Профилактика наркомании несовершеннолетних. Правила осуществления профилактики наркомании. Подразделение профилактической деятельности

В настоящее время наркомания достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет быстрыми темпами, поэтому очень важно своевременно принимать меры, которые помогут в борьбе с этим страшным явлением. Подобного рода проблема наносит серьезный вред всем членам современного общества. Наркомания является настоящей бедой для всех тех семей, которые уже успели с ней столкнуться. Есть перечень мер, с помощью которых можно предупредить появление этого заболевания.

Что такое наркомания

Под наркоманией подразумевается заболевание, которое вызывается употреблением наркотических веществ – произошло от греческих слов «оцепенение» и «безумие, восторженность». Другими словами, под наркотической зависимостью подразумевается состояние человека, когда он постоянно думает о наркотических средствах и стремится заполнить их любыми способами, чтобы избавиться от психического дискомфорта и получить ощущения, которые кажутся ему приятными. В результате он с легкостью переступает границы морали – это приводит к разрушению семьи, общения с друзьями.

Традиционная биомедицинская модель наркомании в своей основе имеет эпидемиологию, которая характерна для инфекционных заболеваний. Носителями в соответствии с теорией принято считать конкретных индивидов. Если обобщить, то эта модель определяет заболевание следствием заражения человека. Современная действительность вынуждает пересмотреть ее принципы, т.к. часто паталогические состояния возникнут не из-за проникновения в организм инфекции. Сегодняшняя модель основывается на утверждении, что болезнь человека во многом зависит от его поведения.

Вред наркомании

Мероприятия по профилактике наркомании являются необходимостью, ведь она наносит существенный вред как наркоману, так и его близким. Наркотики являются ядом, который медленно разрушает мозг человека, его психику. За счет мозгового нарушения и дисфункции нервной системы начинают разрушаться внутренние органы. Люди, употребляющие кокаин и некоторые другие наркотики, живут не больше 4-х лет – нередко они погибают от разрыва сердца. Те, кто употребляют морфин, через 2-3 месяца теряют способность к умственной деятельности.

Все наркоманы испытывают серьезные проблемы со здоровьем (из-за низкого иммунитета) и поэтому долго не живут. Некоторые личности и вовсе в течение первых лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытки покончить с жизнью. Наркоман легко переступает все дозволенные черты, нередко становясь преступником. Личность больного становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего он с большой скоростью идет к своей гибели.

Ввиду того, что интересы наркомана сосредотачиваются исключительно на добыче и употреблении наркотических веществ, круг его общения сужается, в основном состоит из антисоциальных личностей. Наркоман постепенно теряет все: рабочее место, друзей, семью. Для общества он становится абсолютно бесполезным, поэтому общество стремится уменьшить рост наркомании и вернуться к полноценной жизни зависимых людей. Часто наркомана узнают по следующим признакам:

  • бессоннице, бледности;
  • застывшему, лишенному мимики лицу;
  • сухости слизистых оболочек;
  • частой зевоте, чиханию;
  • постоянно заложенному носу;
  • дрожащим рукам с воспаленными и исколотыми венами;
  • необычайно широким или узким зрачкам;
  • не реагирующих на изменение освещенности глазам.

Профилактика наркозависимости

Проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркотический зависимости, занимаются одновременно несколько социальных институтов. Все они подчинены одной главной цели – создать базу (информационную, правовую, силовую), с помощью которой можно максимально широко распространить информацию о вреде наркотиков и облегчить или избежать проблем, связанных с их употреблением:

  • профилактика наркомании среди молодежи, прежде всего, должна проводиться медицинскими учреждениями, т.к. это является не просто вредной привычкой, а настоящим заболеванием;
  • со стороны законодательных органов документально определяются способы борьбы с продажей и распространением наркотических препаратов;
  • силовые системы обеспечивают воплощение законодательных мер в жизнь с проведением специфических операций, направленных на остановку распространения веществ;
  • научными учреждениями создаются средства, с помощью которых можно вылечить человека от зависимости от химических веществ и определить лиц, которые имеют предрасположенной к такой зависимости.

Профилактика наркомании среди подростков – это вопрос, который непосредственным образом касается каждого, кто имеет прямое отношение к наркотическим веществам, т.е. входит в целевую группу. К ней относятся:

  • Подростки. Они очень часто попадают под воздействие лиц, которые предлагают наркотики на пробу. Их неустоявшаяся психика с легкостью подвергается внешнему воздействию. Отсутствие собственной и четкой точки зрения делает их сильно уязвимыми перед такого рода влиянием.
  • Лица, которые единожды попробовали наркотики и периодически проводили с ними эксперименты.
  • Созависимые. То есть люди, которые входят в социальное окружение наркоманов.
  • Лица, которые регулярно применяют психотропные вещества без назначения врача.
  • Занимающиеся проституцией, которые используют в своей деятельности наркотики.
  • Люди, которые имеют наркотическую зависимость на протяжении некоторого времени.

Одним из самых распространенных действенных способов профилактики приема запрещенных препаратов является использование мер, направленных на ограничение их распространения, проведение антиагитационных мероприятий. Их основная задача заключается в информировании людей, которые находятся в зоне риска, и тех, кто соприкасается с ними, о негативном влиянии всех видов препаратов на моральное, психологическое и физическое состояние человека. Сюда же включается и пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни).

В ходе профилактических мероприятий в учебных заведениях проводятся соответствующие лекции и занятия, демонстрируются художественные и документальные фильмы. Хорошая работа, проведенная среди подростков, дает ощутимые результаты, поэтому она должна проводиться в широких масштабах и постоянно. Информация по профилактике должна соответствовать нескольким требованиям:

  • не иметь оттенка безысходности, быть позитивной;
  • СМИ не должны показывать сцены употребления наркотиков;
  • любая публикация должна иметь информацию в понятном виде и рекомендации по профилактике употребления запрещенных препаратов;
  • подготовка материалов должна вестись только специалистами, то есть наркологами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных работников.

Чтобы обеспечить активную работу, необходима соответствующая законодательная база. В связи с этим, прежде всего, требуется административная ответственность за употребление запрещенных средств и возможность обследования лиц, подозреваемых в наркомании. Сегодня существуют специальные сообщества анонимных наркоманов, члены которого помогают друг другу избавиться от этой зависимости.

Молодежь, которая быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминальные дела, теряет семью и друзей, становясь потенциально опасной для окружающих. Объектами профилактических мероприятий считаются все те группы лиц, которые подвергаются риску появления зависимости от наркосодержащих веществ. К субъектам при этом относятся организации и лица, занимающиеся профилактическими работами и претворяющими их в жизнь. Субъектами являются:

  • Федеральная служба, которая занимается контролем за оборотом наркотиков на территории страны. Она осуществляет контроль и мониторинг всех антинаркотических мероприятий, участвует в разработке специальных программ и выполняет их внедрение на местах.
  • Государственный комитет РФ по антинаркотической работе и его территориальные подразделения. В обязанности этих субъектов входит осуществление контроля над проведением профилактических мер и их результативностью, включая координацию с участием СМИ (средств массовой информации) и прочих организаций.
  • Органы самоуправления, имеющие местное значение. Они помогают организовывать мероприятия, направленные на обеспечение досуга молодежи, развитие физкультуры, массового спорта.
  • Органы управления, относящиеся к системе здравоохранения. Благодаря им осуществляются работы, связанные с лечением, предупреждением, реабилитацией лиц, которые подвержены влиянию наркотиков.
  • Органы управления в образовательной системе. Они специализируются на организации и контроле над внеучебным временем молодежи, детей, проводят воспитательные работы и коррекцию поведения при помощи социальных центров.
  • Органы внутренних дел. Они контролируют ситуацию на рынке наркотиков, проводят операции по предупреждению их незаконного оборота.
  • Профильные учреждения и органы, специализирующиеся на управлении в системе соцзащиты населения. Их содействие направлено на защиту детей в случае, если они попадут в сложную ситуацию.

Необходимо давать реальную оценку ситуации с наркотиками, приняв во внимание процент тех, кто уже знаком с приемом наркотических средств. Сотрудники полиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию на прием запрещенных средства. Если подросток не хочет посещать наркологический диспансер и даже является лидером группы наркоманов, то в таком случае требуется принимать административные меры. Дополнительно нужно организовать консультирование по телефону. Своеобразным информационным мостом для людей становятся следующие службы:

  • Телефон поддержки для наркозависимых, работающий в круглосуточном режиме. На линии работают специалисты в области химической зависимости.
  • «Горячая линия». Цель этой службы заключается в информировании населения по вопросам наркомании и алкоголизма, предоставлении сведений о реабилитационных, лечебных учреждениях.
  • «Телефон доверия». Эта служба отличается от телефона поддержки тем, что тут отвечают на вопросы и дают рекомендации профессиональные психологи.

Направления профилактики

Без комплекса профилактических мероприятий среди молодых (особенно несовершеннолетних) лиц количество наркоманов будет только расти – это скажется на росте уровня преступности. Особенно важным является выявление лиц, которые уже пристрастились к наркотическим средствам, чтобы заболевание не усугубило их положение. Наркозависимые нередко становятся полностью потерянными для общества. Выделяют несколько видов профилактических работ, проводимых в основном с молодым поколением:

  • Общая. Эту разновидность считают самой массовой, и с ее помощью решается сразу несколько задач профилактики употребления наркотических средств. Для этой цели используется информационная пропаганда, включающая в себя донесение до населения методов, которые законодательная власть использует в борьбе с наркозависимостью и наркотическими средствами, информации о рисках при их употреблении, стимулированию молодежи к обращению в специальные службы помощи. Помимо этого, используется способ развития навыков у подростков, которые понадобятся им в дальнейшей жизни и при преодолении сложных ситуаций.
  • Выборочная. Этот вид работ направлен на тех представителей молодежи, которых считают «трудными» детьми. Они уже показывают свои поведенческие навыки и нередко оказывались в сложных ситуациях. Причина повышенного внимания к этой категории обуславливается тем, что приобщение к употреблению наркотиков часто встречается у таких молодых людей.
  • Симптоматическая. Профилактические меры этого вида направлены на лиц с опытом употребления наркотических средств, но которые еще не приобрели статус наркоманов. В социальном поведении они выделяются равнодушием к родителям, сужением круга своих интересов и тем, что были замечены в наркотических или алкогольных эксцессах.
  • В отношении инъекционных наркоманов (использующих уколы). Лица, являющиеся потребителями инъекционных наркотиков, редко попадают в сферу внимания органов здравоохранения. Опасность их состоит и в том, что они нередко становятся переносчиками разных заболеваний, например, гепатита С, СПИДА, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.
  • Реабилитация. В отношении лиц, прошедших курс специального лечения, применяются реабилитационные методы, основанные на мотивации к здоровой жизни и помощи в профилактике срывов.

Виды

Профилактика употребления наркотиков является серьезным занятием, которое должно масштабно проводиться в школах и других учебных заведениях. Педагоги, социальные работники и психологи могут использовать всевозможные методы, которые направлены на то, чтобы отбить у людей юного возраста интерес и тягу к наркотикам. Особое значение имеют родители, которые должны дать правильное воспитание свои детям, т.е. направить их в нужное русло. В терминологии ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяют несколько видов профилактики:

  • первичная;
  • вторичная;
  • третичная.

Первичная

Задача первичной профилактики заключается в предупреждении употребления наркотических средств. Молодежь при доступной информации и нужном подходе может сформировать свое мнение о наркомании. При этом выделяют четыре направления:

  • санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • активная воспитательная работа, проводимая среди подростков, молодежи;
  • административно-законодательные меры;
  • общественная борьба, направленная на искоренение распространения, употребления наркотиков.

Вторичная

Этот вид профилактики направлен на раннее выявление всех тех лиц, которые употребляли психоактивные средства. Кроме того, сюда же относится и их лечение, предупреждение рецидивов, проведение поддерживающей терапии. При этом предрасположенность к наркомании можно определить с помощью целого ряда патохарактерологических особенностей личности. Особенную склонность к этому имеют подростки с истерическим, неустойчивым характером, терпимые к любым отклонениям от психических, социальных норм.

Третичная

Задача третичного комплекса профилактических мер состоит из социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией. То есть следует восстановить здоровье людей, которые пострадали от этого заболевания, а затем помочь им снова приобщиться к обществу, труду. Важна поддержка родных и близких, особенно при личном контакте с ними.

Мероприятия по профилактике наркомании в учебных заведениях

Представители наркологической службы должны проводить в школах и ВУЗах семинары по обучению педагогов простым приемам выявления разных видов опьянения, формированию у молодежи настороженности к этой проблеме. Нужны рассказы о реальных медицинских и социальных случаях наркомании, которые привели к тяжким последствиям. Очень убедительны сообщения о смертельных исходах, тяжелых отравлениях, ранах от употребления больших доз наркотических веществ. Нужно акцентировать внимание учащихся на пагубном влиянии наркотиков на интеллект, физическое развитие, потомство.

Лекции

Профилактика употребления наркотических средств в школе даст возможность уберечь ребенка от негативного влияния сверстников, которые уже страдают наркоманией. Лекции должны включать в себя подробную информацию о том, что такое наркомания, ее вреде, негативных последствиях и т.п. Педагоги должны воспитывать своих учеников так, чтоб они могли своими силами избавляться от проблем психологического рода и трудностей в жизни без употребления наркотических веществ. Соответствующие лекции и уроки помогут:

  • сформировать у молодежи ценности общечеловеческого типа;
  • привить подросткам навыки здорового времяпровождения;
  • сформировать навыки защиты психологического характера от возможного вовлечения в антисоциальное времяпровождение.

Лекции являются популярной профилактической методикой, приносящей пользу, в ходе которой учащиеся выслушивают интересные рассказы о наркотиках и их вреде. Педагоги описывают состояние, которое испытывает наркоман при очередной дозе. Ученики могут сконцентрировать на этом внимание, что повлечет за собой отрицательные последствия. В связи с этим беседу рекомендуется строить в дискуссионной форме. Дополнительно проводят открытые занятия, организовывают творческие проекты на данную тематику.

Проведение классного часа

В силах педагога – организовывать каждую неделю классные часы. На мероприятие можно пригласить сотрудников полиции, медиков. Специалисты выскажут учащимся компетентное мнение на тему наркомании. Один классный час принесет существенный эффект, при том что эта мера отнимет немного времени. При проведении классных часов используются средства наглядного характера: плакаты, макеты. Чтобы материал лучше закреплялся, эти пособия ребята должны изготавливать самостоятельно. Дополнительно демонстрируются документальные ролики о вреде наркомании.

Работа с родителями

Чтобы эффект от работы со школьниками был максимальным, педагоги проводят беседы с родителями. Многие отцы и матери рассматривают наркоманию в качестве проблемы, которая не коснется их школьника. Некоторые родители считают школу рассадником наркотической заразы – данное мнение небезосновательно. При этом не все взрослые имеют необходимые знания по этой специфической тематике, из-за чего они не проводят с ребенком беседы воспитательного характера.

Педагогам важно проводить беседы с родителями учащихся, объясняя им то, как общаться с детьми и какие ценности нужно прививать им. Направления этой деятельность следующие:

  • создание благополучной среды, где присутствует нетерпимость к вредным привычкам;
  • формирование активного семейного отношения к пропаганде наркотических средств;
  • предупредительные меры по недопущению пристрастия учащегося к этим веществам.

Педагоги и школьные психологи при работе с родителями должны рассказать им о тех особенностях психологии, которые присутствуют у молодежи, а также объяснить, как действовать во время семейных ссор. Нередко конфликты в семье становятся причиной употребления наркотических средств ребенком. Взаимодействие с родителями организовывают специалисты по воспитательной работе, классные руководители, психологи – у каждого работника собственные задачи. Руководство школы координирует и контролирует такую антинаркотическую пропаганду.

Видео

Наркоманией называют сформировавшуюся у человека потребность к постоянному употреблению различных средств, оказывающих одуряющий эффект и дающих обманчивое ощущение счастья, прилива сил, раскрепощения и физического благополучия. Постепенно вне периодов действия наркотиков состояние организма ухудшается, развивается абстинентный синдром, формируются множественные внутренние патологии, возникает повышенный риск передозировки. Борьба с наркотиками и забота о здоровье населения - задача, которая стоит перед любым развитым социумом.

Основные методы борьбы и мероприятия против наркомании

Действенная борьба как с употреблением, так и распространением наркотических веществ должна быть мероприятием комплексным, включающим несколько методов:

  1. Информационную работу, в результате которой СМИ и Интернет-ресурсы просвещают население относительно вреда приема наркотиков и последствий зависимости. В учебных заведениях проводятся соответствующие лекции.
  2. Профилактические мероприятия включают выявление и устранение властями мест хранения, распространения наркотических веществ, каналов поставок, регулярное тестирование для выявления зависимых людей с их последующим лечением. Как показывает практика, тестирование в учебных заведениях зачастую вызывает негативную реакцию родителей, но при этом позволяет принимать своевременные меры для сохранения здоровья и жизни детей.
  3. Под медико-биологическим направлением понимают лечение наркотической зависимости в специализированных центрах, диспансерах с применением фармацевтических препаратов, применение которых также направлено на устранение сопутствующих хронических болезней, в том числе ВИЧ и гепатита.
  4. Репрессивные меры применяют в отношении производителей наркотиков и их распространителей.

Наркомания - негативное явление глобального масштаба, многие страны намерены усиливать деятельность, направленную на создание общества, не подвластного влиянию опасных веществ. С 1987 года решением Генеральной Ассамблеи ООН каждый год 26 июня отмечается Международный день борьбы с наркотиками, противозаконным оборотом этих средств. Наркомания разрушает личность, физическое здоровье, угрожает жизни зависимых, контролирует духовное состояния индивидуумов, а незаконное распространение наркотических веществ ведет к расширению преступности. Неудивительно, что к этой дате приурочено огромное количество просветительских акций и мероприятий, задача которых - пропаганда жизнедеятельности без наркотиков.

Наиболее важные мероприятия по профилактике наркомании - грамотно построенные беседы в учебных организациях, учитывая, что подростки больше взрослых подвержены негативному воздействию.

Совместные действия педагогического коллектива и родителей способны обеспечить высокую результативность принимаемых мер. Что касается СМИ, их работа направлена на широкое распространение сведений о пагубности зависимости, о предоставлении анонимной помощи, проведение массовых опросов.

Важным является способ подачи собранных сведений - их преподнесение в положительном ключе обеспечивает отсутствие отторжения в подростковой среде и среди людей с опытом употребления опасных препаратов.

Предупредить легче, чем лечить!

Консультация по профилактике наркомании - бесплатно!

Как добиться результативности профилактических мероприятий

Существует ряд методов воздействия на подростков, отличающихся повышенной результативностью при проведении профилактики зависимости:

  1. Доверительная беседа, позволяющая наладить наиболее плотный контакт и раскрывающая негативное воздействие опасных веществ на здоровье, социальную адаптацию, общение с окружением.
  2. Дискуссия, позволяющая вовлечь подростка в конструктивный диалог, призванный выявить проблему, получить максимальный объем информации, на которой будет строится последующая психологическая помощь.
  3. Лекция, обеспечивающая донесение важных сведений и повышающая интерес к проблеме. При этом материал должен быть максимально адаптирован к восприятию и применению подростками.
  4. Ролевые игры направлены на создание ситуаций, имитирующих формирование зависимости и ее последствий.
  5. Для невербального воздействия в группах применяют психологическую гимнастику, позволяющую переживать отдельные эмоции, создаваемые зависимостью и проявляемые в мимике, пантомиме, жестах и движениях.
  6. Тренинг поведения представляет собой групповые занятия, формирующие навыки общения в социуме. Благодаря возможности вариативности реакций удается рассматривать различные последствия отдельных видов поведения.
  7. Опросы, интервью, анкетирование, проводимые в письменной или устной форме позволяют проводить положительное воздействие на сознание подростков и выявлять их отношение к проблеме.

Способы профилактического воздействия

При организации работы необходимо грамотно подбирать способы воздействия на представителей всех слоев общества. Виды профилактики подразумевают определенные степени влияния на население, включающие:

  1. Первичную стадию по предотвращению приобщения к употреблению наркотиков. Основная стратегия подразумевает социальное воздействие, психологическую помощь для устранения внутренних проблемы личности, педагогические методы, состоящие из познавательных бесед и обучения. На данном этапе значительную помощь способны оказать представители СМИ и волонтеры.
  2. Вторичная профилактика призвана обеспечить максимальное выявление индивидуумов, имеющих зависимость либо предрасположенных к ней, имеющих опыт приобщения окружающих к употреблению наркотических веществ. На этом этапе также решаются вопросы по предотвращению рецидивов.
  3. Третичная профилактика подразумевает проведение мероприятий медицинского и психологического характера, призванных устранить болезненное пристрастие.

Еще один вид профилактики - деятельность социального педагога, представляющая собой важное звено в предотвращении развития проблемы. Эта профессия характеризуется умением выполнения большого количества разноплановых задач в отношении индивидуума, склонного к формированию зависимости или уже имеющего ее. Положительный результат достигается путем максимально индивидуального подхода к решению проблемы - специалист дает возможность пострадавшему высказаться, преподнося затем необходимую мораль осторожно и последовательно.

Профилактика наркомании в семье

Какой бы действенной ни была профилактика наркомании в сообществе, начинаться она должна с семьи.

Основной метод воздействия - пример старшего поколения, особенно когда речь идет о зависимостях и злоупотреблениях. Родители должны понимать - их грамотная позиция способна предотвратить развитие зависимости у ребенка. Профилактика зависимости в семье возможна в случае присутствия доверительных отношений в совокупности с открытым общением. При этом необходимо учитывать, что возрастная планка среди подростков, пробующих наркотики, становится все ниже, соответственно позиция отказа от их приема должна формироваться как можно раньше.

Опираясь на результаты проводимых среди наркоманов опросов, можно сделать малоутешительные выводы - многие родители не в состоянии общаться со своими детьми в нужном ключе, предпочитая скандалы и тактику запретов и диктатуры. В итоге дети предпочитают получать советы на стороне, причем не у старшего поколения, а у сверстников. В такой атмосфере проводить профилактические мероприятия невозможно и нецелесообразно, ребенок же не только не может рассчитывать на помощь, но и не в состоянии сопротивляться соблазнам, особенно если они исходят от друзей, которые не наказывают, не навязывают свои правила.

Однако и беседы не всегда результативны, если мнение оппонента не принято брать во внимание. Частая ошибка со стороны старшего поколение - игнорирование ребенка, наказание в случае совершения ошибки вместо разбора ситуации и помощи в ее исправлении. В итоге к более старшему возрасту малыш успевает сформировать манеру поведения, исключающую откровения с родителями во избежание наказаний и нотаций. Только в случае существования уважения к личности возможно взаимопонимание и положительные результаты профилактики зависимости в семьях.

  1. Паника - последнее дело, даже если замечен след инъекции. Часто первый прием происходит под давлением, поведение родителей не должно оттолкнуть ребенка и заставить его скрывать проблему.
  2. Важно сохранить доверие, отсюда недопустимость криков и запугивания, что только оттолкнет пострадавшего. Поспешные выводы недопустимы - не исключено, что первое знакомство с наркотическими веществами станет и последним. Лучший вариант - разговор на равных.
  3. Важно оказать всю возможную поддержку, при которой основная цель - донести до пострадавшего мысль, что даже при неправильном поведении любовь к нему никуда не уходит. Замалчивать проблему нельзя, сколь бы данная тема ни была болезненной.
  4. Необходимо поощрять здоровые интересы пострадавшего, его увлечения - они могут стать хорошей альтернативой приему наркотика. Неподдельная заинтересованность плюс личный положительный пример могут оказать значимую поддержку.

Особо важна помощь специалистов - слишком часто справиться с зависимостью самостоятельно невозможно. Необходимы консультации с психологами, психотерапевтами, наркологами, принуждение при этом недопустимо - человек должен осознать пагубное воздействие опасных веществ и стремиться избавиться от него.

Наркомания – это употребление человеком наркотических веществ, от которых он впадает в зависимость и испытывает непреодолимое влечение к наркотикам.

Наркотики – вещества, действующие на человеческий организм в виде наркотического опьянения и обладающие характерными побочными эффектами. Они вызывают привыкание, как психологическое, так и физическое. В перерывах между их приемами, у наркомана возникает болезненное состояние, так называемая, ломка.

Наркотики позволяют человеку получить временную иллюзию удовольствия.

Наркотическая эйфория – непродолжительная, она длится от одной до пяти минут, а в остальное время, в течение от 1 до 3 часов, наступает период расслабления, который постепенно переходит в состояние дремоты, сна и бреда.

Признаки наркомании

Наркомания – коварна. Период привыкания к наркотикам длится около 6 месяцев.

У человека, принимающего наркотики, проявляются резкие перепады настроения, происходит изменение ритма сна, ухудшается аппетит, нарушается его привычное течение жизни.

Наркомания, как заболевание, характеризуется расстройством психики и сильной тягой к приему наркотических веществ.

У наркомана – нестабильное артериальное давление, появляется нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

Зрачки у человека, принимающего наркотики, – неестественно узкие или, наоборот, значительно расширены, с болезненным блеском. Взгляд – туманный. Кожа лица – бледная, с землистым оттенком, волосы и ногти становятся ломкими.

Неприятный запах изо рта говорит о том, наркоман подсел на анашу. Постоянный кашель или ринит вызывается приемом героина.

К признакам наркомании относится плохой внешний вид. Появляется неаккуратность и неопрятность в одежде, тяга к черному цвету.

Лечение наркомании проводится в стационарных условиях, под наблюдением специалистов и психологов, комплексно и индивидуально.

Основой лечения является снятие физической и психологической зависимости от наркотиков.

Проводится работа по детоксикации организма, восстановлению нервной системы, сна, принимаются меры по поддержанию сердечно-сосудистой системы.

Лечение наркомании – длительный и сложный процесс, результат которого полностью зависит от самого пациента, настроенного на излечение, что бывает крайне редко.

Профилактика наркомании

Лечение наркомании часто не дает положительных результатов, поэтому профилактика наркомании – один из важнейших путей ее предупреждения.

И начинать следует с семьи, где пример родителей и их трезвый образ жизни имеют немаловажное значение.

Доверительные отношения, открытое общение между детьми и родителями – залог профилактики наркомании. Равнодушие, грубая и диктаторская практика в семейных отношениях делают ребенка незащищенным от плохих соблазнов, в том числе и от наркотиков. Если у подростка назревают проблемы в общении, замкнутость, действенную помощь ему могут оказать психологические тренинги.

Не имеют права оставаться в стороне и учебные заведения, где профилактика наркомании должна проводиться в доступной форме, формировать у подростков твердую позицию отказа от наркотиков.

Эта работа – постоянная и с вовлечением, как можно большего числа молодежи. Она проводится в виде бесед, лекций и показов кинофильмов.

Исполнительные власти каждого региона обязаны организовать необходимую пропаганду здорового образа жизни через средства массовой информации.

Кроме того, профилактика наркоманий включает в себя ужесточение законодательства, улучшение социума, сокращение контактов с наркотиками.

Проблема наркомании

Наркомания распространяется быстро. В настоящее время практически не существует ни одного региона, где бы не фиксировались случаи употребления наркотиков.

Проблема наркомании заключается в том, что человек, который употребляет наркотики, никогда не признает себя наркоманом. Он не обращается за помощью к медикам, хотя пагубные вещества уже отрицательно действуют на его организм, разрушая психику и здоровье.

Ежедневно большое количество людей, ради получения новизны ощущений, пробуют наркотики. В последствии, при появлении у них жизненных трудностей, они снова тянутся к этим препаратам, чтобы, хотя бы временно, уйти от реальности, забыть обо всех своих неудачах. Они не понимают того, что в этом случае у них возникает новая проблема – проблема наркомании.

И это будет продолжаться до тех пор, пока жестокие уроки жизни не покажут этому человеку, что такое существование – недопустимо, что проблема наркомании, возникшая у него, должна быть срочно устранена. Но она исчезнет только тогда, когда он сам, осознано, обратится за медицинской помощью.

Но это случается крайне редко, поэтому наркомания продолжает процветать.

Наркомания среди подростков

Наркомания - одна из глобальных социальных проблем, притягивающая к себе различные слои населения.

Увеличивается наркомания среди подростков, пополняющая свои ряды, в основном, из числа детей, проживающих в неблагополучных семьях.

Подростковая наркомания – это страшное социальное явление, при котором ломается жизнь молодого, неокрепшего организма.

При наличии несформировавшейся психики, подростки легко принимают наркотики, не зная или не задумываясь о последствиях, которые их ожидают в ближайшем будущем. Находясь под воздействием наркотиков, они не понимают, что наркомания губит их жизни.

Подрастающее поколение, поддаваясь огромному желанию выделиться среди своих сверстников, встает на путь наркомании, что в большинстве случаев приводит к совершению преступлений.

Наркомания порождает подростковую преступность, что является большой проблемой для всего общества.

Подростковая наркомания уверенно входит в жизнь молодежи, калеча их морально и физически.

Вылечить подростка-наркомана – очень сложно потому, что ему нравится находиться в наркотическом опьянении, когда перед ним исчезают все проблемы, не требуется быть сильным и отвечать за свои поступки. Поэтому такой подросток не желает жить по-другому и всячески избегает лечения.

Наркомания среди подростков должна быть, если не искоренена совсем, то значительно сокращена общими совместными усилиями всех членов общества.

Вред наркомании

Вред наркомании – велик! Он заключается в причинении наркоманами угрозы обществу и каждой отдельной семье.

Наркомания приводит человека к деградации, разрушению личности, болезням и смерти. Среди них – большое количество больных СПИДом.

Наркоманы, в основном, ведут криминальный образ жизни, где процветает воровство и проституция. Они приносят много бед и страданий своим близким людям.

Чтобы заполучить наркотики, наркоманы всеми силами стараются раздобыть денег, что зачастую приводит их к криминальным действиям.

Поэтому большой вред наркомании заключается и в увеличении преступности. Грабежи, угоны машин, разбои, насилие, убийства, совершенные в состоянии наркотического опьянения, с каждым днем увеличивают печальную статистику.

Вред наркомании просматривается и в том, что ей подвержены молодые люди.

А это значит, что наркомания подрывает здоровье будущих поколений и может привести к быстрому старению общества.

Видео с YouTube по теме статьи:

Свищёва Елена Викторовна

Изучение методов профилактики наркомании среди молодёжи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Больше-Ломовисская школа

Пичаевского района Тамбовской области

Исследовательская работа

«Профилактика наркомании среди молодёжи»

Свищёва Елена Викторовна

учащаяся 10 класса

Перова Елена Тимофеевна

учитель биологии

2 0 1 2 год

1. Введение………………………………………………………………………………стр. 3

2. Проблемы наркомании………………………………………..……………………стр. 4

2.1. История наркомании………………………………….…………………………..стр. 4

2.2. Причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению наркотиков

В России…………………………………………………………………………….стр. 5

3. Профилактика наркомании………………………………………………………..стр. 6

3.1. Общественность в профилактике наркомании………………………………..стр. 6

3.2. Уровень осведомлённости учащихся школы о вреде наркомании ……...…стр. 7

4. Заключение………………………………………………………………………..…стр. 11

5. Используемые ресурсы.……………………………………………………...……..стр. 12

6. Приложения……………………………………………………………………...…..стр. 12

1. Введение

С помощью наркотиков вы можете пережить всё,

но ничего не поймёте.

Эрик Берн

Актуальность исследования. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времён, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридически приемлемых во многих странах наркомания признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-Восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к ещё большему ущербу для индивидуума.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

Наркомания, как подчёркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.

Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия.

Проблема исследования. Для профилактики наркомании необходимо знакомить молодёжь с последствиями употребления наркотиков.

Тема исследования:

Объект исследования: Профилактика наркомании среди молодёжи.

Цель исследования: Изучение методов профилактики наркомании.

Задачи:

  1. изучить литературу по данной проблеме;
  2. исследовать причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению наркотиков;
  3. выявить уровень осведомлённости учащихся школы о вреде наркомании;
  4. познакомиться с мерами профилактики наркомании среди молодёжи;
  5. формировать отрицательное отношение к наркотикам у учащихся школы;
  6. разработать рекомендации «Как уберечься от наркодилеров»;
  7. разработать памятку «Куда обратиться за помощью?».

Гипотеза. Качественная и достоверная информация о вреде наркомании способствует профилактике этого заболевания.

Методы исследования: сбор и анализ информации по теме с использованием различных источников, сбор и анализ статистических данных, анкетирование, прогнозирование.

2. Проблемы наркомании

2.1.История наркомании

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки.

Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.). Первое письменное свидетельство использования интоксикантов - рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. «злака радости» (по всей видимости, опиумного мака).

До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес – по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай.

Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример - вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине 19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозили в Китай опиум. К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами. Китайское правительство приняло множество законов о контроле над импортом опиума, но ни один из них (включая полное запрещение) не возымел желаемого действия.

Америка страдала от волны наркотиков. Наркомания захватила черный рынок еще в 20 годах этого века. Это колесо смерти прокатилось и по Европе в 50-е годы и уткнулось в железный занавес товарища Сталина. Он спас Россию от наркотиков, но ненадолго. И в 90-е годы - перестройки, новая забава вместе со всем западным пришла в ряды молодежи, распространяясь по подвалам и темным улицам города! Но в один момент этого накопилось столько, что наше правительство не было в состоянии сдержать поток завоза наркотиков, и смерть с огромным напором вылилась на подростков. Ведь основная часть наркоманов - подростки, которые намного слабее психологически взрослых, и не в состоянии отказаться попробовать.

2.2. Причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению

наркотиков в России

Ежегодно доходы от незаконного оборота наркотиков в мире в последние годы превышают 400 млрд. долларов США. Общее число граждан России употребляющих наркотики превышает 2 млн. человек. В Тамбовской области проживает 10-11 тысяч наркоманов и потребителей наркотиков, то есть по одному наркоману на каждые 100 человек, включая стариков и младенцев. Наркоторговцы в интересах прибыли «охотятся» прежде всего на детей из обеспеченных семей. Средняя продолжительность жизни наркомана 21 год. 50% наркоманов погибают спустя полгода после начала регулярного приёма наркотиков. Наркотики поражают прежде всего внутренние органы, разрушают психику, вызывают импотенцию, генетические нарушения у потомства. 90% наркоманов заражены ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами. Только 13% наркоманов доживают до 30 лет и только 1% - до 40. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.

Наркомания продолжает «молодеть». По последним данным более 60% наркоманов – люди в возрасте от 18 до 30 лет. А почти 20% - школьники. Информация Минздрава РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Наркомания становится причиной роста ВИЧ – инфекций. Она крайне негативно влияет на развитие криминогенной обстановки в стране.

За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.

1. Наркомания приводит к деградации личности.

2. Возникает психическая и физическая зависимость от наркотических веществ;

3. Наркомания толкает на совершение различных преступлений, таких, как воровство, вымогательство, хулиганство и даже убийство.

4. Наконец, наркомания приводит к летальному исходу.

Причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению наркотиков

Все это привело к тому, что молодежь, а именно она - самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики. Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики.

3. Профилактика наркомании

3.1 Общественность в профилактике наркомании

Лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Большая нагрузка на исполнительные органы власти каждого региона ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следует задействовать все средства массовой информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации.

В последнее время особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие. И здесь сотрудничество власти с общественными организациями и медиками способно внести решающий вклад в локализацию очагов наркотической эпидемии. Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. Очевидно, что та мощь и изобретательность, которую демонстрирует пресса в продвижении товаров крупных зарубежных компаний, может быть использована и в борьбе с наркоманией. К сожалению, социальная реклама у нас - в отличие от западных стран - до сих пор в диковинку. Только в последнее время в России власть и средства массовой информации стали использовать новые формы и способы антинаркотической пропаганды.

Основные наркотики, которые бытуют в России, растительного происхождения, их выращивают крестьяне в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Сибири и других регионах. И в России под наркотиками сегодня около 1млн. гектаров. И это не вина этих людей - это их беда, потому, что это в основном люди престарелого возраста, инвалиды, пенсионеры, у них нет другого способа прокормить свои семьи. Государство должно проявить патронаж над этой отраслью и ввести это в свои аграрные программы. Тогда, можно будет надеяться на то, что будут перекрыты пути поступления наркотиков из самой России, и тогда останутся только привозные наркотики, с которыми легче бороться путем перекрывания каналов доставки.

3.2 Уровень осведомлённости учащихся школы о вреде наркомании

Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Эффективность профилактической работы с учащимися зависит от форм организации занятий, компетентности лиц, осуществляющих профилактические мероприятия, умения донести качественную и достоверную информацию до детей. Мы провели анализ субъективной оценки учащимися нашей школы качества проводимой профилактической работы и уровня своих знаний, изучить формы и методы профилактической работы, степень вовлеченности в нее различных специалистов, провести объективную оценку уровня знаний учащихся. Для этого провели анкетирование (Приложение 4) . В анкетировании приняли участие 32 учащихся 8-11 классов Больше-Ломовисской школы Пичаевского района Тамбовской области.

На вопрос «Проводились ли за время Вашей учёбы в школе мероприятия, направленные на профилактику наркомании?» 78% учащихся ответили «да», причём 81% отметили, что мероприятия проводились учителями, 37,5 % - старшеклассниками, 12,5% - сотрудниками милиции и по 9% - наркологами и врачами других специальностей. 45% сочли эти мероприятия скучными, но кое-что новое они узнали, 31% с признали мероприятия интересными и познавательными, 12 % уверены, что информации можно доверять. 62,5 % уверена, что полученная информация поможет им оказаться от пробы наркотика, если им будет это предложено. 69% опрошенных считают наркоманию болезнью, зависимостью от веществ, изменяющих сознание, 28% считают наркоманию отстоем, уделом недалёких и малограмотных людей», 25% считают наркоманию вредной привычкой. Среди типичных последствий употребления наркотиков (можно было выбрать несколько вариантов ответа) 87,5% назвали смерть, 59% назвали психологическую зависимость, 44% назвали изменения сознания и преступления против личности, 41% - физическую зависимость, 28% - преступления против собственности. На вопрос о физической зависимости – 56% определили как «физические страдания при невозможности употребить определённое вещество», 34% - «неконтролируемое желание употреблять определённое вещество», 28% - «удовольствие от употребления веществ, вызывающих зависимость». 56% опрошенных правильно проранжировали наркотики по силе действия и по скорости формирования зависимости. 67% считают, что избавиться можно от наркотиков усилием воли, 55% - уверены, что лечиться придётся долго и не один раз, очень часто – без результатов, 18% «за большие деньги в хороших наркологических клиниках», 3% - считают, что избавиться можно легко и быстро. 44% не знают, могут ли они стать зависимым человеком, 41% уверены, что это может случиться с кем угодно, только не с ними, 12,5% считают, что могут стать зависимыми. 59% опрошенных считают употребление наркотиков уголовно наказуемым преступлением, 22% уверены что «это моё личное дело, пока не совершу преступления под «кайфом», 19% считают употребление наркотиков административным проступком. 87,5% точно знают, что распространение наркотиков – это уголовно наказуемое преступление, остальные уверены, что это административный проступок, не наказуемо или зависит от размера партии. 44% опрошенных считают, что лечение наркомании в России зависит от наличия средств у человека и его семьи, 28% считают, что для лечения созданы все возможности, а другие 28 % уверены, что возможностей для лечения наркомании очень мало. Как приемлемые методы борьбы с наркоманией (можно было выбрать несколько вариантов ответа) 75% предлагают сажать распространителей в тюрьму, 56% предлагают наркоманов лечить принудительно, 52% рекомендуют медицинское тестирование молодёжи, 45,5% за эффективное информирование молодёжи, 28% предлагают легализовать наркотики, 19% считают, что с наркоманией бороться невозможно.

Выводы:

  1. О том, что за время учебы в школах проводились мероприятия, направленные на профилактику наркомании, сообщили 78% опрошенных учащихся.
  2. В условиях немногочисленности специалистов, умеющих и желающих проводить антинаркотическую работу с детьми, руководители учебных заведений вынуждены использовать профессиональный ресурс педагогов-предметников. 81% учащихся указали на то, что профилактические мероприятия в их школах проводились учителем.
  3. Масштабы проведения профилактической работы недостаточны для того, чтобы предоставить учащимся необходимый для формирования или изменения отношения к проблеме и поведения объем информации.
  4. Не уверены в полезности получаемых знаний в ситуации выбора, связанного с потреблением наркотиков, 45% школьников. Считают, что можно доверять полученной информации 13% опрошенных.
  5. Учащиеся показывают низкую степень информированности о последствиях потребления наркотиков. Возможно, что отношение 25% учащихся к наркомании как вредной привычке (сродни курению) или безобидному увлечению, связано не с тем, что такую информацию им предоставляют специалисты, а с тем, что им не предоставляется достоверная информация о различии в последствиях потребления «легких» и «тяжелых» наркотиков.
  6. Специалисты при проведении профилактической работы привычно эксплуатируют чувство страха у учащихся, пытаются строить профилактику на запугивании (неизбежная смерть наркозависимого, уголовная ответственность потребителя наркотиков, отношение к наркозависимому как к человеку, всегда готовому совершить преступление против личности и т.д.), не предоставляя школьникам достоверную информацию.
  7. Несомненное профилактическое значение имеет предоставление молодежи объективной информации о возможностях лечения наркомании. Представление о том, что наркомания лечится легко и быстро, или о том, что для этого достаточно силы воли или денег, может привести к тому, что молодые люди, придерживающиеся такой позиции, могут стать легкой добычей наркодельцов
  8. Проводимая профилактическая работа формирует у молодежи поверхностные знания, нездоровый оптимизм и уверенность в том, что проблема наркомании «лично» человека не коснется, что наркоманом может стать кто угодно, но не опрашиваемый («эффект третьего лица»). Считают, что полученные знания помогут им отказаться от пробы наркотика, если он будет им предложен, что наркозависимым может стать кто угодно, но не они сами.
  9. Высокую самооценку учащихся можно было бы приветствовать, если бы она опиралась на достаточный уровень информированности об опасностях, связанных с употреблением наркотиков. Но этого, как было видно из приведенных выше данных, в ходе исследования не отмечено.
  10. Знание антинаркотического законодательства может быть действенной мерой профилактики наркомании, удерживать молодежь от необдуманных и наказуемых поступков. Исследование показало, что учащиеся имеют крайне низкий уровень знаний в области действующего законодательства. 22% учащихся продемонстрировали правовой негилизм и полное незнание действующего законодательства, утверждая, что употребление наркотиков остается их личным делом до тех пор, пока они не совершат преступления «под кайфом».
  11. 28% опрошенных учащихся находятся в состоянии неоправданного оптимизма и считают, будто в России созданы все возможности для успешного лечения наркомании. 44% считают, что предоставление и наличие возможностей для лечения зависит от наличия средств у больного или его родителей. Данные последних исследований, проведенных в России, показывают, что наличие больших финансовых возможностей (чаще всего у родителей) не гарантирует обретения трезвости больным человеком. Уверенность в обратном поддерживается недобросовестными или некомпетентными специалистами и учеными, может служить причиной неоправданных надежд в том, что если проба наркотиков и приведет к каким-то проблемам, то их можно будет решить с помощью денег.
  12. Результаты исследования показывают, что специалисты, занимающиеся профилактической работой, чаще всего пользуются своими личными убеждениями, на которые несомненное влияние оказывает их профессиональный статус и вид деятельности. Поэтому информация, предлагаемая учащимся разными специалистами, часто не является доказательной и обоснованной научными данными, а иногда – весьма противоречивой. Это не может не сказываться на уровне информированности учащихся. Вероятно, основываясь на личных впечатлениях, эффективное информирование молодежи по проблемам наркомании считают приоритетным направлением антинаркотической работы всего 45,5% учащихся. И если к числу таких направлений антинаркотической политики учащиеся вполне справедливо считают меры репрессивного характера по отношению к распространителям наркотиков (75%), то мнение 56% опрошенных о том, что наркоманов следует лечить принудительно, является следствием дезинформации и противоречит здравому смыслу хотя бы потому, что малоэффективным является даже добровольное лечение наркозависимых. Это, в свою очередь, зависит от несоответствия российских стандартов лечения наркомании международным стандартам качества лечения больных наркоманией.
  13. Недобросовестная информация о возможностях лечения наркомании сопровождается внушением учащимся мысли о том, что результат лечения зависит от силы воли больного или от количества денег и формирует у части школьников скрытый комплекс сверхчеловека.

Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Безусловно, от наркотиков всех спасти и уберечь невозможно, но возможно вооружить наших подростков важной информацией; научить их, как отказаться от первой пробы; развить в каждом из них адекватную самооценку; выработать чувство уверенности в себе. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры (Приложения 1, 2, 3, 5, 6).

Используемые ресурсы:

  1. http://www.penza.aids.ru/downloads/mnepu-report.htm анкетирование
  2. http://him.1september.ru/2008/06/22.htm историические сведения
  3. http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0143/foto/konkyrs/narkodillerii.htm как уберечься от наркодилеров
  4. http://myschkola-10.ucoz.ru/narkotiki-put_v_nikuda.doc статистическая информация
  5. http://сайт/ap/drugoe/library/sotsialnyi-proekt-narkomaniya проект «Наркомания»
  6. http://68.fskn.gov.ru/ телефоны доверия

Приложения:

  1. Если к тебе обратились в стенах учебного заведения: Резко прервать говорящего и уйти.
  2. Если тебя пытаются удержать, скажи, что об этом разговоре ты расскажешь директору учебного заведения, учителю, своим родителям и родителям говорящего. Не слушать, а сразу прервать и угрожать разоблачением!
  3. Если к тебе обратился сосед, прерви разговор и пообещай сообщить в милицию, его родственникам.
  4. Если к тебе обратился незнакомый человек, ты имеешь право быть невежливым и невоспитанным – резко на полуслове оборвать говорящего и уйти. Не слушать! Не позволять втягивать себя в разговор!

Приложение 2:

Ответственность за незаконный оборот и немедицинское

Потребление наркотиков.

  1. Уголовный кодекс РФ:

Статья 228. «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, сбыт, пересылка, нарушение оборота наркотических средств или их аналогов». Наказание - до 20 лет лишения свободы.

Статья 229. «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ». Наказание – до 15 лет лишения свободы.

Статья 230 . «склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ». Наказание – до 12 лет лишения свободы.

Статья 231. «Незаконное культивирование запрещённых к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества». Наказание – до 8 лет лишения свободы.

Статья 232. «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ». Наказание – до 7 лет лишения свободы.

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 6.8. «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Наказание – штраф от 5 до 10 МРОТ либо административный арест на срок до 15 суток.

Статья 6.9. «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача». Наказание – штраф от 5 до 10 МРОТ либо административный арест на срок до 15 суток.

Статья 6.13. «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров». Наказание – штраф от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Статья 10.5. «Непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений». Наказание – штраф от 5 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Статья 20.30. «Потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах». Наказание – штраф от 10 до 15 МРОТ.

Приложение 3:

Памятка «Куда обратиться за помощью?»

Телефоны доверия правоохранительных и медицинских органов:

8-475-2-57-56-15 – Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области

8-475-2-57-51-87 – Управление внутренних дел по Тамбовской области

8-475-2-71-06-41 – отделение наркологии областной психиатрической больницы г. Тамбова

8-475-2-53-82-27 – кабинет медико-социальной помощи подросткам г. Тамбова

Приложение 4:

Анкета

  1. Проводились ли за время Вашей учёбы в 9-11 классах мероприятия, направленные на профилактику наркомании?

а) Да б) Нет в) Не помню

  1. Кто проводил эти мероприятия?

а) нарколог

б) врач другой специальности

в) учитель

г) сотрудник милиции

д) студенты

ж) старшеклассники

  1. Как Вы оцениваете эти мероприятия?

а) интересно и познавательно

б) скучно, но кое-что новое узнал

в) скучно, ничего нового

г) информации можно доверять

д) не доверял рассказанному

ж) отнёсся как к неизбежной формальности

  1. Вы уверены, что полученная информация поможет Вам отказаться от пробы наркотика, если это будет Вам предложено?

а) Да б) Нет в) Не знаю г) А какая между этим связь?

  1. Наркомания – это:

а) болезнь, зависимость от веществ, изменяющих сознание

б) вредная привычка

в) временное увлечение, обычное для молодёжи

г) отстой, удел недалёких и малограмотных людей

  1. Назовите, пожалуйста, наиболее типичные последствия потребления наркотиков:

а) изменения сознания

б) психологическая зависимость

в) физическая зависимость

г) преступления против личности

д) преступления против собственности

ж) смерть

  1. Физическая зависимость – это:

а) физические страдания при невозможности употребить определённое вещество

б) неконтролируемое желание употребить определённое вещество

в) удовольствие от употребления веществ, вызывающих зависимость

  1. Проранжируйте по силе действия (запишите в столбик в порядке убывания) вещества, вызывающие зависимость: кофе; алкоголь; героин; клубные наркотики; препараты конопли.
  2. Проранжируйте по скорости формирования зависимости (запишите в столбик в порядке убывания) следующие наркотические вещества: кофе; алкоголь; героин; клубные наркотики; препараты конопли.
  3. Избавиться от зависимости можно:

а) легко и быстро

б) приходится лечиться долго и не один раз, очень часто – без результатов

в) усилием воли

г) за большие деньги в хороших наркологических клиниках

  1. Можете ли Вы стать зависимым человеком?

а) да

б) нет, это может случиться с кем угодно, только не со мной

в) не знаю

  1. Употребление наркотиков – это:

а) моё личное дело, до тех пор, пока не совершу преступление под «кайфом»

  1. Распространение наркотиков:

а) не наказуемо

б) административный проступок

в) уголовно наказуемое преступление

г) зависит от размера партии

  1. Для лечения наркомании в России:

а) созданы все возможности

б) очень мало возможностей

в) всё зависит от наличия средств у человека и его семьи

  1. Подчеркните наиболее приемлемые на ваш взгляд методы борьбы с наркоманией:

а) эффективное информирование молодёжи

б) медицинское тестирование молодёжи

в) наркоманов лечить принудительно

г) сажать распространителей наркотиков

д) легализовать наркотики

ж) с наркоманией бороться невозможно

Приложение 5:

Простые правила для родителей подростков

1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.

7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.

8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.

9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.

Приложение 6:

Программа действий по профилактике наркомании в нашей школе:

1. Выявление педагогически запущенных детей. Составление списков детей, состоящих на внутришкольном учете.

2. Информационно-правовая помощь учащимся и их родителям.

3. Организация досуга подростков «группы риска» в течение учебного года и в каникулярное время.

4. Организация летнего отдыха и занятости учащихся.

5. Организация бесед с медработниками, с органами милиции.

6. Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся.

7. Пропаганда здорового образа жизни.

8. Привлечение детей к общеполезному труду.

9. Запрещение курения и употребления спиртных напитков для учащихся, педагогов, посетителей в учреждении и на прилегающей территории.

Каждый человек прекрасно знает, насколько серьезной проблемой сегодняшнего общества является наркомания. Как сообщает Минздрав, сегодня в России проживает не менее 550 тысяч наркоманов . На самом же деле эксперты утверждают, что это количество в четыре-пять раз больше. Не менее 20% от общего числа составляют школьники. Молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет составляют большую часть – 60% от наркоманов. Остальные 20% приходятся на людей старше 30 лет. Поэтому сегодня важна как никогда.

Профилактика наркомании среди подростков

Как уже было сказано выше, больше всего наркоманов зафиксировано в возрастной группе от 16 до 30 лет. Разумеется, большая часть из этих людей пристрастились к наркотикам сразу после школы, в армии или же в университете. Поэтому имеет огромное значение. Ведь сегодня около 2% от населения России составляют люди регулярно употребляющие наркотики . Следовательно, эти 2-2.5 миллиона людей можно считать совершенно потерянными для общества. Некоторые наркологи утверждают, что около 5% наркоманов находят в себе силы чтобы отказаться от яда и вернуться к обычной жизни. Увы, на практике такие силы находит в себе в лучшем случае один человек на тысячу. Да и он до конца жизни не может до конца избавиться от психологической зависимости, даже сумев побороть физическую.

Профилактика наркомании в школе

Как известно, характер человека закладывается в дошкольном и младшем школьном возрасте. И именно в этом возрасте особенно важно оказать правильное воздействие на ребенка. Правила, которые он впитывает в период с 5 до 9 лет становятся для него наиболее важными на всю оставшуюся жизнь. Заставить человека отказаться от этих правил просто невозможно. Даже внести незначительные коррективы очень проблематично. Поэтому должна захватывать в первую очередь эти годы. Бесполезно рассказывать подросткам 14-17 лет об опасности наркотиков. Если основные постулаты не были внедрены в сознание ребенка вовремя, такие лекции возымеют очень слабый эффект. Отдельно следует рассмотреть вопрос о современной профилактике в средней школе. В лучшем случае это ежегодное посещение школы врачом-наркологом. Актовый зал наполняется учениками старших классов и на протяжении одного урока (или больше) специалист рассказывает о последствиях наркомании. Этот подход является недостаточным изначально и имеет минимальный эффект. То есть, роль профилактики выполняет ежегодная лекция, не приносящая практически никакой пользы.

Программа по профилактике наркомании

Разумеется, при чтении подобных строк у многих читателей возникает вопрос – как же быть и что же делать, чтобы профилактика подростковой наркомании была бы действительно эффективной. Сразу стоит сказать, что большинство методов используемых сегодня отличаются минимальным или же нулевым эффектом. Поэтому в целях профилактики следует применять более радикальные методы, которые кому-то могут показаться бесчеловечными.
Итак, какие же методы профилактики могут возыметь эффект и сделать программу действительно способной изменить мировоззрение целого народа? В первую очередь все примеры должны быть наглядными. Детям младшего школьного возраста следует демонстрировать фотографии, на которых изображены люди на протяжении длительного времени принимающие наркотики . Нередко они больше напоминают декорации из фильмов ужасов, чем живых людей. Демонстрация подобных фотографий должна стать частью программы, которая затрагивает младшие группы детей в возрасте от 5 до 10 лет. Именно тогда можно будет добиться нужного эффекта. Неокрепшие детские умы создадут удивительно негативный образ наркомана. И здесь детский испуг сыграет лучшую роль. В будущем подсознание детей сформирует образ, которого следует избегать любыми способами. Это надежнее всего исключит даже мысли о том, чтобы попробовать любые виды наркотиков . А именно эту цель и должна ставить перед собой профилактика наркомании в школе . Если же формировать из школьников средних классов (14-18 лет) группы, которые под присмотром специалистов посещали бы наркологические клиники, в которых им были бы продемонстрированы наглядные примеры того, во что наркотики превращают здоровых, красивых и физически сильных людей, все цели профилактики будут выполнены на 100%. Да, это очень жестоко по отношению к детям. Возможны испуги, однако если рядом будет опытный психолог, который все разъяснит, то побочных эффектов не будет и главный эффект будет достигнут. Ни один ребенок, воспитанный по такой программе, став подростком, а потом и взрослым, никогда не сможет употреблять наркотики. Это будет противоестественно для него психологически. И предложение «попробовать, а вдруг понравится» он воспримет так же, как предложение прыгнуть вниз с высотного здания с мотивацией «а вдруг понравится?».
Похожий опыт имел место во Франции конца 40-х годов. Тогда, в послевоенные годы, был зафиксирован резкий скачок алкоголизма . Около 40 процентов рожденных младенцев имели физические или психические отклонения . Власти страны были в панике и решились на отчаянный шаг. Девушки в возрасте от 12 до 16 лет регулярно отправлялись в детские дома и роддомы, где они могли посмотреть на последствия безобидного бокала вина перед зачатием ребенка. Эффект оказался более чем резким – когда эти девушки вошли в детородный возраст, количество рождения больных детей сократилось в тысячи раз. Такой же опыт может быть перенят специалистами, которыми составляется программа по профилактике наркомании в нашей стране.

Причины наркомании

Однако говоря о профилактике наркомании , не стоит забывать о её причинах. Ведь глупо бороться с чем-то, не зная, почему это «что-то» появилось. Так что в первую очередь стоит понять – а что же толкает детей на этот путь, который подарит им несколько мгновений неестественного удовольствия и огрызок жизни в несколько лет, на протяжении которых он будет медленно гнить? Когда будет понята причина, будет и понятно какой должна быть профилактика наркомании среди подростков , на что её следует ориентировать в первую очередь.
Как ни удивительно, но в первую очередь причиной наркомании среди подростков является обычная скукота и безделье. Действительно, чем заняться среднему 10-14 летнему мальчишке в городе, если родители не могут позволить себе оплачивать спортивные секции или кружки по искусству? Впрочем, главную роль здесь играет даже не финансовое благополучие семьи. Довольно часто родители могли бы оплатить кружок для десятка детей. Просто с раннего возраста ребенку не были подробно расписаны все преимущества спорта, искусства, интеллекта и прочих конструктивных, созидательных занятий. Ну а если не учить ребенка хорошему, он окажется пустым сосудом. А он, в свою очередь, будет наполняться тем, чем наполняться легче всего – злом, а точнее – всем деструктивным, разрушающим. Значительно сложнее приучить ребенка к чтению, созданию картин или сочинению стихов, чем к распитию пива или же мелкому хулиганству . И очень высока вероятность того, что сегодняшнее пиво завтра превратится в кокаин , ЛСД или героин .

Способы искоренения наркомании

И, наконец, как же наверняка защитить ребенка от наркомании в целом избавить от этого порока все общество? Рецепт лекарства в нашем прошлом.
Почему за последние два десятка лет количество наркоманов на территории России возросло примерно в двадцать раз? Достаточно вспомнить какой был обеспечен досуг в СССР. Подросток мог совершенно бесплатно проводить целые дни в различных кружках по интересам - спорт, искусство, рукоделие и многое другое. Футбол, прыжки с парашютами, стрельба, фехтование, бокс, шахматы, рисование, игра на музыкальных инструментах, туризм и многое другое было совершенно бесплатным, либо стоило сущие копейки, так что позволить оплатить такой досуг своим детям мог любой человек со средней зарплатой.
Достаточно вернуть доступность подобного времяпровождения, чтобы значительно снизить количество наркоманов среди подростков. Конечно, не стоит забывать и про роль профилактики , а для более резкого эффекта вполне можно применить и способы, описанные выше.
Именно комплекс подобных действий мог бы в считанные годы уменьшить количество подростков, которые решают попробовать наркотики, во много раз.



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...