Понятие, сущность и признаки социальной аномии. Аномия – это особое состояние общества

  • Аноми́я (от франц. anomie - беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- - отрицательная приставка, νόμος - закон) - понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение).

    Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, в котором разложение, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения.

    Она проявляется в виде следующих нарушений:

    расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

    низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

    частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

    Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.

    Понятие аномии выражает собой политико-экономический обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой замене одних общественных идеалов и морали другими определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит естественное их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) не успевают усваиваться членами этих групп и позиционируются уже вместо некогда конвенциональных и равных средств для достижения прежних индивидуальных или общественных целей как собственные (уже являющиеся не одобряемыми, в частности, противоправными). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

    По определению российских исследователей, аномия - «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

    Аномия проявляется в различных сферах жизни общества. В настоящее время проводятся исследования проявлений аномии в экономике, политике, семейных отношениях, религии.

    Огромную опасность для общества представляет вызванное аномией девиантное поведение. Распространение аномии приводит к увеличению уровня алкоголизма, наркомании, самоубийств, преступности, разводов и неполных семей.

Под аномией в социологии понимают отсутствие в обществе норм. Синонимом для этого слова является слово «отчуждение». Если девиантное поведение характеризует отдельного человека или группу людей, то аномия -- это состояние, в котором все общество оказывается в своего рода «нормативном вакууме».

Это явление впервые было описано Э. Дюркгеймом в его знаменитой работе «Самоубийство». Дюркгейм выделил аномическое самоубийство как особую разновидность этой формы отклоняющегося поведения. Человеческие желания в целом не знают пределов, несмотря на то, что возможности их удовлетворения ограничены. На основании этого Дюркгейм делал вывод, что люди могут быть счастливы лишь в том случае, если их потребности совпадают с их возможностями. Именно для этого общество вводит нормативные ограничения, фактически указывая человеку, чего он может хотеть, а чего не может. В случае, если такие ограничения разрушаются, человек либо начинает использовать все доступные ему средства для достижения своих целей, либо впадает в состояние отчужденности, которое может стать причиной самоубийства.

Представитель социологически ориентированного психоанализа Э. Фромм описывал состояние аномии как утрату чувства принадлежности к обществу и своей социальной группе, когда индивид лишается собственной идентичности и личных ценностей, испытывая чувство отчуждения и одиночества. Человек в таком состоянии отчуждается от общества, утрачивая потребность устанавливать контакты и добиваться социального успеха.

Т Парсонс описывал аномию как состояние общества, в котором люди находятся в состоянии дезинтеграции, а их поведение не соответствует требованиям социальных институтов. Основным негативным результатом аномии Парсонс считал снижение интегрированности общества, а также рост чувства небезопасности и психических отклонений.

Р. Мертон использовал понятие аномии гораздо более широко, в качестве обоснования любого девиантного поведения. Он исходил из того, что в каждом обществе цели находятся в определенном отношении к средствам их достижения. Во-первых, цели могут быть как одобряемыми, так и неодобряемыми обществами. Во-вторых, каждая цель имеет нормативные (то есть закрепленные соответствующими социальными институтами, социальными нормами и общественным мнением) средства достижения, а также средства достижения, на которые налагается запрет.

В то же время Мертон обратил внимание на то, что в разных обществах более сильный акцент делается либо на цели, либо на средства. Если для общества наиболее важны цели, его можно считать аномическим. И действительно, в обществе, в котором богатство считается ценностью и нет особых ограничений на выбор средств его достижения, люди будут избирать наиболее эффективные средства, которые ведут к этому состоянию, независимо от того, являются ли они с точки зрения социальных норм и морали приемлемыми или нет. И наоборот, если культура уделяет достаточное внимание средствам достижения цели, то и ее носители будут более разборчивыми в выборе средств, а следовательно, обществу в целом аномия будет присуща в меньшей степени.

Еще одной причиной аномии, по мнению Мертона, может быть ограниченная доступность средств достижения социально престижной цели, связанная с расслоением внутри общества. Например, в США богатство является общепризнанным и даже навязываемым проявлением жизненного успеха. Однако средства достижения богатства недоступны для всех представителей общества. Не все люди могут получить хорошее образование, стать квалифицированными специалистами и получить хорошую, высокооплачиваемую работу. А потому им приходится прибегать к средствам, которые не одобряются обществом, то есть к девиантному поведению.

Девиантное поведение

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример).

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций.

Соц. аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности.

Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал соц. аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности, а одним из ярких ее выражений – широкое распространение самоубийств. Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех соц. групп, в которые входит индивид.

Мертон под соц. аномией понимал состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей теории соц. аномии проблему соотношения соц. целей и средств их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц. аномия вырастает из состояния равновесия между ними.

Сегодня понятие соц. аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчужденность личности от общества, разочарованность в жизни, апатия, преступность - zB. современное российское общество.

греч. a - отрицательная частица, nomos - закон) - понятие, введенное Э.ДЮРКГЕЙМОМ для объяснения ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (Дюркгейм Э. "Самоубийство", СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

АНОМИЯ

(‹ гр. anomos беззаконие) - понятие, характеризующее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся острым кризисом (распадом) системы ценностей, обострением противоречия между целями и возможностями их достижения. А. выражается в нарастании апатии, отчужденности, разочарованности, в девиантном поведении. В социально-политическую теорию понятие А. было введено Э.Дюркгеймом, утверждавшим, что проблема А. порождена переходным - от традиционного к современному обществу - характером современной эпохи, отличающимся потерей нравственных ориентиров, как отдельной личностью, так и социумом в целом. Теория А. в дальнейшем разработана Р.Мертоном, трактовавшим А. как результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы. Согласно Мертону, человек приспосабливается к состоянию А. разными способами: конформизмом (подчиняющимся поведением) или разновидностями девиантного поведения (инновация, ритуализм, уход от мира, мятеж). (Словарь, с. 15)

АНОМИЯ

Понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения поведения отклоняющегося: самоубийств, апатии, разочарования и пр. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры - прежде всего в плане норм этических - при достаточно резкой смене общественных идеалов и морали. Определенные группы социальные перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, отчуждаются; членами этих групп отвергаются и прежние, и новые социальные нормы и ценности, в том числе - социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения целей - индивидуальных или общественных - выдвигаются собственные средства, в частности противоправные. Проявления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

АНОМИЯ

1. А. (англ. апотга; от греч. ап - отрицание + onyma - имя) - частичная или полная утрата способности вспоминать имена собственные. Термин применяется в случае амнестических синдромов, но не к случаям забывания имен, часто встречающимся у вполне нормальных людей.

2. А. (фр. anomie - отсутствие закона; англ. anomie или апоту) - социологический термин, введенный Э. Дюркгеймом, для понятия о таком состоянии общества, когда многие его члены утрачивают уважение и доверие к существующим нормам, ценностям, институтам, что характерно для периодов смут и перестроек. См. Девиантное поведение.

3. Гипотетическая стадия в развитии человеческого общества, на которой отсутствуют нормы и ценности, регулирующие поведение и жизнь людей в коллективе; предполагалось (напр. С. И. Гессен), что человечество, в общем, проходит 3 стадии развития: А., гетерономии и автономии. Аналогичные 3 стадии предполагаются и в моральном развитии ребенка.(Б.М.)

АНОМИЯ

anomia) - 1. Разновидность афазии, при которой больной не способен давать названия окружающим предметам, несмотря на то что понимание их роли, а также способность складывать слова в предложения у него сохраняются. 2. Отсутствие почитания законов и установленных правил, являющееся признаком психопатии и диссоциальных психических отклонений у человека.

Аномия

Словообразование. Происходит греч. a - отрицательная частица + nomos - закон.

Специфика. Разрушение социальных предписаний и запретов. Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют среди молодежи.

Литература. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1912;

Luces S. Alienation and anomie // Philosophy, politic and society. Series 3. Oxford, 1967

Merton R.K. Social Theory and social structure. Glencoe (Ill.), 1957

Fischer A. Die Entfremdung des Menschen in einer heilen Gesellschaft

АНОМИЯ

1. Частичная или полная потеря способности вспоминать имена. Термин в этом значении используется только для обозначения афазических и амнестических синдромов, но не для обычного состояния, знакомого очень многим. 2. В обществе или группе, состояние, когда разрушается социальная структура, утрачиваются социальные ценности и культурные нормы. Аномия предполагает беспорядок, дезорганизацию и угрозу коллективной безопасности и может наблюдаться в ряде условий, например, после каких-то катастроф, подобно землетрясению, войне или, менее очевидно, когда многочисленные группы людей эмигрируют из сельских местностей в города, где их исходные социальные ценности не соответствуют местным, и к тому же ассимиляции противостоит городское население. 3. Состояние, при котором члены внешне хорошо организованного общества чувствуют себя изолированными и отчужденными вследствие чрезмерно специализированной социальной структуры, которая ограничивает близость. Это значение используется, чтобы охарактеризовать психологическое состояние многих людей, живущих в высокоразвитых, технологических городских обществах.

АНОМИЯ

от греч. a – отрицательная частица + nomos – закон и от фр. anomie – отсутствие закона, организации) – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом современного общества потребления, противоречием между провозглашенными целями (богатство, власть, успех) и невозможностью их реализации для большинства. Термин введен Э. Дюркгеймом в 1912 г., теория А. разработана Р. Мертоном. А. – разрушение социальных предписаний и запретов, социальный феномен, объясняющий отклоняющееся поведение (самоубийство, апатия и разочарование). Выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в т. ч. и социально декларируемые образцы поведения. Вместо правовых средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления А., затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют на молодежь. А. выступает причиной возникновения многих деструктивных конфликтов или возрастания негативных последствий обычных конфликтов нормального общества. Может выражаться в таких массовых асоциальных действиях, как погромы. Современное российское общество, судя по всему, «больно» тяжелой формой А. Поэтому борьба с А. будет способствовать профилактике всех видов конфликтов значительнее, чем работа непосредственно с конфликтами.

Социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «А.» ввёл Дюркгейм, который рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою как неудавшуюся. Но А., порождая .тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала А. Она, в первую очередь, рассматривается как личных свойств и лишь затем - социальных условий. В социологии преступности, отклоняющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие противоречивые сознания аномич. личности, как беспомощности, изоляции, пустоты, безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с - , этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых определений А. делает это понятие весьма расплывчатым.

Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц. , СПБ , 1912 ; Социология преступности, пер. с англ. , М., 1966 ; Merton R.К., Social theory and social structure, Glencoe (111.) , 1957 ; Ano-mie and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Clinard, N. Y. , 1964 ; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiological dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965 , v. 30, № 1; F r o m m E., Escape from freedom, N. ?., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНОМИЯ

(от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон)

понятие социологии, введенное . социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют « », или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное , их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНОМИЯ

АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. а- отрицательная частица, νόμος-закон)-состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. АНОМИЯ фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой.

Термин “аномия” встречался уже в . 16 -нач. 17 в. как пренебрежение божественным законом. Как социологическая “аномия” была введена Э. Дюркгеймом. В отсутствии коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социальных структур, Дюркгейм видел не частный недостаток, а болезнь, поражающую промышленное общество. Поощряемые обществом ценности индивидуального успеха сталкиваются с неравенством членов общества в обладании средствами и ресурсами, необходимыми для его достижения, что порождает и аномию. Р. Мертон утверждал, что в высококонкурентном, сегментированном обществе существует атмосфера взаимного недоверия, социальной дезорганизации, когда общие ценности погружены в неразбериху частных интересов, а само общество представляет собой арену для “соперничающих обманов”. По мнению Мертона, аномия есть следствие рассогласования двух элементов ценностно-нормативной структуры общества: культурно предписанных и определенных целей и интересов людей, с одной стороны, и социально санкционированных путей и способов их осуществления-с другой. Акцент на цели, если он не уравновешивается соответствующим акцентом на социально предписанные методы и средства, приводит к тому, что поведение людей деморализуется, а общественная система дезинтегрируется. Согласно Т. Парсонсу, распространение аномии противоположно институционализации, означает разрушение любого нормативного порядка, основанного на институциональном закреплении ролевых ожиданий и соответствующих санкций.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНОМИЯ" в других словарях:

    аномия - (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    Аномия - (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    - (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия - и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия - (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...