Материально-технические ресурсы предприятия. Ресурсы организации: виды, понятия, характеристика человеческих ресурсов

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, включающая женщин в возрасте от 16 до 55 лет и мужчин от 16 до 60 лет, а так же лиц старше и моложе трудоспособного возраста, фактически занятых в народном хозяйстве.

Кадры - это соответствующим образом подготовленная часть трудовых ресурсов. Каждая отрасль имеет свои кадры.

По эффективности использования трудовых ресурсов, по показателю производительности труда Россия отстает от развитых стран существенно. В России труд сравнительно малопродуктивный и соответственно малооплачиваемый. Таким образом, резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов в стране громадны и надо как можно быстрее реализовать их. Даже прирост производительности труда лишь на 1% обеспечивает увеличение объема производства продукции в народном хозяйстве на несколько миллиардов рублей.

Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой создаются материальные и духовные ценности. Процесс труда есть процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. Процесс труда включает следующие элементы: средства труда, предмет труда и непосредственно сам труд человека.

Самой многочисленной категорией производственного персонала являются РАБОЧИЕ основные вспомогательные работники создающие продукцию и занятые осуществлением технологических процессов рабочие занятые обслуживанием основного производства, а также все рабочие вспомогательных подразделений

По длительности пребывания на предприятии рабочих подразделяют на постоянных, сезонных, временных. Постоянным и считаются принятые на работу без ограничения срока или на срок более 6 месяцев. поступившие на период сезонных работ (сроком не более 6 месяцев) на срок до 2 месяцев, а при замещении временно отсутствующих работников - до 4 месяцев

Руководители осуществляют организацию производственного процесса и руководство им. К руководителям относятся: директор (председатель), главный экономист, бухгалтер, инженер, агроном, зоотехник, механик и другие главные специалисты, а также их заместители.

Специалисты - это работники, имеющие высшее или среднее специальное образование: экономисты, агрономы, зоотехники, инженеры, механики, бухгалтеры и др.

К категории служащих относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, секретари-машинистки, статистики, учетчики, табельщики и т. д.).

Младший обслуживающий персонал занимает должности по уходу за служебными помещениями, а также по обслуживанию других работников (дворники, уборщицы, курьеры и др.).

Трудовые ресурсы предприятия имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются соответствующими абсолютными и относительными показателями: структура работников предприятия; среднесписочная и среднегодовая численность работников; коэффициент выбытия кадров; коэффициент текучести кадров; коэффициент приема кадров; коэффициент стабильности кадров; средний стаж работы по отдельным категориям работников.

Среднегодовая численность работников определяется путем деления всего отработанного времени работниками хозяйства за год (в человеко-часах или человеко-днях) на годовой фонд рабочего времени.

Коэффициент выбытия кадров (Квк) представляет собой отношение количества работников, уволенных по всем причинам за данный период, к среднесписочной численности работников за тот же период.

Коэффициент приема кадров определяется путем деления количества работников, принятых на предприятие за определенный период времени, к среднегодовой численности персонала за этот же период.

Коэффициент текучести кадров отношение числа уволенных работников предприятия, выбывших за данный период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т. п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью) к среднесписочной численности за тот же период.

Коэффициент стабильности кадров (Кс) рекомендуется использовать при оценке уровня организации управления производством как на предприятии в целом, так и в отдельных подразделениях.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (акционерный или складочный капитал). Уставный капитал - это имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей.

Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности), а также выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относятся уставный, резервный и другие капиталы; долгосрочные займы; постоянно находящаяся в обороте предприятия кредиторская задолженность (по зарплате из-за разницы в сроках начисления и выплаты, по отчислениям во внебюджетные фонды, в бюджет, по расчетам с покупателями и поставщиками и др.).

Значительные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием; дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов, доходов от финансовых операций, кредитов. Предприятия могут получать финансовые ресурсы: от ассоциаций и концернов, в которые они входят; от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления в виде бюджетных субсидий; от страховых организаций.

4. Контроль за наличием и эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

Менеджеры любого предприятия при выработке стратегии и политики управления руководствуются данными учета издержек, отражающего использование предприятием всех видов ресурсов в процессе деятельности. В связи с этим затраты являются одним из основных объектов управленческого учета. Особое внимание системы управленческого учета направлено на отражение динамики поведения затрат различных ресурсов в зависимости от таких факторов, как увеличение или уменьшение объемов сбыта, изменение ассортимента продукции и др. Кроме того, большое внимание уделяется учету затрат по центрам ответственности.

В целях осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов предприятия производится оперативный анализ деятельности каждого центра ответственности, на основе которого выявляются "узкие" места в производстве и реализации. Полученная информация предоставляется линейным менеджерам для принятия своевременных управленческих решений.

5. Выявление, анализ отклонений от установленных норм, стандартов и смет и корректировка управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции

В управленческом учете большое внимание уделяется учету отклонений фактических показателей работы от плановых или нормативных. При этом используется метод факторного анализа, т.е. разделение всех возникших отклонений по причинам, вызвавшим их появление.

Планы предприятия не всегда являются строго заданным эталоном деятельности. При отклонении фактических результатов от намеченных они могут уточняться либо пересматриваться, если предварительный анализ показывает недостижимость каких-то показателей. Данный способ управления называется управлением по отклонениям. После уточнения показателей принимаются меры корректирующего действия по приведению фактических результатов в соответствие с запланированными. Таким образом обеспечивается динамичность и гибкость управленческого процесса.

6. Измерение и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и в разрезе структурных подразделений, выявление степени рентабельности отдельных видов продукции, секторов и сегментов рынка

Методы калькулирования себестоимости продукции и определения финансового результата зависят от вида и отраслевой принадлежности предприятия, технологии производства и других факторов. Известно, что финансовый результат деятельности предприятия складывается из различных составляющих: доходов от производства и реализации продукции, сдачи имущества в аренду, продажи неиспользуемых хозяйственных средств, процентов по вкладам в ценные бумаги других предприятий и организаций и т.д. Так, в случае когда предприятие выпускает несколько видов продукции, положительный результат от производства и продажи одной продукции может затушевываться убытком от другой. Это же касается и деятельности подразделений предприятия.

7. Формирование информации, служащей средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и структурными подразделениями предприятия

С помощью информации, формируемой в управленческом учете, а также разработки бюджетов и смет для разных уровней управления производится четкая координация действий менеджеров по систематизации задач, стоящих перед предприятием, и достижению конечных целей предпринимательства. Таким образом обеспечивается действие принципа линейного управления.

8. Выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия

Управленческий учет предприятия ориентирован в первую очередь на будущее. Его целью является формирование информации, которая позволила бы принимать управленческие решения, обеспечивающие не только получение высоких результатов в отчетном периоде, но и стабильное развитие предприятия в будущем. Таким образом, необходима разработка мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия как с точки зрения более рационального использования ресурсов, так и в части расширения рынков сбыта, освоения новых производств и т.д.

Одним из важнейших теоретических вопросов управленческого учета является определение его принципов. Известно, что принцип - это правило, принятое или объявленное как некое руководство к действию. По вопросу о принципах управленческого учета в отечественной литературе имеются различные точки зрения.

Так, отдельные экономисты (В. Керимов, Т. Карпова) считают, что к принципам управленческого учета относятся:

Непрерывность деятельности организации;

Использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;

Оценка результатов деятельности подразделений предприятия;

Преемственность и многократное использование первичной промежуточной информации в целях управления;

Формирование показателей отчетности на различных уровнях управления;

Применение бюджетного метода управления затратами, доходами и коммерческой деятельностью;

Полнота и аналитичность, обеспечивающие информацию об объектах управленческого учета.

Непрерывность деятельности предприятия, которая выражается отсутствием намерений самоликвидироваться и сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем.

Использование единых планово-учетных единиц измерения необходимо для оперативно-производственного планирования на разных его уровнях, для обеспечения взаимосвязи показателей управленческого учета производства и финансового учета затрат, а также выявления результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.

Оценка результатов деятельности структурных подразделений предприятия - один из основополагающих принципов построения системы управленческого учета. При всем различии организационных форм на предприятиях управленческий учет должен быть связан с оперативно-производственным и технико-экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. Оценка результатов деятельности предусматривает определение тенденций, и перспективы каждого подразделения в формировании прибыли предприятия от производства до реализации продукта.

Хозяйственный механизм предприятия должен быть приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями и внутри них.

Соблюдение принципа преемственности и многократного использования в процессе сбора, обработки первичных данных упрощает систему учета и делает ее экономичной. Сущность принципа заключается в разовой фиксации факта хозяйственной деятельности в первичных документах или производственных расчетах и многократном их использовании при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов. В системе управленческого учета формируются показатели внутренней отчетности по данным первичного учета.

Рассмотрение приведенных принципов позволяет отметить, что целевое назначение и порядок формирования управленческой информации весьма неопределенны, хотя чрезмерно детализированы.

Другой подход к определению принципов управленческого учета сформулирован В. Ивашкевичем. По его мнению, "основным принципом управленческого учета является его ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления, решение задач внутрифирменного менеджмента различного уровня прав и ответственности".


Ресурсы (от англ, и фр. resources) - это средства, ценности, запасы, возможности, а также источники средств, доходов. Особое место среди ресурсов общества занимают экономические ресурсы, которые в совокупности составляют его экономический потенциал, способный обеспечить максимально возможный уровень производства товаров и услуг. Они подразделяются на материальные, природные, трудовые, информационные, денежно-кредитные и финансовые.

Материальные ресурсы (средства производства) включают в себя средства труда и предметы труда. Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда. Предметы труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на два вида: вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например уголь, руда; сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку.

Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы - материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов - отходы производства и потребления продукции.

Природные (естественные) ресурсы - часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей. К природным ресурсам относятся: земельные, водные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира, солнечная энергия, энергия приливов и отливов, внутриземное тепло. Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная энергия) и исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира). Последние в свою очередь делятся на возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир) и невозобновляемые, к которым относятся прежде всего залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и другие руды).

Трудовые ресурсы - часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общими и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно полезным трудом.

Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они представляют собой определяющий и активный фактор общественного производства. Возрастные границы трудоспособного населения устанавливаются законодательствам (по статистике Госкомстата РФ для мужчин они составляют 16-59 лет, для женщин - 16-54 года). Изменение численности трудовых ресурсов непосредственно определяется рождаемостью и смертностью населения, продолжительностью образования, соотношением численности лиц, вступающих в трудоспособный и переходящих в пенсионный возраст. Особую роль приобретает интеллектуальный капитал - основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.

Информационные ресурсы - совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении, - относятся к материальным возобновляемым ресурсам. В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую и военную мощь государства.

Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они опосредуют движение других видов экономических ресурсов. Имея общую экономическую основу, денежные, кредитные и финансовые ресурсы различаются как по своей сущности, так и по функциональному предназначению.

Денежные (в том числе валютные) ресурсы - это весь объем денежных средств, выраженных в национальной, а также иностранной конвертируемой валюте, и источники их поступления на тот или иной период. Они могут находиться в наличной или безналичной формах, удовлетворяя операционный или спекулятивный спрос или выступая в виде накоплений и сбережений.

Кредитные ресурсы представляют собой совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения и используемых ими для предоставления в виде ссуд на условиях возвратности, срочности и платности, они опосредуют экономические отношения между кредитором и заемщиком.

Финансовые ресурсы - это совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующих субъектов государства в определенном периоде и предназначенных для расширения производства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и военных потребностей, а также нужд государственного управления. Финансовые ресурсы образуются в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства. Они являются материальным носителем финансовых отношений.

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции.

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются:

  1. денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;
  2. целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);
  3. определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.
Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции.

Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.

Классификация расходов предприятия

В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом:
  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы).
Классификация расходов и их состав представлены в таблице.
Вид расходов Состав расходов
1. Расходы по обычным видам деятельности Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ)
Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.)
Расчеты по оплате труда
Отчисления в страховой фонд
Амортизационные отчисления
2. Операционные расходы Расходы, связанные с предоставлением организациями активов во временное пользование за плату
Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности
Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции
Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами)
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями
Прочие операционные расходы
3. Внереализационные расходы Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией
Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году
Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания
Курсовая разница
Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов)
Прочие внереализационные расходы
4. Чрезвычайные расходы Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)
Таблица 1. Виды расходов и их состав

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.)
Состав расходов, учитываемых в налогообложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В отличие от приведенной выше классификации расходов организации в налоговом учете расходы подразделяются на:
  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции;
  • внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).
Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации;
  • прочие расходы.
Как видно из сопоставления, Налоговый кодекс РФ предусматривает выделение не пяти, а четырех элементов затрат. Такой элемент затрат, как отчисления на социальные нужды, не выделяется обособленно, а входит в состав статей «Расходы на оплату труда» и «Прочие расходы» в зависимости от принятой учетной политики предприятия.

Министерство образования и науки Самарской области

Методическая разработка

блока занятий по теме: «Материально-технические,

трудовые и финансовые ресурсы отрасли»

с нетрадиционными формами и методами обучения.

Составила преподаватель:

с. Кинель-Черкассы

Аннотация

на методическую разработку блока занятий по теме:

«Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли».

В методической разработке раскрыты методики проведения уроков различными методами и формами: интерактивная урок-лекция с применением проблемных ситуаций и мультимедиа оборудованием и урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. На уроке интерактивная лекция применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обосновывающих проблематику лекции; мозговая атака; громкое и такое обсуждение; проблемные ситуации с демонстрацией графиков, таблиц.

Данные методы дают возможность студентам принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями со своими однокурсниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.

Кроме того, такие методы обучения позволяют повысить активизацию студентов, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. На практическом занятии применяется разминка: «гол-мимо». Это упражнение служит для разрядки, привлечения и активизация внимания студентов. Блок занятий с разными формами и методами обучения помогает студентам лучше усвоить базовые знания по дисциплине повысить наглядность обучения, систематизирует усвоенные знания, формирует мотивацию к учению, а следовательно, значительно повышает результаты обучения дисциплине «Экономика отрасли».

Пояснительная записка.

Частная методика по теме: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» написана с целью обобщения и систематизации учебного материала данной темы. В частной методике раскрыты методика проведения:

а) урока - интерактивная лекция- презентация;

б) урока закрепления знаний и выработки умений и навыков.

Важность темы определяются необходимостью накопления знаний в вопросах формирования использования материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Ресурсы являются одним из наиболее важных факторов развития экономики . Производство с/х продукции возможно только при достаточной обеспеченности различными видами ресурсов: трудовых, земельных и водных, материально-технических.

В настоящее время наблюдается дефицит материально - технических ресурсов на с/х предприятиях. Несмотря на это, не все ресурсы задействованы в производстве: простаивает техника, и полностью заняты трудовые ресурсы , т. е. имеет место высокий уровень безработицы , в т. ч скрытой и др.

Эффективно используются минеральные удобрения, средства защиты растений. Все это подчеркивает актуальность данной темы.

Современное состояние рынка материально-технических средств для села определено особенностями формирования ресурсопоставляющих отраслей в советский период, когда создавались крупные и крупнейшие предприятия-гиганты , что позволяло в кратчайшие сроки увеличивать объемы производства техники, удобрений, топлива и смазочных материалов с наименьшими издержками. Эти предприятия сохранились и в пореформенный период, они по-прежнему обеспечивают выпуск основной массы продукции для села. Так, в 2009 г. 19 крупных предприятий тракторного и сельхозмашиностроения производили до 100% общероссийского выпуска тракторов и машин, на которых они специализированы, как и 18 предприятий машиностроения для животноводства
и кормопроизводства.

В то же время вследствие падения платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей общие объемы выпуска техники за 15 пореформенных лет упали в десятки раз, что препятствует развитию конкуренции на внутреннем рынке тракторов и сельхозмашин.

К таким же последствиям приводит стихийное ценообразование в ресурсопоставляющих отраслях АПК, вызванное опережающим не контролируемым ростом цен на энергетические и сырьевые ресурсы, используемые при производстве материально-технических средств для сельского хозяйства . Так, только за гг. цены на нефть возросли в 2,2 раза, газ - на 75%, уголь – на 57% прокат сортовой – на 69%, сталь листовую - на 83%. Поскольку динамика цен на эти ресурсы в решающей степени определяет уровень издержек производства техники, запчастей, минеральных удобрений и других средств производства для села, цены на них повышались с той же последовательностью: в гг. ежегодно они возрастали на 10,8- 24,7%, а на продукцию сельского хозяйства(за исключением 2004г.)- всего на 3,2-9,6%.

Наиболее быстрым темпами ежегодно росли цены на горюче-смазочные материалы (на13,3-28,9%), строительные материалы (9,9 – 30,6 %), электроэнергию (13.1-43,4%), топливо (11,3-31,9%), услуги агрохимической службы (15,7-18,4%), то есть возрастали затраты, оказывающие наиболее существенное влияние на общие издержки производства сельхозпродукции.

Нефтяные монополии стремятся максимально приблизить внутренние цены на нефтепродукты к высоким мировым ценам . Однако, соблюдая интересы российской экономики, следовательно бы не только не повышать, а максимально снижать внутренние цены на нефть за счет дотирования их из высоких доходов от ее экспорта.

Вместо этого происходит ежегодное существенное повышение внутренних цен, которые оторваны от реальных финансовых возможностей большинства отечественных предприятий, подрывают их экономику.

Проблема обеспечения материально - техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами в с/ х стоит очень остро, т. к. постоянно растут цены на ресурсы, используемые при производстве материально-технических средств для с/х. Это означает новое существенное снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей на материально-технические ресурсы и дальнейший отрыв этого спроса от реальной потребности.

Методическая разработка может быть использована другими преподавателями при планировании учебного материала по блокам обучения.

Введение

Наше сельское хозяйство переживает не просто социально-экономический, а системный кризис. Зна­чительно сократились посевные площади, упало по­головье домашнего скота и птицы, оставляет желать лучшего инженерно-технические обеспечение отрас­ли, Большинство сельхозпредприятий и фермеров работают по старинке, используя машины, спроекти­рованные еще в прошлом веке, физически и мораль­но устаревшие.

Что нужно сделать, чтобы преодолеть отставание аграрного сектора, повысить его конкурентоспо­собность, обеспечить население качественными продуктами питания, а промышленность - сырьем?

Среди множества проблем, возникших в аграрном секторе за последние два десятилетия, одна из наиболее острых - отставание сельскохо­зяйственного машиностроения от насущных по­требностей отрасли. Мы списываем больше трак­торов и комбайнов, чем производим.

По данным Всероссийской сельскохозяйствен­ной переписи, износ материально-технической базы в АПК превысил все допустимые нормы: свыше 83 процентов тракторов и 75 процентов комбайнов полностью выработали свой производственный ре­сурс, то есть находятся за установленными сроками
амортизации. Причем основную массу отечествен­ной сельскохозяйственной техники составляют малопроизводительные машины, не обеспечиваю­щие использование современных эффективных и ресурсосберегающих технологий. Из общего трак­торного парка 74 процента машин относятся к 3 и 4 классу и имеют мощность 110 л. с. Хотя современ­ные иностранные образцы широко применяют дви­гатели 5 и 6 класса мощностью 250-340 л. с. и нача­ли эксплуатацию тракторов 7 класса мощностью 350-500 л. с. Сравнение отнюдь не в нашу пользу.

Сегодняшнее состояние машинно-тракторного парка в стране стало главным фактором, сдержи­вающим технологическую модернизацию отрасли. По сравнению с 1990 годом, он уменьшился напо­ловину. Обеспеченность аграрного сектора трак­торами снизилась в 2,9 раза, зерноуборочными комбайнами - в 3,5 раза, кормоуборочными ком­байнами в 4 раза. За последние 20 лет оте­чественные предприятия сократили выпуск тракто­ров в 19,5 раза, зерноуборочных комбайнов - в 9,5 раза, кормоуборочных комбайнов - в 14 раз. При этом поступающие на рынок отечественные сель­скохозяйственные машины имеют низкие технико-эксплуатационные показатели и недостаточную на­дежность. По своей мощности и производительности они значительно уступают зарубежным аналогам. Как известно, Россия обладает уникальными агроэкологическими, особенно земельными ресур­сами, а по запасам пахотных земель - 122 млн. гек­таров -

входит в мировые лидеры. Для сравнения: в США -175 млн. гектаров пашни, в Индии - 168 млн. в Китае - 144 млн. По площади пашни на душу населения (0,85 га) Россия входит в первую пятерку стран и в 3,3 раза превосходит среднемировой показатель. В то же время, располагая 9 процентами сельскохозяйственных угодий в мире и 55 процен­тами черноземных почв, мы производим лишь 1,3 процента валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства. Последние два десятилетия около 20 млн. гекта­ров земель выбыло из оборота, сократились посев­ные площади. Сейчас обрабатывается чуть больше 78 млн. гектаров. Причина, прежде всего в нехватке инвестиций, техники и рабочих рук, перевод пахот­ных земель в другие категории земли и использова­ние их не по прямому назначению.

По расчетам ученых, природно-экологический потенциал России при использовании современных технологий способен обеспечить продовольствием 700-800 млн. человек. Однако сегодня мы не в состоя­нии удовлетворить даже свои внутренние потребно­сти в продуктах питания и вынуждены до 40 процен­тов продовольствия импортировать. В чем причины такого отставания нашего аграрного сектора от ве­дущих мировых государств? Среди ключевых проблем, как уже говорилось, - низкий и технологический уровень его оснащенности, вызванный, в том числе и кризисом сельскохозяйственного машиностроения, которое в последние годы находилось в фазе перманентного разрушения. Наши отдельные заводы нередко выпускают устаревшую технику, разработанную еще 30 - 40 лет назад. Поэтому сельские труженики вынужде­ны применять упрощенные технологии, которые по производительности в 10-15 раз ниже, чем в передо­вых странах мира. Из-за этого недопустимо велики потери продукции, снижающие общие показатели отрасли. Так, например ежегодные потери зерна составляют 15 млн. тонн, мяса свыше 1 млн. тонн, молока - около 7 млн. тонн. К сожалению, полностью приостановлен выпуск отечественной мелио­ративной техники.

В результате сокращения машинно-тракторного парка в России существенно возросла производ­ственная нагрузка на сельскохозяйственную тех­нику. По сравнению с 1990 годом, этот показатель увеличился по тракторам в 2 раза (210 гектаров на единицу техники при нормальной нагрузке 73 гектара), по зерноуборочным комбайнам - в 2,1 раза (до 317 гектаров при норме 244 гектара), по кормоуборочным комбайнам - в 2,8 раза (до 220 гектаров). Для справки: нагрузка на один трактор в США со­ставляет 37 гектаров, на зерноуборочный комбайн - 50, в Англии, соответственно, 13 и 77, во Фран­ции - 16 и 50, в Германии - 11,5 и 53, в Канаде - 63 и 142 гектаров.

Для поддержания численности существующего парка сельскохозяйственной техники нашей про­мышленности необходимо выпускать ежегодно 45 тысяч тракторов, а практически поставляется лишь 25-30 процентов от этого количества.

В последнее время российские сельхозпроизво­дители предпочитают приобретать хотя и дорогую, но более мощную, производительную и надежную зарубежную технику. В прошлом году продажа тракторов отечественного производства состави­ла менее 20 процентов, а импорт из стран ближне­го зарубежья вырос на 30 процентов, из стран даль­него зарубежья - в 2,2 раза. Если общая стоимость реализованной отечественной техники - 65 млрд., то зарубежной - 88 млрд. рублей. По этим цифрам можно судить о конкурентоспособности продукции нашего сельскохозяйственного машиностроения. Усиливающаяся зависимость отечественного аграр­ного сектора от поставок иностранной техники по­вышает потребность и в запасных частях для нее. А это еще более увеличивает себестоимость конеч­ной продукции, выпускаемой нашими сельхозпро­изводителями.

Еще одна негативная тенденция отечественно­го АПК: последние десятилетия в нашем сельском хозяйстве наблюдается возрождение ручных и конно-тягловых технологий, которые применялись в позапрошлом и начале прошлого века. Кре­стьяне, особенно на своих подсобных участках, из-за недостатка средств на покупку тракторов, комбайнов и другой техники по причине дорого­визны их эксплуатации вынуждены возвращаться к примитивным методам ведения хозяйства с низкой производительностью труда . Показательная циф­ра: сегодня в аграрном секторе России из 25 тысяч производственных хозяйств лишь 1 процент рабо­тает с использованием, так называемых 5 и 6 техно­логических укладов. В развитых государствах эта цифра колеблется от 35 до 60 процентов.

В результате по уровню производительности тру­да в аграрном секторе Россия отстает от ведущих стран мира в 8-9 раз. В советское время такое отставание не превышало 3-4 раза. И хотя отечественная аграрная наука сегодня располагает достаточным количеством современных технологий для сельско­го хозяйства, инновационный потенциал в АПК ис­пользуется на 4 - 5 процентов. В то время как в США этот показатель составляет 50 и более процентов.

Обеспечение материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами с/х являются составной частью аграрной политики государства. Очень важно, чтобы студенты знали содержание всех видов ресурсов, источники их формирования на с/х предприятии, умели рассчитывать показатели экономической эффективности использования ресурсов. С этой целью в учебном процессе целесообразно шире использовать активные формы обучения, к которым следует отнести интерактивные лекции - презентации и практические занятия. На этих уроках интерактивной лекции-презентации студенты активно участвуют в познавательной деятельности , лучше усваивают базовые знания по дисциплине, систематизируют усвоенные знания, формируют мотивацию к учению и повышают результаты обучения дисциплины «Экономика отрасли».

Практические занятия позволяют приблизить процесс обучения к реальной действительности с/х производства помогают приобрести навыки комплексного подхода к решению задач с использованием знаний смежных дисциплин. Использование интерактивной лекции-презентации и закрепление знаний и выработки умений и навыков в учебном процессе не только повышает интерес к занятиям, но и отмечает усвоение знания, делает закрепление знаний более полным.

5. Основная часть (содержание)

5.1. Планирование учебного материала.

Продолжительность обучения.

На изучение темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» учебной программой по дисциплине «Экономика отрасли» отводится 4 часа, в т. ч. на практическое занятие-2 часа. В процессе изучения темы студенты

должны знать:

должны уметь: рассчитывать потребность в материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.

Планирование учебного материала по теме: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» произведено следующим образом:

1. Урок - интерактивная лекция на тему: «Материально - технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» .

2. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков.

На уроке интерактивная лекция - с использованием компьютерной презентации преследуются следующие цели:

1. Обеспечение наглядности учебного процесса.

2. Повышение мотивации студентов.

3. Экономия времени урока.

4. Увеличение объема нового материала на уроке и сокращения времени на его объяснении.

5. Выполнение виртуальных демонстрационных показов и с использованием недоступного оборудования.

Теоретический материал лекции, представленной в виде слайдов структуирован строго с учетом учебной программы. Яркий иллюстративный материал наиболее наглядно и доходчиво, с помощью интересных рисунков и схем, таблицу и диаграмм, с помощью преимущественно зрительного восприятия привлечь внимание студентов к лекции и вызвать максимальную заинтересованность. Изложение лекционного материала с помощью метода презентации значительно расширяет возможности изложения материала.

Теоретический материал излагается в виде кратких тезисов, определений схем, диаграмм. Высокая иллюстрированность изложенной проблемы, наглядность понятий и формулировок значительно повышает интерес студентов к занятию. Преимущественно зрительное восприятие текста позволяет студентам не механически переписывать информацию, а осмысливать и запоминать. Рисунки, схемы, диаграммы и другие иллюстрации помогают более наглядно отразить межпредметные связи с обеспечивающими дисциплинами.

На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков своей главной задачей ставит закрепление знаний студентов по пройденной теме. В условиях недостаточной обеспеченности материально-техническими ресурсами и отсутствием денежных средств на их пополнение и обновление рассчитывать показатели экономической эффективности использования, с/х техники и умение использовать разные методы при определении потребности в с/х технике.

На уроке закрепления знаний и выработке умений и навыков студенты углубляют теоретические знания, вырабатывают умения и навыки определения потребности в с/х технике, развивают умения экономически мыслить, самостоятельности в принятие решений, развивают умения пользоваться нормативной и справочной литературой и применять их на практике.

5.2 Реализуемые принципы обучения и воспитания .

1.Принцип научности – означает, во – первых, что содержание учебного материала должно соответствовать уровню развития экономической науки . Это предусматривается программой дисциплины, в которую периодически, вносятся изменения, дополнения, уточнения. Во-вторых, формирование у студентов, будущих специалистов с\х научных экономических понятий, изучения экономических законов , закономерностей и их проявления в специфических условиях с/х, понимании того, как те или иные экономические категории (цена, фонды, прибыль и др). выражают экономические взаимоотношения .

При определении потребности в материально - технических ресурсах любой специалист опирается на установленные нормативы: нормы выработки, нормы расхода ГСМ, нормы амортизации, норма высева семян, норма - расхода удобрений и средств химической защиты растений и др.

В третьих; отражение научных достижений в экономике; перспектив ее развития, показ эффективности технологического использования достижений науки и техники.

При изучении темы – «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» широко используются достижения науки: интенсивные технологии производства с/х культур; внедрение новой техники, показатели эффективности использования тракторов, автомобилей и с/х техники.

2.Принцип систематичности и последовательности - этот принцип означает строгое, логическое, последовательное овладение знаниями, умениями и навыками и одновременное применение их на практике. На интерактивной лекции - презентации студенты получают новые знания, углубляют и расширяют имеющиеся у них знания, активно участвуют в решении проблем по обеспечению материал по - технологическими, трудовыми и финансовыми ресурсами.

3.Принцип связи обучения с жизнью – эта тема очень тесно связана с жизнью. Наше с/х переживает не просто социально-экономический, а системный кризис. Значительно сократились посевные площади, упало поголовье домашнего скота и птицы, оставляет желать лучшего инженерно-техническое обеспечение отрасли.

Большинство с/х предприятий и фермеров работают по старинке, используя машины, спроектированные еще в прошлом веке, физически и морально устаревшие. Одна из проблем АПК-отставание с/х машиностроения от насущных потребностей отрасли. В РФ списывается больше тракторов и комбайнов, чем производится. По данным Всероссийской с/х переписи, износ материально-технической базы АПК превысил все допустимые нормы: свыше 83% тракторов и 75% комбайнов полностью выработали свой производственный ресурс.

В таких условиях перед студентами встают проблемы: как организовать весь технологический процесс по производству с/х продукции?; как уложиться в установленные агротехнические сроки при выполнении важных видов с/х работ (посев, уборка и др); где найти необходимое количество механизаторов? Где взять деньги для покупки семян, удобрений, средств защиты растений и т. д.

4.Принцип сознательности и активности.

Этот принцип означает овладение студентами программным учебным материалом, его понимание и осмысливание, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях. Сознательное обучение невозможно без активности и самостоятельности студентов. При изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» этот принцип реализуется на всех уроках. На интерактивной лекции-презентации студентами задаются такие проблемные вопросы:

◦ Какие показатели характеризуют эффективность использования новой

◦ Зачем в с/х применяется ресурсосбережения и в чем его экономическое

значение?

◦ Каким образом в современных сложных условиях лизинг позволяет с/х

предприятием решать проблему обновления основных средств?

◦ Какую роль играют инновации в увеличении возможности предприятия?

◦ Какие изменения происходят в производстве под влиянием научно -

технического прогресса и инноваций?

На уроке закрепления знаний и выработки умений и н7авыков создаются проблемные ситуации и задаются проблемные вопросы:

1.Какие данные необходимо иметь для определения потребности в тракторах? в комбайнах?

2.Как можно уложиться в установленные агротехнические сроки при проведении с/х работ, при недостаточном количестве техники?

3.Можно ли быстро сменить специализацию предприятия?

4. С какими проблемами сталкиваются предприятия при внедрении в производство новых видов с/х культур?

5. Какие меры принимаются для повышения доходности хозяйств?

Студенты обдумывают ситуации, решают поставленные проблемы, находясь в постоянном поиске лучшего решения.

5.Принцип наглядности обучения.

Огромную роль в усвоении материала играет наглядность. Его реализацией активизируется и поддерживается внимание, облегчается запоминание. Наглядность способствует закреплению знаний, повышает интерес к ним, позволяет конкретизировать теоретические положения экономики.

При изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» используется

1.Мультимедиосистема для демонстрации слайдов:

а) парк основных видов техники и ее приобретение в с/х предприятиях РФ.

б) производство основных видов с/х техники в РФ.

в) производственная нагрузка на с/х технику в РФ и за рубежом.

г) показатели эффективности использования машинно-тракторного

д) показатели эффективности использования энергетических

мощностей;

е) трудовые ресурсы с/х;

ж) финансовые ресурсы, их состав и классификация.

2. Творческие задания.

3.Инструкционные карты для выполнения практической работы .

4. Тестовые задания.

5. Литература:

а) «Экономика сельского хозяйства»;

б) «Экономика и управления в сельском хозяйстве»;

в) Журналы «АПК: экономика, управление».

6.Принцип доступности.

Этот принцип предполагает изучение материала с учетом уровня теоретической подготовки студентов. Принцип доступности полно реализуется при изучении темы «материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы». Поскольку при изучении этой темы используется много наглядности в виде слайдов с помощью мультимедиасистемы, то студентами легче усвоить материал. При изложении нового материала, беседе, студентам задаются вопросы с разным уровнем сложности: слабым студентам более простые вопросы, сильным - вопросы посложнее.

7.Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Этот принцип формирует у студентов научное мировоззрение, вырабатывает сознательное поведение на уроках по теме: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» воспитывается экономическое мышление, убежденность в необходимости получаемых знаний, важности знаний о ресурсах с/х предприятий, вырабатывается профессиональный подход к вопросам определения экономической эффективности использования ресурсов, расчета потребности в них. Это очень важные качества для специалиста среднего звена. От формирования этих качеств зависит грамотность, умение правильного осуществлять хозяйственную деятельность. Развиваются и мыслительные способности. На всех уроках студенты постоянно думают над заданными им вопросами в процессе интерактивной лекции - презентации, на практическом занятии. Кроме этого, на уроках часто применяются проблемные ситуации, которые также заставляют студентов думать анализировать, сравнивать.

8.Принцип интегрального подхода. Он означает одновременное использование разных форм и методов обучения в преподавании родственных предметов для решения профессиональных и жизненно важных проблем. При изучении темы: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» использование этого принципа необходимо, т. к в данном случае упор делается на дисциплину «Основы экономики».

При изучении темы «Микроэкономика. Ресурсы » рассматриваются вопросы: «Понятие, состав и классификация ресурсов», «Производственные возможности», «Эффективность производства и пути ее повышения». При изучении темы «Проблемы экономического роста . Микро - и макроэкономические проблемы российской экономики» рассматриваются вопросы: «Особенности роста национального хозяйства », «типы расширенного воспроизводства общественного капитала». По дисциплине: «Экономика отрасли» при изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» эти вопросы рассматриваются значительно глубже и подробнее: изучаются подробно и рассматривается классификация материально - технических, трудовых и финансовых ресурсов.

В материально-технических ресурсах рассматриваются материальные ресурсы, энергетические ресурсы и показатели их экономической эффективности, значение механизации в с/х и показатели использования тракторов и автомобилей. В трудовых ресурсах рассматривается понятие трудовых ресурсов, показатели их использования, факторы рационального использования трудовых ресурсов. В финансовых ресурсах рассматривается понятие финансов, их функции и принципы организации.

9.Принцип целенаправленности . Этот принцип означает четкую целенаправленную учебно - воспитательную работу . В результате изучения темы: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» студенты должны знать: сущность, функции и источники формирования материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.

студенты должны уметь : рассчитывать потребность в материально - технических, трудовых и финансовых ресурсах.

10. Принцип прочности означает сознательное усвоение теоретических знаний и формирование практических навыков на основе активной и самостоятельной деятельности, повторение и закрепление знаний. умений и навыков. Этот принцип реализуется на всех занятиях: на интерактивной лекции и уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков.

5.3.Формируемые ключевые компетенции.

Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.

Термин «компетентность» означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо. Это понятие близко таким понятием, как «грамотность», «осведомленность», «информированность». Оно относится к сфере деятельности личности и применению к различным категориям работников.

Компетентность различаются в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности.

Наряду с понятием «компетентность» сегодня особую актуальность приобрело понятие «компетенция». Так, известный психолог отмечая, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретенных знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связано понятие «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» толкуется как круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлен. Словарь символов русского языка слово «компетенция» ставит в один ряд с «полномочиями», «властью», «правом». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение выполнять работу соответственно профессиональному стандарту. При этом образовательный стандарт будет определять «компетентность» специалиста. Таким образом, можно сказать, что компетенция – это компетентность в действии.

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности , по мере накопления жизненного и профессионального опыта. Она представляется человеку в зависимости от его социального и профессионального статуса, уровня образованности, стажа работы и др.

Профессиональная компетенция специалиста среднего звена специальности «Механизация сельского хозяйства» включает много составляющих. Все компетенции специалиста среднего звена образуют единый конструкт – ключевые компетенции. Эти ключевые компетенции характеризуют сферу деятельности будущего специалиста.

Социальная компетенция – это способность и готовность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и решениям, увязывание личных интересов с потребностями предприятия к общества. Это умение анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать развитие событий, делать соответствующие выводы, осознано принимать решения. При рассмотрении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» социальная компетенция реализуется в умении анализировать сложившуюся ситуацию в обеспечении ресурсами с/х предприятий и поиск выхода из сложившейся ситуации; изготовлению слайдов для мультимедиа оборудование; продуктивном взаимодействии с членами группы по решению проблемных ситуаций и проблемных вопросов; работают в малых группах по решению поставленных задач. Кроме того, правовая компетенция реализуется посредством выполнения и соблюдения требований на уроке.

Когнитивная (познавательная) компетенция - способность и готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. Познавательная компетенция полно реализуется на уроке интерактивная лекция – презентация, т. к. студенты активно участвуют в обсуждении вопросов лекции и решении проблемных ситуаций, высказывают свое мнение и приобретают новые знания и умения. На уроке закрепление знаний и выработки умений и навыков студентам представляется возможность реализовать полученные знания и приобрести новые знания и умения.

Правовая компетенция - способность и готовность соблюдать нормы общественного поведения, инструкции, правила в рамках действующих трудовых соглашений, умение осознано заключать трудовые контракты . Правовая компетенция реализуется при изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли» через лизинговые отношения и нормирование (нормы расхода, ГСМ, минеральных удобрений, средств защиты растений, нормы амортизационных отчислений), нормы нагрузки на 1 единицу техники и др.

При рассмотрении вопроса о трудовых ресурсах правовая компетенция реализуется через знания КЗОТ, опираясь на продолжительность рабочего дня и рабочей недели, о работе в праздничные и выходные дни. При рассмотрении вопроса о финансовых ресурсах правовая компетенция реализуется через налоги и сборы. Налогооблажение - это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов, предприятий, организаций и граждан - налог

(сбор, пошлина)- это обязательный взнос в бюджет, осуществляемый налогоплательщиком в соответствии с законодательными актами. Систему налогооблажения, определяющая виды налогов, значения налоговых ставок, а также налоговые льготы определяет налоговый кодекс РФ. На уроке закрепления знаний и выработке умений и навыков знакомятся с инструкционной картой и выполняют задания в соответствии с выданным заданием.

4)Ресурсосбережение и его экономическое значение-метод беседа с созданием проблемных ситуаций.

6. Закрепление нового материала, применяемая методика :

карточки контрольного опроса (приложение 10)

1. Какую роль в производстве продукции играют ресурсы?

2. Назовите причины сокращения потребления ресурсов?

3. В чем выражается эффективность механизации с/х?

4. В чем выражается эффективность электрификации с/х?

5. Экономическое значение ресурсосбережения.

7. Подведение итогов проведенного урока (3 мин).

Анализируется работа студентов на уроке, участие в дискуссии, в решении проблемных ситуаций, умение высказывать свое мнение и слышать других. Оценка деятельности.

8.Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время (2 мин).

Петранева Г. А «Экономика и управление в с/х».

Москва АСАДЕМА 2003 г.

Преподаватель:______________________________

5.4. Методика проведения интерактивной лекции-презентации.

Во вступительной части интерактивной лекции-презентации преподаватель подчеркивает значения производства с/х продукции.

Преподаватель отмечает, что с/х является важным источником сырья для многих отраслей промышленности, поставляя им продукцию льноводства и прочих прядильных культур, пушного звероводства, овцеводства и козоводства, коневодства с/х предприятия являются местом работы самих с/х, производителей. 1 работник с/х дает возможность работать примерно

7 трудящихся других отраслей, которые производят для него средства производства, обслуживают, перерабатывают и реализуют продукцию. Поэтому эффективное развитие с/х имеет важное народнохозяйственное, экономическое и социальное значение. Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает предприятие (организация).

Изложение теоретического материала проводится с помощью интерактивной лекции-презентации. Интерактивная лекция-презентация состоит из четырех этапов: мотивационный, основной, обобщающий, контролирующий. На мотивационном этапе осуществляется демонстрация ситуаций обосновывающих проблематику лекций, показ связи с материалом, на котором базируется лекция.

Перед началом интерактивной лекции-презентации проводится актуализация опорных знаний методом фронтального опроса и с помощью использования творческого задания.

Фронтальный опрос проводится по вопросам:

1. Что представляют собой ресурсы производства?

2. Дайте характеристику ресурсам, используемым в с/х (природные, материальные, трудовые, финансовые).

Затем студентам предлагается мысленно представить себя частными предпринимателями или бизнесменами и выполнить творческое задание по вариантам:

1 вариант - Какие виды ресурсов необходимы для производства продукции растениеводства (зерна) ?

2 вариант – Какие виды ресурсов необходимы для производства продукции животноводства (молока)?

3 вариант - Какие виды ресурсов необходимы в ремонтной мастерской?

4 вариант – С какими сложностями сталкиваются на производстве при внедрении новых видов продукции или услуг?

Творческие задания можно давать по рядам или организовать творческие группы по 4-5 человек.

После обсуждения этих вопросов сообщается тема урока, ставятся цели и задачи урока, план урока проецируется на экране. Подчеркивается важность изучаемой темы, ее роль в современных условиях. Интерактивная лекция - презентация проводится по вопросам:

1. Материально-технические ресурсы.

2. Трудовые ресурсы.

3. Финансовые ресурсы.

4. Ресурсосбережения и его экономическое значение.

При раскрытии 1 вопроса «Материально - технические ресурсы» обращаю внимание студентов, что одни ресурсы находятся в производстве, функционируют другие - в запасе как резервные или потенциальные. В совокупности они составляют ресурсный потенциал. Ресурсы можно рассматривать как технологические факторы производства, качество которых под влиянием научно-технического прогресса непрерывно, повышается. Далее рассматривается классификация ресурсов по разным признакам

Уровень обслуживания рабочих мест;

Квалификация работников и др.

Знания этих факторов, учет конкретных условий предприятий, его возможностей и степени поддержки на разных уровнях позволяют определить пути лучшего использования трудовых ресурсов на предприятии.

Студентам предлагается решить проблему: как улучшить использования трудовых ресурсов на предприятии?

Затем обобщаем этот вопрос (приложение 7) с помощью мультимедиосистемы.

Изучение 3 вопроса «Финансовые ресурсы» начинаю с вопроса: какую роль финансовые ресурсы играют в экономических ресурсах?

После обсуждения этого вопроса дается понятие финансовым ресурсам, ресурсов, управление финансами (приложение8).

Финансовые ресурсы используются для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии, обеспечения материальных потребностей развития социальной инфраструктуры финансовых ресурсов: прибыль, амортизационный фонд, кредит. Далее организуется круглый стол для решения проблемы: как в условиях недостатка в финансовых ресурсах укреплять и расширять материально-технические ресурсы (техника, с/х машины и оборотные средства) (приложение 9).

По 4 вопросу «Ресурсосбережение и его экономическое значение» отмечается значение эффективного использования материально-технических ресурсов. К показателям снижения всех видов ресурсов в расчете на единицу продукции и работы относится землеемкость продукции, материалоемкость,

Энергоемкость, в т. ч. электроемкость, трудоемкость . Затем студентам предлагается решить проблемную ситуацию: назовите направление ресурсосбережения на предприятии.

В результате студенты должны назвать реальные направления ресурсосбережения на предприятиях:

Экономное расходование всех ресурсов;

Предотвращение потерь ресурсов на всех технологических стадиях;

Усиление материального стимулирования ресурсосбережения;

Использование прогрессивных ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;

Контроль за использованием ресурсов.

На этом завершается основной этап лекции, который включает изложение теоретического материала демонстраций слайдов.

На обобщающем этапе преподаватель вновь демонстрирует основные вопросы лекции. Наличие материала лекции на электронном носителе позволяет еще раз акцентировать внимание на основных моментах теоретического материала, позволяет проследить все этапы-лекции (решение задачи).

На контролирующем этапе интерактивной лекции-презентации новые информационные технологии используются преподавателем для проверки усвоения изучаемого материала. Делается это с помощью слайдов-тестов, которые содержат вопросы по данной лекции и несколько вариантов ответов.

(приложение 10). Студенты должны выбрать правильные, на их взгляд, ответы, заполнить и сдать листки контрольного опроса.

Рассмотрев все вопросы интерактивной лекции-презентации преподаватель анализирует работу студентов на уроке, участие в дискуссии, в решении проблемных ситуаций, оценивает деятельность студентов.

Выдается домашнее задание.

Министерство образования и науки Самарской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум»

План ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

По дисциплине : «Экономика отрасли»

Специальность : 110301.51 «Механизация сельского хозяйства»

для группы 44,45 Курс IY

Дата проведения :__________________________________________

Тема раздела: «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы

отрасли».

Наименование работы : Расчет потребности в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля.

Цели :

образовательная: освоить методику и приобрести навыки определения потребности в технике и других материально-технических ресурсах.

воспитательная : вырабатывать ответственность за эффективное использование ресурсов.

развивающая: развитие экономического мышления, прививать чувство хозяина на земле.

Тип урока : закрепление знаний и выработки умений и навыков.

Оснащение рабочего места:

оборудование, наглядные пособия

1. Рабочие тетради.

2. Инструкционно - технологическая карта.

Литература : Кулик по планированию.

1. Экономика с/х производства.

ТСО : Калькуляторы, вычислительные машинки.

Приобретаемые умения и навыки: учатся определять потребность в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля с учетом списания техники.

ХОД УРОКА

И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ:

Организационный момент:

1. Проверка готовности класса и группы к уроку.

2. Проверка наличия студентов.

3. Психологический настрой группы .

Проверка знаний, необходимых в практической деятельности (методы)

фронтальный опрос, опрос по карточкам, творческие задания.

1. Роль ресурсов в производстве продукции.

2. Какие виды ресурсов вы знаете?

3. Значение для с/х электрификации и др.

Инструктаж по выполнению практического задания, распределения по рабочим местам:

Сообщается тема урока с написанием ее на доске.

Ставятся цели и задачи урока. Разбирается ход выполнения работы.

Формулы по определению потребности в технике записываются на доске .

Проводится инструктаж по технике безопасности .

Выдача заданий, инструкционных карт, приборов и т. д.

Выдаются инструкционные карты, задания.

Выполнение практической работы (методы):

Самостоятельная работа. Студенты записывают тему занятия, его цели, задания. Знакомятся с методикой выполнения задания, делают необходимые расчеты, отвечают на контрольные вопросы .

Заполнение отчетов:

Выписывают из инструкционной карты задания, делают необходимые расчеты, работают со справочником.

Подведение итогов самостоятельной работы студентов (методы) проверка приобретенных умений и навыков:

Во время выполнения работы контролируется ход выполнения работы. По окончании работы студенты отчитываются за выполненную работу. Обращаю внимание на правильность расчетов, умения пользоваться справочником.

Метод- индивидуальный. Выставляются оценки.

Результативность проведенного урока, выполнение поставленных целей и задач:

Анализируется работа группы. Отмечается, достигли ли поставленных целей и задач. Объявляются оценки с анализом допущенных недостатков.

Задание на дом, окончание урока: (Объявляются оценки).

«Экономика и управление в с/х»

стр 25-35, стр 49-52, стр 159-165.

Преподаватель: _________________

Методика проведения урока

закрепления знаний и выработке умений и навыков.

Преподаватель проводит опрос студентов с целью проверки знаний теоретического материала и готовности к выполнению заданий методом устного и письменного опроса. Письменный опрос представлен тестовыми и

творческими заданиями.

В тестовом задании необходимо указать номера правильных ответов, проанализировать утверждения. (приложение 10).

Под творческим заданием понимают такое задание, которое требует от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества при подборе творческого задания необходимо найти такое задание, которое:

1. Не имеет однозначного или односложного ответа или решения.

2. Является практическим и полезным.

3. Связано с жизнью.

4. Вызывает интерес.

5. Служит целью обучения.

При изучении темы «Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы» рассматриваются показатели использования тракторов, автомобилей, показатели использования энергетических ресурсов и потребления электроэнергии и многие другие показатели. Поэтому в творческих заданиях (приложение 11) содержатся задачи по определению показателей эффективности использования тракторов, автомобилей, обеспеченности.

Творческое задание составляет основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует студентов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение позволяет создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Устный опрос провожу методом фронтального опроса. Фронтальный опрос представляет такой вид опроса, при котором большинству студентов задаются небольшие целенаправленные вопросы по предыдущему материалу. Такой опрос позволяет преподавателю вносить коррективы, а также активизировать при опросе всю группу студентов. Фронтальный опрос способствует не только проверке знаний, но и их лучшему усвоению, углублении, выработке активной помощи, развития внимания, взаимной помощи, а также подготовке к практической работе. Фронтальный опрос провожу по вопросам:

1. Какова роль ресурсов в производстве продукции?

2. Как классифицируются ресурсы по признакам?

3. Каковы причины сокращения потребления ресурсов вс/х?

4. Что представляют собой энергетические ресурсы?

5. Какие показатели характеризуют обеспеченность с/х энергии?

6. В чем выражается эффективность электрификации?

7. Какие показатели характеризуют использование тракторов, автомобилей?

8. Какие показатели характеризуют использование автомобилей?

9. Роль трудовых ресурсов в организации производства?

10. Роль финансовых ресурсов в организации производства?

Обсудив поставленные вопросы, подвожу студентов к теме урока. Объявляю тему урока, ставлю цели и задачи урока. Целью и задачей урока является углубление теоретических знаний по теме: «материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы», выработка умения и навыков по определению потребности в технике, а также подготовка специалиста высокого уровня, обладающего экономическим мышлением, навыками управленческой и организаторской работы, умеющего проявлять творчество, инициативу и ответственность.

кратко разъясняет студентам содержание задания, указывает на последовательность расчетов, наличие и источник исходной информации

(приложение 12). Выдача задания и инструктаж проводится на основе инструкционных карт и методических указаний к практической работе, что значительно повышает производительность работы студентов, экономит время, уменьшает число повторных объяснений, позволяет самостоятельно выполнить задание.

Студенты выполняют поставленную перед ними задачу в такой последовательности:

1. Из инструкционной карты записывают в тетрадь тему урока, задания, таблицы с исходными данными, изучают методику выполнения задания.

2. Рассчитывают необходимое количество зерновых комбайнов и машин для возделывания и уборки картофеля, выбирают нормативы потребности в с/х машинах из справочника.

3. Определяют необходимое количество техники с учетом списания.

4. Определяют стоимость приобретаемых машин.

После выполнения задания при наличии в инструкционной карте контрольных вопросов студенты отвечают на них.

В процессе самостоятельной работы преподаватель проводит при необходимости текущий инструктаж и методическую помощь студентам, а также следит за дисциплиной и регламентом, предварительно оценивает работу каждого по комплексу критериев: добросовестность, самостоятельность, творческий подход, аккуратность, правильность, глубина анализа и т. д. самостоятельную работу преподаватель организует в малых группах. Работа в малых группах - это одна из самых популярных интерактивных стратегий, т. к. она дает всем студентам возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Все это часто бывает невозможно в большой группе. Работу в малых группах следует использовать, когда нужно решать проблему. Группа состоит из двух студентов. В такой группе отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласия, но выше и вероятность возникновения напряженности, эмоциональности и очень часто потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника, на уроке студенты делают вместе расчеты, затем анализируют полученные данные и делают предложения по определению потребности в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля.

При работе в малой группе студенты могут выполнять следующие роли:

1. Фасилитатор – посредник – организатор работы группы.

2. Регистратор записывает результаты работы.

3. Докладчик – докладывает результаты работы группы другим группам.

4. Журналист – задает проясняющие вопросы, которые помогают группе лучше готовить задания.

5. Активный слушатель - помогает сформировать мысль.

6. Наблюдатель - может выставлять оценки каждому участнику группы.

7. Хронометрист – следит за временем, отпущенным для выполнения задания.

Возможны и другие роли. На уроке закрепления знаний и выработки умений и навыков используются следующие роли: фасилитатор и регистратор.

По окончании работы малых групп они отчитываются за выполненную работу. Грамотная организация одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Для оценки знаний студентов применяется расширенный опрос, т. к. он ориентирован на знания и понимание. При расширенном опросе студент устно или письменно отвечает на поставленный вопрос, с пояснениями отдельных положений с приведением аргументов, примеров. При устном опросе педагог и другие студенты могут задавать дополнительные вопросы.

Представитель же каждой малой группы (фасилитатор) дает ответ по расчету потребности в зерноуборочных комбайнах и машинах для возделывания и уборки картофеля.

В заключении подвожу итоги работы малых групп и даю ей окончательную оценку. Работа каждой группы должна быть проанализирована, следует уточнить неясные места, выявить затруднения в расчетах и устранить их.

Отмечается, достигли ли на уроке оставленных целей и задач.

Выдается домашнее задание.

5.5 Планируемые результаты обучения, критерии оценки результатов.

В результате проведенной интерактивной лекции - презентации студенты должны изучить и углубить знания



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...