Креативные качества. Семь главных добродетелей TV-звезд


Введение

Глава 1. Феномен понятия креативности в трудах зарубежных и отечественных психологов

1.1 Исследование феномена креативности в трудах зарубежных психологов

2 Исследование термина креативности через творческие способности в трудах отечественных психологов

1.3 Уровни и варианты отношения креативности с флексибильностью

Глава 2. Диагностика уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


С античных времен философы и ученые стремились познать всю сущность внутреннего мира человека, его тайные стороны, лабиринты души. В наше время не все загадочные стороны человеческой души раскрыты. Понимание процесса становления человека, раскрытие исторического предназначения, всей предыстории и, несомненно, его будущего важно для нашего общества.

Во все времена, творческое начало человека включает в себя не только развитие личности, но и создает культурную сферу всего человечества в целом. Деятельность, созданные личностью ценности, которые впоследствии вливаются в океан культуры, обуславливается «творчеством». В толковых словарях слово «творчество» раскрывается как «создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей». Л.С. Выготский писал, что «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники». Через свое творческое начало человек проявляет отношение к обществу, стремление к постоянному движению, раскрывает внутренний мир через создание креативных идей. Такие люди более открыты для получения информации извне, все происходящее с окружающими воспринимается как личные трудности и тогда возникает стремление к их решению.

Способность к творчеству, поиск необычных путей к достижению цели, видение мира особенным образом - все это является креативностью. В современном мире человек вынужден быстро меняться, непрерывно расти и развиваться, чтобы быть востребованным обществом. Творческий потенциал способствует самосовершенствованию человека, не бояться новых открытий, быстро адаптироваться к требованиям и изменяющимся условиям. Креативность создает благоприятные условия для целостного развития личности, ее самораскрытию, самодостаточности, самореализации, толерантности.

В наше время общество не отвергает креативных людей, а наоборот стремится развивать творческие натуры. Существует ряд ситуаций, решить которые может только один человек - креатор. В безвыходных ситуациях толчком к решению часто становятся креативные люди. Ведь именно сейчас мы наблюдаем появление новых технологий, изобретений, новейших моделей в сфере техники, решения дизайнерских проблем и т.д.

Актуальность исследования креативности представляется нам необходимым. В свете последних тенденций, к творческим способностям уделяется особое значение: креативность мышления приветствуется в сферах профессиональной деятельности, без нее уменьшается возможность успешности реализации своих планов, в самореализации своего творческого «Я», и в культуре.

Поэтому темой курсовой работы мы выбрали «Креативность - что это такое?». Мы попытались охватить труды и исследования как зарубежных так и отечественных ученых, психологов: Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Д.Б. Богоявленская, Г.В. Залевский, Е.С. Ермакова, А. Маслоу и другие.

Гипотеза: существует связь между креативностью и флексибильностью.

Целью данной работы является: изучение феномена креативности в трудах отечественных и зарубежных психологов и применение теоретических знаний на практике.

Были поставлены следующие задачи:

1.Охарактеризовать понятия креативности.

.Рассмотреть основные концепции исследования креативности зарубежных и отечественных ученых.

.Рассмотреть уровни креативности и варианты отношения с флексибильностью.

Практическая значимость курсовой работы заключается в выявлении уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ


1Исследование феномена креативности в трудах зарубежных психологов


Исследования креативности достаточно сложны и вызывают разнообразные споры, так как эмпирические факты очень широки. Креативность, которая рассматривается в концепциях ученых и психологов, раскрывается в виде головоломки, разгадать которую до конца еще никому не удалось.

В 60-е годы насчитывалось более 60 определений креативности и число их растет. Все определения были разделены на шесть типов: гештальтистские, описывающие креативный процесс с точки зрения разрушения существующего гештальта для построения более лучшего; инновационные определения ориентировались на оценку креативности по новизне конечного продукта; экспрессивные или эстетические термины опираются на самовыражении создателя; динамические или психоаналитические основаны на описании креативности в терминах взаимоотношений «Оно», «Я» и «Сверх -Я»; проблемные - определяют креативность через последовательное решение ряда задач; шестой тип включает определения, которые не подошли по содержанию ни к одному типу.

Креативность часто рассматривается как нечто противоположное комформности, обыденности, предполагающие нестандартные подходы в отличие от общепринятых.

«Креативность (англ. creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.» Креативность рассматривается со стороны важнейшего и относительно независимого фактора одаренности личности, который редко можно выявить с помощью тестов интеллекта и достижений в сфере научных исследований. Она определяется восприимчивостью человека к новым идеям, внутренним творческим потенциалом.

С научной точки зрения, креативность рассматривается как сложное, многоплановое, не однородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. Изучением креативности занимались такие личности как Л. Терстоун, З. Фрейд, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, А. Маслоу, Д. Харрингтон и другие.

Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать, как способность создавать новые идеи, стали напрямую связывать с творческими достижениями.

Посвященные креативности исследования можно разделить на два направления. Одно из них составляет исследования, основанные на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Сторонником этого направления был Дж. Гилфорд.

Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. В их число входит: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающихся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к тем проблемам, которые не вызывают интерес у других); иррелевантность, способность к разработке гипотезы (логическая независимость реакций от стимулов); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Американский психолог объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление».

Дивергентное мышление получило определение как мышления «расходящегося», протекающего в разных направлениях, предполагающего возможность не одного, а множества правильных решений. Именно благодаря Дж. Гилфорду данная тема стала активно изучаться и приобрела значимость в диагностике креативных способностей человека, в решении практических образовательных задач.

Кроме дивергентного мышления Дж. Гилфорд выделяет и конвергентное мышление, более линейное, логическое, предполагающее одно правильное решение задачи или проблемы. Такой вид мышления изучался с помощью теста Айзенка на определение коэффициента интеллекта IQ, отражающий в основном вербальные, математические способности. Одновременно с коэффициентом интеллекта IQ в психологию вводится коэффициент креативности CQ , обозначающие интеллектуальные способности человека к творчеству; в основе тестового измерения которого используется определение уровня развития дивергентного мышления. Холодная М.А. отмечает, что креативность - это дивергентность в узком значении слова.

Согласно Дж. Гилфорду, «дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы» . Отсюда следует, что от характера задачи зависит какое мышление в деятельности человека оказывается доминирующим: конвергентное или дивергентное.

Е. Торренс считает, что «креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению». Он разделил творческий процесс на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. К перечню Дж. Гилфорда Е. Торренс добавляет еще три характеристики: «адекватность», «сопротивление замыканию», и «абстрактность».

Х. Гейвин под креативностью рассматривал способность человека получать ценные результаты нестандартным способом. Он считал, что «творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны».

Но не все психологи считают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Некоторые из них, например такие ученые как Н. Марш, Ф. Верной, С. Берт и другие, рассматривают креативность, как одну из сторон интеллекта, которую нельзя измерить традиционными интеллектуальными тестами. В этом их убеждают результаты исследований, показывающих зависимость оценок креативности от особенностей окружающей среды, характера усвоенных знаний и навыков прошлого опыта. «Так, Э. Орлеги и В. Юлаки, изучив 1165 школьников из Англии, Шотландии и Германии, установили, что оценки креативности являются функцией социоэкономического положения. Во всех странах дети, принадлежащие к привилегированному классу, получили более высокие оценки по тестам креативности, чем их сверстники из среднего и низшего классов».

Исследователь Т. Любарт считает, что понятие креативность включает в себя процесс экспериментирования с новым, полученным в процессе творчества результатом. «Креативность - это способность генерировать новые результаты в рамках тематики. Эти результаты должны быть новыми в том смысле, что они должны выходить из рамки копирования того, что уже существует» .

На примере двух детских садов Д. Гуднау показал, что обучение детей активному манипулированию предметами приводит к более нестандартному их использованию. В. Уорд в своем исследовании увеличил число дивергентных ответов у детей, поместив их в богатую информацией среду.

Зависимость уровня оценки креативности от окружающей среды позволяет, изменяя последнюю, формировать и развивать креативность. Окружающая среда в первую очередь должна отличаться богатством информации и вольной атмосферой для творчества. Исходя из этого, Ф. Хеддоном и Г. Литтоном были обнаружены более высокие оценки креативности у учащихся школ, где использовались более неформальная организация учебного процесса чем, с более формальными школами.

Дж. Геладе отмечает многоаспектный характер креативности, на который могут оказывать влияние различные факторы социального происхождения, таких как культура или язык. По мнению Х. Ли и Х. Ким культура также может оказывать влияние и на уровни креативности, и на способы ее измерения и изучения .

Развитие креативности зависит от тех ценностей, особенностей культурного наследия, традиций народа, поддерживаемых данным обществом. Поэтому в США велико значение творчества, американские школы стремятся к развитию креативной личности, используя при этом различные программы обучения, что способствует к росту уровня креативности школьников.

С точки зрения Д. Леонарда и В. Свэп, креативность является процессом развития и выражения новых идей, которые могут быть полезными. Они не рассматривают креативность как талант, поэтому она может быть рассмотрена как целенаправленный процесс, для организации которого требуется подход, который позволяет максимально использовать индивидуальную одаренность, опыт и квалификацию.

Не только окружающая среда, исторически сложившаяся культура и традиции влияют на развитие креативности, немало важную роль также играют и личностные особенности. Личностный подход уделяет особое внимание эмоциональным и мотивационным факторам. В отношении связанных с креативностью личностных особенностей, результаты исследований разных психологов схожи. Выделены некоторые черты личности (агрессивность, непризнавание чужих мнений и социальных ограничений, самонадеянность, самодовольство), отличающие не креативных от креативных. С другой точки зрения, это свидетельствует о существовании общего типа креативной личности, в отличие от типа не креативной личности. Проведенные исследования на детях и молодых людях показали, что личностные черты испытуемых совпадают. Это дает возможность предсказывать уровень креативности на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует еще одно мнение, что творческие достижения связаны с неврозами, патологией нервной системы и мозга. Л. Кронбах видел причину креативности в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении выделять необходимые идеи.

Г.Домино показал, что матери креативных детей имели патологические личностные особенности. Но есть ученые, придерживающиеся совершенно противоположной точки зрения. И выделяют у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к конфликтным ситуациям. Ф. Бэррон и Р. Кеттелл выявили реже встречающиеся психозы у креативных личностей, чем у населения в среднем, но чаще замечали эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонности к самоубийству. Ф. Бэррон объясняет это высокой чувственностью к окружающей среде.

Понятия креативности можно рассматривать в двух направлениях: креативность как творческое отношение к жизни и как психический процесс. А именно, те виды креативности, который напрямую участвуют в появлении творческого замысла, новаторство или творческий компонент креативности. И те, от которых последний процесс зависит опосредованно (адапторский компонент или ремесленный).

Исследование креативности с разных точек зрения ученых так и не выявили одной общей теории. Изучение процессов творчества в наше время также не дает единого представления об этом понятии, что еще раз доказывает трудность решения загадки «креативности».


2Исследование термина креативности через творческие способности в трудах отечественных психологов


Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).

Продукты творчества разнообразны. Это и технические изобретения, и новые стили в искусстве, и новые идеи в науке. На создание творческого продукта влияют, с одной стороны, уникальность человека, а с другой - окружающие его люди, обстоятельства жизни, происходящие события.

«Проще было бы постулировать некоторые положения креативности и дать определения основным понятиям по данной теме, чем рассматривать воззрения различных авторов на творчество. Однако сделать это трудно, хотя бы потому, что, может быть, никакая другая психологическая проблема не является столь значимой для психологов» .

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Л.Б. Ермолаева - Томина считает, что воображение, прежде всего творческое (продуктивное), является наиболее ярким и типичным проявлением креативности.

Даная способность определяется как индивидуально-психологическая особенность человека и выражает его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимают высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, отношений, свойств, их систем и действий, отвечающих требованиям деятельности. Соответственно, можно рассматривать способности к творчеству как индивидуально-психологическую особенность человека, выражающую готовность к овладению и успешному выполнению творческой деятельности. Этого подхода придерживаются как отечественные, так и зарубежные авторы.

По мнению К.К. Платонова «способность к творчеству является высшим уровнем проявления активности в деятельности. Творческая способность - это особый способ выполнения интеллектуальной деятельности, характеризующий высшую степень активности мыслящего субъекта» . Так творческие способности рассматривают как деятельность, индивидуально-психологические особенности интеллекта, т.е. отождествляются творческая активность и интеллектуальная.

Существуют и другие определения творческих способностей. Ю.И. Салов и Ю.С. Тюников определяют креативность как «творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания» .

Т.А. Барышева и Ю.А. Жигалов пишут, что «понятия «творчество» и «креативность» дифференцируются; первое выступает как процесс и результат, второе - как субъективная детерминанта творчества», т. е. как мотивационно - потребностная основа творчества. Обоснование своего утверждения авторы видят в том, что креативность не всегда воплощается в творческую продуктивность: «В продуктах творчества реализуется не только креативность, но и изменение самой деятельности под воздействием объективных условий» .

Творчество не является только креативностью, и креативность не может быть только субъективной детерминантой творчества. Она является, прежде всего, творческой способностью.

С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н.Ю. Хрящева отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта .

В.Г. Каменская и И.Е. Мельникова понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.

Креативность - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. .

Большинство ученых считают, что продукт отражает наличие креативности. Но чтобы признать такой продукт креативным, необходимы определенные критерии.

С. Медник выделяет одним из критериев осмысленность. Считает, что чем больше результат соответствует требованиям, тем он больше креативен. Такой критерий позволяет разграничить продуктивные творческие и непродуктивные девиантные формы креативности. Главной операцией в ходе творческого процесса, как считает Медник, является операция сравнения.

И.А. Малахова, считая креативность универсальной способностью к творчеству, обращает внимание на такие критерии как: дивергентное и конвергентное мышление, качественные показатели мыслительной деятельности, воссоздающее и творческое воображение, интеллектуальное и эмоциональное творческое самочувствие, интеллектуальная инициатива, включающая творческую активность, чувственность проблемы, легкость в поиске проблемы.

А.М. Матюшкин в структуру креативности включает следующие компоненты: невербальную и вербальную любознательность; интуитивность личности; легкость владения языком как средством формулирования мыслей.

Определение критериев креативности в различных сочетаниях является основой изучения творческих способностей.

Д.Б. Богоявленская исследовала показатели креативности по его процессу, рассматривая активность интеллекта в виде единицы анализа творчества. В своих исследованиях она ставит проблему творчества не только как проблему интеллекта, продуктивного мышления, а как проблема личности человека: «интеллектуальная активность - это интегральное образование, которое проявляется в познавательной деятельности, выходящей за пределы требований данной проблемной ситуации» . В структуру интеллектуальной активности Д.Б. Богоявленская включает умственные способности и мотивационные факторы. Взаимодействие данных подсистем формирует то свойство личности, которое определяет индивидуальный уровень интеллектуальной активности, т.е. креативность.

Проблема креативной сущности человека волновало не только ученых - психологов, но и философов. Философские теории отражают сверхъестественную природу возникновения креативности личности. Н.А. Бердяев считал, что «творческое начало в человеке - необходимый момент его богоподобия, который, вместе с тем, определяет ход истории, путь человечества к Царству Божьему» , и призывал активно понимать эсхатологию с творческой стороны. В философском труде «Самопознание» Н.А. Бердяев раскрывает принцип самопознания, реализуя его через правило: «Развивать потребность познать себя, свой тип, свою судьбу» . Еще один принцип, присущий Н.А. Бердяеву, - это принцип творческой самореализации: «Подлинная жизнь - есть творчество, и это единственная жизнь, которую я люблю… Без творческого подъема нельзя было бы вынести царства мещанства, в которое погружен мир» .

Креативность интеллекта человека определяется природой личности, логически построенным внутренним диалогом мышления человека. Креативность является основой продуктивного развития личности, потенциалом, способствующем ее росту, присущий каждому человеку. Креативность - это способности индивида к творчеству, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от приятых шаблонов. Творчество все чаще начинает рассматриваться как характеристика личности, образ или стиль жизни, способ взаимоотношений с миром.


3Уровни креативности и варианты отношения с флексибильностью


Так же как и разнообразны подходы к исследованию креативности, определяют и различные уровни креативности. Развитие креативности проходит как минимум две ступени. Первая - это формирование «первичной» креативности как общей творческой способности, которая не специализируется по отношению к конкретной области жизнедеятельности человека, и в основном проходит в сензетивном периоде, у детей 3 - 5 лет. В этот период основное значение имеет подражание взрослому как креативному образцу. Вторая ступень проходит в подростковом и юношеском возрасте, примерно 13 - 20 лет. На основе «общей» образовавшейся креативности формируется «специализированная», т.е. способность к творчеству, которая связана с конкретной сферой деятельности, как дополнение и альтернатива.

М. Фельдман выделил «большую» креативность, связанную с внесением каких-либо изменений или дополнений в имеющиеся знания, и «малую» креативность характеризующуюся умениями украшать жилье цветами или умением подбирать цветовую гамму в интерьере. Имеющийся уровень креативности, который проявляет тот или иной творческий человек, может определяться в исторической перспективе.

Дж. Гилфорд исследовал уровни креативности с помощью разработанных им тестов на вербальную и невербальную креативность. Он выделял 6 параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого количества идей; семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость - увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование .

Е. Торренс определял уровни креативности с помощью четырех показателей: беглость - «способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)», оригинальность - «способность давать необычные, уникальные ответы, требующие «творческой силы», разработанность - «способность детально разрабатывать придуманные идеи», абстрактность названий - «способность выделять главное, способность понимать суть проблемы»; тем самым определяя очень высокий или превосходный уровень (выше 70 баллов), уровень выше нормы (от 66 до 70 баллов), несколько выше нормы (61 - 65 баллов), норму (40 - 60 баллов), уровень несколько ниже нормы (35 - 39 баллов), уровень ниже нормы (30 - 34 балла) и очень низкий уровень (менее 30 баллов) .

Для определения уровня креативности Е. Торренс разработал формулу перевода сырых баллов в Т-баллы, с помощью которых определяется значение по каждому показателю креативности. Из этих данных была составлена таблица средних - арифметических значений и стандартных отклонений показателей образной креативности.

Чтобы проследить варианты отношения креативности с флексибильностью мы рассмотрим понятие последнего термина.

Понятие «флексибильности» рассматривается с разных направлений исследований и часто противопоставляется понятию «ригидности». В своих трудах «Фиксированные формы поведения» Залевский Г.В. дает следующее определение ригидности - «от латинского rigeo, rigiditas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым». «Противоположное ригидности свойство обозначается термином «флексибильность»» .

«Как синонимы ригидности и/или флексибильности употребляются такие термины, как инертность, тугоподвижность, неповоротливость, … вязкость, косность, фиксированность, фиксация,… консерватизм… упрямство, подвижность, динамичность, лабильность, пластичность, эластичность, гибкость, вариативность, переключаемость, беглость, адаптивность, механизированность, функциональная фиксированность, тормозимость, фиксированная установка…» .

Залевский Г.В., проведя исследования, разделил людей по степени выраженности ригидности на четыре типа: флексибильные - испытуемые, успешно справившиеся с тремя основными заданиями («решение арифметических задач», «прохождение словесных лабиринтов» и «унификация изображений объектов») и оказавшиеся флексибильными по результатам двух вспомогательных методик («Анкета самооценки ригидности Фйзенка - Белоуса» и «Калифорнийский психологический опросник»), показавших наибольшую корреляцию с основными методиками; гипофлексибильные - не справившиеся хотя бы с одним из основных экспериментальных заданий; гипоригидные - потерпевшие неудачу уже в двух случаях; ригидные - не решившие все три экспериментальные задачи и оказавшиеся ригидными по результатам двух вышеуказанных вспомогательных методик.

Испытуемые, проявляя флексибильность или ригидность в неречевой деятельности, оказываются флексибильными или ригидными и в речевой деятельности.

Дать определение флексибильности можно лишь через противопоставление ее ригидности. Таким образом, флексибильность мы можем определить, как способность личности изменять один элемент или программу поведения в целом, если требует ситуация.

В своем исследовании Г.В. Залевский разделил людей по степени проявления ригидности: «флексибильные; гипофлексибильные; гипоригидные; ригидные» . В результате этих исследований были выявлены определенные особенности: флексибильные в неречевой деятельности испытуемые являются флексибильными и в речевой деятельности.

Также Г.В. Залевский кроме линейно расположенных на континууме «ригидность-флексибильность» личностей, выявил людей, характеризующихся промежуточными типами . В результате чего поведение испытуемых было разделено на три более мелкие группы: «гипоригидные - находят иной способ решения только после неадекватно прорешенной задачи с новыми условиями; модификаторы - решают задачу с новыми условиями правильно, но не простым или прямым способом, а модифицированным привычным способом; субъективисты - применяют к решению задачи с новыми условиями способ, который на самом деле не приводит к правильному решению, но они его применяют и записывают требуемый ответ, искренне убежденные, что правильно решили задачу» .

Дж. Реефиш выделяет следующие черты флексибильной личности: «отсутствие скованности, экстравертированность и социальная открытость. Внимание к людям, разговорчивость, быстрый личностный темп, оригинальность, спонтанность, независимость; нерутинность, адаптивность, терпимость к изменениям, беспорядку и неопределенности; самоутверждение, сострадание. Требовательность, откровенность; отсутствие навязчивых и персеверативных тенденций; отсутствие тревожности и чувства вины. Надежность, эмоциональная развитость, подвижность» .

А.В. Петровский предлагает свою формулировку личностной флексибильности (вариативности, гибкости) - «носящая положительную нравственную окрасу способность индивида легко отказываться от несоответствующих ситуаций или задач средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях деятельности» . Высоковариативной личностью, которая включена в систему межличностных отношений, А.В. Платонов называет людей с высокой степенью сформированности личностной флексибильности. К личностной ригидности (консерватизму) он отнес противоположные характеристики.

Другими учеными к флексибильности относятся следующие характеристики: «высокое творчество», «независимость от поля», «аллоцентризм», «самоактуализация». В данном случае, люди флексибильны в своем подходе к жизни, восприимчивы к окружающим стимулам.

«Когнитивная флексибильность может быть определена как способность перестраивать концептуальную картину окружающего мира при получении новой информации, противоречащей старой картине мира. В этой связи полезно вспомнить теорию Дж. Келли, придававшего большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Личность - это исследователь (ученый) собственной жизни, который воспринимает «свой» мир при помощи четких понятийных схем, или моделей - конструктов» .

Так как конкретных и точных исследований отношений креативности с флексибильностью учеными не проводилось, то мы можем только предполагать о взаимоотношении этих терминов. Креативность отвечает за творческое восприятие мира не только с образной стороны, но и с вербальной. Флексибильность в свою очередь отвечает за гибкость мышления человека, способ быстро находить выход из сложившейся ситуации, что тоже можно сравнить с креативной стороной человека.

Можно выдвигать различные точки зрения по отношению зависимости креативности от флексибильности или флексибильности от креативности. Но за неимением точных научных данных, и невозможностью проведения исследований с разными слоями населения, точного ответа на вопрос о взаимодействии креативности и флексибильности мы дать не можем.


ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1 Анализ результатов диагностики уровня образной креативности или творческих способностей с помощью методики Е. Торренса


Целью проведения тестирования образной креативности с помощью теста Е. Торренса является выявление уровня развития креативности у детей дошкольного возраста.

Задачей данного тестирования было ознакомление с тестом Е. Торренса и определение уровня креативности у детей от 5 до 7 лет.

Тестирование проводилось в МОУДОД ДШИ п.Каменоломни и ГБУСОН РО «СП Огонек».

В ходе исследования было протестировано 7 дошкольников, 3 испытуемого было учащимися Детской школы искусств и 4 испытуемых воспитанники социального приюта «Огонек».

Первое тестирование проводилось с детьми из приюта «Огонек». 11 июня 2012г. были протестированы Любовь Смолева (6,5 лет) и Виктория Тюрьморезова (6 лет). Все наблюдения были занесены в таблицу, составлены диаграммы результатов уровня креативности [приложение 1].


Таблица 1

№ п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения1.Смолева ЛюбовьВо время проведения тестирования вела себя активно, рассматривала предложенные субтесты, рассуждала какой рисунок и где изобразить. Все субтесты были выполнены без особого труда. За временные рамки не заходила.№ п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения2.Тюрьморезова ВикторияВо время проведения теста вела себя спокойно, выполняла работу не спеша, иногда смотрела на изображения другого испытуемого. Долго обдумывала рисунки в субтесте №2. Подсматривала изображения в субтесте №3. Активности в беседе не проявляла.

После обработки субтестов испытуемых были получены следующие результаты:


№ СубтестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1060 Образная креативность2750665310806 Сумма баллов17141865Т-баллы44,548,266,655,848,2952,70

рис. 1 Графическое представление результатов Любови Смоленой в т-баллах


По результатам данных исследования показатели беглости, оригинальности, абстракции названия и замыкания находятся в пределах нормы. Показатель разработанности чуть выше нормы, что отражает достаточно высокие способности испытуемого разрабатывать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы.

Таблица 3

Суммирование первичных данных Виктории Тюрьморезовой

№ СубтестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 0030 Образная креативность2860616310806 Сумма баллов18141516Т-баллы45,8948,2760,9441,9451,1449,64

рис. 2 Графическое представление результатов Виктории Тюрьморезовой в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


По результатам данных беглость находится ниже нормы, остальные показатели в пределах нормы.

июля 2012г. были протестированы Смолев Сергей и Иванова Аурика. Первый субтест был выполнен с удовольствием, но времени на его завершение потрачено больше. Испытуемые попросили выполнить данный субтест еще раз. Последующие тесты выполнялись с меньшим энтузиазмом [приложение 2].

При обработке испытуемых были получены низкие результаты уровней креативности.

Наблюдение за испытуемыми также были занесены в таблицу, а результаты представлены в виде диограммы.

Таблица 4

Результаты наблюдения поведения испытуемых во время теста образной креативности Е. Торренса

№ п/пФ.И. испытуемогоРезультаты наблюдения1.Смолев СергейВо время проведения тестирования вел себя активно, постоянно разговаривал, рассказывал кого и почему нарисовал в 1-ом субтесте. Остальные субтесты выполнял не охотно, без интереса. Не смог придумать и дорисовать фигуры.2.Иванова АурикаПервый субтест выполнен с интересом, сразу придумала рисунок. Выполняла все молча, пыталась сделать рисунок ярким. Остальные субтесты были начаты без интереса.креативность флексибильность торренс

Таблица 5

Суммирование первичных данных Смолева Сергея

№ Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 0031 Образная креативность242011133131 Сумма баллов76521Т-баллы30,8241,0042,0844,7236,8639,10

Показатели беглости и замыкания находятся ниже нормы, что может свидетельствовать о низкой мотивации испытуемого и неусидчивости. Остальные показатели находятся в пределах нормы. Более высокий показатель по абстрактности названий, чем другие показатели, может свидетельствовать о вербальных качествах испытуемого.

рис. 3 Графическое представление результатов Смолева Сергея в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


Таблица 6

Суммирование первичных данных Аурика Иванова

№ Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1021 Образная креативность211010132001 Сумма баллов32411Т-баллы25,3437,3640,1941,9439,7136,91

рис. 4 Графическое представление результатов Ивановой Аурики в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.


Показатели беглости, оригинальности, замыкания находятся ниже нормы, разработанность и абстрактность названия достигают нормы уровня креативности.

Исследования, проведенные в детской школе искусств, показали другие результаты. Испытуемые неохотно шли на контакт. Дети в возрасте от 5,5 до 6 лет менее усидчивые, им необходима смена деятельности. Двое из испытуемых после первого субтеста не захотели продолжать тестирование, ссылаясь на усталость и желание выполнить задание дома. Одна из испытуемых под небольшим давлением все - таки закончила тестирование. [приложение 3]

Данные тестирования были также обработаны и занесены в таблицу, была построена диаграмма уровня креативности.


Таблица 7

Суммирование первичных данных Лущиковой Даны

№ Суб тестаБеглостьОригинальностьРазрабо-танностьНазваниеЗамыканиеОКбаллыбонус1 1010 Образная креативность211011132122 Сумма баллов35412Т-баллы25,3440,0940,1941,9439,7137,46

рис. 5 Графическое представление результатов Лущиковой Даны в т-баллах

Б - беглость, О - оригинальность, Р - разработанность, Н - название, З - замыкание.

По данным результатам все показатели достигли пределов нормы, кроме показателя беглости. Что может свидетельствовать о низкой мотивации, так как испытуемый не желал изначально выполнять субтест.

У всех испытуемых прослеживаются низкие показатели по уровню беглости, что может свидетельствовать о низкой мотивации, или на стремление к детальной разработке рисунков.

Чтобы более точно проследить результаты испытуемых мы составили сводную таблицу показателей.


рис. 8 Графическое представление результатов образной креативности испытуемых в т-баллах

А1, А2, А3 - испытуемые Детской школы искусств

Б1, Б2, Б3, Б4 - испытуемые приюта «Огонек»


По данной таблицы можно проследить уровни развития креативности детей старшего школьного возраста, как из благополучных семей, так и детей по каким-то причинам попавших в социальный приют.

Сопоставляя результаты необходимо рассматривать не только разделение групп на детей из благополучных семей и оставшихся без присмотра родителей, но и на тот фактор при каких обстоятельствах дети попали в социальный приют, учитывать внешние факторы и психологическое состояние детей (настроение, усталость, концентрацию внимания на выполняемое задание) и другие факторы. Так, например, у Смолевых Любови и Сергея мать считается без вести пропавшей. В истории карт детей отмечены общительность, соответствие интеллекта норме. Другие испытуемые имеют или отставание в речевом развитии или беспокойность.

Из-за небольшого количества испытуемых в полном объеме проводить параллель между группами детей нельзя. В дальнейших работах и тестированиях мы постараемся выявить закономерности, влияющие на развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С давних времен ученых интересовала разгадка творческих способностей человека. Выдающиеся люди науки и искусства стали первыми объектами исследований. Знания особенностей творческих личностей психологи черпали из работ литераторов, историков, искусствоведов, которые прикасались к проблемам творческой личности, так как нет творения без творца. Изначально способности к творчеству считались уникальным феноменом, и немногие могли обладать ими. По мере развития психологической науки, теорий и концепций, подходов в области исследования творчества ученые пришли к выводу, что творческие способности есть у каждого, различается материал творчества, мера выраженности, масштаб достижений, значимость, а процесс творчества одинаков для всех.

Основным элементом культуры и человечества - творчество. Креативность - это способность личности и предпосылка к творчеству. Развитие креативности с раннего возраста необходимо, так как творческий человек разрешает жизненные ситуации быстрее, имеет поставленные цели и стремление изменять окружающий мир боле ярко.

Чтобы проследить развитие теорий креативности, своей работе мы проанализировали труды отечественных и зарубежных психологов: Е. Торренса, Дж. Гилфорда, Д.Б. Богоявленской, Г.В. Залевского, Е.С. Ермаковой, А. Маслоу и других.

У каждого ученого существует свой взгляд на возникновение креативных, творческих идей. С момента изучения феномена творчества и до наших дней насчитывается более 60 определений креативности.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Дж. Гилфорд установил, что творческой личности свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление, по его мнению, характеризуется следующими особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.

П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта: 1) оригинальность; 2) осмысленность; 3) трансформация; 4) объединение. Кропли считает, необходимым отличать «псевдокреативности» и «квазикреативности». Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое. П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам. Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 1) оригинальность, нетривиальность; 2) семантическая гибкость; 3) образная адаптивная гибкость; 4) семантическая спонтанная гибкость.

Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации.

После рассмотрения теоретического материала, возникло предложение исследовать уровни креативности у старших школьников, так как именно в этом возрасте происходит формирование творческих качеств личности.

Для исследования уровней мы использовали тест Е. Торренса для определения уровней образной креативности дошкольников. Данный тест был проведен с детьми Детской школы искусств и с воспитанниками социального приюта «Огонек».

Результаты данного исследования были различными: от низкого уровня креативности до предела нормы. Делать какие-либо выводы на основании данных исследование нельзя, так как не все дети по каким-либо причинам прошли тест полностью.

После проведенного анализа теоретической части и применения теста Е.Торренса на практики мы в полной мере убедились в важности более глубокого изучения креативной стороны личности не только у детей, но и у людей разной возрастной категории. Ведь креативная сторона личности способствует более успешному становлению человека в обществе как личности, адекватному восприятию личности окружающего мира, адаптации в постоянно меняющемся укладе социума. Поэтому участие родителей, педагогов, общества в развитии креативных способностей с раннего детства необходимо в наше время.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Акимова М.К. Психологическая диагностика. СПб.: Питер, 2005 - 304 с.

.Алдер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта/пер. с англ. С.Потапенко. М.: ФАИР - Пресс, 2004г 496с

.Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990, 336 с.

.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов и вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - М. 2002г, 317 с.

.Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, с.-672.

.Ваулина Т.А., Зуева Д.Е. Проблема развития креативности в мировом образовательном пространстве//Вестник Томского государственного университета №351 2011г. с 121.

.Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды/ Отв. ред.: А.Л. Журавлев, М.А. Холоднов, В.Д. Шадриков. - М.,стр. 156

.Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва: Томск: Издательство Том. Ун-та, 2004. 460 с.

.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Изд. Питер, 2012г, 448 стр.

.Калмыкова А.А. Проблема развития креативности в исследованиях отечественных и зарубежных ученых // Сборник научных трудов Сев-КавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 8.

.Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М: «Смысл», 2006г., 532 с

.Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. - Минск, 2002г, 158 с.

.Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М., 2003г, 168 с.

.Мерсианова А.П. Флексибильность личности - новое «старое» понятие в психологии и цель современного образования. Журнал: Вестник КАСУ №1 2006г.

.Николаева Е.И. Психология детского творчества. - СПб: Речь, 2006г, 220 с.

.Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., 1986г, 205 с.

.Психология развивающейся личности. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.

.Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003, 256 с.

.Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. - Санкт - Петербург.: «ИМАТОН», 1998г. 169 с

.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика плюс, 2002. 48 с.

.Мир философии - мир человека / Ред.кол.: Ю.Н. Солонин. - М., 2007

.Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. - 368с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?

Что такое креативный человек?

Креативный человек - это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому творческому мышлению. Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. Креативность выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.

Благодаря такому навыку совершаются научные открытия, появляются технологические новшества, создаются произведения искусства. Но изобретатели ценны не только в планетарном масштабе. Творческий подход важен и на бытовом уровне , при решении нестандартных ситуаций в обычной жизни. Актуально это для выходцев из постсоветских республик, среди которых, в связи со сложными социально-экономическими условиями, каждый второй – практически Кулибин. Но, все-таки, как распознать, что перед нами творческая личность?

Что означает слово креативный, вроде бы, разобрались . Как выявить это качество в собеседнике или потенциальном работнике? Существуют признаки, которые характерны творческим личностям:

  • Пренебрежение стереотипами, правилами;
  • Способность фантазировать;
  • Наблюдательность;
  • Невосприятие рутины;
  • Умение видеть возможности в неожиданных направлениях;
  • Ранимость перед критикой;
  • Поиск новых эмоций, впечатлений.

По этим критериям достаточно легко удостовериться, что собеседник имеет творческий потенциал.

Креативные навыки человека

Пренебрежение стереотипами и правилами

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к творчеству не в полной мере.

Способность фантазировать

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать вдохновение, как бы подзаряжая свой творческий потенциал. В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

Наблюдательность

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

Невосприятие рутины

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

Умение видеть возможности в неожиданных направлениях

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

Ранимость перед критикой

У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может обидеться даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

Поиск новых эмоций и впечатлений

Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным хобби. Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной привычкой, но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.

Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.

Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату;

это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя.

Из фильма «99 франков»

Креативность как качество личности – способность эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью; генерировать новые идеи, выходить за рамки стереотипов, находить новые, оптимальные пути решения поставленных задач, отличаться конструктивным способом мышления, приносящим практическую пользу в различных видах деятельности.

Как вас зовут? - Василий. - Дети есть? - Да, сын Василий и дочь Василиса! - А животные дома есть? - Кот Васька! - К сожалению, мы не можем вас принять на должность креативного менеджера…

Учитель называл своих учеников «креативные тинейджеры». А они не понимали, что из термина нужно сделать аббревиатуру.

Творчество (Творческий подход) как качество личности – способность создавать качественно новые материальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей. В отличии от творчества больше тяготеющего к искусству, эстетике, креативность всецело нацелена на область утилитарного, практического применения. Эти два качества человеческой личности могут проявляться одновременно, но не обязаны быть в купе, и не проистекают одно из другого.

Современному практику-новатору нужно проявлять именно креативность – способность на базе приобретённых знаний, навыков и опыта генерировать новые идеи и способы, оптимизирующие рабочий процесс или создающие неповторимый продукт. Носитель креативности решителен, он всегда готов осознанно пойти на риск, он сообразителен, имеет реактивные мозги, широкий кругозор и способен к глубокомыслию.

Стив Джобс пишет: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Креативный человек – это, прежде всего, ответственность и обязательность. Р. Уоррен пишет: «« Люди готовы брать на себя ответственность. Когда им доверяют, они расцветают и начинают расти. Но если относится к ним, как к неумелым малышам, вам придется до конца жизни менять им подгузники и кормить с ложечки. Если авторитет будет рука об руку идти с ответственностью, люди начнут проявлять поразительную креативность. Люди всегда креативны настолько, насколько это позволяет им структура».

Чем конкретно проявляется креативность? По каким признакам можно выделить из толпы креативного человека? По мнению психологов, это:

  • Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое.
  • Интуиция для них не менее важный инструмент принятия решений, чем логика.
  • У креативных людей отличное чувство юмора.
  • Креативные люди — это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими.
  • Легко разбираются в самых запутанных переплетениях информации. Креативные люди подвергают полученную информацию критическому осмыслению, никогда не идут на поводу у толпы.
  • Им интересен сам процесс, а не только результат.
  • Любят узнавать новое, искать ответы на самые сложные вопросы. Чем труднее задача, тем охотнее за нее возьмется творческий, креативный человек.
  • Креативные люди всегда в поиске: решений, ответов, знаний и идей.
  • Креативные люди – прекрасные учителя. Они легко объясняют трудные для понимания вещи другим, прослеживают связь между имеющимся материалом и создают из него новое.
  • Креативный человек не терпит границ и рамок. Он постоянно расширяет свой кругозор, примеряет на себя новые точки зрения.
  • Креативные люди – новаторы. Они с интересом берутся за тестирование новых идей и оказываются в будущем конкурентоспособными.

Писатель Олег Ольгин в контексте креативности отмечает: «Возьми и разбуди свою креативность! Да, кстати! А что такое креативность? Креативность, — продолжил Митрич, уже пафосным тоном заправского лектора, — это по латыни – creatio, созидание. Это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Ну, а если по-нашему, по-простому: — то это смекалка! Это способность достигать цели, находя выход из, казалось бы, безвыходной ситуации! Находить выход необычным путем… Креативность — это остроумное решение любой проблемы!

Да! Креативным быть не просто! Для этого придется выйти из уютной зоны своего житейского комфорта! Что, боишься, что можешь не справиться? Вот и славненько! Ведь неудача это не существительное! Это прилагательное! Прилагательное к твоему успеху! Неудача — это путь к успеху! А обратный эффект от неудачи, поможет тебе развить свою креативность! Вот только в крайности бросаться не следует! Просто поэкспериментируй с набором уже благо приобретенных тобой навыков!»

Для чего нужна креативность? Это качество личности востребовано жизнью для оптимизации производительной деятельности человека, для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения передовых технологий. Креативность делает нашу жизнь колоритнее, интереснее и комфортнее.

Небольшой рассказ о креативности. Мой приятель, назовем его Сергеем, зашел как-то в предбанник родного банка, снять с банкомата малую денежку. Получил чек и обратил внимание на любопытную сумму остатка на счете: первая цифра (которую он мне не назвал), три нуля и номер Серегиной машины. Не стыдная сумма, хотя догадываюсь, что у него это не единственный счет.

Полюбовавшись на цифирку, Сергей бросил чек в урну и вышел. Пока курил у выхода, увидел через стекло, что в урне роется какой-то юноша вполне приличного вида, не бомж. Подумал было, что паренек случайно выкинул нужный чек, но потом заметил, что он пару чеков уже положил в карман, но продолжает рыться. Сергей, как человек креативный и любитель логических загадок, задумался, какую пользу можно извлечь из использованного чужого чека, но ничего не придумал.

Через неделю, давно забыв об этом случае, Серега увидел, что дочь-студентка моет шею под большое декольте, проще говоря – собирается куда-то при полном параде. На прямой вопрос, куда намылилась, дочь ответила: — В ресторан с Вадиком. — Что за Вадик, почему не знаю? — Да я сама с ним на днях познакомилась. Представляешь, подошел прямо на улице. — Гони в шею. Очередная голытьба бесштанная. Они по твоей одежде видят, что у тебя богатые родители, вот и липнут как мухи на мед. — Нет, Вадик не такой. У него у самого полно денег. — Откуда знаешь? Он тебе сам наплел? Верь больше. Или айфон у него золотой? Так небось в кредит куплен. — Нет, пап, он не хвастался. Он вообще очень скромный. Но посмотри, на чем он мне свой телефон записал! Сергей перевернул бумажку с телефоном и увидел чек из банкомата с весьма солидной суммой остатка. С очень знакомой суммой, заканчивающейся на номер Серегиной машины. — Так-так, — протянул он. – Видали мы таких Вадиков. Худой, лохматый, похож на артиста этого, как его? Корч, Борч? Который Холмса играл. — Бенедикт Камбербэтч? Правда похож. Па, откуда ты знаешь? — Элементарно, Ватсон. Я тебе больше скажу. Денег у твоего Холмса нет ни шиша, зато соображалки даже больше, чем нужно. Жулик, каких поискать. Ладно, сходи, присмотрись, что за Вадик. Нам креативные люди в семье нужны.

от лат. сreatio - создание, сотворение) - свойство индивида в виде способности создавать новые понятия и формировать новые навыки на основе разного использования данной информации;способность, отражающее глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КРЕАТИВНОСТЬ

лат. creo - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens - скорее всего, эта способность присуща также многим “интеллектуальным” животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением, которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию (знание). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens.

В психологии 20 в. был разработан ряд концепций, которые связывали К. личности с соответствующими способностями - напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок (бихевиоризм), со способностью к продуктивному (гештальт-психология) или дивергентному (Дж.П. Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде

всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К. и т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе. Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности).

Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен.

Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях. Напр., лица с быстрым вариантом затылочного а-ритма, который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь. Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило, не предполагают высокого уровня “общего интеллекта”, а гораздо более тесно коррелируют с “врожденными талантами”, со специфическими видами интеллекта - лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинеста-тическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях. Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей. Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпа-тии, т.е. к идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спон-

танно предпочитают определенные мыслительные стратегии - напр., широко используют аналогии, образы, мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления - “мышление двуликого Януса”), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности. Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или “горячих” проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью, терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста.

О Treffert D.A. Extraordinary People. London, 1989; Actualizing talent: a lifelong challenge. Cassell, 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓

К творчеству , составляющий относительно устойчивую характеристику личности . Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем К. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К. В настоящее время К. рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении К. - выявление личностных качеств, с которыми она связана.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Креативность

Творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:

1 ) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;

2 ) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Для оценки креативности применяются различные тесты дивергентного мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изучение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:

1 ) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы;

2 ) анализ мышления творческого и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.

С целью содействия развитию мышления творческого можно использовать учебные ситуации, характерные незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов; при этом учащихся поощряют к формулированию множества вопросов. Вопрос о креативности как самостоятельном, независимом от интеллекта свойстве пока остается нерешенным. Не найдены и надежные способы ее измерения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Креативность Этимология.

Происходит от лат. creatio - созидание.

Категория.

Творческие способности индивида.

Специфика.

Характеризует готовностью к продуцированию принципиально новых идей. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Диагностика.

Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности.

Формирование.

С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КРЕАТИВНОСТЬ

(англ. creativity ) - творческие возможности ( ) человека, которые могут проявляться в мышлении , чувствах , общении , отдельных видах деятельности , характеризовать в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см. ), который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с т. зр. имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.

Важным этапом в изучении К. послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) (см. ). Большинство заданий в тестах на К. ориентировано на выявление дивергентных способностей: они не предполагают определенного числа ответов; оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию; поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений.

П. Торренс (1974) определил К. как появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний ; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез ; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение К. как процесса позволяет выявить структуру К. (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах К., разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают К. в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

Помимо тестов для определения К., используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты м. б. адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов: ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении (см. , ).

Высокие показатели К. у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями (см. ). Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления , выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию К.: избежание риска ; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; ; неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования; преклонение перед авторитетами. См. также . (Е. И. Щебланова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Креативность

   КРЕАТИВНОСГЬ (с. 328) (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В последние годы термин получил в отечественной психологии широкое распространение, почти вытеснив бытовавшее ранее словосочетание творческие способности . Эти понятия кажутся синонимичными, что могло бы вызвать сомнение в целесообразности введения иноязычного термина. На самом деле креативность правильнее определить не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству, а это понятия хотя и очень близкие, но не идентичные.

Творческие компоненты интеллектуальных процессов привлекали внимание многих ученых на всем протяжении развития психологической науки. Достаточно вспомнить оригинальные исследования француза Альфреда Бине, англичанина Фредерика Бартлетта, работы Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Карла Дункера, выполненные в русле гештальтпсихологии, и множество других интересных исследований. Однако в большинстве этих работ фактически не учитывались индивидуальные различия в творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере.

Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениями в области тестометрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области.

К началу 60-х гг. XX в. был уже накоплен масштабный опыт тестирования интеллекта, что в свою очередь поставило перед исследователями новые вопросы. В частности, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. Опыт свидетельствовал, что люди с не очень высоким IQ оказываются способны на незаурядные достижения, а многие другие, чей IQ значительно выше, нередко от них отстают. Было высказано предположение, что здесь решающую роль играют какие-то иные качества ума, которые не охвачены традиционным тестированием.

Поскольку сопоставление успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие связи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеряемых интеллектуальными тестами, а от особой способности «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе». Такую способность назвали креативностью. Основным средством диагностики креативности стал «тест отдаленных ассоциаций» (Remote Associates Test ), с помощью которого измеряют особенности и «быстроту перемещения внимания на некотором символическом уровне в пределах широкого объема информации».

Дж.Гилфорд и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность . Среди них:

   беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);

   гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);

   оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);

   любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);

   иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

В 1967 г. Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.

Первоначально Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В ходе многочисленных экспериментов выяснилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении проблем, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.

Позже Э.Торренс, опираясь на результаты обширных эмпирических исследований, сформулировал модель соотношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов общий интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность утрачивает зависимость от интеллекта.

Дальнейшие исследования мало способствовали уточнению этого положения, поскольку привели к противоречивым результатам. Н.Коган и М.Воллах критически проанализировали процедуру тестирования креативности в экспериментах Гилфорда и Торренса. Отказавшись от элементов соревновательности, временных ограничений и критерия точности, они в результате установили независимость факторов креативности и интеллекта.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей ИП РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации, то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи.

Интересное исследование, касающееся соотношения креативности и интеллекта, провела наша соотечественница Е.Л.Григоренко (ныне работающая под руководством Р.Стернберга в Йельском университете). Ей удалось выявить, что количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелируете креативностью по методике Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Векслеру.

Опираясь на эти данные, В.Н.Дружинин делает вывод: креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Между тем операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность. Иными словами, креативность и общий интеллект являются способностями, каждая из которых определяет процесс решения мыслительной задачи, однако они играют разную роль на различных этапах этого процесса.

Впрочем, хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. Достаточно сказать, что еще сорок лет назад было описано более 60 определений креативности, а к настоящему моменту их уже невозможно сосчитать. При этом некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия».

Несколько лет назад Ф.Баррон и Д.Харрингтон, подводя итоги исследований в этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности.

Креативность - это способность реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытие, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.

Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.

К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом? Впрочем, те же сомнения высказытаются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Не приходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого».

На этом основании нельзя исключить и то, что креативность, подобно традиционно измеряемому интеллекту, характеризуется определенной совокупностью прижизненно усвоенных умственных действий, навыков и стратегий. Свидетельства в пользу этого получены в исследованиях, посвященных формированию креативности. Так, Гуднау, Уорд, Хэддон и Литтон продемонстрировали прямую зависимость креативности от условий социализации, вплоть до уровня учебных заведений, в которых разные люди получают образование. Иными словами, есть школы консервативные, формирующие исполнителей, - творческие личности в них не уживаются, отторгаются ими; и есть школы творческие, которые в буквальном смысле слова учат мыслить креативно. Правда, и из первых порой выходят творцы (вспомним того же Томаса Эдисона, не справлявшегося с рутинной программой), а вторые отнюдь не гарантируют стопроцентную творческую отдачу своих выпускников. Вероятно, кое-что заложено в самом человеке, причем не только в познавательной сфере, но и в личностной. Что же заложено, в какой мере, как это стимулировать и поощрять? Эти вопросы еще ждут своих исследователей.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "креативность" в других словарях:

    КРЕАТИВНОСТЬ - (лат. сrео творить, создавать) способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в… … Философская энциклопедия

    КРЕАТИВНОСТЬ - (от лат. creatio созидание сотворение), творческая, созидательная, новаторская деятельность … Большой Энциклопедический словарь

    Креативность - (от лат. creatio созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По … Психологический словарь



Похожие статьи

  • Пирог «Шарлотка» с сушеными яблоками Пирожки с сушеными яблоками

    Пирог с сушёными яблоками был очень популярен в деревнях. Готовили его обычно в конце зимы и весной, когда убранные на хранение свежие яблоки уже кончались. Пирог с сушёными яблоками очень демократичен - в начинку к яблокам можно...

  • Этногенез и этническая история русских

    Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения...

  • Людмила Петрушевская - Странствия по поводу смерти (сборник)

    В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона: иногда человек может просто ошибиться, а иногда – посчитать закон несправедливым. Заглавная повесть сборника «Странствия по поводу смерти» – детектив с элементами...

  • Пирожные Milky Way Ингредиенты для десерта

    Милки Вэй – очень вкусный и нежный батончик с нугой, карамелью и шоколадом. Название конфеты весьма оригинальное, в переводе означает «Млечный путь». Попробовав его однажды, навсегда влюбляешься в воздушный батончик, который принес...

  • Как оплатить коммунальные услуги через интернет без комиссии

    Оплатить услуги жилищно-коммунального хозяйства без комиссий удастся несколькими способами. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как...

  • Когда я на почте служил ямщиком Когда я на почте служил ямщиком

    Когда я на почте служил ямщиком, Был молод, имел я силенку, И крепко же, братцы, в селенье одном Любил я в ту пору девчонку. Сначала не чуял я в девке беду, Потом задурил не на шутку: Куда ни поеду, куда ни пойду, Все к милой сверну на...