа) градусов. При этом ладонь нужно повернуть вниз. Пациент должен выдержать в таком положении 10 секунд, после чего выставляется балл:

  • 0 – удалось удержать согнутую руку все 10 секунд;
  • 1 – рука изначально держится под заданным углом, но постепенно опускается;
  • 2 – нельзя провести исследование, поскольку конечность отсутствует или имеется перелом сустава;
  • 3 – рука опускается сразу же, как была согнута, причем не удается преодолеть силу тяжести;
  • 4 – вовсе не удается согнуть руку под нужным градусом.

Сила ног

Аналогично предыдущему тесту, данное исследование проводится для каждой ноги по-отдельности. Пациент должен находиться в лежачем положении. Доктор просил его поднять ногу под углом в 30 градусов и зафиксировать положение на 5 секунд. После ставится балл:

  • 0 – нога находилась под нужным углом все 5 секунд;
  • 1 – постепенно опустилась;
  • 2 – опускалась быстрее, задержавшись под заданным углом крайне малое время;
  • 3 – упала сразу же, поскольку пациент не способен преодолеть силу тяжести;
  • 4 – вовсе не удалось принять нужное положение.

Атаксия конечностей

Этот тест проводится для того, чтобы определить, имеется ли расстройство координации движений с одной из сторон. Если нарушено поле зрения, исследование проводится с той стороны, где нет поражения. Врач также проводит коленно-пяточную и пальце-носо-пяточную пробу. Выставляется одна из следующих оценок:

  • 0 – не выявлены какие-либо нарушения;
  • 1 – имеется атаксия или в верхних, или в нижних конечностях;
  • 2 – наблюдается атаксия всех конечностей.

Уровень чувствительности

Чтобы определить уровень чувствительности пациента, врач использует прикосновения и легкие прокалывания иглой или булавкой. Оценка зависит от реакции больного:

  • 0 – ощущает все прикосновения и прокалывания;
  • 1 – слабо ощущает все манипуляции врача;
  • 2 – чувствительность крайне низкая.

Речь

Специалист проводит исследование для оценки больного. Для этого ему предлагается описать картинку или прочить какой-либо текст. Если это невозможно, например, ввиду проблем со зрением, можно предложить ему описать предмет, предварительно пощупав его руками.

Могут быть выставлены такие оценки:

  • 0 – задание выполнено корректно, то есть речь нормальная;
  • 1 – имеется частичное нарушение речевого аппарата;
  • 3 – полное невыполнение задания или вовсе кома пациента.

Дизартрия

Врач устанавливает, не нарушено ли у больного произношение в результате нарушения иннервации речевого аппарата из-за поражения нервной системы (дизартрия). Во время этого теста врач не озвучивает область изучения, а просто ведет с больным диалог. Выставляются такие баллы:

  • 0 – пациент проявляет артикуляцию в рамках нормы и внятно отвечает на вопросы;
  • 1 – отмечается легкая или умеренная дизартрия, то есть больной невнятно произносит некоторые слова;
  • 3 – отмечается полная дизартрия, когда больной непонятно произносит все слова или вовсе находится в коме.

Неглект (игнорирование)

Правополушарное поражение головного мозга часто сопровождается неглектом – игнорированием человеком тела, пораженной конечности или пространства. Так, тест предполагает оценку восприятия половины тела (как правило, левой стороны). Для этого также применяются прикосновения, прокалывания иглой или булавкой и т. п. Возможны такие оценки:

  • 0 – тело адекватно реагирует на раздражители, не проявляя признаков неглекта;
  • 1 – отмечается частичное зрительное, слуховое или тактичное игнорирование;
  • 2 – фиксируются грубые отклонения от нормы;
  • 3 – наблюдается полное отсутствие реагирования на раздражители.

Пациента нельзя заранее подготавливать к прохождению конкретного задания, если этого не требует сам тест.

Результаты исследования

Прогноз инсульта определяется в зависимости от суммарного балла по шкале:

  • 0 – нет каких-либо нарушений в неврологическом статусе;
  • до 10 – дается хороший прогноз на выздоровление (наблюдается в 60-70% случаев);
  • более 20 – дается плохой прогноз, поскольку успешное выздоровление наблюдается лишь в 4-16% случаев;
  • 31 – максимальное увеличение риска летального исхода.

По итоговой оценке также корректируется курс лечения и . Так, если имеется незначительный неврологический дефицит (общая оценка – выше 3-5), то назначается , чтобы не допустить развития инвалидности больного. Если же наблюдается тяжелый неврологический дефицит (общая оценка – 25), то тромболизис не назначается, поскольку он уже не способен существенно повлиять на исход болезни и приостановить развитие .

Итак, рассматриваемая шкала состоит из 15 заданий. За каждое из них врач выставляет определенные баллы, причем тестирование проводится последовательно, то есть нельзя менять установленный порядок заданий или возвращаться к невыполненным тестам. После всех исследований подводятся итоги, и специалист дает прогноз на болезнь.

Применяется для оценки неврологического статуса, локализации инсульта (в каротидном или вертебробазилярном бассейне), дифференциальной диагностики и результатов лечения. Ее основу составляет ряд параметров, отражающих уровни нарушения основных расстройств, вследствие острого цереброваскулярного заболевания. Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания. Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60 - 70%, а при оценке более 20 баллов 4 - 16%.

Критерии оценки пациента

Количество баллов по шкале шкала NIHSS

Исследование уровня сознания - уровня бодрствования

(если исследование невозможно по причине интубации, языкового барьера - оценивается уровень реакций)

0 - в сознании, активно реагирует.

1 - сомноленция, но можно разбудить при минимальном раздражении, выполняет команды, отвечает на вопросы.

2 - сопор, требуется повторная стимуляция для поддержания активности или заторможен и требуется сильная и болезненная стимуляция для произведения нестереотипных движений.

3 - кома, реагирует только рефлекторными действиями или не реагирует на раздражители.

Исследование уровня бодрствования - ответы на вопросы

Больного просят ответить на вопросы: "Какое сейчас месяц?", "Сколько Вам лет?"

(если проведение исследования невозможно по причине интубации и др. - ставиться 1 балл)

0 - Правильные ответы на оба вопроса.

1 - Правильный ответ на один вопрос.

2 - Не ответил на оба вопроса.

Исследование уровеня бодрствования - выполнение команд

Пациента просят совершить два действие - закрыть и открыть веки, сжать не парализованную руку или совершить движения стопой

0 - правильно выполнены обе команды.

1 - правильно выполнена одна команда.

2 - ни одна команда не выполнена правильно.

Движения глазными яблоками

Пациента просят проследить за горизонтальным движением неврологического молоточка.

0 - норма.

1 - частичный паралич взора.

2 - тоническое отведение глаз или полный паралич взора, не преодолеваемый вызыванием окулоцефалических рефлексов.

Исследование полей зрения

Просим пациента сказать сколько он видит пальцев, при этом пациент должен следить за движением пальцев

0 - норма.

1 - частичная гемианопсия.

2 - полная гемианопсия.

Определение функционального состояния лицевого нерва

просим пациента показать зубы, совершить движения бровями, зажмуриться

0 - норма.

1 - минимальный паралич (асимметрия).

2 - частичный паралич - полный или почти полный паралич нижней группы мышц.

3 - полный паралич (отсутствие движений в верхней и нижней группах мышц).

Оценка двигательной функции верхних конечностей

Пациента просят поднять и опустить руки на 45 градусов в положении лежа или на 90 градусов в положении сидя. В случае, если пациент не понимает команды - врач самостоятельно помещает руку в нужное положение. Данным тестом определяется мышечная сила. Баллы фиксируются для каждой руки отдельно

0 - конечности удерживаются в течение 10 сек.

1 - конечности удерживаются менее 10 сек.

2 - конечности не поднимаются или не сохраняют заданное положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести.

4 - нет активных движений.

5 - невозможно проверить

(конечность ампутирована, искусственный сустав)

Оценка двигательной функции нижних конечностей

Поднимают паратечную ногу в положении лежа на 30 градусов продолжительностью - 5 секунд.

Баллы фиксируются для каждой ноги отдельно

0 - ноги удерживаются в течение 5 сек.

1 - конечности удерживаются менее 5 сек.

2 - конечности не поднимаются или не сохраняют поднятое положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести.

3 - конечности падают без сопротивления силе тяжести.

4 - нет активных движений.

5 - невозможно проверить (конечность ампутирована, искусственный сустав).

Оценка координации движений

Данный тест выявляет атаксию, оценивая функцию мозжечка.

Проводятся пальце-носовая проба и пяточно-коленная проба. Оценка нарушения координации производиться с двух сторон.

0 - Атаксии нет.

1 - Атаксия в одной

конечности.

2 - Атаксия в двух конечностях.

UN - исследовать невозможно (указывается причина)

Проверка чувствительности

исследуют пациента с помощью иголки, валика для проверки чувствительности

0 - норма.

1 - легкие или средние нарушения чувствительности.

2 - значительное или полное нарушение чувствительности

Выявление расстройства речи

0 - Норма.

1 - Легкая или умеренная

дизартрия; некоторые звуки смазаны, понимание слов

вызывает затруднения.

2 - Тяжелая дизартрия; речь больного затруднена, или определяется мутизм.

UN - исследовать невозможно (указать причину).

Выявления нарушения восприятия - гемиигнорирование или неглет

0 - Норма.

1 - Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).

2 - Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

При оценке по шкале NIHSS необходимо строго следовать разделам шкалы, регистрируя баллы в каждом из подразделов по очереди. Нельзя возвращаться назад и изменять выставленные ранее оценки. Следуйте инструкциям для каждого из подразделов. Оценка должна отражать то, что на самом деле делает пациент, а не то, что, по мнению исследователя, пациент может делать. Регистрируйте ответы и оценки испытуемого в процессе исследования, работайте быстро. Если это не указано в инструкциях к соответствующему подразделу, не следует тренировать больного и/или добиваться от него лучшего выполнения команды.

Уровень бодрствования

Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций.
Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей).

Ясное сознание, живо реагирует

Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции.

Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны.

Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций.

Уровень бодрствования: ответы на вопросы

Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка 2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту.

Правильные ответы на оба вопроса.

Правильный ответ на один вопрос.

Не ответил на оба вопроса.

Уровень бодрствования: выполнение команд

Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка.

Выполнил обе команды.

Выполнил одну команду.

Не выполнил ни одной из команд.

Движения глазных яблок

Норма.

Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора.

Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов.

Поля зрения

Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе "Гемиигнорирование (неглект)".

Поля зрения не нарушены.

Частичная гемианопсия.

Полная гемианопсия.

Слепота (включая корковую).

Нарушение функции лицевого нерва

Нормальные симметричные движения мимических мышц.

Легкий парез мимических мышц (сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка).

Умеренный прозопарез (полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц).

Паралич одной или обеих половин лица (отсутствие движений в верхней и нижней части лица).

Сила мышц левой руки

Движения в руке отсутствуют.

исследовать невозможно.

Сила мышц правой руки

Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Рука не опускается в течение 10 с.

Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.

Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.

Рука сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в руке отсутствуют.

исследовать невозможно.

Сила мышц левой ноги

Движения в ноге отсутствуют.

исследовать невозможно.

Сила мышц правой ноги

Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Нога не опускается в течение 5 с.

Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.

Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.

Нога сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в ноге отсутствуют.

исследовать невозможно.

Атаксия в конечностях

Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений. С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Атаксии нет.

Атаксия в одной конечности.

Атаксия в двух конечностях.

исследовать невозможно.

Чувствительность

Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо). Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1. При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2.

Норма.

Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения.

Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений.

Речь

Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста (см. приложение). Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3. При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд.

Норма.

Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя.

Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках.

Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи.

Дизартрия

Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок. При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2. Если исследовать силу невозможно (интубация, травма лица) делается соответствующая отметка.

Норма.

Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки «смазаны», понимание слов вызывает некоторые затруднения.

Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм.

исследовать невозможно

Гемиигнорирование (неглект)

Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней гемианопсии. Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0. Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании. Оценка в данном разделе ставится только при наличии гемиишорирования, поэтому заключение «исследовать невозможно» к нему неприменимо.

Норма.

Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).

Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

Вконтакте



Похожие статьи

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...

  • Скатов А. Кольцов. «Лес. VIVOS VOCO: Н.Н. Скатов, "Драма одного издания" Начало всех начал

    Некрасов. Скатов Н.Н. М.: Молодая гвардия , 1994. - 412 с. (Серия "Жизнь замечательных людей") Николай Алексеевич Некрасов 10.12.1821 - 08.01.1878 Книга известного литературоведа Николая Скатова посвящена биографии Н.А.Некрасова,...